Гражданско-правовое регулирование отношений в социальной сфере

(Соловьев В. Н.) ("Юридический мир", 2011, N 2) Текст документа

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ <*>

В. Н. СОЛОВЬЕВ

Соловьев Владимир Николаевич, заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации, кандидат юридических наук, заслуженный юрист РФ.

В статье анализируется отраслевая принадлежность норм, регулирующих отношения в социальной сфере. Автор приходит к выводу, что гражданско-правовое регулирование занимает важное место при реализации социальных функций государства при регулировании как статики, так и динамики гражданского оборота.

Ключевые слова: гражданское право, социальная сфера, публичная собственность, социальные услуги.

The article analyses branch belonging of the norms regulating relations in the social sphere. The author comes to a conclusion that civil-law regulation plays an important role in realization of social functions of the state both in regulation of static and dynamics of civil turnover.

Key words: civil law, social sphere, public ownership, social services.

Ряд ученых утверждают, что содержащиеся в Конституции РФ социальные цели достигаются исключительно государственными социальными средствами <1> (а непосредственно - через отрасль права социального обеспечения). Иные средства, в том числе гражданско-правовые, атрибутом социального государства не являются. -------------------------------- <1> Воробьева Н. Ю. Государство как субъект социальной политики (Историко - и теоретико-правовой аспекты): Дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2005. С. 98; Андреев П. П. Соотношение понятий: социальное государство, социальная защита, социальные риски, социальное обеспечение. Владимир, 2005. С. 52.

Однако социальная функция изначально присуща и гражданскому праву <2>. Социальное назначение гражданского права точно подметил Ф. Энгельс, считая, что его роль, в сущности, "сводится к тому, что... санкционирует существующие при данных обстоятельствах нормальные, экономические отношения между отдельными людьми" <3>. -------------------------------- <2> Рыбаков В. А. О функциях гражданско-правового регулирования // Гражданское право. 2009. N 1. С. 12. <3> Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 21. С. 509 - 510.

Во-первых, предметом правового регулирования отрасли гражданского права охватывается также признание, осуществление и защита потребностей, прав и интересов в сфере имущественных и некоторых неимущественных отношений всех его участников <4>. Во-вторых, специфика социального назначения гражданского права обусловлена задачами, стоящими перед государством, и, следовательно, функциями государства. -------------------------------- <4> Яковлев В. Ф. Экономика. Право. Суд. М., 2003. С. 43; Калмыков Ю. Х. О значении общих положений гражданского законодательства // Избранное: Труды. Статьи. Выступление. М., 1998. С. 261 - 273.

Традиционно гражданско-правовое регулирование распространяется на две группы имущественных общественных отношений: статики и динамики. Проецируя данный подход к правовому регулированию социальной сферы, мы приходим к выводу, что в ней также необходимо исследовать отношения по принадлежности материальных благ, а также по их переходу. Учитывая необходимые направления обеспечения социальных функций, гражданско-правовое регулирование отношений должно обеспечивать гарантии интересов собственника, создание резервов социальных выплат и эффективное использование публичной собственности. Для эффективной реализации социальных целей, по нашему мнению, немаловажным является обеспечение прав частного собственника. Следует согласиться, что обладание гражданином собственностью является условием и дополнительной гарантией, так или иначе приближающей его к "достойной жизни" и обеспечивающей его "свободное развитие" <5>. В соответствии с п. 1 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственнику принадлежат правомочия владения, пользования и распоряжения своим имуществом, а значит, извлечение дохода, соответственно собственность - это возможность без вмешательства (и помощи) государства решать свои жизненные проблемы, "подниматься по социальной лестнице". -------------------------------- <5> Алейников Б. Н. Социальное государство и собственность // Государство и право. 2008. N 1. С. 7.

Следует отметить, что интерес в таком собственнике возникает и у государства, поскольку у последнего отпадает необходимость затрачивать силы и механизмы на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, что влечет снижение финансовой нагрузки на бюджет. Таким образом, задача государства - создать гарантии права собственности, что позволит социально активным слоям населения обеспечивать свои потребности самостоятельно, без обращения к средствам бюджета. На наш взгляд, такие гарантии в настоящее время существуют в главах 13 - 18, 20 раздела II "Право собственности и другие вещные права" ГК РФ. В то же время правовое регулирование права собственности имеет ряд недостатков, устранение которых позволило бы более эффективно осуществлять и социальную политику. Например, действующее законодательство не содержит определения права собственности, а лишь перечисление правомочий собственника, в ГК РФ не решен ряд вопросов, связанных с приобретением права собственности (а именно возможность приобретения доли в праве на общее имущество в случае приобретения жилых и нежилых помещений; отсутствие надлежащего регулирования приобретения права собственности добросовестным приобретателем), серьезным недостатком ГК РФ, на наш взгляд, является отсутствие правил об осуществлении права собственности. Глава 20 ГК РФ "Защита права собственности и других вещных прав" также значительно "отстает" от складывающейся правоприменительной практики. Таким образом, создание системы гарантий прав собственника, устранение указанных пробелов позволят обеспечить и достижение социальных функций. Так, Н. С. Нерсесянц писал, что "в целом право собственности - это свобода индивидов и других субъектов социальной жизни, причем свобода в ее адекватной правовой форме и, что особенно важно подчеркнуть, свобода в такой существенной сфере общественной жизни, как отношение к средствам производства, экономика в целом" <6>. -------------------------------- <6> Нерсесянц В. С. Философия права: Учебник для вузов. М.: Норма, 2001. С. 27.

