Наследование выморочного имущества в России, государствах - участниках СНГ и Балтии: история и современное состояние

(Крашенинников П. В., Копеина С. А.) ("Наследственное право", 2011, N 1) Текст документа

НАСЛЕДОВАНИЕ ВЫМОРОЧНОГО ИМУЩЕСТВА В РОССИИ, ГОСУДАРСТВАХ - УЧАСТНИКАХ СНГ И БАЛТИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ <*>

П. В. КРАШЕНИННИКОВ, С. А. КОПЕИНА

-------------------------------- <*> Krasheninnikov P. V., Kopeina S. A. Inheriting of heirless property in Russia, states-member of the CIS and Baltic: history and contemporary state.

Крашенинников Павел Владимирович, председатель Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, доктор юридических наук, профессор.

Копеина Светлана Алексеевна, аспирантка кафедры правового обеспечения рыночной экономики Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.

В статье рассматривается история наследования выморочного имущества, а также современное состояние юридической регламентации перехода выморочного имущества к публично-правовым образованиям. Авторы предлагают принять закон о наследовании выморочного имущества.

Ключевые слова: наследование, наследование по закону, выморочное имущество, история наследования выморочного имущества, приобретение наследства, переход выморочного имущества к государству.

The article deals history of inheriting of heirless property and also with contemporary state of legal regulation of transfer of heirless property to public-law formations. The authors proposes to adopt the law about inheriting of heirless property.

Key words: inheriting, intestate inheritance, heirless property, history of inheriting of heirless property, acquisition of property, transfer of heirless property to the state.

Независимо от того, сколько законодатель установил очередей наследников по закону, насколько широко применяется завещание, в тех случаях, когда отсутствуют наследники по закону и по завещанию, имущество умершего именуется выморочным. Значение института выморочного имущества имеет большое социальное и правовое значение и заключается в устранении бесхозяйности объектов наследства. Понятие выморочного имущества своим происхождением обязано Древнему Риму, где император Август определил, что всякое выморочное имущество поступает в казну <1>. -------------------------------- <1> См.: Котухова М. В. Выморочное имущество: история и актуальные вопросы современности // Наследственное право. 2006. N 2. С. 1.

В древние исторические эпохи преобладающими и даже почти исключительными формами права являлись обычай и договор. Позднее появляются и зачатки законодательной деятельности, истоки которой можно проследить уже в древнем периоде истории русского права в виде уставной деятельности князей. Но эта форма права в тот период играет ничтожную роль по сравнению с двумя вышеуказанными - обычаем и договором. В Киевской Руси древнейшим источником права являлся обычай. Когда обычай санкционируется государственной властью (а не просто мнением, традицией), он становится нормой обычного права. Эти нормы могли существовать как в устной, так и в письменной форме. В IX - X вв. на Руси действовала система норм устного, обычного права <2>. Большая часть этих норм, к сожалению, не была зафиксирована в дошедших до нас сборниках права и летописях. -------------------------------- <2> См.: Немков А. М. Очерки истории наследственного права. Воронеж, 1979.

Наиболее ранними дошедшими до нас памятниками древнерусского права были договоры киевских князей с Византией (911, 944, 971 гг.), в которых содержались сведения о Законе Русском <3>. Эти договоры содержали ряд статей о праве собственности и наследования, о пленных и челяди и т. д. -------------------------------- <3> См.: Свердлов М. Б. От Закона Русского к Русской Правде. М., 1988.

