Правовое регулирование института представительства по гражданскому законодательству России XX в

(Гончаров А. В.) ("История государства и права", 2011, N 7) Текст документа

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА ПО ГРАЖДАНСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИИ XX В.<*>

А. В. ГОНЧАРОВ

Гончаров Андрей Валерьевич, аспирант кафедры гражданского процессуального и предпринимательского права ГОУ ВПО "Самарский государственный университет"

В представленной статье рассматривается законодательное развитие института представительства в гражданском праве России XX в. Автор, перечисляя законодательные акты, содержащие положения о представительстве, указывает на существенные изменения в регулировании института представительства с течением времени. В данной работе также нашло отражение доктринальное регулирование института представительства в гражданском праве России XX в.

Ключевые слова: институт представительства, гражданское право.

The law of agency legislative development in the Russian civil law of the XX century is examined in the presented article. Enumerating the legislative acts containing propositions about representation the author points out the major modifications in the law of agency regulation with the course of time. The issue of doctrinal regulation of law of agency in the Russian civil law of the XX century was also described in this article.

Key words: law of agency, civil law.

Отношения представительства известны российскому праву достаточно давно. Н. О. Нерсесов, в частности, отмечал, что существуют документальные свидетельства, относящиеся к XIV - XV вв., подтверждающие наличие отношений добровольного представительства от имени учреждений (церкви) <1>. Тем не менее прошло еще немало времени до момента закрепления института представительства в законодательных актах. Лишь к началу XX в. можно говорить о том, что институт представительства вошел в гражданский оборот и получил достаточное правовое регулирование. -------------------------------- <1> См.: Нерсесов Н. О. Понятие добровольного представительства в гражданском праве // Избранные труды по представительству и ценным бумагам в гражданском праве. М., 1998. С. 127 - 128.

Советский этап развития института представительства ознаменовался принятием четырех законодательных актов: Гражданского кодекса Российской Социалистической Федеративной Советской Республики 1922 г. <2>; Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 г. <3>; Гражданского кодекса Российской Социалистической Федеративной Советской Республики 1964 г. <4>; Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г. <5>. -------------------------------- <2> Постановление ВЦИК от 11 ноября 1922 г. "О введении в действие Гражданского кодекса РСФСР" // Собрание узаконений РСФСР. 1922. N 71. Ст. 904. <3> Закон СССР от 8 декабря 1961 г. "Об утверждении Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик" // Ведомости Верховного Совета СССР. 1961. N 50. Ст. 525. <4> Закон РСФСР от 11 июня 1964 г. "Об утверждении Гражданского кодекса РСФСР" // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1964. N 24. Ст. 406. <5> Постановление Верховного Совета СССР от 31 мая 1991 г. N 2212-I "О введении в действие Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик" // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1991 N 26. Ст. 734.

Отличительной особенностью Гражданского кодекса Российской Социалистической Федеративной Советской Республики 1922 г. является то обстоятельство, что в нем отсутствует отдельная глава, посвященная институту представительства. Тем не менее в некоторых статьях указанного нормативно-правового акта содержатся положения о представительстве, а именно в главе 4 "Сделки". В частности, ст. 28 ГК 1922 г. указывает, что сделка, облеченная в письменную форму, должна быть подписана лицом, от которого она исходит, или его представителем; в соответствии со ст. 38 ГК 1922 г. "лица дееспособные могут совершать сделки и через избранных ими представителей, за исключением случаев, когда законом это запрещено" и т. д. Статья 40 ГК 1922 г. содержит прогрессивную норму, в которой сказано, что представитель не может совершить сделки от имени представляемого ни в отношении себя (представителя) лично, ни в отношении третьего лица, представителем коего он одновременно является. Запрещение совершить сделку в подобных случаях связано, прежде всего, со стремлением законодателя отразить интересы слабой стороны, которой считается представляемый по отношению к представителю. Это правило можно считать новеллой в послереволюционном законодательстве о представительстве. До него только в одном из решений сената содержалось подобное положение <6>. Тем не менее анализ всего ГК 1922 г. дает достаточно расплывчатое понимание института представительства; более того, отсутствует нормативное определение представительства. -------------------------------- <6> См.: Законы гражданские с разъяснениями Правительствующего сената и комментариями / Сост. И. М. Тютрюмов. СПб., 1911. С. 976.

Следует обратить внимание на формулировку ст. 38 ГК 1922 г., в соответствии с которой через представителей могут совершаться именно сделки. Что же касается возможности совершения посредством действий представителя иных юридических действий, то о них упоминается лишь применительно к договору поручения. Если представительство формируется на основе договора поручения, то такой правовой вариант в юридической науке называют полным, или прямым, представительством <7>. Из определения, содержащегося в ст. 251 ГК 1922 г., в соответствии с которым по договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить за счет и от имени другой стороны (доверителя) порученные ему доверителем действия, можно сделать вывод о том, что в предмет договора поручения входит совершение поверенным от имени доверителя не только юридических, но и фактических действий. -------------------------------- <7> См.: Гражданское право: Учебник / Под ред. Ю. К. Толстого, А. П. Сергеева. Ч. 1. М., 1996. С. 232.

