Об организации управления правовыми рисками в деятельности хозяйствующего субъекта

(Трунцевский Ю. В.) ("Безопасность бизнеса", 2011, N 2) Текст документа

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ПРАВОВЫМИ РИСКАМИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА

Ю. В. ТРУНЦЕВСКИЙ

Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет средств Научного фонда Финансового университета 2010 года

Трунцевский Ю. В., профессор кафедры "Анализ рисков и экономическая безопасность" Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор.

В деятельности хозяйствующего субъекта для эффективного управления (менеджмента) организацией нарушения или несоответствие внутренним и внешним правовым нормам, таким как законы, подзаконные акты регуляторов, правила, регламенты, предписания, учредительные документы выступают в виде правовых рисков. В России правовые риски приобретают особое значение, так как в силу сравнительно короткой истории существования рыночной экономики в законодательстве по-прежнему отсутствует четкая нормативная база, а зачастую и базовые определения в сфере осуществления внутреннего контроля за соблюдением государственных нормативов и стандартов в деятельности хозяйствующего субъекта. Такие риски проявляются в следующем: - несоблюдение организацией требований нормативных правовых актов и заключенных договоров; - допускаемые правовые ошибки при осуществлении деятельности (неправильные юридические консультации или неверное составление документов, в том числе при рассмотрении спорных вопросов в судебных органах); - нарушения контрагентами нормативных правовых актов, а также условий заключенных договоров. Наиболее распространенные нарушения государственных нормативов и стандартов в деятельности хозяйствующего субъекта: Квалификация сделок хозяйствующего субъекта как недействительных. Мошенничество. Нарушение антиотмывочного законодательства (вывод средств из фискального оборота). Нарушение норм представления финансовой и иной отчетности. Нарушение антимонопольного законодательства (в том числе картельные сговоры). Нарушение норм добросовестной конкуренции. Налоговые правонарушения. Оптимальной может представляться классификация нарушений нормативных предписаний в зависимости от сферы их совершения по мере убывания их важности: 1) в сфере недружественных захватов и поглощений; 2) в сфере налоговых отношений; 3) в сфере владения и управления недвижимостью, а также другими активами компании; 4) в сфере корпоративных отношений; 5) при осуществлении судебно-исковой деятельности; 6) при заключении договоров с контрагентами. Основные причины нарушений нормативов и стандартов в деятельности хозяйствующего субъекта кроются в следующем: - ошибки персонала (персональные) систем (информационные); - пожары, наводнения и ущерб от других физических факторов (внешние - форс-мажор); - мошенничество и другие преступные действия (криминал) как персонала, так и с участием третьих лиц. Причины таких нарушений - это внутренние факторы, к которым относятся: несоблюдение кредитной организацией требований нормативных правовых актов и заключенных договоров законодательства РФ, в том числе по идентификации и изучению клиентов, установлению и идентификации выгодоприобретателей, учредительных и внутренних документов; несоответствие внутренних документов... а также неспособность своевременно приводить деятельность и внутренние документы в соответствие с изменениями законодательства; неэффективная организация правовой работы, приводящая к юридическим ошибкам в деятельности вследствие действий служащих или органов управления; нарушение условий договоров; недостаточная проработка правовых вопросов при разработке и внедрении новых технологий и условий проведения финансовых, хозяйственных операций и других сделок, финансовых инноваций и технологий. К внешним факторам нарушений государственных нормативов и стандартов относятся: несовершенство правовой системы (отсутствие достаточного правового регулирования, противоречивость законодательства РФ, его подверженность изменениям, в том числе в части несовершенства методов государственного регулирования и(или) надзора, некорректное применение законодательства иностранного государства и(или) норм международного права), невозможность решения отдельных вопросов путем переговоров и как результат - обращение в судебные органы для их урегулирования; нарушения контрагентами нормативных правовых актов, а также условий заключенных договоров; нахождение кредитной организации, ее филиалов, дочерних и зависимых организаций, клиентов и контрагентов под юрисдикцией различных государств. Последствиями нарушений нормативов и стандартов в деятельности хозяйствующего субъекта являются: юридические санкции или санкции регулирующих органов; существенные финансовые убытки и/или потери репутации фирмы в результате несоблюдения ею законов, инструкций, правил, стандартов саморегулирующих организаций или кодексов поведения, касающихся предпринимательской деятельности Эффективность осуществления внутреннего контроля за соблюдением нормативов и стандартов в деятельности хозяйствующего субъекта определяется возможностью избежать появления опасного для организации уровня риска при полном соблюдении сторонами предпринимательских отношений, действующих законодательных и нормативных актов, внутренних документов и процедур компании. Отсюда можно сделать вывод, что достижение стратегических и операционных целей хозяйствующего субъекта зависит от внешних событий, которые не всегда могут быть контролируемы организацией. Соответственно, в отношении данных целей осуществление внутреннего контроля за соблюдением государственных нормативов и стандартов может предоставить только разумную гарантию того, что руководство и совет директоров, выполняющий функцию надзора, будут своевременно проинформированы о том, в какой степени организация продвигается к достижению целей. Предполагается, что хозяйствующие субъекты-предприниматели осуществляют свою деятельность в соответствии с принципами собственной регуляции и не исключают возможности совершения ими противоправных действий, которые могли бы произойти ввиду их деятельности. Саморегуляция является первым шагом к управлению риском соблюдения государственных нормативов и стандартов в деятельности хозяйствующего субъекта, важность управления этим риском увеличивается с помощью одной из внутренних ролей регулятора (руководства фирмы), заключающейся в проверке саморегуляции у фирмы. Например, обязанность иметь в штате ответственного сотрудника по правовым вопросам <1>. В п. 2.2.3 Положения Банка России N 242-П используется термин "ответственный сотрудник по правовым вопросам". Это могут быть: "руководитель (служащий)", "специалист", "(главный) риск-менеджер", являющиеся синонимами. Такой руководитель (служащий) относится к числу субъектов системы внутреннего контроля за соблюдением государственных нормативов и стандартов в деятельности хозяйствующего субъекта. -------------------------------- <1> Положение ЦБР N 242-П от 16 декабря 2003 г. "Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах" // СПС "КонсультантПлюс".

