Товарный знак и защита интеллектуальной собственности

(Леонов А.) ("Юрист", 2010, N 12) Текст документа

ТОВАРНЫЙ ЗНАК И ЗАЩИТА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

А. ЛЕОНОВ

Леонов Александр, генеральный директор юридической компании "АйПиПро", патентный поверенный РФ.

Правовые вопросы защиты интеллектуальной собственности являются весьма актуальными в современных российский правовых реалиях. Автор анализирует правовые аспекты защиты товарных знаков. Выводы автора могут использоваться в правоприменительной практике.

Ключевые слова: товарный знак, интеллектуальная собственность, государственная регистрация, товары.

Trademark and protection of intellectual property A. Leonov

Legal issues of protection of intellectual property are topical in contemporary Russian legal realities. The author analyses legal aspects of protection of trademarks. The author's conclusions may be used in law-application practice.

Key words: trademark, intellectual property, state registration, goods.

Растет количество стартапов, малый бизнес активно производит интеллектуальную собственность. Товарный знак - это один из самых наглядных видов интеллектуальной собственности, и наш разговор, предполагающий цикл статей о защите интеллектуальной собственности, мы начнем именно с него. Товарный знак - это обозначение, служащее для индивидуализации товаров и услуг, которые производит предприниматель. Функция индивидуализации, выделения конкретного товара из ряда аналогичных товаров является главнейшей функцией товарного знака. Государственная регистрация товарного знака, подтверждаемая соответствующим свидетельством, удостоверяет исключительное право предпринимателя производить данный товар или услугу.

КЛАССИФИКАЦИЯ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ

Существует несколько основных разновидностей товарных знаков, среди которых выделяют: изобразительные, словесные, комбинированные, звуковые, трехмерные (объемные) и другие.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ТОВАРНЫЕ ЗНАКИ

Изобразительные товарные знаки - это знаки, в которых есть только изображение (без слов). Это могут быть изображения предметов, животных, символы, линейно-графические композиции (включая буквы и цифры, исполненные в характерной графической манере).

Lacoste Playboy

Apple Mersedes

Nike Windows

Рисунки не приводятся.

В качестве товарного знака могут быть защищены цветовые решения, т. е. товарный знак можно защищать в той цветовой гамме, в которой он был подан на регистрацию.

СЛОВЕСНЫЕ ТОВАРНЫЕ ЗНАКИ

Словесные товарные знаки представляют собой оригинальные слова или их сочетания, выполненные в определенной графическо-шрифтовой манере. Словесный товарный знак - это то, что классически называется "логотип".

Sony Google

IBM Coca-Cola

Intel Disney

Рисунки не приводятся.

КОМБИНИРОВАННЫЕ ТОВАРНЫЕ ЗНАКИ

Комбинированные товарные знаки сочетают в себе как словесную, так и графическую часть.

KSAN БиЛайн

Zippo МТС

Macintosh Starbucks

Рисунки не приводятся.

ТРЕХМЕРНЫЕ ТОВАРНЫЕ ЗНАКИ

В качестве трехмерного товарного знака регистрируется оригинальная форма самого товара или его оригинальная упаковка - объекты, внешний вид которых не определяется исключительно их функциональными особенностями, а носит эстетический характер.

Форма конфеты "Рафаэло" (белый круглый шарик в обсыпке)

Флакон духов CHANEL N 5

Статуэтка богини "Дух экстаза" для автомобиля Rolls-Royce

Рисунки не приводятся.

ЗВУКОВЫЕ ТОВАРНЫЕ ЗНАКИ

Звуковой товарный знак представляет собой фрагмент музыкального произведения, короткий оригинальный музыкальный звук, шум природного, бытового, промышленного или искусственно созданного происхождения. Примеры звуковых товарных знаков: - мелодии мобильных телефонов Nokia, Sony Ericsson; - позывные радиостанций, радиопрограмм; - мелодии и заставки популярных телепередач; - аудиологотипы.

