Государственное страхование судей: мифы и реальность

(Ермошин Г. Т.) ("Российская юстиция", 2010, N 12) Текст документа

ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТРАХОВАНИЕ СУДЕЙ: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

Г. Т. ЕРМОШИН

Ермошин Г. Т., профессор кафедры конституционного права Российской академии правосудия, действительный государственный советник юстиции РФ 3 класса.

Статья является результатом анализа законодательства о государственном страховании жизни, здоровья и имущества судей, которое является одной из важнейших форм социально-правовой защиты судей и членов их семей. Статистика свидетельствует, число преступных посягательств на судей и членов их семей, совершенных вне зданий судов, из года в год растет, в силу чего данная форма социально-правовой защиты судей и членов их семей приобретает особую актуальность. Однако реализация государственного страхования жизни, здоровья и имущества судей в полном соответствии с законодательством невозможна. На конкретных примерах раскрывается сущность имеющихся проблем, ставится вопрос о приведении законодательства о государственном страховании жизни, здоровья и имущества судей в соответствие с требованиями современности и формулируются конкретные предложения по его совершенствованию.

Ключевые слова: судья, государственное страхование судей, социально-правовая защита судей и членов их семей, преступные посягательства на жизнь и здоровье судей.

The article is the result of analysis of the legislation on public life insurance, health and property of judges, which is one of the most important forms of social and legal protection of judges and their families. Statistics show the number of criminal attacks on judges and their families, committed outside the court buildings, from year to year, which makes this form of social and legal protection of judges and their families is of particular relevance. However, the implementation of state life insurance, health and property of the judges in full compliance with the law impossible. With specific examples reveals the essence of the existing problems, the question of enforcement of legislation on public life insurance, health and property of the judges in accordance with the requirements of modernity and formulate concrete proposals for its improvement.

Государственное страхование жизни, здоровья и имущества судей является одной из важнейших форм социально-правовой защиты судей и членов их семей. Как отмечено в Постановлении Президиума Совета судей Российской Федерации от 18 февраля 2010 г. N 211 "Об обеспечении безопасности судей арбитражных судов и судов общей юрисдикции" анализ ситуации с обеспечением безопасности судей свидетельствует о том, что число преступных посягательств на судей и членов их семей, совершенных вне зданий судов, возросло. В 2009 году по сравнению с 2008 годом увеличилось число убийств судей в три раза; посягательств на жизнь и здоровье судей - в 1,4 раза; угроз судьям в связи с осуществлением правосудия и угроз совершения террористических актов в зданиях судов - в 2,3 раза. Вместе с тем реализация на практике этой формы социально-правовой защиты судей и членов их семей сталкивается с двумя проблемами, требующими своего законодательного разрешения. 1. Как известно, в соответствии с п. 1 ст. 20 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" (далее - Закон о статусе судей) жизнь, здоровье и имущество судьи подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств федерального бюджета. При этом жизнь и здоровье судьи подлежат страхованию на сумму его 15-летней заработной платы. Указанный Закон устанавливает условия выплаты и размер страховых сумм (п. 2 ст. 20 Закона о статусе судей). Органы государственного страхования выплачивают страховые суммы в случаях: - гибели (смерти) судьи в период работы либо после увольнения с должности, если она наступила вследствие телесных повреждений или иного повреждения здоровья, - его наследникам в размере 15-летней заработной платы судьи; - причинения судье увечья или иного повреждения здоровья, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, - в размере 3-летней заработной платы судьи; - причинения судье телесных повреждений или иного повреждения здоровья, не повлекших стойкой утраты трудоспособности, которые исключали бы дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, - в размере годовой заработной платы судьи. Эти правила не применяются, если в предусмотренном законом порядке будет установлено, что причинение вреда судье и членам его семьи не связано со служебной деятельностью судьи <1>. -------------------------------- <1> Пункт 7 ст. 20 Закона о статусе судей.