К числу древнейших источников права относятся также церковные уставы князей Владимира Святославича и Ярослава Владимировича (X - XI вв.), Устав Мономаха (около 1120 - 1130 гг.), содержащие нормы о наследовании. Влияние византийских церковных сборников на русское право обусловливалось подсудностью духовным судам вопросов семейно-брачного и наследственного права. Крупнейшим памятником древнерусского права является свод законов Киевской Руси XI - XII вв. - Русская Правда, содержащая довольно подробные положения о порядке наследования <4>. Наследство в Русской Правде носило название статка или задницы, т. е. того, что оставляет после себя уходящий в другой мир. Выморочным считалось имение боярина только тогда, когда после него не оставалось ни сыновей, ни дочерей, а у смерда - только сыновей. По Русской Правде наследование ограничивается тесным кругом семьи: боковые родственники не имеют никаких прав на наследство. -------------------------------- <4> См.: Неволин К. История российских гражданских законов. Т. 3. СПб., 1851. С. 346 - 355.

Выморочное имущество идет князю, за исключением церковных людей и членов боярской дружины. После смерти первых безатщина их идет епископу, после смерти вторых - боярину. При этом бояре в отличие от зависимых людей имели право оставить свое имущество дочерям. Наследственное право в Московском государстве долго держалось тех же начал, которые были заложены в Русской Правде, Псковской, Новгородской, Двинской судных грамотах <5>. Русская Правда настолько хорошо удовлетворяла потребности княжеских судов, что ее включали в юридические сборники вплоть до XV в. -------------------------------- <5> См.: Бегичев А. В. Наследование предприятия. М., 2006.

Судебники 1497 г. (Ивана III Васильевича) и 1589 г. особо не изменяют прежние постановления. Но в 1650 г. издается Указ, в силу которого произошло постепенное расширение круга лиц, призываемых к наследованию. Если у наследодателя, не оставившего завещания, не было ни жены, ни родственников, имущество становилось выморочным. В период Московского государства такое имущество поступало в распоряжение церкви. Позднее этот порядок несколько изменился: недвижимое имущество получает государство, а церкви выплачивается полная стоимость вотчины. Принятый Петром I Указ о единонаследии (1714 г.) в своей основе имел введение принципа наследования недвижимости как наиболее существенной части наследства старшим сыном, который являлся основным наследником. Дочь же по-прежнему могла наследовать лишь в случае отсутствия сына. Если же у наследодателя вообще не было нисходящих родственников, наследником мог быть старший родственник ближайших степеней родства <6>. -------------------------------- <6> См.: Ярошенко К. Б. Наследственное право / Отв. ред. Б. А. Булаевский и др.; Ин-т законодательства и сравнит. правоведения при Правительстве Российской Федерации. М., 2005. С. 4 - 5.

В 1731 г. после отмены Указа о единонаследии были установлены новые правила, позволяющие наследовать всем сыновьям в равных долях, хотя специфика перехода именно недвижимости сохранилась <7>. -------------------------------- <7> См.: Андреева О. А. История становления семейного наследственного права в Древнерусском государстве // Семейное и жилищное право. 2005. N 3. С. 39.

До появления основного дореволюционного акта гражданского законодательства - Свода законов Российской империи (1835 - 1917 гг.) в законодательстве России не было специального раздела, посвященного регулированию наследственных отношений, и вопрос о природе выморочного имущества однозначно решен не был. Гражданское законодательство Российской империи начиная с 1835 г. содержало специальные разделы, посвященные регулированию наследственных отношений, например ст. 1010 - 1221 Свода законов гражданских <8>. -------------------------------- <8> См.: Гражданские законы (Свод законов. Т. X. Ч. 1) с разъяснением их по решениям Правительствующего Сената. 15-е изд., испр. и доп. СПб., 1884. С. 287 - 328.

