Судебная власть и совершенствование Гражданского кодекса Российской Федерации в целях оптимизации теории и практики применения

(Фоков А. П.) ("Российский судья", 2011, N 4) Текст документа

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЦЕЛЯХ ОПТИМИЗАЦИИ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ <*>

А. П. ФОКОВ

-------------------------------- <*> Fokov A. P. Judicial power and improvement of the Civil code of the Russian Federation for the purposes of optimization of theory and practice of application.

Фоков Анатолий Павлович, доктор юридических наук, профессор.

Автор статьи, опираясь на исторически значимые современные пути законодательного обеспечения экономики страны, приходит к выводу о том, что после существенных поправок в 2011 - 2012 гг. появится новый Гражданский кодекс Российской Федерации.

Ключевые слова: судебная власть, Концепция, гражданское законодательство, Совет при Президенте РФ, проекты изменений, Гражданский кодекс Российской Федерации.

On the basis of historically significant contemporary ways of legislative ensuring of economy of the country the author of the article makes a conclusion that after material amendments in 2011 - 2012 there will appear a new Civil code of the Russian Federation.

Key words: judicial power, civil legislation, Council attached to the President of the RF, draft chnges, Civil code of the Russian Federation.

Современные юристы, исследующие проблемы судебной власти, справедливо обращают внимание на то, что, несмотря на обновление судебной системы, появление новых судебных процедур, упрощение судопроизводства и все большее число руководящих разъяснений на уровне Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, количество судебных административных, гражданских и хозяйственных дел все более увеличивается. Главный показатель всех обращений в суд - несовершенство действующей нормативно-правовой базы, в частности гражданского законодательства. Политическое руководство страны, приняв решение о необходимости усовершенствования действующего кодифицированного гражданского законодательства, Указом Президента Российской Федерации от 18 июля 2008 г. N 1108 "О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации" создало Совет из числа видных ученых и практических работников, которым предложено подготовить проект Федерального закона о внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации (Российская газета. 2008. 18 июля). В соответствии с Указом Президента от 18 июля 2008 г. изменения в Гражданский кодекс должны быть подготовлены и внесены на обсуждение общественности в целях: а) дальнейшего развития основных принципов гражданского законодательства Российской Федерации, соответствующих новому уровню развития рыночных отношений; б) отражения в Гражданском кодексе Российской Федерации опыта его применения и толкования судом; в) сближения положений Гражданского кодекса Российской Федерации с правилами регулирования соответствующих отношений в праве Европейского союза; г) использования в гражданском законодательстве Российской Федерации новейшего положительного опыта модернизации гражданских кодексов ряда европейских стран; д) поддержания единообразия регулирования гражданско-правовых отношений в государствах - участниках Содружества Независимых Государств; е) обеспечения стабильности гражданского законодательства Российской Федерации. Подготовке проекта закона о внесении изменений в Гражданский кодекс предшествовала разработка названным Советом при Президенте Российской Федерации Концепции развития гражданского законодательства, которая была опубликована в различных изданиях, широко обсуждалась юридической общественностью. Подготовка в соответствии с названной Концепцией проекта закона о внесении изменений в Гражданский кодекс проводилась в семи рабочих группах, образованных с этой целью Советом по кодификации и осуществивших свою деятельность под руководством: - по общим положениям ГК - В. Ф. Яковлев, советник Президента Российской Федерации, председатель Совета по кодификации; - по законодательству о юридических лицах - Е. А. Суханов, заведующий кафедрой гражданского права МГУ, заместитель председателя Совета по кодификации; - по законодательству о вещных правах - А. А. Иванов, Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, член Совета по кодификации; - по законодательству об обязательствах (общие положения) - В. В. Витрянский, заместитель Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, член Совета по кодификации; - по законодательству о ценных бумагах и финансовых рынках - С. В. Сарбаш, судья Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, член Совета по кодификации; - по законодательству о международном частном праве - И. С. Зыкин, руководитель Центра правовых проблем международных экономических отношений Института государства и права РАН; - по законодательству об интеллектуальных правах - Е. А. Павлова, начальник отдела Исследовательского центра частного права при Президенте Российской Федерации, член Совета по кодификации. В конечном итоге Советом по кодификации на заседании 7 октября 2009 г. под председательством Президента Российской Федерации Концепция развития гражданского законодательства была одобрена и предложена к опубликованию для широкого обсуждения общественностью. Подробные предварительные варианты Концепции были опубликованы в ведущих юридических журналах: Концепция совершенствования общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации и Концепция развития законодательства о вещном праве - в Вестнике Высшего Арбитражного Суда РФ (2009. N 4. С. 9 - 185), Концепция развития законодательства о юридических лицах и Концепция развития законодательства о ценных бумагах и финансовых сделках - в Вестнике гражданского права (2009. N 2. С. 6 - 143), Концепция совершенствования общих положений обязательственного права - в журнале "Хозяйство и право" (2009. Приложение к N 3. С. 1 - 64). В полном объеме Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации была представлена в сборнике и на официальном сайте Исследовательского центра частного права при Президенте Российской Федерации (Вступительная статья профессора А. Л. Маковского. М.: Статут, 2009. 