Эволюция ГК или революция в ГК?
(Быканов В.)
("ЭЖ-Юрист", 2010, N 46)
Текст документа
ЭВОЛЮЦИЯ ГК ИЛИ РЕВОЛЮЦИЯ В ГК?
В. БЫКАНОВ
Владислав Быканов, газета "ЭЖ-Юрист".
ВАС РФ на своем сайте 13 ноября опубликовал для обсуждения проект изменений в отдельные разделы ГК РФ. Согласно проекту предполагается внесение корректировок в Общие положения (раздел I), Общую часть обязательственного права (раздел III) и Международное частное право (раздел VI).
Говоря о сути изменений, следует отметить, что в целом гражданско-правовые отношения остаются прежними. Вместе с тем появляется целый ряд положений, влияющих на участников гражданского оборота. В частности, планируется ввести запрет на получение преимуществ из незаконного или недобросовестного поведения (ст. 1 проекта), а также в результате обхода закона (ст. 10 проекта). Кроме того, планируется ввести компенсацию ущерба, причиненного правомерными действиями госорганов и органов местного самоуправления (ст. 16.1 проекта).
Однако самые существенные изменения коснутся юридических лиц, их организационно-правовых форм, процедур реорганизации и регистрации. Должно кануть в Лету общество с дополнительной ответственностью, а фирмы, называемые сегодня хозяйственными обществами и товариществами, предложено именовать коммерческими корпоративными организациями. Проектом вводится и новое для современной российской практики понятие корпорации. Корпорациями будут называться юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом на участие в управлении их деятельностью (право членства), являются корпоративными организациями (корпорациями) (ст. 65.1).
Планируется изменить и регулирование открытых акционерных обществ, которые получат статус публичных обществ (ст. 97 проекта). Функции регистрирующего органа из ФНС России предложено передать Министерству юстиции (ст. 51 проекта). Вводится право регистрирующего органа отказать в регистрации юридического лица, если содержание его устава не соответствует закону.
Кроме того, проект предполагает ограничение для фирм, зарегистрированных на территории иностранного государства с льготным налогообложением, и (или) если закон этого государства не требует предоставления или раскрытия информации при проведении финансовых операций. Такие фирмы могут осуществлять предпринимательскую деятельность на территории РФ при условии депонирования в уполномоченном государственном органе юстиции достоверной информации о своих учредителях (участниках) и выгодоприобретателях.
Также новые нормы ГК РФ призваны разрешить проблему, связанную с нахождением юридического лица не по адресу, указанному в учредительных документах. Риски последствий неполучения юридически значимых сообщений по указанному в ЕГРЮЛ адресу, а также риск отсутствия в этом месте органа или представителя возлагаются на данное юридическое лицо. Соответственно, сообщения, доставленные по указанному адресу, считаются полученными, даже если юридическое лицо не находится по этому адресу.
Следует отметить и некоторое ужесточение ответственности участников гражданско-правовых отношений. В частности, юридическое лицо обязано будет возместить убытки, причиненные другим участникам гражданского оборота вследствие непредставления, несвоевременного представления или представления недостоверных данных в ЕГРЮЛ (ст. 51 проекта).
Конкретизируются по сравнению с действующей редакцией ГК РФ и случаи ответственности лица, уполномоченного выступать от имени юридического лица, членов коллегиальных органов юридического лица и лиц, определяющих действия юридического лица (ст. 53.1 проекта).
Проектом затрагиваются и другие положения гражданского законодательства, например о применении к безналичным денежным средствам и бездокументарным ценным бумагам правил обязательственного права (ст. 122 проекта), о применении норм гражданского законодательства к отношениям с участием иностранных лиц, как физических, так и юридических (проект изменений в раздел VI ГК РФ).
В качестве целей изменений, предложенных для обсуждения, названы гармонизация принципов гражданского законодательства с современными рыночными отношениями в России, с правилами регулирования соответствующих отношений в Европейском союзе, а также учет опыта судов при применении и толковании ГК РФ. Однако насколько эти цели будут достигнуты, а изменения - окажутся радикальными, покажет соответствующий Закон после подписания его Президентом РФ.