ДРУГИЕ ВИДЫ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ

Кроме товарных знаков, перечисленных выше, существуют динамические, позиционные, жестикуляционные, вкусовые товарные знаки. Так, например, если вкус помогает индивидуализировать товар, то мы имеем дело со вкусовым товарным знаком. Примеры вкусовых товарных знаков: - "цветочный аромат, напоминающий розу", - для покрышек; - "сильный запах горького пива" - для стрел для игры в дартс; - "запах свежескошенной травы" - для теннисных мячей.

ЗАЧЕМ НУЖНА ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ТОВАРНОГО ЗНАКА?

Товарный знак - это объект исключительного права. Исключительные права означают, что никто, кроме вас, без вашего разрешения не может использовать ваш товарный знак или знак, похожий на него. Государственная регистрация товарного знака нужна для того, чтобы получить на него как на объект интеллектуальной собственности исключительные права. То, что вы придумали товарный знак, вложили большие деньги в рекламную кампанию, сделали ваш продукт популярным на рынке, а товарный знак узнаваемым, не является подтверждением ваших исключительных прав на него. Исключительные права на товарный знак можно получить только путем его государственной регистрации и никаким другим образом. Существует достаточно распространенное заблуждение, что официальная регистрация компании и соответственно официальная регистрация фирменного наименования обеспечивают исключительные права на одноименный товарный знак. Это не так. В какой-то момент может появиться компания, которая воспользуется вашей репутацией и станет продвигать на рынке свои товары или услуги под вашим товарным знаком. И запретить ей заниматься такой деятельностью будет очень сложно. Возможна и другая не менее неприятная ситуация, когда другая компания зарегистрирует ваш товарный знак на себя и запретит вам пользоваться вашим же товарным знаком. Исключительные права на товарный знак дают вам следующие охраняемые российским и международным законодательством права: - право пользоваться и распоряжаться вашим товарным знаком, быть его единоличным владельцем; - право запрещать третьим лицам использование вашего товарного знака; - право передавать права на использование товарного знака другим лицам на основании лицензионного договора; - право уступить (продать) принадлежащий вам товарный знак и получить прибыль.

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ТОВАРНОГО ЗНАКА?

Хороший товарный знак должен обладать высокой различительной способностью, а также способностью быть объектом правовой охраны в России, а возможно, и за рубежом. Для каждого представляемого на государственную регистрацию товарного знака всегда должны быть соблюдены два условия: - знак должен обладать различительной способностью; - знак не должен вводить в заблуждение. Согласно Гражданскому кодексу РФ (часть IV) и Методическим рекомендациям Роспатента существует ряд оснований для отказа в регистрации товарного знака.