160 с.). Во вступительной статье к сборнику "Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации" заместитель председателя Совета профессор А. Л. Маковский подчеркнул, что главный рефрен требований современности к новому гражданскому законодательству - "...обеспечить стабильность гражданского законодательства. Сохранить неизменной структуру Гражданского кодекса, поддержать двухуровневую систему гражданских законов, при которых решение общих вопросов гражданского права должно быть сосредоточено в Гражданском кодексе, а не в существующих наряду с ним федеральных законах. Наконец, концепция - "рабочий чертеж" намеченного строительства, а не просто красивый эскизный проект" (Там же. С. 4 - 7). В течение 2010 г. в различных городах России Совет при Президенте Российской Федерации проводил широкое обсуждение норм, положений, институтов и целых разделов нового Гражданского кодекса, которые гласно, открыто публиковались в СМИ, в сети Интернет, проходили дискуссионную трибуну радио и телевидения. Как и следовало ожидать, практически все предложения об усовершенствовании гражданского законодательства сгруппировались в отдельные блоки. Неудивительно, что концептуально это соответствовало основным направлениям, которые базировались на уже действующем гражданском законодательстве. 1. Основным ядром экономических реформ 90-х годов прошлого столетия стал Гражданский кодекс Российской Федерации 1994 - 1996 гг., часть первая принята Государственной Думой 21 октября 1994 г., в редакции ФЗ от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ; часть вторая принята Государственной Думой 22 декабря 1995 г., в редакции ФЗ от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ; часть третья принята Государственной Думой 1 ноября 2001 г., в редакции от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ; часть четвертая принята Государственной Думой 24 ноября 2006 г., в редакции от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ. 2. Научно-технический прогресс, интенсивное развитие финансового рынка на волне кризиса экономики, всплеска новых процессов и форм, требующих гражданского обеспечения, например финансовых платежей в сети Интернет, и многое иное потребовало дополнений и детализации многих положений действующего Гражданского кодекса. 3. Многообразие форм гражданского оборота породило совершенно новые правовые основания как судебных, так и внесудебных споров, в том числе на международном уровне, которые сформировали новую судебную практику и потребовали новых обеспеченных гражданско-правовых норм, гарантированно охраняющих и защищающих бизнес в различных отраслях экономики государства. 4. Выявление и обобщение многочисленных потребностей общества в законодательном обеспечении предмета, объекта, принципов гражданского права, уточнение правового статуса и положения физических и особенно юридических лиц потребовали серьезных изменений Общей части Гражданского кодекса, а вместе с тем и федеральных законов путем преобразования правовых институтов и отдельных отраслей законодательства. 5. В условиях развитого рынка и правового государства назрела необходимость системного изменения подходов к роли, например, корпоративных отношений, которые необходимо кооптировать в отношения, регулируемые гражданским законодательством (ст. 2). Таким образом, только комплексная взаимосвязь институтов вещного права (право собственности) и объединенных развернутой системой общих норм вещного права сможет наполнить новый Гражданский кодекс стабильностью вещных прав: на землю, жилище, объекты природы и т. д. 6. В условиях развитой экономики, которая порождает многочисленные формы обеспечения вплоть до макроотраслей, в новом Гражданском кодексе необходимо ввести новые принципы, допустим "добросовестности", с тем чтобы исключить злоупотребление правом; ввести институт преддоговорной ответственности (culpa in contrahendo), которая позволит исключить многочисленные иски о недействительности сделок; ввести меры солидарной ответственности лиц (орган юридического лица в п. 3 ст. 55 ГК). Все указанное, бесспорно, будет способствовать усилению юридической ответственности лиц в процессе всей его деятельности, независимо от наступления несостоятельности юридического лица, за несвоевременную и ненадлежащую актуализацию данных в Едином реестре юридических лиц. С этой целью, полагают ученые, необходимо введение общих правил об исчислении и возмещении "абстрактных убытков", о случаях и условиях компенсации правомерно причиненных убытков. 7. Центральное место в новом Гражданском кодексе должны занять новые нормы гражданского права, устраняющие пробелы, обнаруженные в процессе его правоприменения. Так, в части второй Гражданского кодекса предполагается ввести правила о публичных акционерных обществах нормами о возможности и последствиях оспаривания незаконной реорганизации юридических лиц, системой норм о бездокументарных ценных бумагах, о залоге прав по договору банковского счета и вклада, о "металлических счетах" и договоре вклада драгоценных металлов. Предлагается пересмотреть и обязательственные нормы Гражданского кодекса с учетом анализа практики применения соответствующих норм арбитражными и международными судами, а также заимствование удачных решений, найденных при кодификации принципов договорного права в рамках УНИДРУА, в Европейском союзе. 