------------------------------------------------------------------
Название документа
Вопрос: Договор страхования содержит условие о его досрочном прекращении с момента отчуждения страхователем застрахованного имущества другим лицам. Действительно ли данное условие?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2010)
Текст документа
Подготовлен для системы КонсультантПлюс
Вопрос: Договор страхования содержит условие о его досрочном прекращении с момента отчуждения страхователем застрахованного имущества другим лицам. Действительно ли данное условие?
Ответ: Да, данное условие является действительным. Однако по этому вопросу может быть и другая позиция.
Обоснование: Согласно п. 1 ст. 958 ГК РФ договор страхования прекращается до наступления срока, на который он был заключен, если после его вступления в силу существование страхового риска прекратилось по обстоятельствам иным, чем страховой случай. К таким обстоятельствам закон не относит отчуждение страхователем застрахованного имущества.
Однако граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 421 ГК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 407 ГК РФ обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором. Пункт 1 ст. 407 ГК РФ является диспозитивной нормой, давая сторонам предусматривать иные основания прекращения обязательств помимо тех, которые указаны в ГК РФ и законах.
Таким образом, условие договора страхования о его досрочном прекращении с момента отчуждения страхователем застрахованного имущества другим лицам является действительным.
Следует также обратить внимание на ст. 960 ГК РФ. В соответствии с ней при переходе прав на застрахованное имущество к другому лицу права и обязанности по договору страхования также переходят к этому лицу. Исключение составляют случаи принудительного изъятия имущества по основаниям, указанным в пункте 2 ст. 235 ГК РФ, и отказа от права собственности (ст. 236 ГК РФ).
Данная императивная норма не противоречит ст. 407 ГК РФ. Эта норма регулирует иные отношения (связанные со сменой лица в обязательстве) и не ограничивает диспозитивность п. 1 ст. 407 ГК РФ. Иными словами, прекращение обязательства по соглашению сторон (п. 1 ст. 407 ГК РФ) делает невозможным правопреемство в обязательстве (ст. 960 ГК РФ) по причине отсутствия последнего.
Однако по данному вопросу встречается и другая позиция. Согласно ей правило ст. 960 ГК РФ императивно действует при любом переходе прав на застрахованное имущество, и потому условие о досрочном прекращении договора с момента отчуждения страхователем застрахованного имущества является ничтожным (Постановление ФАС Московского округа от 16.06.2010 N КГ-А40/2922-10).
А. В.Авакян
Эксперт КонсультантПлюс
Подписано в печать
19.11.2010
------------------------------------------------------------------
Название документа
Вопрос: Общество включило в свои внутренние документы положение о том, что срок предоставления копий документов в соответствии со ст. 91 Закона об акционерных обществах составляет один месяц. Правомерно ли включение указанного положения?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2010)
Текст документа
Подготовлен для системы КонсультантПлюс
Вопрос: Общество включило в свои внутренние документы положение о том, что срок предоставления копий документов в соответствии со ст. 91 Закона об акционерных обществах составляет один месяц. Правомерно ли включение указанного положения?
Ответ: Включение указанного положения правомерно. Однако следует учитывать, что судебная практика по данному вопросу противоречива.
Обоснование: В силу п. 1 ст. 91 Федерального закона от 26.12.2005 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об АО) общество обязано обеспечить акционерам доступ к документам, предусмотренным п. 1 ст. 89 этого Закона.
Документы должны быть предоставлены обществом в течение семи дней со дня предъявления соответствующего требования для ознакомления в помещении исполнительного органа общества. Кроме того, общество обязано по требованию лиц, имеющих право доступа к документам, предусмотренным п. 1 ст. 89 Закона об АО, предоставить копии указанных документов (п. 2 ст. 91 Закона об АО).
Следовательно, п. 2 ст. 91 Закона об АО предусматривает две разные процедуры: предоставление документов для ознакомления и передачу копий этих документов.
При этом семидневный срок, установленный п. 2 ст. 91 Закона об АО, распространяется только на предоставление документов для ознакомления (см. Постановления Девятого Арбитражного апелляционного суда от 25.06.2009 N 09АП-10147/2009-АК, от 22.06.2009 N 09АП-9306/2009-АК, Решения Арбитражного суда г. Москвы от 10.09.2008 N А40-44166/08-152-395, от 29.08.2008 по делу N А41-10483/08, от 23.11.2007 по делу N А40-53422/07-79-323).
