Перезагрузка юридических лиц
(Уральский А.)
("ЭЖ-Юрист", 2011, N 3)
Текст документа
ПЕРЕЗАГРУЗКА ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
А. УРАЛЬСКИЙ
Андрей Уральский, юрист, г. Москва.
Ближайшие два года должны принести очередную головную боль руководителям и учредителям предприятий и обещают стать хлопотными для всех корпоративных юристов, так как предлагаемые в проекте Гражданского кодекса РФ изменения коснутся практически каждого юридического лица. Попробуем разобраться.
Юрлиц поделят
Президентом РФ Д. А. Медведевым 18 июля 2008 г. был издан Указ N 1108 "О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации". На его основании была разработана и принята Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации (далее - Концепция). В соответствии с этими документами Советом при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства был подготовлен проект изменений в ГК РФ (далее - Проект ГК РФ), который затронул разделы 1 - 3, 6, 7 ГК РФ.
Согласно Проекту ГК РФ из ст. 48 ГК РФ исключена классификация юридических лиц по участию в образовании имущества. Напомним, что учредители (участники) могут иметь обязательственные права в отношении этого юридического лица либо вещные права на его имущество либо не иметь никаких прав.
Вместо этого предлагается подразделять юрлиц на корпоративные и унитарные. Корпоративные - это те, учредители (участники) которых обладают правом на участие в управлении их деятельностью (правом членства). К ним относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации граждан, ассоциации и союзы.
Унитарными, в свою очередь, являются юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них права членства. К таким юридическим лицам относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, а также религиозные организации.
Сохранено разделение юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации (ст. 50 ГК РФ). Однако предусматривается, что для ведения предпринимательской деятельности некоммерческими организациями последние должны иметь обособленное имущество, гарантирующее интересы кредиторов, в размере не менее минимального уставного капитала для общества с ограниченной ответственностью, то есть 500 тыс. рублей (п. 4 ст. 50, п. 2 ст. 66.2 Проекта ГК РФ).
Замена регистратора
Относительно изменений в государственной регистрации юридических лиц можно отметить следующие основные нововведения. Во-первых, регистрирующим органом вместо ФНС будет орган юстиции.
Во-вторых, закреплены понятие добросовестности данных, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ), и обязанность в связи с этим возместить убытки, причиненные другим участникам гражданского оборота вследствие непредставления, несвоевременного представления или представления недостоверных данных о нем в ЕГРЮЛ.
В-третьих, введена возможность вести деятельность на основании типовых уставов, образцы которых будут утверждаться уполномоченным государственным органом юстиции, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц (п. 2 ст. 52 Проекта ГК РФ). В этом случае возможно повторение Россией пути Казахстана, где уже несколько лет действует упрощенный порядок государственной регистрации юридического лица на основании типового устава в течение трех рабочих дней со дня подачи пакета документов, то есть срок регистрации значительно сокращен.
В-четвертых, орган юстиции наделяется полномочиями по проверке соответствия достоверности представляемых данных в документах, представляемых на государственную регистрацию, а также по юридической проверке содержания уставов юридических лиц.
В-пятых, дополнен перечень причин, влекущих отказ в государственной регистрации. К ним относятся в том числе:
- представление не соответствующих закону или недостоверных данных о юридическом лице;
- несоответствие содержания устава юридического лица закону;
- наличие в уставе положений, противоречащих основам правопорядка или нравственности;
- создание юридического лица в противоречии с законом.
Ну и, наконец, в-шестых, для иностранных юридических лиц, зарегистрированных в зонах со льготным налогообложением (в так называемых офшорных зонах), предусматривается депонирование в органе юстиции достоверной информации о своих учредителях (участниках) и выгодоприобретателях. Риск последствий недепонирования или недостоверного депонирования указанной информации будет нести юридическое лицо.
По всей видимости, следует ожидать ужесточения санкций за непредставление (несвоевременное представление) либо за представление недостоверных данных в регистрирующий орган.
