Основные вопросы продажи бизнеса

(Князькова Ю. М.)

("Юрист", 2011, N 1)

Текст документа

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОДАЖИ БИЗНЕСА

Ю. М. КНЯЗЬКОВА

Князькова Юлия Михайловна, специальный корреспондент коммерческой группы газеты "Юридическая Россия".

В статье анализируются практические вопросы продажи бизнеса. По данным автора, после проведения предпродажной подготовки 30% из тех, кто желал продать свой бизнес, передумывают делать это, поскольку начинают осознавать, что бизнес может приносить им прибыль.

Ключевые слова: бизнес, продажа, покупатели, продавцы, интересы, инвентаризация, коммерческая тайна.

Fundamental issues of sale of business

Yu. M. Knyaz'kova

The article analyses practice issues of sale of business. In accordance with the author's data after carrying out pre-sale preparation 30% of those who decided to sell their business change their mind as they begin to realize that business can be profitable.

Key words: business, sale, purchasers, sellers, inventory, commercial secret.

В настоящее время продажа и покупка бизнеса достаточно частое явление. Но что же делать, если вы решили продать свой бизнес? В XXI в. проще всего выставить свой бизнес на специализированные площадки в Интернете.

Но, перед тем как опубликовывать объявление, вам стоит как следует подготовить собственный бизнес.

Покупатели бывают разные, соответственно и желание приобрести бизнес возникает по разным причинам. Первая группа потенциальных покупателей интересуется бизнесом как вложением, приносящим прибыль. А вторая группа потенциальных покупателей интересуется бизнесом с целью получения технологий и специалистов. Поэтому перед подготовкой бизнеса к продаже вам необходимо тщательно продумать круг потенциальных покупателей и проводить подготовку с учетом особенностей интересов покупателей.

В случае если вы прибегаете к помощи специалиста, вам необходимо знать, что результатом работы должны стать следующие факты: вы должны получить заключение, в котором указываются исходные и конечные цифры оценки, должна быть установлена рыночная цена бизнеса, рекомендуемая для продажи, также вам должны будут предоставить обзор сегмента рынка продаваемого бизнеса, рекомендуется заслушать устную защиту оценщиком установленной стоимости бизнеса, чтобы в достаточной степени осознавать причину установления именно такой стоимости. Скорее всего, покупатель захочет провести собственную оценку, поэтому рекомендуется обращаться к специалистам, имеющим высокую деловую репутацию в этой сфере, чтобы впоследствии сэкономить время и не ждать, пока потенциальный клиент проведет повторную оценку.

Покупатель явно не захочет приобретать за значительные деньги бизнес, в котором есть какие-либо недочеты, а ваши фразы "Мы все сделаем в ближайшее время" наверняка его не устроят. В первую очередь вам необходимо провести ревизию всей документации. Затем провести юридическую экспертизу и устранить проблемы, которые легко исправить. Далее, необходимо провести полную инвентаризацию имущества и составить инвентаризационные списки. Обратите особое внимание на проверку оформления всех долгов и обязательств. Разумеется, лучше, если нет никаких долгов, но в реальной жизни от этого никуда не убежать, так что бегать и не рекомендуем, просто проверьте урегулированность взаимоотношений с кредиторами и дебиторами. Одним словом, покупатель должен видеть, что приобретение данного бизнеса не станет для него головной болью, что проблем с документацией и долгами не возникнет, а значит, вы гораздо быстрее привлечете внимание заинтересованных во вложении средств лиц.

Перед продажей можно попробовать выступить в роли покупателя: поинтересуйтесь аналогичным бизнесом, который уже выставлен на продажу. Посмотрите, что может вас не устроить в качестве покупателя. А теперь обратите взор на свое детище, и если есть необходимость, исправьте то, что вас не устроило бы в чужом бизнесе.

И вот наступил долгожданный момент, ваш бизнес готов, и самое время размещать объявления. Вы сделали все, разместили всю необходимую информацию, и желающие просто ринулись к вам. Мы уже говорили, что потенциальные покупатели бывают разные, а соответственно, к каждому из них нужен особенный подход. Покажите покупателю именно то, что он хочет увидеть.

Чтобы более подробно разобраться в данном вопросе, понять, на что стоит обратить свое внимание при подготовке бизнеса к продаже, мы обратились к учредителю и главному редактору журнала "Бизнес на продажу" бизнес-брокеру Анатолию Одинцову и Виталию Дадонову, управляющему партнеру юридической компании "Дельфи".

Анатолий Одинцов обращает ваше внимание на выявление слабых сторон бизнеса: "Это как будто вы решили продать машину, а у нее разбитый бампер.

Покупатель сразу задумается, стоит ли ее покупать, ведь ранее вы могли повредить что-то еще, у нее могут быть проблемы с ходовой или с чем-то еще. Вот и с бизнесом точно так же, клиенты могут увидеть одну проблему, а потом задуматься, нет ли у вас и других проблем".

Виталий Дадонов предлагает в первую очередь проверить учредительные документы, если бизнес требует специального разрешения, проверить лицензии. "Получите выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимость. Проверьте, оформлены ли надлежащим образом ваши работники, со всеми ли заключены трудовые договоры. Подготовьте документы, подтверждающие, что продавец является надлежащим владельцем бизнеса, договоры купли-продажи акций, уступки прав. В случае наличия конфликтов среди участников бизнеса постарайтесь устранить их, никто не захочет покупать конфликтный бизнес либо он продастся с существенным дисконтом. Когда вы уже нашли клиента, желающего купить ваш бизнес, мы советуем проверить деловую репутацию контрагента, ведь им может быть недобросовестный брокер, желающий заполучить информацию о вашем бизнесе, а впоследствии использовать ее либо продать. Для этого вы можете обратиться в охранное агентство либо к частному детективу. Обратите особое внимание на защиту коммерческой тайны. Для этого предоставляйте документы для ознакомления клиенту без разрешения использовать какие-либо технические средства либо снимать копии с документов. Тем более ни в коем случае не отдавайте оригиналы, они могут к вам не вернуться. Второй способ позволить клиенту ознакомиться с документами без раскрытия коммерческой тайны - вы выкладываете на специальный сервис в Интернете документы, не имеющие особой ценности.

Для того чтобы потенциальный клиент получил доступ к информации, лучше всего заключить с ним соглашение о нераспространении коммерческой тайны со штрафными санкциями за его нарушение.

Возможен третий вариант - передать всю информацию вашему консультанту и поручить ему подготовить заключение, которое и будет предоставлено потенциальному покупателю, сами же документы ему не передаются".

30 процентов из тех, кто желал продать свой бизнес, передумывают делать это. Они проводят полную подготовку и осознают, что именно этому бизнесу еще суждено приносить им прибыль, тем более что он приведен в полный порядок. Так приведите в порядок и свой бизнес - может, вам не захочется его продавать?

------------------------------------------------------------------

Название документа