О правовом статусе Государственной нефтяной компании Азербайджанской Республики

(Оруджев Э. А.) ("Энергетическое право", 2010, N 2) Текст документа

О ПРАВОВОМ СТАТУСЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НЕФТЯНОЙ КОМПАНИИ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Э. А. ОРУДЖЕВ

Оруджев Э. А., начальник Юридического управления Государственной нефтяной компании Азербайджанской Республики.

Необходимость решения экономических проблем каждой страны обусловливает поиск источников внутренних резервов и повышение эффективности работы традиционных отраслей государственного сектора. Исторически основу экономики Азербайджана составляла нефтяная промышленность, и поэтому создание мощного научно-технического, кадрового потенциала, широкой инфраструктуры и совершенствования структуры управления в этой отрасли было объективной необходимостью, что и обусловило учреждение Государственной нефтяной компании Азербайджанской Республики (ГНКАР), созданной Указом Президента Азербайджанской Республики от 13 сентября 1992 г. N 200 <1>. С передачей акционерного общества закрытого типа "Азеригаз" (распоряжение Президента АР от 1 июля 2009 г. N 366), акции которого полностью принадлежат государству и Государственной компании "Азерикимья", в подчинение ГНКАР (распоряжение Президента АР от 2 апреля 2010 г. N 829) она приобрела фактический статус общенациональной, нефтегазодобывающей, перерабатывающей и нефтехимической компании. -------------------------------- <1> Ведомости Верховного Совета Азербайджанской Республики. 1992. N 17. Ст. 788.

Указом Президента Азербайджанской Республики от 24 января 2003 г. N 844 <2> "Об усовершенствовании структуры Государственной нефтяной компании Азербайджанской Республики" были утверждены Устав и структура Государственной нефтяной компании Азербайджанской Республики. Согласно отмеченному Указу ГНКАР поручается: -------------------------------- <2> Азербайджан. 2003. N 20. 26 янв. (с изм. и доп. от 22 апреля 2010 г.).

- объединить Производственное объединение нефтегазодобычи на море и Производственное объединение нефтегазодобычи на суше и на их базе создать Производственное объединение "Азнефть"; - объединить Управление внешнеэкономических связей и Объединение "Азернефтьснабжение" и на их базе создать Управление "Маркетинговых и экономических операций"; - на базе Производственного объединения "Магистральные нефтепроводы" создать Управление "Нефтяные проводы"; - на базе Производственного объединения "Шельфпроектстрой" создать завод "Бакинские глубоководные морские основания"; - на базе Производственного объединения "Азернефтяг" создать нефтеперерабатывающий завод "Азернефтяг"; - на базе Производственного объединения "Азернефтянаджаг" создать нефтеперерабатывающий завод "Азернефтянаджаг"; - затем находящиеся в составе ГНКАР тресты "Каспморбурениестрой" и "Каспморнефтсоциалстрой" и автотранспортная контора были объявлены открытыми к приватизации. С 2005 г. Президентом Азербайджанской государственной нефтяной компании является Ровнаг Абдуллаев. Помимо него в структуру управления входит десять вице-президентов: Первый вице-президент по геологии, геофизике и разработке месторождений, Вице-президент по экономическим вопросам, Вице-президент по инвестициям и маркетингу, Вице-президент по нефтепереработке, Вице-президент по кадрам, управлению и информационным технологиям, Вице-президент по социальным вопросам, Вице-президент по нефтегазовому производству и транспорту, Вице-президент по экологии, Вице-президент по стратегическому развитию, Вице-президент. Согласно новому Уставу, одобренному Президентом Ильхамом Алиевым, уставный капитал ГНКАР составил 600 млн. манат (около 750 млн. долл. США). По мнению экспертов, новый Устав подкрепляет намерение Правительства превратить ГНКАР в международный символ углеводородной мощи Азербайджана <3>. -------------------------------- <3> URL: http:// russian. eurasianet. org/ department/ insight/ article/ eav072709aru. shml.

