Правовой режим жилых помещений специализированного жилищного фонда

(Свердлык Г. А.) ("Жилищное право", 2007, N 8) Текст документа

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ЖИЛИЩНОГО ФОНДА

Г. А. СВЕРДЛЫК

Свердлык Г. А., доктор юридических наук, профессор, адвокат адвокатской палаты г. Москвы.

1. Понятие специализированного жилищного фонда и виды специализированных жилых помещений

Понятие "специализированные дома" впервые упоминалось в Законе РФ "Об основах федеральной жилищной политики" <1>. Этот Закон определял, что данные дома предназначались для проживания отдельных категорий граждан и предоставлялись им в порядке и на условиях устанавливаемых законодательством Российской Федерации и ее субъектов. -------------------------------- <1> Утратил силу с 1 марта 2005 г. в связи с введением в действие ЖК РФ (см.: Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ (с изм. от 26 декабря 2005 г. "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. N 1 (часть 1). Ст. 15; Российская газета. 2005. 12 января; Парламентская газета. 2005. 15 января).

В ЖК РФ не просто употребляется понятие "специализированный жилищный фонд", но такой фонд специально выделяется из множества иных жилищных фондов. Законодатель также счел необходимым дать в п. 2 части третьей ст. 19 легальное определение его. Правовому регулированию отношений, связанных с жилыми помещениями специализированного жилищного фонда в ЖК РФ, посвящен отдельный четвертый раздел, который именуется "Специализированный жилищный фонд". В субъектах Российской Федерации имеются отдельные законы о специализированных жилищных фондах. Так, например, в г. Санкт-Петербурге действует принятый Законодательным Собранием Санкт-Петербурга от 15 марта 2006 г. Закон Санкт-Петербурга "О специализированном жилищном фонде Санкт-Петербурга" (с изменениями на 5 мая 2006 г. N 221-32) <2>, а в Ростовской области - принятый Законодательным Собранием от 26 апреля 2006 г. Областной закон от 19.05.2006 N 496-ЗС "О специализированном жилищном фонде Ростовской области". -------------------------------- <2> См. этот Закон с указанными изменениями в: Санкт-Петербургские ведомости. 12.05.2006. N 83.

Прежде всего, следует отметить, что указанные законы, равно как и аналогичные законы иных субъектов Российской Федерации, соответствуют ЖК РФ. Они устанавливают порядок формирования и содержания специализированного жилищного фонда, учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях специализированного жилищного фонда, порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также порядок и условия пользования специализированными жилыми помещениями определенного вида, основания и порядок включения и исключения жилых помещений из специализированного жилищного фонда, их учет в реестре недвижимого имущества соответственно г. Санкт-Петербурга и Ростовской области. Специализированный жилищный фонд представляет собой совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемого по правилам раздела четвертого ЖК РФ жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов. К специализированным жилым помещениям ст. 92 ЖК РФ относит: 1) служебные жилые помещения; 2) жилые помещения в общежитиях; 3) жилые помещения маневренного фонда; 4) жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения; 5) жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев; 6) жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами; 7) жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такового помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены Правительством РФ. Постановление Правительства РФ "Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений" указывает, что отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения: 1) заняты по договорам социального найма; 2) найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования; 3) имеют обременения прав на это имущество. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к тому или иному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляется на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом. В связи со своим особым правовым режимом специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, сдаче внаем (за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным ЖК РФ).

2. Основания предоставления специализированных жилых помещений и договор найма специализированного жилого помещения

Специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (или действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) либо уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования. Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным ЖК РФ основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте. На основании указанных решений заключается договор найма специализированного жилого помещения. По договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем (п. 1 ст. 100 ЖК РФ). По юридической природе договор найма специализированного жилого помещения является двухсторонним, возмездным и срочным. В договоре найма специализированного жилого помещения определяются предмет договора, права и обязанности сторон по пользованию специализированным жилым помещением, члены семьи нанимателя. Договор найма специализированного жилого помещения заключается в письменной форме. Типовые договоры найма специализированных жилых помещений утверждаются Правительством Российской Федерации <3>. -------------------------------- <3> См.: Постановление Правительства РФ "Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений" от 26 января 2006 г. N 42 (Российская газета. N 34. 17.02.2006).

Предметом договора найма специализированного жилого помещения выступает жилое помещение. Постановление Правительства РФ "Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений" к указанным жилым помещениям предъявляет следующие требования: 1) жилые помещения должны быть пригодны для постоянного проживания граждан; 2) они должны отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам; 3) они должны отвечать требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства. Кроме того, эти помещения должны быть благоустроены применительно к условиям соответствующего населенного пункта. Права и обязанности наймодателя по договору найма специализированного жилого помещения. Наймодатель по указанному договору обязан: 1) передать нанимателю свободное от прав иных лиц жилое помещение; 2) принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение; 3) осуществлять капитальный ремонт жилого помещения; 4) обеспечивать предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества; 5) нести иные обязанности, предусмотренные жилищным законодательством и договором специализированного найма жилого помещения. Наймодатель по договору найма специализированного жилого помещения имеет право требовать от нанимателя своевременного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Наниматель по договору специализированного найма жилого помещения обязан: 1) не осуществлять обмен занимаемого жилого помещения; 2) не передавать жилое помещение в поднаем. Наниматель по договору найма специализированного жилого помещения имеет право: 1) разрешать проживание в жилом помещении временных жильцов; 2) вселять в занимаемое им жилое помещение членов своей семьи.

3. Расторжение и прекращение договора найма специализированного жилого помещения

Договор найма специализированного жилого помещения может быть расторгнут в любое время по соглашению сторон (ч. 1 ст. 101 ЖК РФ). Наниматель специализированного жилого помещения в любое время может расторгнуть договор найма специализированного жилого помещения. Наймодатель специализированного жилого помещения может расторгнуть в судебном порядке договор найма специализированного жилого помещения в следующих случаях: 1) неисполнения нанимателем и проживающими совместно с ним членами его семьи обязательств по договору найма специализированного жилого помещения; 2) невнесения нанимателем платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение более шести месяцев; 3) разрушения или повреждения жилого помещения нанимателем или другими гражданами, за действия которых он отвечает; 4) систематического нарушения прав и законных интересов соседей, которые делают невозможным совместное проживание в одном жилом помещении; 5) использование жилого помещения не по назначению. Договор найма специализированного жилого помещения прекращается: 1) в связи с утратой (разрушением) жилого помещения; 2) при переходе права собственности на служебное жилое помещение или жилое помещение, находящееся в общежитии, а также при передаче такого жилого помещения в хозяйственное ведение или оперативное управление другому юридическому лицу, за исключением случаев, если новый собственник такого жилого помещения или юридическое лицо, которому передано такое жилое помещение, является стороной трудового договора с работником - нанимателем такого жилого помещения.

