Особенности правового регулирования деятельности саморегулируемых организаций в предпринимательских правоотношениях

(Закупень Т. В.) ("Безопасность бизнеса", 2011, N 1) Текст документа

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ

Т. В. ЗАКУПЕНЬ

Закупень Т. В., профессор кафедры правового обеспечения рыночной экономики Российской академии государственной службы при Президенте РФ, доктор юридических наук.

С принятием Федерального закона "О саморегулируемых организациях" существующий де-факто вот уже 15 лет институт саморегулирования в предпринимательских отношениях обрел легальный статус <1>. -------------------------------- <1> Термин "саморегулируемая организация" введен в российское законодательство Указом Президента РФ от 4 ноября 1994 г. N 2063 "О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации", согласно которому под саморегулируемой организацией понималось объединение профессиональных участников рынка ценных бумаг в форме союза или ассоциации // Собрание законодательства РФ. 1994. N 28. Ст. 2972.

Список саморегулируемых организаций достаточно широк и охватывает многочисленные сферы и отрасли народного хозяйства страны: ревизионные союзы сельскохозяйственных кооперативов; арбитражных управляющих; управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов и управляющих компаний паевых инвестиционных фондов; аккредитованные профессиональные аудиторские объединения; профессиональных участников рынка ценных бумаг; оценщиков; негосударственные пенсионные фонды; сферу рекламы; жилищные накопительные кооперативы; область инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства; сферу кадастровой деятельности и др. <2>. Фактически, исходя из законодательного определения, саморегулируемым является весь многочисленный круг некоммерческих организаций (ассоциаций, союзов, некоммерческих партнерств и т. п.), созданных в соответствии с целями закона и объединяющих в качестве своих членов не менее двадцати пяти субъектов предпринимательской деятельности или не менее ста субъектов профессиональной деятельности определенного вида. Основная цель их создания - регулирование и обеспечение деятельности профессионалов в том или ином сегменте предпринимательской деятельности. -------------------------------- <2> Обзор законодательства осуществлен при использовании СПС "КонсультантПлюс". URL: http://www. consultant. ru.

Следует отметить, что российская юридическая наука достаточно скептично настроена по отношению к саморегулируемым организациям и возможности защиты ими прав предпринимателей. Многие специалисты считают саморегулируемые организации дополнительным барьером при осуществлении предпринимательской деятельности. Полагают, что они вряд ли вскоре заменят государственное регулирование экономики и тем более государственный судебный порядок разрешения споров и защиты прав предпринимателей <3>. -------------------------------- <3> См. об этом: Бессарабов Д. Зонтик для инвестора // Бизнес-адвокат. 2003. N 6.

Другие авторы, напротив, отмечают слишком широкий объем полномочий, сконцентрированных у саморегулируемых организаций. Они полагают, что передача отдельных функций федеральных органов исполнительной власти саморегулируемым организациям без отработки надлежащей системы контроля со стороны государства несколько преждевременна и приводит не только к ущемлению прав профессиональных участников - членов организаций, но и к снижению эффективности государственного контроля <4>. -------------------------------- <4> Звягинцев Д. Стабилизировать рынок ценных бумаг // Законность. 2000. N 12.

