Существенные условия контракта, заключаемого в порядке размещения государственного и муниципального заказа

(Добрецов Г. Б.) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2011) Текст документа

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

СУЩЕСТВЕННЫЕ УСЛОВИЯ КОНТРАКТА, ЗАКЛЮЧАЕМОГО В ПОРЯДКЕ РАЗМЕЩЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ЗАКАЗА

Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 1 апреля 2011 года

Г. Б. ДОБРЕЦОВ

Г. Б. Добрецов, доцент, кандидат исторических наук, Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск.

В работе рассматривается один из аспектов размещения заказа - определение условий заключаемого контракта. При этом анализируются существенные условия контракта. Актуальность вопроса заключается в том, что если стороны не указали в контракте хотя бы одно существенное условие, такой контракт считается незаключенным. Примеры признания контрактов незаключенными в судебной практике имеются <1>. О необходимости исследования данной темы свидетельствуют противоречивые выводы судов, особенно очевидные на примере договоров возмездного оказания услуг. Мнения судов расходятся: являются ли существенными условиями сроки, место оказания услуг, цена услуги, срок и порядок оплаты. Рассмотрены разные подходы к определению предмета договора <2>. На основании анализа норм Закона о размещении заказов автором предлагается перечень существенных условий контракта. -------------------------------- <1> См. Постановления ФАС ВВО от 30 сентября 2010 г. N А31-8934/2009; ФАС ДВО от 19 июля 2010 г. N Ф03-5003/2010; ФАС ЗСО от 11 июня 2010 г. по делу N А81-4049/2009. <2> Путеводитель по судебной практике. Возмездное оказание услуг // СПС "КонсультантПлюс".

В целях Закона о размещении заказов <3> (далее - Закон) под контрактом понимается государственный или муниципальный контракт, а также гражданско-правовой договор бюджетного учреждения на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчика. Контракт заключается в порядке, предусмотренном ГК РФ и иными федеральными законами с учетом положений Закона <4>. -------------------------------- <3> Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". <4> Ч. 2 ст. 9 Закона.

Схематично процедура согласования условий контракта, заключаемого по результатам торгов и запроса котировок, выглядит следующим образом: 1. Заказчик определяет условия будущего контракта: - жестко (фиксированно), например, указываются форма, сроки и порядок оплаты товара, работ, услуг, приводятся значения показателей продукции, которые не могут изменяться; - путем установления рамочных показателей - максимальных и (или) минимальных значений показателей продукции; - установлением максимального значения цены; - введением требования обеспечения контракта (но способом, избранным поставщиком) и т. д. 2. Участник размещения заказа в дозволенных ему рамках предлагает свою цену и другие условия исполнения контракта. 3. Выбрав победителя или в установленном порядке иное лицо, с которым надлежит заключить контракт (убедившись в соответствии предлагаемой к поставке продукции требованиям, указанным в документации <5>), заказчик в проект контракта включает условия и цену, предложенные данным участником размещения заказа, и направляет ему проект для подписания. -------------------------------- <5> Конкурсной документации, документации об аукционе, извещении о запросе котировок цен.

4. Условия, указанные в проекте контракта, направленного заказчиком участнику размещения заказа для его подписания, не могут быть изменены (за исключением технических ошибок, для этого, например, открытый аукцион в электронной форме предусматривает процедуру применения протокола разногласий). 5. Условия заключенного контракта, как правило, не могут быть изменены. Законом особо оговорены условия контракта, которые не могут быть изменены и которые могут быть изменены.

Примечание. Законом предусмотрено, что контракт заключается на следующих условиях: 1. При конкурсе. Контракт заключается на условиях, указанных в поданной участником конкурса, с которым заключается контракт, заявке на участие в конкурсе и в конкурсной документации. При заключении контракта цена такого контракта не может превышать начальную (максимальную) цену контракта (цену лота), указанную в извещении о проведении открытого конкурса. В случае если контракт заключается с физическим лицом, заказчик, если в конкурсной документации не предусмотрено иное, уменьшает цену контракта, предложенную таким лицом, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта, за исключением индивидуальных предпринимателей и иных лиц, занимающихся частной практикой (ч. 3 ст. 29 Закона). 2. При аукционе. Контракт заключается на условиях, указанных в документации об аукционе, по цене, предложенной победителем аукциона, либо в случае заключения контракта с участником аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене контракта, по цене, предложенной таким участником. В случае если контракт заключается с физическим лицом, заказчик, если иное не предусмотрено документацией об аукционе, уменьшает цену контракта, предложенную таким лицом, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой такого контракта, за исключением индивидуальных предпринимателей и иных лиц, занимающихся частной практикой (ч. 3 ст. 38 Закона). 3. При открытом аукционе в электронной форме (ОАЭФ). Контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении ОАЭФ и документации об аукционе, по цене, предложенной победителем ОАЭФ, либо в случае заключения контракта с иным участником аукциона по цене, предложенной таким участником (ч. 10 ст. 41.12 Закона). В случае если все участники ОАЭФ, которые обязаны заключить контракт при уклонении победителя аукциона или иного участника открытого аукциона, с которым заключается контракт, признаны уклонившимися от заключения контракта, заказчик принимает решение о признании ОАЭФ несостоявшимся. В этом случае заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) в соответствии с ч. 1 ст. 40 Закона. При этом такой контракт должен быть заключен на условиях, предусмотренных документацией об ОАЭФ, и цена такого контракта не должна превышать предложенную при проведении ОАЭФ наиболее низкую цену контракта (ч. 14 ст. 41.12 Закона). В случае заключения контракта с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя и иного занимающегося частной практикой лица, оплата такого контракта, если иное не предусмотрено документацией об ОАЭФ, уменьшается на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта (ч. 18 ст. 41.12 Закона). 4. При запросе котировок. Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок, по цене, предложенной в котировочной заявке победителя в проведении запроса котировок или в котировочной заявке участника, с которым заключается контракт в случае уклонения победителя в проведении запроса котировок от заключения контракта (ч. 8 ст. 47 Закона).

Договор (контракт) состоит из реквизитов и условий. По юридическому значению условия договора (контракта) делятся на существенные, обычные и случайные. В соответствии с Гражданским кодексом договор (контракт) считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным его условиям <6>. -------------------------------- <6> П. 1 ст. 432 ГК РФ.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида <7>, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение <8>. Условия, названные в законе (иных правовых актах) как существенные, а также предмет договора должны быть обязательно согласованы сторонами. -------------------------------- <7> Например, для договора страхования, согласно пп. 4 п. 1 ст. 942 ГК РФ, условие о сроке действия договора является существенным условием договора этого вида. (См.: Постановление ФАС МО от 14 декабря 2010 г. N КГ-А40/15345-10). <8> П. 2 ст. 432 ГК РФ.