С одной стороны, имущество приобреталось государством (а в исключительных случаях, обозначенных, в частности, в ст. 1168, 1169, 1172, 1172.10 - 1172.80, определенными учреждениями) только по истечении 10 лет со времени последнего опубликования в ведомостях вызова о явке наследников, в течение которых кредиторы наследодателя имели возможность удовлетворить свои требования за счет этого имущества. С другой стороны, даже после приобретения такого имущества государство не освобождалось от оплаты долгов, на нем лежащих (ст. 1263 т. X ч. 1). Вместе с тем в литературе преобладал подход, согласно которому государство приобретало выморочное имущество не по праву наследования, а получало его как бесхозяйное, и в отличие от права наследования, при котором принявшие наследство наследники отвечали по долгам наследодателя в полном объеме, несло такую ответственность в пределах стоимости приобретенного имущества <9>. -------------------------------- <9> См.: Мейер Д. И. Русское гражданское право: В 2 ч. Ч. 2. М., 1997. С. 442 - 443; Никольский В. Н. Об основных моментах наследования. Сравнительное изложение. М., 1871. С. 359 - 363; Шершеневич Г. Ф. Учебник русского гражданского права (по изданию 1907 г.). М., 1995. С. 510 - 511.

Этап развития этой части гражданского законодательства, связанный с изданием Свода законов гражданских, характеризуется легальным оформлением двух способов наследования (по закону и по завещанию), подробной регламентацией процедур открытия и принятия наследства, в частности наличием специальных норм по поводу наследования выморочного имущества, и т. д. Таким образом, вектором развития наследственного права, как, собственно, и гражданского права в целом, в рассматриваемый период был уровень развития института частной собственности. В этом смысле вполне понятна судьба такого явления, как наследование, после победы и утверждения советской власти. Согласно коммунистической идее наследование должно было исчезнуть за ненадобностью после упразднения частной собственности. К примеру, оборот недвижимости был запрещен буквально через месяц после свершения Октябрьской революции Декретом Совнаркома от 14 декабря 1917 г. <10>. Уже через несколько месяцев после этого появился соответствующий акт и в отношении наследования - в последнее время многократно упоминаемый Декрет ВЦИК от 27 апреля 1918 г. "Об отмене наследования" <11>, который декларировал отмену права наследования. Однако, как и большинство актов переходных периодов, указанный декрет содержал внутренние противоречия. Отменяя, с одной стороны, право наследования, декрет допускал, с другой стороны, возможность получения содержания из оставшегося после умершего человека имущества его нетрудоспособными родственниками и супругом. В том же 1918 г. появились акты, развивающие идею отказа от права наследования, но, обладая той же противоречивостью актов переходного периода, все-таки признающие его. Так, в Декрете ВЦИК от 20 августа 1918 г. "Об отмене права частной собственности на недвижимости в городах" <12> содержалась норма о том, что владения, стоимость которых вместе с находящейся под ними землей не превышает предела, установленного местными органами власти, "могут передаваться по наследству" лишь согласно Декрету "Об отмене наследования" (ст. 8 Декрета). Ради справедливости следует отметить, что этот же акт предусматривал вполне "гуманную" норму о том, что, если у бывшего собственника помимо этой недвижимости нет других источников существования, ему выплачивается единовременное пособие в размере 10 000 рублей <13>. Отмена наследования, по всей видимости, порождала большие проблемы, в том числе и с точки зрения налаживания нового типа хозяйствования. В условиях такого регулирования судьбу имущества, принадлежавшего умершему человеку, определить было трудно, что, безусловно, создавало почву для злоупотреблений и порождало споры и конфликты. -------------------------------- <10> Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР "О запрещении сделок с недвижимостью" был подписан лично Председателем СНК В. И. Ульяновым (Лениным) 14 декабря 1917 г. и опубликован в "Газете Временного Рабочего и Крестьянского Правительства" от 19 декабря 1917 г. N 36 (Собрание узаконений РСФСР. 1917. N 10. Ст. 154). <11> Собрание узаконений РСФСР. 1918. N 34. Ст. 456. <12> Собрание узаконений РСФСР. 1918. N 62. Ст. 674. <13> Интересно, что эта цифра неоднократно фигурировала в актах того времени, в том числе и в нормах, связанных с вопросами наследования (об этом будет сказано далее), и является аналогом современного МРОТ (минимального размера оплаты труда), попытки обосновать который даже не предпринимаются. Однако, как и в первом случае, отсутствие обоснования не мешает использовать этот показатель как в нормах гражданского права, так и в законах иной отраслевой принадлежности.