Вопросы специального государственного страхования судей регулируются также и нормами Федерального закона о государственной защите. Такое одновременное регулирование одних и тех же правоотношений нормами различных законов нередко приводит к наличию правовых коллизий. Именно так случилось и в вопросах регулирования специального государственного страхования судей. Статья Федерального закона о государственной защите устанавливает иной порядок исчисления размера страховых сумм, нежели ст. 20 Закона о статусе судей. Жизнь и здоровье судьи, арбитражного заседателя, присяжного заседателя подлежат обязательному государственному страхованию в сумме, равной 180-кратному размеру среднемесячной заработной платы (среднемесячного денежного содержания) судьи, арбитражного заседателя. Соответственно, по-иному определены и размеры выплат. Органы государственного страхования выплачивают страховые суммы в случаях: 1) гибели (смерти) перечисленных лиц в период работы (службы) либо после увольнения, ухода или удаления в отставку, если она наступила вследствие причинения указанным лицам телесных повреждений или иного вреда их здоровью в связи с их служебной деятельностью, - их наследникам и в размере, равном 180-кратному размеру среднемесячной заработной платы (среднемесячного денежного содержания) судьи, арбитражного заседателя, присяжного заседателя; 2) причинения перечисленным лицам в связи с их служебной деятельностью телесных повреждений или иного вреда их здоровью, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, - в размере, равном 36-кратному размеру среднемесячной заработной платы (среднемесячного денежного содержания) лица, здоровью которого был причинен вред; 3) причинения перечисленным лицам в связи с их служебной деятельностью телесных повреждений или иного вреда их здоровью, не повлекших стойкой утраты трудоспособности, не повлиявших на возможность заниматься в дальнейшем профессиональной деятельностью, - в размере, равном 12-кратному размеру среднемесячной заработной платы (среднемесячного денежного содержания) лица, здоровью которого был причинен вред. При одновременном возникновении в соответствии с законодательством Российской Федерации нескольких оснований по обязательному государственному страхованию по установленным случаям, обязательное государственное страхование осуществляется только по одному основанию по выбору должностного лица. Обязательное государственное личное страхование, установленное в отношении: лиц, содержание которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, - является расходным обязательством Российской Федерации; иных лиц - является расходным обязательством субъекта Российской Федерации. В случае причинения перечисленным лицам в связи с их служебной деятельностью телесных повреждений или иного вреда их здоровью, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, им ежемесячно выплачивается компенсация в виде разницы между их среднемесячной заработной платой (среднемесячным денежным содержанием) и назначенной им в связи с этим пенсией без учета суммы выплат, полученных по государственному страхованию. В случае гибели (смерти) указанных лиц, в том числе уволенных, ушедших или удаленных в отставку, вследствие причинения им телесных повреждений или иного вреда их здоровью в связи с их служебной деятельностью нетрудоспособным членам их семей, находившимся на их иждивении, ежемесячно выплачивается компенсация в виде разницы между приходившейся на их долю частью заработной платы (денежного содержания) погибшего и назначенной им пенсией по случаю потери кормильца без учета суммы выплат, полученных по государственному страхованию. Для определения указанной части заработной платы (денежного содержания) среднемесячная заработная плата (среднемесячное денежное содержание) погибшего делится на число членов семьи, находившихся на его иждивении, в том числе трудоспособных. При одновременном возникновении в соответствии с законодательством Российской Федерации нескольких оснований для компенсационных выплат выплаты осуществляются только по одному основанию по выбору получателя. Ущерб, причиненный уничтожением или повреждением имущества, принадлежащего перечисленным лицам или членам их семей, в связи с их служебной деятельностью, подлежит возмещению им или членам их семей в полном объеме, включая упущенную выгоду, в установленном порядке. Основанием для отказа в выплате страховых сумм и компенсаций в случаях, предусмотренных ст. 20 Федерального закона о государственной защите судей, является только приговор или постановление суда в отношении лица, признанного виновным в гибели (смерти) должностного лица, указанного в части первой настоящей статьи, или причинении ему телесных повреждений либо уничтожении или повреждении принадлежащего ему имущества, которым установлено, что эти события не связаны со служебной деятельностью данного лица. Представляется необходимым устранить коллизию двух указанных Законов, приведя положения ст. 20 Закона о статусе судей в соответствие с положениями ст. 20 Федерального закона о государственной защите судей. Закон о монетизации внес в Федеральный закон о государственной защите судей ряд новелл, которые принципиально не изменили положения, определяющие государственную защиту судей, кроме одного очень важного момента. В соответствии с новой редакцией ряда статей под действие Федерального закона о государственной защите судей теперь попали арбитражные заседатели. 2. Вторая проблема, которая, как ни странно, являясь наиболее вопиющей, оказалась вообще вне внимания правоведов, занимающихся вопросами законодательного регулирования организации и деятельности судебной власти и судей - носителей судебной власти. Заключается она в том, что, несмотря на, казалось бы, стабильную для внешнего наблюдателя ситуацию с государственным страхованием жизни, здоровья и имущества судей, на самом деле реализация такого страхования в полном соответствии с законодательством в принципе невозможна. Законодатель, определив право судей на обязательное государственное страхование жизни и здоровья за счет средств федерального бюджета, установил в ст. 969 "Обязательное государственное страхование" Гражданского кодекса Российской Федерации, что в целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства законом может быть установлено обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий. Обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям). Обязательное государственное страхование осуществляется непосредственно на основании законов и иных правовых актов о таком страховании