Правовое регулирование индивидуального предпринимательства

(Васильев А. М.)

("Общество и право", 2011, N 2)

Текст документа

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

А. М. ВАСИЛЬЕВ

Васильев Алексей Михайлович, доктор исторических наук, кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры правовых дисциплин Армавирской государственной педагогической академии.

В статье рассматривается процесс становления и развития правового регулирования индивидуальной предпринимательской деятельности. Производится сравнение правового положения гражданина, осуществляющего индивидуальную предпринимательскую деятельность, и юридического лица - коммерческой организации, выявляются общие и индивидуальные особенности обеих форм осуществления предпринимательской деятельности. Приводится зарубежный опыт регулирования индивидуального предпринимательства.

Ключевые слова: индивидуальный предприниматель, индивидуальное предпринимательство, предпринимательство, предпринимательская деятельность, малое предпринимательство, субъект малого предпринимательства.

The article discusses the process of formation and development of legal regulation of individual entrepreneurial activity. Comparison is made between the legal status of a citizen, realizing individual entrepreneurial activity and a legal entity of proprietary organization, identifies common and individual characteristics of both forms of entrepreneurial activity. Gives the example of experience of regulation of individual enterprise.

Key words: individual entrepreneur, individual enterprise, enterprise, entrepreneurial activity, small enterprises, small business entities.

Сложное развитие предпринимательства сопровождалось и сопровождается процессом возникновения и разрешения многочисленных противоречий. Оно появляется вместе со становлением рыночных отношений.

Индивидуальное предпринимательство как экономическое явление в России начало свое развитие в современном цивилизованном виде в конце восьмидесятых годов двадцатого века. Тогда же появились первые законы и нормативные правовые акты, направленные на создание правовых условий рыночного функционирования экономики страны. Указанный период следует рассматривать в качестве отправной точки развития российского предпринимательского права. В данный период был провозглашен курс на развитие предпринимательской инициативы и стартовали экономические преобразования, сопровождавшиеся процессом законотворчества, ориентированным на создание правовых условий развития рыночных экономических отношений.

Историческими предшественниками индивидуальных предпринимателей в Древней Руси были купцы, т. е. горожане, профессионально занимавшиеся торговлей. Первое упоминание о купцах в Киевской Руси относится к X в. Уже в XI - XII вв. купечество составляло особую социальную группу городского населения, пользующуюся поддержкой княжеской власти. В XII в. в крупных экономических центрах возникли первые купеческие корпорации.

С XVII в. в связи с ростом городов, внутреннего рынка и развитием внешней торговли взаимодействие купеческого капитала с внутренним промышленным и сельскохозяйственным производством усиливается. Крупное купечество начинает объединять торговые и ростовщические операции с предпринимательством в соледобывающей, винокуренной (до 50-х гг. XVIII в.), кожевенной и других отраслях промышленности, а в дальнейшем также в металлургии, текстильной, бумажной, стекольной промышленности. Развитие торговли вне города привело к появлению крестьян-купцов.

Рост экономического значения городского купечества в XVII в. нашел отражение в таких актах законодательства, как Торговый устав (1653 г.), Новоторговый устав (1667 г.) и др. В первой четверти XVIII в. купечество было объединено в единое податное посадское сословие. В новую сословную организацию купцов, просуществовавшую без радикальных изменений до 60-х гг. XIX в., вошли промышленники, крупные и средние купцы, представители банковского и ростовщического капитала. С 1863 г. доступ в купечество был открыт выходцам из других сословий [1. С. 301 - 304].

Предпринимательство есть способ хозяйствования, который в результате многовековой эволюции утвердился в экономике развитых стран [2. С. 48]. Предпринимателями первоначально называли людей предприимчивых, действующих на рынке, просто азартных, энергичных, склонных к рискованным операциям людей. В дальнейшем к предпринимательству стали относить любую не запрещенную законом деятельность, направленную на увеличение прибыли.