На орган юстиции возлагается обязанность заблаговременно сообщать заинтересованным лицам (к которым относятся учредители (участники)) о предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица и о предстоящем включении данных в ЕГРЮЛ.
Юрлица вправе направить в орган юстиции возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава или предстоящего включения данных в ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном Законом о государственной регистрации юридических лиц. Орган юстиции обязан их рассмотреть и принять соответствующее решение в срок и в порядке, которые предусмотрены Законом о государственной регистрации юридических лиц (п. 4 ст. 51 Проекта ГК РФ).
Все вышеперечисленные изменения ГК РФ приведут к существенной реформации Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Не забыли про ответственность
Проект ГК РФ дополнен ст. 53.1, которой установлена ответственность лица, уполномоченного выступать от имени юридического лица, членов коллегиальных органов юридического лица и лиц, определяющих действия юридического лица.
Обязанность доказывания того факта, что убытки возникли в результате действий, совершение которых соответствовало обычным условиям гражданского оборота или обычному предпринимательскому риску, лежит на вышеперечисленных лицах.
Лица, определяющие действия иностранного юридического лица и (или) уполномоченные выступать от его имени, при неисполнении обязанности по депонированию информации в органах юстиции, предусмотренной п. 8 ст. 51 Проекта ГК РФ, несут солидарную ответственность по всем его обязательствам, принятым в период с момента возникновения обязанности депонировать информацию до момента ее исполнения (п. 6 ст. 53.1 Проекта ГК РФ).
Немного о реорганизации и ликвидации
В данной статье мы не будем касаться вопросов, связанных с реорганизацией и ликвидацией юридических лиц. Это тема, требующая отдельного разговора. Отметим лишь, что:
- допускается реорганизация юридического лица с одновременным сочетанием различных форм реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) и не допускается преобразование коммерческих организаций в некоммерческие и некоммерческих организаций в коммерческие. Другие ограничения реорганизации юридических лиц могут быть установлены законом (ст. 57 Проекта ГК РФ);
- юридическое лицо, которое в течение последних 12 месяцев не представляло налоговой отчетности и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из Единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном Законом о государственной регистрации юридических лиц (п. 7 ст. 61 Проекта ГК РФ).
Таким образом, при наличии двух факторов - непредставление налоговой отчетности и отсутствие движения по расчетным счетам в течение 12 месяцев - юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ, то есть ликвидировано. Определенные затруднения вызывает словосочетание "может быть". Более жестким и понятным было бы установление обязательности исключения из ЕГРЮЛ указанных юридических лиц. А в таком варианте остается "простор для творчества чиновников" при решении вопросов: кто должен определять судьбу таких юридических лиц и каким образом будут их делить на тех, кого исключат, а кого нет. Налицо наличие некой коррупционной составляющей. Будем надеяться, что изменениями в Закон о государственной регистрации юридических лиц данные положения Проекта будут прояснены.
Запреты и обязанности
В связи с новым подразделением юридических лиц на корпоративные (корпорации) и унитарные Проект ГК РФ содержит ст. ст. 65.1, 65.2, 65.3, дающие определения вышеуказанных юридических лиц и устанавливающие права и обязанности участников (членов) и порядок управления в корпорации. Из новелл можно отметить, что в постоянно действующий коллегиальный орган (наблюдательный или иной совет), контролирующий деятельность исполнительных органов, не могут входить единоличный исполнительный орган корпорации и члены ее коллегиальных исполнительных органов. Напомним, что в ныне действующих законах подобное ограничение составляет не более одной четверти состава такого органа и содержит запрет единоличному исполнительному органу только одновременно осуществлять функции председателя совета директоров (наблюдательного совета) общества (п. 2 ст. 32 Федерального закона от 08.02.98 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", п. 2 ст. 66 Федерального закона от 26.12.95 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах").
Интересным выглядит введение в ГК РФ новой обязанности для участников: воздерживаться от конкуренции с товариществом или обществом, членами которого они являются. Будем ждать закон о хозяйственных обществах, который, возможно, прояснит данное положение ГК РФ.
