Д. А. Медведев как основоположник банкротного права Российской Федерации
(Ванин В. Э.) ("Законодательство и экономика", 2010, N 12) Текст документаД. А. МЕДВЕДЕВ КАК ОСНОВОПОЛОЖНИК БАНКРОТНОГО ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В. Э. ВАНИН
Российское законодательство о несостоятельности (банкротстве), несмотря на свою молодость, уже неоднократно подвергалось существенным корректировкам и продолжает вызывать справедливую критику. Недостаточно изучен и вопрос об истоках этого законодательства. Член Коллегии адвокатов штата Нью-Йорк, магистр права (LL. M, The University of Manchester) В. Э. Ванин провел интересное исследование, результаты которого изложены в представленной статье.
С момента принятия Закона РФ от 19 ноября 1992 г. N 3929-1 "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" <1> (далее - Закон) прошло 18 лет, но до сих пор не утихают научные дискуссии, порожденные его подготовкой и принятием. -------------------------------- <1> Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 1. Ст. 6.
Даже название Закона вызывает столкновение различных точек зрения и является актуальной темой оживленных научных дискуссий, поскольку перекочевало во все последующие банкротные законы: и Закон 1998 г., и Закон 2002 г. именуются законами о несостоятельности (банкротстве). Доктор юридических наук С. А. Карелина в своей диссертации справедливо пишет: "При характеристике данных понятий ("несостоятельность" и "банкротство". - В. В.), с одной стороны, допускается их ...отождествление, а с другой - данным терминам приписывают различные значения" <2>. Но при этом ошибочно предлагает переименовать Закон о несостоятельности (банкротстве) в Закон "О финансовом оздоровлении и банкротстве", объясняя это так: "Употребление в названии иных терминов представляется излишним". С. А. Карелина пытается обосновать свое предложение "мировыми традициями", приводя в пример французский закон о восстановлении предприятий и ликвидации их имущества в судебном порядке 1985 г. <3>. -------------------------------- <2> Карелина С. А. Механизм правового регулирования отношений несостоятельности (банкротства): Дис. ... докт. юрид. наук. М., 2009. С. 97. <3> Там же. С. 150.
Доказательства ошибочности подобной точки зрения как в отношении банкротного <4> права в целом, так и отношении названия банкротного закона в частности были приведены в статье "Закон о несостоятельности (банкротстве): какую реформу нам предлагают?" <5>. Дополнительно заметим, что аргумент о "мировых традициях", приведенный С. А. Карелиной со ссылкой на название французского закона 1985 г., не подтверждает ее точку зрения, а, наоборот, выявляет ее ошибочность: действительно, в названии и в тексте французского Закона N 85-98 от 25 января 1985 г. "О восстановлении предприятий и ликвидации их имущества в судебном порядке" (Loi N 85-98 du 25 janvier 1985 relative au redressement et a la liquidation judiciaires des enterprises) финансовое оздоровление никак не отделялось от банкротства и банкротных процедур, но лишь по той причине, что и процедуры по восстановлению предприятий (финансовое оздоровление), и ликвидационные процедуры рассматривались в общих рамках банкротных процедур. Заметим также, что еще в 2000 г. данный Закон был кодифицирован и наряду с другими законами включен в Коммерческий кодекс Франции (Code de Commerce) и в виде отдельного закона в настоящее время не существует. -------------------------------- <4> По недоразумению называемое конкурсным "в честь" раздела IV Закона "Принудительная ликвидация предприятия-должника по решению арбитражного суда. Конкурсное производство". <5> Ванин В. Э. Закон о несостоятельности (банкротстве): какую реформу нам предлагают? // Законодательство и экономика. 2010. N 3.
