Борьба с распространением инсайдерской информации на фондовом рынке в России

(Карпович О. Г.) ("Юридический мир", 2011, N 4) Текст документа

БОРЬБА С РАСПРОСТРАНЕНИЕМ ИНСАЙДЕРСКОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ФОНДОВОМ РЫНКЕ В РОССИИ <*>

О. Г. КАРПОВИЧ

-------------------------------- <*> Karpovich O. G. Struggle with the spread of insider's information at the securities market in Russia.

Карпович Олег Геннадьевич, доктор юридических наук, профессор.

В настоящей статье рассматриваются основные проблемы борьбы с распространением инсайдерской информации на российском фондовом рынке. Предлагаются меры по совершенствованию действующего законодательства в данной области.

Ключевые слова: инсайдер, фондовый рынок, ценные бумаги, участники рынка, государственные служащие, конфиденциальная информация, конкуренция.

The present article considers fundamental problems of struggle with the spread of insider's information at the Russian securities market; proposes the measures with regard to improvement of the current legislation in this sphere.

Key words: insider, securities market, securities, participants of the market, state officials, confidential information, competition.

Статья 185.6 "Неправомерное использование инсайдерской информации"

Общественная опасность неправомерного использования инсайдерской информации заключается в злоупотреблениях на финансовом рынке, возникающих в условиях, когда инвесторы прямо или косвенно лишаются преимуществ из-за лиц, которые используют публично не раскрытую информацию для себя или третьих лиц. Незаконная инсайдерская деятельность, по существу, является одним из орудий ограничения свободы конкуренции. Инсайдеры своим поведением подрывают рыночные принципы честной состязательности. Неравное положение участников рынка в количестве известной им информации приводит к убыткам у "неприближенных" к управлению фирмой владельцев ценных бумаг, это разрушает деловую репутацию компаний, а в крупных масштабах - национальные фондовые рынки в целом, может привести к дестабилизации экономических отношений как на микро-, так и на макроуровне. Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 224-ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <1> впервые в российской практике были установлены положения, регулирующие использование инсайдерской информации. Ранее регулирование указанных отношений носило фрагментарный характер, т. е. встречалось разрозненно в различных актах, например в актах ФСФР и Центрального банка РФ (ЦБ РФ) <2>. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 2010. N 31. Ст. 4193. <2> Официальное разъяснение ЦБ РФ от 17 декабря 2004 г. N 31-ОР "О применении отдельных положений Инструкции Банка России от 16 января 2004 г. N 110-И "Об обязательных нормативах банков" // Вестник Банка России. 2004. N 73; п. 5.4 Положения о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг, утвержденного Приказом ФСФР России от 9 октября 2007 г. N 07-102/пз-н (в ред. от 26.08.2010) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2008. N 8.

Данный Закон наряду с гражданско-правовой и административной устанавливает и уголовную ответственность за нарушение правил использования инсайдерской информации. Так, ст. 21 ФЗ от 27 июля 2010 г. N 224-ФЗ были внесены изменения в УК РФ - введена новая статья 185.6 "Неправомерное использование инсайдерской информации". Непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 185.6 УК РФ, являются общественные отношения, обеспечивающие справедливое ценообразование на финансовые инструменты, иностранную валюту и (или) товары, равенство и укрепление доверия инвесторов. Предмет данного преступления составляет инсайдерская информация. Ранее перед судами вставала необходимость определения инсайдерской информации, которую суды приравнивали к служебной в понимании ст. 31 ФЗ от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" <3> (см.: Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10 июня 2009 г. N 18АП-4063/2009 по делу N А07-20018/2008 <4>). Схожее понимание имеет место и в актах Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) <5>. -------------------------------- <3> СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1918. <4> Документ опубликован не был. Доступ из СПС "КонсультантПлюс". <5> См., например: п. 6.4 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Приказом ФСФР России от 10 октября 2006 г. N 06-117/пз-н. Зарег. в Минюсте РФ 12 августа 2010 г. N 18128 // Документ опубликован не был. Доступ из СПС "КонсультантПлюс".

Следует отметить, что в ст. 7 - 9 ФЗ от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" <6> выделяется общедоступная информация (общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен) и информация с ограниченным доступом (конфиденциальная информация). -------------------------------- <6> ФЗ от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" // СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3448.

Термин "конфиденциальная информация" является определяющим по отношению ко всем видам информации с ограниченным доступом. Поэтому инсайдерская информация является одной из видов конфиденциальной информации, очевидно, являющейся с учетом ст. 183 УК РФ специальным видом коммерческой, налоговой или банковской информации. Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 224-ФЗ дано легальное определение инсайдерской информации - это точная и конкретная информация, которая не была распространена или предоставлена (в том числе сведения, составляющие коммерческую, служебную, банковскую тайну, тайну связи (в части информации о почтовых переводах денежных средств) и иную охраняемую законом тайну), распространение или предоставление которой может оказать существенное влияние на цены финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров (в том числе сведения, касающиеся одного или нескольких эмитентов эмиссионных ценных бумаг, одной или нескольких управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, одного или нескольких хозяйствующих субъектов, включенных в предусмотренный в п. 8 ч. 1 ст. 23 ФЗ от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" реестр и занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара в географических границах Российской Федерации <7>, либо одного или нескольких финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров) и которая относится к информации, включенной в соответствующий перечень инсайдерской информации. -------------------------------- <7> Это хозяйствующий субъект, имеющий долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающий доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов (Постановление Правительства РФ от 19 декабря 2007 г. N 896 (в ред. от 29 декабря 2008 г.) "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов" // СЗ РФ. 2007. N 52. Ст. 6480).

