Защита прокуратурой жилищных прав граждан

(Вечканова Т.)

("Законность", 2007, N 11)

Текст документа

ЗАЩИТА ПРОКУРАТУРОЙ ЖИЛИЩНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН

Т. ВЕЧКАНОВА

Т. Вечканова, прокурор отдела прокуратуры Амурской области.

В 2006 г., в сравнении с 2005 г., произошло значительное увеличение количества заявлений, направляемых прокуратурой Амурской области в суды в порядке ст. ст. 45, 254 ГПК в интересах граждан, неопределенного круга лиц по защите жилищных прав; об оспаривании в порядке ст. 251 ГПК нормативных правовых актов органов власти, местного самоуправления, регулирующих жилищные и, связанные с их реализацией, иные общественные отношения.

В 2006 г. прокуроры направили в суды 138 исков (заявлений) по указанной категории дел (в 2005 г. - 11). Такие показатели свидетельствуют об усилении роли исковой работы как средства реагирования на выявленные нарушения закона, пресечения правонарушений.

Анализ результатов надзорной деятельности прокуратуры области за исполнением жилищного законодательства органами власти, местного самоуправления, иными органами, ведомствами и учреждениями позволяет сделать вывод о том, что исковая работа - действенная мера по скорейшему восстановлению нарушенных прав гражданина.

Анализ принятых в 2005 - 2006 гг. на территории Амурской области нормативных правовых актов органов государственной власти, органов местного самоуправления в сфере правового регулирования жилищных отношений свидетельствует о значительном числе нарушений, допускаемых ими в процессе нормотворчества.

Согласно ст. 76 Конституции РФ, ст. 3 ФЗ от 6 октября 1999 г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации не могут противоречить федеральным законам.

Прокуратурой области проверена законность издания Постановления мэра г. Благовещенска от 15 декабря 2005 г. "Об утверждении ставок оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги на 2006 год".

В соответствии с приложением N 1 к указанному Постановлению утверждены ставки оплаты за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма или договорам найма специализированного помещения, а также для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом.

В ходе проверки установлено, что нормативный акт в указанной части незаконен и подлежит отмене по следующим основаниям.

Согласно п. 7 ч. 2 ст. 5 ФЗ от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - ФЗ N 210), органы местного самоуправления устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Федерации для соответствующего муниципального образования.

В силу положений п. 1 ч. 2 и ч. 3 ст. 4 ФЗ N 210, ежегодно до внесения в Государственную Думу Федерального Собрания РФ проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок устанавливает предельные индексы в среднем по субъектам Федерации. Они устанавливаются с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, а также с учетом региональных и иных особенностей. Федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок вправе установить только индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

В свою очередь, органы исполнительной власти субъектов Федерации в соответствии с предельными индексами, установленными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок, устанавливают предельные индексы по муниципальным образованиям до принятия закона субъекта Федерации о бюджете на очередной финансовый год. Органы исполнительной власти субъектов Федерации вправе установить только индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса. Указанные предельные индексы устанавливаются исходя из объемов производимых товаров и оказываемых услуг организаций коммунального комплекса с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, а также с учетом местных и иных особенностей.

Однако в силу ч. 2 ст. 18 ФЗ N 210 установление предельных индексов, тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса на 2006 г. осуществляется применительно к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, действующим на конец 2005 г., без учета требований, указанных в п. 1 ч. 2 и ч. 3 ст. 4 этого Закона.

Таким образом, издания нормативного правового акта органом исполнительной власти субъекта Федерации об установлении предельных индексов по муниципальным образованиям в соответствии с предельными индексами, установленными федеральным органом исполнительной власти в области регулирований тарифов и надбавок, не требуется.

В то же время, в силу ч. 3 ст. 18 ФЗ N 210, тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, установленные до вступления в силу этого Закона, подлежат пересмотру и приведению в соответствие с предельными индексами, установленными в соответствии с ним, в срок не позднее одного календарного месяца со дня вступления в силу актов, которыми утверждаются и вводятся в действие указанные предельные индексы.

В соответствии с Приказом Федеральной службы по тарифам от 29 декабря 2005 г. N 853-э/4 (в ранее действовавшей редакции) для Амурской области предельные индексы максимально возможного изменения размера платы за жилое помещение составляют 120%, как и предельные индексы изменения размера платы за коммунальные услуги.