Рассматривая вопрос о первоисточниках банкротного законодательства Российской Федерации, С. А. Карелина в своем исследовании указывает на П. Д. Баренбойма как одного из разработчиков Закона о несостоятельности (банкротстве). Данное утверждение отнюдь не оригинально, поскольку первоначально, до С. А. Карелиной, такую точку зрения, причем в тех же самых выражениях, высказывали В. Н. Ткачев <6> и В. Е. Левченко <7>. Однако при всем уважении к вице-президенту Международного союза (содружества) адвокатов СНГ П. Д. Баренбойму, который действительно принимал участие в рабочей группе по подготовке законопроекта, его влияние на формирование текста Закона не так категорично. Например, его точка зрения о возможности дифференцирования понятий "несостоятельность" и "банкротство", подкрепляемая примерами из различных юрисдикций <8>, не нашла отражения в Законе, более того, вопреки ей в тексте Закона категории "несостоятельность" и "банкротство" употребляются как синонимы. -------------------------------- <6> Ткачев В. Н. Термины "банкротство" и "несостоятельность": сущность и соотношение // Адвокат. 2003. N 3. <7> Левченко В. Е. Формирование и развитие правового регулирования несостоятельности (банкротства) в России и проблемы обеспечения безопасности кредиторов: теоретико-правовой и историко-правовой аспекты: Дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2008. <8> Баренбойм П. Д. Правовые основы банкротства. М., 1995. С. 59.
Важнейший научный вклад в подготовку и принятие не только Закона, но и всего банкротного законодательства Российской Федерации внес Д. А. Медведев, ныне - Президент РФ, а в 1990 г. - аспирант, успешно защитивший в Ленинградском государственном университете кандидатскую диссертацию на тему "Проблемы реализации гражданской правосубъектности государственного предприятия". В результате диссертационного исследования Д. А. Медведев указал на необходимость разработки и принятия специального Закона: "Проблема ликвидации убыточных предприятий назревала давно, но жесткая необходимость создания законодательства, регламентирующего конкурсное производство, связана с переходом на рыночную модель экономики, в которой беспощадно пресекается любое разгильдяйство, негибкость и бесхозяйственность... В наших условиях наиболее приемлемым представляется разработка и принятие специального Закона о несостоятельности (ликвидационном производстве)... <9>". -------------------------------- <9> Медведев Д. А. Проблемы реализации гражданской правосубъектности государственного предприятия: Дис. ... канд. юрид. наук. Л., 1990. С. 194.
Сравним банкротные тезисы Д. А. Медведева с текстом принятого спустя два года после защиты диссертации Закона, приводя их последовательно, друг за другом, и сделав естественную поправку на то, что Д. А. Медведев во время принятия Закона не был депутатом Верховного Совета РСФСР, не входил в состав ни комиссий, ни комитетов, ни рабочих групп: "I. Общие основания и условия конкурсного (ликвидационного) производства. Для возбуждения ликвидационного производства необходимо признание в установленном порядке организации-должника (или гражданина-коммерсанта) несостоятельной, т. е. не имеющей достаточного имущества для покрытия долгов и удовлетворения всех кредиторов. Все процессуальные вопросы ведения конкурсных дел можно поручить Госарбитражу (суду - в отношении граждан), разделив подведомственность указанных споров в зависимости от подчиненности ликвидируемого предприятия (союзная, республиканская, коммунальная). Правом на обращение в арбитраж или суд для возбуждения конкурсной процедуры следует наделить: а) кредиторов несостоятельного должника; б) вышестоящие органы управления, если предприятие имеет ведомственную подчиненность; в) банки; г) налоговые органы. Производство может быть возбуждено также по инициативе арбитража или самого должника. Условиями возникновения конкурсных отношений считаются: 1) длительная неплатежеспособность предприятия, удостоверенная фактом невозможности самостоятельного погашения долговых требований; 2) наличие нескольких кредиторов, претендующих на имущество этого предприятия. Для государственного предприятия возможны еще две предпосылки: проведение (или мотивированный отказ от проведения) финансово-кредитной санации, которая не привела к улучшению деятельности товаропроизводителя, и, в определенных случаях, согласие органа управления" <10>. -------------------------------- <10> Медведев Д. А. Указ. соч. С. 194, 195.