Абсолютные основания для отказа в регистрации товарного знака

1. Не допускается регистрация товарных знаков, состоящих только из обозначений: не обладающих различительной способностью. К обозначениям, не обладающим различительной способностью, могут относиться, в частности: - обозначения, представляющие собой отдельные буквы, цифры, не имеющие характерного графического исполнения, сочетания букв, не имеющие словесного характера; линии, простые геометрические фигуры, а также их сочетания, не образующие композиций, дающих качественно иной уровень восприятия, отличный от восприятия отдельных входящих в них элементов; - реалистические или схематические изображения товаров, заявляемые на регистрацию в качестве товарных знаков для обозначения этих товаров; - трехмерные объекты, форма которых обусловлена исключительно функциональным назначением; - общепринятые наименования, представляющие собой, как правило, простые указания товаров, заявляемые для обозначения этих товаров: общепринятые сокращенные наименования организаций, предприятий, отраслей и их аббревиатуры (например, ОАО, СКБ); представляющих собой государственные гербы, флаги и эмблемы; официальные названия государств, эмблемы, сокращенные или полные наименования международных межправительственных организаций; официальные контрольные, гарантийные и пробирные клейма, печати, награды и другие знаки отличия или сходных с ними до степени смешения (это также касается объектов культурного наследия народов РФ и объектов всемирного культурного наследия). Такие обозначения могут быть включены как неохраняемые элементы в товарный знак, если на это имеется согласие соответствующего компетентного органа или их владельца; вошедших во всеобщее употребление как обозначения товаров определенного вида. Под таким обозначением понимается обозначение, используемое для определенного товара, которое в результате его длительного применения для одного и того же товара или товара того же вида различными производителями стало видовым понятием (например, нейлон, новокаин, термос); являющихся общепринятыми символами и терминами. К общепринятым символам относятся, как правило, обозначения, символизирующие отрасль хозяйства или область деятельности, к которым относятся товары, содержащиеся в перечне товаров, для которых испрашивается регистрация товарного знака; условные обозначения, применяемые в науке и технике (например, чаша со змеей для медицины, шашечки для такси). К общепринятым терминам относятся лексические единицы, характерные для конкретных областей науки и техники (например, люкс, ом, метр, штука); указывающих на вид, качество, количество, свойства, назначение, ценность товаров, а также на место и время их производства или сбыта или представляющих собой форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством либо назначением товаров. К таким обозначениям относятся, в частности, простые наименования товаров (например, нельзя присвоить телевизору товарный знак "телевизор", а мебели - товарный знак "мебель"); обозначения категории качества товаров; указание свойств товаров (в том числе носящие хвалебный характер) (например, экстра, супер, вкусный); указания материала или состава сырья; указания веса, объема, цены товаров; даты производства товаров; данные по истории создания производства; видовые наименования предприятий (например, деревообрабатывающий комбинат - ДОК); адреса изготовителей товаров и посреднических фирм; обозначения, состоящие частично или полностью из географических названий, которые могут быть восприняты как указания на место нахождения изготовителя товара. Указанные элементы могут быть включены в товарный знак как неохраняемые элементы, если они не занимают в нем доминирующего положения:

Общепринятые в области Общепринятые в области Вид товара: медицины символы: медицины термины: Биологически активные + Анестезия добавки

Качество товара: Свойство товара: Назначение товара: Высокое качество Болеутоляющее Для приема внутрь

2. Не допускается регистрация в качестве товарных знаков или их элементов обозначений: - являющихся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя. К таким обозначениям относятся, в частности, обозначения, порождающие в сознании потребителя представление об определенном качестве товара, его изготовителе или месте происхождения, которое не соответствует действительности. Обозначение признается ложным или вводящим в заблуждение, если ложным или вводящим в заблуждение является хотя бы один из его элементов; - противоречащих общественным интересам, принципам гуманности и морали. К таким обозначениям относятся, в частности, слова и изображения непристойного содержания, призывы антигуманного характера, оскорбляющие человеческое достоинство, религиозные чувства и т. п.

