Проблемы законодательного регулирования имущественной поддержки малого бизнеса в Российской Федерации
(Данилова И. В., Загуляев А. В.) ("Безопасность бизнеса", 2011, N 3) Текст документаПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИМУЩЕСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ <*>
И. В. ДАНИЛОВА, А. В. ЗАГУЛЯЕВ
-------------------------------- Danilova I. V., Zagulyaev A. V. Problems of legislative regulation of pecuniary support of small business in the Russian Federation.
Данилова Инна Владимировна, аспирант кафедры государственного управления, правового обеспечения государственной и муниципальной службы Федерального ГОУ ВПО "Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации".
Загуляев Алексей Вячеславович, аспирант кафедры экономического права и гражданско-правовых дисциплин ГОУ ВПО "Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова".
Данная статья посвящена проблемам законодательного регулирования имущественной поддержки малого бизнеса в Российской Федерации. Авторы считают, что институт имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, являясь одним из самых важных и востребованных субъектами малого и среднего предпринимательства, требует дальнейшего законодательного совершенствования.
Ключевые слова: малый бизнес, имущественная поддержка.
The present article is devoted to the problems of legislative regulation of pecuniary support of small business in the Russian Federation. The author believes that the institute of pecuniary support of subjects of small and middle entrepreneurship being one of the most important and popular among the subjects of small and middle entrepreneurship requires further legislative improvement.
Key words: small business, pecuniary support.
Государственная поддержка субъектов предпринимательской деятельности, а именно его массовой формы - малого и среднего предпринимательства, является одним из наиболее эффективных механизмов посткризисной регенерации отечественной экономики. Во многом это связано с высокой мобильностью малых и средних форм хозяйствования, их возможностью оперативно создавать новые рабочие места, заполнять перспективные рыночные ниши и внедрять инновационный продукт. В экономически развитых странах малый и средний бизнес определен в качестве особого объекта законодательного регулирования, т. к. производимая в этом секторе продукция составляет большую часть валового национального продукта и экспорта. Сегодня мы можем констатировать стратегическое понимание органами государственной власти Российской Федерации важной роли малого и среднего предпринимательства в экономическом развитии страны и формировании среднего класса. Повышение участия малого и среднего предпринимательства в современной экономике России является гарантией стабильного увеличения объема налоговых поступлений в бюджет страны. Правительство Российской Федерации распоряжением от 17 ноября 2008 г. N 1663-р включило развитие малого и среднего предпринимательства в Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 г. и поставило задачу значительного увеличения роли малых и средних форм хозяйствования в экономической жизни российского государства. При этом определена основная задача - повышение вклада малых предприятий в ВВП страны с 21% в 2008 г. до 29% к 2012 г. (в 2005 г. подобный показатель составлял 12% и 11,6% в 2006 г. соответственно), в занятости населения - до 23%; доли неторгового сектора - до 40%, а в выпуске инновационной и высокотехнологичной продукции - увеличение к 2012 г. в 6 раз <1>. -------------------------------- <1> URL: www. economy. gov. ru.
