Предоставление финансовой поддержки по Федеральному закону от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства"
(Рыжов А.)
("Жилищное право", 2007, N 11)
Текст документа
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ ПО ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ
ОТ 21 ИЮЛЯ 2007 ГОДА N 185-ФЗ "О ФОНДЕ СОДЕЙСТВИЯ
РЕФОРМИРОВАНИЮ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА"
А. РЫЖОВ
Рыжов А., консультант аппарата комитета Законодательного Собрания Нижегородской области по жилищной политике и градостроительству.
Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" принят во исполнение Послания Президента Российской Федерации В. В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 апреля 2007 года.
Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ определил компетенцию, порядок образования и деятельности Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства - организации, осуществляющей функции по софинансированию проведения капитального ремонта многоквартирных домов и переселения граждан из аварийного жилищного фонда в целях создания безопасных и комфортных условий проживания граждан, повышения эффективности реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования действенных механизмов управления жилищным фондом, внедрения современных ресурсосберегающих технологий.
Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд) представляет собой государственную корпорацию, созданную Российской Федерацией. Статус, цель деятельности, функции и полномочия этой организации определяются Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ, а также Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и иными нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность некоммерческих организаций, с особенностями, предусматриваемыми Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ.
В своей деятельности Фонд осуществляет следующие функции:
1) рассмотрение представленных субъектами Российской Федерации заявок на софинансирование мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов и переселению граждан из аварийного жилищного фонда;
2) принятие решений о соответствии заявки требованиям, установленным данным Федеральным законом;
3) осуществление софинансирования реализации заявок;
4) оказание методологической поддержки при подготовке заявок;
5) осуществление мониторинга реализации предусмотренных в рамках заявок мероприятий по реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
Средства Фонда, полученные в виде имущественного взноса Российской Федерации, будут направляться на проведение капитального ремонта многоквартирных домов (145 млрд. рублей) и переселение граждан из аварийного жилищного фонда (95 млрд. рублей). Деятельность Фонда будет осуществляться до 1 января 2012 года.
Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ урегулировал отношения между Фондом и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, получателями средств финансовой поддержки при проведении капитального ремонта многоквартирных домов и переселении граждан из аварийного жилищного фонда.
Фонд будет оказывать финансовую поддержку субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов и на переселение граждан из аварийного жилищного фонда при соблюдении субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями ряда скрупулезно прописанных в данном Федеральном законе условий. Из смысла норм Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ следует, что эти условия направлены на достижение целей:
поэтапное увеличение числа коммерческих организаций коммунального комплекса (с долей участия в их уставном капитале субъектов Российской Федерации или муниципальных образований не более чем 25 процентов);
поэтапное увеличение числа организаций (с долей участия в их уставном капитале субъектов Российской Федерации или муниципальных образований не более чем 25 процентов), осуществляющих управление многоквартирными домами и оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах;
наличие нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов, предусматривающих формирование благоприятных условий для образования и деятельности товариществ собственников жилья и увеличения числа товариществ собственников жилья в многоквартирных домах;
наличие утвержденных органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления графиков проведения работ по формированию и проведению государственного кадастрового учета за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома;
наличие нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации или муниципальных правовых актов, предусматривающих предоставление в денежной форме гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а также установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации иных мер социальной поддержки гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;
наличие графиков прекращения перекрестного субсидирования при установлении тарифов на коммунальные услуги для различных групп потребителей коммунальных услуг;
прекращение предоставления дотаций организациям коммунального комплекса на возмещение убытков от содержания объектов коммунальной инфраструктуры;
наличие графиков, утвержденных органами местного самоуправления, предусматривающих установление не позднее 1 января 2010 года тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных программ и инвестиционных программ развития системы коммунальной инфраструктуры;
наличие региональной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов;
наличие региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда;
выделение в соответствии с нормами данного Федерального закона средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) средств бюджетов муниципальных образований на долевое финансирование региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Аналогичные меры реформирования жилищной сферы признавались необходимыми, в частности, Законодательным Собранием Нижегородской области. Так, по инициативе Председателя комитета Законодательного Собрания по жилищной политике и градостроительству А. А. Серикова принято Постановление Законодательного Собрания Нижегородской области от 24 мая 2006 года N 79-IV "О необходимых мерах по реализации Жилищного кодекса Российской Федерации на территории Нижегородской области", которым предусматривалось формирование ряда областных программ:
1) инвентаризации и паспортизации общего имущества многоквартирных домов;
2) по формированию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома;
3) по приведению общего имущества многоквартирных домов в надлежащее состояние в соответствии с правилами и нормами эксплуатации жилищного фонда;
4) по установке приборов учета потребления тепловой энергии, горячей, холодной воды и газа;
5) по обучению управляющих многоквартирными домами;
6) создания информационных систем, обеспечивающих предоставление собственникам помещений в многоквартирных домах информации, необходимой для управления такими домами;
7) по пропаганде норм жилищного законодательства.