Иные основания для отказа в регистрации

Относительные основания для отказа в регистрации товарных знаков зависят от наличия прав третьих лиц на используемые обозначения и характеризуют, в сущности, новизну обозначения. В процессе экспертизы рассматривается вопрос об однородности товаров и услуг, в отношении которых испрашивается регистрация товарного знака. Таким образом, на вполне законных основаниях несколько разных компаний могут являться владельцами тождественных или сходных товарных знаков, если они занимаются разной деятельностью и использование таких обозначений не вводит потребителя в заблуждение относительно производителя товаров. 1. Не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени их смешения: - с товарными знаками, ранее зарегистрированными или заявленными на регистрацию в Российской Федерации на имя другого лица в отношении однородных товаров; - с товарными знаками других лиц, охраняемыми без регистрации в силу международных договоров Российской Федерации (например, общеизвестные мировые знаки или знаки, зарегистрированные по Мадридскому соглашению); - с наименованиями мест происхождения товаров, охраняемыми в соответствии с законом Российской Федерации, кроме случаев, когда они включены как неохраняемый элемент в товарный знак, регистрируемый на имя лица, имеющего право пользования таким наименованием; - с наименованием селекционного достижения, зарегистрированного в Государственном реестре охраняемых селекционных достижений, права на которые в Российской Федерации возникли у иных лиц ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака; - с товарными знаками других лиц, признанными общеизвестными в Российской Федерации товарными знаками, в отношении однородных товаров; - с сертификационными знаками, зарегистрированными в установленном порядке; - позволяющие идентифицировать вина или спиртные напитки как происходящие с территории государства - участника международного соглашения (производимые в границах географического объекта этого государства) и имеющие особое качество, репутацию или другие характеристики, которые главным образом определяются их происхождением, если товарный знак предназначен для обозначения вин или спиртных напитков, не происходящих с территории данного географического объекта. 2. Не регистрируются в качестве товарных знаков обозначения, воспроизводящие: - известные на территории Российской Федерации фирменные наименования (или их часть), принадлежащие другим лицам, получившим право на эти наименования ранее даты поступления заявки на товарный знак в отношении однородных товаров; - промышленные образцы, знаки соответствия, доменные имена, права на которые возникли ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака; - названия известных в Российской Федерации произведений науки, литературы и искусства, персонажи из них или цитаты, произведения искусства или их фрагменты без согласия обладателя авторского права или его правопреемников; - фамилии, имена, псевдонимы и производные от них, портреты и факсимиле известных в РФ на дату подачи заявки лиц без согласия таких лиц или их наследников. Речь идет об обозначениях, воспроизводящих объекты авторского права и промышленной собственности. При решении вопроса об известности фирменных наименований могут возникнуть сложности, так как четкой грани "известности" и единого реестра таких обозначений пока не существует. В процессе регистрации проводится экспертиза, в ходе которой принимается решение о возможности регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака.

Виды сходства обозначений

Сходство словесных обозначений может быть звуковым (фонетическим), графическим (визуальным) и смысловым (семантическим). Звуковое сходство определяется на основании следующих признаков: - наличие близких и совпадающих звуков в сравниваемых обозначениях; - близость звуков, составляющих обозначения;

Зарегистрированный товарный знак: Сходный до степени смешения: "Кларитин" "КлариДин" "КларитинС"

- расположение близких звуков и звукосочетаний по отношению друг к другу; - наличие совпадающих слогов и их расположение; - число слогов в обозначениях; - место совпадающих звукосочетаний в составе обозначений; - близость состава гласных; - близость состава согласных; - характер совпадающих частей обозначений; - вхождение одного обозначения в другое; - ударение. Графическое сходство определяется на основании следующих признаков: - общее зрительное впечатление; - вид шрифта; - графическое написание с учетом характера букв (например, печатные или письменные, заглавные или строчные); - расположение букв по отношению друг к другу; - алфавит, буквами которого написано слово; - цвет или цветовое сочетание. Сходство изобразительных и объемных обозначений определяется на основании следующих признаков: - внешняя форма; - наличие или отсутствие симметрии; - смысловое значение; - вид и характер изображений (натуралистическое, стилизованное, карикатурное и т. д.); - сочетание цветов и тонов. Смысловое сходство определяют на основании следующих признаков: - подобие заложенных в обозначениях понятий, в частности совпадение значения обозначений в разных языках;

Зарегистрированный товарный знак: Сходный до степени смешения: "Офтанорм" "Визуанорм"

- совпадение одного из элементов обозначений, на который падает логическое ударение и который имеет самостоятельное значение; - противоположность заложенных в обозначениях понятий, идей. При определении сходства комбинированных обозначений используются признаки, приведенные выше, а также исследуется значимость положения, занимаемого тождественным или сходным элементом в заявленном обозначении. Перечисленные признаки могут учитываться как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях. Все вышеперечисленные требования можно охарактеризовать как "требования к охраноспособности товарного знака". Об оформлении заявки на государственную регистрацию, а также о процедурах, составляющих содержание процесса государственной регистрации товарного знака, мы поговорим в следующей статье. Регистрация товарного знака - неотъемлемая часть развития успешного бизнеса, обеспечивающая конкурентоспособность товаров и услуг, защиту от контрафактной продукции и недобросовестной конкуренции. Защита товарного знака предоставляет правообладателю исключительное право на использование товарного знака, включая запрещение иным лицам использовать товарный знак или зарегистрировать такой же знак.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ПОИСК