Выделим два аспекта: первый - нечеткость дефиниции "существенные условия" (в том числе и некоторую путаницу в схожих терминах: "существенные условия", "существенные нарушения", "существенные нарушения условий", "нарушения существенных условий") и второй - применение в законодательстве вместо понятия "условия, необходимые для данного договора" конструкции "в контракт включается обязательное условие о...". На наш взгляд, "необходимое условие" и "обязательное условие" <9> являются синонимами. -------------------------------- <9> Например, ч. ч. 10, 12 ст. 9 Закона.

Анализ законодательства позволяет сделать вывод: в нормах права не всегда указывается, какие условия являются существенными, что допускает неоднозначное толкование этого вопроса даже судом. Вызывают вопросы ч. 1 ст. 6 и ч. 4 ст. 47 Закона о размещении заказов: определение начальной (максимальной) цены контракта, предмета и существенных условий контракта возложено на заказчика, уполномоченный орган. А комиссия оформляет протокол, в котором указывает сведения о существенных условиях контракта (т. е. комиссия должна выявить условия контракта, которые, по ее мнению, являются существенными, ибо ни в контракте, ни в Законе они не отмечены как существенные). В качестве редких примеров определения в проекте контракта его существенных условий можно привести Приказы Рособразования <10> и Роскартографии <11>. В документах (проектах контрактов), разработанных этими ведомствами, к существенным условиям государственных контрактов отнесены: -------------------------------- <10> Приказ Рособразования от 30.06.2009 N 719 "Об утверждении примерных форм документов, используемых при размещении заказов путем запроса котировок в рамках реализации федеральных целевых, государственных и иных программ в сфере образования, воспитания и развития общедоступных образовательных ресурсов". <11> Приказ Роскартографии от 03.11.2006 N 107-пр "Об утверждении состава Единой комиссии по размещению заказов на поставку топографо-геодезической и картографической продукции (работ, услуг) для федеральных государственных нужд и Положения о ней".

1. Предмет государственного контракта (наименование, характеристики и количество поставляемой продукции, наименование и объем выполняемых работ, оказываемых услуг). 2. Сроки поставки товара выполнения работ, оказания услуг. 3. Место доставки поставляемой продукции, место выполнения работ, место оказания услуг. 4. Цена продукции с указанием: - порядка ее формирования (о включенных/не включенных в цену продукции расходах, в том числе расходах на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и других обязательных платежей); - источника финансирования государственного контракта; - срока и условий оплаты поставок товара, выполнения работ, оказания услуг (способ платежа: предоплата, частичная предоплата, последующая оплата). Представляет интерес мнение профессора Ю. А. Тихомирова. "Объявленные в извещении о проведении открытого аукциона существенные условия, - пишет он, - такие, например, как: предмет государственного или муниципального контракта с указанием количества поставляемого товара; объем выполняемых работ, оказываемых услуг и краткие характеристики такого товара, работ, услуг; место, условия, сроки и порядок выполнения работ, оказания услуг; место, условия и сроки (периоды) поставок товара; место, форма, сроки и порядок оплаты товара, работ, услуг и другие условия, опубликованные в извещении о проведении открытого аукциона (выделено нами. - Г. Д.), носят характер публичной оферты, и их изменение в дальнейшем при проведении аукциона невозможно, за исключением случаев, предусмотренных п. 8 ст. 34 комментируемого Закона" <12>. Однако если сравнить указанные Ю. А. Тихомировым условия с текстом Закона, то видно некоторое несоответствие в перечне существенных условий. -------------------------------- <12> Комментарий к Федеральному закону "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (Постатейный). 2-е изд., перераб. и доп. / Под общ. ред. проф. Ю. А. Тихомирова. М.: Юстицинформ, 2007 // СПС "КонсультантПлюс".

Напрашивается вывод о необходимости четкого определения перечня этих существенных условий, которые должны быть названы и определены в контракте под угрозой его незаключенности. Более того, сделка, не соответствующая требованиям закона, ничтожна, и это не требует признания ее недействительности в суде. Анализ ГК РФ, Закона и правоприменительной практики позволяют предположить, что к существенным условиям контракта относятся следующие: 1) о предмете; 2) цене; 3) сроках (периодах) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги; 4) месте поставки товара, выполнения работы, оказания услуги; 5) порядке приемки заказчиком поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги; 6) перечне документов, подтверждающих соответствие товара, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ; 7) ответственности поставщика (исполнителя, подрядчика). Рассмотрим каждое из перечисленных существенных условий с точки зрения их соответствия п. 2 ст. 432 ГК РФ как минимум по трем параметрам, а именно: а) является ли условие характеристикой предмета договора; б) названо ли оно в законе или иных правовых актах как существенное; в) указано ли условие в качестве необходимого для договора данного вида. 1. О предмете контракта. Гражданско-правовой договор возникает по поводу передачи вещей, выполнения работ или оказания услуг. При любом из этих трех вариантов суть договора можно свести к определению четырех параметров, каждый из которых отвечает соответственно на один из следующих вопросов: что, сколько, когда и каким образом? Условие о предмете - единственное договорное условие, абсолютным образом отнесенное ГК РФ к существенным, призванное дать ответ на первые два вопроса. В широком смысле слова предмет охватывает весь набор показателей того, по поводу чего заключен договор. Сюда входят данные о предмете как таковом, включая количество, качество и цену передаваемых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг <13>. -------------------------------- <13> Муравьева Е. В., Храпунова Е. А. Что доверено доверенностью // Юрист. 2008. N 6.

Необходимо рассмотреть понятие "предмет контракта". Что включает в себя предмет контракта, Законом и ГК РФ не определено, однако в Постановлении Правительства РФ от 29 декабря 2010 г. N 1191 <14> в разделе III приложения N 1 к Положению о ведении реестров установлено, что в предмет контракта должны быть включены следующие сведения: наименование товара, работ, услуг; код продукции по ОКДП; единица измерения по ОКЕО (условное обозначение); цена за единицу в рублях; количество; сумма в рублях. -------------------------------- <14> Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2010 г. N 1191 "Об утверждении Положения о ведении реестра государственных и муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования официальным сайтом в сети Интернет, на котором размещается указанный реестр".

Чаще всего под предметом контракта понимается вещь, услуга, работа, которая должна быть передана, оказана, выполнена. Однако более правильно, по нашему мнению, принять точку зрения ученых, считающих, что предметом договора всегда представляется право на чужое действие. Например, предметом договора купли-продажи являются действия продавца по передаче товара в собственность покупателя, а покупателя - по принятию этого товара и уплате за него установленной цены. Примеры формулировки условия о предмете договора поставки: "По договору поставки поставщик обязуется передать покупателю, а покупатель - принять и оплатить пианино "Лирика" в количестве 1 штуки"; "Поставщик обязуется передать в собственность покупателя, а покупатель обязуется принять и оплатить следующий товар: муку пшеничную хлебопекарную высшего сорта М 125-20 в количестве 200 тонн"; "Поставщик обязуется передать покупателю в собственность, а покупатель обязуется принять и оплатить офисную мебель: столы письменные модели "Вектор", цвет "Ольха" - в количестве 50 (пятьдесят) штук" <15>. -------------------------------- <15> СПС "КонсультантПлюс". 23.02.2011.