По предложению Председателя комитета Законодательного Собрания по жилищной политике и градостроительству А. А. Серикова в перечень целей жилищной политики Нижегородской области, установленный Законом Нижегородской области от 7 сентября 2007 года "О жилищной политике в Нижегородской области", включены, в частности, следующие цели:
обеспечение эффективности системы управления жилищным фондом, основанной на бездотационном хозяйствовании рыночных субъектов, действующих на конкурентной основе;
содействие развитию инициативы граждан и организаций в улучшении жилищных условий граждан;
повышение надежности и эффективности функционирования коммунальной инфраструктуры.
Таким образом, в среде специалистов установленные Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ условия предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации встречают понимание и рассматриваются как стимулирующие реализацию Жилищного кодекса Российской Федерации и реформирование жилищно-коммунального хозяйства.
Понятийный аппарат Федерального закона
от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ
Понятийный аппарат Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ имеет важные особенности. Так, согласно статье 2 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "капитальный ремонт многоквартирного дома" - это проведение работ по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе по их восстановлению или замене, в целях улучшения эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирном доме. Часть 3 статьи 15 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ содержит закрытый перечень соответствующих видов работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в целях данного Федерального закона:
1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, в том числе с установкой приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа);
2) ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости ремонт лифтовых шахт;
3) ремонт крыш;
4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах;
5) утепление и ремонт фасадов.
Для сравнения можно отметить, что согласно пункту 21 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, капитальный ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования). Пункт 23 данных Правил допускает, что в решении о проведении капитального ремонта собственники помещений вправе предусматривать замену элементов общего имущества при необходимости устранения их морального износа.
Существенно, что часть 5 статьи 15 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ предусматривает, что направляемые на проведение капитального ремонта многоквартирных домов средства Фонда, а также предусмотренные требованиями Закона средства долевого софинансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства ТСЖ, ЖК, ЖСК, иных специализированных потребительских кооперативов, собственников помещений в многоквартирных домах могут использоваться только на:
проведение указанных в части 3 статьи 15 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ видов работ;
на разработку проектной документации для проведения данных видов работ на включенных в региональную адресную программу многоквартирных домах;
на проведение государственной экспертизы указанной документации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Следует отметить стремление законодателя к обеспечению экономической целесообразности при составлении формулировки понятия "капитальный ремонт многоквартирного дома". Ограничение перечня работ по капитальному ремонту отвечает намерению в сжатые сроки и по прозрачным правилам улучшить условия проживания в многоквартирных домах для максимально широкого круга граждан. Стоимость данных видов работ можно контролировать, так как она относительно стандартизируется. Видимо, по этой причине законодатель не учитывал особые региональные (сейсмические, грунтовые, климатические) условия.
Перечисленные в части 3 статьи 15 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ виды работ, очевидно, имеет смысл проводить на домах, ресурс которых далеко не исчерпан. Решение законодателя проводить капитальный ремонт отдельных элементов общего имущества достаточно "крепких" многоквартирных домов, а совсем изношенный, аварийный жилищный фонд подвергнуть расселению и снести, разумеется, содержит пробелы - не учитывает нестандартные, но, возможно, экономически целесообразные варианты проведения капитального ремонта многоквартирных домов. Так, например, в заключении Общественной палаты Российской Федерации по результатам общественной экспертизы проекта Федерального закона N 438743-4 "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (письмо заместителя Секретаря Общественной палаты Российской Федерации С. Н. Катырина от 25 июня 2007 года N ОП-2/800) отмечалось, что в списке работ по капитальному ремонту "отсутствует ремонт (укрепление) фундаментов и несущих конструкций".
Можно предположить, что финансовую помощь на подобные трудно стандартизируемые случаи капитального ремонта целесообразно предусматривать в законодательстве субъектов Российской Федерации, органы государственной власти которых обладают лучшими возможностями для объективной оценки экономической целесообразности нестандартных случаев капитального ремонта многоквартирных домов. Обобщение регионального опыта предоставления финансовой помощи в указанных случаях позволит разработать и предложения о внесении дополнений в Закон.
Согласно статье 2 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "аварийный жилищный фонд" - это совокупность жилых помещений в домах, которые признаны до 1 января 2007 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
До вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" действовало Положение о порядке признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 года N 552. В соответствии с Положением от 4 сентября 2003 года действовали критерии и технические условия отнесения жилых домов (жилых помещений) к категории ветхих или аварийных, утвержденные Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 20 февраля 2004 года N 10. Следует отметить, что ни Положение о порядке признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 года N 552, ни критерии и технические условия отнесения жилых домов (жилых помещений) к категории ветхих или аварийных, утвержденные Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 20 февраля 2004 года N 10, не содержат понятия домов, признанных "аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации".