Для предоставления защиты товарному знаку на территории РФ, прежде чем подать заявку на регистрацию, необходимо провести предварительный поиск обозначения на тождество и сходство для выявления сходных до степени смешения как зарегистрированных на территории РФ товарных знаков, так уже заявленных на регистрацию, но пока к ней не допущенных. Важно учитывать, что поиск необходимо проводить лишь в отношении необходимых заявителю товаров и/или услуг. Чтобы определить товары и услуги, в отношении которых вы будете регистрировать товарный знак, следует обратиться к Международной классификации товаров и услуг (МКТУ). Международная классификация товаров и услуг, предназначенная для целей регистрации знаков, была "официально признана Соглашением, заключенным 15 июня 1957 г. странами - участницами Ниццкой дипломатической конференции, пересмотрена в 1967 г. в Стокгольме и в 1977 г. в Женеве и изменена в 1979 г." (Википедия). Согласно МКТУ все товары и услуги по признаку однородности разбиты на 45 классов: с 1-го по 34-й класс - товары, 34-й и 35-й - услуги. Поиск проводится в автоматизированной системе "Товарные знаки РФ", где выявляются все сходные (до степени смешения) и похожие знаки, которые могут быть противопоставлены в ходе экспертизы по искомому товарному знаку. В распечатке такого поиска содержится информация о классах, по которым проведен поиск, о названиях найденных знаков и классах, по которым они зарегистрированы, номера свидетельств или заявок, даты приоритетов. Проведение поиска занимает, как правило, от 5 дней до 1 месяца. Пример поиска по обозначению "РАСТЕМ ВМЕСТЕ". В результате проведенного поиска по обозначению "РАСТЕМ ВМЕСТЕ", как мы видим, помимо поданной нами заявки 7 августа 2007 г., выявлена заявка на товарный знак в отношении товаров 25-го и 28-го классов с более ранним приоритетом от 10 июля 2007 г. В результате такого поиска можно рекомендовать продолжить делопроизводство только в отношении 29-го класса МКТУ, так как в отношении товаров 25-го и 28-го классов МКТУ будут применены подп. 1, 2 п. 6 ст. 1483 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ): "Не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с: 1) товарными знаками других лиц, заявленными на регистрацию в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет, если заявка на государственную регистрацию товарного знака не отозвана или не признана отозванной".

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПРОМЫШЛЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Информационный поиск в АС "Товарные знаки РФ" <*>

-------------------------------- <*> Не приводится.