Государство предприняло немало реальных шагов, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства. Упрощается открытие собственного дела, сокращаются административные барьеры, совершенствуются контрольно-надзорная деятельность, сфера налогообложения, система электронных торгов и т. д. Вместе с тем очевидно, что успех малого и среднего предпринимательства зависит не только от создания благоприятной макроэкономической, но и прежде всего от правовой среды, отвечающей интересам всех участников гражданского оборота в этой сфере. Несмотря на интенсификацию усилий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области развития и поддержки малого и среднего предпринимательства, сохраняется ряд серьезных проблем, препятствующих успешному развитию указанного сектора отечественной экономики. К числу факторов, сдерживающих развитие малого и среднего предпринимательства, относятся проблемы законодательного регулирования имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и арендных отношений указанных субъектов с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может оказываться имущественная поддержка в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в т. ч. земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях. В рамках реализации указанного положения 22 июля 2008 г. вступил в силу Федеральный закон N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который в настоящее время является ключевым документом, обеспечивающим имущественную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства. Данный Федеральный закон призван урегулировать правоотношения, возникающие в связи с отчуждением из государственной собственности субъектов Российской Федерации либо муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства. В нем отражены особенности отчуждения арендуемого имущества, условия предоставления и порядок реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, определены последствия несоблюдения требований к порядку совершения сделок по возмездному отчуждению государственного или муниципального имущества. Основная цель Федерального закона N 159-ФЗ - оказание адресной государственной поддержки предприятиям малого и среднего предпринимательства посредством установления для них преференций в приватизации арендуемых объектов недвижимого имущества. Сложившаяся правоприменительная практика реализации Федерального закона N 159-ФЗ свидетельствует о разном уровне и темпах исполнения положений Закона субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями. Так, одна из проблем связана с нежеланием органов местного самоуправления продавать муниципальное имущество. Действующее законодательство дает право органам государственной власти субъектов Российской Федерации или органам местного самоуправления, уполномоченным на осуществление функций по приватизации имущества, принимать решения о целесообразности приватизации имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Следует отметить, что 20 декабря 2010 г. Конституционный Суд Российской Федерации провозгласил Постановление по делу о проверке конституционности норм Закона об отчуждении недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности. Так, по мнению Конституционного Суда Российской Федерации, целью местного самоуправления является создание благоприятных условий для жизни населения и муниципальная собственность предназначена обеспечивать интересы местного сообщества. В этой связи в муниципальной собственности должно находиться только то имущество, которое требуется для решения муниципальных задач. Также следует отметить, что одной из основных проблем реализации Федерального закона N 159-ФЗ является завышение рыночной стоимости выкупаемых помещений со стороны органов местного самоуправления. Следующий круг выявленных проблем - это перевод выкупаемого имущества в региональные и муниципальные перечни поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, доначисление налога на добавленную стоимость, неравномерная рассрочка платежей, продажа помещений "своим" компаниям. Одной из норм Федерального закона N 159-ФЗ, влияющей на динамику выкупа помещений, является предоставление права субъектам Российской Федерации устанавливать максимальную площадь помещений, на которые распространяется право преимущественного выкупа. Учитывая изложенное, представляется целесообразным внести в Федеральный закон N 159-ФЗ ряд поправок, в том числе: - предоставить добросовестным арендаторам право выкупа помещений, включенных в региональные и муниципальные перечни, ограничив при этом площадь выкупаемых помещений; - обязать субъекты Российской Федерации устанавливать площадь и сроки рассрочки в размере не менее определенных Правительством Российской Федерации. Еще один вопрос, который в настоящее время является актуальным, - это освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость операций по отчуждению государственного и муниципального имущества, выкупаемого субъектами малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом N 159-ФЗ. В настоящее время принят Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 395-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (вступает в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением положений, для которых ст. 5 настоящего Федерального закона установлены иные сроки вступления их в силу). Пунктом 2 ст. 1 Закона установлено, что объекты недвижимого имущества, приобретаемые субъектами малого и среднего предпринимательства в рамках реализации Федерального закона N 159-ФЗ, исключены из объектов налогообложения НДС. Существует и ряд "типичных" проблем, которые отмечают предприниматели. Это затягивание сроков рассмотрения заявок и отказы в выкупе государственного и муниципального имущества, высокая арендная плата, непригодность помещений для ведения бизнеса, ограниченное количество помещений. В ряде случаев, по мнению предпринимателей, объекты недвижимости включены в перечни с целью не допустить их льготную приватизацию. Вместе с тем до недавнего времени оставался нерешенным вопрос формирования целевых перечней для предоставления в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства за счет помещений, находящихся в федеральной собственности. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2010 г. N 645 "Об имущественной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства при предоставлении федерального имущества" Росимущество наделяется полномочиями по формированию, утверждению, ведению и опубликованию перечней недвижимого федерального имущества (за исключением земельных участков), свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), для предоставления во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства. На основании изложенного институт имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, являясь одним из самых важных и востребованных субъектами малого и среднего предпринимательства, требует дальнейшего законодательного совершенствования.
------------------------------------------------------------------
Название документа