Также одним из важнейших направлений правового регулирования в социальной сфере на протяжении последних десятилетий является положение о социальной функции частной собственности, которое впервые было закреплено в немецких Конституциях - Веймарской 1919 г. <7> и ФРГ 1949 г. <8>. -------------------------------- <7> См.: Конституции буржуазных государств. М.; Л., 1935. <8> См.: Конституции государств Европы: В 3 т. Т. 1. М., 2001.

Так, если французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г. содержала тезис о "священной и неприкосновенной" частной собственности, то в указанных Конституциях формулировки иные: "собственность обязывает", "частная собственность должна служить общественным интересам, общей пользе". Благодаря данному подходу в гражданском законодательстве России и европейских государств укоренились такие институты, как национализация частной собственности; принудительное заключение договора и установление цены договора государственными и иными уполномоченными органами (тарифное регулирование), и многие другие ограничения прав собственника. Исследователями зарубежного законодательства указывается, что в государствах англосаксонской системы права получила активное развитие концепция функциональной собственности, которая подразумевает под собой возможность ограничения права частной собственности для достижения публичного блага <9>. Б. Д. Клюкин также указывает, что в государствах как англосаксонской, так и романо-германской систем права в последние десятилетия прослеживается тенденция по дифференциации права собственности на личную и экономическую (производственную) собственность. При этом последняя приближается по своему содержанию к понятиям народной или государственной собственности в бывших социалистических странах. При таком делении собственник в первом случае не ограничен в правомочиях по распоряжению личной собственностью, а во втором - правомочия собственника могут быть существенно ограничены в случае, если собственность несет на себе большую социальную и общественную нагрузку <10>. Эту позицию разделяет Д. Каллегари, который вполне обоснованно считает, что "право собственности... есть институт, который служит не только индивидуальным интересам, но также общим интересам коллектива, имеет социальную функцию, поэтому оно подчинено ограничению. Ограничения, таким образом, - одна из черт права собственности" <11>. -------------------------------- <9> Клюкин Б. Д. Горные отношения в странах Западной Европы и Америки. М., 2000. С. 46 - 47. <10> Там же. <11> Callegari D. Istituzioni di diritto privato. Torino, 1960.

Отечественные правоведы в целом поддерживают изложенную зарубежными коллегами точку зрения. Так, Г. Ф. Шершеневич, анализируя данную проблему, еще в XIX в. писал: "При том обширном правомочии, которое дается собственнику, можно опасаться, осуществление правомочий, ничем не стесненное, способно отразиться весьма вредно на интересах прочих членов того же общества, на интересах самого общества" <12>. Право собственности обязывает собственника руководствоваться не только в своих действиях собственными интересами, но и учитывать интересы общества. Оно всегда носило социальный характер и проявлялось в запрете шиканозного использования собственности: "Это - дамоклов меч, который висит над собственностью" <13>. -------------------------------- <12> Шершеневич Г. Ф. Учебник русского гражданского права. М.: Издательство "Статут", 2005. <13> Стенографический отчет пленарных заседаний рейхстага от 3, 4 и 5 февраля 1896 г. Цит. по: Венедиктов А. В. Государственная социалистическая собственность. Академия наук СССР. М.; Л., 1948. С. 260.

Современные отечественные ученые также признают необходимость ограничения права частной собственности и усиление вмешательства государства в управление ею <14>. Так, К. И. Скловский отмечает: "Всякие ограничения права собственности неизбежно порождают весьма острые коллизии; ведь ограничение собственности - это ограничение свободы, автономии, самостоятельности лица, которые сами по себе - единственный источник благосостояния человека" <15>. -------------------------------- <14> Чиркин В. В. Общечеловеческие ценности и современное государство // Государство и право. 2002. N 2. С. 9; Крусс В. И. Допустимость ограничения права на предпринимательскую деятельность в аспекте теории солидарных прав // Актуальные проблемы юридической науки. Курск, 1998. С. 95; Сосна С. А. О новой концепции государственного и общественного достояния // Государство и право. 1996. N 2. С. 55 - 64; Андреев В. К. Право государственной собственности в России. М., 2004. С. 144; Чубуков Г. В., Погребной А. А. Право частной собственности крестьянина-фермера // Государство и право. 1993. N 7. С. 62; Кононов Н. Н. Ограничения права частной собственности в судебной практике // Правовые вопросы недвижимости. 2007. N 2. ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Монография К. И. Скловского "Собственность в гражданском праве" включена в информационный банк согласно публикации - Статут, 2008. ------------------------------------------------------------------ <15> Скловский К. И. Собственность в гражданском праве. М., 2002. С. 156.