Анализ данных, содержащихся в рассматриваемом Постановлении мэра г. Благовещенска, свидетельствует о превышении предельного индекса максимально возможного изменения размера платы за жилое помещение по сравнению со ставками оплаты жилья за содержание (техническое обслуживание) муниципального жилищного фонда, утвержденными приложением N 1 к Постановлению мэра г. Благовещенска от 23 декабря 2004 г. N 4076.

Таким образом, оспариваемое Постановление в части изменения платы за жилое помещение (приложение N 1) противоречило федеральному законодательству.

В связи с этим 26 января 2006 г. прокурор г. Благовещенска направил требование о приостановлении действия незаконного постановления, а прокурор области принес протест, в котором установил сокращенный (5-дневный) срок для его рассмотрения. Учитывая бездействие администрации г. Благовещенска, 27 января 2006 г. в Благовещенский городской суд направлено заявление о признании приложения N 1 недействующим с 31 декабря 2005 г.

Решением суда от 7 февраля 2006 г. требования прокурора удовлетворены, оспариваемые положения Постановления мэра г. Благовещенска и приложения к нему признаны недействующими. На мэра города возложена обязанность привести ставки оплаты за содержание и ремонт жилого помещения в соответствие с приказом Федеральной службы по тарифам. В кассационном порядке решение не обжаловалось. Администрацией г. Благовещенска принято решение о перерасчете гражданам сумм произведенной оплаты за содержание и ремонт жилья.

В феврале 2006 г. прокуратурой области проведена проверка соблюдения законодательства о ценообразовании в сфере ЖКХ с учетом требований ФЗ от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ, Приказа Федеральной службы по тарифам от 29 декабря 2005 г. N 853-э/4.

Были проверены все нормативные правовые акты органов местного самоуправления, устанавливающие тарифы в жилищно-коммунальной сфере для населения на 2006 г. При этом исследовались материалы, поступившие из управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области и департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации Амурской области.

В ходе проверки в 19 муниципальных образованиях установлены факты превышения индекса изменения размера платы граждан за жилищные и коммунальные услуги, установленные приложением N 3 к указанному Приказу ФСТ.

Прокурорами городов Свободного, Шимановска, Тынды, ЗАТО пос. Углегорск, Михайловского, Зейского, Бурейского, Белогорского, Сковородинского, Ромненского, Серышевского, Архаринского, Благовещенского, Константиновского, Тамбовского районов, а также прокурором Амурской области в суд направлено 15 заявлений о признании нормативных правовых актов органов местного самоуправления об утверждении тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2006 г. недействующими. Заявления удовлетворены.

Прокурор Благовещенска 17 апреля 2006 г. в порядке ст. 45 ГПК в интересах несовершеннолетних направил в суд заявление о признании не соответствующим федеральному законодательству п. 1 Приказа директора ФГОУ СПО Благовещенский коммунально-строительный техникум от 14 июня 2005 г. N 78 "Об оплате за проживание в общежитии". В ходе проверки, проведенной по обращению жильцов общежития, установлено, что в нарушение ст. 157 ЖК, предусматривающей определение размера платы на основании приборов учета либо по нормативам, установленным органом местного самоуправления, директор ФГОУ самостоятельно установил размер платы за коммунальные услуги.

Заявление прокурора удовлетворено судом.

В ходе осуществления надзора территориальными прокурорами выявлены факты принятия нормативных правовых актов органами местного самоуправления с превышением полномочий, предоставленных законодательством об организации местного самоуправления, а также Жилищным кодексом РФ.

Так, прокурор Благовещенского района направил в суд 13 заявлений о признании недействующими постановлений глав некоторых сельских поселений, издавших правила пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории в муниципальных жилищных фондах, а также правила использования (эксплуатации) жилищного фонда.

Оспоренными прокурором правилами главы администраций сельских поселений определили порядок пользования жилыми помещениями не только в муниципальном, но и в государственном, общественном жилищном фондах и их придомовых территориях. Кроме того, в нарушение ст. 14 ФЗ от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", главами сельских поселений урегулированы не только вопросы содержания муниципального жилищного фонда, но и правила пользования жилыми объектами.

Заявления рассмотрены судом и удовлетворены.

При осуществлении надзорных проверок прокуроры выявили незаконные правовые акты, принятые главами сельских поселений области по вопросам регулирования градостроительной деятельности на территории поселений.

Так, Постановлением главы администрации Волковского сельсовета Благовещенского района Амурской области N 36 от 3 июня 2005 г., утверждено Положение о градостроительной деятельности на территории Волковского сельсовета, отдельные нормы которого приняты в нарушение федерального законодательства.