указанными в этих актах государственными страховыми или иными государственными организациями (страховщиками) либо на основании договоров страхования, заключаемых в соответствии с этими актами страховщиками и страхователями. Обязательное государственное страхование оплачивается страховщикам в размере, определенном законами и иными правовыми актами о таком страховании. Правила, предусмотренные главой 48 ГК РФ "Страхование", применяются к обязательному государственному страхованию, если иное не предусмотрено законами и иными правовыми актами о таком страховании и не вытекает из существа соответствующих отношений по страхованию. Как известно, государственных страховых или иных государственных организаций (страховщиков) в Российской Федерации не существует. Статья 969 ГК РФ определила, что обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям), к коим, как известно, органы судебной власти не относятся. Право на обязательное государственное страхование жизни и здоровья за счет средств федерального бюджета законодатель предоставил не только судьям, но и достаточно большой категории государственных служащих. Так, в частности, право на обязательное государственное страхование жизни и здоровья за счет средств федерального бюджета имеют военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы <2>, лица начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи <3>, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы <4>, государственные инспектора по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков <5>, судебные приставы <6>, Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий <7>, должностные лица таможенных органов <8>, сотрудники таможенного органа <9>, все сотрудники кадрового состава органов внешней разведки Российской Федерации <10>, сотрудники и работники Государственной противопожарной службы <11>, прокуроры и следователи <12>. Кроме того, в случаях, порядке и размерах, установленных соответственно федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, выплаты по обязательному государственному страхованию гарантируются гражданским служащим <13>. -------------------------------- <2> Федеральный закон от 28.03.1998 N 52-ФЗ (ред. от 11.06.2008) "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы". <3> Федеральный закон от 17.12.1994 N 67-ФЗ (ред. от 02.03.2007) "О федеральной фельдъегерской связи". <4> Федеральный закон от 08.05.1994 N 3-ФЗ (ред. от 25.12.2008) "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". <5> Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ (ред. от 30.12.2008) "Об особо охраняемых природных территориях". <6> Федеральный закон от 21.07.1997 N 118-ФЗ (ред. от 25.12.2008) "О судебных приставах". <7> Федеральный закон от 12.02.2001 N 12-ФЗ (ред. от 24.07.2007) "О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи". <8> Таможенный кодекс Российской Федерации от 28.05.2003 N 61-ФЗ (ред. от 30.12.2008). <9> Федеральный закон от 21.07.1997 N 114-ФЗ (ред. от 25.12.2008) "О службе в таможенных органах Российской Федерации". <10> Федеральный закон от 10.01.1996 N 5-ФЗ (ред. от 14.02.2007) "О внешней разведке". <11> Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 22.07.2008) "О пожарной безопасности". <12> Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 25.12.2008) "О прокуратуре Российской Федерации". <13> Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 25.12.2008) "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Однако в российском законодательстве не существует актов, регламентирующих условия обязательного государственного страхования судей. Закон о статусе судей (п. 2 ст. 20) определил лишь условия выплаты и размер страховых сумм, которые должны выплачивать органы государственного страхования, наличие которых в Российской Федерации не наблюдается. В целях реализации положений законодательства о статусе судей в части обязательного государственного страхования жизни и здоровья судей за счет средств федерального бюджета в системе судов общей юрисдикции Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации ежегодно заключает соответствующие договоры страхования со страховыми компаниями. Аналогичные договоры заключает для страхования жизни и здоровья судей арбитражных судов Высший Арбитражный Суд РФ. Однако указанные договоры заключаются на условиях, установленных для добровольного страхования. Отсутствие законодательной базы, регулирующей вопросы обязательного государственного страхования жизни и здоровья судей за счет средств федерального бюджета, ставит под сомнение реальное обеспечение этой формы защиты судей. Примером риска, которому подвергаются судьи в силу неурегулированности данной формы государственной защиты судей, может служить ситуация, сложившаяся в конце 2008 года. На конкурс, объявленный на заключение договора обязательного государственного страхования жизни и здоровья судей арбитражных судов за счет средств федерального бюджета, были поданы заявки от нескольких страховых организаций. В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" для определения лучших условий исполнения контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе, конкурсная комиссия должна оценивать и сопоставлять такие заявки по цене контракта. Одна из организаций предложила минимальную сумму контракта, которая ставила эту организацию заведомо в выигрышное положение по отношению к другим. В случае наступления хотя бы одного смертельного случая страховая организация должна была бы выплатить около 41 млн. руб. При страховой премии в размере 6 млн. руб. действительные возможности данной страховой организации представлялись весьма сомнительными. Комиссия усомнилась в возможностях этой организации выполнить условия контракта в случае наступления страхового случая, однако закон не позволял снять такую организацию с конкурса. Ситуацию спасли только ошибки, которые были в заявке, поданной этой организацией на конкурс. Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" устанавливает определенные ограничения на страховщиков, осуществляющих обязательное государственное страхование. Так, в частности, обязательное государственное страхование не могут осуществлять в Российской Федерации страховые организации, являющиеся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) либо имеющие долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49 процентов <14>. -------------------------------- <14> Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 (ред. от 29.11.2007) "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (Статья 6. Страховщики).