На уровне СССР были приняты, в частности, Указ Президиума Верховного Совета СССР от 07.04.1989 "Об аренде и арендных отношениях в СССР" [3. С. 21], Закон СССР от 04.06.1990 "О предприятиях в СССР" [4. С. 10], Основы гражданского законодательства СССР и республик [5. С. 14], Закон СССР от 02.04.1991 "Об общих началах предпринимательства граждан в СССР" [6. С. 12]. Получили закрепление: право собственности граждан на любое имущество потребительского и производственного назначения, кроме отдельных видов имущества, которые в соответствии с законодательством не могут принадлежать гражданину; право собственности юридических лиц, право собственности государства; право на равную защиту всех собственников.

Гражданам-предпринимателям было предоставлено право осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, если они не запрещены законодательными актами СССР и республик, включая коммерческое посредничество, торгово-закупочную, инновационную, консультационную и иную деятельность, а также операции с ценными бумагами. Субъектами предпринимательства признавались: любой гражданин СССР, не ограниченный в правах, в порядке, определяемом законодательными актами СССР и республик; любой иностранный гражданин или лицо без гражданства, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами СССР и республик; группа граждан - коллектив предпринимателей. Признавались частное (т. е. индивидуальное) и коллективное предпринимательство, осуществляемое указанными выше субъектами на основе собственности граждан, а также имущества, полученного и используемого на законном основании.

Предпринимательство гражданами могло осуществляться как без применения, так и с применением наемного труда, как без образования, так и с образованием юридического лица; государство признает любые формы предпринимательства, осуществляемые в рамках закона, общественно полезной деятельностью и обеспечивает их правовые гарантии и поддержку [7. С. 4]. Закон СССР от 02.04.1991 "Об общих началах предпринимательства граждан в СССР" (ст. ст. 5 - 11) устанавливал также: права предпринимателя (на приобретение имущества государственных и иных предприятий, участие своим имуществом в деятельности иных хозяйствующих субъектов, наем и увольнение работников, установление форм, систем и размеров оплаты труда, других видов доходов работников, распоряжение чистой прибылью (доходом), получение не ограниченного размером личного дохода и др.); обязанности и ответственность предпринимателя (оформлять трудовые отношения с работниками путем заключения договоров, оплачивать труд работников, вносить отчисления на страхование лиц, работающих по найму, обеспечивать надлежащие условия труда, соблюдать права потребителей); правила государственной регистрации граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, и основания прекращения предпринимательской деятельности; правила налогообложения прибыли от предпринимательской деятельности и личного дохода предпринимателя; основные принципы государственной поддержки и защиты прав предпринимателей.

От законодательства СССР законодательство РФ начала 90-х годов отличалось низким уровнем юридической техники, игнорированием ряда основополагающих доктринальных положений, наличием противоречивых, неоправданных и экономически не обеспеченных норм.

Статья 2 Закона РСФСР от 25.12.1990 "О предприятиях и предпринимательской деятельности" субъектами предпринимательства признавала: граждан РСФСР и других союзных республик, не ограниченных в установленном законом порядке в своей дееспособности; граждан иностранных государств и лиц без гражданства в пределах правомочий, установленных законодательством РСФСР; объединения граждан - коллективных предпринимателей (партнеров). При этом было установлено, что статус предпринимателя "приобретается посредством государственной регистрации предприятия", т. е. юридического лица. И далее: "Предпринимательская деятельность, осуществляемая с привлечением наемного труда, регистрируется как предприятие". Предпринимательская деятельность, осуществляемая без привлечения наемного труда, могла регистрироваться как "индивидуальная трудовая деятельность". Напомним, что этот вид деятельности регулировался применявшимся в то время на территории России Законом СССР "Об индивидуальной трудовой деятельности" (1986 г.) [8. С. 9].

Указанные, а также ряд других правовых норм блокировали применение на территории РФ Закона СССР от 02.04.1991 "Об общих началах предпринимательства граждан в СССР", который, как уже отмечалось, предусматривал ведение гражданами предпринимательской деятельности как путем создания юридического лица, так и без образования такового. Поэтому индивидуальная предпринимательская деятельность без образования юридического лица в 1991 г. могла осуществляться лишь при отсутствии у соответствующего предпринимателя наемных работников и после регистрации "индивидуальной трудовой деятельности".

