Важнейшие направления совершенствования правового регулирования малого и среднего предпринимательства

(Потапенкова Т. А.) ("Российская юстиция", 2011, N 4) Текст документа

ВАЖНЕЙШИЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Т. А. ПОТАПЕНКОВА

Потапенкова Т. А., кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского права, гражданского и арбитражного процесса Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

Статья посвящена вопросам совершенствования правового регулирования малого и среднего предпринимательства.

Ключевые слова: предпринимательское право, малое предпринимательство, среднее предпринимательство, правовое регулирование.

This article is devoted to improving the legal regulation of small and medium-sized businesses.

Для эффективного функционирования предприятий малого и среднего бизнеса необходимо дальнейшее развитие законодательной и нормативной базы, регулирующей их деятельность и учитывающей специфику малого и среднего предпринимательства. Совершенствование законодательной базы и правового регулирования предпринимательской деятельности должно осуществляться через систему законов прямого действия, что позволит создать условия, способствующие свободе предпринимательства и устранению административного вмешательства в деятельность субъектов малого и среднего бизнеса. Предоставление равных условий всем хозяйствующим субъектам для входа на рынок, устранение административных барьеров, регламентация контролирующих функций государства, усиление государственной поддержки предпринимателей должны стать главными составляющими законотворческой деятельности государства, направленными на активизацию предпринимательской деятельности в России. Меры, принятые в последние годы по совершенствованию правового обеспечения малого и среднего предпринимательства, безусловно, имеют огромное значение для его развития. В то же время можно констатировать, что нередко часть принимаемых на федеральном уровне решений и нормативных правовых актов отрицательно отражается на состоянии малого и среднего предпринимательства в стране и в значительной степени сокращает стимулы к занятию предпринимательской деятельностью у активной части населения. Наиболее яркими примерами таких действий федеральных властей могут служить поправки к Налоговому кодексу, которые практически не снизили налоговую нагрузку на малый и средний бизнес; новая система регистрации юридических лиц, не позволившая в полной мере реализовать принцип "одного окна" и сократить финансовые и временные затраты на регистрацию; принятие Кодекса об административных правонарушениях, увеличившего количество контролирующих органов и узаконившего огромный разброс штрафных санкций. По-прежнему сохраняется напряженная ситуация по всем основным проблемам, сдерживающим развитие малого и среднего предпринимательства. Так, давление налогового "пресса" на малый и средний бизнес возрастает, а нестабильность налогового законодательства приводит к тому, что предприниматели не могут уверенно планировать развитие своего бизнеса в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Другая проблема заключается в том, что на уровне органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не создана действенная система защиты интересов предпринимателей. Это направление не является приоритетным в деятельности структур администраций, занимающихся проблемами малого и среднего предпринимательства. Действия контролирующих органов на местах, как правило, не скоординированы. Меры, предусмотренные пакетом Законов по дебюрократизации экономики ("О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", "О лицензировании отдельных видов деятельности"), не дали ожидаемого результата. Напротив, в некоторых случаях предприниматели столкнулись с дополнительными административными барьерами. В дальнейшем рост числа новых малых и средних предприятий, увеличение объемов выпуска продукции, продаж и оказания услуг действующими малыми и средними предприятиями будет зависеть от следующих условий. Во-первых, устранение административных ограничений для развития среднего и малого бизнеса, негативно влияющих на предпринимательский климат. В последнее время были сделаны важные шаги в этом направлении <1>. Однако необходимо дальнейшее движение в этом направлении, в том числе реализация в регионах и муниципалитетах принятых Государственной Думой ФС РФ законов "о дебюрократизации". Одним из направлений в дальнейшем устранении административных барьеров, препятствующих выходу на рынок новых и развитию уже действующих субъектов малого предпринимательства, должна стать работа по совершенствованию нормативно-правовой базы и, в частности, по разработке прозрачных процедур принятия решений, оптимизации контрольной деятельности, разрешительной практики и процессов согласования различных документов, особенно в сфере недвижимости. -------------------------------- <1> В частности, был принят Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", призванный устранить злоупотребления при проведении проверок контролирующими органами.

