Договоры об информационно-правовом обслуживании

(Дорохова Н. А.) ("Информационное право", 2011, N 2) Текст документа

ДОГОВОРЫ ОБ ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВОМ ОБСЛУЖИВАНИИ <*>

Н. А. ДОРОХОВА

-------------------------------- <*> Статья рекомендована кафедрой гражданского права РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина.

Дорохова Наталья Александровна, ассистент кафедры гражданского права РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина, аспирант кафедры гражданского и семейного права Московской государственной юридической академии имени О. Е. Кутафина.

В статье приводится анализ договоров об информационном обслуживании с помощью справочно-правовых систем (СПС) с примерами из деловой практики. Дается авторская классификация этих договоров, характеристика их содержания, определение договора об оказании информационных услуг с помощью СПС.

Contracts on informational-law services N. A. Dorokhova

Ключевые слова: информационное обслуживание, справочно-правовые системы, договор, информационные услуги.

The article deals with the analysis of agreements for information services providing through legal reference resources (SPS). There are given the appropriate examples from business practice. The article presents author's classification of the mentioned agreements, characteristics of terms of such agreements, the definition of an agreement for information services providing through SPS.

Key words: informational-law services, reference-law systems, contract, informational services.

В деловой практике широко распространены договоры об информационном обслуживании с помощью различных справочно-правовых систем (СПС): "Консультант", "Гарант", "Кодекс" и др. Между тем указанные правоотношения не получили законодательного регулирования, а также должной теоретической разработки. Дадим правовую характеристику данных договоров. По содержанию и субъектному составу можно выделить несколько видов договоров об информационном обслуживании с помощью справочно-правовых систем: 1) договоры об информационном обслуживании за плату с любыми пользователями; 2) договоры об информационном обмене с пользователями - некоммерческими организациями и органами государственной власти; 3) договоры об информационном обслуживании без платы с определенной категорией пользователей. Услугодателями по договору являются коммерческие организации различных организационно-правовых форм, например ЗАО "Консультант-Плюс", ООО "НПП "Гарант-Сервис", ОАО "Научно-производственное предприятие "Эталон", ГУП "Научно-технический центр правовой информации "Система" Федеральной службы охраны РФ". Представляется, что эти субъекты можно отнести к группе профессиональных услугодателей, так как оказание информационных услуг является для них основным видом деятельности. Предполагается, что эти субъекты обладают специальными знаниями, навыками в соответствующей сфере деятельности, имеют больше технических, организационных и иных возможностей для надлежащего исполнения обязательств по договору. Услугополучателями по договору об информационном обслуживании за плату могут быть любые субъекты. Договоры об информационном обмене заключаются с услугополучателями - органами государственной власти и некоммерческими организациями, деятельность которых связана с производством, распространением или обучением правовой информации (Высший Арбитражный Суд РФ, Торгово-промышленная палата РФ, учебные заведения и др.). Представляется, что на практике такие договоры могут заключаться и с услугополучателями - коммерческими организациями. Услугополучателями по договору о бесплатном информационном обслуживании являются ученые, занимающиеся научно-исследовательской деятельностью в юридической или финансово-экономической областях, либо преподаватели высших учебных заведений, которые ведут занятия по определенным дисциплинам <1>. В случае доступа через Интернет к "усеченным базам" услугополучателями могут быть любые субъекты. -------------------------------- <1> См.: Программа информационной поддержки российской науки и образования. URL: http:// edu. consultant. ru/ highschool/ programm/ (дата обращения: 20 января 2010 г.).

Содержание договора об обслуживании с помощью СПС составляют следующие условия о: предмете, объекте, качестве, сроке, порядке предоставления сопутствующих услуг. Договоры об информационном обслуживании без платы с определенной категорией пользователей, а также договоры об информационной поддержке также включают условие о целевом использовании оказываемых услуг. Предмет договора составляют обработка и передача информации. Обработка - распределение информации по соответствующим тематическим базам, обновление банка данных, составление обзоров и т. п. Передача информации может осуществляться несколькими способами: работником услугодателя посредством доставки и установки услугополучателю дополнений на компакт-дисках, флэш-накопителях или иных носителях информации; услугодатель осуществляет обновление СПС услугополучателя по Интернет. Совершение указанных действий является основной обязанностью услугодателя. Услугодатель также обеспечивает услугополучателя соответствующими средствами поиска (в данном случае электронной поисковой системой, компьютерной программой). В судебной практике нередко факт оказания информационных услуг оспаривается. В качестве доказательств фактического оказания услуг помимо актов сдачи-приемки встречаются и иные документы. Так, фактическое оказание информационных услуг с помощью справочно-правовой системы подтверждалось распечаткой данных с сервера информационного пополнения услугодателя за спорный период, а также вырезкой из лог-файла (документ, свидетельствующий о прохождении трафика (информации) между IP-адресами истца (услугодателя) и ответчика (услугополучателя)). Помимо этого был направлен судебный запрос о подтверждении принадлежности указанного истцом IP-адреса ответчику и прохождении трафика между IP-адресами истца и ответчика в спорный период. В ответ на запрос провайдер ответчика подтвердил принадлежность указанного IP-адреса последнему (представил соответствующий договор) и подтвердил данные о трафике <2>. -------------------------------- <2> Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2009 N 09АП-8268/2009-ГК по делу N А40-34889/08-59-310 // СПС "КонсультантПлюс".