4. Выселение граждан из специализированных жилых помещений

В соответствии со ст. 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. При отказе освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 102 и ч. 2 ст. 103 ЖК РФ. Не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений, находящихся в общежитиях без предоставления других жилых помещений, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях: 1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей; 2) пенсионеры по старости; 3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение в общежитии и который умер; 4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды I и II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы. Гражданам, указанным в ч. 2 ст. 103 ЖК РФ, предоставляются другие жилые помещения, которые должны находиться в черте соответствующего населенного пункта. Выселение граждан из служебных жилых помещений или жилых помещений в общежитиях с предоставлением других жилых помещений в случае, предусмотренном ч. 2 ст. 102 ЖК РФ, осуществляется прежним собственником или юридическим лицом, передающим соответствующие жилые помещения.

5. Правовой режим служебных жилых помещений

Служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления (ст. 93 ЖК РФ). На основании статьи 104 ЖК РФ служебные жилые помещения предоставляются гражданам в виде отдельной квартиры. Конкретизируя эту норму, Постановление Правительства РФ "Об утверждении правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений" указывает, что "не допускается выделение под служебное жилое помещение комнат в квартирах, в которых проживает несколько нанимателей и (или) собственников жилых помещений. Под служебные жилые помещения в многоквартирном доме могут использоваться как все жилые помещения такого дома, так и часть жилых помещений в этом доме". Это дополнение еще раз свидетельствует об особом правовом режиме такого специализированного жилого помещения, которое отнесено к категории служебного. Категории граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения, устанавливаются: 1) органом государственной власти Российской Федерации - в жилищном фонде Российской Федерации; 2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации - в жилищном фонде субъекта Российской Федерации; 3) органом местного самоуправления - в муниципальном жилищном фонде. К лицам, которым могут быть предоставлены служебные жилые помещения, относятся: 1) дворники, слесари, техники-смотрители (Постановление Совета Министров РСФСР от 18 октября 1962 г. N 1390 "О повышении ответственности за сохранность и содержание в исправном состоянии жилищного фонда" <4>); -------------------------------- <4> Собрание постановлений Совета Министров (Правительства) РСФСР (в дальнейшем - СП СМ РСФСР). 1962. N 2. Ст. 102.

2) рабочие и служащие, занятые на работе по эксплуатации газовых систем (Постановление Совета Министров РСФСР от 12 января 1970 г. N 15 "О мерах по повышению безопасности газоснабжения городов, поселков и других населенных пунктов" <5>); -------------------------------- <5> СП СМ РСФСР. 1970. N 24. Ст. 12.

3) почтальоны (Постановление Совета Министров РСФСР от 5 ноября 1968 г. N 716 "О выделении в городе Москве служебных жилых помещений для почтальонов" <6>; Постановление Совета Министров РСФСР от 16 апреля 1975 г. N 234 "О выделении в столицах автономных республик, краевых и областных центрах и других городах РСФСР служебных жилых помещений для почтальонов" <7>); -------------------------------- <6> СП СМ РСФСР. 1968. N 23. Ст. 113. <7> СП СМ РСФСР. 1975. N 10. Ст. 55.

4) персонал жилищно-эксплуатационных организаций, принявших на обслуживание фонд жилищно-строительного кооператива (Постановление Совета Министров РСФСР от 26 ноября 1982 г. N 608 "О жилищно-строительной кооперации" <8>); -------------------------------- <8> СП СМ РСФСР. 1982. N 23. Ст. 161.

5) работники строительных, монтажных, ремонтно-строительных и проектных организаций, промышленных и подсобных предприятий, военнослужащие, рабочие и служащие Вооруженных сил, Военно-морского флота и Министерства внутренних дел, непосредственно занятые на строительстве и реконструкции автомобильных дорог в Нечерноземной зоне (распоряжение Совета Министров РСФСР от 29 марта 1988 г. N 297-р); 6) научные сотрудники, заведующие отделами и лабораториями, направленные на работу в Байкальский филиал экологической токсикологии Всесоюзного научно-исследовательского института по охране вод Госкомприроды СССР (распоряжение Совета Министров РСФСР от 15 марта 1990 г. N 283-р); 7) директора, заместители директоров, заведующие лабораториями, главные и ведущие специалисты, направленные на работу в Научно-исследовательский институт Сибирского отделения Академии наук (распоряжение Совета Министров РСФСР от 21 марта 1990 г. N 312-р); 8) военнослужащие железнодорожных войск (распоряжение Совета Министров РСФСР от 20 декабря 1990 г. N 1438-р); 9) сотрудники милиции (Закон РСФСР от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции" <9>); -------------------------------- <9> Ведомости СНД и ВС РФ. 1991. N 16. Ст. 503.

10) работники производственного объединения "Рослифт", непосредственно занятые обслуживанием лифтов в жилых домах: электромеханики, водители аварийных машин и линейный персонал (Постановление Совета Министров РСФСР от 23 мая 1991 г. N 275 "О мерах по улучшению работы лифтового хозяйства в жилых домах и других объектах социальной сферы РСФСР" <10>); -------------------------------- <10> СП СМ РСФСР. 1991. N 24. Ст. 42.

11) работники конезаводов и конесовхозов (распоряжение Совета Министров РСФСР от 5 июня 1991 г. N 565-р); 12) военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, на первые пять лет военной службы (Закон РФ от 22 января 1993 г. N 4338-1 "О статусе военнослужащих" <11>); -------------------------------- <11> Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 6. Ст. 188.

13) должностные лица таможенных органов Российской Федерации (Таможенный кодекс РФ от 18 июня 1993 г. N 5221-1 <12>); -------------------------------- <12> Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 31. Ст. 1224.

14) работники государственных природных заповедников и национальных природных парков (Постановление Совета Министров Правительства РФ от 11 октября 1993 г. N 1027 "О мерах по усилению социальной защищенности работников государственных природных заповедников и национальных природных парков" <13>); -------------------------------- <13> Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. N 42. Ст. 4007.

15) Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (Федеральный закон от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" <14>); -------------------------------- <14> Собрание законодательства РФ. 1994. N 2. Ст. 74, N 28. Ст. 3466.

16) работники лесного хозяйства: директор, заместитель директора лесхоза, национального природного парка, государственного заповедника, учебного лесного хозяйства, опытного лесного хозяйства, главный лесничий лесхоза, государственного заповедника, учебного лесного хозяйства, опытного лесного хозяйства; лесничий, помощник лесничего, мастер леса, лесник, егерь, государственный инспектор по охране леса, специалисты, ведающие вопросами лесопользования, охраны и защиты леса, лесовосстановления, защитного лесоразведения охотничьего хозяйства и работающие в лесхозе, национальном природном парке, государственном заповеднике, учебном лесном хозяйстве, опытном лесном хозяйстве (Постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 1995 г. N 161 "Об утверждении Перечня категорий работников лесного хозяйства, которым могут быть предоставлены служебные жилые помещения в домах государственного жилищного фонда, находящегося в собственности Российской Федерации" <15>); -------------------------------- <15> Собрание законодательства РФ. 1995. N 9. Ст. 757.