Решения общего собрания участников корпорации и иного постоянно действующего коллегиального органа корпорации, а также состав участников, присутствовавших при их принятии, подлежат нотариальному удостоверению. Эта мера позволит избежать многих корпоративных споров в отношении решений и правомочности лиц, которые приняли спорные решения на общем собрании.
АО, хозяйственные товарищества и общества
Обратимся к положениям Проекта ГК РФ о хозяйственных товариществах и обществах. Хозяйственные товарищества могут создаваться в организационно-правовой форме полного товарищества или товарищества на вере (коммандитного товарищества). Хозяйственные общества могут создаваться в организационно-правовой форме акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью (п. 3, 4 ст. 66 Проекта ГК РФ). При создании хозяйственного общества одним участником он несет субсидиарную ответственность по обязательствам общества, возникшим в результате исполнения обществом его указаний.
Согласно п. 3 ст. 82 Проекта ГК РФ число коммандитистов в товариществе на вере не должно превышать 20. В противном случае оно подлежит преобразованию в хозяйственное общество в течение года, а по истечении этого срока - ликвидации в судебном порядке, если число его коммандитистов не уменьшится до указанного предела.
Из ГК РФ исключена ст. 95, посвященная обществам с дополнительной ответственностью, и полностью изменена ст. 97. Акционерные общества более не подразделяются на открытые и закрытые, а будут подразделяться на собственно акционерное общество и публичное акционерное общество. Публичным акционерным обществом признается акционерное общество, акции которого и ценные бумаги, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) и публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах.
В публичном акционерном обществе создается наблюдательный совет, число членов которого не может быть менее пяти, а также совет директоров, не менее одной четверти которого должны составлять независимые директора.
Ведение реестра акционеров публичного акционерного общества и функции счетной комиссии осуществляются независимой организацией, имеющей соответствующую лицензию.
В публичном акционерном обществе не могут быть ограничены количество акций, принадлежащих одному акционеру, их суммарная номинальная стоимость, а также максимальное число голосов, предоставляемых одному акционеру.
Публичное акционерное общество обязано публично раскрывать информацию, предусмотренную законом о хозяйственных обществах и законами о ценных бумагах.
Дополнительные требования к созданию и деятельности публичных акционерных обществ, а также условия, при которых публичное акционерное общество может утратить этот статус, устанавливаются законом о хозяйственных обществах и законами о ценных бумагах.
Таким образом, должны исчезнуть из гражданского оборота общества с дополнительной ответственностью и закрытые акционерные общества. По всей видимости, будут преобразованы и народные предприятия, так как к ним применяются правила Закона N 208-ФЗ о закрытых акционерных обществах, если иное не предусмотрено Федеральным законом от 19.07.98 N 115-ФЗ "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)". Об этом, в частности, говорится в Концепции.
Из Проекта ГК РФ исключены упоминания о Федеральных законах N 14-ФЗ и N 208-ФЗ. На смену им должен прийти закон о хозяйственных обществах, который будет регулировать деятельность ООО и АО.
В Проекте ГК РФ закреплено, что учредительным документом юридического лица является устав. Для хозяйственных товариществ юридическую силу устава имеет учредительный договор, на основании которого они ведут свою деятельность. Для некоммерческой организации, осуществляющей приносящую доходы деятельность, в уставе необходимо указать виды такой деятельности, которые должны соответствовать целям создания и основной деятельности некоммерческой организации (п. 4 ст. 52 Проекта ГК РФ).
Битва с фирмами-однодневками
Государство продолжает борьбу с фирмами-однодневками, и борьба эта, похожая на битву Дон Кихота с ветряными мельницами, приобретает новые очертания. Предполагается ужесточение требований к минимальному размеру и составу уставных капиталов юридических лиц. Увеличение минимального размера уставного капитала довольно резкое - в десятки раз. Так, минимальный размер уставного капитала общества с ограниченной ответственностью должен составлять не менее 500 тыс. рублей вместо прежних 10 тыс. рублей. Размер уставного капитала акционерного общества - не менее 5 млн. рублей вместо 100 тыс. рублей, а публичного акционерного общества - не менее 100 млн. рублей (п. 1 ст. 66.2, п. 5 ст. 97 Проекта ГК РФ).