Очевидно, что гражданин и юридическое лицо - это два разных субъекта гражданского права, каждый из которых обладает обособленным имуществом, самостоятельно участвует в гражданском обороте от своего имени и на свой риск, несет самостоятельную имущественную ответственность. Поэтому предпринимательская деятельность гражданина "путем создания юридического лица" в принципе невозможна. Что же касается предпринимательской деятельности гражданина (индивидуальной предпринимательской деятельности), то она может осуществляться гражданином только непосредственно и без образования юридического лица, от своего имени, на свой риск и под свою ответственность.

Данный вывод подтверждается и нормами современного законодательства. Например, ст. 18 ГК РФ в содержание правоспособности граждан включает, в частности, права: заниматься предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами.

ГК РФ различает: а) предпринимательскую деятельность гражданина, т. е. деятельность, которую данный гражданин осуществляет непосредственно; б) создание гражданином юридического лица, т. е. имеющий самостоятельное правовое значение волевой акт, влекущий юридические последствия, но не относящийся к предпринимательской деятельности гражданина.

Существовавшая правовая ситуация не стимулировала развитие индивидуального предпринимательства. Она начала немного изменяться с введением в действие с 01.01.1992 Закона РСФСР от 07.12.1991 "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации" [9. С. 14]. Он определял порядок государственной регистрации и уплаты регистрационного сбора для граждан, изъявивших желание заниматься "предпринимательской деятельностью, не запрещенной законодательными актами РФ, без образования юридического лица". Такие граждане подлежали государственной регистрации уже в качестве предпринимателей, а не субъектов индивидуальной трудовой деятельности (ст. 1). Согласно ст. 4 этого Закона, граждане, в т. ч. участники полного товарищества, могли осуществлять те виды деятельности, которые были указаны в свидетельстве о регистрации предпринимателя. Устанавливалось также, что до приведения законодательных актов России в соответствие с указанным Законом они применяются в части, ему не противоречащей. Граждане, осуществлявшие свою деятельность на основе прежнего законодательства, были обязаны пройти государственную регистрацию в порядке, указанном в Законе РСФСР "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации", до 01.01.1993 [10. С. 4].

Несовершенство законов РФ, коллизии между ними и законодательством СССР первой половины 90-х гг., трудности в правоприменительной практике не способствовали появлению значительного количества индивидуальных предпринимателей: их правовое положение оставалось неопределенным. Такая ситуация сохранялась до введения в действие части первой ГК РФ. Именно эту дату можно считать моментом, с которого началось постепенное, а впоследствии активное развитие индивидуального предпринимательства в РФ.

В России отношения индивидуальной предпринимательской деятельности урегулированы целым рядом отраслей права: гражданским, налоговым, финансовым, административным и др. Отсутствие систематизации данных отраслей права часто порождает несогласованность, противоречивое, а иногда прямо противоположное толкование норм, что создает трудности в осуществлении индивидуальной предпринимательской деятельности.

Чтобы разобраться во всем многообразии норм и правил, индивидуальному предпринимателю, не имеющему юридического образования, можно в своей деятельности руководствоваться основными правилами и нормами, приведенными в приложении.

Проблема правового положения граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, относится к числу важных проблем правовой науки, и потому значение любого исследования в этой области по справедливости можно выразить афоризмом: нет ничего практичнее хорошей теории [11. С. 11].

Составители ГК РФ отказались от этой правовой конструкции. Как отмечается в юридической литературе, легального определения понятия предпринимателя нет. Предприниматель - это отнюдь не юридическая категория, но экономическое понятие, коль скоро в праве нет определения, что есть предприниматель. Действительно, к сожалению, нужно констатировать, что в нынешней рыночной экономике РФ нет юридической формулы предпринимателя. Легитимные основания занятия предпринимательской деятельностью гражданами в этой связи весьма сомнительны, а это не способствует привлечению капиталов законопослушных иностранных бизнесменов.

Предпринимательская деятельность гражданина регулируется ст. 23 ГК РФ, где указано: "Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения" [12. С. 17].

Регулирование индивидуальной предпринимательской деятельности облекается в правовую форму: нормативные акты, обращенные к неопределенному кругу лиц, или акты конкретного регулирования, содержащие указание конкретному субъекту и являющиеся юридическим фактом. Конкретные акты могут иметь разнообразный характер: запретов, разрешений. Законодательством предусмотрены акты-предписания, плановые акты и др.

