Технологические комплексы недвижимого имущества (постановка проблемы)

(Димитриев М. А.) ("Налоги" (газета), 2011, N 21) Текст документа

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА (ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ)

М. А. ДИМИТРИЕВ

Димитриев М. А., к. ю.н., преподаватель кафедры гражданского права, магистр частного права Уральской государственной юридической академии.

Настоящую статью необходимо начать с определения правовой природы комплекса недвижимого имущества как родовой категории по отношению к технологическому комплексу недвижимого имущества. Комплекс недвижимого имущества представляет собой совокупность нескольких недвижимых вещей, объединенных с целью их использования по общему назначению. Обязательным элементом такого комплекса недвижимого имущества выступает земельный участок, дополнительными (факультативными) элементами выступают здания и сооружения, в т. ч. объекты незавершенного строительства, расположенные на этом земельном участке. Элементы комплекса недвижимого имущества определенным образом взаимосвязаны посредством некоторой структуры. Структура комплекса недвижимого имущества предполагает наличие интегративных свойств и качеств как в самих объектах, составляющих комплекс, так и в присущих последнему как явлению более высокого порядка, обладающему собственными свойствами и качествами, отличными от свойств и качеств входящих в него элементов <1>. -------------------------------- <1> Основной причиной создания комплекса недвижимого имущества и введения его в гражданский оборот является такое его неотъемлемое свойство, как способность придать совокупности вещей то особое качество, которым по отдельности эти вещи не обладали. Будучи вне комплекса, эти вещи по своему функциональному назначению были неспособны удовлетворять те потребности конкретных лиц, которые способен удовлетворить совокупный объект, каковым является комплекс недвижимого имущества.

Интеграция конкретных недвижимых вещей в комплекс недвижимого имущества осуществляется посредством "фактического" и "юридического" соединения разнородных недвижимых вещей в единый объект недвижимости с целью использования этих вещей по общему назначению в качестве составных элементов обособленной целостности. "Фактическое" соединение предполагает физическую взаимосвязь нескольких объектов недвижимости (например, земельного участка и расположенных на нем зданий и (или) сооружений). Без "фактического" объединения, образования единого целого, которое уже в дальнейшем может служить достижению определенной цели использования, невозможно возникновение комплекса недвижимого имущества. Однако одного "фактического" соединения недостаточно. Необходимо "юридическое" соединение нескольких вещей в единое целое, осуществляемое посредством государственной регистрации прав на комплекс недвижимого имущества. Разновидностью комплекса недвижимого имущества является технологический комплекс недвижимого имущества, отличительной особенностью которого является способность выполнения определенной технологической функции, качественно отличающейся от функционального назначения каждой отдельной вещи, образующей данную совокупность. Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод, что названный комплексный объект получил лишь фрагментарное отображение в правовых предписаниях, отсутствует юридическая конструкция, которая бы наиболее адекватно отражала особенности данного объекта. Законодательство о газоснабжении, электроснабжении, а также транспортное законодательство, включая ряд исходных положений, своего рода "чертежей" тех конструкций, которые могут способствовать построению полноценной юридической конструкции технологического комплекса, тем не менее не могут восполнить существенных пробелов в правовом регулировании данного участка общественных отношений. Концепция развития гражданского законодательства РФ, одобренная 7 октября 2009 г. Советом при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства <2>, акцентировала внимание на необходимости включения в Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ) нового объекта недвижимости - технологического имущественного комплекса недвижимости. В соответствии с п. 3.7.3 разд. 4 Концепции "технологический имущественный комплекс недвижимости является недвижимым имуществом, представляя собой сложную или составную вещь. Необходимыми признаками такого объекта являются: 1) объединение различных объектов движимого и недвижимого имущества единым хозяйственным назначением; 2) наличие в составе технологического имущественного комплекса недвижимости земельного участка (прав на земельный участок), на котором расположены объект (объекты) недвижимости, входящий в имущественный комплекс" <3>. В развитие этого Е. А. Суханов пишет: "Особым объектом гражданских прав (единой вещью) может быть признан технологический имущественный комплекс (например, газопроводы с компрессорными станциями и тому подобным оборудованием, установки по переработке нефти и иного сырья и т. п.). От предприятия этот комплекс отличается тем, что в его состав входят только вещи, но не права и обязанности. При этом составляющие его вещи разнородны (недвижимость - земельный участок, здания, сооружения; движимость - оборудование и т. д.), но объединены единым хозяйственным назначением, что делает целесообразным его рассмотрение опять-таки как единого объекта имущественного оборота, но не вещных прав" <4>. -------------------------------- <2> Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации / Вступ. ст. А. Л. Маковского. М.: Статут, 2009. С. 156. <3> Концепция развития гражданского законодательства... С. 85. ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Учебник "Гражданское право: В 4 т. Общая часть" (том 1) (под ред. Е. А. Суханова) включен в информационный банк согласно публикации - Волтерс Клувер, 2008 (3-е издание, переработанное и дополненное). ------------------------------------------------------------------ <4> Российское гражданское право: Учебник в 2 т. Т. 1: Общая часть. Вещное право. Наследственное право. Интеллектуальные права. Личные неимущественные права / Отв. ред. Е. А. Суханов. М.: Статут, 2010. С. 312 (автор главы - Е. А. Суханов).

