К вопросам об особенностях понятия и процесса заключения государственного контракта на выполнение научно-исследовательских работ

(Мельничук Н. Н.) ("Юрист", 2011, N 5) Текст документа

К ВОПРОСАМ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПОНЯТИЯ И ПРОЦЕССА ЗАКЛЮЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРАКТА НА ВЫПОЛНЕНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ

Н. Н. МЕЛЬНИЧУК

Мельничук Наталия Николаевна, Московский университет Министерства внутренних дел России, адъюнкт кафедры гражданского права и процесса.

Статья посвящена наиболее актуальному вопросу, с которым сталкиваются исполнитель и государственный заказчик при заключении контракта на выполнение научно-исследовательских работ для государственных нужд Российской Федерации. Автор анализирует процесс заключения контракта на выполнение научно-исследовательских работ для государственных нужд Российской Федерации. Особое внимание в статье уделено таким моментам, как основания и порядок заключения государственного контракта на выполнение научно-исследовательских работ.

Ключевые слова: государственный контракт на выполнение научно-исследовательских работ, государственные нужды, конкурс.

For questions about the features of the concept and process of a state contract to perform research N. N. Mel'nichuk

This paper deals with the most pressing issues facing both parties: the Executive and government customers with a contract to perform research work for the public use of the Russian Federation. In the article the notion of a state contract to perform research that is of great importance in determining the type considered contractual relations. The author is the main part of the proposed article devoted to the process of concluding a contract to perform research work for the public use of the Russian Federation. Particular attention is paid to such points as the grounds and procedure for a state contract to perform research.

Key words: government contract to perform research, public service expenditures, competition, the foundation and the procedure for concluding a contract for research, the process of concluding a contract to perform research.

Проблема толкования определения "государственный контракт" имеет особое значение для заключения контракта на выполнение научно-исследовательских работ для государственных нужд Российской Федерации. Неоднократно в юридической литературе, а также в нормах действующего законодательства Российской Федерации мы можем встретить словосочетания "контракт для государственных нужд" или "государственный контракт", причем они касаются всех видов договорных отношений. Разумеется, разновидность данных договорных отношений мы наблюдаем и в научно-исследовательской сфере деятельности государства, что объясняет подъем научного прогресса и заинтересованность правительства в развитии научной сферы деятельности. Среди цивилистов принято понимать под государственным контрактом соглашение между государственным заказчиком и исполнителем, которое заключено для удовлетворения государственных нужд. Учитывая особенности рассматриваемой сферы деятельности, необходимо отметить, что основной правовой формой отношений между научной организацией, заказчиком и иными потребителями научной и научно-технической продукции, в том числе федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, являются контракты на создание, передачу и использование научной продукции, оказание научных и иных услуг, а также другие договоры, в том числе договоры о совместной научной и научно-технической деятельности и распределении прибыли <1>. -------------------------------- <1> См.: Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике". Статья 8.

При анализе понятия "государственный контракт" возникает необходимость раскрыть определение "государственные нужды". Под словосочетанием "государственные нужды" в законодательстве принято понимать обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации федеральных целевых программ, для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация, либо потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ <2>. -------------------------------- <2> См.: Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Часть 1 ст. 4.

Раскрывая понятие "государственный контракт на выполнение научно-исследовательских работ", необходимо отметить тот факт, что при заключении исследуемого договора учитывают социальный статус заказчика и значение его интересов в научной сфере деятельности, по той причине, что им не может являться предприниматель или физическое лицо. То есть в исследуемых договорных отношениях одной из сторон, а именно со стороны заказчика, может лишь выступать государство в лице как Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, так и органов государственной власти и других органов. Необходимо отметить, что к государственным контрактам на выполнение научно-исследовательских работ для государственных нужд применяются правила ст. 763 - 768 Гражданского кодекса Российской Федерации, которые содержатся в главе 37. Конечно же, исследуемые нормы, содержащиеся в вышеуказанных статьях, не посвящены научно-исследовательским работам, а, напротив, регламентируют правоотношения, возникающие в результате заключения договора подряда для удовлетворения государственных нужд. Данная отсылочная норма, содержащаяся в ст. 778 главы 38 Гражданского кодекса Российской Федерации, еще раз подтверждает общепринятое среди цивилистов положение о том, что контракт на выполнение научно-исследовательских работ является подтипом договора подряда. В соответствии со ст. 765 Гражданского кодекса Российской Федерации процесс заключения государственного контракта на выполнение подрядных работ определяется в соответствии с положениями, указанными в ст. 527 и 528 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающими основания и порядок заключения государственного контракта на поставку товаров. Кроме того, государственный контракт заключается на основе заказа государственного заказчика на выполнение научно-исследовательских работ, принятого исполнителем <3>. -------------------------------- <3> См.: Гражданский кодекс Российской Федерации. Пункт 1 ст. 527.