17) работники специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным поведением (Постановление Правительства РФ от 25 апреля 1995 г. N 420 <16>); -------------------------------- <16> Собрание законодательства РФ. 1995. N 18. Ст. 1681.

18) работники организаций Комитета Российской Федерации по государственным резервам: начальник участка хранения, заместитель начальника участка хранения, сливщик-разливщик, грузчик, стропальщик, водитель электропогрузчика, крановщик, машинист насосных и компрессорных установок, оператор котельной, начальник караула, стрелок-пожарный (Постановление Правительства РФ от 6 сентября 1995 г. N 890 "О Перечне категорий работников Комитета Российской Федерации по государственным резервам, которым могут быть предоставлены служебные жилые помещения" <17>). -------------------------------- <17> Собрание законодательства РФ. 1995. N 38. Ст. 3682.

Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции устанавливают перечни категорий граждан, как правило, включая в него муниципальных служащих, участковых врачей, которым могут быть предоставлены служебные жилые помещения из муниципального жилищного фонда. Если в каждом из перечисленных пунктов (с 1 по 18) фигурируют категории граждан, имеющих право на получение служебных жилых помещений, то Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24 мая 1982 г. N 437 "О мерах по дальнейшему улучшению жилищных, коммунально-бытовых и социально-культурных условий жизни сельского населения" <18> все жилые помещения, находящиеся в домах совхозов, отнесло к категории служебных. Вместе с тем следует иметь в виду, что Верховный Совет РСФСР в статье 4 Закона РСФСР "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" указал, что жилищный фонд совхозов подлежит приватизации на общих основаниях. -------------------------------- <18> Собрание постановлений Совета Министров (Правительства) СССР. 1982. N 17. Ст. 93.

Следует согласиться с теми авторами, которые правильно считают, что было бы логично и справедливо отменить указанное Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР как противоречащее современному законодательству о служебной жилой площади. Но пока такая отмена не состоялась, то ограничение прав пользователей жилой площадью совхозов нивелируется допущением приватизации <19>. -------------------------------- ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Монография П. В. Крашенинникова "Жилищное право" включена в информационный банк согласно публикации - Статут, 2005 (издание четвертое, переработанное и дополненное с учетом нового Жилищного кодекса Российской Федерации). ------------------------------------------------------------------ <19> См.: Крашенинников П. В. Жилищное право. Изд. пятое, перераб. и доп. с учетом нового Жилищного кодекса Российской Федерации. Изд-во "Статут".

Нуждается в пересмотре и ряд категорий граждан, которые имеют право на получение служебных жилых помещений, указанных в некоторых перечисленных пунктах. Договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации или на выборной должности. Договор заключается на базе Типового договора найма служебного жилого помещения, который утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. N 42. В договоре указывается: 1) предмет - квартира; 2) в связи с чем предоставляется квартира: с работой, прохождением службы, назначением на государственную должность РФ или субъекта РФ или на выборную должность; 3) характеристика жилого помещения, его техническое состояние, а также, находящееся в помещении санитарно-техническое и иное оборудование; 4) кто из членов семьи вселяется совместно с нанимателем в жилое помещение; 5) следующие права и обязанности сторон договора.

Права и обязанности нанимателя и членов его семьи

Наниматель имеет право на: 1) использование жилого помещения для проживания в нем, в том числе с членами семьи; 2) пользование общим имуществом в многоквартирном доме; 3) сохранение права пользования служебным жилым помещением при переходе права собственности на это помещение, а также на право хозяйственного ведения или оперативного управления в случае, если иной собственник жилого помещения или юридическое лицо, которому передано это жилое помещение, является стороной трудового договора с работником - нанимателем. Наниматель может иметь и другие права, предусмотренные жилищным законодательством. Наниматель обязан: 1) использовать жилое помещение по назначению и в пределах, установленных ЖК РФ; 2) соблюдать правила пользования жилым помещением; 3) обеспечивать сохранность жилого помещения; 4) поддерживать в надлежащем состоянии жилое помещение; 5) проводить текущий ремонт жилого помещения; 6) не осуществлять самовольное переустройство или перепланировку жилого помещения; 7) своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги; 8) переселяться на время капитального ремонта жилого дома с членами семьи в другое жилое помещение, предоставленное наймодателем, если ремонт не может быть произведен без выселения; 9) допускать в жилое помещение (в заранее согласованное время) представителя наймодателя для осмотра технического состояния жилого помещения, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, а также для выполнения иных необходимых работ; 10) немедленно принимать возможные меры к устранению неисправностей жилого помещения или санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, а в случае необходимости сообщать о названных неисправностях наймодателю или в соответствующую эксплуатирующую либо управляющую организацию; 11) осуществлять пользование жилым помещением с учетом соблюдения прав и законных интересов соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства; 12) при расторжении или прекращении договора освободить жилое помещение; 13) сдать жилое помещение, при освобождении его, в течение 3 дней наймодателю в надлежащем состоянии, оплатить стоимость не произведенного, но входящего в обязанности нанимателя текущего ремонта жилого помещения, а также погасить задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Наниматель несет иные обязанности, предусмотренные жилищным законодательством.