Таким образом, представляется, что применяемое в Федеральном законе от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ понятие "аварийный жилищный фонд" может быть отнесено лишь к домам, признанным аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47. Положение от 28 января 2006 года вступило в силу с даты его официального опубликования (Собрание законодательства РФ. 06.02.2006. N 6. Ст. 702; Российская газета. N 28. 10.02.2006). Таким образом, под понятие "аварийный жилищный фонд" подпадают дома, признанные аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации в период с 6 февраля 2006 года по 1 января 2007 года.
В Федеральном законе от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ впервые в законодательстве Российской Федерации определен термин "переселение". Данное слово и ранее использовалось в некоторых нормативных правовых актах, в том числе в ЖК РФ. Так, часть 2 статьи 75 ЖК РФ, в соответствии с правилами словообразования в русском языке, рассматривает "переселение" как выселение из одного жилого помещения с последующим вселением в другое жилое помещение (в случае признания обмена жилыми помещениями, предоставленными по договорам социального найма, недействительным стороны договора об обмене подлежат переселению в ранее занимаемые ими помещения). В этом же смысле слово "переселение" употребляется и в части 1 статьи 88 ЖК РФ: при проведении капитального ремонта или реконструкции дома, если такой ремонт или реконструкция не могут быть проведены без выселения нанимателя, в случае отказа нанимателя и членов его семьи от переселения в предлагаемое жилое помещение маневренного фонда наймодатель может потребовать переселения в судебном порядке.
Согласно статье 2 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "переселение граждан из аварийного жилищного фонда" - это принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32 и 86 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Статья 86 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает, что, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма. Статья 32 Жилищного кодекса Российской Федерации регулирует отношения по принятию решений об изъятии жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд, его государственной регистрации, по соответствующему предварительному уведомлению собственника жилого помещения, по определению выкупной цены, предоставлению собственнику взамен изымаемого другого жилого помещения, признанию многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции и предъявлению к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции.
Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Следует отметить, что согласно статье 46.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации органом местного самоуправления по инициативе органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, физических или юридических лиц, при определенных условиях может приниматься решение о развитии застроенной территории, если на такой территории расположены:
1) многоквартирные дома, признанные в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу;
2) многоквартирные дома, снос, реконструкция которых планируются на основании муниципальных адресных программ, утвержденных представительным органом местного самоуправления.
В случае если в отношении территории, на которой расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, принято решение о развитии застроенной территории в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, орган, принявший решение о признании такого дома аварийным, обязан предъявить к собственникам помещений в указанном доме требование о его сносе или реконструкции и установить срок не менее шести месяцев для подачи заявления на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию указанного дома. В случае если собственником или собственниками многоквартирного дома в течение установленного срока не будет подано в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заявление на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию такого дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, и жилые помещения в указанном доме подлежат изъятию для муниципальных нужд в соответствии с частью 10 статьи 32 ЖК РФ (ч. 11 ст. 32 ЖК РФ).
Условия предоставления финансовой поддержки
за счет средств Фонда
Условия предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда определены в главе 5 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 14 данного Федерального закона Фонд предоставляет финансовую поддержку за счет своих средств при условии деятельности на территории муниципального образования (территориях субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), претендующего на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда, коммерческих организаций коммунального комплекса с долей участия в уставном капитале субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований не более чем двадцать пять процентов, осуществляющих производство товаров, оказание услуг по электро-, газо-, тепло-, водоснабжению, водоотведению, очистке сточных вод и эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, если использование такими организациями объектов коммунальной инфраструктуры осуществляется на праве частной собственности, по договору аренды или концессионному соглашению, и составляющих:
а) не менее чем двадцать пять процентов от общего числа осуществляющих свою деятельность на территории указанного муниципального образования (территориях субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) организаций коммунального комплекса с обязательством увеличить до 1 января 2010 года долю таких организаций до пятидесяти процентов и до 1 января 2011 года до восьмидесяти процентов - в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда до 1 января 2009 года;
б) не менее чем пятьдесят процентов от общего числа осуществляющих свою деятельность на территории указанного муниципального образования (территориях субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) организаций коммунального комплекса с обязательством увеличить до 1 января 2011 года долю таких организаций до восьмидесяти процентов - в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда в период с 1 января 2009 года до 1 января 2011 года;
в) не менее чем восемьдесят процентов от общего числа осуществляющих свою деятельность на территории указанного муниципального образования (территориях субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) организаций коммунального комплекса - в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда с 1 января 2011 года.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 14 данного Федерального закона Фонд предоставляет финансовую поддержку за счет своих средств при условии деятельности на территории муниципального образования (территориях субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), претендующего на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда, организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами и оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, с долей участия в уставном капитале субъектов Российской Федерации и муниципальных образований не более чем двадцать пять процентов, и составляющих:
а) не менее чем пятьдесят процентов от общего числа организаций, осуществляющих свою деятельность на территории указанного муниципального образования (территориях субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и управление многоквартирными домами (кроме товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов) при условии управления такими организациями не менее чем пятьюдесятью процентами многоквартирных домов, оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, с обязательством увеличить до 1 января 2010 года долю таких организаций до восьмидесяти процентов - в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда до 1 января 2010 года;
б) не менее чем восемьдесят процентов от общего числа организаций, осуществляющих свою деятельность на территории указанного муниципального образования (территориях субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и управление многоквартирными домами (кроме товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов) при условии управления такими организациями не менее чем восьмьюдесятью процентами многоквартирных домов, оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах - в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда с 1 января 2010 года.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 14 данного Федерального закона Фонд предоставляет финансовую поддержку за счет своих средств при условии наличия нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов, предусматривающих формирование благоприятных условий для образования и деятельности товариществ собственников жилья, и наличия товариществ собственников жилья в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального образования (территориях субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), претендующего на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда, в:
а) не менее чем пяти процентах многоквартирных домов при условии увеличения количества таких товариществ до 1 января 2010 года не менее чем в десяти процентах многоквартирных домов и до 1 января 2011 года не менее чем в двадцати процентах таких домов - в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда до 1 января 2009 года;
б) не менее чем десяти процентах многоквартирных домов при условии увеличения количества таких товариществ до 1 января 2011 года не менее чем в двадцати процентах многоквартирных домов - в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда в период с 1 января 2009 года до 1 января 2011 года;
в) не менее чем двадцати процентах многоквартирных домов - в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда с 1 января 2011 года.