Уже в 1922 г., видимо, под давлением этих обстоятельств, начался возврат к основным институтам гражданского права, в том числе и к наследованию. Из преамбулы Декрета ВЦИК от 22 мая 1922 г. <14> видно, что советское руководство в тот момент признало невозможность нормального функционирования экономики без наличия четких правил, в основе которых так или иначе лежат общепринятые принципы организации гражданского оборота <15>. Указанный Декрет предусматривал право наследования по завещанию и по закону супругами и прямыми нисходящими потомками в пределах общей стоимости наследства в 10 000 золотых рублей. -------------------------------- <14> Собрание узаконений РСФСР. 1922. N 36. Ст. 423. <15> В преамбуле документа определено, что права, указанные в Декрете, предоставляются гражданам "в целях установления точных взаимоотношений государственных органов с объединениями и частными лицами".

Гражданский кодекс РСФСР, принятый 31 октября 1922 г. и вступивший в силу с 1 января 1923 г. <16>, законодательно закрепил возврат к праву наследования и еще более укрепил позицию государства как главного приобретателя наследств. Так, он сохранил систему выделения государством близким наследодателю лицам доли наследства, не превышавшей 10 тысяч рублей золотом. Если стоимость наследства превышает указанный размер, то производится раздел наследственного имущества между наследником и государством, а если такой раздел невозможен, то устанавливается совместное владение или право выкупа соответствующей части имущества в пользу государства (ст. 417). В качестве специального случая было выделено приобретение государством выморочного имущества. Именно этому приобретению уделялось особое внимание. Прежде всего, круг наследников по закону был сужен для расширения случаев выморочности. Далее, было запрещено совершать завещания в пользу лиц, не входящих в круг наследников по закону. Были установлены и иные правила, обеспечивающие для государства роль главного приобретателя наследства, например запрет на отказ от наследственного имущества в пользу конкретного лица и приращение долей сонаследников. Правило же о том, что наследство необходимо принять в течение шести месяцев, в 1922 г. и в последующие годы было направлено главным образом на то, чтобы отстранить от наследования лиц, бежавших из страны после событий 1917 г. -------------------------------- <16> СУ РСФСР. 1922. N 71. Ст. 904.

В 1926 г. система выделения из имущества умершего части наследства была упразднена, но в силе остались все иные правила, лежавшие в основе роли государства в сфере наследования: оно оставалось основным приобретателем имущества. На первый план выступило приобретение государством выморочного имущества, опирающееся как на сужение круга наследников по закону, так и на запрет завещаний в пользу лиц, не входивших в круг поименованных в Гражданском кодексе лиц. Вопрос приобретения государством этого имущества регламентировался подзаконным актом - Правилами перехода к государству наследственных имуществ, утвержденными СНК РСФСР 28 декабря 1943 г. В них указывалось, что "в состав выморочного имущества входит как наличное имущество наследодателя, так и имущество (в том числе денежные суммы), следуемые ему от третьих лиц (ст. 17 Правил). Из этого видно, что Правила включали в состав наследства только "наличное имущество", под которым надо понимать вещи (материальные объекты - жилой дом, наличные деньги и т. п.) и права требования к другим лицам (т. е. только актив). Далее, в ст. 18 тех же Правил говорилось, что "из общей стоимости выморочного имущества" финансовый отдел в соответствии со ст. 434 ГК производит выплату: а) сумм, причитающихся с наследодателя по налогам и сборам; б) долгов наследодателя и др. Эти долги наследодателя согласно ст. 434 ГК только "обременяли" наследственное имущество, перешедшее в собственность государства <17>. -------------------------------- <17> ГК РСФСР. Постатейные материалы. М., 1948. С. 264 - 265.