8. Поиск баланса интересов частного и публичного в гражданском праве всегда был темой для долгих и порой безнадежных споров. В новой Концепции выявилось рациональное зерно, которое, полагаем, станет стержнем нового Гражданского кодекса. 9. В новом Гражданском кодексе должно получить усиление и дальнейшее развитие обеспечение стабильности гражданско-правового регулирования, направленного на упорядочение системы гражданского законодательства, т. е. необходимо модифицировать, а порой сокращать нагромождение законодательных актов, в частности об АО, ООО, законов о кооперативах. 10. Благоразумие и взвешенный подход к гражданско-правовым новеллам, постепенный переходный период апробации новых положений, норм и институтов Гражданского кодекса - залог его долговечности. В целом Совет при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства за весь период своей работы, а особенно в 2010 г., довольно активно и на высоком экспертном уровне обсуждал на своих заседаниях законопроекты по различным разделам Гражданского кодекса, проводил экспертизы, давал оценку и освещал результаты в юридических журналах. Так и не получили положительного заключения Совета законопроекты, рассмотренные в 2010 г., как не соответствующие Концепции. В частности: - о внесении изменений в ст. 120 части первой ГК РФ в части, касающейся деятельности государственных академий наук и подведомственных им организаций (Вестник гражданского права. 2010. N 1. Т. 10. С. 162 - 172); - Типовой проект Торгового кодекса Евразийского экономического сообщества - правовой акт в сфере регулирования внутренней торговли в государстве - члене Сообщества (Там же. 2010. N 2. Т. 10. С. 174 - 181); - о внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "Об акционерных обществах" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации (Там же. 2010. N 3. Т. 10. С. 157 - 182); - о внесении изменений в ст. 367 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (Там же. 2010. N 4. Т. 10. С. 121 - 125); - о внесении изменений в Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (в части введения возможности перевода земельного участка и объекта незавершенного строительства в судебном порядке из собственности застройщика в собственность образованного участниками долевого строительства жилищно-строительного кооператива" (Там же. 2010. N 5. Т. 10. С. 119 - 131); - о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации с целью совершенствования определения правового режима земельных участков (Там же. 2010. N 5. Т. 10. С. 132 - 147); - о внесении изменений в часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 36 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" и ст. ст. 10, 12 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" (Там же. 2010. N 6. Т. 10. С. 132 - 145). К концу 2010 г. наконец-то сформировались разделы Гражданского кодекса Российской Федерации, одобренные Советом при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства, и, например, 13 ноября 2010 г. на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда РФ были опубликованы проекты изменений, которые предлагается внести в разделы I, III, VI Гражданского кодекса РФ. Наконец, проект изменений в гражданское законодательство Российской Федерации опубликован в окончательном виде и выглядит следующим образом: - Основные изменения в раздел I Гражданского кодекса РФ; - Основные изменения в раздел II Гражданского кодекса РФ; - Основные изменения в раздел III Гражданского кодекса РФ; - Основные изменения в раздел VI Гражданского кодекса РФ; - Основные изменения в раздел VII Гражданского кодекса РФ; - Свод поправок в Гражданский кодекс Российской Федерации. В настоящее время изменения в ГК РФ объемом в 450 станиц представлены на рассмотрение Президенту РФ Д. Медведеву. Пользуясь правом главного редактора, хотелось бы исторически, сквозь призму времени, обращаясь к прошлому, взглянуть на будущность Гражданского кодекса России. Опыт кодификации гражданского законодательства зарубежных стран вновь убеждает нас в том, что не следует торопиться с изданием большого количества законов, пытаясь одновременно и оперативно разрешить все проблемы общества. Законодатель вправе оформлять лишь такие общественные потребности, которые вполне назрели и решены самим ходом исторического развития общества. "Излишняя регламентация вредна, - говорил Наполеон, - поскольку она умаляет значение обычаев" (Пояснительная записка А. Тибодо к проекту ГК 1804 г. См.: Thbaudeau A. C. Memoires sur le Consulat. P. 1827). В гражданском законодательстве обязательно правопреемство во времени: от прошлого - к настоящему и, безусловно, - к будущему с перспективой решения новых социально-экономических проблем на базе стабильных кодифицированных законов. Гражданский кодекс - это своего рода экономическая конституция, которая постоянно эволюционирует, а если и усовершенствуется, то осторожно и поэтапно, с учетом профессионального мнения социологов, экономистов, финансистов, лиц иных профессий и конфессий, и безусловно, под знаменем просвещенной юридической общественности. Судебная власть и совершенствование Гражданского кодекса Российской Федерации - неразделимы в настоящем и будущем как в целях оптимизации теории, так и в разрешении насущных проблем практики.

------------------------------------------------------------------

Название документа