Следует существенно упростить регистрацию предприятий. Необходимо обеспечить на практике принцип "одного окна" при регистрации субъектов предпринимательской деятельности. Все это поможет резко ослабить коррупционный "пресс", снизить потери средств предпринимателей, вынужденных создавать "резервы" от части объема продукции и доходов для "отступных". Для государственных организаций при осуществлении ими контролирующих, разрешительных и согласующих функций нужно ввести запрет на требование от субъектов малого и среднего предпринимательства каких-либо документов, которые могут быть получены из других государственных организаций. Представляется также целесообразным законодательно предусмотреть значительное упрощение системы бухгалтерского учета малых предприятий и исключить возможность изменения форм отчетности в текущем отчетном периоде подзаконными актами. Одной из актуальнейших проблем в развитии малого и среднего бизнеса является проблема неналоговых платежей, взимаемых многочисленными органами власти, контролирующими и надзорными органами, муниципальными и государственными предприятиями и учреждениями, в частности, при обращении предпринимателей за получением разрешений и справок, необходимость получения которых установлена нормативными актами. Примерами таких услуг могут служить многочисленные платежи при выделении земельных участков, получении разрешений на торговлю и строительство, присвоение статистических кодов и т. д. Необходимо рассмотреть возможность законодательного ограничения оказания органами власти, бюджетными учреждениями платных услуг субъектам малого и среднего предпринимательства, связанных с выполнением возложенных на них функций. Одним из важнейших элементов поддержки субъектов малого предпринимательства является размещение городских заказов на поставки продукции и оказание услуг субъектами малого бизнеса. Однако фактически имеет место отсутствие полной информации о проводимых конкурсах и четкого механизма обеспечения доступа малых предприятий к получению заказов для государственных нужд. В решении этой задачи могла бы помочь электронная торговля <2>. Однако правовое регулирование российских электронных торгов до сих пор не определяет юридически понятия электронной торговли и коммерции вообще, электронной сделки и документа. Нормы распределены по целому ряду законов и подзаконных актов. Исправить положение может лишь принятие специального федерального закона "Об электронной коммерции". -------------------------------- <2> Электронные аукционы - госзакупки будущего // http:// www. buhnews. ru/ control/ September07/ 1189054372.php.

Анализ конкурсных закупок выявил следующие недостатки: нарушение заказчиками процедур торгов, то есть порядка принятия конкурсной документации, порядка внесения изменений в конкурсную документацию, вскрытия конвертов, определения победителя, уведомления о результатах конкурса, заключения контрактов. Также выявились нежелание госзаказчиков проводить аукционы в электронной форме и сознательный отказ от них в пользу других форм госзакупок. Законодательство не описывает, как участники размещения заказа допускаются к электронным торгам, а участие в электронных торгах всех желающих приводит к появлению большого количества недобросовестных поставщиков, срывам поставок, недовольству заказчиков <3>. -------------------------------- <3> А. Иоффе: "Законодательство по ЭТ нужно совершенствовать" // http:// www. allmedia. ru/ newsitem. asp? id= 807547.

Далеко не все решено и в плане применения электронной цифровой подписи (ЭЦП), в самой инфраструктуре открытых (публичных) ключей. Режим применения ЭЦП разрешен законодательством лишь в сегменте технологических процедур, связанных с электронными аукционами. Федеральное законодательство должно подробно регламентировать использование ЭЦП. Аукционы же являются наиболее прозрачной формой закупок, и поэтому их необходимо всячески развивать. Для решения этих задач необходимо законодательно определить: - порядок ведения контрактов, процедур, работы конкурсных комиссий; - порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков; - порядок пользования сайтами в Интернете, на которых осуществляются электронные аукционы <4>. -------------------------------- <4> В этих целях целесообразно принять на федеральном уровне отдельные нормативно-правовые акты, определяющие порядок использования официальных сайтов и требования к размещению на них информации.