В ст. 15 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик от 8 декабря 1961 г., посвященной представительству, не содержится легального определения представительства, однако из ее содержания такое определение можно вывести. Представительство - это совершение сделок от имени и в интересах одного лица (представляемого) другим лицом (представителем) в силу полномочия, основанного на доверенности, законе либо административном акте, которая (сделка) непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого. На этом правовое регулирование представительства в указанном нормативно-правовом акте себя исчерпывает. В Гражданском кодексе Российской Социалистической Федеративной Советской Республики 1964 г. все положения, относящиеся к представительству, впервые выделены в отдельную главу 4 "Представительство и доверенность". Статья 62 ГК 1964 г. полностью повторяет содержание ст. 15 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 г. и дополнена некоторыми положениями. Так, полномочие теперь может также явствовать из обстановки, в которой действует представитель (продавец в розничной торговле, кассир и т. п.). С целью отграничения представительства от сходных отношений (комиссии, поручительства) ст. 62 ГК указывает на то, что сделка непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого. До принятия ГК 1964 г. легального отграничения не существовало, что порождало бурную дискуссию в литературе и затрудняло практическое применение представительства. В главе 4 ГК 1964 г. нашли отражение следующие положения: сделки, которые представитель совершать не вправе; правовые последствия совершения сделок от имени другого лица лицом, не уполномоченным на совершение сделки, или с превышением полномочия, а также положения о доверенности. Необходимо отметить, что в соответствии с действовавшим ранее ГК 1922 г. положения о доверенности были включены в отдельную главу, однако вместе с положениями о поручительстве. Результаты сравнительного анализа статей ГК 1922 г., посвященных представительству, с аналогичными статьями ГК РСФСР 1964 г. позволяют сделать вывод о расширении прав представителя, выражавшееся в том, что согласно ст. 62 ГК 1964 г. полномочия могли явствовать из обстановки, в которой действовал представитель. Следует признать, что законодатель сделал шаг вперед, предоставив представителю полномочие на совершение не только юридических, но и фактических действий, закрепив данные положения в ст. 62 ГК 1964 г. Необходимо заметить, что подобные положения отсутствовали как в Основах гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 г., так и в Гражданском кодексе 1922 г. В Основах гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1991 г. положения о представительстве не выделялись в самостоятельную главу, а были закреплены в главе 3 "Сделки". О представительстве упоминается лишь в ст. 28 Основ 1991 г., которая называется "Совершение сделок представителем". Тем не менее смысловых расхождений в регулировании представительства с принятым ранее ГК 1964 г. нет, изменен лишь порядок слов. В определении представительства в ст. 15 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 г. не было указано, что сделка совершается представителем на основании полномочия, явствующего из обстановки. Что же касается положений о доверенности, то они практически отсутствуют. Отдельные упоминания встречаются лишь в: п. 6 ст. 8 Основ, указывающем на то, что "форма и срок действия доверенности определяются по законодательству республики, на территории которой выдана доверенность"; ст. 28 Основ, разъясняющей, что "сделка от имени и в интересах одного лица (представляемого) может быть совершена другим лицом (представителем) на основании полномочия, выраженного в доверенности..."; п. 3 ст. 165 Основ, определяющей, что "форма и срок действия доверенности определяются по праву страны, где выдана доверенность". Однако доверенность не может быть признана недействительной вследствие несоблюдения формы, если последняя удовлетворяет требованиям советского права" (однако это положение относится больше к международному частному праву, нежели к гражданскому праву). Из указанного выше видно, что многие положения о доверенности, такие как форма, срок, передоверие и т. д., содержавшиеся в ГК 1964 г., в Основах 1991 г. отсутствуют. Представляется, что это обстоятельство является упущением законодателя. Выше был проведен анализ законодательного регулирования института представительства, однако небезынтересным остается анализ его доктринального регулирования. В юридической литературе советского периода представительство определялось как "заместительство лиц в гражданском обороте в случаях невозможности для них лично участвовать при отсутствии дееспособности или при полной дееспособности по доброй их воле" <8>. Сторонники концепции "действия", а именно В. Я. Рясенцев, С. Н. Братусь, А. А. Пергамент и др., трактуют представительство как совершение сделок и иных юридических действий одним лицом - представителем в пределах полномочий от имени другого лица - представляемого <9>. Приверженцы концепции "правоотношения" определяли представительство следующим образом: "Представительство - это правоотношение, в силу которого сделки и другие правомерные юридические действия, совершенные одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого), непосредственно создают, изменяют или прекращают для последнего гражданские права и обязанности" <10>. -------------------------------- <8> Энциклопедия государства и права. Т. 3 / Под ред. П. Стучки. М.: Изд-во коммунистической академии, 1923. С. 462. <9> См.: Братусь С. Н. Предмет и система советского гражданского права. М., 1963. С. 184. <10> См.: Иоффе О. С. Советское гражданское право: Курс лекций. Общая часть. Право собственности. Общее учение об обязательствах. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1958. С. 156; Советское гражданское право: Учебник для юрид. ин-тов и фак. Т. 1 / Отв. ред. О. С. Иоффе, Ю. К. Толстой, Б. Б. Черепахин. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1971. С. 196.