Наличие такой должности (функции) и есть тот признак, когда организации демонстрируют то, что их деятельность осуществляется в соответствии с регуляционными и нормативными правовыми актами. Сферой такого контроля является довольно широкий круг источников, включая: 1) законы, правила и стандарты, принимаемые законодательными и надзорными органами, рыночные соглашения, договоры; 2) кодексы, принимаемые отраслевыми ассоциациями, и внутренние кодексы поведения, касающиеся персонала, - они шире юридически обязательных требований и включают более общие стандарты надежности и этического (профессионального) поведения. Таким образом, перечень нормативов и стандартов в деятельности хозяйствующего субъекта обширней из-за включения в него не только положений законодательства, но и норм корпоративной этики, внутренних кодексов поведения. Внутренний контроль соблюдения нормативов и стандартов в деятельности хозяйствующего субъекта осуществляется в целях: - постоянного наблюдения за сферой совершаемых правонарушений; - принятия мер по поддержанию приемлемого уровня правового поведения организации, не угрожающего финансовой устойчивости компании, интересам ее кредиторов и контрагентов; - соблюдения всеми работниками компании нормативных правовых актов, учредительных и внутренних документов; - исключения вовлечения организации и участия его служащих в осуществлении противоправной деятельности. Задачами внутреннего контроля соблюдения нормативов и стандартов в деятельности хозяйствующего субъекта можно считать следующие: - получение оперативных и объективных сведений о состоянии уровня правового поведения организации; выявление и анализ правонарушений, ошибок; качественная и количественная оценка (измерение); установление взаимосвязей между отдельными нарушениями государственных нормативов и стандартов с целью оценки воздействия мероприятий, планируемых для их ограничения; создание системы внутреннего контроля соблюдения государственных нормативов и стандартов в деятельности хозяйствующего субъекта, разработанного под него программного обеспечения для анализа и управления рисками. Методы внутреннего контроля соблюдения государственных нормативов и стандартов в деятельности хозяйствующего субъекта: - выработка рекомендаций правового характера по вопросам деятельности хозяйствующего субъекта; - качественный метод оценки правовых ошибок и правонарушений; - при внедрении новых технологий и условий осуществления финансовых операций и других сделок, иных инноваций и технологий учет положений внутренних документов компании и требования законодательства; - контроль со стороны уполномоченных подразделений и должностных лиц за соблюдением структурными подразделениями и служащими компании законодательства. С целью управления и внутреннего контроля соблюдения государственных нормативов и стандартов хозяйствующим субъектом проводятся следующие мероприятия: - разработка внутренних правил согласования и визирования юридически значимой для компании документации; - проведение разграничения полномочий сотрудников; - проведение проверок соблюдения действующего законодательства (соответствие контрактных и внутренних документов компании действующему законодательству, нормативным документам регулирующих органов); - проведение документарного контроля; - разработка локальных нормативных актов и подготовка типовых форм договоров; - обязательное участие сотрудников правового отдела в процессе вывода на рынок новых услуг; - мониторинг действующего законодательства с доведением основных и значимых изменений в оперативном порядке до сотрудников структурных подразделений компании через внутреннюю корпоративную сеть. Как правило, при проведении процедуры внутреннего контроля соблюдения нормативов и стандартов хозяйствующим субъектом действия юристов направлены на рассмотрение следующих вопросов. 1. Корпоративное управление, включающее: 1) учредительные документы компании; 2) юридический статус компании; 3) основные документы, определяющие корпоративное управление компании; 4) копии протоколов заседаний совета директоров, собраний акционеров, всех рабочих групп и комитетов компании; 5) список основных доверенностей компании 2. Акции и акционеры компании, включающие: 1) основные сделки с акциями компании и данные об изменении владельцев; 2) список акционеров компании; 3) имущественные и неимущественные права акционеров компании; 4) соглашения акционеров компании; 3. Регулирующие аспекты деятельности компании, включающие лицензии и разрешения компании. 4. Основные контракты и прочие транзакции, включающие: 1) контракты с основными поставщиками и покупателями; 2) займы, гарантии, лица, имеющие гарантии, различные типы векселей и обязательств; 3) анализ договоров аренды/лизинга помещений и других активов: виды, объемы, сроки действия, механизм ценообразования, возможность расторжения и/или перезаключения на отличных условиях. 5. Документы, подтверждающие имущественные права компании, включающие: 1) права на недвижимость и прочие активы компании; 2) акции и прочие ценные бумаги, которыми владеет компания; 3) прочие существенные материальные и нематериальные активы компании; 4) договоры залога, закладные и прочие обязательства по активам компании. 6. Персонал и трудовые отношения, включающие коллективный договор и прочие соглашения между персоналом и компанией. 7. Судебные иски и прочие претензии, включающие: 1) судебные иски к компании (основные случаи); 2) основные существующие претензии/судебные иски; 3) основные неудовлетворенные претензии/судебные иски. В содержание внутреннего контроля соблюдения нормативов и стандартов хозяйствующим субъектом входят: - проведение правовой экспертизы корпоративных документов на предмет их соответствия требованиям действующего законодательства; - анализ правоустанавливающих документов, договоров и иных сделок компании, соблюдения порядка совершения и регистрации сделок с недвижимостью; - правовая экспертиза гражданско-правовых договоров, соглашений, используемых в повседневной работе компании; - правовая оценка сделок на предмет их ничтожности, оспоримости, незаключенности; - правовая экспертиза документации, являющейся основанием для налогообложения, применения льгот по налогообложению; - анализ соответствия действующему законодательству решений и действий государственных