Права и обязанности наймодателя

Наймодатель имеет право: 1) требовать своевременного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги; 2) требовать расторжения договора в случае нарушения нанимателем жилищного законодательства и условий договора; 3) принимать решение о приватизации жилого помещения. Наймодатель может иметь иные права, предусмотренные жилищным законодательством. Наймодатель обязан: 1) передать нанимателю свободное от прав иных лиц и пригодное для проживания жилое помещение в состоянии, отвечающем требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим и иным требованиям; 2) принимать участие в надлежащем содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится жилое помещение; 3) осуществлять капитальный ремонт жилого помещения; 4) предоставлять нанимателю и членам его семьи на время проведения капитального ремонта или реконструкции жилого дома (если ремонт или реконструкция не могут быть произведены без выселения нанимателя) жилое помещение маневренного фонда (из расчета не менее 6 кв. метров жилой площади на 1 человека) без расторжения договора; 5) информировать нанимателя о проведении капитального ремонта или реконструкции дома не позднее чем за 30 дней до начала работ; 6) принимать участие в своевременной подготовке жилого дома, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, к эксплуатации в зимних условиях; 7) обеспечивать предоставление нанимателю коммунальных услуг; 8) принимать в установленные сроки жилое помещение у нанимателя; 9) соблюдать при переустройстве и перепланировке жилого помещения требования, установленные ЖК РФ; 10) предоставлять другое жилое помещение в связи с расторжением договора нанимателю, имеющему право на предоставление другого жилого помещения в соответствии со статьей 103 ЖК РФ. Наймодатель несет и иные обязанности, предусмотренные законодательством. Правовое положение лиц, проживающих в служебных жилых помещениях, несколько отличается от правового положения тех лиц, которые пользуются жилым помещением по договору, например, социального найма. Сущность этого отличия состоит в том, что: во-первых, наниматель и члены его семьи, проживающие в служебных жилых помещениях, не обладают рядом прав, которые предоставлены гражданам, пользующимся помещениями в домах государственного и муниципального жилищных фондов по договорам социального найма. Так, они не имеют прав по: а) приватизации жилых помещений; б) сдаче этих помещений в поднаем; в) обмену (в том числе и на однотипные служебные жилые помещения; г) разделу жилого помещения; д) изменению договора найма служебного жилого помещения по требованию членов семьи нанимателя, а также по разделу жилого помещения; во-вторых, в случае прекращения семейных отношений с нанимателем право пользования жилым помещением за бывшими членами семьи не сохраняется и, наконец, в-третьих, члены семьи лица, получившего служебное жилое помещение, не приобретают самостоятельного права пользования этим помещением. Они вправе пользоваться служебным жилым помещением, поскольку их права являются производными от права лица, которое получило служебное жилое помещение в связи с трудовыми или служебными отношениями до тех пор, пока работник (служащий) не утратил трудовой (служебной) связи с организацией, предоставившей это помещение. В случае расторжения или прекращения договора найма служебного жилого помещения в связи с истечением срока трудового договора, окончания срока службы, истечения срока пребывания на государственной, муниципальной или выборной должности наниматель и члены его семьи должны освободить жилое помещение. При отказе освободить жилое помещение все указанные граждане, как правило, подлежат выселению в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения. Не могут быть выселены из служебных жилых помещений без предоставления других жилых помещений граждане, указанные в статье 103 ЖК РФ.

6. Правовой режим жилых помещений в общежитиях

К общежитиям относятся специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов, помещения, укомплектованные мебелью и другими необходимыми для проживания граждан предметами. Так, например, в г. Москве действуют утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача по г. Москве от 18 января 1999 г. N 7 Санитарные правила и нормы "Устройство, оборудование и содержание общежитий для рабочих и студентов г. Москвы". МосСанПиН 2.1.2.040-98. Эти Правила определяют основные санитарные правила к проектируемым, строящимся, реконструируемым и существующим общежитиям независимо от их ведомственной принадлежности следующие требования к оборудованию и оснащению помещений в общежитиях: 1) каждая жилая комната должна быть обеспечена твердым и мягким инвентарем в соответствии с Типовыми нормами оборудования общежитий мебелью, постельными принадлежностями и другим инвентарем; 2) покрытия столов, тумбочек, спинок кроватей, полок и другой мебели должны быть гладкими, легкодоступными для влажной уборки и дезинфекции; 3) кухни должны быть оборудованы плитами, мойками, столами, шкафами. Оборудование устанавливается из расчета 1 конфорка газовой плиты на 5 человек, 1 конфорка электрической плиты на 3 человека; 1 мойка и 1 стол на 8 человек; 4) в постирочных должна быть подводка холодной и горячей воды, соответствующее для стирки оборудование должно быть легкодоступным для применения чистящих и дезинфицирующих средств; 5) комнаты для сушки белья и одежды должны быть оборудованы устройствами для сушки одежды, стеллажами и вешалками; 6) комнаты для чистки и глаженья одежды должны быть оборудованы раковинами-мойками, столами для глаженья, утюгами и вешалками; 7) для хранения чистого и грязного белья должны быть выделены отдельные помещения, размещение которых должно исключать пересечение потоков движения чистого и грязного белья. Кладовые для хранения белья оборудуются полками с гигиеническим покрытием, доступным для влажной уборки и дезинфекции, а также стеллажами, столами для подборки и сортировки белья. В грязной бельевой обязательна подводка горячей и холодной воды. Должны быть предусмотрены шкафчики для раздельного хранения личной и специальной одежды кастелянш; 8) камеры хранения личных вещей, кладовые хозяйственного и другого инвентаря оборудуются стеллажами или полками; 9) помещения для занятий оснащаются столами, стульями и другим оборудованием, необходимым для домашних занятий; 10) столовые, буфеты, помещения для культурно-массовой работы, помещения для занятий спортом, помещения бытового обслуживания, медпункт, изолятор и другие оборудуются в соответствии с нормативами для этих помещений; 11) общежития следует оснащать системами и средствами механизации процессов уборки помещений, мытья окон, стен, стирки белья и др., максимально облегчающими трудоемкие работы, а также обеспечивать необходимым набором уборочного инвентаря, промаркированного в соответствии с назначением. 12) все санитарно-техническое, технологическое, медицинское и другое оборудование, приборы, мебель и инвентарь должны соответствовать действующим нормативно-техническим документам и эксплуатироваться с соблюдением их требований. Вышедшее из строя оборудование, мебель, инвентарь подлежат срочному ремонту или замене. Не допускается загромождение жилых и вспомогательных помещений, а также коридоров и холлов списанным, неиспользуемым или неисправным оборудованием, мебелью и инвентарем. В соответствии со ст. 94 ЖК РФ жилые помещения в общежитиях, предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения. Жилое помещение в общежитии предоставляется гражданам из расчета не менее 6 кв. м жилой площади на одного человека. Договор найма жилого помещения в общежитии заключается между государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением - наймодателем и нанимателем на период трудовых отношений, обучения или службы. Указанный договор заключается на основе типового договора найма жилого помещения в общежитии. Предметом договора выступает отдельное специализированное жилое помещение. Все данные о жилом помещении как общежитии, о его техническом состоянии санитарно-техническом и ином оборудовании содержатся в техническом паспорте жилого помещения. Наниматель и наймодатель имеют следующие права и обязанности по договору.