В соответствии со статьей 1 Закона под несостоятельностью (банкротством) предприятия понимается неспособность удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, в связи с превышением обязательств должника над его имуществом или в связи с неудовлетворительной структурой баланса должника, т. е. в связи с таким состоянием имущества и обязательств должника, когда за счет имущества должника не может быть обеспечено своевременное выполнение обязательств перед кредиторами в связи с недостаточной степенью его ликвидности. В соответствии с пунктом 1 ст. 3 Закона дела о несостоятельности (банкротстве) предприятия рассматриваются высшим арбитражным судом республики в составе Российской Федерации, краевым, областным, городским арбитражным судом, арбитражным судом автономной области, автономного округа по месту нахождения предприятия-должника. Согласно статье 4 Закона основанием для возбуждения производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия является заявление должника или кредитора (кредиторов), а также прокурора. В силу статей 10 и 11 Закона в процессе проведения санации собственник предприятия-должника, любой из кредиторов или члены трудового коллектива предприятия-должника могут обратиться в арбитражный суд с заявлением о неэффективном проведении санации. Арбитражный суд рассматривает такие заявления и принимает соответствующее решение вплоть до решения о прекращении санации. В случае прекращения санации арбитражный суд принимает решение о признании должника несостоятельным (банкротом) и открытии конкурсного производства. "II. Возбуждение конкурсного (ликвидационного) производства. В этом разделе необходимо отразить процедуру и стадии возбуждения процесса, порядок подачи заявлений, помещения объявлений о ликвидации в печати и т. д. Назначение ликвидатора (куратора), который будет вести конкурсное управление имуществом должника, следует доверить арбитражу. Им может стать как один из кредиторов, так и сторонняя организация (например, коммерческий банк). С момента назначения ликвидатора официально объявляется о ликвидации дел несостоятельного должника. Объявление о ликвидации порождает важные гражданско-правовые последствия: а) прекращаются все права органа управления в отношении несостоятельного должника; б) несостоятельный должник лишается права совершать сделки со своим имуществом, все его права переходят к ликвидатору, который становится его представителем; в) все притязания кредиторов несостоятельного должника удовлетворяются не в обычном порядке, а в порядке ликвидационного производства; г) ограничивается зачет взаимных требований сторон; д) все гражданские обязательства должника приравниваются к просроченным, т. е. кредиторы вправе заявлять и те требования, срок исполнения которых формально еще не наступил; е) приостанавливается начисление процентов по денежным обязательствам с участием несостоятельного должника; ж) расторгаются трудовые и коллективные договоры с работниками ликвидируемого предприятия" <11>. -------------------------------- <11> Там же.
Раздел II Закона "Рассмотрение дела о несостоятельности (банкротстве) предприятия в арбитражном суде" отражает процедуру и стадии возбуждения процесса, порядок подачи заявлений и т. д. В соответствии со статьей 17 решение о признании должника несостоятельным (банкротом) и открытии конкурсного производства публикуется в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации". Согласно статье 19 Закона арбитражный суд назначает конкурсного управляющего. В силу статьи 18 Закона с момента принятия решения об открытии конкурсного производства все претензии имущественного характера могут быть предъявлены должнику только в рамках конкурсного производства, сроки исполнения всех долговых обязательств должника считаются наступившими, прекращается начисление пени и процентов по всем видам задолженности предприятия-должника. "III. Конкурсное управление имуществом. Ликвидатор (куратор) в соответствии с требованиями этого раздела должен осуществлять следующие действия: информировать всех участников гражданского оборота о ликвидации, расторгать договоры несостоятельного должника, консолидировать и удовлетворять все претензии возможных кредиторов, взыскивать дебиторскую задолженность ликвидируемого предприятия, реализовывать его имущество. По завершении конкурса куратор составляет ликвидационный баланс и передает его в арбитраж" <12>. -------------------------------- <12> Медведев Д. А. Указ. соч. С. 196.