Гражданский кодекс РСФСР 1964 г. сделал очередной шаг в обеспечении особых прав государства в области наследования, посвятив этому вопросу ст. 552 "Переход наследства к государству". В этой главе исчерпывающе перечислялись все случаи перехода наследуемого имущества государству, а именно: 1) отсутствие наследников по закону и по завещанию; 2) наличие завещания в пользу государства; 3) непринятие наследниками наследуемого имущества; 4) лишение наследников завещателем права наследовать. Термин "выморочное имущество" был заменен термином "имущество, переходящее по праву наследования к государству". После распада СССР, желая сохранить если не единое, то хотя бы близкое по содержанию и принципам правовое регулирование, бывшие союзные республики Союза ССР, а теперь самостоятельные государства Содружества Независимых Государств (СНГ), поддержали идею модельных законов, на основе которых разрабатывались бы национальные акты. В качестве наиболее значимого стал Модельный кодекс СНГ, принятый Постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств от 17 февраля 1996 г., который положен был в основу кодификации наследственного права некоторых государств - участников СНГ (Армения, Беларусь, Таджикистан, Узбекистан, Казахстан и т. д.). Однако наследственное право как никакое иное более обусловлено национально-культурной традицией, поэтому наследственно-правовой статус публично-правовых образований в наследственном праве стран СНГ и Балтии существенно различается. Необходимо обратить внимание на тот факт, что Модельный гражданский кодекс СНГ, принятый Постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств от 17 февраля 1996 г., который был положен в основу кодификации наследственного права некоторых государств - участников СНГ, в ст. 1155 устанавливает, что, "если нет наследников ни по закону, ни по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать, либо все они отказались от наследства, наследство признается выморочным. Выморочное наследство переходит в собственность административно-территориального образования по месту нахождения соответствующего имущества, входящего в состав наследства" <18>. -------------------------------- <18> Блинков О. Е. Наследование выморочного имущества в государствах - участниках Содружества Независимых Государств и Балтии // Юридический мир. 2007. N 6 (СПС "КонсультантПлюс").