Условие наличия доли субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований менее 25% в уставном капитале организации следует рассматривать как формализацию такого условия, как отсутствие контрольного пакета акций или долей в уставном капитале организации у субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований.
Кроме того, согласно ч. 1 ст. 91 Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" к документам бухгалтерского учета и протоколам заседаний коллегиального исполнительного органа имеют право доступа акционеры (акционер), имеющие в совокупности не менее 25 процентов голосующих акций общества. Согласно ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" особенности правового положения акционерных обществ, созданных при приватизации государственных и муниципальных предприятий, более 25 процентов акций которых закреплено в государственной или муниципальной собственности или в отношении которых используется специальное право на участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований в управлении указанными акционерными обществами ("золотая акция"), определяются Федеральным законом о приватизации государственных и муниципальных предприятий. Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" покупателями государственного и муниципального имущества могут быть любые физические и юридические лица, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, а также юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований превышает 25 процентов, кроме случаев, предусмотренных статьей 25 указанного Федерального закона. Кроме того, при наличии у субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований менее 25% доли в уставном капитале открытых акционерных обществ, очевидно, отсутствуют ограничения статей 40, 40.1 (сохранение доли государства или муниципального образования в уставном капитале открытых акционерных обществ) Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 данного Федерального закона Фонд предоставляет финансовую поддержку за счет своих средств при условии наличия утвержденных органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, осуществляющими распоряжение земельными участками, которые находятся в государственной или муниципальной собственности либо государственная собственность на которые не разграничена, графиков проведения до 1 января 2011 года в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" работ по формированию и проведению государственного кадастрового учета за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, в границах территории муниципального образования (территорий субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), претендующего на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда, - в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда со дня вступления в силу данного Федерального закона.
Реализация данного условия возможна при систематическом подходе органов государственной власти к формированию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома. Согласно ч. 4 ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. Согласно пункту 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, состав общего имущества многоквартирного дома определяется:
а) собственниками помещений в многоквартирном доме (далее - собственники помещений) - в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества;
б) органами государственной власти - в целях контроля за содержанием общего имущества;
в) органами местного самоуправления - в целях подготовки и проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации в соответствии с ч. 4 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Важность и актуальность формирования указанных земельных участков объясняется следующим:
1. Формирование указанных участков обеспечит повышение уровня благоустроенности территорий жилых кварталов, так как позволит регулировать содержание земельных участков в соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491.
2. Формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, позволит, в соответствии со статьями 388 и 392 Налогового кодекса Российской Федерации, увеличить поступления от земельного налога в местные бюджеты.
Согласно письму Министерства финансов Российской Федерации от 17 мая 2006 года N 03-06-02-02/65 "при отсутствии кадастрового учета земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, органам государственной власти или органам местного самоуправления в целях обеспечения полноты поступлений платежей по земельному налогу в бюджеты муниципальных образований необходимо принять меры по формированию земельных участков под многоквартирными домами и проведению их кадастрового учета".
Возможная величина роста доходов в Нижегородской области может быть оценена следующим образом.
Общая площадь жилых помещений в многоквартирных домах в Нижегородской области составляет 42 млн. кв. метров. Согласно Методическим указаниям по расчету нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах, утвержденным Приказом Министерства Российской Федерации по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 26 августа 1998 года N 59, удельный показатель земельной доли (представляет собой площадь жилой территории в границах планировочной единицы, приходящейся на 1 кв. метр общей площади жилых помещений, входящих в состав кондоминиума) составляет, например, для 9-этажных домов 0,65 - 1,04. Для уплотнения застройки 5-этажных домов допускается показатель 0,88.