Причем заказы на закупку работ для государственных нужд размещаются на конкурсах, если иное прямо не предусмотрено федеральными законами и указами Президента РФ, в том числе и Указом Президента Российской Федерации от 8 апреля 1997 г. N 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд", которым было утверждено Положение об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд <4>. -------------------------------- <4> См.: Указ Президента Российской Федерации от 8 апреля 1997 г. N 305-ФЗ "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 15. Ст. 1756.

Рассмотрим более подробно порядок организации и проведения конкурсов на выполнение работ, который в основном регулируется Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Положением о подрядных торгах в Российской Федерации <5> и другими нормативно-правовыми актами. -------------------------------- <5> См.: распоряжение Госкомимущества Российской Федерации N 660-р, Госстроя Российской Федерации N 18-7 от 13 апреля 1993 г. "Об утверждении Положения о подрядных торгах в Российской Федерации" // Российские вести. 1993. N 90. 13 мая.

По той причине, что государственный контракт на выполнение научно-исследовательских работ заключается на конкурсной основе, заключение его с победителем конкурса обязательно согласно п. 4 ст. 527 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом нельзя не отметить положение победителя конкурса, т. е. заключение государственного контракта является для него обязательным лишь в случаях, установленных законом, и при условии, что государственным заказчиком будут возмещены все убытки, которые могут быть причинены исполнителю в связи с выполнением государственного контракта. В то же время условие о возмещении указанных убытков не применяется в отношении казенного предприятия в соответствии с п. 2 и 3 ст. 527 Гражданского кодекса Российской Федерации <6>. -------------------------------- <6> См.: Гражданское право: В 2 т. Том II. Полутом 1: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Е. А. Суханова. М.: Волтерс Клувер, 2004. С. 433.

В результате того, что большинство государственных контрактов заключаются на конкурсной основе, обращает на себя внимание то обстоятельство, что процесс проведения конкурсной процедуры важен для заключения контракта на выполнение научно-исследовательских работ для государственных нужд. Данное утверждение подтверждает тот факт, что уже на предварительном этапе отбора участников конкурса, разумеется, и на всех последующих этапах государство в лице уполномоченного органа обязано в предоставляемой потенциальным исполнителям документации указывать условия, на которых будет заключаться государственный контракт на выполнение научно-исследовательских работ. Исходя из этого, представляется возможность утверждать, что государство с самых первых шагов в процедуре заключения государственного контракта становится связанным объявленными им условиями. В том случае, если на этапе проведения конкурса заказчиком не будут сформулированы существенные условия, касающиеся объема получаемых прав на передаваемые результаты интеллектуальной деятельности, выполненные по договору, то он не сможет требовать включения этих условий, а также передачи соответствующих прав на результаты интеллектуальной деятельности от исполнителя ни на одном из последующих этапов <7>. -------------------------------- <7> См.: Исследование нормативно-правовых актов Российской Федерации в области проведения конкурсов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд в период 2002 - 2010 годов // URL: http// www. altlinux. ru/ media/ otchetdliapublikacii.

Конечно, проект государственного контракта разрабатывается государственным заказчиком, однако по соглашению сторон такой проект может разработать и исполнитель. Исполнитель или государственный заказчик, получивший проект государственного контракта, в случае отсутствия у него возражений по условиям государственного контракта не позднее тридцатидневного срока подписывает его и возвращает один экземпляр государственного контракта другой стороне <8>. -------------------------------- <8> См.: Гражданский кодекс Российской Федерации. Пункт 1 ст. 528.

В том случае, если у стороны, получившей проект государственного контракта, имеются возражения по его условиям, она в тридцатидневный срок составляет протокол разногласий и направляет его вместе с подписанным государственным контрактом другой стороне или уведомляет ее об отказе от заключения государственного контракта. Сторона, получившая государственный контракт с протоколом разногласий, должна в течение тридцати дней рассмотреть разногласия, принять меры по их согласованию с другой стороной и известить другую сторону о принятии государственного контракта в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий или истечении указанного срока неурегулированные разногласия по государственному контракту, заключение которого является обязательным для одной из сторон, могут быть переданы другой стороной не позднее тридцати дней на рассмотрение арбитражного суда. Если сторона, для которой заключение государственного контракта является обязательным, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в арбитражный суд с требованием о понуждении этой стороны заключить государственный контракт <9>. -------------------------------- <9> См.: Гражданский кодекс Российской Федерации. Пункт 1 ст. 528.

