Защита прав и свобод человека и гражданина при государственной регистрации актов гражданского состояния
(Темникова Н. А.) ("Нотариус", 2010, N 5) Текст документаЗАЩИТА ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА ПРИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ АКТОВ ГРАЖДАНСКОГО СОСТОЯНИЯ <*>
Н. А. ТЕМНИКОВА
Темникова Наталья Александровна, доцент кафедры гражданского права ОмГУ, кандидат юридических наук.
В статье автор рассматривает актуальные вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина при государственной регистрации актов гражданского состояния. Сделана попытка путем анализа правовых норм выявить ряд пробелов и противоречий.
Ключевые слова: защита прав и свобод, регистрация актов гражданского состояния, расторжение брака, вступление в брак, органы загса.
The author of the article considers topical issues of protection of rights and freedoms of man and citizen in state registration of acts of civil state. The author makes an attempt to detect a number of lacunas and controversies by analysis of legal norms.
Key words: protection of rights and freedoms, registration of acts of civil state, dissolution of marriage, marriage, agencies of civil registry office.
Реализация прав и свобод человека и гражданина предполагает наличие законодательных гарантий беспрепятственного осуществления прав и возможности их защиты. Применительно к законодательству об актах гражданского состояния актуальным представляется вопрос совершенствования процедуры государственной регистрации, поскольку анализ правовых норм позволяет выявить ряд пробелов и противоречий. Отношения по регистрации актов гражданского состояния в науке относят к организационным (процедурным) <1>. По классификации, данной О. А. Красавчиковым <2>, с момента подачи заявления о регистрации акта гражданского состояния возникает организационно-предпосылочное правоотношение, целью которого является возникновение, прекращение, изменение правоотношения (брачного, родительского и т. д.). -------------------------------- <1> См., например: Тарусина Н. Н. Брак по российскому семейному праву. М., 2010. С. 123. <2> См.: Красавчиков О. А. Гражданские организационно-правовые отношения // Антология уральской цивилистики. 1925 - 1989: Сб. статей. М., 2001. С. 162 - 164.
Правовая процедура регистрации акта гражданского состояния, используя определение процедуры, данное В. Н. Скобелкиным, применительно к трудовым правоотношениям <3>, представляет собой нормативно установленный порядок осуществления юридической деятельности, обеспечивающий реализацию материальных норм семейного и гражданского права и возникновение, изменение, прекращение основанных на них имущественных и неимущественных правоотношений. -------------------------------- <3> См.: Скобелкин В. Н. Трудовое процедурно-процессуальное право / В. Н. Скобелкин, С. В. Передерин, С. Ю. Чуча, Н. Н. Семенюта. Воронеж, 2002. С. 139.
Эта процедура включает в себя этапы реализации, установленные нормами Федерального закона "Об актах гражданского состояния" <4>. Этапами регистрации акта гражданского состояния, которые последовательно сменяют друг друга, являются: (1) подача и принятие заявления; (2) составление актовой записи; (3) выдача свидетельства о регистрации акта гражданского состояния. -------------------------------- <4> Об актах гражданского состояния: Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 47. Ст. 5340; 2001. N 44. Ст. 4149; 2002. N 18. Ст. 1724; 2003. N 17. Ст. 1553, N 28. Ст. 2889, N 50. Ст. 4855; 2004. N 35. Ст. 3607; 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 25; 2008. N 30 (ч. 2). Ст. 3616; 2009. N 52 (ч. 1). Ст. 6441.