Согласно ст. 3 ФЗ от 27 июля 2010 г. N 224-ФЗ к сведениям, относящимся к инсайдерской информации, относится: - информация, исчерпывающий перечень которой утверждается нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков, для следующих лиц (инсайдеров): 1) эмитенты и управляющие компании; 2) хозяйствующие субъекты, включенные в предусмотренный ст. 23 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" реестр и занимающие доминирующее положение на рынке определенного товара в географических границах Российской Федерации; 3) организаторы торговли, клиринговые организации, а также депозитарии и кредитные организации, осуществляющие расчеты по результатам сделок, совершенных через организаторов торговли; 4) профессиональные участники рынка ценных бумаг и иные лица, осуществляющие в интересах клиентов операции с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, получившие инсайдерскую информацию от клиентов; 5) информационные агентства, осуществляющие раскрытие или предоставление информации для лиц, указанных в пунктах 1 - 4 данного перечня, а также для таких органов и организаций, как федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, органы управления государственных внебюджетных фондов, имеющих в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации право размещать временно свободные средства в финансовые инструменты (далее - органы управления государственных внебюджетных фондов), Банк России - указанные лица обязаны утвердить собственные перечни инсайдерской информации; 6) лица, осуществляющие присвоение рейтингов лицам, указанным в пунктах 1 - 4, а также ценным бумагам (далее - рейтинговые агентства). К инсайдерской информации органов управления государственных внебюджетных фондов, Банка России относится: - информация о принятых ими решениях об итогах торгов (тендеров); - информация, полученная ими в ходе проводимых проверок, а также информация о результатах таких проверок; - информация о принятых ими решениях в отношении лиц, указанных в пунктах 1 - 4, информационных и рейтинговых агентств, о выдаче, приостановлении действия или об аннулировании (отзыве) лицензий (разрешений, аккредитаций) на осуществление определенных видов деятельности, а также иных разрешений; - информация о принятых ими решениях о привлечении к административной ответственности лиц, указанных в пунктах 1 - 4; информационных и рейтинговых агентств; физических лиц, имеющих доступ к инсайдерской информации следующих лиц (указанных в пунктах 1 - 4; имеющих доступ к информации о направлении добровольного, обязательного или конкурирующего предложения о приобретении акций в соответствии с законодательством Российской Федерации об акционерных обществах, в том числе лиц, направивших в акционерное общество добровольные или конкурирующие предложения, кредитная организация, предоставившая банковскую гарантию, оценщик (юридические лица, с которыми оценщики заключили трудовые договоры); информационных и рейтинговых агентств), на основании трудовых и (или) гражданско-правовых договоров, заключенных с соответствующими лицами; а также о применении к указанным лицам иных санкций; - иная инсайдерская информация, определенная их нормативными актами. Органы управления государственных внебюджетных фондов и Банк России обязаны утвердить нормативные акты, содержащие исчерпывающие перечни инсайдерской информации, в соответствии с Методическими рекомендациями федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков. Перечни инсайдерской информации лиц, указанных в пунктах 1 - 4, информационных и рейтинговых агентств, органов и организаций, органов управления государственных внебюджетных фондов и Банка России подлежат раскрытию в сети Интернет на их официальных сайтах. Пункт 5 ст. 3 ФЗ от 27 июля 2010 г. N 224-ФЗ определяет сведения, которые к инсайдерской информации не относятся: - сведения, ставшие доступными неограниченному кругу лиц, в том числе в результате их распространения; исследования, прогнозы и оценки в отношении финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров; - рекомендации и (или) предложения об осуществлении операций с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, осуществленные на основе общедоступной информации. Таким образом, информация о финансовых инструментах, иностранной валюте и (или) товарах является инсайдерской. Согласно действующему российскому законодательству финансовый инструмент - это ценная бумага или производный финансовый инструмент <8> (см. материалы к ст. 185.3 УК РФ). -------------------------------- <8> Статья 2 ФЗ от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" // СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1918.