По своей природе рассматриваемый договор предполагает совершение действий с определенной информацией. Соответственно, для совершения этих действий услугополучателю необходимо указать вид и объем передаваемой информации. Так, в договоре конкретизируется база данных, на основе которой формируется исполнение услуги (если используется несколько баз данных, то указываются все базы данных, например, СПС "КонсультантПлюс:ВерсияПроф", СС "Деловые бумаги", отдельно также указываются базы данных законодательства по каждому субъекту РФ и т. д.) <3>. Представляется, что для рассматриваемого договора условие об объекте является необходимым. Уточним, что объектом договора является правовая информация: нормативные и правоприменительные акты и документы, юридическая литература, справочная информация (обзор новелл законодательства, адресно-реквизитная информация и т. п.). -------------------------------- <3> См., напр.: приложение N 2 к Договору о передаче экземпляра системы и информационном обслуживании ЗАО "Руна" (официальный дистрибьютор СПС "КонсультантПлюс") // Архив ООО "А" за 2008 г.

Если договор об информационном обслуживании с помощью СПС является возмездным, то услугополучатель обязан оплатить соответствующие услуги. Представляется, что к рассматриваемым договорам можно применить общую презумпцию ГК РФ возмездности договора. Условие о цене в возмездных договорах может раскрываться как посредством указания конкретной денежной суммы либо порядка ее определения, так и иных способов оплаты. Отметим, что размер денежной суммы зависит от вида и количества информационных банков ("Законодательство", "Судебная практика", "Комментарии законодательства" и т. п.). Полагаем, что размер платы за информационное обслуживание также может зависеть от регулярности обновления СПС. Возмездность договора об информационном обслуживании с помощью СПС может выражаться в предоставлении встречного эквивалента, например в виде информационных услуг, оказываемых услугополучателем. По такому принципу построены, например, договоры между органами государственной власти и справочно-правовыми системами. Так, п. п. 2.1, 2.2, 4.2 Договора об информационно-правовом сотрудничестве между ЗАО "КонсультантПлюс" и Министерством культуры РФ предусматривают обязанность Министерства передавать копии оригиналов нормативно-правовых актов, правоприменительных актов, других разработанных и утвержденных Министерством актов, а ЗАО "КонсультантПлюс" обеспечивает доступ специалистам министерства к информационным ресурсам СПС в объеме, необходимом для их работы <4>. -------------------------------- <4> Договор об информационно-правовом сотрудничестве ЗАО "КонсультантПлюс" // Архив ЗАО "КонсультантПлюс" за 2008 г.

В соответствии с п. п. 2.1, 2.2 Договора о сотрудничестве между ООО "НПП "Гарант-Сервис" и Московской государственной юридической академией НПП "Гарант-Сервис" обеспечивает предоставление Академии СПС "Гарант" для использования в учебном процессе с возможностью регулярного обновления, а также обеспечивает учебный процесс, связанный с изучением СПС, необходимой методической, информационной, рекламной и консультационной поддержкой, а Академия обеспечивает включение в процесс обучения курса по изучению СПС "Гарант", распространение информации об этой СПС, участвует в распространении дисков "Энциклопедия российского законодательства" - специального выпуска для студентов, аспирантов, преподавателей <5>. -------------------------------- <5> Договор о взаимном сотрудничестве ООО "НПП "Гарант-Сервис" // Архив Московской государственной академии им. О. Е. Кутафина за 2002 г.

Условие о качестве включает как требования к процессу оказания услуги, так и к его результату. Действующее законодательство не предусматривает обязательных требований к качеству информационной услуги в рассматриваемой сфере, но отдельные услугодатели имеют Сертификат ИСО 9001 (ГОСТ Р ИСО 9001-2001 <6>). Представляется, что информационное обслуживание должно осуществляться своевременно, с помощью средств/программ, обеспечивающих передачу информации без каких-либо искажений и потери объема, в виде, позволяющем ее воспринимать без применения иных средств/программ. Так как правовая база, по сути, представляет собой программу для ЭВМ, важно, чтобы эта программа была совместима с операционной системой ПК пользователя. Отметим, что данные программы могут быть сертифицированы для работы в операционных системах Microsoft Windows. -------------------------------- <6> Государственный стандарт Российской Федерации "Системы менеджмента качества. Требования" принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 15 августа 2001 г. N 333-ст. URL: http:// www. elec. ru/ library/ gosts/ gost_r_iso_9001-2001.pdf (дата обращения: 15 января 2010 г.).