В предмете контракта указывается наименование продукции (если товар - возможно применение товарного знака <16>). Условие договора купли-продажи товара считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество товара <17>. Таким образом, наименование и количество товара являются существенными условиями договора поставки как разновидности договора купли-продажи <18>. -------------------------------- <16> Товарный знак - обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. Товарные знаки по форме выражения подразделяются на словесные, изобразительные, объемные, другие обозначения (звуковые, обонятельные, световые и т. п.), комбинированные. Может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании. Например: "Волга" - для автомобилей; "Apple" - для компьютеров; произвольные обозначения: "Coca-Cola", "Kodak", "Вимм-Билль-Данн", "Xerox"; имена: "Ford", "Peugeot", "Смирнофф"; лозунги: "We Try Harder"; числа: 4711, 555 - для одеколона. <17> П. 3 ст. 455 ГК РФ. <18> Постановление ФАС ВСО от 12 мая 2010 г. N А10-1369/2009.

Количество товара, подлежащего передаче покупателю, предусматривается в соответствующих единицах измерения <19>. -------------------------------- <19> П. 1 ст. 465 ГК РФ.

В зависимости от вида контракта в нем указывается или количество поставляемого товара, или объем выполняемых работ, или объем оказываемых услуг <20>. -------------------------------- <20> За исключением случая, если при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключить контракт на выполнение технического обслуживания и (или) ремонта техники, оборудования, оказание услуг связи, юридических услуг невозможно определить необходимое количество запасных частей к технике, к оборудованию, объем работ, услуг (п. 4 ч. 4 ст. 41.5, п. 4 ч. 4 ст. 21 Закона).

Суд, ссылаясь на п. 1 ст. 422, п. 1 ст. 432 ГК РФ, разъяснил, что к существенным условиям договора на возмездное оказание услуг законодатель относит предмет договора, т. е. вид (перечень) услуг, конкретные действия, которые исполнитель в силу ст. ст. 779, 780 ГК РФ обязуется совершить для заказчика, объем, стоимость услуг и срок их выполнения <21>. Из смысла ст. ст. 432, 779 ГК РФ, делает вывод Суд, следует, что договор возмездного оказания услуг может считаться заключенным, если в нем перечислены определенные действия, которые обязан совершить исполнитель, либо указана определенная деятельность, которую он обязан осуществить <22>. -------------------------------- <21> Постановление Третьего ААС от 19.03.2010 по делу N А74-4311/2009. <22> Постановление Второго ААС от 19.03.2010 по делу N А29-7949/2009.

Достижение результата не входит в предмет договора возмездного оказания услуг <23>. Однако если в конкретном случае результат может быть получен (например, аудиторское или правовое заключение, изготовленные при оказании медицинских услуг зубные протезы), стороны могут согласовать связанные с ним условия (п. 4 ст. 421 ГК РФ). Это может быть обязанность исполнителя предоставить результат определенного качества и другие <24>. -------------------------------- <23> См. п. 3.1 Постановления Конституционного Суда РФ от 23.01.2007 N 1-П. <24> Пункт 1 информационного письма Президиума ВАС РФ от 29.09.1999 N 48 "О некоторых вопросах судебной практики, возникающих при рассмотрении споров, связанных с договорами на оказание правовых услуг".

В договоре строительного подряда в силу ст. ст. 702 и 740 ГК в качестве существенного условия должны содержаться сведения о том, какие конкретно работы поручается выполнить подрядчику (условия о содержании и объеме работ (предмете договора) <25>, определены состав, содержание технической документации и согласована смета <26> (локальная смета <27>). -------------------------------- <25> Постановление ФАС ВВО от 24 ноября 2010 г. N А11-1458/2010, от 24 ноября 2010 г. N А11-1455/2010; Постановление ФАС ДВО от 5 октября 2010 г. N Ф03-7174/2010. <26> Постановление ФАС ВСО от 20 декабря 2010 г. N А19-8239/10. <27> Постановление ФАС ДВО от 19 июля 2010 г. N Ф03-5003/2010.

В соответствии с Законом <28>, конкурсная (аукционная) документация, а также извещение о запросе котировок цен содержат требования к характеристике продукции <29>, которые конкретизируются в заявке (предложении) участника <30>, а затем переносятся в проект контракта <31> и подлежат неукоснительному исполнению и не могут быть изменены, за исключением случаев, установленных законом. -------------------------------- <28> На примере ОАЭФ. <29> П. 1 ч. 4 ст. 41.6 Закона. <30> Ч. 4 ст. 41.8 Закона. <31> Ч. 2 ст. 41.12 Закона.

Следовательно, существенным условием контракта, как содержания его предмета, являются конкретные показатели (характеристика продукции) - требования: - к качеству; - техническим характеристикам; - безопасности; - функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара; - размерам, упаковке, отгрузке товара; - результатам работ; - иным показателям, связанным с определением соответствия поставляемой продукции потребностям заказчика (при наличии таковых, например, требования к сроку и (или) объему предоставления гарантий качества товара, работ, услуг, к обслуживанию товара, расходам на эксплуатацию товара) <32>. -------------------------------- <32> Ч. 2 ст. 22, ч. 2 ст. 34, п. 1 ч. 4 ст. 41.6, п. 4 ст. 43 Закона.

2. О цене контракта. Контракт заключается по цене, указанной в заявке участника, не превышающей начальной (максимальной) цены контракта, установленной заказчиком. Условия о цене (стоимости) контракта <33>, кроме того, содержат: -------------------------------- <33> Ч. 3 ст. 29, ч. 3 ст. 38, ч. 2 ст. 41.12, ч. 8 ст. 47 Закона.

- условия формирования цены (сведения о включенных в цену расходах, в том числе расходах на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и других обязательных платежей) <34>; -------------------------------- <34> Ч. 5 ст. 44 Закона.

- форму оплаты; - срок оплаты; - порядок оплаты товара, работ, услуг <35>. -------------------------------- <35> П. 4.2 ч. 4 ст. 22, п. 8 ч. 4 ст. 41.6, п. 10 ст. 43 Закона.