Поскольку государственный контракт на выполнение научно-исследовательских работ для государственных нужд заключается на конкурсной основе, как уже говорилось неоднократно выше, он в соответствии с п. 4 ст. 528 Гражданского кодекса Российской Федерации должен быть заключен не позднее двадцати дней со дня проведения конкурса. Необходимо также отметить тот факт, что государственные заказчики, заключающие государственные контракты на выполнение научно-исследовательских работ для федеральных государственных нужд, обязаны обеспечить закрепление за Российской Федерацией прав на результаты научной деятельности, полученные при реализации указанных государственных контрактов, а также распоряжение этими правами от имени России <10>. -------------------------------- <10> См.: Гаврилов Э. Договор на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ // Российская юстиция. 2002. N 6. С. 23.

По мнению Г. Еременко, существующие концепции о закреплении прав на результаты госконтрактных научно-исследовательских работ вытекают из теоретических концепций о подряде, но они не все применяются на практике <11>. -------------------------------- <11> См.: Еременко Г. Новая концепция закрепления прав на результаты госконтрактных НИОКР // Промышленная собственность. 2007. N 8. С. 21.

Несомненно, еще одним актуальным моментом рассматриваемой темы является финансирование государственного контракта на выполнение научно-исследовательских работ. Порядок оплаты выполненных работ определен законодателем, т. е. государственный заказчик выделяет подрядчику аванс, обеспечивает своевременное и непрерывное финансирование исследования. Размер, сроки перечисления аванса, порядок его погашения, а также условия промежуточных расчетов за выполненные работы в пределах 95 процентов их стоимости устанавливаются при заключении государственного контракта. В случае уменьшения государственными органами средств соответствующего бюджета, выделенных для финансирования научно-исследовательских работ, стороны согласовывают новые сроки, а при необходимости и другие условия выполнения работ. При этом исполнитель вправе требовать от государственного заказчика возмещения убытков, причиненных изменением сроков (п. 1 ст. 767 Гражданского кодекса Российской Федерации). При невыполнении по вине исполнителя объемов работ, предусмотренных графиком их производства, сумма предъявленного промежуточного платежа за фактически выполненные работы уменьшается на стоимость недовыполненных работ или платежи задерживаются до устранения допущенного отставания. В случае задержки установленных государственным контрактом сроков перечислений аванса, оплаты выполненных работ и окончательных расчетов государственный заказчик возмещает исполнителю причиненные в результате этого убытки, включая затраты по уплате процентной ставки за кредит. Резюмируя вышеизложенное, можно утверждать: во-первых, при заключении государственного контракта в лице заказчика выступает специальный субъект - государство; во-вторых, процесс заключения государственного контракта на выполнение научно-исследовательских работ направлен на достижение между сторонами - исполнитель и государственный заказчик - соглашения на выгодных условиях, что является немаловажным в договорных отношениях.

Список использованных источников

1. Конституция Российской Федерации 1993 г. 2. Гражданский кодекс (часть 2) от 26 января 1996 г. 3. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" // Собрание законодательства РФ. 2005. N 30 (ч. 1). Ст. 3105. 4. Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" // Собрание законодательства РФ. 1996. N 35. Ст. 4137. 5. Указ Президента Российской Федерации от 8 апреля 1997 г. N 305-ФЗ "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 15. Ст. 1756. 6. Распоряжение Госкомимущества Российской Федерации N 660-р, Госстроя Российской Федерации N 18-7 от 13 апреля 1993 г. "Об утверждении Положения о подрядных торгах в Российской Федерации" // Российские вести. 1993. N 90. 13 мая. 7. Гаврилов Э. Договор на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ // Российская юстиция. 2002. N 6. 8. Еременко Г. Новая концепция закрепления прав на результаты госконтрактных НИОКР // Промышленная собственность. 2007. N 8. 9. Гражданское право: В 2 т. Том II. Полутом 1: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Е. А. Суханова. М.: Волтерс Клувер, 2004. 10. Исследование нормативно-правовых актов Российской Федерации в области проведения конкурсов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд в период 2002 - 2010 годов // URL: http// www. altlinux. ru/ media/ otchetdliapublikacii.

Название документа