О некоторых проблемах проведения торгов на заключение договоров ОСАГО
(Лыков А. Ю.)
("Юрист", 2011, N 5)
Текст документа
О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ПРОВЕДЕНИЯ ТОРГОВ
НА ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРОВ ОСАГО
А. Ю. ЛЫКОВ
Лыков Андрей Юрьевич, эксперт Красноярского УФАС России.
В статье анализируется ряд актуальных проблем, возникающих при проведении торгов на заключение договоров по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, в том числе возможные способы злоупотребления страховщиками и организаторами торгов, пробелы и противоречия страхового и антимонопольного законодательства, а также законодательства о размещении государственного заказа. Выводы автора могут быть использованы в правоприменительной практике.
Ключевые слова: ОСАГО, торги, договоры, страховое, антимонопольное законодательство, страховщик.
On certain problems of conducting tenders for OMI contracts
A. Yu. Lykov
The article analyses a number of topical problems arising in conducting tenders for OMI contracts including the possible ways of abuse by insurers and organizers of tenders, lacunas and controversies of insurance and anti-monopoly legislation and also legislation on placement of state order. The author's conclusions can be used in law-application practice.
Key words: OMI, tenders, contracts, insurance, anti-monopoly legislation, insurer.
В настоящее время в связи с реформированием страхового и антимонопольного законодательства на практике возникает ряд актуальных проблем, требующих нормативного урегулирования. Наиболее остро протекают споры при проведении торгов на заключение договоров по обязательному страхованию гражданской ответственности, так как на данном рынке услуг действуют только крупные представители данного рынка (законодательство предъявляет серьезные требования к страховщикам для оказания услуг в данной сфере), а суммы страхования исчисляются миллионами рублей по одному лоту. Осложняет ситуацию и тот факт, что споры по оспариванию результатов торгов ведутся между ограниченным количеством страховщиков, действующих на данном рынке услуг на территории Российской Федерации.
Правовые основы, регулирующие порядок оказания услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, установлены Федеральным законом от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон об ОСАГО).
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона об ОСАГО страховые тарифы по обязательному страхованию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2005 г. N 739 "Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии" (далее - Постановление N 739) установлены базовые страховые тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев каждого вида транспортных средств, а также ряд фиксированных коэффициентов, в том числе в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (КБМ).
Таким образом, для конкретного парка транспортных средств сумма страховой премии, определенная (рассчитанная) в порядке, утвержденном Постановлением N 739, является фиксированной. Установление размера страховой премии, не соответствующего требованиям Постановления N 739, является нарушением законодательства Российской Федерации о страховании.
Справедливости ради следует отметить, что порой суды принимают решение вразрез с указанными нормами, неправильно истолковывая ч. 4 ст. 9 Закона об ОСАГО, указывая, что законодательством устанавливается только минимальный и максимальный размер страховой премии. Например, такую позицию можно встретить в Постановлении Первого арбитражного апелляционного суда от 10 февраля 2010 г. по делу N А43-31029/2009. Кроме того, косвенно данные выводы подтверждаются и в Определении ВАС РФ от 24 декабря 2008 г. N 15064/08 по делу N А48-3976/07-7, Определении ВАС РФ от 5 декабря 2007 г. N 15326/07 по делу N А03-15441/06-10, в которых идет речь о допустимости проведения запроса котировок в качестве способа размещения заказа на заключение договоров ОСАГО, единственным критерием определения победителя которого является цена контракта. При этом цена является одинаковой у всех участников заказа, поскольку страховые тарифы устанавливаются государством согласно Постановлению N 739.
Так, в соответствии с ч. 4 ст. 9 максимальный размер страховой премии по договору обязательного страхования не может превышать трехкратный размер базовой ставки страховых тарифов, скорректированной с учетом территории преимущественного использования транспортного средства, а при применении коэффициентов, установленных в соответствии с пунктом 3 этой статьи, - ее пятикратный размер. Здесь речь идет о пресекательном размере страховой премии, а не о диспозитивной возможности рассчитывать размер страховой премии в рамках ее минимального и максимального размера. Так как согласно Постановлению N 739 с учетом большого количества коэффициентов и различного вида автотранспортных средств сумма страховой премии по обязательному страхованию может не соответствовать балансу имущественных интересов. Именно с этой целью, т. е. для того чтобы не было существенной поляризации между владельцами различных автотранспортных средств в отношении суммы страховой премии, была принята норма, устанавливающая максимальный размер страховой премии и тем самым уравнивающая потенциальных страхователей гражданской ответственности.