При заключении контракта на оказание услуг связи и юридических услуг устанавливается цена единицы услуги <36>. -------------------------------- <36> В соответствии с п. 4.1 ч. 4 ст. 22, ст. 34, п. 8 ч. 3 ст. 41.6 Закона в контракт включаются следующие сведения о цене: начальная (максимальная) цена контракта, общая начальная (максимальная) цена запасных частей к технике, к оборудованию и начальная (максимальная) цена единицы услуги и (или) работы по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, в том числе по замене указанных запасных частей в случае, если при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключить контракт на выполнение работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования заказчик, уполномоченный орган не могут определить необходимое количество запасных частей к технике, к оборудованию и необходимый объем услуг и (или) работ; начальная (максимальная) цена единицы услуги в случае, если при проведении открытого аукциона на право заключить контракт на оказание услуг связи, юридических услуг заказчик, уполномоченный орган не могут определить необходимый объем таких услуг.

При заключении контракта на работы по техническому обслуживанию и ремонту техники устанавливается общая цена запасных частей к технике, к оборудованию и цена единицы услуги и (или) работы <37>. -------------------------------- <37> Там же.

Частью 4.1 ст. 9 Закона предусмотрено, что оплата поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг осуществляется по цене, установленной контрактом, и эта цена является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев: - заключения контракта на основании п. 2.1 ч. 2 ст. 55 Закона; - установленных ч. ч. 4.2, 6, 6.2 - 6.4 ст. 9 Закона; - снижения по соглашению сторон без изменения предусмотренных контрактом количества продукции и иных условий исполнения контракта. Заключение контракта на основании п. 2.1 ч. 2 ст. 55 Закона. Размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае, если заключается договор энергоснабжения или купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии <38>. -------------------------------- <38> Гарантирующий поставщик электрической энергии - коммерческая организация, обязанная в соответствии с Законом "Об электроэнергетике" или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию (Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (в ред. от 04.11.2007)).

Случай, установленный ч. 4.2 ст. 9 Закона. Если в документации (конкурсной, аукционной) при размещении заказа на выполнение работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказание услуг связи, юридических услуг указывались цена запасных частей (каждой запасной части) к технике, оборудованию, цена единицы услуги и (или) работы, предложенные лицом, с которым в соответствии с Законом заключается контракт, в заявке на участие в конкурсе или при проведении аукциона, цена запасных частей (каждой запасной части) к технике, к оборудованию, цена единицы услуги и (или) работы являются твердыми и не могут изменяться в ходе исполнения такого контракта. Оплата выполнения таких работ, оказания таких услуг осуществляется по цене единицы услуги и (или) работы исходя из объема фактически оказанных услуг, выполненных работ, по цене каждой запасной части к технике, к оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых осуществлялись в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в конкурсной документации, документации об аукционе. Случай, установленный ч. 6 ст. 9 Закона. Заказчик по согласованию с поставщиком (исполнителем, подрядчиком), если это предусмотрено конкурсной документацией, в ходе исполнения контракта вправе изменить не более чем на 10% предусмотренные контрактом количество товаров, объем работ, услуг при изменении потребности в товарах, работах, услугах, соответственно, на поставку, выполнение, оказание которых заключен контракт, или при выявлении потребности в дополнительном объеме работ, услуг, не предусмотренных контрактом, но связанных с работами, услугами, предусмотренными контрактом. Заказчик по согласованию с поставщиком в ходе исполнения контракта, если это предусмотрено документацией об аукционе, а также в случае, если заказ размещается у единственного поставщика в соответствии с п. 16 ч. 2 ст. 55 Закона, вправе изменить не более чем на 10% количество всех предусмотренных контрактом товаров при изменении потребности в товарах, на поставку которых заключен контракт. При поставке дополнительного количества таких товаров, выполнении дополнительного объема таких работ, оказании дополнительного объема таких услуг заказчик по согласованию с поставщиком (исполнителем, подрядчиком) вправе изменить первоначальную цену контракта пропорционально количеству таких товаров, объему таких работ, услуг, но не более чем на 10% такой цены контракта, а при внесении соответствующих изменений в контракт в связи с сокращением потребности в поставке таких товаров, выполнении таких работ, оказании таких услуг заказчик обязан изменить цену контракта указанным образом. Цена единицы дополнительно поставляемого товара и цена единицы товара при сокращении потребности в поставке части такого товара должны определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара. Случай, установленный ч. 6.2 ст. 9 Закона. Если цена контракта на выполнение работ для федеральных нужд, заключенного на срок не менее чем три года, составляет десять миллиардов рублей и более и выполнение указанного контракта без изменения его цены невозможно вследствие существенного возрастания стоимости подлежащих выполнению работ, такая цена может быть изменена на основании решения Правительства РФ. Случай, установленный ч. 6.3 ст. 9 Закона. Если цена контракта на выполнение работ для нужд субъекта РФ или муниципальных нужд, заключенного на срок не менее чем три года, составляет, соответственно, один миллиард рублей и более и пятьсот миллионов рублей и более и выполнение указанных контрактов без изменения их цены невозможно вследствие существенного возрастания стоимости подлежащих выполнению работ, такая цена может быть изменена на основании, соответственно, закона субъекта РФ, решения представительного органа местного самоуправления. Случай, установленный ч. 6.4 ст. 9 Закона. Заказчик при исполнении контракта, заключенного на основании п. п. 1 или 2 ч. 2 ст. 55 Закона, обязан изменить цену такого контракта согласно размеру изменения тарифов на соответствующие товары и услуги организаций коммунального комплекса, цен и тарифов в области газоснабжения, цен (тарифов) на товары, работы, услуги субъектов естественных монополий в случае изменения в соответствии с законодательством РФ регулируемых государством цен (тарифов) на продукцию естественных монополий, цен и тарифов в области газоснабжения, тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса. Случай, установленный ч. 6.5 ст. 9 Закона. Заказчик при заключении контракта по согласованию с участником, с которым в соответствии с Законом заключается такой контракт, вправе увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной таким участником, и начальной (максимальной) ценой контракта (ценой лота), если такое право заказчика предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе. При этом цена единицы указанного товара не должна превышать цену единицы товара, определяемую как частное от деления цены контракта, указанной в заявке на участие в конкурсе или предложенной участником аукциона, с которым заключается контракт, на количество товара, указанное в извещении о проведении открытого конкурса или открытого аукциона. При размещении заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства начальная (максимальная) цена контракта определяется на весь срок выполнения таких работ исходя из их цены в течение соответствующих лет планируемого периода исполнения контракта <39>. -------------------------------- <39> Ч. 7.2 ст. 9 Закона.