Поиск можно проводить самостоятельно в открытых реестрах ФИПС (Роспатента), заказывать платный поиск в Роспатенте или привлекать к проведению предварительного поиска патентных поверенных РФ, которые, используя результаты компьютерного поиска Роспатента, профессионально проведут его анализ (компьютерный поиск Роспатента проводится автоматизированной системой и дает большое количество товарных знаков, не похожих и тем более не сходных с запросом поиска; объем результатов поиска иногда достигает 50 и 100 печатных листов), выделят из всего многообразия выявленных товарных знаков те, которые могут быть приведены экспертизой в качестве "сходных до степени смешения" с искомым товарным знаком, и на основании анализа определят, "есть ли возможность для регистрации знака или существуют какие-либо препятствия к этому", а также оценят степень серьезности препятствий и возможные способы решения спорных вопросов. Патентный поверенный - специалист в области товарных знаков, прошедший квалификационный экзамен в Федеральном институте промышленной собственности. Патентный поверенный осуществляет по поручению клиентов взаимодействие с российским федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности (Роспатент), квалифицированно ведет дела, связанные с защитой интеллектуальной собственности. Клиентами патентного поверенного являются: заявители патентных заявок, правообладатели, любые заинтересованные российские и иностранные граждане, а также юридические лица, имеющие место нахождения как в Российской Федерации, так и за ее пределами. Иностранные граждане и юридические лица в соответствии с законодательством в обязательном порядке осуществляют ведение дел с российским федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности через патентных поверенных РФ. Сходство с выявленными в результате поиска обозначениями устанавливается в отношении однородных товаров и/или услуг. Например, однородными товарами являются следующие товары 25-го класса МКТУ: "платье, блузки, юбки, жакеты, брюки, пиджаки", так как все эти товары относятся к одной родовой группе "одежда". Однако неоднородными товарами могут быть признаны товары 25-го класса МКТУ "одежда" и товары 9-го класса МКТУ "одежда для защиты от огня", также относящиеся к одной родовой группе, но имеющие разное назначение. Вывод о степени тождества и сходства может сделать только квалифицированный специалист в области регистрации товарных знаков. Если результаты поиска дали положительный результат - нужно сразу же подавать заявку на регистрацию товарного знака в патентное ведомство.

ПРИОРИТЕТ ТОВАРНОГО ЗНАКА

Признание приоритета товарного знака является подтверждением его новизны и закреплением правового первенства товарного знака. Приоритет устанавливается на основе имеющихся в патентном ведомстве сведений об использовании аналогичного или сходного знака ("сведений, ставших общедоступными на дату поступления заявки на регистрацию товарного знака в патентное ведомство"). Приоритет товарного знака устанавливается по дате подачи заявки в российское патентное ведомство (Роспатент) либо по дате подачи заявки в государстве - участнике Парижской конвенции по охране промышленной собственности (конвенционный приоритет), если заявка на товарный знак подана в Роспатент в течение 6 месяцев с указанной даты. Также приоритет товарного знака может устанавливаться по дате начала открытого показа экспоната на выставке (выставочный приоритет), если заявка на товарный знак подана в Роспатент в течение 6 месяцев с даты начала показа (при условии, что показ происходил на официальной или официально признанной международной выставке, организованной на территории одного из государств - участников Парижской конвенции по охране промышленной собственности). Заявитель, желающий воспользоваться правом конвенционного или выставочного приоритета, обязан указать это при подаче заявки на товарный знак или в течение 2 месяцев со дня ее подачи в Роспатент и приложить необходимые документы, подтверждающие правомерность такого требования, или представить эти документы в Роспатент в течение 3 месяцев со дня подачи заявки. Приоритет товарного знака может устанавливаться по дате международной регистрации товарного знака в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

