Особенности возникновения исключительного права на коммерческое обозначение

(Петренко О. В.) ("Безопасность бизнеса", 2011, N 3) Текст документа

ОСОБЕННОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ПРАВА НА КОММЕРЧЕСКОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ <*>

О. В. ПЕТРЕНКО

Петренко Оксана Валерьевна, Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева.

Данная статья посвящена особенностям возникновения исключительного права на коммерческое обозначение. Право на коммерческое обозначение возникает в силу его известности на определенной территории и не подлежит регистрации в специальном реестре коммерческих обозначений.

Ключевые слова: исключительное право, коммерческое обозначение, предпринимательство.

The present article is devoted to peculiarities of arising exclusive right to trade name. The right to trade name arises by virtue of reputation thereof on the certain territory and is not subject to registration in the special register of trade names.

Key words: exclusive right, trade name, entrepreneurship.

Каждый субъект предпринимательства вправе использовать в своей деятельности предприятие как имущественный комплекс. Термин "предприятие" часто используется как для обозначения субъекта права (юридического лица), так и для обозначения объекта гражданских прав. Определение предприятия именно как субъекта права преобладало в законодательстве СССР и РСФСР. К примеру, в ст. 4 Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" указано, что "предприятием является самостоятельный хозяйствующий субъект" <1>. Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ) использует термин "предприятие" для обозначения одной из организационно-правовых форм юридических лиц - государственных и муниципальных унитарных предприятий (ст. ст. 113 - 115), при этом учитывая, что каждому из названных значений термина "предприятие" соответствует свое вполне определенное явление экономического оборота <2>. В соответствии со ст. 132 ГК РФ предприятие рассматривается как объект гражданских прав. Согласно проекту Федерального закона о внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации, разрабатываемому Советом при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 18 июля 2008 г. N 1108 "О совершенствовании Гражданского кодекса РФ", предприятие представляет собой: -------------------------------- <1> Закон РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" от 25 декабря 1990 г. // Ведомости ВС СССР. 1990. N 36. Ст. 751. <2> Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 г. // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.

а) единый объект прав оборота; б) имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности; в) в состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (коммерческое обозначение, товарные знаки, знаки обслуживания), другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором <3>. -------------------------------- <3> URL: http:// www. arbitr. ru/ press-centr/ news/ 31202.php.

Под коммерческим обозначением понимается символ, используемый субъектом предпринимательской деятельности в целях индивидуализации своего предприятия как имущественного комплекса, подлежащий правовой охране в силу известности на определенной территории, не требующий регистрации в специальном реестре <4>. Цель использования коммерческого обозначения - индивидуализация предпринимательской деятельности в целом посредством идентификации предприятия через создание неповторимого, оригинального, известного на определенной территории образа (символа) того или иного субъекта предпринимательства. -------------------------------- <4> К вопросу о правовой природе коммерческого обозначения: материалы докладов Международной межвузовской научно-практической конференции молодых ученых "Традиции и новации в системе современного российского права". Московская государственная юридическая академия им. О. Е. Кутафина, г. Москва, 2010 / Отв. ред. Г. А. Есаков. М., 2010. С. 230 - 231.

Полагаем, что коммерческое обозначение представляет собой символ. Символ в переводе с греческого - знак, опознавательная примета <5>. Таким образом, понятие символа объединяет в себе категории знака и обозначения. Символ есть предметный или словесный знак, условно выражающий сущность явления с определенной точки зрения, которая и определяет сам характер, качество символа <6>. В основе своей символ имеет всегда переносное значение. В символе наличествует всегда скрытое сравнение, та или иная связь с явлениями быта, с явлениями исторического порядка и т. п. Коммерческое обозначение можно рассматривать как символ, условно выражающий предпринимательскую деятельность организации или индивидуального предпринимателя. -------------------------------- <5> Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1990. С. 431. <6> Кулагина Н. В. Символ как средство мировосприятия и миропонимания: Дис. ... канд. филос. наук: 09.00.08 / МГУ. М., 2003. С. 14.