Излишним доходом в настоящей статье признается доход, определяемый как разница между доходом, который был получен в результате незаконных действий, и доходом, который сформировался бы без учета незаконных действий, предусмотренных настоящей статьей. Что касается избежания убытков в крупном размере как признака состава преступления, предусмотренного ст. 185.6 УК РФ, то, несмотря на то что подобный признак ранее в УК РФ не применялся, можно предположить, что относится он к предмету совершения преступления - денежным средствам, от уплаты которых (расходов) незаконно уклонился виновный. Избежанием убытков являются убытки, которых лицо избежало в результате неправомерного использования инсайдерской информации. Крупным доходом, убытками в крупном размере в рассматриваемой статье признаются доход, убытки в сумме, превышающей два с половиной миллиона рублей. Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 185.6 УК РФ, включает деяние, заключающееся в умышленном использовании инсайдерской информации: а) для осуществления операций с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, к которым относится такая информация, за свой счет или за счет третьего лица, а также б) путем дачи рекомендаций третьим лицам, обязывания или побуждения их иным образом к приобретению или продаже финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров. То есть само по себе обладание такой информацией не является нарушением, противоправно лишь осуществление сделок на основе такой информации, а также передача ее третьим лицам для совершения ими подобных сделок. Статьей 2 ФЗ от 27 июля 2010 г. N 224-ФЗ дается определение операции с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами - совершение сделок и иные действия, направленные на приобретение, отчуждение, иное изменение прав на финансовые инструменты, иностранную валюту и (или) товары, а также действия, связанные с принятием обязательств совершить указанные действия, в том числе выставление заявок (дача поручений). По конструкции состав преступления, закрепленный в ч. 1 ст. 185.6 УК РФ, - формально-материальный. Так, помимо дохода или избежания убытков, законодатель в качестве альтернативы указал на наступление общественно опасных последствий, в результате данного преступного посягательства - "если такое использование причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству". Неправомерное использование инсайдерской информации может нанести крупный ущерб как отдельному хозяйствующему субъекту-эмитенту, информация о котором была незаконно использована инсайдером, так и другим участникам рынка ценных бумаг: инсайдер, имея преимущества перед другими участниками, может, по сути, манипулировать ими, вынуждая их совершать определенные биржевые операции, которые в дальнейшем могут привести к значительным убыткам данных участников. Согласно примечанию к данной статье крупным ущербом признается ущерб в сумме, превышающей два с половиной миллиона рублей. Субъект преступления, предусмотренного ст. 185.6 УК РФ, - специальный - инсайдер. Согласно ст. 4 ФЗ от 27 июля 2010 г. N 224-ФЗ владеть инсайдерской информацией могут физические и юридические лица, а также органы государственной власти и местного самоуправления (инсайдеры). (Инсайдеры - от английского insider, inside - буквально "внутри".) Учитывая, что в УК РФ уголовной ответственности подлежит только физическое лицо (ст. 19 УК РФ), то субъектом умышленного использования инсайдерской информации может быть только официальный представитель юридического лица, органа государственной власти или местного самоуправления либо допущенный этими лицами к инсайдерской информации. Перечень инсайдеров, т. е. лиц, владеющих инсайдерской информацией, приведен в той части настоящего материала, где раскрывается понятие инсайдерской информации. Содержание ст. 4 ФЗ от 27 июля 2010 г. N 224-ФЗ позволяет разделить их на три группы: "первичные" инсайдеры: эмитенты эмиссионных ценных бумаг и управляющие компании; хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение на рынке определенного товара в географических границах РФ; организаторы торгов, клиринговые организации, а также депозитарии и кредитные организации, осуществляющие расчеты по результатам сделок, совершенных через организаторов торгов; профессиональные участники рынка ценных бумаг и иные лица, осуществляющие в интересах клиентов операции с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, получившие инсайдерскую информацию от клиентов; федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, органы управления государственных внебюджетных фондов, имеющих в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ право размещать временно свободные средства в финансовые инструменты, Банк России; "вторичные" инсайдеры - лица, имеющие доступ к такой информации вследствие того, что входят в органы управления "первичного" инсайдера, являются его владельцем либо действуют на основании договора с ним, а также имеющие доступ к инсайдерской информации: руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации; выборные должностные лица местного самоуправления; государственные служащие и муниципальные служащие органов, работники органов и организаций, осуществляющих функции органов, указанных в п. 9 ст. 4 ФЗ от 27 июля 2010 г. N 224-ФЗ; работники органов управления государственных внебюджетных фондов; служащие (работники) Банка России, члены Национального банковского совета. То есть инсайдерами могут оказаться и государственные (муниципальные) служащие, располагающие важными сведениями, недоступными для участников рынка. В Официальном разъяснении ЦБ РФ от 17 декабря 2004 г. N 31-ОР "О применении отдельных положений Инструкции Банка России от 16 января 2004 г. N 110-И "Об обязательных нормативах банков" <9> перечисляются лица, которые могут быть отнесены к инсайдерам банка, т. е. к физическим лицам, способным воздействовать на принятие решения о выдаче кредитов банком, расчет норматива совокупной величины риска по которым (Н10.1) установлен главой 7 Инструкции Банка России от 16 января 2004 г. N 110-И <10>. К указанным лицам, в частности, отнесены: члены совета директоров (наблюдательного совета) банка, единоличный исполнительный орган, главный бухгалтер банка (филиала), руководитель филиала банка, некоторые родственники указанных лиц, а также сотрудники банка и иные физические лица, которые обладают возможностями воздействовать на характер принимаемого решения о выдаче кредита (в том числе сотрудники кредитной организации, имеющие в силу своего служебного положения доступ к конфиденциальной информации, позволяющей воздействовать на принятие решения о выдаче кредита банком). -------------------------------- <9> Вестник Банка России. 2004. N 73. <10> Вестник Банка России. 2004. N 11.