Исходя из представленных аргументов, сумма страховой премии для конкретных автотранспортных средств является фиксированной и не должна изменяться.
Конкурсы на заключение договоров ОСАГО проводятся как государственными субъектами, так и субъектами естественных монополий. Так, согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции") субъекты естественных монополий осуществляют отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями Федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, в том числе для оказания услуг по страхованию ответственности.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон "О размещении заказов") заказчик должен указать начальную (максимальную) цену контракта, порядок формирования которой с учетом особенностей предмета торгов установлен Постановлением N 739. В силу данного обстоятельства организатор торгов указывает начальную (максимальную) цену контракта (страховую премию), руководствуясь страховым законодательством. Однако прямой обязанности рассчитывать страховую премию согласно данному Постановлению не устанавливается. Более того, в ст. 8 Закона об ОСАГО говорится о расчете страховых тарифов страховщиком, когда, как правило, заказчик и (или) уполномоченный орган не являются профессиональным страховщиком. Как следствие - начальная (максимальная) цена часто устанавливается произвольно, и подача заявок и цена, указанная в них, могут отличаться между собой, что создает условия для ограничения конкуренции и правильного определения победителя торгов.
Осложняют данную ситуацию и трудности расчета КБМ. КБМ - коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Данный коэффициент влияет на размер страховой премии и является обязательным для ее расчета. Вместе с тем торги проводятся до окончания действия предыдущих договоров ОСАГО в связи с необходимостью отсутствия временного промежутка, при котором отсутствуют полисы ОСАГО.
Следовательно, формально КБМ не может быть рассчитан на дату проведения любых торгов, так как период предыдущего страхования, из которого он рассчитывается, еще не закончен.
В ситуации, когда начальная цена формируется и не устанавливается фиксированной организатором торгов, указанные обстоятельства также могут привести к ограничению конкуренции и нерациональному определению победителей торгов.
Кроме того, так как цена торгов по договорам ОСАГО является фиксированной, то требуется увеличить значимость других критериев, которые могут использоваться при проведении торгов, и порядок их расчета. В большинстве случаев в конкурсной документации используется только такой критерий, как "качество услуг и квалификация участника конкурса". При этом согласно пунктам 27, 28 Правил оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2009 г. N 722 "Об утверждении Правил оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд", использование или неиспользование показателей для данного критерия остается диспозитивным. При отсутствии показателей отсутствует и необходимость в указании порядка их расчета для сравнения конкурсных предложений. Последнее обстоятельно, с учетом того что цена фиксирована, оставляет принятие решения о победителе конкурса полностью на усмотрение конкурсной комиссии, которая не будет руководствоваться никакими формальными критериями, кроме как личными убеждениями ее членов.
Для устранения данных пробелов в праве необходимо произвести следующие законодательные изменения. Во-первых, установить норму закона, согласно которой расчет цены для торгов на право заключения договоров ОСАГО осуществляется лицом, которое проводит торги. При этом вся ответственность должна возлагаться на указанное лицо, и в случае необходимости для правильного расчета оно может обращаться за заключением профессионального страховщика для определения начальной цены контракта. Во-вторых, требуется установить норму закона, согласно которой в содержании конкурсной документации на заключение договоров ОСАГО необходимо установление прямого правила, согласно которому цена является фиксированной и не может отличаться от изначально установленной цены. В-третьих, необходимо установление порядка определения КБМ на момент, когда действие предыдущих договоров страхования, из которых он рассчитывается, не окончено. В-четвертых, требуется увеличить значимость других критериев торгов на заключение договоров ОСАГО, кроме цены. Так как установление критерия "цена" в торгах на данный момент является формальным соблюдением требований Закона "О размещении заказов". В-пятых, ввести требование об обязательном использовании показателей и определении порядка их расчета при использовании на торгах на заключение договоров ОСАГО критерия "качество услуг и квалификация участника". В-шестых, необходимо ввести прямой запрет на проведение торгов в форме открытого аукциона и на запрос котировок для заключения договоров ОСАГО, так как данные способы определения победителя противоречат страховому законодательству и публичной природе обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Указанные нормы исключат неопределенность в правоотношениях и злоупотребление со стороны недобросовестных субъектов.
Название документа