Согласно СНиП 2.07-01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" данный показатель составляет не менее 0,92.
Таким образом, площади земельных участков, которые могут быть сформированы, соответствует примерно величина 40 млн. кв. метров.
Максимальная ставка земельного налога, согласно статье 394 Налогового кодекса Российской Федерации, составляет 0,3% от кадастровой стоимости в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.
Считая средневзвешенную кадастровую стоимость земельных участков под многоквартирными жилыми домами в Нижегородской области примерно 3000 руб. за кв. метр, оценка возможного объема дополнительных доходов консолидированного бюджета Нижегородской области составляет 360 млн. рублей в год, то есть примерно 40 процентов ежегодных поступлений от земельного налога в местные бюджеты в Нижегородской области.
3. В целях обеспечения проведения конкурсов, предусмотренных статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации и Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2006 года N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом" (без сформированных земельных участков итоги таких конкурсов могут быть оспорены).
Согласно п. 7 ч. 1 ст. 14 данного Федерального закона Фонд предоставляет финансовую поддержку за счет своих средств при условии наличия графиков, утвержденных претендующими на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в части тарифов на тепловую энергию и органом местного самоуправления в части тарифов на водоснабжение и водоотведение и предусматривающих установление не позднее 1 января 2011 года указанных тарифов для различных групп потребителей коммунальных услуг без учета необходимости покрытия затрат на предоставление коммунальных услуг одной группе потребителей за счет тарифов, установленных для другой группы потребителей, - в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда со дня вступления в силу данного Федерального закона.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 14 данного Федерального закона Фонд предоставляет финансовую поддержку за счет своих средств при условии наличия предусматривающих не позднее 1 января 2010 года прекращение предоставления дотаций организациям коммунального комплекса на возмещение убытков от содержания объектов коммунальной инфраструктуры правовых актов муниципальных образований (за исключением правовых актов муниципальных образований, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях) и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, претендующих на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда, - в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда со дня вступления в силу данного Федерального закона.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 14 данного Федерального закона Фонд предоставляет финансовую поддержку за счет своих средств при условии наличия графиков, утвержденных претендующими на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда органами местного самоуправления муниципальных образований (органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и предусматривающих установление не позднее 1 января 2010 года тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных программ и инвестиционных программ развития системы коммунальной инфраструктуры, - в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда со дня вступления в силу данного Федерального закона.
Согласно п. 10 ч. 1 ст. 14 данного Федерального закона Фонд предоставляет финансовую поддержку за счет своих средств при условии наличия региональной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, утвержденной в соответствии со статьей 15 данного Федерального закона, - в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на проведение капитального ремонта многоквартирных домов.
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 14 данного Федерального закона Фонд предоставляет финансовую поддержку за счет своих средств при условии наличия региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденной в соответствии со статьей 16 данного Федерального закона, - в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
Согласно п. 12 ч. 1 ст. 14 данного Федерального закона Фонд предоставляет финансовую поддержку за счет своих средств при условии выделения в соответствии со статьей 19 данного Федерального закона средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) средств бюджетов муниципальных образований, претендующих на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда, на долевое финансирование региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Фонд предоставляет финансовую поддержку за счет своих средств на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда при условии их расположения на территориях не менее двух муниципальных образований, которые выполнили указанные условия предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда и общая суммарная численность населения которых составляет не менее чем двадцать процентов общей численности населения субъекта Российской Федерации, в границах которого находятся такие муниципальные образования.
Региональная адресная программа по проведению
капитального ремонта многоквартирных домов
Согласно статье 15 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ региональная адресная программа по проведению капитального ремонта многоквартирных домов утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Региональная адресная программа по проведению капитального ремонта многоквартирных домов должна содержать, в частности:
1) перечень многоквартирных домов, которые подлежат капитальному ремонту, которым планируется предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда, средств долевого финансирования бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов на проведение капитального ремонта и которые включены в утвержденные органами местного самоуправления муниципальные адресные программы или утвержденные органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга такие региональные адресные программы;
2) рассчитываемый в установленном данным Федеральным законом порядке объем долевого финансирования проведения капитального ремонта вышеуказанных многоквартирных домов, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов, средств товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов либо средств собственников помещений в многоквартирных домах;
3) обоснование объема указанных средств;
4) планируемые показатели выполнения указанной региональной адресной программы;
5) размер предельной стоимости проведения капитального ремонта в расчете на один квадратный метр общей площади помещений в указанных многоквартирных домах.
Орган местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга принимают решение о включении в муниципальную адресную программу или региональную адресную программу указанных многоквартирных домов при наличии решений общих собраний членов товариществ собственников жилья, членов жилищных, жилищно-строительных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов либо собственников помещений в многоквартирных домах об участии в указанной адресной программе.