Права и обязанности нанимателя и членов его семьи

Наниматель имеет право на: 1) использование жилого помещения для проживания в нем, в том числе с членами его семьи; 2) пользование общим имуществом в многоквартирном доме; 3) сохранение права пользования жилым помещением при переходе права собственности на это помещение, а также на право хозяйственного ведения и оперативного управления, в случае если новый собственник жилого помещения или юридическое лицо, которому перешло такое целевое помещение, является стороной трудового договора с работником нанимателем; 4) расторжение в любое время договора найма. Наниматель может иметь иные права, предусмотренные законодательством. Наниматель обязан: 1) Использовать жилое помещение по назначению и в пределах, установленных ЖК РФ; 2) соблюдать правила пользования жилым помещением; 3) обеспечивать сохранность жилого помещения; 4) поддерживать надлежащее состояние жилого помещения; 5) не проводить самовольную перепланировку и переустройство жилого помещения; 6) проводить текущий ремонт жилого помещения; 7) своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги; 8) переселяться на время капитального ремонта жилого дома с членами семьи в другое жилое помещение, предоставленное наймодателем, если ремонт не может быть произведен без выселения; 9) допускать в жилое помещение в заранее согласованное время представителя наймодателя для осмотра технического состояния помещения, санитарно-технического оборудования и иного оборудования, находящегося в нем, а также для выполнения иных необходимых работ; 10) немедленно принимать возможные меры к устранению обнаруженных неисправностей жилого помещения или санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, а в случае необходимости сообщать об указанных неисправностях наймодателю или в соответствующую эксплуатирующую либо управляющую организацию; 11) осуществлять пользование жилым помещением с учетом соблюдения прав и законных интересов соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства; 12) при расторжении или прекращении договора найма освободить жилое помещение; 13) при освобождении жилого помещения сдать его в течение трех дней наймодателю в прежнем состоянии, оплатить стоимость не произведенного и входящего в его обязанности текущего ремонта жилого помещения, а также погасить задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Наниматель жилого помещения несет иные обязанности, предусмотренные законодательством РФ. Временное отсутствие нанимателя и членов его семьи не влечет изменения их прав и обязанностей по договору. Члены семьи нанимателя обязаны использовать жилое помещение по назначению и обеспечивать его сохранность. Дееспособные члены семьи нанимателя несут солидарную с ним ответственность по обязательствам, вытекающим из договора найма. Если гражданин перестал быть членом семьи нанимателя, но продолжает проживать в жилом помещении, за ним сохраняются такие же права, какие предоставляются нанимателю и членам его семьи. Этот гражданин самостоятельно отвечает по своим обязательствам, вытекающим из договора.

Права и обязанности наймодателя

Наймодатель имеет право: 1) требовать своевременного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги; 2) требовать расторжения договора в случаях его нарушения или нарушения жилищного законодательства. Наймодатель может иметь иные права, предусмотренные законодательством. Наймодатель обязан: 1) передать нанимателю свободное от прав иных лиц и пригодное для проживания жилое помещение в состоянии, отвечающем требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим, экологическим и иным требованиям; 2) принимать участие в надлежащем содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится жилое помещение; 3) осуществлять капитальный ремонт жилого помещения; 4) предоставлять нанимателю и членам его семьи на время проведения капитального ремонта или реконструкции жилого дома, если ремонт или реконструкция не могли быть произведены без выселения нанимателя, жилое помещение маневренного фонда (из расчета не менее 6 кв. м жилой площади на одного человека) без расторжения договора; 5) информировать нанимателя о проведении капитального ремонта или реконструкции не позднее чем за 30 дней до начала работ; 6) принимать участие в своевременной подготовке жилого дома, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, к эксплуатации в зимних условиях; 7) обеспечить предоставление нанимателю коммунальных услуг; 8) принимать в установленные договором сроки жилое помещение у нанимателя с соблюдением условий, представленных договором; 9) соблюдать при переустройстве или перепланировке жилого помещения требования установленные ЖК РФ; 10) предоставлять другие жилые помещения в связи с расторжением договора гражданам, имеющим право на предоставление другого жилого помещения в соответствии со ст. 103 ЖК РФ. Наймодатель несет иные обязательства, предусмотренные законодательством РФ. Договор найма жилого помещения в общежитии может быть расторгнут в любое время по соглашению сторон. В соответствии со ст. 105 ЖК РФ прекращение трудовых отношений, учебы, а также увольнение со службы является основанием для прекращения договора найма жилого помещения в общежитии. Расторжение договора найма жилого помещения в общежитии по требованию наймодателя допускается в судебном порядке в случаях: 1) невнесения нанимателем платы за жилое помещение или коммунальные услуги в течение более шести месяцев; 2) разрушения или повреждения жилого помещения нанимателем или членами его семьи; 3) систематического нарушения прав и законных интересов соседей; 4) использования жилого помещения не по назначению. Договор найма жилого помещения в общежитии прекращается в связи с: 1) утратой (разрушением) жилого помещения; 2) истечением срока трудового договора; 3) окончанием срока обучения; 4) окончанием срока службы, также в связи со смертью нанимателя. В случае расторжения или прекращения договора наниматель и члены его семьи должны освободить жилое помещение. При отказе освободить жилое помещение граждане подлежат выселению без предоставления им другого жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных ЖК РФ.

7. Правовой режим жилых помещений маневренного фонда

Маневренный фонд может быть создан по решению собственника соответствующего жилищного фонда или уполномоченного им органа. Согласно ст. 88 ЖК РФ при проведении капитального ремонта или реконструкции дома, если такой ремонт или реконструкция не могут быть проведены без выселения нанимателя, наймодатель обязан предоставить нанимателю и членам его семь на время проведения капитального ремонта или реконструкции другое жилое помещение без расторжения договора социального найма жилого помещения, находящегося в указанном доме. На время проведения капитального ремонта или реконструкции по договору найма предоставляется жилое помещение маневренного фонда. Отсюда можно сделать вывод, что маневренный фонд может быть создан по решению собственника соответствующего жилищного фонда или уполномоченного им органа. В соответствии со ст. 95 ЖК РФ жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания: 1) граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находится жилое помещение, занимаемое им по договору социального найма; 2) граждан, утративших жилое помещение в результате обращения взыскания на это жилое помещение, которое было приобретено за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложено в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными; 3) граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств; 4) иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством. Жилые помещения маневренного фонда предоставляются из расчета не менее чем 6 кв. м жилой площади на одного человека. Договор найма жилого помещения маневренного фонда заключается в продолжение трудового срока на основе типового договора найма жилого помещения маневренного фонда на период: 1) до завершения капитального ремонта или реконструкции дома; 2) до завершения расчетов с гражданами, утратившими жилые помещения в результате обращения взыскания на них, после продажи жилых помещений, на которые были обращены взыскания (при заключении такого договора с гражданами, указанными в пункте 2 ст. 95 ЖК РФ); 3) до завершения расчетов с гражданами, единственное жилое помещение которых стало непригодным для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств в порядке, предусмотренном ЖК РФ, другими федеральными законами, либо до предоставления им жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в случаях и порядке, которые предусмотрены ЖК РФ (при заключении такого договора с гражданами, указанными в пункте 3 ст. 95 ЖК РФ); 4) установленный законодательством РФ при заключении такого договора с гражданами, указанными в пункте 4 ст. 95 ЖК РФ. В договоре найма жилого помещения маневренного жилого фонда определяются предмет договора, права и обязанности сторон по пользованию специализированным жилым помещением маневренного фонда. Предметом договора выступает жилое помещение, находящееся в государственной или муниципальной собственности, отвечающее всем установленным санитарно-техническим нормам, требованиям и обеспеченное всеми необходимыми видами коммунальных услуг. В договоре указываются все вселяемые в жилое помещение совместно с собственником члены семьи.