Данный минимальный уставный капитал должен быть оплачен денежными средствами, и не менее трех четвертей его должно быть внесено учредителями до государственной регистрации общества, остальная часть - в течение первого года деятельности общества (п. 4 ст. 66.2 Проекта ГК РФ). Последствия нарушения этой обязанности определит новый закон о хозяйственных обществах.
Вышеуказанные положения Проекта ГК РФ корреспондируют с введением в гражданское законодательство принципа добросовестности в качестве одного из наиболее общих и важных принципов гражданского права. При установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного или недобросовестного поведения (подп. 4, 5 ст. 1 Проекта ГК РФ).
При оплате долей (акций) в уставном капитале общества не денежными средствами, а иным имуществом участники такого общества и независимый оценщик в случае недостаточности имущества общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в пределах суммы, на которую завышена оценка имущества, внесенного в уставный капитал, в течение пяти лет с момента государственной регистрации общества или внесения в устав общества соответствующих изменений (п. 3 ст. 66.2 Проекта ГК РФ). Напомним, что ранее ответственность предусматривалась в течение трех лет для участников обществ с ограниченной ответственностью и независимых оценщиков (п. 2 ст. 15 Закона N 14-ФЗ).
Не оправдали доверия
Понятие "зависимое общество" исключено из ГК как не оправдавшее себя на практике и не несущее особой смысловой нагрузки (п. 4.1.4 Концепции). Дочернее хозяйственное общество (п. 1 ст. 67.2 Проекта ГК РФ), являющееся участником основного хозяйственного общества, не вправе участвовать в управлении делами основного общества, в том числе голосовать при принятии решений его органами. Однако нарушение этого правила не является основанием для признания недействительными действий основного хозяйственного общества в отношении третьих лиц (п. 3 ст. 67 Проекта ГК РФ).
В ГК РФ вводится понятие "корпоративный договор". Напомним, что его внутреннему содержанию соответствуют понятия "акционерное соглашение" (ст. 32.1 Закона N 208-ФЗ) и "договор об осуществлении прав участников общества" (п. 3 ст. 8 Закона N 14-ФЗ).
Итак, отметим, что ряд положений Концепции направлен на упорядочение системы гражданского законодательства. Предлагается в принципе отказаться от "трехуровневой" системы гражданских законов, когда между ГК и развивающими его специальными законами создается "прослойка" в виде законов общего характера (о реорганизации юридических лиц, о собственности и т. п.). Будет произведено сокращение числа законов об отдельных видах юридических лиц путем консолидации ряда таких законов (Законов об АО и об ООО, Законов о кооперативах), а в других случаях предлагается полностью отменить некоторые законы с перенесением отдельных норм в ГК РФ (многие законы о некоммерческих организациях) (п. 9 Введения Концепции).
В течение 2011 - 2012 гг. предстоит большая работа по приведению в соответствие с Концепцией и с вытекающими из нее изменениями ГК обширного массива российского законодательства (п. 4 Введения Концепции). Корпоративным юристам необходимо переделать уставы и другие документы по новым требованиями ГК РФ и соответствующим законам. По всей видимости, будет дан определенный срок на проведение таких действий и нас снова ждут очереди на сдачу документов, только теперь не перед дверями 46-й ИФНС и других налоговых органов, а перед уполномоченными органами юстиции.
Ну а в глобальном смысле из-за ужесточения требований к минимальному размеру уставного капитала следует ждать масштабного исчезновения большого количества акционерных обществ путем реорганизации их в общества с ограниченной ответственностью (ООО в случае невозможности соответствовать данным требованиям ждет ликвидация) и роста числа индивидуальных предпринимателей.
------------------------------------------------------------------
Название документа