Таким образом, поскольку срок для выдачи копий данных документов законом не установлен, включение обществом в его внутренние документы положения о сроке передачи акционерам копий документов является законным.
Однако иногда суды придерживаются противоположной позиции, считая, что п. 2 ст. 91 Закона об АО устанавливает семидневный срок и для предоставления копий документов (Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 07.12.2006 N Ф04-8072/2006(28976-А75-13), ФАС Уральского округа от 10.04.2008 N Ф09-1587/08-С4, ФАС Волго-Вятского округа от 15.09.2008 по делу N А11-880/208-К2-22/60, от 14.08.2008 по делу N А11-11/2008-К2-18/56, Десятого Арбитражного апелляционного суда от 21.05.2008 по делу N А41-К1-17237/07).
А. В.Авакян
Эксперт КонсультантПлюс
Подписано в печать
19.11.2010
------------------------------------------------------------------
Название документа
Вопрос: Общее собрание акционеров намерено увеличить уставный капитал путем дополнительного выпуска акций. ФСФР России приняло решение о государственной регистрации этого выпуска. Акции размещены среди акционеров, при этом отчет об итогах выпуска ФСФР России еще не зарегистрирован. Будут ли учитываться указанные акции при определении кворума на общем собрании акционеров в случае, если размещение произошло после составления списка лиц, имеющих права на участие в общем собрании акционеров?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2010)
Текст документа
Подготовлен для системы КонсультантПлюс
Вопрос: Общее собрание акционеров намерено увеличить уставный капитал путем дополнительного выпуска акций. ФСФР России приняло решение о государственной регистрации этого выпуска. Акции размещены среди акционеров, при этом отчет об итогах выпуска ФСФР России еще не зарегистрирован. Будут ли учитываться указанные акции при определении кворума на общем собрании акционеров в случае, если размещение произошло после составления списка лиц, имеющих права на участие в общем собрании акционеров?
Ответ: В рассматриваемой ситуации акции не будут учитываться при определении кворума на общем собрании акционеров.
Обоснование: Отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг, регулируются Федеральным законом от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон N 39-ФЗ). В соответствии с п. 1 ст. 27.6 данного Закона, если дополнительный выпуск эмиссионных ценных бумаг не полностью оплачен или не проведена государственная регистрация отчета о его итогах, запрещается обращение указанных ценных бумаг.
Иные последствия отсутствия регистрации отчета Закон N 39-ФЗ не устанавливает. Данная точка зрения подтверждается Постановлением ФАС Уральского округа от 25.12.2006 N Ф09-10898/06-С5. В нем говорится, что отсутствие государственной регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг ограничивает их обращение на рынке ценных бумаг. Однако оно не свидетельствует о том, что акции как именные ценные бумаги не существуют.
Общее собрание акционеров правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие акционеры, обладающие в совокупности более чем половиной голосов размещенных голосующих акций общества. Это отмечено в п. 1 ст. 58 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об АО). Список лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, составляется на основании данных реестра акционеров общества (п. 1 ст. 51 Закона об АО).
Под размещением эмиссионных ценных бумаг понимается их отчуждение эмитентом первым владельцам путем заключения гражданско-правовых сделок (ст. 2 Закона N 39-ФЗ). Следовательно, акции признаются размещенными независимо от того, был ли зарегистрирован отчет об итогах их выпуска.
Однако в приведенной ситуации дополнительные акции были размещены после составления списка лиц, имеющих права на участие в общем собрании акционеров. Пунктом 5 ст. 51 Закона об АО определено только два случая, когда в этот список могут вноситься изменения:
- восстановление нарушенных прав лиц, не включенных в указанный список на дату его составления;
- исправление ошибок, допущенных при его составлении.
Действующим законодательством не предусмотрено внесение изменений в список лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, в случае совершения гражданско-правовых сделок с акциями (см. Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2008).
Таким образом, размещение акций после составления данного списка не является основанием для внесения в него изменений. Следовательно, эти акции не будут учитываться при определении кворума на общем собрании акционеров.
А. В.Авакян
Эксперт КонсультантПлюс
Подписано в печать
19.11.2010
------------------------------------------------------------------
Название документа