Права и обязанности нанимателя и членов его семьи

Наниматель имеет право на: 1) использование жилого помещения для проживания совместно с членами семьи; 2) пользование имуществом в многоквартирном доме; 3) расторжение в любое время договора. Наниматель может иметь и иные права, предусмотренные законодательством. Наниматель обязан: 1) использовать жилое помещение по назначению и в пределах, установленных ЖК РФ; 2) соблюдать правила пользования жилым помещением; 3) обеспечивать сохранность жилого помещения; 4) поддерживать надлежащее состояние жилого помещения; 5) не проводить самовольное переустройство или перепланировку жилого помещения; 6) своевременно вносить плату за помещение и коммунальные услуги; 7) допускать в жилое помещение, в заранее согласованное время, представителей наймодателя для осмотра технического состояния помещения, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, а также для выполнения иных необходимых работ; 8) немедленно принимать возможные меры к устранению обнаруженных неисправностей жилого помещения или санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, а случае необходимости сообщать о них наймодателю или в соответствующую управляющую организацию; 9) осуществлять пользование жилым помещением с учетом соблюдения прав и законных интересов соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства; 10) освободить жилое помещение при расторжении или прекращении договора; 11) сдать жилое помещение при освобождении его в течение трех дней наймодателю в надлежащем состоянии, оплатить стоимость не произведенного нанимателем и входящего в его обязанности текущего ремонта жилого помещения, а также погасить задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Наниматель жилого помещения несет и иные обязанности, предусмотренные законодательством. Наниматель жилого помещения маневренного фонда не вправе осуществлять обмен жилого помещения, приватизировать его и сдавать в поднаем. Члены семьи нанимателя имеют право на пользование жилым помещением наравне с нанимателем и имеют равные права и обязанности по договору. Дееспособные члены семьи нанимателя несут с ним солидарную ответственность по обязательствам, вытекающим из договора найма жилого помещения маневренного фонда. Если гражданин перестал быть членом семьи нанимателя, но продолжает проживать в жилом помещении, за ним сохраняются такие же права, какие имеют наниматель и члены его семьи. Этот гражданин самостоятельно отвечает по своим обязательствам, вытекающим из договора.

Права и обязанности наймодателя

Наймодатель имеет право требовать: 1) своевременного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги; 2) расторжения договора в случаях нарушения нанимателем жилищного законодательства и условий договора. Наймодатель может иметь иные права, предусмотренные законодательством РФ. Наймодатель обязан: 1) передать нанимателю свободное от прав иных лиц и пригодное для проживания жилое помещение, в состоянии, отвечающем требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим, экологическим и иным требованиям; 2) принимать участие в надлежащем содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится жилое помещение; 3) осуществлять капитальный ремонт жилого помещения; 4) принимать участие в своевременной подготовке жилого дома, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, к эксплуатации в зимних условиях; 5) обеспечить предоставление нанимателю коммунальных услуг; 6) принимать в течение трех дней при освобождении жилое помещение у нанимателя. Наймодатель несет и иные обязанности, предусмотренные законодательством. В соответствии с п. 3 ст. 106 ЖК РФ истечение периода, на который заключен договор найма жилого помещения маневренного фонда, является основанием прекращения данного договора. Этот договор прекращается также в связи с утратой (разрушением) жилого помещения, а также в связи со смертью нанимателя. Члены семьи умершего нанимателя сохраняют право пользования жилым помещением до завершения капитального ремонта или реконструкции дома, расчетов в связи с утратой жилого помещения в результате обращения взыскания на это помещения, расчетов за жилое помещение, признанное непригодным для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств. Расторжение договора найма жилого помещения маневренного фонда может быть осуществлено в любое время по требованию нанимателя или по соглашению сторон. Наймодатель может потребовать расторжения договора в судебном порядке в следующих случаях: 1) невнесения нанимателем платы за жилое помещение или коммунальные услуги в течение более шести месяцев; 2) разрушения или повреждения жилого помещения нанимателем или членами его семьи; 3) систематического нарушения прав и законных интересов сторон; 4) использования жилого помещения не по назначению. Пленум Верховного Суда РСФСР от 26 декабря 1984 года N 5 (в редакции Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 декабря 1993 года N 11) ориентирует нижестоящие суды на то, что при разрешении споров о выселении из занимаемого жилого помещения на время капитального ремонта дома необходимо выяснить: 1) находится ли предоставляемое жилое помещение в том же населенном пункте; 2) пригодно ли оно для проживания для выселяемых граждан с учетом их возраста, состояния здоровья, других заслуживающих внимания интересов; 3) продолжительность капитального ремонта <20>. -------------------------------- <20> Сборник постановлений Пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ по гражданским делам. М., 1999. С. 249 - 250, 326.

8. Правовой режим жилых помещений в домах системы социального обслуживания населения

Согласно ст. 107 ЖК РФ порядок и условия предоставления жилых помещений в домах системы социального обслуживания населения, а также пользования такими жилыми помещениями устанавливаются федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации. Жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения предназначаются для проживания граждан, которые в соответствии с законодательством отнесены к числу граждан, нуждающихся в специальной социальной защите с предоставлением им медицинских и социально-бытовых услуг. Согласно, например, Областному закону Ростовской области от 19.05.2006 N 496-ЗС "О специализированном жилищном фонде Ростовской области" жилыми помещениями в домах системы социального обслуживания населения являются следующие жилые помещения в стационарных учреждениях социального обслуживания: 1) специальные дома для одиноких престарелых; 2) дома-интернаты для престарелых и инвалидов; 3) психоневрологические интернаты; 4) детские дома-интернаты для детей с физическими недостатками; 5) детские дома-интернаты для умственно отсталых детей; 6) иные учреждения. В домах системы социального обслуживания оборудуются помещения для проведения мероприятий медицинского, психологического, социального характера, посильной трудовой деятельности и прочие. Жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения предназначаются для проживания следующих категорий граждан, нуждающихся в специальной социальной защите с предоставлением им медицинских и социально-бытовых услуг: 1) граждан, не способных к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, не имеющих родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход, если среднедушевой доход этих граждан ниже прожиточного минимума в данном субъекте Российской Федерации; 2) иные граждане, имеющие право в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации на предоставление им жилых помещений в стационарных учреждениях социального обслуживания. Жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения предоставляются из расчета не менее шести квадратных метров жилой площади жилого помещения на одного человека для одиноко проживающих граждан. Супругам предоставляются изолированные жилые помещения из расчета не менее шести квадратных метров жилой площади жилого помещения на каждого члена семьи. Не допускается распоряжение указанным жильем: приватизация, обмен, поднаем или аренда. Кроме того, не допускается раздел занимаемой жилой площади, регистрация на ней других лиц, а также вселение временных жильцов без разрешения органов местного самоуправления. Использование жилых помещений в домах системы социального обслуживания населения прекращается в связи с устранением причин, по которым были предоставлены эти помещения. К таковым относятся, например, приобретение другого жилого помещения, переезд на постоянное место жительства к родственникам и др.