С такой позицией следует согласиться. Как показала правоприменительная практика, ряд саморегулируемых организаций, членство в которых является для предпринимателей обязательным, превратили реализацию своих первейших функций - контроль за деятельностью своих членов и содействие им в реализации предпринимательской деятельности - в своеобразную вотчину. Занимаясь "трудоустройством" приближенных "к телу" членов, руководство ряда саморегулируемых организаций сделало из этого де-факто бизнес. Многочисленные "добровольные имущественные взносы и пожертвования", "регулярные и единовременные поступления от членов саморегулируемой организации", "вступительные, членские и целевые взносы" (ст. 12 Закона) лежат тяжелым бременем на и без того "тощем" кошельке предпринимателей, особенно субъектов малого бизнеса. Для того чтобы содержать многочисленный штат руководства, "контролеров", "проверяющих", некоторые саморегулируемые организации превратились в "пылесос" по высасыванию денег у своих членов. Безусловно, подобная "практика саморегулирования" недопустима и должна всячески пресекаться всеми возможными способами. Внесение поправок в действующее законодательство давно назрело. Если государство заинтересовано в дальнейшем расширении этого крайне необходимого по своей сути и содержанию института, уходе от формализма и бюрократии в работе саморегулируемых организаций, требуется направить деятельность саморегулируемых организаций (прежде всего по отношению к их членам) в очень жесткие рамки закона. Принцип независимости членов саморегулируемых организаций и ее участников должен строго соблюдаться и реализовываться в повседневной профессиональной деятельности СРО. При этом законодатель должен четко определить круг полномочий саморегулируемой организации и установить постоянный и действенный контроль за их деятельностью со стороны регулирующих органов. Закон должен исходить из того, что членство в саморегулируемых организациях должно быть выгодно предпринимателям, предоставлять целый ряд преимуществ, содействовать развитию бизнеса. В этом случае сами предприниматели будут заинтересованы в создании организаций, саморегулирование будет инициироваться "снизу", а не "насаждаться" сверху по указке законодателя. Полагаем, что вступление в саморегулируемую организацию, за редким исключением (адвокаты, нотариусы), не должно быть обязательным. В противном случае участие в саморегулируемых организациях превращается в принудительный акт. В порядке исключения в отдельных видах деятельности, связанных в основном с осуществлением публично-правовых функций, в соответствии с действующим законодательством членство в саморегулируемой организации может носить характер допуска к профессии, как это имеет место в отношении регистраторов и специализированных депозитариев. Однако и в этом случае целесообразно дать право не вступать в саморегулируемую организацию, а осуществлять профессиональную деятельность самостоятельно. Никто не отрицает тот факт, что жизнеспособность саморегулируемых организаций всецело зависит от того, в какой мере они смогут отстаивать и защищать интересы предпринимателей, не сливаясь с государственными органами. Главенствующим принципом их создания должен стать не принцип контроля и регулирования деятельности членов организации, не "допуск к профессии" наиболее лояльных к руководству их участников, а принцип содействия в предпринимательстве и защиты прав и законных интересов своих членов. Следует отметить, что зачастую предприниматель не проявляет должной принципиальности в защите своих прав из-за понимания собственной уязвимости и ощущения своего бессилия перед безжалостной чиновничьей машиной. Разобщенность предпринимателей не позволяет им эффективно отстаивать свои интересы в реализации предпринимательской деятельности и действенно бороться с чиновничьим произволом. Именно в этой связи очень важна роль саморегулируемых организаций в защите прав предпринимателей. Стимулы для осуществления подобной деятельности СРО должны быть установлены законодательно - не только "контроль", "дисциплинарное воздействие", "отчеты" (ст. 6 Закона), но и поддержка, защита, содействие. В структуре саморегулируемых организаций должны быть созданы так называемые отделы правовой защиты, оказывающие предпринимателям услуги в вопросах получения лицензий, заключений, осуществления экспертиз и т. п. Эти центры смогут давать правовую оценку действиям проверяющих органов, осуществлять судебную защиту, досудебное урегулирование споров, пресекать случаи возможных попыток рейдерства. Необходимо проводить первоначальный анализ нормативно-правовой базы на основании обращений предпринимателей. Если очевидна чрезмерность требований данной нормы и невозможность ее соблюдения при ведении законной предпринимательской деятельности, возможно осуществление обращений в вышестоящие инстанции федеральных органов исполнительной власти, вплоть до Межведомственной комиссии Правительства Российской Федерации по ограничению административных барьеров. При наличии злоупотреблений со стороны должностных лиц, осуществляющих проверки, вымогательств со стороны "псевдопотребительских" организаций, использующих свой статус в целях получения "отступных", по обращению саморегулируемых организаций такие прецеденты должны рассматриваться ведомствами, допустившими злоупотребления. А при их нежелании пресечь нарушения со стороны своих сотрудников вопрос должен выноситься на разрешение судебных органов. В этой связи важно предоставить саморегулируемой организации право знакомиться со всеми материалами дел, которые ведут ее члены, с одновременным возложением на организацию ответственности за разглашение сведений. К сожалению, основная масса предпринимателей, а особенно представителей малого бизнеса, не проводит мониторинга законодательства и зачастую просто не осведомлена о своих правах и обязанностях. Эффективной системы ознакомления с действующим законодательством (ввиду неразвитости самоорганизации бизнеса и невнимания чиновников к проблемам и интересам предпринимателей, порой не заинтересованных в том, чтобы субъекты бизнеса больше пользовались своими правами) в России пока не существует. В этой связи очень актуально регулярное и своевременное ознакомление членов саморегулируемых организаций с принимаемыми законами и отраслевыми нормативно-правовыми актами, регулирующими соответствующую профессиональную сферу. Постоянные контакты с предпринимателями - членами СРО, проведение консультаций и семинаров должны стать обычным стилем работы руководства саморегулируемых организаций. Действующий Федеральный закон "О саморегулируемых организациях", хотя и регламентирует, но не предусматривает действенных механизмов защиты прав и интересов предпринимателей - членов саморегулируемых организаций. На практике коллизионность норм Закона зачастую создает лишь дополнительные трудности в развитии саморегулирования <5>. Расширение функций саморегулируемых организаций в вопросах представления интересов своих членов позволит снять множество административных барьеров с предпринимателей, сократит коррупционное давление на бизнес, создаст наиболее благоприятные условия для самоочищения бизнеса. -------------------------------- <5> См. об этом: Герасимов А. О саморегулируемых организациях арбитражных управляющих // Хозяйство и право. 2008. N 6.

Название документа