Изменение цены и количества продукции. Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ дана новая редакция ст. 161 Бюджетного кодекса. П. 6 ст. 161 в новой редакции гласит, что в случае уменьшения казенному учреждению как получателю бюджетных средств главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможности исполнения казенным учреждением бюджетных обязательств, вытекающих из заключенных им... контрактов, казенное учреждение должно обеспечить согласование в соответствии с законодательством РФ о размещении заказов новых условий по цене и (или) количеству (объемам) товаров (работ, услуг) контрактов, иных договоров. (Прежняя ред.: ...обеспечить согласование новых сроков, а если необходимо, и других условий контрактов.) Судебная практика цену продукции к существенным условиям контрактов безусловно относит в договоре подряда. Контракт подряда на основании п. 1 ст. 766 ГК РФ должен содержать условия о стоимости подлежащей выполнению работы, размере и порядке финансирования и оплаты работ <40>. -------------------------------- <40> Постановление ФАС ВВО от 10 декабря 2010 г. по делу N А82-20762/2009.

3. О сроках (периодах) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги <41>. О том, что сроки - существенные условия контракта, свидетельствует судебная практика. Сроки передачи товара являются существенными условиями договора поставки как разновидности договора купли-продажи <42>. В соответствии с нормами п. 2 ст. 702 и ст. 708 ГК РФ начальный и конечный срок выполнения работ является существенным условием договора подряда <43>. -------------------------------- <41> П. 4 ч. 4 ст. 22, п. 7 ч. 4 ст. 41.6 Закона. <42> Постановление ФАС ВСО от 12 мая 2010 г. N А10-1369/2009 // СПС "КонсультантПлюс". <43> Определение ВАС РФ от 25 марта 2010 г. N ВАС-2734/10; Постановления ФАС ВВО от 24 ноября 2010 г. N А11-1458/2010, от 24 ноября 2010 г. N А11-1455/2010; ФАС ЦО от 8 декабря 2010 г. N А23-533/10Г-8-29; ФАС ЗСО от 20 января 2010 г. N А70-4982/2009; ФАС МО от 13 сентября 2010 г. N КГ-А40/9921-10 // СПС "КонсультантПлюс".

4. Место поставки товара, выполнения работы, оказания услуги к существенным условиям относит ряд исследователей. Существенными условиями для сделок могут быть место представления предмета сделки или место его нахождения, считает Ю. П. Егоров. <44> -------------------------------- <44> Егоров Ю. П. Сделки как правовые средства экономики // Законодательство и экономика. 2004. N 9; СПС "КонсультантПлюс".

О существенности условия места выполнения обязательств свидетельствуют известные автору случаи, когда заказчики забывали указывать место поставки товара и по результатам торгов получали дешевый товар, стоимость перевозки которого не входила в цену контракта. 5. О порядке приемки заказчиком поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги на соответствие их количества, комплектности, объема и качества требованиям, установленным в таком контракте <45>. В соответствии с п. 12 ст. 9 Закона в контракт включается обязательное условие о порядке осуществления заказчиком приемки поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг на соответствие их количества, комплектности, объема и качества требованиям, установленным в контракте. В этих целях заказчик вправе привлекать независимых экспертов <46>. -------------------------------- <45> Ч. 12 ст. 9 Закона. <46> Постановление ФАС СКО от 23 декабря 2010 г. N А32-5630/2010; ФАС УО от 13 декабря 2010 г. N Ф09-9540/10-С2 // СПС "КонсультантПлюс".

Порядок приемки товаров по количеству установлен Инструкцией Госарбитража СССР от 15.06.1965 N П-6 <47>, а по качеству - Постановлением Госарбитража СССР от 25.04.1966 N П-7 <48>. Их применение целесообразно установить в контракте. Вместе с тем, согласно судебной практике, применение указанных Инструкций является обычаем делового оборота, т. е. они применяются, даже если это не предусмотрено договором <49>. -------------------------------- <47> Инструкция Госарбитража при Совете Министров СССР от 15.06.1965 N П-6 "О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству" (в ред. от 22.10.1997) // СПС "КонсультантПлюс". <48> Инструкция Госарбитража при Совете Министров СССР от 25.04.1966 N П-7 "О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству" (в ред. от 22.10.1997) // СПС "КонсультантПлюс". <49> Постановление ФАС УО от 20.11.2007 N Ф09-3773/07-С5, Постановление ФАС СЗО от 10.11.2008 по делу N А56-47642/2007 // СПС "КонсультантПлюс". Судебная практика.

6. О перечне документов, подтверждающих соответствие товара, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ, в случае, если в соответствии с законодательством РФ установлены требования к таким товару, работам, услугам <50>. -------------------------------- <50> П. 2 ч. 3 ст. 25, п. 5 ч. 4 ст. 41.6 Закона.

Например, документом, подтверждающим государственную регистрацию протезно-ортопедических изделий, является регистрационное удостоверение, представление которого на поставляемую продукцию является обязательным условием <51>. -------------------------------- <51> Письмо Росздравнадзора от 26.07.2005 N 01И-372/05 "О лицензировании деятельности по изготовлению протезно-ортопедических изделий по заказам граждан"; Постановление ФАС ЦО от 12 июля 2010 г. N А35-502/2010.

7. Об ответственности поставщика (исполнителя, подрядчика): а) ответственность поставщика (исполнителя, подрядчика) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, включается в контракт в качестве обязательного условия на основании ч. 10 ст. 9 Закона <52>; -------------------------------- <52> Постановление ФАС СЗО от 1 декабря 2010 г. N А21-984/2010.

б) обеспечение исполнения контракта, его размер, срок и порядок предоставления (в случае, если заказчиком установлено требование обеспечения исполнения контракта) <53>. -------------------------------- <53> Ч. 19 ст. 41.12 Закона.

Представляет интерес в целях настоящей работы установленная законом возможность изменения отдельных условий контракта и запрет на изменение условий в иных случаях. Как указывалось выше, предложения участника, с которым заключается контракт, переносятся в проект контракта и не могут быть изменены, за исключением случаев, установленных Законом. В соответствии с ч. 5 ст. 9 Закона при заключении и исполнении контракта не допускается ни по соглашению сторон, ни в одностороннем порядке изменение условий контракта в случаях, указанных в ряде статей Закона <54>. -------------------------------- <54> Изменение условий контракта, указанных в ч. ч. 11 и 12 ст. 9, ч. 12 ст. 25, ч. 5 ст. 27, ч. 3 ст. 29, ч. 1 ст. 31, ч. 7 ст. 31.4, ч. 3 ст. 31.5, ч. 12 ст. 35, ч. 6 ст. 36, ч. 13 ст. 37, ч. 3 ст. 38, ч. 1 ст. 40, ч. 14 ст. 41, ч. 22 ст. 41.8, ч. 11 ст. 41.9, ч. 15 ст. 41.11, ч. ч. 10 и 14 ст. 41.12, ч. 6 ст. 42, ч. ч. 6 и 8 ст. 46, ч. 8 ст. 47, ч. 10 ст. 53 и ч. ч. 5 и 6 ст. 54 Закона, по соглашению сторон и в одностороннем порядке не допускается (ч. 5 ст. 9 Закона).