Отдельную группу субъектов использования инсайдерской информации составляют физические лица, имеющие доступ к инсайдерской информации "первичных" и "вторичных" инсайдеров (кроме органов публичной власти) на основании трудовых и (или) гражданско-правовых договоров. Субъективная сторона характеризуется умыслом: прямым или косвенным. Умышленное использование инсайдерской информации, причинившее крупный ущерб гражданам, организациям или государству, может быть совершено как с прямым, так и с косвенным умыслом. Умышленное использование инсайдерской информации, сопряженное с извлечением дохода или избежанием убытков в крупном размере, совершается только с прямым умыслом: лицо осознает общественную опасность своих действий, предвидит реальную возможность и неизбежность получения дохода или избежания убытков и желает извлечь доходы (избежать убытки) в крупном размере. Законодательство запрещает лицам, располагающим служебной информацией, не только совершать сделки с использованием такой информации, но и передавать ее третьим лицам для совершения сделок. Так, ч. 2 ст. 185.6 УК РФ предусматривает деяние, направленное на умышленное использование инсайдерской информации путем ее неправомерной передачи другому лицу, если такое деяние повлекло возникновение последствий, предусмотренных частью первой настоящей статьи. Передача такой информации есть действия инсайдера (специального субъекта), состоящие в распространении информации такому лицу, для которого на момент передачи она являлась неизвестной. Исходя из закрепления в ч. 2 ст. 185.6 УК РФ признака общественно опасных последствий, можно предположить, что уголовная ответственность за неправомерную передачу инсайдерской информации другому лицу наступает только в случае причинения таким деянием крупного ущерба гражданам, организациям или государству. То есть если при отсутствии указанных последствий данные действия были сопряжены с извлечением дохода либо избежанием убытков в крупном размере, лицо нести уголовную ответственность по данной статье УК РФ не будет. Так, ФЗ от 27 июля 2010 г. N 224-ФЗ ввел в КоАП РФ новый состав административного правонарушения: неправомерное использование инсайдерской информации (ст. 15.21), который применяется в том случае, когда действие лица не содержит признаков состава преступления, предусмотренного ст. 185.6 УК РФ - "не содержит уголовно наказуемого деяния" (ст. 15.21 КоАП РФ). Этим же Федеральным законом было установлено, что ст. 185.6 УК РФ вступает в силу по истечении трех лет после дня официального опубликования (опубликован он был в "Российской газете" 30 июля 2010 г.), т. е. 31 июля 2013 г.

------------------------------------------------------------------

Название документа Интервью: Интервью с председателем Правления Фонда "Институт развития нотариата", членом Правления Ассоциации юристов России, нотариусом г. Москвы доктором юридических наук К. А. Корсиком ("Юридический мир", 2011, N 4) Текст документа

ИНТЕРВЬЮ С ПРЕДСЕДАТЕЛЕМ ПРАВЛЕНИЯ ФОНДА "ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ НОТАРИАТА", ЧЛЕНОМ ПРАВЛЕНИЯ АССОЦИАЦИИ ЮРИСТОВ РОССИИ, НОТАРИУСОМ Г. МОСКВЫ ДОКТОРОМ ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК К. А. КОРСИКОМ

"Полноценное развитие гражданского законодательства сегодня невозможно без четкого законодательного закрепления места и роли нотариата как одного из важнейших институтов обеспечения стабильности гражданского оборота и формирования цивилизованных деловых отношений в обществе". На основе одобренной в октябре 2009 г. Советом при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства Концепции развития гражданского законодательства сегодня разработан и активно обсуждается проект Федерального закона о внесении изменений в Гражданский кодекс РФ, опубликованный на сайте портала частного права, согласно распоряжению Президента РФ проект должен быть представлен до 15 апреля 2011 г. Разработанный проект предусматривает комплексное обновление Гражданского кодекса РФ, в том числе включает ряд изменений, касающихся нотариальной формы документов. Параллельно с этим в Министерстве юстиции РФ идет разработка нового базового законодательного акта о нотариате, призванного заменить во многом устаревшие Основы законодательства РФ о нотариате 1993 г. Об оценке текущего положения российского нотариата, перспективах его развития, совершенствовании гражданского законодательства РФ и законодательства о нотариате мы задали несколько вопросов председателю Правления Фонда "Институт развития нотариата", нотариусу г. Москвы, члену Правления Ассоциации юристов России доктору юридических наук Константину Анатольевичу Корсику.