Представляется целесообразным либо принять специальный закон об обязательном государственном страховании жизни и здоровья судей и их имущества, в котором установить требования к страховщикам, процедуру отбора страховщиков, основные положения договора на обязательное государственное страхование и т. д. либо дополнить Закон о статусе судей следующими положениями. 1. Страховщиками по обязательному государственному страхованию судей могут быть страховые организации, имеющие разрешения (лицензии) на осуществление обязательного государственного страхования и заключившие со страхователями договоры обязательного государственного страхования. Страховщики выбираются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. 2. Страхователями по обязательному государственному страхованию судей (далее - страхователи) являются Конституционный Суд Российской Федерации (для судей Конституционного Суда Российской Федерации), Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации (для судей судов общей юрисдикции), Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (для судей системы арбитражных судов). 3. Выгодоприобретателями по обязательному государственному страхованию (далее - выгодоприобретатели) помимо застрахованных лиц в случае гибели (смерти) застрахованного лица являются супруг (супруга), состоящий (состоящая) на день гибели (смерти) застрахованного лица в зарегистрированном браке с ним, родители (усыновители) застрахованного лица, дедушка и бабушка застрахованного лица - при условии отсутствия у него родителей, если они воспитывали или содержали его не менее трех лет, отчим и мачеха застрахованного лица - при условии, если они воспитывали или содержали его не менее пяти лет, дети, не достигшие 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет, а также обучающиеся в образовательных учреждениях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, до окончания обучения или до достижения ими 23 лет, подопечные застрахованного лица. 4. Разрешения (лицензии) на осуществление обязательного государственного страхования судей выдаются страховым организациям федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела), при условии их соответствия установленным действующим законодательством Российской Федерации требованиям по обязательному государственному страхованию жизни, здоровья и имущества судей. 5. К деятельности по обязательному государственному страхованию допускаются страховые организации, уставный капитал которых сформирован без участия иностранных инвестиций, которые имеют практический опыт работы в области личного страхования не менее пяти лет, соблюдают требования финансовой устойчивости, установленные Законом Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере страховой деятельности.

Название документа