Это предложение полностью было воспроизведено в Гражданском кодексе Республики Армения, где в качестве наследника выморочного имущества (т. е. по закону) названы общины - муниципальные образования (п. 2 ст. 1224). В Казахстане выморочное имущество поступает в коммунальную собственность местных общин по месту открытия наследства (ст. 1083 Гражданского кодекса Республики Казахстан). В Республике Беларусь, где принят и с 1 июля 1999 г. вступил в действие новый Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее - ГК РБ), субъектом наследования выморочного имущества названы административно-территориальные единицы - муниципальные образования (п. 2 ст. 1039 ГК РБ). В Украине помимо физических лиц наследником по закону может выступать муниципальное образование, если имущество признается выморочным по заявлению соответствующего органа местного самоуправления по месту открытия наследства по истечении одного года со дня открытия наследства (пп. 1, 2 ст. 1277 Гражданского кодекса Украины). Наследником выморочного имущества (по сути, наследником по закону) в Узбекистане и Кыргызстане выступают муниципальные образования (органы местного самоуправления, а при их отказе - само государство) (ст. 1157 Гражданского кодекса Республики Узбекистан от 29 августа 1996 г., ст. 1166 Гражданского кодекса Кыргызской Республики от 5 января 1998 г.). В Гражданском кодексе Республики Молдова установлено, что государство может выступать наследником выморочного имущества (п. 2 ст. 1433), причем отказ от принятия наследства представителем государства не допускается (ст. 1534 ГК Республики Молдова). В наследственном законодательстве Республики Таджикистан государство прямо названо наследником. В отличие от российского наследственного правопорядка подобный порядок наследования государством не назван выморочным, но смысл тождествен. В странах Балтии, где постсоветское развитие наследственного права пошло по пути либо восстановления ранее действовавшего законодательства (Гражданский закон Латвийской Республики 1937 г.), либо рецепции германского права (Гражданский кодекс Республики Литва от 18 июля 2000 г.), право на выморочное имущество сохранено за государством. В Эстонии согласно ст. 18 Закона Эстонии "О наследовании" от 17 января 2008 г., если умерший не оставил завещания и нет наследников по закону, наследство переходит к местным органам власти по месту открытия наследства, если же наследство открылось за границей, оно переходит к государству. Наибольшие отличия от советского наследственного закона имеет наследственное законодательство Республики Грузия (с 18 августа 2009 г. не является членом СНГ), Азербайджана и Туркменистана. Гражданский кодекс Грузии не воспринял опыт Модельного ГК СНГ, стал результатом кодификации романо-германского правового типа, максимально отличной как от модельной, так и от советской. Гражданский кодекс Азербайджанской Республики и Гражданский кодекс Туркменистана практически во всем воспроизводят нормы ГК Грузии, с некоторыми исключениями. Во всех трех указанных государствах установлено, что, если нет наследников ни по закону, ни по завещанию или ни один из наследников не принял наследства либо все наследники лишены права наследования, не имеющее наследников имущество переходит к казне; если наследодатель находился на содержании учреждений для престарелых, инвалидов, лечебных, воспитательных учреждений и учреждений социального обеспечения - в их собственность (п. 1 ст. 1343 ГК Грузии, п. 1 ст. 1160 ГК Республики Туркменистан, ст. 1165.2 ГК Республики Азербайджан). Не имеющее наследников имущество в виде акций общества или доли, пая в кооперативе переходит к ним, если законом не предусмотрено иное (п. 2 ст. 1343 ГК Грузии, п. 2 ст. 1160 ГК Республики Туркменистан, ст. 1165.2 ГК Республики Азербайджан). Таким образом, грузинский наследственный закон на постсоветском пространстве совершил революционный шаг в развитии института наследования по закону, введя в число наследников по закону при выморочности наследственного имущества юридических лиц. При решении вопроса наследования выморочного имущества, находящегося за пределами Российской Федерации, в большинстве заключенных Российской Федерацией договоров присутствует одна и та же формулировка: "Если по законодательству Договаривающихся сторон наследственное имущество как выморочное (наследуемое государством по закону) переходит в собственность государства, то движимое имущество передается государству, гражданином которого к моменту смерти являлся наследодатель, а недвижимое имущество переходит в собственность государства, на территории которого оно находится" <19>. При этом Российская Федерация воспроизводит формулировку, применявшуюся СССР при заключении аналогичных договоров: "Движимое выморочное имущество поступает в пользу государства, гражданином которого был наследодатель в момент смерти; недвижимое выморочное имущество поступает в пользу государства, на территории которого оно находится" <20>, с незначительным перефразированием и закреплением наследования как вида правопреемства. Допускались незначительные изменения формулировки при сохранении общего смысла. "Движимое выморочное имущество поступает в пользу Договаривающейся стороны, гражданином которой был наследодатель в момент смерти, а недвижимое - поступает в пользу Договаривающейся стороны, на территории которой имущество находится" <21>. -------------------------------- <19> Договор между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Москва, 22 декабря 1992 г.), ст. 43; Договор между Российской Федерацией и Арабской Республикой Египет о взаимной правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, коммерческим и семейным делам (Москва, 23 сентября 1997 г.), ст. 30; Договор между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам (Тегеран, 5 марта 1996 г.), ст. 37; Договор между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Рига, 3 февраля 1993 г.), ст. 43, и др. <20> Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Корейской Народно-Демократической Республикой об оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам (Пхеньян, 16 декабря 1957 г.), ст. 37; Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Румынской Народной Республикой об оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам (Москва, 3 апреля 1958 г.), ст. 38. <21> Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Федеративной Народной Республикой Югославия о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам (Москва, 24 февраля 1962 г.).