Согласно ч. 2 ст. 158 ЖК РФ решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома принимается с учетом предложений управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта. Согласно ч. 3 ст. 158 ЖК РФ обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 165 ЖК РФ органы местного самоуправления могут предоставлять управляющим организациям, товариществам собственников жилья либо жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам бюджетные средства на капитальный ремонт многоквартирных домов.
Согласно пункту 21 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, капитальный ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования). Пункт 23 данных Правил допускает, что в решении о проведении капитального ремонта собственники помещений вправе предусматривать замену элементов общего имущества при необходимости устранения их морального износа.
Часть 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 190-ФЗ устанавливает, что законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения в том числе по капитальному ремонту, при проведении которого затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства. Согласно ч. 1 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 190-ФЗ капитальный ремонт объектов капитального строительства, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, регулируется данным Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно статье 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 190-ФЗ выдача разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений, относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности; для объектов капитального строительства, расположенных на соответствующих межселенных территориях, - к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов; на территориях городских округов - к полномочиям органов местного самоуправления городских округов. В случаях проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, статья 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 190-ФЗ требует осуществления архитектурно-строительного проектирования.
Согласно статье 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 190-ФЗ проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, подлежат государственной экспертизе.
Государственная экспертиза проектной документации не проводится в случае, если для строительства, реконструкции, капитального ремонта не требуется получение разрешения на строительство, а также в случае проведения такой экспертизы в отношении проектной документации объектов капитального строительства, получившей положительное заключение государственной экспертизы и применяемой повторно (далее - типовая проектная документация), или модификации такой проектной документации, не затрагивающей конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Государственная экспертиза не проводится в отношении проектной документации следующих объектов капитального строительства:
1) отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства);
2) жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки);
3) многоквартирные дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования;
4) отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности;
5) отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, требуется установление санитарно-защитных зон.
Порядок организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, размер платы за проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий и порядок ее взимания установлены Положением об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 года N 145.
Направляемые на проведение капитального ремонта многоквартирных домов средства Фонда, средства долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов, средств товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов либо собственников помещений в многоквартирных домах в пределах минимального объема, установленного по нормам данного Федерального закона, могут использоваться только на проведение работ по капитальному ремонту в смысле данного Федерального закона, а также на разработку соответствующей проектной документации для капитального ремонта указанных многоквартирных домов и проведение государственной экспертизы такой документации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 88 ЖК РФ при проведении капитального ремонта или реконструкции дома, если такой ремонт или реконструкция не могут быть проведены без выселения нанимателя, наймодатель обязан предоставить нанимателю и членам его семьи на время проведения капитального ремонта или реконструкции другое жилое помещение без расторжения договора социального найма жилого помещения, находящегося в указанном доме. Поскольку указанные в ч. 3 ст. 15 данного Федерального закона виды работ, как правило, могут быть проведены без выселения нанимателей, а такая необходимость трудно прогнозируема, данный Закон не устанавливает требований к субъектам Российской Федерации по формированию маневренного фонда, обеспечивающего расселение нанимателей по договорам социального найма и членов их семей на период капитального ремонта многоквартирных домов.
Согласно статье 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности:
1) перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2007 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации;
2) объем долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов переселения граждан из аварийного жилищного фонда, рассчитываемый в порядке, установленном данным Федеральным законом;
3) обоснование объема средств, предусмотренных пунктом 2 настоящей части, с указанием способов переселения граждан из аварийного жилищного фонда;
4) планируемые показатели выполнения этой региональной адресной программы.
Переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством.
Порядок распределения средств Фонда
Порядок распределения средств Фонда между субъектами Российской Федерации установлен в статье 17 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ. Фонд в срок до 1 января 2008 года утверждает лимиты предоставления финансовой поддержки за счет своих средств, рассчитанные для каждого субъекта Российской Федерации. Лимит для соответствующего субъекта Российской Федерации рассчитывается как произведение общего объема средств Фонда в размере двухсот сорока миллиардов рублей и частного от деления общей площади жилищного фонда такого субъекта Российской Федерации, по данным статистической отчетности на 1 января 2007 года, на общую площадь жилищного фонда Российской Федерации, по данным статистической отчетности на 1 января 2007 года, но не может быть более восьми миллиардов рублей и менее пятисот миллионов рублей. Средства Фонда, оставшиеся после расчета лимитов предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда, распределяются пропорционально между всеми субъектами Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящей частью ограничений размера лимитов для каждого субъекта Российской Федерации. При этом шестьдесят процентов установленного лимита предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда для каждого субъекта Российской Федерации направляется на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, сорок процентов - на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, за исключением следующего случая: в пределах лимита, установленного для субъекта Российской Федерации, по его обращению средства Фонда, предоставляемые на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, увеличиваются за счет соответствующего сокращения средств Фонда, предусмотренных на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в случае, если объем предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда, запрашиваемый субъектом Российской Федерации на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, меньше предусмотренных на эти цели средств Фонда.