- Уважаемый Константин Анатольевич, Вы являетесь членом Правления Ассоциации юристов России - авторитетной общественной организации, объединяющей представителей юридической профессии самого разного профиля: государственных деятелей, судей, представителей правоохранительных органов, государственных чиновников, видных представителей юридической науки, нотариусов, адвокатов, частнопрактикующих юристов. На Ваш взгляд, человека, непосредственно принимающего участие в работе Ассоциации юристов России, достигаются ли на сегодняшнем этапе цели и задачи деятельности Ассоциации? - Вы совершенно правильно отметили разнопрофильный состав Ассоциации юристов России. По сути, это ведущие представители отечественной юриспруденции во всех ее проявлениях, поэтому и деятельность Ассоциации юристов России носит многогранный характер. Мне представляется важным активно работать, а оценивать нашу работу пусть будут другие. При Ассоциации юристов России создана и работает Комиссия по вопросам деятельности нотариата, председателем которой является президент Федеральной нотариальной палаты М. И. Сазонова. Многие региональные нотариальные палаты являются коллективными членами Ассоциации юристов России, неуклонно растет число нотариусов - членов Ассоциации. Нотариальными палатами субъектов РФ открыты бесплатные общественные приемные, нотариусы работают в центрах бесплатной правовой помощи. Относительно себя лично могу сказать, что помимо организационной нагрузки, связанной с участием в работе Правления Ассоциации юристов России, мною на базе помещения моей нотариальной конторы организован Центр бесплатной правовой помощи. Этот проект осуществляется в рамках реализации инициированной Ассоциацией юристов России программы социального партнерства государства и профессионального сообщества юристов по вопросам правовой помощи и правового просвещения граждан. В центрах бесплатной правовой помощи нотариусы ведут прием граждан, нуждающихся в получении юридических консультаций и не имеющих материальной возможности оплатить эти услуги. К сожалению, широкие правовые познания в нашем обществе еще только начинают складываться, люди порой не имеют представления об элементарных юридических понятиях. Это, на мой взгляд, последствия советской эпохи, когда закон не всегда имел верховенство, поскольку в обществе имелись и другие социальные регуляторы. В любом случае, сегодня ситуация постепенно выправляется. С проблемой расширения юридических познаний нам приходится сталкиваться в своей нотариальной деятельности. Могу сказать, что в обществе недостаточно понимают место и роль нотариата в оформлении юридических отношений, а это приводит к тому, что потенциал нотариата обществом используется далеко не в полном объеме, как результат - граждане терпят убытки, получают порой совсем не тот правовой результат, на который рассчитывали, заключая гражданско-правовую сделку.

- Скажите, Константин Анатольевич, а в чем Вы видите место и роль нотариата в современном российском обществе? - Роль нотариата в современном обществе заключается в предоставлении каждому заинтересованному лицу юридических гарантий при совершении им юридических действий, преимущественно в частноправовой сфере. Гражданин при обращении к нотариусу получает признаваемые всеми юридические гарантии соответствия закону совершаемых им юридических действий. Да, это связано с материальными затратами, с необходимостью оплаты деятельности нотариуса, но ведь и гражданин получает не просто результат юридических действий, а уверенность в том, что все сделано в соответствии с законом, а в случае возможной ошибки его убытки будут возмещены за счет страхования профессиональной ответственности нотариуса и за счет всего его имущества. С точки зрения общества и государства нотариат обеспечивает цивилизованные формы урегулирования конкретных имущественных отношений, если хотите, активно участвует в формировании деловой культуры предпринимательских отношений в обществе. Кроме того, современный нотариат, будучи небюджетным, при осуществлении своей деятельности объективно снижает нагрузку на суды и другие государственные учреждения, а значит, в конечном итоге экономит бюджетные средства. Без нотариата бюджетные расходы на юридические разбирательства с участием граждан и юридических лиц однозначно увеличились бы, это могло бы выразиться, например, в увеличении государственного аппарата и расходов на его содержание. Ведь задачи по урегулированию частноправовых отношений, которые сегодня решаются совместно судами, государственными органами и нотариатом, не будь нотариата, остались бы прежними, а значит, те задачи, которые сегодня решает нотариат, были бы переложены на государственный аппарат. К российскому нотариату сегодня предъявляются высокие требования. Нотариат должен обеспечивать современные потребности общества в урегулировании частноправовых отношений. Нотариальная деятельность традиционно основывается на бумажном документообороте, однако сегодня активно расширяется электронный документооборот, причем не только в сфере предпринимательства, но и в сфере государственных информационных ресурсов, государственных услуг. Широко известны реализуемые сегодня Федеральная программа "Электронная Россия", разработанная в Москве Программа "Электронная Москва". Сегодня отсутствует законодательное закрепление полномочий нотариусов в сфере электронного документооборота, не решен ряд организационно-технических проблем, связанных с внедрением и централизованным использованием нотариусами механизмов электронной цифровой подписи. Но все эти вопросы постепенно разрешаются. Так, уже разработан проект Федерального закона "О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (в части предоставления нотариусам права свидетельствования электронных копий документов)". Проектом указанного Федерального закона, в частности, предусматривается возможность для гражданина обратиться к нотариусу с просьбой о нотариальном свидетельствовании в электронном виде документов, например паспорта как документа, удостоверяющего личность, и получить нотариальную копию, заверенную электронной цифровой подписью на электронном носителе, после чего самостоятельно обратиться с заявлением на сайт государственных услуг, вложив файлы с электронными нотариальными копиями. Идея заслуживает всяческой поддержки и внимания. На мой взгляд, нотариальному сообществу следует занимать более активную позицию в этом вопросе.