Раздел Гражданского кодекса, принятый Верховным Советом РСФСР 11 июня 1964 г., действовал в части наследственного права с некоторыми изменениями и дополнениями более 35 лет (до 1 марта 2001 г.) вплоть до вступления в силу части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Федеральный закон от 26 ноября 2001 г. N 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" <22> прекратил действие изданных до ее введения в действие нормативных актов Президента Российской Федерации, применяемых на территории Российской Федерации нормативных актов Правительства СССР по вопросам, которые согласно части третьей ГК РФ могут регулироваться только федеральными законами. -------------------------------- <22> СЗ РФ. 2001. N 49. Ст. 4553.

В Российской Федерации право граждан наследовать имущество возведено в ранг конституционного права, поэтому государство обязано использовать все возможности передать имущество в собственность наследников по закону или завещанию, если они изъявят такое желание. Нельзя не отметить, что с введением восьми очередей наследников по закону проблем у государства или иных публичных образований по поводу приобретения выморочного имущества, видимо, будет не очень много, что является дополнительной защитой права собственности граждан. Несмотря на это, в ст. 1142 - 1148 ГК РФ установлено, что, если никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из них не принял наследство, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, применяются правила наследования выморочного имущества. Особенностями правового положения Российской Федерации как наследника такого имущества являются: Российская Федерация освобождена от необходимости принимать наследство; Российская Федерация не вправе отказаться от наследства. При этом по общему правилу такое имущество переходит в собственность Российской Федерации. С определенной долей условности Российскую Федерацию можно поставить в девятую очередь наследников по закону. Исключением из общего правила являются выморочные жилые помещения. Причем данное исключение появилось после введения в действие части третьей ГК РФ, точнее, при принятии Федерального закона от 29 ноября 2007 г. N 281-ФЗ "О внесении изменений в часть третью Гражданского кодекса Российской Федерации" <23>. В частности, в соответствии с п. 2 ст. 1151 Кодекса выморочное имущество в виде расположенного на территории Российской Федерации жилого помещения переходит в порядке наследования по закону в собственность муниципального образования, в котором данное жилое помещение расположено, а если оно расположено в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, - в собственность такого субъекта Федерации. Данное жилое помещение включается в соответствующий жилищный фонд социального использования. -------------------------------- <23> СЗ РФ. 2007. N 49. Ст. 6042.

В судах производство по наследственным делам обычно является очень длительным, судебная практика в значительной мере по вопросам преемства выморочного имущества еще не наработана в необходимом объеме, а также в связи с нечастым применением в сравнении с другими наследственными спорами будет накоплена не скоро. Поэтому данные вопросы нуждаются в наиболее подробной нормативной регламентации. Порядок наследования выморочного имущества должен определяться специальным федеральным законом. По всей видимости, в названном законодательном акте должны быть более детально определены имущество, переходящее в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, процедура перехода прав, определены и урегулированы условия и порядок возврата такого имущества наследникам, решены вопросы о компенсациях и гарантиях при невозможности возврата наследственного имущества в натуре должным наследникам, а также тем лицам, которым указанное имущество уже было передано в собственность либо пользование. Также должны быть определены органы и лица, которые будут выявлять случаи выморочного наследства и передавать информацию о них соответствующим государственным органам, принимать меры охраны такого наследства (движимого и недвижимого имущества) и управления имуществом в интересах государства, вступать во взаимодействие с нотариальными органами, обеспечивать организацию и ведение учета, оценки выморочных наследств и др. Здесь же необходимо предусмотреть меры, предотвращающие превышение полномочий должностных лиц соответствующих органов в этой области, ответственности за нарушение закона. Вопросы передачи выморочного имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальных образований должны быть решены в зависимости от культурного и иного назначения имущественных объектов, а также исходя из общих начал разграничения государственной федеральной собственности, государственной собственности субъектов Российской Федерации и собственности муниципальных образований. При решении указанных вопросов необходимо будет учитывать особенности установленного законодательством правового режима отдельных видов имущества, условий и порядка реализации объектов, входивших в состав выморочного имущества, оснований применения институтов хозяйственного ведения и оперативного управления государственным и муниципальным имуществом, урегулировать и иные значимые условия.

------------------------------------------------------------------

Название документа