ЭКСПЕРТИЗА

После поступления заявки Роспатент проводит экспертизу. Экспертиза проводится двух видов: - формальная экспертиза; - экспертиза заявленного обозначения. Формальная экспертиза имеет целью проверить наличие необходимых документов заявки и их соответствие установленным требованиям. Формальная экспертиза заявки проводится в течение 1 месяца с даты ее подачи в Роспатент. Задачей формальной экспертизы является проверка содержания заявки, наличия необходимых документов, их соответствия установленным требованиям. По результатам формальной экспертизы заявка принимается к рассмотрению либо принимается решение об отказе в принятии ее к рассмотрению. Если в процессе формальной экспертизы установлено, что заявка оформлена с нарушением требований к ее документам, заявителю направляется запрос с указанием выявленных нарушений и предложением представить недостающие или исправленные сведения и/или документы в течение 2 месяцев с даты его получения заявителем. В случае нарушения сроков (без ходатайства о продлении) заявка признается отозванной, о чем заявитель уведомляется по истечении 4 месяцев с даты направления запроса. При соответствии материалов заявки установленным требованиям заявителю направляется уведомление о принятии заявки к рассмотрению с указанием установленной даты подачи заявки. После прохождения формальной экспертизы выносится решение о принятии к рассмотрению заявки и выдается так называемая приоритетная справка, подтверждающая дату приоритета заявки. В случае непредставления всех необходимых документов или их неполного представления выносится запрос формальной экспертизы, срок ответа на который составляет 2 месяца. После получения приоритетной справки происходит экспертиза по существу заявленного обозначения. Экспертиза заявленного обозначения имеет целью определение возможности признания обозначения товарным знаком и сходство с другими уже зарегистрированными знаками. В ходе проведения экспертизы обозначения, заявленного в качестве товарного знака, проверяется соответствие заявленного обозначения требованиям законодательства (ст. 1477, 1483 части четвертой ГК) по абсолютным и относительным основаниям и устанавливается приоритет товарного знака. По ее результатам выносится решение о регистрации, решение об отказе в регистрации (если существуют абсолютные основания для отказа в регистрации) или уведомление о результатах проверки соответствия заявленного обозначения требованиям законодательства. Ответ на такое уведомление должен быть представлен не позднее 6 месяцев с даты его направления заявителю. Сроки регистрации товарного знака (экспертизы по существу) законодательством не установлены. Но практика складывается таким образом, что регистрация товарного знака в России происходит в течение 13 месяцев с даты получения приоритета, который устанавливается по дате подачи заявки на товарный знак в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности (Роспатент). Такой длительный срок, возможно, обусловлен рассмотрением большого количества международных заявок, поданных на территорию России заявителями из разных стран мира (стран - участниц Мадридского соглашения о регистрации товарных знаков), а также ускоренных заявок на регистрацию товарных знаков. Например, в Италии регистрация длится 5 лет, в Казахстане - 3 года, что также связано с особенностями законодательства этих стран.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ

На основании решения о государственной регистрации товарного знака Роспатент в течение 1 месяца со дня получения документа об уплате пошлины за государственную регистрацию товарного знака и за выдачу свидетельства на него осуществляет государственную регистрацию товарного знака в Государственном реестре товарных знаков. В Государственный реестр товарных знаков вносятся: товарный знак, сведения о правообладателе, дата приоритета товарного знака, перечень товаров, для индивидуализации которых зарегистрирован товарный знак, дата его государственной регистрации, другие сведения, относящиеся к регистрации товарного знака, а также последующие изменения этих сведений. При непредставлении в установленном порядке документа об уплате пошлины регистрация товарного знака не осуществляется, а соответствующая заявка на товарный знак признается отозванной на основании решения Роспатента. Свидетельство на товарный знак выдается федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности (Роспатент) в течение 1 месяца со дня государственной регистрации товарного знака в Государственном реестре товарных знаков.

СРОК ДЕЙСТВИЯ РЕГИСТРАЦИИ ТОВАРНОГО ЗНАКА

Срок действия товарного знака - 10 лет с момента подачи заявки в Роспатент (а не с момента получения свидетельства). Таким образом, срок регистрации товарного знака начинает отсчитываться еще до момента его регистрации и выдачи свидетельства заявителю. Далее необходимо продлевать срок действия товарного знака. Порядок продления срока действия товарного знака гораздо проще, чем его регистрация. Нужно только помнить о необходимости сделать это. Законодательство не ограничивает владельца товарного знака количеством продлений, за время существования товарного знака права на него можно продлевать любое количество раз. Продлевать срок действия товарного знака рекомендуется в течение последнего года действия свидетельства. В противном случае потребуется уплата дополнительной пошлины за просрочку. Если вы все же не успели продлить действие свидетельства на товарный знак в последний год, то можете подать ходатайство с просьбой продлить срок. При условии уплаты дополнительной государственной пошлины Роспатент может продлить срок регистрации товарного знака на 6 месяцев.

------------------------------------------------------------------

Название документа