Фонд уточняет лимиты предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда после 1 января 2011 года. При этом лимиты предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда, рассчитанные для субъектов Российской Федерации, которые до 1 января 2011 года не обратились в Фонд с заявками на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда или по заявкам которых до 1 января 2011 года не было принято решение о предоставлении финансовой поддержки за счет средств Фонда, распределяются Фондом на пропорциональное увеличение лимитов предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда, рассчитанных для других субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 18 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ обязательным условием предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда является долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, переселения граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и (или) бюджета муниципального образования, находящегося на территории указанного субъекта Российской Федерации и претендующего на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда (далее в настоящей статье - муниципальное образование). Субъектом Российской Федерации может быть установлен минимальный размер софинансирования за счет средств бюджетов муниципальных образований. Объем долевого финансирования определяется соответственно субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием.
Минимальный объем долевого финансирования проведения капитального ремонта многоквартирных домов, переселения граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств бюджета каждого субъекта Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов определяется как доля от общего объема финансирования проведения капитального ремонта многоквартирных домов, переселения граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств Фонда, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов, рассчитываемая следующим образом:
минимальная доля долевого финансирования за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов определяется в процентах как умноженное на двадцать процентов частное от деления уровня фактической бюджетной обеспеченности такого субъекта Российской Федерации после распределения дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, сложившегося в среднем за 2005 и 2006 годы, на уровень фактической бюджетной обеспеченности после распределения дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, сложившийся в среднем за 2005 и 2006 годы, субъекта Российской Федерации, имеющего минимальный уровень данной бюджетной обеспеченности, и не может превышать пятьдесят процентов.
При выделении субъектами Российской Федерации и (или) муниципальными образованиями средств на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, переселения граждан из аварийного жилищного фонда в меньшем объеме, чем установленный выше, финансовая поддержка за счет средств Фонда пропорционально уменьшается.
Согласно статье 19 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ рассмотрение Фондом заявок субъектов Российской Федерации на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда осуществляется по мере их поступления. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации подает в Фонд заявку на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда в пределах установленного для данного субъекта Российской Федерации лимита предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда. К заявке прилагаются следующие документы:
1) региональная адресная программа по проведению капитального ремонта многоквартирных домов (в случае подачи соответствующей заявки);
2) региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (в случае подачи соответствующей заявки);
3) копии нормативных правовых актов и иные документы, которые подтверждают выполнение субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями предусмотренных статьей 14 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда;
4) перечень муниципальных образований - получателей средств Фонда с указанием объема средств для каждого муниципального образования в целях перечисления средств Фонда в соответствующие местные бюджеты в случае, если субъектом Российской Федерации принято решение об определении муниципальных образований, претендующих на предоставление финансовой поддержки, получателями средств Фонда;
5) график ежегодного предоставления субъекту Российской Федерации или муниципальным образованиям средств Фонда на период осуществления деятельности Фонда после принятия Фондом отчета субъекта Российской Федерации о расходовании средств Фонда за прошедший отчетный период.
Правление Фонда в течение тридцати дней со дня подачи заявок принимает решение о предоставлении субъекту Российской Федерации финансовой поддержки за счет средств Фонда или об отказе в предоставлении такой поддержки и направляет данное решение в течение пяти рабочих дней со дня его принятия высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации.
Решение об отказе в предоставлении субъекту Российской Федерации финансовой поддержки за счет средств Фонда может быть принято правлением Фонда только в случае:
непредставления обязательных вышеуказанных документов или их несоответствия установленным данным Федеральным законом требованиям;
представления региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, которые не соответствуют установленным данным Федеральным законом требованиям;
невыполнения предусмотренных данным Федеральным законом условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда.
В первый год предоставления финансовой поддержки объем средств Фонда, предоставляемых субъекту Российской Федерации, а также средств, перечисляемых в местные бюджеты, не может превышать тридцать процентов лимита предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда для данного субъекта Российской Федерации. Предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда в последующие годы осуществляется исходя из утвержденных Фондом лимитов предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда в случае выполнения субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда.
Статья 20 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ определяет порядок расходования средств Фонда. Получателями средств Фонда, направляемых на предоставление финансовой поддержки, являются субъекты Российской Федерации или в случае, если субъектом Российской Федерации принято соответствующее решение, муниципальные образования. Указанные средства поступают в соответствующие бюджеты.
Средства бюджета субъекта Российской Федерации, полученные за счет средств Фонда и предусмотренные в бюджете субъекта Российской Федерации на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, переселения граждан из аварийного жилищного фонда, распределяются субъектом Российской Федерации между муниципальными образованиями, претендующими в соответствии с заявкой субъекта Российской Федерации на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда и выполнившими предусмотренные условия предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда.