Что касается качества самой информации, то она должна отвечать общим требованиям достоверности и полноты <7>. Представляется, что информация в виде нормативно-правовых актов должна быть аутентичной, т. е. полностью соответствовать опубликованной в официальных изданиях. -------------------------------- ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Учебник М. М. Бринчука "Экологическое право" включен в информационный банк. ------------------------------------------------------------------ <7> См., напр.: Шерстобитов А. Е. Гражданско-правовое регулирование обязательств по передаче информации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1980. С. 20; Бринчук М. М. Экологическое право: Учебник. М.: Юристъ, 2005. С. 192.

Рассматриваемый договор может предусматривать оказание сопутствующих услуг: консультирование по вопросам, связанным с информационным обслуживанием; обучение сотрудников услугополучателя либо индивидуального пользователя приемам быстрого поиска документов и использованию других возможностей системы; поиск редких или архивных документов по индивидуальным заказам; обеспечение технической поддержки системы (установка системы на компьютере пользователя, перенос системы с одного компьютера на другой, восстановление системы при поломке компьютера). Так, например, п. 4.2 Договора о передаче экземпляра системы и информационном обслуживании ЗАО "Руна" предусматривает помимо пополнения документами системы услугополучателя и предоставления документов, не вошедших в систему услугополучателя (услугополучатель получает необходимые ему документы в офисе услугодателя), совершение услугодателем следующих действий: обучение представителей услугополучателя работе с системой, консультирование услугополучателя по работе экземпляра системы, предоставление другой информации и материалов. Помимо рассмотренных выше условий договоры об информационном обслуживании без платы с определенной категорией пользователей включают условие о целевом использовании оказываемых услуг: в рамках учебного процесса, для проведения занятий по правовой информатике либо юридическим/экономическим дисциплинам, при осуществлении научно-исследовательской деятельности в соответствующих сферах. Законодательством не предусмотрены специальные правила об ответственности по договору об оказании информационных услуг, следовательно, действуют соответствующие общие положения части первой ГК РФ (п. 3 ст. 401 и др.) и санкции, предусмотренные договором. Так, например, п. 8.2 Договора о передаче экземпляра системы и информационном обслуживании ЗАО "Руна" предусматривает штраф за некачественную информацию и/или некорректную работу программных средств в размере суммы, перечисленной услугополучателем за информационное обслуживание, в течение трех месяцев с момента возникновения соответствующей претензии у услугополучателя. Рассматривая вопрос о договорной неустойке, необходимо отметить, что на основании ст. 333 ГК РФ суд вправе ее уменьшить. Так, например, апелляционная инстанция оставила без изменения решение арбитражного суда первой инстанции об уменьшении размера договорной неустойки за просрочку оплаты за информационное обслуживание с помощью справочно-правовых систем с 25698,60 руб. до 5000 руб. При этом суд указал, что установленный договором процент неустойки (5% от неоплаченной стоимости оказанных услуг за каждый день просрочки) значительно превышает ставку рефинансирования Центрального банка России, действовавшую на момент предъявления иска (13% годовых), и признал его чрезмерно высоким <8>. -------------------------------- <8> Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 21 октября 2009 г. N 06АП-3876/2009 // СПС "Гарант".

В деловой практике предусматривается право услугодателя в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора в случае: нарушения услугополучателем предусмотренного договором порядка использования передаваемой информации (копирование и распространение информации, составляющей содержание объекта авторского права, без письменного разрешения услугодателя и т. п.); нарушения услугополучателем предусмотренного договором порядка использования установленного экземпляра СПС (на большем числе рабочих станций локальной сети, чем предусмотрено договором и т. п.) <9>. Представляется, что возможность одностороннего отказа услугодателя от исполнения договора может быть закреплена и в случае нарушения услугополучателем условия о целевом использовании оказываемых услуг. -------------------------------- <9> См., напр.: п. 8.3 Договора о передаче экземпляра системы и информационном обслуживании ЗАО "Руна" // Архив ООО "А" за 2008 г.

С учетом проведенного исследования отдельных элементов дадим определение договора. По договору об информационном обслуживании с помощью справочно-правовой системы услугодатель обязуется обеспечить услугополучателя соответствующими средствами поиска, а также совершить действия по обработке и передаче правовой информации, а услугополучатель принимает или обязуется принять результат услуги. Договор об информационном обслуживании направлен на удовлетворение информационных потребностей услугополучателей, его предмет составляют действия с информацией (обработка и передача), соответственно, рассматриваемый договор является видом договора об оказании информационных услуг (п. 1 ст. 779 ГК РФ). Последний, в свою очередь, можно определить как договор, по которому услугодатель обязуется совершить действия по поиску, обработке, хранению, передаче информации (одно из них или совокупность), а услугополучатель принимает или обязуется принять результат услуги.

------------------------------------------------------------------

Название документа