Транспортировка оружия для российского полицейского контингента в составе миротворческих миссий ООН
(Ревенко А. О.)
("Административное право и процесс", 2011, N 1)
Текст документа
ТРАНСПОРТИРОВКА ОРУЖИЯ ДЛЯ РОССИЙСКОГО ПОЛИЦЕЙСКОГО
КОНТИНГЕНТА В СОСТАВЕ МИРОТВОРЧЕСКИХ МИССИЙ ООН
А. О. РЕВЕНКО
Ревенко Алексей Олегович, старший инспектор Департамента кадрового обеспечения МВД России.
Сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации принимают участие в шести миротворческих миссиях ООН. Правоустанавливающими документами двух из них, а именно Интегрированной миссии ООН в Тиморе-Лешти и Миссии ООН по стабилизации на Гаити, предусмотрено, что международные полицейские должны быть вооружены, причем оружие должно предоставляться направляющим государством.
Ключевые слова: оружие, полицейские, миротворческая миссия, таможенное оформление, маркированная упаковка.
Transportation of arms of russian police contingent in the structure of peace-making missions of the UNO
A. O. Revenko
The employees of agencies of internal affairs of the Russian Federation took part in six peace-making missions of the UNO. The constitutive documents of two of them, namely the integrated Mission of the UNO in Timor-Teste and Mission of the UNO on stabilization in Haiti provide that the international policemen shall be armed and the arms shall be provided by the sending state.
Key words: arms, policemen, peace-making mission, customs formalization, marked packing.
Приказом МВД России от 30 августа 2000 г. N 914 Главному центру обеспечения ресурсами МВД России предписано обеспечивать командируемых в состав миротворческих миссий сотрудников МВД России необходимым оружием и боеприпасами.
Порядок вывоза с территории Российской Федерации оружия сотрудниками государственных военизированных организаций для выполнения служебных обязанностей определен Правилами оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 1997 г. N 1314.
Так, согласно п. 29 главы VIII указанных Правил вывоз из Российской Федерации и ввоз на территорию Российской Федерации оружия военнослужащими и сотрудниками государственных военизированных организаций для выполнения служебных обязанностей осуществляются на основании документа, подтверждающего право ношения оружия, и командировочного удостоверения, в которое вписывается вывозимое (ввозимое) оружие. Указанный документ вместе с копией командировочного удостоверения предъявляется в таможенный орган, расположенный в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации. Копия командировочного удостоверения после ее сверки с подлинником заверяется сотрудником таможенного органа путем проставления номерной печати и остается в деле таможенного органа, осуществившего таможенное оформление вывозимого (ввозимого) оружия.
Фактический механизм доставки оружия к месту несения службы в миротворческой миссии ООН в настоящее время организован следующим образом.
После получения из Секретариата ООН документов, подтверждающих готовность той или иной миссии принять ранее согласованных офицеров МВД России и оплатить их перелет к месту несения службы, Департамент кадрового обеспечения МВД России совместно с Программой развития ООН в Москве организует подготовку данной группы сотрудников к командированию. В этот процесс включена процедура выбора авиакомпании и организации взаимодействия с ней в целях обеспечения провоза оружия, выданного членам командируемой группы, в государство, принимающее миротворческую миссию. Рассмотрение данного вопроса осуществляется, как правило, головным офисом авиакомпании и занимает от 5 до 14 дней. К сожалению, не во всех случаях полученный ответ является положительным, что приводит к необходимости поиска альтернативных маршрутов перелета.
На следующем этапе командируемый сотрудник прибывает в один из аэропортов г. Москвы и во взаимодействии с соответствующей службой авиационной безопасности производит таможенное оформление оружия в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 1997 г. N 1314, а также его упаковку и передачу авиакомпании для непосредственной перевозки.