Необходимо отметить, что в цивилистических исследованиях и до момента разработки и одобрения названной Концепции велись дискуссии относительно элементного состава и видов данного комплекса. Так, по мнению С. В. Нарушкевич, "имущественные комплексы на примере газовых сетей, линий электропередачи, линейно-кабельных объектов являлись одним из видов имущественных комплексов, наиболее ярко выражающим все их существенные признаки, в т. ч. представляя собой сложную совокупность движимых и недвижимых вещей, объединенных единой технологической целью использования" <5>. -------------------------------- <5> Нарушкевич С. В. Имущественный комплекс в гражданском праве России: Автореф. дис. ... к. ю.н. Волгоград, 2006. С. 19.

Е. А. Грехова предлагала различать следующие виды таких объектов: "имущественный комплекс автомобильных дорог; железнодорожный имущественный комплекс; трубопроводный имущественный комплекс (газо-, нефтепроводы и т. д.); имущественный комплекс линий связи и электропередачи" <6>. -------------------------------- <6> Грехова Е. А. Правовое регулирование государственной регистрации прав на земельные участки и сделки с ними в Российской Федерации: Автореф. дис. ... к. ю.н. Волгоград, 2007. С. 10.

Общим для технологических комплексов недвижимого имущества, как правило, является то, что они располагаются на землях специального назначения, что предопределяет и правовой режим данных комплексов <7>. При этом в состав технологических комплексов может входить только то имущество, которое соответствует общей функциональной цели использования соответствующего комплекса. -------------------------------- <7> Земельное право: Учебник / Под ред. С. А. Боголюбова. М.: Проспект, 2007. С. 312 - 335.

Интересным в этой части является Постановление Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504, утвердившее Перечень имущества, относящегося к некоторым технологическим имущественным комплексам недвижимости <8>. -------------------------------- <8> Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 N 504 "О перечне имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций" // Собрание законодательства Российской Федерации. 4 октября 2004 г. N 40. Ст. 3959.

Несмотря на то что основной целью данного Постановления являлось освобождение имущества от налогообложения, оно представляет большой интерес, поскольку определяет перечень возможных элементов соответствующих комплексов. Например, к имуществу, относящемуся к магистральным газопроводам, включающему сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью, данное Постановление относит: здания производственные бытовые; здания предприятий магистрального трубопроводного транспорта; станцию компрессорного магистрального трубопровода; станцию газораспределительную; трубопроводы технологические; площадки производственные и т. д. Как видим из приведенного перечня, основным критерием отнесения данного имущества к единому технологическому комплексу является удовлетворение его требованиям общего функционального назначения. В состав технологического комплекса недвижимого имущества могут входить такие элементы, как земельный участок, здания и (или) сооружения, координационно взаимосвязанные общим функциональным назначением и приобретающие в связи с этим новое качество. Многообразие существующих общественных отношений и соответствующих этим отношениям потребностей их участников не позволяет закрепить в законе какой-либо исчерпывающий перечень технологических комплексов недвижимого имущества. На сегодня можно выделить такие наиболее распространенные технологические комплексы недвижимого имущества, как технологические комплексы в сфере газоснабжения, технологические комплексы в сфере электроснабжения, технологические комплексы в сфере транспорта и др. Так, анализ положений Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" <9> позволяет сказать, что в данном нормативном акте, по крайней мере, закреплено два вида технологических комплексов в сфере газоснабжения: газораспределительная система и система газоснабжения. -------------------------------- <9> Федеральный закон от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1999. N 14. Ст. 1667.