Следует отметить, поскольку коммерческое обозначение индивидуализирует не субъект права, а объект, вполне логично, что не требуется обязательного включения коммерческого обозначения в учредительные документы и Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. Согласно п. п. 64, 65 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26 марта 2009 г. N 5/29 право на коммерческое обозначение не возникает ранее момента начала фактического использования такого обозначения для индивидуализации предприятия и прекращается автоматически, если правообладатель не использует его непрерывно в течение года. Таким образом, правовая охрана коммерческого обозначения не ставится в зависимость от регистрации в специальном реестре. Ряд исследователей предлагает ввести систему добровольной регистрации коммерческих обозначений, предоставив функции регистратора либо торгово-промышленным палатам субъектов РФ (В. Н. Уруков) <7>, либо Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Т. Г. Клочун) <8>. Прецедент введения заявительной регистрации известен. С 1 сентября 2009 г. Пензенская областная торгово-промышленная палата осуществляет ведение Реестра коммерческих обозначений предприятий и предпринимателей Пензенской области <9>. В целях развития услуги, ориентированной на поддержку малого и среднего бизнеса, распоряжением Правительства Пензенской области от 11 января 2010 г. N 7-рП одобрено ведение Реестра коммерческих обозначений предприятий и предпринимателей Пензенской области, держателем которого является Пензенская ТПП. Однако законность ведения указанного реестра вызывает сомнения. -------------------------------- <7> Уруков В. Н. Соотношение права на фирменное наименование и права на коммерческое обозначение // Право и экономика. 2007. N 11. С. 13. <8> Клочун Т. Г. Проблемы правового регулирования отношений, объектом которых выступают коммерческие обозначения // Хозяйство и право. 2007. N 4. С. 65 - 74. <9> URL: http:// www. tpppnz. ru/ ru/ page/ 587/.

Сторонники добровольной регистрации коммерческих обозначений обосновывают необходимость специальной регистрации тем, что в случае возникновения спора в судебном порядке можно будет ссылаться в качестве доказательства на свидетельство, выданное в результате включения в специальный реестр коммерческих обозначений. Но факт, что регистрация должна носить добровольный характер, может привести к такой ситуации, когда суд будет отдавать предпочтение в защите тем субъектам предпринимательства, чьи коммерческие обозначения занесены в специальный реестр. При этом право на коммерческое обозначение возникает в силу известности на определенной территории. Установление для коммерческого обозначения требования регистрации в специальном реестре вряд ли было бы оправдано с точки зрения функций, выполняемых данным средством индивидуализации. Право на коммерческое обозначение носит локальный характер и не претендует на известность регионального или федерального масштаба. Анализ судебной практики позволяет сделать вывод о том, что правообладатели коммерческого обозначения в большинстве случаев действуют только на территории муниципального образования. Соответственно, защита указанного средства индивидуализации не является столь же широкой, как, например, у товарных знаков или фирменных наименований, и ограничивается территорией, на которой ведется коммерческая деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя. Заметим, что большинство субъектов предпринимательской деятельности известно потребителям не под тем "именем", под которым они зарегистрированы в Едином государственном реестре юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а под теми наименованиями и обозначениями, т. е. символами, которые индивидуализируют принадлежащее субъекту предпринимательства предприятие. Важно отметить, что ключевым элементом, с которым зарубежное законодательство, как правило, связывает возникновение исключительного права на коммерческое обозначение, является интенсивность его использования в гражданском обороте <10>. Только в случае приобретения этими средствами индивидуализации известности в результате его использования коммерческому обозначению может быть обеспечена полноценная правовая защита. -------------------------------- <10> Шишкин Д. А. Фирменные наименования и коммерческие обозначения в законодательстве зарубежных стран // Российская юстиция. 2009. N 3. С. 13 - 18.

Таким образом, право на коммерческое обозначение возникает в силу его известности на определенной территории и не подлежит регистрации в специальном реестре коммерческих обозначений.

Название документа