В соответствии со статьей 21 Закона конкурсный управляющий представляет в арбитражный суд и кредиторам необходимую информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства, выполняет функции управления предприятием-должником, имеет право оспаривать в арбитражном суде сделки должника, заключенные им в течение последних шести месяцев, предшествующих возбуждению производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия, приобретает право распоряжения имуществом должника. "IV. Окончательный раздел имущества и прекращение несостоятельного должника. Окончательный раздел имущества может производиться в Госарбитраже. В Законе следует установить очередность удовлетворения претензий. Сначала производятся расчеты по тратам на ликвидацию, по компенсациям за утраченный заработок увольняемым работникам (трех-, шестимесячное пособие), капитализируется сумма возмещения вреда. Затем необходимо удовлетворять претензии, обеспеченные вещным правом (залогом <13>, удержанием). В третью очередь погашаются претензии остальных кредиторов. Завершать конкурсное (ликвидационное) производство должно определение арбитража о ликвидации (реорганизации) предприятия и распределении оставшегося имущества" <14>. -------------------------------- <13> Д. А. Медведев относит залоговое право к вещным правам, в противовес преобладающей ныне в доктрине точке зрения об обязательственной природе залога. <14> Медведев Д. А. Указ. соч. С. 196, 197.
В статье 30 Закона определен порядок распределения конкурсной массы, в том числе покрытия расходов, связанных с конкурсным производством, удовлетворения требований по оплате труда работников, удовлетворения требований граждан в связи причинением им вреда путем капитализации соответствующих платежей, погашения долговых обязательств должника, обеспеченных залогом, остальных кредиторов. В соответствии со статьей 37 Закона арбитражный суд после утверждения отчета конкурсного управляющего выносит определение о завершении конкурсного производства. "V. Особенности применения Закона к отдельным видам предприятий. В заключительном разделе можно отразить специфику конкурсного производства применительно к государственным, арендным, коллективным, кооперативным ... и пр. предприятиям" <15>. -------------------------------- <15> Медведев Д. А. Указ. соч. С. 197.
В соответствии со статьей 11 Закона предусмотрена специфика производства по делу о несостоятельности (банкротстве) коммерческого банка или иного кредитного учреждения. Исследование научных тезисов Д. А. Медведева и сравнение их с содержанием законодательных актов, принятых после защиты диссертации, приводит к очевидному выводу: данные тезисы составляют корневую систему банкротного права Российской Федерации, а сам автор научной работы является основоположником банкротного права Российской Федерации. В своем научном труде Д. А. Медведев заложил основы банкротного законодательства Российской Федерации, сформулировав его содержание. Научная сила тезисов Д. А. Медведева оказалась настолько велика, а степень влияния тезисов на текст Закона настолько значительна, что непредвзятый исследователь не может этого не признать.
Библиография
Баренбойм П. Д. Правовые основы банкротства. М., 1995. Ванин В. Э. Закон о несостоятельности (банкротстве): какую реформу нам предлагают? // Законодательство и экономика. 2010. N 3. Карелина С. А. Механизм правового регулирования отношений несостоятельности (банкротства): Дис. ... докт. юрид. наук. М., 2009. Левченко В. Е. Формирование и развитие правового регулирования несостоятельности (банкротства) в России и проблемы обеспечения безопасности кредиторов: теоретико-правовой и историко-правовой аспекты: Дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2008. Медведев Д. А. Проблемы реализации гражданской правосубъектности государственного предприятия: Дис. ... канд. юрид. наук. Л., 1990. Ткачев В. Н. Термины "банкротство" и "несостоятельность": сущность и соотношение // Адвокат. 2003. N 3.
------------------------------------------------------------------
Название документа