Основным источником правового регулирования предпринимательства в России является Конституция РФ. Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применение на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.

Для предпринимательства особое значение имеют те конституционные нормы, которые содержат отраслевые принципы. Кроме того, в Конституции РФ закреплены гарантии и ограничения предпринимательства.

Конституция РФ разграничивает компетенцию различных государственных органов в сфере правотворчества и в соответствии с этим разграничением проводит дифференциацию источников права.

Право граждан заниматься предпринимательской деятельностью установлено Конституцией РФ, гражданским законодательством. Так, в соответствии со ст. 34 Конституции РФ каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности [13. С. 34].

Гражданский кодекс РФ содержит множество норм, регулирующих индивидуальное предпринимательство. Начиная с самого понятия предпринимательской деятельности, организационно-правовых форм ее осуществления, правового режима имущества индивидуальных предпринимателей и заканчивая предпринимательскими договорами - все это представлено в ГК РФ. В некоторых случаях статьи ГК РФ содержат принципиально различные нормы для индивидуальных предпринимателей и лиц, такой деятельностью не занимающихся (например, ст. 401 устанавливает различные основания ответственности, ст. 322 - различные нормы о солидарных обязательствах и др.) [14. С. 3].

Предпринимателями (субъектами предпринимательской деятельности) являются граждане РФ, не ограниченные в установленном федеральным законом порядке в своей дееспособности [15. С. 16].

Для приобретения статуса индивидуального предпринимателя гражданин должен обладать следующими общими признаками субъекта гражданского права: правоспособностью (способностью иметь гражданские права и нести обязанности); гражданской дееспособностью (способностью своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их); иметь имя (фамилию, собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая); иметь место жительства (место, где гражданин проживает постоянно или преимущественно).

Для того чтобы иметь право начать индивидуальную предпринимательскую деятельность в РФ, необходимо: зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя; встать на учет в налоговой инспекции; открыть расчетный счет в банке; получить лицензию на выбранный вид деятельности, если необходимо; получить сертификаты соответствия качества услуг или товаров, если необходимо; получить гигиенический сертификат на производство, услуги или товары, если необходимо; получить экологический сертификат на производственные мощности, если необходимо; подготовить экологическое обоснование техники, технологии и материалов для сертификации производства, если необходимо, и т. д.

Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" [16. С. 12] установил новый порядок регистрации индивидуальных предпринимателей.

Гражданские права и обязанности возникают по основаниям, предусмотренным законами и иными правовыми актами. По ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают: из договорных и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей, и т. д. Нет конкретного перечня гражданских прав и обязанностей индивидуального предпринимателя в конкретном законе, они разбросаны по законодательству РФ.

В отличие от законодательства РФ основные права и обязанности прямо перечислялись в Законе Республики Беларусь "О предпринимательстве в Республике Беларусь" [17. С. 4], где в статье 6 изложены права предпринимателя, а в ст. 7 - основные обязанности предпринимателя.

Вышеуказанные положения гражданского законодательства очень важны для осуществления и защиты прав граждан на занятие предпринимательской деятельностью [18. С. 35].

Однако одной статьи 23 ГК РФ недостаточно для обеспечения должного правового регулирования индивидуального предпринимательства в РФ, а также затруднительно определить правовой статус индивидуальных предпринимателей. Специального закона "Об индивидуальном предпринимательстве в РФ" до сих пор нет, что еще более осложняет и без того непростую жизнь индивидуального предпринимателя. В связи с массовостью участия граждан в предпринимательской деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей возникает необходимость обособления законодательного регулирования деятельности данного субъекта в отдельном законе [19. С. 40 - 42]. В законе необходимо в РФ установить перечень гражданских прав и обязанностей индивидуального предпринимателя.

Широкое участие в хозяйственной практике индивидуальных предпринимателей требует наличия в законодательстве, во-первых, четко определенных общих положений, единых для всех предпринимателей независимо от сферы их деятельности; во-вторых, специальных положений, определяющих правовой статус индивидуального предпринимателя в конкретной сфере деятельности. На сегодняшний день законодательство, регламентирующее деятельность индивидуального предпринимателя, по существу, еще находится в стадии формирования и содержит ряд норм, требующих уточнения, а иногда и изменения [20. С. 51].