В ряде случаев между этапами подачи заявления и составлением актовой записи наличествует временной промежуток. Например, при регистрации брака, когда месячный срок может быть сокращен, продлен, в исключительных случаях регистрация может быть произведена в день подачи заявления. При расторжении брака в загсе месячный срок, установленный законом, не может быть сокращен. При государственной регистрации перемены имени, внесении изменений и исправлений в записи актов гражданского состояния срок рассмотрения заявления составляет один месяц, но возможно его продление не более чем на два месяца руководителем органа загса (ст. 60 ФЗ "Об актах гражданского состояния"). Назначение этапа подачи заявления состоит в следующем: 1) подтверждение взаимного добровольного согласия на регистрацию, расторжение брака либо воли лица на регистрацию иного акта гражданского состояния; 2) декларирование и документальное подтверждение отсутствия обстоятельств, препятствующих заключению брака, расторжению брака в загсе; 3) сообщение и документальное подтверждение необходимых для составления актовой записи сведений о лицах, вступающих в брак (ст. 26 ФЗ "Об актах гражданского состояния"), либо сведений, требуемых для совершения иных актов; 4) назначение даты и времени регистрации акта гражданского состояния. В то же время уже на этапе подачи заявления выявляется несовершенство процедуры регистрации актов гражданского состояния, которое может быть причиной нарушения прав и законных интересов граждан. В Законе отсутствуют основания для отказа в принятии заявления, предусмотрен только отказ в регистрации акта гражданского состояния. В соответствии со ст. 11 Закона отказ в государственной регистрации акта гражданского состояния возможен, если государственная регистрация противоречит закону и если представлены документы, не соответствующие требованиям. При государственной регистрации заключения брака отказ допускается, если наличествуют доказательства, подтверждающие обстоятельства, препятствующие заключению брака (п. 9 ст. 27 Закона). Действующие правила целесообразны только для тех актов гражданского состояния, процедура совершения которых не предусматривает временного промежутка между подачей заявления и государственной регистрацией (государственная регистрация рождения, регистрация расторжения брака по решению суда, регистрация усыновления (удочерения), регистрация установления отцовства, регистрация смерти, восстановление и аннулирование актовой записи). При наличии срока ожидания представляется целесообразным предусмотреть в Законе такое процедурное действие, как отказ в принятии заявления, например, если заявителем представлены не все необходимые документы. При подаче заявления о регистрации брака возможно выявление порока воли у одного из лиц, подающих заявление о регистрации брака (в том числе если заявитель не владеет русским языком). Несмотря на то что наличие взаимного добровольного согласия является обязательным условием заключения брака, отказ в регистрации возможен лишь при наличии препятствий, предусмотренных ст. 14 СК РФ. Наличие этого пробела подтверждается и административными регламентами, принимаемыми субъектами Российской Федерации, в которых предусмотрены процедурные действия, не содержащиеся в ФЗ "Об актах гражданского состояния". Так, в Административном регламенте Управления загса Воронежской области предусмотрена процедура прекращения государственной регистрации заключения брака <5>, основанием которой является выражение заявителем несогласия (в устной или письменной форме) вступления в брак либо заявление любого лица о наличии обстоятельств, препятствующих заключению брака. -------------------------------- <5> URL: http:// www. vrnzags. ru/ adregbrk. html.
Административный регламент Главного управления загса Московской области содержит возможность неисполнения процедуры регистрации брака, если отсутствует взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, либо лицо (лица), желающее вступить в брак, не достигло брачного возраста <6>. Поскольку административные регламенты не могут устанавливать процедуры, не предусмотренные СК РФ, требуется обсуждение вопроса о необходимости предусмотреть непосредственно в ФЗ "Об актах гражданского состояния" процедуры отказа в принятии заявления. -------------------------------- <6> URL: http:// www. artemokrug. ru/ print. php? id= 22885.
Пример, подтверждающий необходимость такой процедуры, приведен в комментарии судебной практики по семейным делам <7>. Н. обратилась в суд с жалобой на действия органа загса, отказавшего в регистрации брака в связи с тем, что лицо, вступающее в брак, не по доброй воле подало заявление о регистрации брака. Суд счел, что, несмотря на то что В. указывал на то, что родители несовершеннолетней Н. понудили его к заключению брака, то, что он являлся совершеннолетним в период подачи заявления, отсутствовали заболевания, которые могли повлиять на его волю, свидетельствует о том, что загс должен был зарегистрировать брак. Действительно, в настоящее время отсутствие добровольности не является основанием для отказа в регистрации брака, но в то же время добровольность является обязательным условием заключения брака. Поэтому предполагаем необходимым предусмотреть в законе предлагаемую процедуру. -------------------------------- <7> Беспалов Ю. Ф., Гордеюк Д. В. Комментарий к судебной практике по семейным делам. М., 2005. С. 16 - 17.