В нарушение ст. 8 Градостроительного кодекса РФ в указанном Положении были установлены основания и порядок выдачи разрешений на строительство.

Прокурор Благовещенского района оспорил Положение в суде. В марте 2006 г. суд удовлетворил заявленные прокурором требования и признал оспоренные положения недействующими со дня принятия.

В ходе проведения проверки исполнения законодательства при реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" прокурор Благовещенского района выявил нарушения со стороны администрации Волковского сельсовета.

Так, органами местного самоуправления не формировались списки молодых семей в установленном порядке, население не информировалось о проведении такой программы и возможности участия в ней молодых семей. В список участников программы была включена только одна семья - родного брата главного специалиста Волковского сельсовета П.

В отношении П. было возбуждено уголовное дело и Постановлением Благовещенского районного суда от 31 июля 2006 г. прекращено ввиду деятельного раскаяния.

Прокурор района обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Волковского сельсовета по исполнению требований целевой программы при осуществлении мероприятий по признанию семей нуждающимися в улучшении жилищных условий, формированию органом местного самоуправления списка молодых семей, информированию населения о реализации программы через средства массовой информации.

Решением суда от 1 ноября 2006 г. заявленные прокурором требования удовлетворены.

Защита жилищных прав граждан осуществляется и в рамках дел, рассмотренных арбитражным судом Амурской области по искам (заявлениям) прокурора области.

Так, в прокуратуру Серышевского района обратились жители одного из домов райцентра. Многоквартирный дом принадлежал одному из предприятий района, а после того как предприятие было признано банкротом, дом, находящийся в плачевном состоянии, вместе с оставшимися жильцами остался бесхозным. Администрация поселка отказалась принимать его в муниципальную собственность, конкурсное производство по банкротству предприятия завершилось, а люди остались жить в полуразрушенном жилье и обратились к прокурору района с жалобой на поселковую администрацию, которая не предпринимает действий по их расселению.

Проверкой, проведенной прокуратурой Серышевского района, в действиях органов местного самоуправления муниципального образования пгт Серышево были установлены нарушения федерального законодательства, что послужило основанием для обращения прокурора области в арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании действий органа местного самоуправления незаконными по следующим основаниям.

В соответствии с п. 5 ст. 132 ФЗ от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", жилищный фонд социального использования, а также социально значимые объекты, не проданные в порядке, предусмотренном Законом, подлежат передаче в собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, о чем конкурсный управляющий уведомляет указанные органы.

Согласно п. 6 ст. 132, передача жилищного фонда социального использования и любых социально значимых объектов в собственность муниципального образования осуществляется без каких-либо дополнительных условий.

При таких обстоятельствах принятие в муниципальную собственность указанного жилого дома - обязанность органов местного самоуправления муниципального образования поселка Серышево.

В соответствии со ст. 14 ФЗ от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства относится к вопросам местного значения поселений. Аналогичное положение содержит и ст. 8 устава поселка Серышево.

Решением арбитражного суда от 25 декабря 2006 г. заявление прокурора области удовлетворено, суд признал незаконным отказ администрации муниципального образования - поселок городского типа Серышево принять в муниципальную собственность 8-квартирный жилой дом и возложил на ответчика обязанность восстановить нарушенное право путем принятия указанного дома в установленном порядке в муниципальную собственность поселка.

Защита жилищных прав граждан в судебном порядке осуществляется прокуратурой области по различным направлениям: споры, связанные с пользованием специализированными жилыми помещениями, защита жилищных прав несовершеннолетних сирот, состоящих под опекой, иные категории дел.

Безусловно, ч. 1 ст. 45 ГПК устанавливает процессуальные рамки для обращения прокурора в суд в интересах граждан по защите нарушенных прав. Кроме того, суды при решении вопросов о принятии исков и заявлений прокуроров, направленных в защиту жилищных прав гражданина, неопределенного круга лиц, не однозначно решают вопрос о наличии у прокуроров права на обращение в суд.

Вместе с тем, учитывая, что защита жилищных прав граждан - одно из приоритетных направлений надзорной деятельности, прокуратура Амурской области и отдел по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессах, определяя направления и формы работы территориальных прокуратур, строят организацию работы в этом направлении с максимальным использованием мер прокурорского реагирования с учетом норм гражданского процессуального законодательства.

------------------------------------------------------------------

Название документа