- О необходимости обновления законодательства о нотариате разговоры ведутся уже давно. Имеется проект Федерального закона о нотариате, подготовленный под руководством Министерства юстиции РФ. Каковы перспективы качественного обновления законодательства о нотариате? - О необходимости совершенствования законодательства о нотариате в нотариальном сообществе разговоры ведутся уже давно. Для этого есть несколько причин. Формальная причина состоит в том, что действующий базовый законодательный акт, определяющий правовые основы деятельности нотариата, - Основы законодательства о нотариате - был принят еще в начале 1993 г., т. е. до принятия новой Конституции России, и соответственно по формальным признакам разрабатывался и принимался исходя из базовых установок, содержащихся в ранее действовавшем и на сегодняшний день уже во многом устаревшем законодательстве. Взять хотя бы четыре части Гражданского кодекса РФ: все они были разработаны и приняты позднее принятия Основ законодательства о нотариате. По большому счету уже одной этой формальной причины достаточно для констатации необходимости скорейшего обновления базового закона о нотариате. К этому еще добавьте усложнение гражданского оборота в российском обществе, появление совершенно новых видов частноправовых отношений, применительно к которым необходимо определить роль нотариата. Да и внутренние вопросы организации и взаимодействия нотариального сообщества требуют своего разрешения. В совокупности все эти причины давно обусловили необходимость обновления законодательства о нотариате. Хочется в связи с этим обратить ваше внимание, что сегодня для обновления законодательства о нотариате есть уникальные возможности, связанные с развернувшейся работой по совершенствованию гражданского законодательства. Здесь идет взаимный процесс. Поясню несколько подробнее. Дело в том, что одной из основополагающих правовых проблем сегодня выступает установление баланса, золотой середины между частноправовыми и публично-правовыми методами регулирования общественных отношений. Так вот, сфера правового регулирования нотариата по своей юридической природе относится к сфере публичного правового регулирования, в то время как гражданское законодательство относится к сфере частноправового регулирования. Поскольку одновременно осуществляется системная переработка двух указанных областей законодательства, появляются реальные шансы установления баланса между публично-правовым и частноправовым регулированием. Скажу больше, полноценное развитие гражданского законодательства сегодня невозможно без четкого законодательного закрепления места и роли нотариата как одного из важнейших институтов обеспечения стабильности гражданского оборота и формирования цивилизованных деловых отношений в обществе.

- Каким образом участвует нотариальное сообщество в подготовке и обсуждении проектов законодательных и иных нормативных правовых актов? Каким образом аккумулируется опыт нотариальной деятельности, закладываемый в новые правовые нормы? - Нотариальное сообщество участвует в подготовке и обсуждении проектов законодательных и иных нормативных правовых актов через свои органы: Федеральную нотариальную палату и нотариальные палаты субъектов РФ. В Федеральной нотариальной палате, например, имеются соответствующие ответственные структурные подразделения и должностные лица. В нотариальных палатах субъектов РФ, например в Московской городской нотариальной палате, также имеются свои профильные комиссии. Наряду с этим в инициативном порядке многие известные нотариусы участвуют в обсуждении принимаемых законодательных и иных нормативных правовых актов. В Московской городской нотариальной палате много квалифицированных нотариусов, имеющих ученые степени доктора юридических наук и кандидата юридических наук, а также занимающихся научной и преподавательской деятельностью. Одновременно нотариусы Москвы, претендующей на роль одного из международных финансовых центров, имеют дело с масштабным гражданским оборотом, имеющим многообразный и сложный характер, гораздо более сложный, чем в других регионах России. Это объективный процесс. Именно поэтому многие новации в нотариальной деятельности возникли как раз в Москве. Не воспользоваться опытом московских нотариусов при подготовке и обсуждении проектов законодательных актов и иных нормативных правовых актов было бы, на мой взгляд, недальновидно. В этом ключе необходима активизация участия московских нотариусов в законопроектной деятельности. Во многом на это направлена деятельность возглавляемого мною Фонда "Институт развития нотариата", объединяющего частные инициативы нотариусов в законопроектной деятельности.

- Какие изменения в Гражданский кодекс РФ, касающиеся нотариального оформления гражданско-правовых отношений, на Ваш взгляд, сегодня имеют актуальность? - В числе важнейших предлагаемых изменений, затрагивающих нотариат, представляется возможным назвать следующие. В статье 163 Гражданского кодекса РФ предлагается уточнить значение нотариального удостоверения сделки: оно предполагает проверку законности содержания сделки, а также права стороны на ее совершение и осуществляется нотариусом или другим должностным лицом, имеющим право совершать такое нотариальное действие, в порядке, установленном Законом "О нотариате". Введение статьи 8.1 в Гражданский кодекс РФ установит правило о том, что, если иное не установлено законом, сделка, влекущая возникновение, изменение или прекращение прав, которые подлежат государственной регистрации, должна быть нотариально удостоверена. Положения Закона, закрепляющие обязательное нотариальное удостоверение сделок и иных актов, не подлежавших таковому до введения в действие поправок, подлежат применению с момента введения в действие Федерального закона "О нотариате". Вводится регламентация открытия нотариусом договора публичного депозитного счета в банке для целей депонирования должником или иным лицом (депонентом) денежных средств. Ранее данные отношения гражданским законодательством России не регулировались, что существенно затрудняло открытие и использование нотариусами счетов для принятия в депозит денежных средств. В предлагаемом дополнении статьи 132 Гражданского кодекса РФ предусматривается обязательное нотариальное удостоверение сделок с предприятиями как имущественными комплексами, сведения о таких сделках будут подлежать обязательной публикации. Введение статьи 65.3 Гражданского кодекса РФ установит нотариальное удостоверение для решений общих собраний участников хозяйственных обществ и иных постоянно действующих коллегиальных органов хозяйственных обществ, а также для фиксации состава участников, присутствовавших при их принятии. В числе назревших изменений, не нашедших своего отражения в проекте Федерального закона о внесении изменений в Гражданский кодекс РФ, представляется возможным отметить необходимость отражения в тексте статьи 8 Гражданского кодекса РФ юридического значения нотариального акта как юридического факта, порождающего, изменяющего и прекращающего гражданские права и обязанности. Иначе получается нонсенс, когда административные акты государственных органов и судебные решения указаны в статье 8 Гражданского кодекса РФ как основания возникновения гражданских прав, а нотариальные акты - нет. Хотя если взять такой нотариальный акт, как выдача свидетельства о праве на наследство, то очевидно, что именно этот документ порождает право собственности наследника в отношении наследуемого имущества.