В отличие от законодательства РФ во многих государствах СНГ, а также в странах бывшего "соцлагеря" (Польша, Чехия, Венгрия) существуют специальные законы, регулирующие индивидуальное предпринимательство. В частности, в законодательстве Беларуси правовой статус предпринимателей закреплен в Законе "О предпринимательстве в Республике Беларусь", в Казахстане - в Законе "Об индивидуальном предпринимательстве", Узбекистане - в Законе "О предпринимательстве и гарантиях деятельности предпринимателей", в Польше - в Законе "О хозяйственной деятельности", Армении - в Законе "Об индивидуальном предпринимателе", Венгрии - в Законе "Об индивидуальном предпринимательстве в Венгрии", Чехии - в Законе "О частном предпринимательстве Чешской Республики".

Предлагается принять закон "Об индивидуальном предпринимательстве в Российской Федерации", который должен быть направлен на реализацию установленного Конституцией РФ права граждан на свободу предпринимательской деятельности и формирование системы государственных гарантий для индивидуального предпринимательства.

Гражданин, фактически занимающийся предпринимательской деятельностью, но не прошедший государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя, не приобретает в связи с занятием такой деятельностью статуса предпринимателя.

Особенности статуса индивидуального предпринимателя по сравнению с общегражданской правоспособностью гражданина [21. С. 109] выражаются в следующем:

этот статус приобретается в результате государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя;

к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, актов Президента РФ и Правительства РФ или существа правоотношения;

индивидуальные предприниматели, согласно Трудовому кодексу РФ, имеют право нанимать работников. В ГК РФ учреждение и статус индивидуального предпринимателя не ставятся в зависимость от того, будет или не будет он "применять наемный труд";

в отличие от граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, имущественные споры между индивидуальными предпринимателями либо между ними и юридическими лицами подведомственны арбитражным судам;

индивидуальный предприниматель, который не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности, может быть признан по решению суда несостоятельным (банкротом);

требования кредиторов индивидуального предпринимателя в случае признания его банкротом удовлетворяются за счет принадлежащего ему имущества, на которое может быть обращено взыскание;

на индивидуальных предпринимателей возлагаются некоторые дополнительные обременения, обусловленные повышенной нагрузкой с их стороны на услуги, оказываемые на одинаковых условиях всем гражданам [22. С. 111].

Интерес представляет законодательство стран СНГ в данной области.

На предпринимательскую деятельность граждан указывает ст. 19 ГК Казахстана: "Граждане вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законодательными актами". К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила ГК, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из законодательства или существа правоотношения. Правительство Казахстана вправе устанавливать упрощенный порядок выдачи лицензий индивидуальным предпринимателям. В свою очередь, субъектами малого предпринимательства являются граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, и юридические лица. Индивидуальное предпринимательство как вид частного предпринимательства - это инициативная деятельность граждан, направленная на получение дохода, основанная на собственности самих граждан и осуществляемая от имени граждан на их риск и под их имущественную ответственность. Видами индивидуального предпринимательства являются личное предпринимательство и совместное предпринимательство".

Анализ данной нормы показывает, что законодатель в Казахстане в отношении регулирования индивидуальной предпринимательской деятельности более либерален, чем законодатель в РФ, где гражданин может осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность только после обязательной государственной регистрации.

В Казахстане принят специальный Закон от 19.06.1997 N 135-1 "Об индивидуальном предпринимательстве" [23. С. 12]. Статья 1 Закона содержит понятие индивидуального предпринимательства как вида частного предпринимательства, которое аналогично ст. 19 ГК Казахстана. Субъектами индивидуального предпринимательства являются физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и при отсутствии признаков юридического лица. Статья 3 Закона указывает на виды индивидуального предпринимательства: личное предпринимательство и совместное предпринимательство. В качестве законодательства об индивидуальном предпринимательстве ст. 2 Закона называет Конституцию Казахстана, настоящий Закон и иные нормативные правовые акты, не противоречащие ему, а Закон Казахстана "О защите и поддержке частного предпринимательства" применяется к индивидуальному предпринимательству с учетом особенностей, установленных настоящим Законом. В Казахстане индивидуальная предпринимательская деятельность имеет широкую законодательную базу, указывающую на новшества, которые частично можно позаимствовать в законодательство РФ.