Пробельной является и ситуация, когда заявителем является лицо, которое по причине физических недостатков, болезни, неграмотности не может лично подписаться под заявлением и в актовой книге. Федеральный закон "Об актах гражданского состояния" не содержит правил, позволяющих подать заявление о регистрации акта гражданского состояния в таком случае, напротив, как обязательное требование указывается наличие подписи под заявлением лица (например, граждане, вступающие в брак, подписывают совместное заявление, подпись лица, не имеющего возможности явиться в загс, должна быть нотариально удостоверена). Отсюда можно сделать вывод о необходимости личной подписи под заявлением. Возможность применения по аналогии правила п. 3 ст. 160 ГК РФ в этом случае спорна, поскольку подача заявления о регистрации брака, развода не является сделкой (основанием для возникновения, изменения, прекращения правоотношения), а имеет организационные последствия. Исключение составляют случаи, когда заявление может быть сделано устно, но это не означает отсутствие проблемы. Так, невозможность подписи заявления рукоприкладчиком создает затрудненность, а порой и невозможность регистрации брака с лицом, которое по объективным причинам не может собственноручно подписаться под заявлением. Представляется целесообразным непосредственно в Законе предусмотреть возможность подписания заявления рукоприкладчиком в случаях, когда лицо не может подписаться собственноручно. Подпись рукоприкладчика должна быть засвидетельствована нотариусом либо руководителем органа загса с указанием причин, в силу которых совершающий сделку не мог подписать ее собственноручно. Не предусмотрено в настоящее время Законом и участие переводчика при регистрации акта гражданского состояния. Соответственно не решен вопрос соблюдения прав человека при регистрации акта гражданского состояния, если производится регистрация акта гражданского состояния в отношении лица, не владеющего русским языком. Таковым может быть не только иностранный гражданин или лицо без гражданства, но и российский гражданин, что отмечается и служащими органов загса. В целях соблюдения прав лиц, не владеющих русским языком, целесообразно предусмотреть в Законе возможность пользоваться услугами переводчика. О привлечении переводчика de lege ferenda возможно будет указать в графе "Особые отметки". Как уже было отмечено, при подаче заявления о регистрации акта гражданского состояния в случаях, указанных выше, назначается и дата регистрации. В России de jure не предусмотрена возможность отложения регистрации, de facto же перенос регистрации, например, брака возможен по согласованию со служащим органа загса. Исходя из наличия организационной возможности переноса регистрации акта гражданского состояния, что подтверждается и правоприменительной практикой, следует непосредственно в ФЗ "Об актах гражданского состояния" предусмотреть, что по уважительным причинам регистрация акта гражданского состояния может быть отложена. Возможность переноса регистрации брака существует, например, в Беларуси, где Инструкцией "О порядке совершения записей актов гражданского состояния" (утв. Постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 31.07.2000 N 16) допускается перенос дня и времени регистрации брака по просьбе лиц, вступающих в брак, если по уважительным причинам они не могут явиться в орган загса в день регистрации брака. Причина неявки признается уважительной либо неуважительной руководителем органа загса. СК Украины по-иному регулирует такую ситуацию, предусматривая, что заявление о регистрации брака теряет действие по истечении трех месяцев со дня его подачи (п. 4 ст. 28 СК Украины). Предполагаем, что наличие подобного правила желательно и в российском законодательстве. Предлагаемые изменения не затрагивают основных принципов государственной регистрации актов гражданского состояния. Их цель - снять ненужные ограничения, которые до сих пор существуют в законодательстве, а также устранить пробелы, которые создают препятствия заключению брака в ряде случаев.
Название документа