Рассмотрим названные случаи, сгруппировав их по способам размещения заказов. При всех способах не допускается вносить изменения: - в условие о том, что в случае просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, заказчик вправе потребовать уплату неустойки (штрафа, пеней). Неустойка (штраф, пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки (штрафа, пеней) устанавливается контрактом в размере не менее одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пеней) ставки рефинансирования ЦБ РФ (ч. 11 ст. 9 Закона); - в обязательное условие о порядке осуществления заказчиком приемки поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг на соответствие их количества, комплектности, объема и качества требованиям, установленным в таком контракте. Для проверки соответствия качества поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг требованиям, установленным контрактом, заказчик вправе привлекать независимых экспертов, выбор которых осуществляется в соответствии с Законом (ч. 12 ст. 9). При проведении конкурса: - с единственным участником размещения заказа - конкурса <55>. Условие о том, что, если по окончании срока подачи заявок на участие в конкурсе подана только одна соответствующая установленным требованиям заявка на участие в конкурсе, проект контракта составляется путем включения условий исполнения контракта, предложенных таким участником в заявке на участие в конкурсе, в проект контракта, прилагаемый к конкурсной документации. При этом цена такого контракта не может превышать начальную (максимальную) цену контракта (цену лота), указанную в извещении о проведении открытого конкурса; -------------------------------- <55> Ч. 12 ст. 25 Закона.

- с единственным участником конкурса <56>. Условие о том, что, если конкурс признан несостоявшимся и только один участник размещения заказа, подавший заявку на участие в конкурсе, признан участником конкурса, проект контракта составляется путем включения условий исполнения контракта, предложенных таким участником в заявке на участие в конкурсе, в проект контракта, прилагаемый к конкурсной документации. При этом цена такого контракта не может превышать начальную (максимальную) цену контракта (цену лота), указанную в извещении о проведении открытого конкурса; -------------------------------- <56> Ч. 5 ст. 27 Закона.

- с единственным участником размещения заказа - конкурса на право заключить контракт на создание произведения <57>. Условие о том, что, если по окончании срока подачи заявок на участие в конкурсе подана только одна заявка, а также предоставленный проект произведения литературы или искусства, кинопроект, демонстрация части исполнения, контракт заключается с участником размещения заказа, подавшим указанную заявку, на условиях и по цене контракта, которые предусмотрены заявкой на участие в конкурсе и конкурсной документацией, но цена такого контракта не может превышать начальную (максимальную) цену контракта (цену лота), указанную в извещении о проведении открытого конкурса; -------------------------------- <57> Ч. 7 ст. 31.4 Закона.

- с единственным участником конкурса на право заключить контракт на создание произведения <58>. Условие о том, что если конкурс признан несостоявшимся и только один участник, подавший заявку на участие в конкурсе, признан участником конкурса, проект контракта составляется путем включения условий исполнения контракта, предложенных таким участником в заявке на участие в конкурсе, в проект контракта, прилагаемый к конкурсной документации. При этом контракт заключается на условиях и по цене контракта, которые предусмотрены заявкой на участие в конкурсе и конкурсной документацией, но цена такого контракта не может превышать начальную (максимальную) цену контракта (цену лота), указанную в извещении о проведении открытого конкурса; -------------------------------- <58> Ч. 3 ст. 31.5 Закона.

- по результатам конкурса <59>. Условие о том, что контракт заключается на условиях, указанных в поданной участником конкурса, с которым заключается контракт, заявке на участие в конкурсе и в конкурсной документации, и при заключении контракта цена такого контракта не может превышать начальную (максимальную) цену контракта (цену лота), указанную в извещении о проведении открытого конкурса; -------------------------------- <59> Ч. 3 ст. 29, ч. 3 ст. 38 Закона.

- с единственным поставщиком при несостоявшемся конкурсе <60>. Условие о том, что контракт (заключаемый заказчиком по согласованию с контролирующим органом с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), когда контракт не заключен с единственным участником конкурса или с участником, который подал единственную заявку на участие в конкурсе (при наличии таких участников)) должен быть заключен на условиях, предусмотренных конкурсной документацией, цена заключенного контракта не должна превышать начальную (максимальную) цену контракта (цену лота), указанную в извещении о проведении открытого конкурса или приглашении принять участие в закрытом конкурсе. В случае если конкурс признан не состоявшимся в соответствии с ч. 2 ст. 29 Закона и заключается контракт с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), такой контракт должен быть заключен на условиях, указанных в заявке на участие в конкурсе, которой присвоен первый номер, и конкурсной документации, и цена заключенного контракта не должна превышать цену контракта, указанную в такой заявке; -------------------------------- <60> Ч. 1 ст. 31 Закона.

- с физическим лицом по результатам конкурса <61>. Условия о том, что если контракт заключается с физическим лицом, государственный или муниципальный заказчик, если в документации не предусмотрено иное, уменьшает цену контракта, предложенную таким лицом, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта, за исключением индивидуальных предпринимателей и иных лиц, занимающихся частной практикой. -------------------------------- <61> Ч. 3 ст. 29 Закона.

При проведении закрытого аукциона: - по результатам аукциона <62>. Условие о том, что контракт заключается на условиях, указанных в документации об аукционе, по цене, предложенной победителем аукциона, либо в случае заключения контракта с участником аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене контракта, по цене, предложенной таким участником; -------------------------------- <62> Ч. 3 ст. 38 Закона.

- с единственным поставщиком при несостоявшемся аукционе <63>. Условие о том, что контракт (заключаемый заказчиком по согласованию с контролирующим органом с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), если аукцион признан несостоявшимся и контракт не заключен с единственным участником аукциона, участвующим в аукционе, или участником размещения заказа, который подал единственную заявку на участие в аукционе либо который признан единственным участником аукциона (при наличии таких участников)) должен быть заключен на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, цена такого контракта не должна превышать начальную (максимальную) цену контракта (цену лота), указанную в извещении о проведении открытого аукциона. В случае если аукцион признан не состоявшимся в соответствии с ч. 2 ст. 38 Закона и контракт заключается с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), такой контракт должен быть заключен на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, и цена такого контракта не должна превышать наиболее низкую цену контракта, предложенную при проведении аукциона; -------------------------------- <63> Ч. 1 ст. 40 Закона.

- с единственным участником размещения заказа - аукциона <64>. Условие о том, что, если по окончании срока подачи заявок на участие в аукционе подана только одна заявка и она соответствует всем требованиям и условиям, предусмотренным документацией об аукционе, заказчик заключает с этим участником контракт с учетом положений ч. 4 ст. 38 Закона на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, по начальной (максимальной) цене контракта (цене лота), указанной в документации, или по согласованной с участником цене контракта, не превышающей начальной (максимальной) цены контракта (цены лота); -------------------------------- <64> Ч. 12 ст. 35 Закона.

