Правовые формы воздействия органов государственной власти на институты гражданского общества
(Гриб В. В.) ("Конституционное и муниципальное право", 2011, N 1) Текст документаПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ НА ИНСТИТУТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА <*>
В. В. ГРИБ
-------------------------------- <*> Grib V. V. Legal forms of influence of agencies of state authority on the institutes of civil society.
Гриб Владислав Валерьевич, член Общественной палаты РФ, кандидат юридических наук.
Изучение механизма взаимодействия институтов гражданского общества и органов государственной власти является актуальным в современных политико-правовых реалиях. В статье анализируются закрепленные в российском законодательстве формы воздействия органов государственной власти на институты гражданского общества, обусловливающие архитектонику гражданского общества России.
Ключевые слова: органы государственной власти, институты гражданского общества, общественные объединения, некоммерческие организации.
Study of the mechanism of interaction of institutes of civil society and agencies of state power is topical in contemporary political-law realities. The article analyses the forms of influence of agencies of the state authority on the institutes of civil society substantiating the structure of civil society in Russia consolidated in the Russian legislation.
Key words: agencies of state authority, institutes of civil society, public associations, non-commercial organizations.
Анализируя формы воздействия органов государственной власти на институты гражданского общества, их можно подразделить на следующие: контроль за деятельностью институтов гражданского общества, ограничения и запреты в осуществлении деятельности, финансовая поддержка, предоставление льгот, целевые программы и стратегии, участие органов государственной власти в формировании и функционировании институтов гражданского общества, участие в деятельности общественно-государственных объединений, участие государственных служащих в руководящих органах разных институтов гражданского общества (политических партиях, общественных объединениях). В соответствии с ч. 5 ст. 13 Конституции Российской Федерации запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Перечень форм поддержки и сотрудничества государственных органов с неправительственными организациями применительно ко всем общественным организациям предусмотрен ст. 31 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" <1> и ст. 17 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" <2>, а для благотворительных организаций - ст. 18 Федерального закона от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" <3>, а также рядом специальных нормативно-правовых актов, принятых субъектами Российской Федерации (например, Постановление Правительства Тюменской области N 307-П "О порядке признания и отбора общественно полезных (значимых) программ (мероприятий) и предоставления государственной поддержки национально-культурным автономиям, иным общественным объединениям, религиозным организациям в форме субсидий"; Закон Томской области N 226-ОЗ "О государственной поддержке региональных и местных национально-культурных автономий в Томской области"; Постановление Правительства Самарской области N 526 "О предоставлении субсидий некоммерческим организациям (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) - производителям услуг, осуществляющим свою деятельность на территории Самарской области, в целях возмещения затрат в связи с оказанием ими услуг в сфере развития институтов гражданского общества в Самарской области" и ряд других). -------------------------------- <1> Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ (посл. ред. от 22 июля 2010 г.) "О некоммерческих организациях" (с изм. и доп., вступающими в силу с 1 октября 2010 г.) // Собрание законодательства РФ. 1996. N 3. Ст. 145. <2> Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ (посл. ред. от 22 июля 2010 г.) "Об общественных объединениях" // Собрание законодательства РФ. 1995. N 21. Ст. 1930. <3> Федеральный закон от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ (в ред. от 30 декабря 2008 г.) "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" // Собрание законодательства РФ. 1995. N 33. Ст. 3340.
Широкий круг форм государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений предусмотрен главой II Федерального закона от 28 июня 1995 г. N 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" <4> и принятыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации. В апреле 2010 г. были внесены поправки в Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", согласно которым вводится новое понятие "социально ориентированные некоммерческие организации (НКО)", предусматривается ведение реестров социально ориентированных организаций, которым в приоритетном порядке будет оказываться государственная поддержка. -------------------------------- <4> Федеральный закон от 28 июня 1995 г. N 98-ФЗ (посл. ред. от 22 августа 2004 г.) "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" // Собрание законодательства РФ. 1995. N 27. Ст. 2503.
На федеральном уровне предоставление государственных заказов закреплено в Федеральном законе от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" <5>. -------------------------------- <5> Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ (посл. ред. от 27 июля 2010 г.) "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" // Собрание законодательства РФ. 2005. N 30 (ч. 1). Ст. 3105.
Законодательство предоставляет широкие возможности для оказания поддержки некоммерческим организациям, в том числе: бюджетное финансирование (субсидирование) отдельных видов расходов некоммерческих организаций (выделение средств на ремонт помещений, на оплату услуг связи, на обучение кадров); безвозмездная передача государственного или муниципального имущества в собственность; предоставление налоговых льгот некоммерческим организациям, а также физическим и юридическим лицам, оказывающим материальную поддержку неправительственным организациям; предоставление льготных кредитов; информационная, консультационная помощь, а также предоставление неправительственным организациям льгот неналогового характера (аренда помещений). Кроме того, государственные органы привлекают институты гражданского общества к разработке и реализации государственных и муниципальных программ, в том числе в сфере развития гражданского общества. Так, в качестве примера можно привести Постановление Правительства Красноярского края от 27 ноября 2008 г. "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Содействие развитию гражданского общества в Красноярском крае" на 2009 - 2011 годы"), Постановление Правительства Пензенской области от 21 ноября 2008 г. "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Развитие гражданского общества (2009 - 2012 годы)" и др. Участие в деятельности общественно-государственных объединений также является важной формой воздействия государства на институты гражданского общества. Государство участвует в создании материальной базы государственно-общественных объединений, оказывает финансовую, административную поддержку, обеспечивая имуществом, принимая иные меры государственной защиты и покровительства. Например, на основании распоряжения Правительства РФ от 17 апреля 2003 г. N 475-р обществу "Динамо" переданы в безвозмездное пользование объекты, являющиеся государственным имуществом Российской Федерации. Формой влияния государства на гражданское общество, на наш взгляд, является активное участие авторитетных государственных служащих в деятельности руководящих органов общественных организаций. В качестве примера можно привести Президиум Ассоциации юристов России, подавляющее большинство членов которого составляют руководители законодательной, исполнительной и судебной власти.
------------------------------------------------------------------
Название документа