Технологический комплекс недвижимого имущества в сфере транспорта различается в зависимости от вида транспорта. Такими являются: технологический комплекс автомобильных дорог, железнодорожный технологический комплекс, технологический комплекс воздушного и водного транспорта, технологический комплекс наземного и подземного электрического транспорта. Технологический комплекс автомобильных дорог состоит из нескольких элементов. Во-первых, это сами автомобильные дороги, которые, как правило, признаются судами недвижимостью <10>. Однако если говорить о возможности признания автомобильной дороги технологическим комплексом недвижимого имущества, то такое признание может быть осуществлено только в случае, если в состав данного комплекса, помимо земельного участка с асфальтовым покрытием, будут входить отдельные здания и сооружения. Одного асфальтового покрытия, наложенного на земельный участок, для рассмотрения объектов в качестве комплекса недостаточно. При этом необходимо отметить, что подходы судебной практики к этому вопросу являются достаточно противоречивыми. -------------------------------- <10> Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 26.11.2002 N Ф09-2840/02-ГК; Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 29.09.2003 N КА-А41/7299-03; Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 01.10.2003 N Ф04/5094-1487/А46-2003; Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21.06.2006 N Ф08-2142/2006. Однако при этом необходимо согласиться с И. Емелькиной, что данная практика является достаточно противоречивой. См.: Емелькина И. Понятие и признаки недвижимого имущества: в поисках оптимальной модели // Хозяйство и право. 2007. N 5. С. 57.

Ряд судебных инстанций, ссылаясь в одних случаях на наличие технического паспорта, а в других случаях на невозможность перемещения без причинения несоразмерного ущерба назначению вещи, признают асфальтовые площадки недвижимыми вещами <11>. -------------------------------- <11> Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 23.10.2001 N КГ-А40/5997-01; Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.03.2003 N А56-20324/02; Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21.03.2000 N Ф04/726-141/А46-2000; Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 05.10.2004 N А49-2200/04-147/18; Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 06.04.2006 по делу N А55-11914/05-47; Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 18.07.2006 по делу N А55-3515/05-46; Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 20.09.2006 N КГ-А41/8580-06.

Другие, напротив, отмечая, что асфальтовое покрытие не имеет самостоятельного производственного назначения, а представляет лишь улучшение земельного участка, отказывают в признании асфальтовых площадок недвижимыми вещами <12>. -------------------------------- <12> Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.01.2001 N А56-25258/00; Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.05.2003 N А56-39438/02; Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.02.2004 N А66-4844-03; Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.06.2004 N А05-5327/03-221/24; Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 29.11.2004 N А13-5384/03-09; Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10.02.2006 по делу N А26-1507/2005-17; Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 01.08.2006 по делу N А28-22566/2005-1378/8; Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 29.03.2006 N Ф09-2168/06-С6; Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 27.07.2004 N Ф03-А59/04-1/1712; Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 24.03.2005 N А65-10396/2004-СГ3-14.