Законодательством Российской Федерации предусмотрен механизм минимизации рисков, связанных с указанной перевозкой. Он изложен в Инструкции о порядке перевозки воздушными судами гражданской авиации оружия, боеприпасов и патронов к нему, специальных средств, переданных пассажирами для временного хранения на период полета, утвержденной Приказом Федеральной службы воздушного транспорта Российской Федерации и МВД России от 30 ноября 1999 г. N 120/971.
При этом указанная Инструкция предписывает согласование изложенной в ней процедуры с представителями иностранной авиакомпании, что зачастую используется перевозчиком для диктата своих внутренних условий.
К примеру, авиакомпания "Эйр Франс" установила для своих рейсов следующий порядок: оружие сдается в багаж в маркированной упаковке отдельно от боеприпасов. При этом никаких дополнительных требований к упаковке не предъявляется. Известны случаи перевозки пистолета Макарова в дорожной сумке вместе с личными вещами командируемого.
И если при вылете из Российской Федерации переговоры с представителями авиакомпании ведутся при участии российской службы авиационной безопасности, подчиняющейся российскому законодательству об обеспечении безопасности воздушных перевозок, то при погрузке оружия в иностранном аэропорту на борт воздушного судна, принадлежащего иностранной авиакомпании, отстаивать предусмотренный указанной Инструкцией порядок вынужден сам сотрудник. Этот факт объясняется тем, что, получив пистолет Макарова и два боекомплекта к нему в период прохождения предмиссионной подготовки в г. Москве, сотрудник принял на себя полную ответственность за их сохранность. Не имея специальных знаний, зачастую добиться успеха в подобных переговорах довольно проблематично.
Представляется, что для минимизации возможных рисков, связанных с такой перевозкой, было бы целесообразным предусмотреть для нее специальный порядок. Специфика организации службы российских полицейских контингентов в миротворческих миссиях ООН позволяет это сделать.
В качестве наиболее приемлемой альтернативы установленному порядку можно было бы рассмотреть вариант доставки всего вооружения контингента к месту несения службы единым грузом при заезде в состав той или иной миссии первой группы российских гражданских полицейских. Вывоз вооружения осуществить также единым грузом при выводе контингента.
Но в этом случае возникает противоречие предложенного порядка с рядом положений Постановления Правительства Российской Федерации от 15 октября 1997 г. N 1314. Выход из этой ситуации можно найти в процедуре принятия решения о направлении российского полицейского контингента в состав миротворческой миссии. Данное решение оформляется актом Президента Российской Федерации. И в случае если указанным актом будет предусмотрен для конкретного случая порядок, отличный от установленного указанным выше Постановлением Правительства Российской Федерации, то допустимо применение нормы, содержащейся в акте Президента Российской Федерации, как специальной по отношению к общей норме, содержащейся в Постановлении Правительства Российской Федерации от 15 октября 1997 г. N 1314. Таким образом, решение проблемы состоит во включении дополнительной нормы в акт, предписывающий МВД России предоставить свои людские и материальные ресурсы для той или иной миротворческой миссии.
Еще одна проблема заключается в установлении порядка обеспечения надлежащего отношения к вооружению и лица, ответственного за его сохранность как на период транспортировки, так и на все время использования. Данная проблема снимается тем, что любой российский полицейский контингент в миротворческой миссии является самостоятельным подразделением. Согласно Инструкции, утвержденной Приказом МВД России от 30 августа 2000 г. N 914, в его составе назначается командир, имеющий право издавать распоряжения по вопросам закрепления материально-технических средств и вооружения и обязанный при необходимости создавать комиссию по учету и инвентаризации имущества, специальных средств и вооружения российского контингента; подписывать акты учета и инвентаризации; проводить служебные проверки по фактам халатного отношения к имуществу, вооружению, специальным и техническим средствам.
Таким образом, минимальная корректировка нормативной базы, регламентирующей командирование сотрудников МВД России в миротворческие миссии, позволит добиться значительного повышения уровня сохранности вооружения российских полицейских контингентов ООН посредством сокращения количества перевозок.
------------------------------------------------------------------
Название документа