Одной из форм хозяйствования, появившихся в Туркменистане с начала 90-х гг., стало индивидуальное предпринимательство. Будучи закономерным результатом функционирования рыночной экономики, этот вид экономической деятельности регулируется Законом Туркменистана от 12 ноября 1991 г. "О предпринимательской деятельности" (с изменениями и дополнениями, внесенными в 1993, 1996 гг.), Законом Туркменистана от 12 июня 2000 года "О предприятиях" и другими законодательными актами Туркменистана. Свою деятельность предприниматели осуществляют на основе патента и регистрационного удостоверения. Один индивидуальный предприниматель имеет право осуществлять несколько видов экономической деятельности - при наличии патента на каждый из них. Количество таких видов на сегодняшний день уже превышает 115. Предприниматели, занятые индивидуальным бизнесом, характеризуются большой мобильностью на внутреннем рынке. Для них разработана и внедрена в практику хозяйствования упрощенная система статистической и бухгалтерской отчетности, упрощена и система регистрации и выдачи патентов.

Фиксированная патентная плата уплачивается при оформлении патента до начала периода, в котором налогоплательщик намеревается осуществлять предпринимательскую деятельность. Этот период не может быть менее шести месяцев. При осуществлении нескольких видов предпринимательской деятельности уплачивается наименьшая величина фиксированной патентной платы.

Виды предпринимательской деятельности, по которым не предусмотрена выдача патента, осуществляются по регистрационному удостоверению. Это предприниматели, занимающиеся в основном высокодоходными видами экономической деятельности. На некоторые виды предпринимательской деятельности требуется приобретение лицензии. Например, преобладающее большинство лицензий приобрели индивидуальные предприниматели, занимающиеся различными видами транспортных услуг, за исключением международных, где требуется лицензия на внешнеэкономическую деятельность.

Регистрацию граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, и выдачу им патентов и регистрационных удостоверений осуществляет налоговая служба на местах.

Индивидуальные предприниматели в Туркменистане - довольно многочисленный класс хозяйствующих субъектов. В последнее время некоторые из них объединяются в товарищества в порядке, установленном законодательством Туркменистана. При этом получение патента обязательно для каждого члена товарищества.

По данным Главной государственной налоговой службы Туркменистана, на 01.01.05 количество зарегистрированных патентов и регистрационных удостоверений в целом по Туркменистану составило 48,9 тыс. Свыше четверти зарегистрированных патентов и регистрационных удостоверений приходится на Ашхабад. Это обусловлено тем, что, во-первых, столица имеет соответствующую инфраструктуру и транспортные коммуникации для развития микробизнеса, во-вторых, население столицы в сравнении с другими регионами имеет повышенный уровень платежеспособности.

Наблюдается и увеличение совокупных поступлений от лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, в местные бюджеты страны. Так, например, в 2004 г. этот показатель в сравнении с 2000 г. увеличился в 4,7 раза. Свыше 41% от поступлений фиксированной и дополнительной платы в местные бюджеты приходится на Ашхабад, поскольку размер фиксированной патентной платы по видам деятельности в столице выше, чем в поселках городского типа и этрапах в Туркменистане.

В структуре размещения индивидуальных предпринимателей в разрезе велаятов самый большой удельный вес предпринимателей без образования юридического лица приходится на Дашогузский велаят (24,9%), самый низкий - Балканский велаят (10,8%) Туркменистана.

Как показывает опыт государств с развитой рыночной экономикой, индивидуальные предприниматели способствуют реализации новых технологий, товаров, повышению эффективности производства, помогают освоению новых рынков, расширяя при этом ассортимент потребительских товаров.

Развивая предпринимательскую среду, в Туркменистане пытаются обеспечить устойчивое наращивание объемов производства, приток инвестиций, а также добиться максимального поступления средств в виде налоговых платежей в бюджетную систему.