- с единственным участником размещения заказа, признанным участником аукциона <65>. Условие о том, что, если аукцион признан несостоявшимся и только один участник размещения заказа, подавший заявку на участие в аукционе, признан участником аукциона, контракт заключается с учетом положений ч. 4 ст. 38 Закона на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, по начальной (максимальной) цене контракта (цене лота), указанной в документации, или по согласованной с участником цене контракта, не превышающей начальной (максимальной) цены контракта (цены лота); -------------------------------- <65> Ч. 6 ст. 36 Закона.

- с единственным участником аукциона <66>. Условие о том, что, если в аукционе участвовал один участник, контракт заключается с учетом положений ч. 4 ст. 38 Закона на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, по начальной (максимальной) цене контракта (цене лота), указанной в документации, или по согласованной с участником аукциона цене контракта, не превышающей начальной (максимальной) цены контракта (цены лота); -------------------------------- <66> Ч. 13 ст. 37 Закона.

- с физическим лицом по результатам аукциона <67>. Условие о том, что, если контракт заключается с физическим лицом, заказчик (если в документации не предусмотрено иное) уменьшает цену контракта, предложенную таким лицом, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта, за исключением индивидуальных предпринимателей и иных лиц, занимающихся частной практикой. -------------------------------- <67> Ч. 3 ст. 38 Закона.

При проведении открытого аукциона в электронной форме: - с единственным участником размещения заказа - ОАЭФ <68>. Условие о том, что, если по окончании срока подачи заявок на участие в ОАЭФ подана только одна заявка и она соответствует требованиям, предусмотренным документацией, заключение контракта с этим участником осуществляется на условиях, предусмотренных документацией, по начальной (максимальной) цене контракта, указанной в извещении, или по цене контракта, согласованной с подавшим заявку участником и не превышающей начальной (максимальной) цены контракта; -------------------------------- <68> Ч. 22 ст. 41.8 Закона.

- с единственным участником, подавшим заявку на участие в ОАЭФ, признанным участником открытого аукциона <69>. Условие о том, что, если открытый аукцион в электронной форме признан несостоявшимся и только один участник размещения заказа, подавший заявку, признан участником аукциона и принято решение о соответствии участника требованиям, то контракт заключается на условиях, предусмотренных документацией, по начальной (максимальной) цене контракта, указанной в извещении или по цене контракта, согласованной с таким участником размещения заказа и не превышающей начальной (максимальной) цены контракта; -------------------------------- <69> Ч. 11 ст. 41.9 Закона.

- с участником ОАЭФ, заявка которого единственно признана соответствующей требованиям <70>. Условие о том, что, если открытый аукцион в электронной форме признан несостоявшимся и только одна заявка, поданная участником, принявшим участие в открытом аукционе, признана соответствующей, контракт с таким участником заключается на условиях, предусмотренных документацией, по минимальной цене контракта, предложенной указанным участником; -------------------------------- <70> Ч. 15 ст. 41.11 Закона.

- по результатам ОАЭФ <71>. Условие о том, что контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме и документации, по цене, предложенной победителем открытого аукциона, либо в случае заключения контракта с иным участником аукциона по цене, предложенной таким участником; -------------------------------- <71> Ч. 10 ст. 41.12 Закона.

- с единственным поставщиком при несостоявшемся ОАЭФ <72>. Условие о том, что контракт (заключаемый заказчиком по согласованию с контролирующим органом с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), если все участники открытого аукциона, которые обязаны заключить контракт при уклонении победителя открытого аукциона или иного участника открытого аукциона, с которым заключается контракт, признаны уклонившимися от заключения контракта и принято решение о признании открытого аукциона в электронной форме несостоявшимся) заключается с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме, и цена такого контракта не должна превышать предложенную при проведении аукциона наиболее низкую цену контракта. -------------------------------- <72> Ч. 14 ст. 41.12 Закона.

При проведении запроса котировок: - для жизнеобеспечения по результатам запроса котировок <73>. Условие о том, что при отсутствии продовольствия, средств, необходимых для оказания скорой или неотложной медицинской помощи, лекарственных средств, топлива, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан, которое приведет к нарушению нормального жизнеобеспечения граждан, в случаях применения судом обеспечительных мер, препятствующих поставкам, или выдачи предписания контролирующим органом об отмене результатов торгов, контракт (по результатам проведенной по разрешению контролирующего органа новой процедуры - запроса котировок) на поставку указанных товаров может заключаться без ограничения цены, на срок, не превышающий срока, необходимого для проведения торгов на право заключить контракт на поставку таких товаров. При заключении указанного контракта количество поставляемого товара не может превышать количество товара, необходимое для нормального жизнеобеспечения граждан в течение указанного срока; -------------------------------- <73> Ч. 6 ст. 42 Закона.

- в результате несостоявшегося запроса котировок <74>. Условие о том, что если после дня окончания срока подачи котировочных заявок подана только одна котировочная заявка, после продления срока подачи котировочных заявок не подана дополнительно ни одна котировочная заявка, а единственная поданная котировочная заявка соответствует требованиям, контракт заключается с этим участником на условиях, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок, и по цене, предложенной указанным участником размещения заказа в котировочной заявке. -------------------------------- <74> Ч. ч. 6, 8 ст. 46 Закона. В случае если при размещении заказа способом запроса котировок не подана ни одна котировочная заявка, заказчик, уполномоченный орган вправе осуществить повторное размещение заказа путем запроса котировок. При этом возможно изменение условий исполнения контракта (ч. 7 ст. 46 Закона).

Также условие о том, что, если при повторном размещении заказа путем запроса котировок не подана ни одна котировочная заявка, заказчик по согласованию с контролирующим органом может заключить контракт с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) на условиях, предусмотренных извещением о повторном проведении запроса котировок, и цена заключенного контракта не должна превышать максимальную цену контракта, указанную в извещении о повторном проведении запроса котировок; - в результате рассмотрения и оценки котировочных заявок <75>. Условие о том, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок, по цене, предложенной в котировочной заявке победителя в проведении запроса котировок или в котировочной заявке участника размещения заказа, с которым заключается контракт в случае уклонения победителя в проведении запроса котировок от заключения контракта; -------------------------------- <75> Ч. 8 ст. 47 Закона.

- когда подана только одна заявка при запросе котировок в целях оказания гуманитарной помощи <76>. Условие о том, что если в срок, указанный в запросе котировок, подана только одна котировочная заявка, заказчик заключает контракт с участником, подавшим такую котировочную заявку, на условиях, указанных в запросе котировок, в количестве, объеме и по цене, которые предложены в такой котировочной заявке; -------------------------------- <76> Ч. 10 ст. 53 Закона.