- В проекте Федерального закона о нотариате и нотариальной деятельности большое внимание уделяется приданию особой доказательственной силы нотариальным актам. Вместе с тем одним из принципов действующего процессуального законодательства является принцип свободной оценки доказательств. Не видите ли Вы здесь противоречия? - Действительно, действующее российское процессуальное законодательство в настоящее время исходит из так называемой системы свободной оценки доказательств, основой которой служит постулат: никакое доказательство не имеет для суда заранее установленной силы. В настоящий момент законодатель может исходить из особых функций нотариальной деятельности, одной из целей которой должно стать обеспечение законности и достоверности удостоверяемых документов. Принятие судом нотариального акта без дальнейшей проверки возможно в том случае, если нотариус проверяет как правовые стороны, так и фактическую достоверность сведений, представленных на утверждение. Пересмотр некоторых подходов к правилам судебной оценки доказательств требует внесения соответствующих коррективов в ГПК РФ и АПК РФ. Прежде всего необходимо легальное закрепление доказательственной силы нотариального акта в процессуальных кодексах. Так, в статью 61 ГПК РФ "Основания для освобождения от доказывания" может быть внесено следующее дополнение: "П. 1.2. Таким образом, норма об особой доказательственной силе нотариального акта из нового законодательства о нотариате сможет работать в рамках существующего гражданского процесса в соответствии с установленным приоритетом ГПК РФ перед процессуальными нормами иных федеральных законов" (п. 1 ст. 1 ГПК РФ). Аналогичное правило должно быть внесено и в арбитражное процессуальное законодательство. В частности, статья 69 АПК РФ "Основания освобождения от доказывания" должна быть дополнена пунктом 5: "Факты, установленные нотариальным актом, обязательны для арбитражного суда и освобождаются от дальнейшего доказывания". Таким образом, параллельное реформирование гражданского законодательства и законодательства о нотариате в сфере определения статуса и доказательственного значения нотариальных актов полностью отвечает интересам гражданского оборота. В целях системного изменения законодательства уже на данном этапе требует вмешательства процессуальная сфера. Только критический пересмотр некоторых процессуальных норм, в частности разумное ограничение свободной оценки доказательств судом, позволит раскрыть преимущества нотариально удостоверенных документов. Переход некоторых элементов процесса судебной оценки представленной сторонами информации в сферу нотариальной деятельности способен перевести огромный массив гражданских правоотношений в категорию бесспорных.

- Какие изменения законодательства можно ожидать применительно к участию нотариусов в оформлении сделок с недвижимостью? - Сфера юридического оформления гражданского оборота недвижимого имущества носит особый характер, и в ней задействовано множество участников, начиная от непосредственных сторон сделок с недвижимым имуществом до государственных регистраторов, нотариусов, кадастровых инженеров, строителей, риелторов, банков, через которые осуществляются расчеты между сторонами, оценщиков, страховщиков, управляющих компаний и многих других. Участие нотариуса в оформлении недвижимости тоже весьма широко, но, конечно, в первую очередь оно касается нотариального удостоверения сделок с недвижимым имуществом. Тенденция последнего времени состоит в сокращении в законодательстве количества гражданско-правовых сделок, для которых установлена обязательная нотариальная форма. На сегодняшний день большинство сделок с недвижимым имуществом могут быть совершены в простой письменной форме. Однако преимуществом нотариального оформления сделок является то, что нотариус принимает на себя весь комплекс дальнейших действий, связанных с государственной регистрацией перехода прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Подачи в уполномоченный орган государственной регистрации совместного заявления сторон сделки в данном случае не требуется. Это значительно упрощает процедурные моменты сделки с недвижимым имуществом. Эта норма существует с 2006 г. Представьте себе, например, что сделку с недвижимым имуществом, находящимся на территории России, совершает иностранное юридическое лицо, не имеющее представительства в России. Оно неизбежно столкнется с целым рядом организационных проблем: необходимость физического присутствия его представителя при подаче документов на государственную регистрацию, подготовка необходимых и достаточных, надлежащим образом переведенных на русский язык и заверенных документов для государственной регистрации, уплата государственной пошлины и т. п. Все значительно упрощается, если сделка с недвижимым имуществом заверена нотариально, нотариус принимает на себя все организационные вопросы и передает заинтересованным сторонам уже готовые документы о зарегистрированных правах на недвижимость. При этом стороны сделки с недвижимостью получают публичные гарантии юридической чистоты сделки, обеспеченные страхованием профессиональной ответственности нотариуса и его личной имущественной ответственностью, гарантии его профессиональной и деловой репутации. Представляется важным на переходном этапе закрепить в законе особый порядок регистрации нотариальных сделок, сократив сроки регистрации, с тем чтобы нотариусы четко отработали все части процесса нотариального сопровождения сделок с недвижимостью и были готовы предоставлять качественные, профессиональные, необходимые обществу услуги с момента нормативного закрепления всех этапов сопровождения сделок за нотариусами в Гражданском кодексе РФ.