Согласно п. 2 ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Из буквального содержания данной статьи-нормы не вытекает, что право собственности является абсолютным вещным правом, которое подлежит ограничению на основании закона или иного нормативного правового акта. Однако юридические основания для ограничения права собственности данная статья не устанавливает, что, безусловно, следует расценивать как пробел в действующем праве. Проблема заключается не в том, следует ли ограничивать право частной собственности или нет, а в том, в какой мере и в каких формах государство вправе вмешиваться в отношения частной собственности. Вопреки мнению отдельных ученых <16> мы расцениваем в качестве особой формы прекращения права собственности исполнение собственником публичных обязанностей имущественного характера. При этом связь социального государства и собственности выражается с помощью легализованного механизма изъятия у одних граждан, владеющих определенной собственностью, некоторой части денежных средств в целях выполнения государственных социальных гарантий в отношении других граждан, нуждающихся в социальной защите <17>. -------------------------------- <16> Камышанский В. П. Гражданское право: Учебник для вузов. Ч. II. С. 89 - 90. <17> Алейников Б. Н. Социальное государство и собственность // Государство и право. 2008. N 1. С. 9.

Финансирование процесса реализации социальных гарантий (выплата субсидий, пособий, компенсаций и пенсий) осуществляется за счет средств налогоплательщиков, которые в силу закона не нуждаются в государственной социальной поддержке, а следовательно, самостоятельно осуществляют "достойную жизнь" и "свободное развитие". В то же время налогообложению подлежит собственность в различных ее проявлениях (например, гл. 23 "Налог на доходы физических лиц", гл. 25 "Налог на прибыль организаций", гл. 30 "Налог на имущество организаций", гл. 31 "Земельный налог" Налогового кодекса РФ). В связи с этим Конституционный Суд РФ в абз. 2 п. 3 Постановления от 17 декабря 1996 г. N 20-П установил, что налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну. Иными словами, установление и введение того или иного налога ограничивают частного собственника в осуществлении правомочий пользования и распоряжения определенной частью его финансовых ресурсов. С момента возникновения оснований уплаты налога (как правило, с момента возникновения объекта налогообложения) и до наступления срока его уплаты он вправе владеть лишь соответствующей частью денежных средств <18>. -------------------------------- <18> Пауль А. Г. Финансово-правовое регулирование отношений собственности // Журнал российского права. 2004. N 1.

Таким образом, посредством налогообложения, перераспределения собственности формируется бюджет государства, с помощью которого реализуется социальная государственная политика. Следовательно, уплата налогов может расцениваться как особый способ прекращения права собственности на установленном законом основании, значит, подлежит гражданско-правовому регулированию. Безусловно, государство может и иным образом получать доходы на социальные цели, например, от использования государственного имущества. Реализация прав государства как публичного собственника, в том числе и для выполнения функций обеспечения достойного уровня жизни каждому члену общества, является сугубо цивилистической категорией, регулируется гражданско-правовыми нормами. Однако, по мнению В. Г. Голубцова, с которым следует согласиться, "в российском праве еще пока не сложились теоретически осмысленные, четко сформулированные, отвечающие требованиям осуществления радикальной экономической реформы и постреформенного периода представления о социальной и юридической природе государственной собственности в постсоциалистическую эпоху. Но на сегодняшний день уже созрели объективные предпосылки, которые требуют не только создания современной доктрины, концептуальной основы государственной собственности, но и ее практического воплощения в адекватных законодательных формах" <19>. -------------------------------- <19> Голубцов В. Г. Сочетание публичных и частных начал в регулировании вещных отношений с участием государства. СПб., 2005. С. 129 - 130.

Динамические имущественные отношения в социальной сфере также подвержены гражданско-правовому регулированию. В частности, ярким примером такого воздействия является оказание социальных услуг, выступающее неотъемлемым атрибутом современного социального государства <20>. Значение этого явления приводит, по мнению одних ученых, к выделению самостоятельного этапа в развитии социального государства - государства социальных услуг <21>, по мнению других, к рассмотрению функции по оказанию социальных услуг в качестве одной из сторон социальной деятельности современного государства <22>. По мнению В. Е. Чиркина, задачи по предоставлению социальных услуг населению в какой-то мере государство выполняло всегда (осуществляло деятельность по строительству дорог, установлению связи между различными частями страны, ликвидации последствий природных и иных катаклизмов и т. д.) <23>. -------------------------------- <20> Путило Н. В. К вопросу о природе социальных услуг // Журнал российского права. 2006. N 4. <21> Калашников С. В. Функциональная теория социального государства. М., 2002. С. 69. <22> См.: Социальное правовое государство: вопросы теории и практики: Материалы межвузовской научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 21 июня 2003 г. / Сост. Н. С. Нижник, Н. А. Чекунов; Под ред. Д. И. Луковской. СПб., 2003. С. 3. <23> Чиркин В. Е. Государство социального капитализма (перспектива для России?) // Государство и право. 2005. N 5. С. 56.

Все это позволяет сделать общий вывод, что гражданско-правовое регулирование занимает важное место при реализации социальных функций государства при регулировании как статики, так и динамики гражданского оборота.

Название документа