Как отмечалось выше, субъектом Российской Федерации может быть принято решение об определении муниципальных образований, указанных в части 2 настоящей статьи, получателями средств Фонда. В этом случае субъект Российской Федерации представляет в Фонд перечень муниципальных образований - получателей средств Фонда с указанием объема средств для каждого муниципального образования в целях перечисления указанных средств в соответствующие местные бюджеты.
Орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня получения средств бюджета субъекта Российской Федерации, полученных за счет средств Фонда и предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, принимает решение о распределении полученных средств и предусмотренных в местном бюджете средств на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов между многоквартирными домами, которые включены в региональную адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и управление которыми осуществляется товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями, выбранными собственниками помещений в многоквартирных домах. В течение семи дней со дня принятия данного решения орган местного самоуправления обязан уведомить товарищества собственников жилья, жилищные, жилищно-строительные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, выбранные собственниками помещений в многоквартирных домах управляющие организации, которые осуществляют управление многоквартирными домами, в отношении которых принято такое решение, о принятии такого решения с указанием объема средств, предусмотренных на проведение капитального ремонта конкретного многоквартирного дома.
В течение тридцати дней со дня получения уведомления товарищество собственников жилья, жилищный, жилищно-строительный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, выбранная собственниками помещений в многоквартирном доме управляющая организация, которые осуществляют управление многоквартирным домом, в отношении которого принято вышеуказанное решение, открывают отдельные банковские счета и направляют в орган местного самоуправления:
1) уведомления об открытии таких счетов с указанием их реквизитов;
2) решение общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо собственников помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организацией, о долевом финансировании капитального ремонта многоквартирного дома за счет средств товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо собственников помещений в многоквартирном доме в размере не менее чем пять процентов общего объема средств, предоставляемых на проведение капитального ремонта многоквартирного дома в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ;
3) утвержденную общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо собственников помещений в многоквартирном доме смету расходов на капитальный ремонт такого многоквартирного дома с учетом установленных требований.
Орган местного самоуправления в течение пяти рабочих дней со дня поступления данных документов перечисляет средства, предусмотренные на проведение капитального ремонта многоквартирного дома в соответствии с данным Федеральным законом, на банковские счета получателей.
Порядок привлечения товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организацией подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома с использованием средств, предоставляемых в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ, может устанавливаться субъектом Российской Федерации. Порядок выплаты товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом либо собственниками помещений в многоквартирном доме средств на долевое финансирование капитального ремонта многоквартирного дома, в том числе порядок, предусматривающий возможность предоставления рассрочки выплаты таких средств, определяется органом местного самоуправления.
Оплата работ по капитальному ремонту многоквартирного дома производится на основании актов приемки работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, согласованных с органом местного самоуправления и подписанных лицами, которые уполномочены действовать от имени товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организации.
Отказ органа местного самоуправления в согласовании акта приемки работ по капитальному ремонту многоквартирного дома допускается только в случаях нарушения требований, установленных данным Федеральным законом, а также в случае превышения утвержденной в установленном порядке сметы расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома.
Размещенные на банковских счетах вышеуказанные средства могут использоваться на выплату аванса на проведение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома в размере не более тридцати процентов указанных средств.
Средства местного бюджета, полученные за счет средств Фонда, средств бюджета субъекта Российской Федерации и предусмотренные в местном бюджете на долевое финансирование переселения граждан из аварийного жилищного фонда, используются органом местного самоуправления на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в порядке, предусмотренном жилищным законодательством.
Контроль эффективности использования средств Фонда
Для контроля за эффективностью использования средств Фонда на проведение капитального ремонта многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилищного фонда предусмотрено осуществление Фондом мониторинга реализации региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в отношении которых Фондом будет принято решение об оказании финансовой поддержки за счет средств Фонда.
Согласно статье 23 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда приостанавливается на основании решения правления Фонда в случае:
1) непредставления высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации отчета о ходе реализации региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, отчета о расходовании средств Фонда за прошедший отчетный период в установленный срок или представления таких отчетов с нарушениями требований к их форме;
2) выявления Фондом по результатам мониторинга реализации региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда нецелевого использования средств Фонда;
3) использования средств Фонда на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда без долевого финансирования за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов в установленном объеме, по итогам бюджетного года;
4) невыполнения субъектами Российской Федерации и (или) муниципальными образованиями предусмотренных условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда.
Решение правления Фонда о приостановлении предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда в течение пяти рабочих дней со дня принятия такого решения направляется высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда возобновляется в случае устранения выявленных нарушений при условии представления высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) отчета об устранении выявленных нарушений.
В случае неустранения в течение трех месяцев со дня принятия правлением Фонда решения о приостановлении предоставления финансовой поддержки по решению правления Фонда средства Фонда могут быть распределены между другими субъектами Российской Федерации в порядке, установленном ч. 4 ст. 17 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ.
Название документа