органов, контролирующих исчисление и уплату налогов; - анализ документов, регулирующих трудовые правоотношения в компании, в частности коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров; - правовая экспертиза судебных дел на любой стадии судопроизводства; - правовой анализ документов по внедоговорным отношениям компании с третьими лицами; - правовой анализ отношений, связанных с вопросами антимонопольной политики; - правовой анализ отношений, связанных с использованием товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров; - правовой анализ отношений, связанных с участием компании в управлении иными хозяйствующими субъектами. Результат внутреннего контроля соблюдения государственных нормативов и стандартов хозяйствующим субъектом - объективный и достоверный отчет о деятельности компании, позволяющий заинтересованному лицу - заказчику (проверяющему) принять взвешенное решение. Внутренний контроль соблюдения государственных нормативов и стандартов хозяйствующим субъектом позволяет повысить значение юридической службы, а также, что немаловажно, - увеличить ее бюджет. Внутренний контроль может положительно сказаться на работе и других подразделений компании. Ведь менеджеры ждут от юристов четкой оценки юридических рисков. В целях обеспечения эффективного внутреннего контроля соблюдения нормативов и стандартов хозяйствующим субъектом совету директоров (наблюдательному совету), единоличному и коллегиальному исполнительному органу организации рекомендуется: - устанавливать порядок внесения соответствующих изменений в учредительные, внутренние документы организации в случаях изменения законодательства Российской Федерации; - установить периодичность представления отчетов по вопросам внутреннего контроля; - при разработке и внедрении новых технологий и условий осуществления финансовых операций и других сделок, иных инноваций и технологий учитывать положения учредительных документов организации, требования законодательства Российской Федерации и стран местонахождения зарубежных филиалов организации, дочерних и зависимых организаций; - осуществлять эффективные программы подготовки служащих и выделять для этого необходимые ресурсы; - разработать порядок контроля (Типовое положение) за соблюдением структурными подразделениями, служащими законодательства Российской Федерации, учредительных и внутренних документов организации; - осуществлять оценку уровня правового поведения служащих компании по основным направлениям деятельности с периодичностью и в соответствии с критериями, определяемыми организацией; - определить наиболее значимые для организации (например, исходя из величины возможных убытков) типы или виды сделок и разработать для них стандартные (типовые) формы договоров; - установить порядок рассмотрения договоров, не относящихся к стандартным; - возложить на подразделение (служащего) по управлению правовым риском организацию работы по минимизации правовых рисков; - установить контроль за соответствием документации, которой оформляются финансовые операции и другие сделки, законодательству Российской Федерации. Выявление и оценка уровня правового состояния/поведения организации осуществляется на постоянной основе. Служащие компании передают сведения (копии соответствующих документов), свидетельствующие об изменении соответствующего параметра, используемого для выявления и оценки правового риска (жалобы, претензии, судебные акты, предписания органов регулирования и надзора и т. п.). Организационно-контрольный отдел вводит эти сведения в единую информационно-учетную систему организации. Мониторинг законодательства осуществляет юридический отдел организации на постоянной основе. Для целей мониторинга используются информационно-правовые программы, например, "КонсультантПлюс" и "Гарант". Сотрудник юридического отдела еженедельно подготавливает информационные обзоры, содержащие сведения обо всех изменениях, произошедших в законодательстве, и касающихся деятельности организации за исследуемый период. Информационные обзоры еженедельно рассылаются заинтересованным лицам организации. В случае издания нормативных актов, требующих внесения изменений во внутренние документы организации, и/или изменяющих порядок проведения финансовых операций и иных сделок, сотрудник юридического отдела вносит указанные нормативные акты в "Журнал мониторинга изменений законодательства, влекущих внесение изменений во внутренние документы организации". При разработке внутренних документов организации в обязательном порядке участвуют: юридический отдел, руководители структурных подразделений организации, деятельность которых затрагивает документ, руководитель службы внутреннего контроля. После согласования всех условий, внесенных во внутренний документ (вновь изданный документ), его проект передается на рассмотрение и утверждение в орган управления организации, в чью компетенцию входит его утверждение. Проект внутреннего документа прилагается к протоколу заседания органа управления организации, на котором он был утвержден. Порядок внутреннего контроля за соблюдением нормативов и стандартов в деятельности хозяйствующего субъекта следует регламентировать в специальном Положении, например, "Положении об организации и осуществлении внутреннего контроля за соблюдением государственных нормативов и корпоративных стандартов в деятельности хозяйствующего субъекта". Подобное Положение должно содержать несколько разделов. Глава 1. "Общие положения", в которой следует отразить: - на основе каких нормативных правовых актов основывается внутренний контроль хозяйствующего субъекта (Конституция Российской Федерации, Федеральные законы - Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, ФЗ от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" <2>; Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" <3>; ФЗ от 29.07.2004 N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" <4>; ФЗ от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" <5> и др. в зависимости от сферы деятельности организации, иные нормативные правовые акты Российской Федерации; -------------------------------- <2> СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3436. <3> СЗ РФ. 1997. N 41. Ст. 8220 - 8235. <4> СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3283. <5> СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 492.