Наличие такого количества определений и концепций, отсутствие общетеоретического понятия представительства объясняется в первую очередь многозначностью терминов "представитель", "представительство" в науке советского гражданского права <11>. Во-вторых, слово "представительство" обладало многозначностью в различных отраслях права, причем, обладая общими признаками (оказание юридического содействия представителем представляемому, осуществление действий в интересах последнего), оно имеет неадекватное содержание <12>. -------------------------------- <11> См.: Невзгодина Е. Л. Представительство по советскому гражданскому праву. Томск, 1980. С. 7 - 12. <12> Там же. С. 8.

Термин, используемый для обозначения одного и того же понятия, должен быть однозначным. В связи с этим в литературе справедливо отмечается, что для обозначения не совпадающих между собой правовых понятий нельзя применять один и тот же термин <13>. Однако на практике приходится считаться с тем, что в один и тот же термин в различных отраслях права законодатель и теория иногда вкладывают нетождественное содержание. Например, под членами семьи в семейном праве понимаются близкие родственники, в жилищном же и трудовом праве содержание термина "член семьи" намного шире. Так, ст. 301 ГК 1964 г. относит к членам семьи любых родственников и даже лиц, не связанных между собой кровным родством. То же самое имеет место в отношении представительства <14>. -------------------------------- <13> См.: Пиголкин А. С. Юридическая терминология и пути ее совершенствования // Ученые записки (ВНИИСЗ). Вып. 24. М., 1971. С. 20. <14> См.: Невзгодина Е. Л. Представительство по советскому гражданскому праву. Томск, 1980. С. 8.

Из ст. 15 Основ 1961 г. следует, что необходимым и специфическим признаком гражданско-правового представительства является выступление "одного лица от имени другого", которое трактуется в литературе как действие по отношению к третьим лицам <15>, как действие, совершенное при осведомленности третьих лиц о представительном характере действия <16>, как юридическое целенаправленное действие <17> или как действие, порождающее непосредственный правовой результат для другого лица <18>. Таким образом, выступление от имени представляемого - это правомерное действие представителя, совершаемое в интересах представляемого по отношению к третьим лицам, осведомленным о представительном характере действия, и направленное на приобретение или осуществление прав и обязанностей представляемого с непосредственным правовым результатом для последнего <19>. Иными словами, представительство в гражданском праве характеризуется полным замещением представляемого представителем в процессе совершения тех или иных юридических действий. -------------------------------- <15> См.: Гражданское право. Ч. 2. М.: Юриздат, 1938. С. 193. <16> См.: Шерешевский. И. В. Представительство. Поручение и доверенность. Практический комментарий к ГК РСФСР. М., 1925. С. 16 - 17. <17> См.: Иоффе О. С., Толстой Ю. К. Новый Гражданский кодекс РСФСР. Л.: Изд-во ЛГУ, 1965. С. 335. <18> См.: Черняев Ю. А., Яменфельд Г. М. Основы гражданского и трудового права. М., 1974. С. 135. <19> См.: Невзгодина Е. Л. Представительство по советскому гражданскому праву. Томск, 1980. С. 9.

Можно сделать вывод, что формирование института представительства на протяжении всего советского этапа, а это почти весь XX в., происходило постепенно с внесением корректив, требуемых временем и развитием гражданского оборота. Впервые в ст. 15 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 г. появилось положение, из содержания которого можно вывести определение представительства. Представительство - это совершение сделок от имени и в интересах одного лица (представляемого) другим лицом (представителем) в силу полномочия, основанного на доверенности, законе либо административном акте, которая (сделка) непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого. На этом этапе появилась возможность определить существенные признаки представительства. Окончательно институт представительства сформировали нормы ГК 1964 г., что и предопределило тот "облик", в котором представительство в гражданском праве предстало перед нами сегодня. Таким образом, законодательное закрепление института представительства, выделение его в отдельную главу, а также нормативное закрепление положений о доверенности способствовало дальнейшему развитию указанного института и облегчило его применение в торговом обороте.

Название документа