- А какие на сегодняшний день существуют нерешенные вопросы во взаимодействии между нотариусами и органами государственной регистрации? - Взаимодействие постепенно налаживается, но многое еще предстоит сделать. В отношении конкретных шагов в этом направлении необходимо сказать, что уже готовится ко второму чтению проект Федерального закона N 240676-5 "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и в статью 20 Федерального закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)", внесенный Правительством РФ и принятый Госдумой в первом чтении. В соответствии с предлагаемыми поправками пакет документов на государственную регистрацию при нотариальном удостоверении сделки по просьбе обратившихся лиц сможет сдавать не сам нотариус, а состоящий в его штате работник, уполномоченный на совершение данного действия, поскольку для технической передачи документов непосредственное участие нотариуса не требуется. Обсуждается также возможность подачи нотариусами документов в целях государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в электронном виде непосредственно в государственный регистрирующий орган. Кроме того, планируется допуск нотариусов к электронным государственным информационным ресурсам, в частности к данным Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированных правах на недвижимое имущество, с тем чтобы нотариусы имели возможность в режиме реального времени отследить наличие у являющегося предметом сделки объекта недвижимости каких-либо обременений, ограничений и предоставить заинтересованным лицам необходимую информацию в виде выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Как мы видим, реализация этих планов призвана частично освободить государственные регистрирующие органы от выполнения обязанностей по предоставлению такого рода выписок, а следовательно, призвана упростить оборот недвижимого имущества и сократить затраты бюджета. Складывающейся тенденцией развития законодательства о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним можно назвать сокращение в определенных случаях сроков государственной регистрации. Так, например, сокращенные сроки (стандартный срок регистрационных действий составляет один месяц) установлены для государственной регистрации ипотеки жилых помещений. Представляется возможным распространить указанную тенденцию на сокращение сроков государственной регистрации нотариально удостоверенных сделок с недвижимым имуществом, поскольку существенную часть работы в данном случае нотариусы принимают на себя.

- Давно обсуждается возможность осуществления сторонами сделки с недвижимым имуществом расчетов через депозит нотариуса. Планируются ли в отношении этого какие-либо изменения в законодательстве? - Изменения, на мой взгляд, назрели давно, так как юридический механизм внесения денежных средств в депозит нотариуса в счет исполнения гражданско-правовых обязательств используется не в полной мере. Стороны сделки могли бы быть избавлены от тревог и волнений, связанных с полнотой и своевременностью оплаты, при организации расчетов через депозит нотариуса. К сожалению, в текст проекта Федерального закона о внесении изменений в Гражданский кодекс РФ указанные изменения не попали. Со своей стороны, Фондом "Институт развития нотариата" были внесены необходимые предложения по корректировке проекта указанного Федерального закона. Суть предложений заключается в дополнении Гражданского кодекса РФ статьей об исполнении обязательств, основанных на нотариально удостоверенной сделке, и расширении перечня оснований принятия средств в депозит нотариуса. Указанную статью предлагается изложить в следующей редакции: "Статья 327.1. Исполнение обязательств, основанных на нотариально удостоверенной сделке 1. Исполнение денежного обязательства, основанного на нотариально удостоверенной сделке, может осуществляться должником путем внесения на специальный счет нотариуса, открытый в уполномоченном государственном банке, цены сделки и сумм иных связанных с ней платежей для осуществления расчетов с кредитором и третьими лицами, включая государственный бюджет и бюджеты муниципальных образований. 2. Удостоверившись в исполнении встречного обязательства, основанного на нотариально удостоверенной сделке, а также осуществив из внесенных сумм обязательные расчеты с третьими лицами, нотариус уплачивает цену сделки кредитору или указанному им лицу. 3. Нотариус несет имущественную ответственность за полное и своевременное осуществление расчетов по нотариально удостоверенной сделке в соответствии с законодательством о нотариате и нотариальной деятельности". Проект указанного выше Федерального закона о внесении изменений в Гражданский кодекс РФ содержит новую статью 303.8 "Ипотека жилого и нежилого помещения", в которой упоминается проведение расчетов через депозит нотариуса. Так, в случае если после установления ипотеки недвижимое имущество было обременено сервитутом, то плата за пользование сервитутом перечисляется на депозитный счет, открываемый собственником имущества, в пользу которого был установлен сервитут, у нотариуса. Денежные средства с указанного счета перечисляются нотариусом залогодержателю в случае обращения им взыскания на предмет ипотеки в счет исполнения обязательства, обеспеченного ипотекой. Надеемся, что это первый шаг в расширении сферы использования депозитного счета нотариуса и наши предложения, касающиеся расширения сферы использования для расчетов сторон сделки, будут услышаны и приняты к вниманию.

------------------------------------------------------------------

Название документа