Заняв свою нишу в экономике Туркменистана, индивидуальные предприниматели оказывают влияние на формирование экономической инфраструктуры страны, обеспечение занятости населения, создание новых рабочих мест, поставку на внутренний рынок необходимых товаров и услуг, создание возможности получения дополнительных доходов. За последние несколько лет индивидуальное предпринимательство позволило подавляющему большинству многодетных женщин найти работу или организовать собственное дело [24. С. 10].

До сих пор нет четкого определения индивидуальной предпринимательской деятельности. Индивидуальный предприниматель, будучи правовой категорией, относится к понятию предпринимательского права. Однако в ГК РФ легального определения этого понятия нет. В специальном законе РФ "Об индивидуальном предпринимательстве в РФ", который необходимо принять, должно быть дано юридическое определение предпринимателя через указание на его правосубъектность как хозяйствующего субъекта. Нужна инкорпорация правовых норм о предпринимательстве. В законе РФ "Об индивидуальном предпринимательстве в РФ" необходимо будет закрепить принципы деятельности индивидуальных предпринимателей.

Необходимо ввести критерий систематичности незаконного осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности - не более трех раз в течение отчетного года.

Таким образом, можно сделать вывод, практически важный для всех, кто занимается индивидуальной предпринимательской деятельностью в России или имеет такое намерение, о том, что в рамках существующего конституционного строя нет оснований опасаться умаления значения перечисленных выше конституционных гарантий данной деятельности и тем более запрета индивидуального предпринимательства, возврата к правовой ситуации, имевшей место в годы советской власти.

Литература

1. Советская историческая энциклопедия / Гл. ред. Е. М. Жуков. М., 1965. Т. 8. С. 301 - 304.

2. Жилинский С. Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности) / Предисл. проф. В. Ф. Яковлева. 4-е изд., изм. и доп. М.: Норма, 2003. С. 48.

3. Ведомости СССР. 1989. N 15. Ст. 105.

4. Ведомости СССР. 1990. N 25. Ст. 460.

5. Ведомости СССР. 1991. N 26. Ст. 733.

6. Ведомости СССР. 1991. N 16. Ст. 442.

7. Статьи 1, 3, 4 Закона СССР от 02.04.1991 "Об общих началах предпринимательства граждан в СССР".

8. Ведомости СССР. 1986. N 47. Ст. 964.

9. Ведомости РФ. 1992. N 8. Ст. 360.

10. Постановление Верховного Совета РСФСР от 07.12.1991 "О порядке введения в действие Закона РСФСР "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации" // Ведомости РФ. 1992. N 8. Ст. 361.

11. Семеусов В. А. Понятие предпринимательской деятельности // Академический юридический журнал. N 4. 2002. С. 11.

12. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // Российская газета. 08.12.1994. N 238 - 239. С. 17.

13. Лапуста М. Г., Старостин Ю. Л. Малое предпринимательство: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2002. С. 34.

14. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // Российская газета. 08.12.1994. N 238 - 239. С. 3.

15. Индивидуальный предприниматель: Практическое пособие / Сост. В. В. Волгин. М.: Дашков и Ко, 2000. С. 16.

16. Российская газета. 10.08.2001. N 153 - 154.

17. Закон Республики Беларусь от 28.05.1991 N 813-XII "О предпринимательстве в Республике Беларусь" // Ведомости Верховного Совета Белорусской ССР. 1991. N 19. Ст. 269. С. 4.

18. Лапуста М. Г., Старостин Ю. Л. Указ. соч. С. 35.

19. Васильев А. А. Проблемы правового регулирования индивидуальной предпринимательской деятельности в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук (12.00.03). Ставрополь. С. 40 - 42.

20. Аксенчук Л. А. Гражданско-правовое регулирование индивидуального предпринимательства в сфере управления чужим имуществом: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук (специальность 12.00.03 "Гражданское право; семейное право; предпринимательское право; международное частное право") / Науч. рук. Е. А. Суханов. М., 2002. С. 51.

21. Жилинский С. Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности) / Предисл. проф. В. Ф. Яковлева. 4-е изд., изм. и доп. М.: Норма, 2003. С. 109.

22. Жилинский С. Э. Указ. соч. С. 111.

23. Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1997. С. 12.

24. Союнов О. Индивидуальное предпринимательство в Туркменистане // Туркменистан: золотой век. 21.07.2005. С. 10.

------------------------------------------------------------------

Название документа