- термины и определения (внутренний контроль в организации; система внутреннего контроля; внутренний контроль; служба внутреннего контроля; рабочая группа уполномоченных лиц; контрольная среда; контроль предварительный; контроль текущий; контроль последующий; конфликт интересов; мониторинг внутреннего контроля; объекты внутреннего контроля организации; подразделение; политика управления рисками; процесс (процедура); риск; руководство организации. Глава 2. "Основные цели, задачи и организация внутреннего контроля в организации", содержащая: цели внутреннего контроля, формы внутреннего контроля, задачи, принципы, ответственность руководителей, уровни внутреннего контроля. Глава 3. "Организация и порядок осуществления внутреннего контроля в подразделении организации", содержащая: функции руководителя подразделения организации, организующего внутренний контроль; информационные системы и технические средства телекоммуникации должны обеспечивать возможность сбора, ввода, обработки данных из внутренних и внешних источников, анализа и хранения, составления требуемых отчетов и их передачи соответствующим субъектам внутреннего контроля и иным установленным пользователям; контроль информационных систем и технических средств телекоммуникации; мониторинг внутреннего контроля; объем и частота периодических проверок (ревизий); субъекты внутреннего контроля; решения по устранению выявленных недостатков и совершенствованию внутреннего контроля; порядок оценки службой внутреннего контроля организации состояния внутреннего контроля.

------------------------------------------------------------------

Название документа