Полагаем, что заасфальтированный земельный участок остается земельным участком, возможно, с изменением (хотя и незначительным) своего правового режима, но все-таки земельным участком, а не новым объектом недвижимости. Поэтому лишь при присоединении к нему ряда сооружений, которые придадут данному объекту недвижимости новое качество, можно будет говорить о появлении технологического комплекса недвижимого имущества. Другим видом технологических комплексов недвижимости в сфере транспорта являются железнодорожные технологические комплексы. В соответствии со ст. 2 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" <13> инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования (далее - инфраструктура) - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование. Для определения возможности признания железнодорожных путей составными элементами технологического комплекса недвижимого имущества прежде всего необходимо установить, являются ли данные объекты недвижимыми вещами. Анализ судебной практики позволяет ответить на этот вопрос утвердительно. Так, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа указал: "В соответствии с нормативными актами каждый железнодорожный подъездной путь должен иметь технический паспорт, в котором указываются технические характеристики рельсов, шпал, балласта, земляного полотна и других обустройств и механизмов. При описании конкретного подъездного пути обязательно указание на точки примыкания его к железнодорожным путям общего пользования. Таким образом, железнодорожный подъездной путь представляет собой сложное сооружение, характеризующееся определенным месторасположением, обеспечивающим связь с железнодорожными путями общего пользования в установленном месте для обслуживания конкретных грузовладельцев" <14>. Таким образом, железнодорожные пути, являясь недвижимыми вещами в совокупности с отдельными зданиями и (или) сооружениями, будут представлять собой технологический комплекс недвижимого имущества. -------------------------------- <13> Федеральный закон от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. N 2. Ст. 170. <14> Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 03.12.2002 N А56-19925/02. Аналогичный подход нашел отражение в следующих судебных актах: Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 02.12.2003 N А56-16816/03; Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23.12.2003 N А56-13341/03; Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26.11.2004 N А56-27848/04.

Кроме того, к технологическим комплексам недвижимого имущества относятся и морские порты. Кодекс торгового мореплавания РФ <15> (далее - КТМ РФ) предусматривает три вида таких портов: морской торговый порт, морской рыбный порт, морской специализированный порт. -------------------------------- <15> Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 N 81-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 3 мая 1999 г. N 18. Ст. 2207.

Воздушный кодекс Российской Федерации (далее - ВК РФ) <16>, в свою очередь, также предусматривает несколько видов технологических комплексов. В соответствии со ст. 40 ВК РФ такими комплексами являются аэродром и аэропорт. -------------------------------- <16> Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. N 12. Ст. 1383.

Кроме того, существуют технологические комплексы в сфере электроснабжения. Интересным является дело, рассмотренное Федеральным арбитражным судом Поволжского округа. По данному делу был обжалован отказ Министерства лесного хозяйства Саратовской области в предоставлении на праве аренды лесного участка под несколькими опорами линий электропередачи. В качестве оснований для отказа Министерством было указано, что предметом договора аренды может быть лесной участок, расположенный под всем линейным объектом, а не под его элементами-опорами, поскольку в случае передачи в аренду лесных участков под отдельными опорами будет нарушен вид использования лесов. Федеральный арбитражный суд Поволжского округа указал следующее: "Принимая во внимание, что опоры линий электропередачи являются конструктивными элементами воздушных линий и входят в состав линейного объекта, суды обеих инстанций пришли к верному выводу, что выделение лесных участков под опорами не является нарушением назначения использования лесного участка, предоставляемого для эксплуатации линии электропередачи" <17>. -------------------------------- <17> Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 29.09.2009 по делу N А57-2338/2009.

Необходимо отметить, что только в том случае, если в состав данного технологического комплекса входит трансформаторная подстанция либо другие сооружения, расположенные на земельном участке и служащие общей функциональной цели, такой объект может быть признан комплексом недвижимого имущества. При этом, по-видимому, комплексом недвижимого имущества будет признана именно электрическая сеть. Согласно ГОСТ 24291-90, утвержденному Государственным комитетом СССР по управлению качеством продукции и стандартам от 27 декабря 1990 г. N 3403, "электрическая сеть - совокупность подстанций, распределительных устройств и соединяющих их линий электропередачи, предназначенная для передачи и распределения электрической энергии". В соответствии с настоящим ГОСТом под электрической подстанцией понимается "электроустановка, предназначенная для приема, преобразования и распределения электрической энергии, состоящая из трансформаторов или других преобразователей электрической энергии, устройств управления, распределительных и вспомогательных устройств". Под линией электропередачи ГОСТ понимает "электроустановку, состоящую из проводов, кабелей, изолирующих элементов и несущих конструкций, предназначенную для передачи электрической энергии между двумя пунктами энергосистемы с возможным промежуточным отбором" <18>. -------------------------------- <18> ГОСТ 24292-90 "Электрическая часть электростанции и электрической сети. Термины и определения".