- при рассмотрении и оценке котировочных заявок в целях оказания гуманитарной помощи <77>. Условие о том, что контракт заключается с победителем в проведении запроса котировок на условиях, предусмотренных запросом котировок, на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в количестве, объеме и по цене, которые предложены в такой котировочной заявке. Также условие о том, что, если победитель в проведении запроса котировок не может исполнить заказ в полном объеме, заказчик осуществляет размещение заказа также у участника размещения заказа, котировочной заявке которого присвоен следующий порядковый номер в порядке возрастания, на условиях, предусмотренных запросом котировок, на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в количестве, объеме и по цене, которые предложены в такой котировочной заявке. -------------------------------- <77> Ч. ч. 5, 6 ст. 54 Закона.

Условия контракта, изменение которых допускается. Допускается изменение условий контракта в случаях, предусмотренных ч. ч. 6 - 6.6 и 8.1 ст. 9 Закона. В ходе исполнения контракта в соответствии с ч. 6 ст. 9 Закона в случае, если это предусмотрено документацией, заказчик по согласованию с поставщиком (исполнителем, подрядчиком) вправе изменить не более чем на десять процентов: - предусмотренные контрактом количество товаров, объем работ, услуг при изменении потребности в продукции, на поставку которой заключен контракт, или при выявлении потребности в дополнительном объеме работ, услуг, не предусмотренных контрактом, но связанных с работами, услугами, предусмотренными контрактом (конкурс); - количество всех предусмотренных контрактом товаров при изменении потребности в товарах, на поставку которых заключен контракт (аукцион) <78>. -------------------------------- <78> П. 16 ч. 2 ст. 55 Закона.

При поставке дополнительного количества таких товаров, выполнении дополнительного объема таких работ, оказании дополнительного объема таких услуг заказчик по согласованию с поставщиком (исполнителем, подрядчиком) вправе изменить первоначальную цену контракта пропорционально количеству таких товаров, объему таких работ, услуг, но не более чем на десять процентов такой цены контракта, а при внесении соответствующих изменений в контракт в связи с сокращением потребности в поставке таких товаров, выполнении таких работ, оказании таких услуг заказчик обязан изменить цену контракта указанным образом. Цена единицы дополнительно поставляемого товара и цена единицы товара при сокращении потребности в поставке части такого товара должны определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара. При исполнении контракта на основании ч. 6.1 ст. 9 Закона не допускается перемена поставщика (исполнителя, подрядчика), за исключением случаев, если новый поставщик (исполнитель, подрядчик) является правопреемником по такому контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения. Как указано в ч. 6.6 ст. 9 Закона, в случае перемены заказчика по контракту права и обязанности заказчика по такому контракту переходят к новому заказчику в том же объеме и на тех же условиях. Как предусмотрено ч. 6.2 ст. 9 Закона, если цена контракта на выполнение работ для федеральных нужд, заключенного на срок не менее чем три года, составляет десять миллиардов рублей и более и выполнение указанного контракта без изменения его цены невозможно вследствие существенного возрастания стоимости подлежащих выполнению работ, такая цена может быть изменена на основании решения Правительства РФ. В случае, предусмотренном ч. 6.3 ст. 9 Закона, если цена контракта на выполнение работ для нужд субъекта РФ или муниципальных нужд, заключенного на срок не менее чем три года, составляет, соответственно, один миллиард рублей и более и пятьсот миллионов рублей и более и выполнение указанных контрактов без изменения их цены невозможно вследствие существенного возрастания стоимости подлежащих выполнению работ, такая цена может быть изменена на основании, соответственно, закона субъекта РФ, решения представительного органа местного самоуправления. На основании ч. 6.4 ст. 9 Закона в случае изменения в соответствии с законодательством РФ регулируемых государством цен (тарифов) на продукцию субъектов естественных монополий, цен и тарифов в области газоснабжения, тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса заказчик при исполнении государственного или муниципального контракта, заключенного на основании п. п. 1 или 2 ч. 2 ст. 55 Закона, обязан изменить цену такого контракта соответственно размеру изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, цен и тарифов в области газоснабжения, цен (тарифов) на продукцию субъектов естественных монополий. В соответствии с ч. 6.5 ст. 9 Закона при заключении контракта заказчик по согласованию с участником, с которым заключается такой контракт, вправе увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной таким участником, и начальной (максимальной) ценой контракта (ценой лота), если такое право заказчика предусмотрено документацией. При этом цена единицы указанного товара не должна превышать цену единицы товара, определяемую как частное от деления цены контракта, указанной в заявке на участие в конкурсе или предложенной участником аукциона, с которым заключается контракт, на количество товара, указанное в извещении о проведении открытого конкурса или открытого аукциона. На основании ч. 8.1 ст. 9 Закона в случае расторжения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (исполнителем, подрядчиком) своих обязательств по такому контракту заказчик вправе заключить контракт с участником размещения заказа, с которым в соответствии с Законом заключается контракт при уклонении победителя торгов или победителя в проведении запроса котировок от заключения контракта, с согласия такого участника размещения заказа. Контракт заключается с указанным участником размещения заказа на условиях, предусмотренных, соответственно, ч. 3 ст. 29, ч. 3 ст. 38 и ч. 8 ст. 47 Закона, с учетом особенностей, предусмотренных ч. 8.1 ст. 9. Если до расторжения контракта поставщиком (исполнителем, подрядчиком) частично исполнены обязательства, при заключении нового контракта количество поставляемой продукции должно быть уменьшено с учетом полученной по расторгнутому контракту. При этом цена контракта должна быть уменьшена пропорционально количеству поставленного товара, объему выполненных работ, оказанных услуг. Таким образом, в целях минимизации рисков, связанных с признанием контракта незаключенным, заказчикам, в первую очередь, а также участникам размещения заказа следует тщательно анализировать условия проекта контракта с точки зрения определения существенных условий контракта. Признание контракта незаключенным (в связи с отсутствием существенного условия) возлагает на сторону, понесшую затраты, риск неполучения штрафных санкций, в том числе по обеспечению контракта, и иные неблагоприятные последствия. По нашему мнению, к существенным условиям контракта, которые заказчик должен указать и описать в контракте в виде конкретных показателей (значений), относятся условия о: 1) предмете с указанием наименования и количества продукции, а также требований: - к качеству; - техническим характеристикам; - ее безопасности; - функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара; - размерам, упаковке, отгрузке товара; - результатам работ; - иным показателям, связанным с определением соответствия поставляемой продукции потребностям заказчика; 2) цене с указанием: - порядка ее формирования; - источника финансирования контракта; - срока и условий оплаты; 3) сроках (периодах) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги; 4) месте поставки товара, выполнения работы, оказания услуги; 5) порядке приемки заказчиком поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги; 6) перечне документов, подтверждающих соответствие товара, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ; 7) ответственности поставщика (исполнителя, подрядчика). Указанные выше условия должны быть предусмотрены в государственном, муниципальном контракте, гражданско-правовом договоре бюджетного учреждения на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчика.

Название документа