Рекомендации консорциума мировых банков, Евросоюза и ООН содержат определенные требования, касающиеся порядка формирования регистра компаний, изъявляющих желание участвовать в электронных торгах, выступать госпоставщиками. Подавляющее количество стран это требование исполняют, содержа и пополняя централизованные информационные базы при помощи общегосударственных, региональных и местных структур власти. Создание подобного регистра в России помогло бы включиться в эти процессы субъектам малого предпринимательства. Очень важной проблемой является и то, что малые предприятия сегодня не имеют возможности реализовывать проекты, стоимость которых превышает определенный порог - либо по законодательным ограничениям, либо по причине отсутствия необходимых ресурсов <5>. Следовательно, требует разрешения вопрос об участии малых предприятий в крупных проектах в качестве субподрядчиков. В США, например, все госзаказы, распределяемые на конкурсной основе, содержат требование к поставщику привлекать к участию малые предприятия, и невыполнение этого правила влечет серьезные последствия. Российский закон также должен содержать подобную норму. Малые предприятия должны включаться в пулы для выполнения сложных и дорогих заказов. В США заказы на суммы, меньшие чем 25 тысяч долларов, заранее принадлежат исключительно малым предприятиям и размещаются с помощью упрощенной процедуры (аналогичной российскому запросу котировок). -------------------------------- <5> Электронная торговля: виртуальное становится реальным // http:// www. businesspress. ru/ newspaper/ article_ mId_ 5927_ aId_ 434691.php.

Вызывает беспокойство и качество взаимоотношений госзаказчика и госпоставщика: представители малых предприятий отмечают, что в извещении о запросе котировок не указана возможность предлагать аналог при заказе продукции определенной марки, составления извещения с указанием требований, заведомо соответствующих параметрам конкретного поставщика; утрата заказчиком конкурентоспособных котировочных заявок, отправленных средствами, хотя и предусмотренными в извещении (факс, электронная почта), но не позволяющими получить официальное подтверждение доставки; смешение в одном запросе котировок трудносовместимых продукции или услуг; досрочное разглашение сведений котировочной заявки заинтересованным лицам; установление срока окончания подачи заявки ранее времени заседания котировочной комиссии <6>. Эти моменты негативно влияют на атмосферу рынка госзаказа. Основной задачей государства здесь должно быть совершенствование законодательства. -------------------------------- <6> А. Иоффе: "Законодательство по ЭТ нужно совершенствовать" // там же.

Другой важнейшей задачей является необходимость скорейшего и резкого уменьшения налоговой нагрузки, прежде всего для начинающих предпринимателей. В этих целях надо применять кардинальные меры - вплоть до введения налоговых каникул на первые два (адаптационных) года работы для новых производственно-инновационных, строительных, "офицерских", "инвалидных" малых предприятий, а также для социального малого предпринимательства - медицинских центров, учебных заведений, библиотек и т. п. <7>. -------------------------------- <7> Предложения по развитию малого и среднего предпринимательства // http:// www. ex. ru/ academy/ iac/ small_business. shtml; Малое предпринимательство в новых реалиях: проблемы глобализации, роста конкурентоспособности // http:// www. nisse. ru/ business/ article/ article_593.php? effort.

Необходимо ввести мораторий на внесение изменений в налоговое законодательство, ухудшающих положение малого и среднего бизнеса, до разработки новой системы налогообложения. Целесообразно дальнейшее упрощение системы налогообложения для малых предприятий и разработка для предпринимателей и юридических лиц, относящихся к категории малого и среднего бизнеса, упрощенных форм налоговых деклараций. Представляется целесообразным освободить от налогообложения средства, направляемые субъектами малого предпринимательства на развитие собственного производства. Устанавливая такую систему налогообложения, как уменьшение суммы налогового платежа на некоторую долю процента за каждого заявленного наемного работника, при условии, что его заработная плата находится на уровне средней по России, можно не только установить льготы малому бизнесу, но и решить проблемы занятости и обеспечения соответствующего уровня заработной платы наемным работникам. Также для устранения административного давления необходимо установить обязательное резервирование производственных площадей и земельных участков с сетевыми коммуникациями, находящихся в государственной и муниципальной собственности, для создания производственно-технологических зон малого предпринимательства. Важно запретить в законодательном порядке одностороннее расторжение договоров аренды земельных участков с субъектами малого и среднего бизнеса по инициативе административных органов без компенсации производственных затрат и без предоставления нового аналогичного участка. Целесообразно ввести в практику механизм заключения договоров аренды нежилых помещений с субъектами малого и среднего предпринимательства на срок не менее 15 лет (при желании арендатора) <8>. -------------------------------- <8> Предложения по развитию малого и среднего предпринимательства // там же.

Также очень важно проводить обсуждение проектов законов, касающихся предпринимательской деятельности, гласно, с привлечением предпринимателей, общественных организаций предпринимателей и общественности. Принимать такие законы необходимо только после серьезного анализа мнения самих предпринимателей, общественных организаций предпринимателей и тех, кого непосредственно затрагивают эти законы.

------------------------------------------------------------------

Название документа