Таким образом, учитывая, что для признания объекта комплексом недвижимого имущества необходима не только фактическая связь, но и связь функциональная, технологический комплекс электропередачи может быть признан таковым лишь в составе всех его необходимых элементов, которыми являются электрическая подстанция и линии электропередачи. При создании юридической конструкции технологического комплекса недвижимого имущества, установлении определенного правового режима в отношении этого объекта необходимо руководствоваться принципом диспозитивности и учитывать такую черту гражданско-правового метода регулирования общественных отношений, как правонаделение. Как отмечал В. Ф. Яковлев, основной чертой гражданско-правового метода является правонаделение <19>. Это вызвано тем, что основным видом предписания является дозволение. Автор пишет: "...мы говорим, что теперь у нас по-настоящему утверждается такой способ воздействия гражданского права - правонаделение" <20>. -------------------------------- <19> Яковлев В. Ф. Гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений: Учебное пособие. Свердловск, 1972. С. 70 - 85. <20> Яковлев В. Ф. О некоторых вопросах применения части первой Гражданского кодекса арбитражными судами // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 1995. N 5. С. 95. В 1970 г. В. Ф. Яковлев писал: "В таком ведущем институте, как право собственности, центр тяжести правового регулирования находится в сфере дозволенного поведения субъекта права. Но и в тех институтах, нормы которых на первый план выдвигают предписание, как это имеет место в обязательственном праве, обязанность одного лица соответствует праву другой стороны правоотношения, причем по своей значимости субъективное право и здесь находится на первом месте. Обязанность существует лишь постольку, поскольку существует право. Что касается запретительных и охранительных норм права, то они в гражданском праве выполняют обслуживающую роль, которая обеспечивает беспрепятственное осуществление дозволенного поведения, реализацию управомочивающих норм". См.: Яковлев В. Ф. О проблеме гражданско-правового метода регулирования общественных отношений // Антология уральской цивилистики. 1925 - 1989: Сборник статей. М.: Статут, 2001. С. 370.

Конечно же, это не должно означать "вытравление" из этой сферы иных правовых предписаний, в частности относящихся к публичному праву. В свое время тот же В. Ф. Яковлев отмечал: "В гражданском законодательстве, Гражданском кодексе совершенно определенно присутствуют элементы публично-правового регулирования. Когда вырабатывалась концепция нового Гражданского кодекса, то, естественно, этот вопрос был одним из главных. Можно было сделать Гражданский кодекс абсолютно либеральным, создать его как исключительно частноправовой акт. А можно было исходить из необходимости вкрапления в него некоторых элементов публично-правового регулирования. Наш Кодекс создан скорее по второй модели, и это правильно. Если было бы иначе, то, очевидно, недостатков регулирования экономических отношений было бы еще больше" <21>. Диспозитивность, закладываемая в основу конструкции технологического комплекса недвижимого имущества, должна предполагать, что участники гражданских правоотношений свободны в объединении своего имущества в технологический комплекс недвижимости в любом случае, когда они сочтут такое объединение целесообразным. Что касается императивности, то она прежде всего должна проявляться в установлении обязательного кадастрового учета объединяемых объектов и государственной регистрации прав на возникающий в результате такого объединения комплекс. Последнее направлено прежде всего на стабилизацию имущественного оборота. -------------------------------- <21> Яковлев В. Ф. Гражданский кодекс и государство // Гражданский кодекс России. Проблемы. Теория. Практика: Сб. памяти С. А. Хохлова / Отв. ред. А. Л. Маковский. М.: МЦФЭР, 1998. С. 63.

------------------------------------------------------------------

Название документа