9. Правовой режим жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан

В соответствии со ст. 98 ЖК РФ жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан предназначены для проживания граждан, которые в соответствии с законодательством отнесены к числу граждан, нуждающихся в специальной социальной защите. Категории граждан, нуждающихся в специальной социальной защите, устанавливаются как федеральным законодательством, так и законодательством субъектов Российской Федерации. Среди федеральных законов следует выделить: 1) ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" <21>; -------------------------------- <21> Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 32. Ст. 3198.

2) ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" <22>; -------------------------------- <22> Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 48. Ст. 4563.

3) Закон РФ от 2 июля 1992 г. N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании". В целях реализации этого Закона в части обеспечения гарантированных государством видов психиатрической помощи Правительство РФ Постановлением от 25 мая 1994 г. N 522 <23> утвердило следующие Положения: -------------------------------- <23> Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 6. Ст. 606.

1) "Об учреждениях, оказывающих внебольничную и стационарную психиатрическую помощь"; 2) "О лечебно-производственных государственных предприятиях для проведения трудовой терапии, обучения новым профессиям и трудоустройства на этих предприятиях лиц, страдающих психическими расстройствами, включая инвалидов"; 3) "Об общежитиях для лиц, страдающих психическими расстройствами, утративших социальные связи". Субъекты Российской Федерации принимают специальные законы о специализированном жилищном фонде, которые содержат отдельные статьи, регулирующие правовой режим жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан. Деятельность в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов базируется на следующих принципах: 1) соблюдения прав человека и гражданина; 2) предоставления государственных гарантий в сфере социального обслуживания; 3) обеспечения равных возможностей в получении социальных услуг и их доступности для граждан пожилого возраста и инвалидов; 4) преемственности всех видов социального обслуживания; 5) ориентации социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан пожилого возраста и инвалидов; 6) приоритет мер по социальной адаптации граждан пожилого возраста и инвалидов; 7) ответственность органов государственной власти и учреждений, а также должностных лиц за обеспечение прав граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживания <24>. -------------------------------- <24> См.: ст. 3 ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов".

Анализ названных принципов позволяет определить их как закрепленные или отраженные в специальных нормативно-правовых актах, а также в отдельных правовых нормах и выражающие объективные закономерности развития отношений по социальному обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов, как стабильные нормативные руководящие положения, в соответствии с которыми строятся нормативная база правового регулирования отношений по социально-правовому обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов, регламентация поведения субъектов указанных отношений и правоприменение. Социальное обслуживание указанным гражданам оказывается в следующих формах: 1) социальное обслуживание на дому; 2) полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания социального обслуживания; 3) срочное социальное обслуживание; 4) социально-консультативная помощь; 5) стационарное социальное обслуживание в стационарном учреждении социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования). Жилые помещения в указанных домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания должны быть профилированы в соответствии с возрастом пожилых граждан и инвалидов, состоянием здоровья и социальным положением. Предоставление жилых помещений указанным гражданам в названных домах осуществляется на основании договора безвозмездного пользования. Усечен круг правомочий граждан пожилого возраста и инвалидов по распоряжению этими жилыми помещениями. Названные граждане не могут, например, приватизировать эти помещения, так как они предоставляются лишь в пользование. Право пользования жилыми помещениями прекращается в случае отказа граждан пожилого возраста и инвалидов от социального обслуживания. Возможность инвалидов проживать в стационарных учреждениях социально-бытового обслуживания предусмотрена и в Федеральном законе 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Социальная защита инвалидов согласно этому Закону представляет собой систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания интересов. Указанное жилье предоставляется одиноким гражданам, а также гражданам, родственники которых по объективным причинам не могут обеспечить им помощь и уход. Проживание в специализированных жилых помещениях лиц, страдающих психическими расстройствами, утратившими социальные связи, регламентируется указанным ранее Положением об общежитиях для лиц, страдающих психическими расстройствами, утративших социальные связи. Следует отметить, что жилые помещения, на которые распространяется названное Положение, не являются общежитиями, поскольку предоставляются не в связи с работой, службой или обучением граждан, а с целью бытового устройства ограниченно трудоспособных лиц, страдающих психическими расстройствами и утративших социальные связи. Представляется, что понятие "общежитие" используется здесь не в юридическом смысле, а в результате не совсем корректного использования терминологии. В соответствии с названным Положением в такие специализированные дома направляются прошедшие врачебную комиссию учреждения, оказывающего психиатрическую помощь, лица: 1) прошедшие стационарное лечение при невозможности их выписки домой в связи с утратой социальных связей; 2) нуждающиеся в изоляции от неблагоприятной среды в месте их проживания; 3) с постоянными сложностями социальной адаптации, утратившие близких родственников, при отсутствии социальной поддержки со стороны других лиц. Указанные специализированные дома организуются органами здравоохранения при учреждениях, оказывающих психиатрическую помощь при лечебно-производственных предприятиях и других государственных предприятиях, использующих труд лиц, страдающих психическими расстройствами. Для лиц, проживающих в общежитии, организуется трехразовое питание. Работающие лица оплачивают стоимость проживания и питания. Все проживающие в таком общежитии имеют право, по согласованию с администрацией общежития, отказаться от "организованного питания", самостоятельно приобретать продукты и заниматься приготовлением пищи. Лица, создавшие семью, могут при наличии возможности проживать в общежитии в отдельной комнате (квартире). В общежитии осуществляется врачебное наблюдение и необходимая медицинская помощь проживающим в нем лицам. В случае обострения психического расстройства у лица, проживающего в общежитии, осуществляется его психиатрическое освидетельствование и госпитализация в психиатрический стационар.

10. Правовой режим жилых помещений фонда для временного поселения вынужденных переселенцев

К указанному фонду жилья относятся: 1) дома; 2) квартиры; 3) общежития; 4) другие жилые помещения. Строительство (приобретение) жилых помещений для временного поселения, их эксплуатация и использование по назначению осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Согласно ст. 97 ЖК РФ жилые помещения фондов для временного поселения вынужденных переселенцев предназначены для временного проживания граждан, признанных в установленном Федеральным законом порядке вынужденными переселенцами. Специальный фонд для вынужденных переселенцев создается органами государственной власти или местного самоуправления при непосредственном участии либо по согласованию с органом федеральной либо региональной миграционной службы. Жилые помещения этого фонда предоставляются лицам, которые в соответствии с действующим законодательством признаны вынужденными переселенцами. В соответствии с Законом РФ от 19 февраля 1993 г. N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" (ст. 1) <25> (в ред. Федеральных законов от 20.12.1995 N 202-ФЗ, от 07.08.2000 N 122-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 21.11.2002 N 15-П, Федеральными законами от 24.12.2002 N 176-ФЗ, от 23.12.2003 N 186-ФЗ) вынужденным переселенцем является гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных компаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка. По изложенным выше обстоятельствам вынужденным переселенцем признается: -------------------------------- <25> Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 52. Ст. 5110.

1) гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию Российской Федерации; 2) гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта Российской Федерации и прибывший на территорию другого субъекта Российской Федерации. Кроме того, вынужденным переселенцем также признается гражданин бывшего СССР, постоянно проживающий на территории республики, входившей в состав СССР, получивший статус беженца в Российской Федерации и утративший этот статус в связи с приобретением гражданства Российской Федерации, при наличии обстоятельств, препятствующих данному лицу в период действия статуса беженца в обустройстве на территории Российской Федерации. Вынужденным переселенцем также признается иностранный гражданин или лицо без гражданства, постоянно проживающие на законных основаниях на территории Российской Федерации и изменившее место жительства в пределах территории Российской Федерации по основаниям, предусмотренным в вышеназванном Законе. Представляется необходимым отметить, что вынужденным переселенцем не может быть признано лицо: 1) совершившее преступление против мира, человечества или другое тяжкое преступление, признаваемое таковым законодательством Российской Федерации; 2) не обратившееся без уважительных причин с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем в течение двенадцати месяцев со дня выбытия с места жительства либо в течение одного месяца со дня утраты статуса беженца в связи с приобретением гражданства Российской Федерации; 3) покинувшее место жительства по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Лицо, претендующее на признание его вынужденным переселенцем, должно обратиться с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции по месту своего нового пребывания. Решение о регистрации ходатайства принимается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в течение трех дней со дня поступления ходатайства. При положительном решении вопроса о регистрации ходатайства лицу, претендующему на признание вынужденным переселенцем, выдается свидетельство о регистрации его ходатайства. Лицо, получившее статус вынужденного переселенца, вправе требовать от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления кроме прочих предоставления полного перечня населенных пунктов, рекомендуемых для постоянного проживания, а также информации об условиях проживания и возможности трудоустройства в этих населенных пунктах. Территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, предоставляют вынужденному переселенцу и членам его семьи жилое помещение из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев. Вынужденные переселенцы могут проживать в указанном жилом помещении в течение срока действия статуса вынужденного переселенца. Вынужденные переселенцы имеют лишь права пользования предоставленным им жилым помещением. Им не принадлежит право на приватизацию, обмен, бронирование, сдачу жилого помещения в поднаем, аренду или субаренду. Лицу, проживающему в указанном жилом помещении, не разрешается раздел занимаемой им жилой площади и вселение временных жильцов без разрешения на то территориального органа федерального органа исполнительной власти, управомоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции. Ограничения перечисленных полномочий указанных лиц установлены потому, что фонд жилья (если оно не арендуемое), к которому относиться предоставленное этим лицам жилое помещение, является федеральной собственностью и находится в оперативном управлении территориальных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции. Лицо, утратившее статус вынужденного переселенца, обязано освободить жилое помещение, предоставленное ему из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев. Многие субъекты Российской Федерации на базе названного Закона "О вынужденных переселенцах" приняли региональные акты, регулирующие отношения по использованию жилищного фонда для вынужденных переселенцев. Так, Положением о порядке учета вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье), и предоставления им жилых помещений в Санкт-Петербурге, утвержденным распоряжением главы администрации Санкт-Петербурга от 21 мая 2001 г. N 210-Ра, установлено, что вынужденным переселенцам предоставляются жилые помещения из жилищного фонда, строительство (приобретение) которого осуществляется за счет федерального бюджета или иных источников внебюджетного финансирования, целевым назначением для проживания вынужденных переселенцев.

11. Правовой режим жилых помещений фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами

Фонд жилья для временного поселения лиц, признанных беженцами, - это совокупность жилых помещений, предоставляемых лицам, признанных беженцами, и членам их семей. Этот фонд предоставляется для проживания лиц, признанных беженцами, и членов их семей, не имеющих жилья на территории Российской Федерации, в течение срока признания их беженцами. К фонду жилья для временного поселения относятся дома, квартиры, общежития и другие жилые помещения. Рассматриваемый фонд жилья, за исключением арендуемых жилых помещений <26>, является федеральной собственностью <27>. -------------------------------- <26> Использование жилого помещения, арендуемого федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, для временного поселения лиц, признанных беженцами, и членов их семей осуществляется на основе договора аренды с собственником жилого помещения (см.: ч. 2 п. 2 ст. 11 Федерального закона "О беженцах" от 19.02.1993 N 4528-1 // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1993. N 12. Ст. 425; Российская газета. N 126. 03.07.1997). <27> См. ч. 2 п. 3 ст. 11 указанного Закона о беженцах.

В соответствии со статьей 97 ЖК РФ жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами, переданы для временного проживания лиц, признанных в установленном Федеральным законом порядке беженцами. Указанная статья ЖК РФ объединяет в одну категорию лиц как вынужденных переселенцев, так и лиц, признанных беженцами по тому критерию, что предоставляемые им жилые помещения предназначены им для временного поселения. В целом же жилищно-правовой статус, как и какой-либо иной статус указанных лиц, не одинаков, в силу чего он и определяется разными законами и разными нормативно-правовыми актами. На основании названного Федерального закона "О беженцах" беженцем признается лицо, которое не является гражданином РФ и которое в силу влияния обоснованных опасений стать жертвой преследования по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не может пользоваться такой защитой вследствие таких опасений или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного места жительства, в результате подобных событий не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений. Положение Федерального закона "О беженцах" не распространяется на лицо: 1) в отношении которого имеются серьезные основания предполагать, что оно совершило преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества в определении, данном этим деянием в международных актах, составленных в целях принятия мер в отношении подобных преступлений; 2) которое совершило тяжкое преступление неполитического характера вне пределов территории Российской Федерации и до того, как оно было допущено на территорию Российской Федерации в качестве лица, ходатайствующего о признании беженцем; 3) которое виновно в совершении деяний, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций; 4) за которым компетентные власти государства, в котором оно проживало, признают права и обязательства, связанные с гражданством этого государства; 5) которое в настоящее время пользуется защитой и (или) помощью других органов или учреждений Организации Объединенных Наций, кроме Верховного Комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев. Признание лица беженцем осуществляется в порядке и по основаниям, которые определяются ФЗ "О беженцах". Лицу, признанному беженцем, принадлежит комплекс прав, в том числе и право пользования жилым помещением, предоставляемым в порядке, определенном Правительством РФ. Поскольку лицу, признанному беженцем, передается лишь правомочие пользования, то жилое помещение из фонда жилья для временного поселения не подлежит приватизации, обмену, бронированию, сдаче в поднаем. Лицу, проживающему в указанном жилом помещении, не разрешается раздел занимаемой им жилой площади и вселение временных жильцов без разрешения на то территориального органа федерального органа исполнительной власти уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции. Право пользования жилым помещение теряется в случае получения, найма другого жилья лицом, признанным беженцем. Утрата лицом статуса беженца или лишение такого статуса также влечет лишение права пользования жилым помещением.

------------------------------------------------------------------

Название документа