Деятельность ГНКАР состоит, как подчеркивается в преамбуле ее Устава, в следующем: - обеспечении эффективной деятельности и развития нефтяной и газовой промышленности как единого комплекса; - надежном удовлетворении потребностей потребителей в энергоносителях. Целью ГНКАР является осуществление поиска, разведки, разработки, освоения нефтяных и газовых месторождений на территории Азербайджанской Республики, включая участки суши и моря, транспортировки, переработки, распределения и реализации нефти, газа, конденсата и получаемых из них продуктов, стабильного и устойчивого обеспечения потребностей потребителей в соответствующих энергоносителях, других работ и услуг и в получении дохода. Статья 3 Устава ГНКАР не содержит упоминания ни о каких публично-правовых полномочиях ГНКАР, однако закрепляет открытый перечень этих полномочий, открывая, таким образом, возможность для их предоставления. Одной из наиболее значимых тенденций развития мировой экономики в современном мире является нарастание процессов интеграции, углубления взаимодействия воспроизводственных структур разных стран на различных уровнях и в различных формах. Компания, активно участвуя в крупных международных энергетических проектах, внедряя общепринятую практику в сферу нефтегазовых операций, становится локомотивом национальной экономики и способствует ее интеграции в мировую. ГНКАР представляет собой структуру, обладающую необходимыми экономическими и техническими возможностями, отвечающими мировым стандартам. Она превратилась в компанию, которая может реализовывать проекты, требующие больших вложений инвестиций, будь то в пределах республики или же за ее пределами. Продолжая дело общенационального лидера Гейдара Алиева, Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев всемерно поддерживает ГНКАР в деле становления ее как современной, сильной, конкурентоспособной компании. В настоящее время ГНКАР как самостоятельно, так и совместно с иностранными нефтяными компаниями планирует дальнейшее наращивание работ в области освоения перспективных нефтегазоносных структур и месторождений на акватории азербайджанского сектора Каспия. ГНКАР является участником всех энергетических проектов, осуществляемых в регионе, и, по прогнозам, к 2015 г. в Азербайджане планируется добывать порядка 60 млн. т нефти и 34 млрд. куб. м газа <4>. За годы независимости Азербайджана ГНКАР (SOCAR) стала хорошо известным мировым брендом, имеет 11 зарубежных представительств в Европе и Азии, является крупнейшей нефтегазовой компанией на Южном Кавказе и в Каспийском регионе и входит в число 50 крупнейших нефтегазовых компаний мира <5>. -------------------------------- <4> URL: www. izvestia. ru/azerbaijan/article3144261/. <5> Там же.

Доходы от продажи нефти, приходящиеся на долю государства, бонусные платежи, транзитные платежи, средства, полученные от продажи активов, переданных азербайджанской стороне в соответствии с СРП, и т. д. являются основными источниками формирования Государственного нефтяного фонда Азербайджанской Республики. Указ "О создании Государственного нефтяного фонда Азербайджанской Республики" был подписан Президентом Азербайджанской Республики Гейдаром Алиевым 29 декабря 1999 г., а Положение о Нефтяном фонде было утверждено Указом Президента Азербайджанской Республики от 29 декабря 2000 г. Главный смысл создания подобного фонда заключался в обеспечении раздела нефтяных богатств, принадлежащих азербайджанскому народу, между поколениями. Так, среди основных целей, поставленных перед Фондом, необходимо отметить такие, как сохранение и приумножение получаемых доходов, создание соответствующей базы для будущих потомков, обеспечение экономического прогресса в развитии страны, поддержание макроэкономической стабильности и защита экономики страны от отрицательных воздействий и т. д. Законодательством определено, что Нефтяной фонд является государственным внебюджетным фондом, имеющим статус юридического лица. Руководство Фондом осуществляет исполнительный директор, назначаемый и освобождаемый от должности Президентом Азербайджана, а общий контроль за деятельностью Фонда осуществляется Наблюдательным советом, в который входят представители как Правительства, так и Парламента Азербайджанской Республики. Указом Президента Азербайджанской Республики от 16 мая 2007 г. N 2177 был утвержден состав Наблюдательного совета в количестве девять человек. Деятельность Нефтяного фонда, связанная с управлением валютными средствами, осуществляется в соответствии с Указом Президента Азербайджанской Республики от 19 июня 2001 г. N 511 "Правила хранения, размещения и управления валютными средствами Государственного нефтяного фонда Азербайджанской Республики", а процесс исполнения бюджета Фонда определяется Правилами составления исполнения программы (бюджета) годовых доходов и расходов Государственного нефтяного фонда Азербайджанской Республики, утвержденными Указом Президента от 12 сентября 2001 г. N 579. Если одной из главных задач, поставленных перед Фондом, является накапливание нефтяных доходов для будущих поколений, то другой, не менее важной, задачей является их использование для нынешних поколений с учетом текущих социальных нужд страны, требований прогресса и экономического развития. Средства Фонда направляются как на решение социальных проблем, так и на реализацию собственно нефтегазовых проектов - финансирование долевого участия Азербайджанской Республики в нефтяном экспортном трубопроводе Баку - Тбилиси - Джейхан им. Гейдара Алиева и на финансирование мероприятий по улучшению социально-бытовых условий беженцев и вынужденных переселенцев <6>. Так, среди важнейших проектов, финансируемых фондом, необходимо отметить финансирование строительства водопровода из Огуз-Габалинской зоны в г. Баку, строительство Самур-Апшеронской ирригационной системы, финансирование Программы по обучению азербайджанских студентов за рубежом в период 2007 - 2015 гг. и др. -------------------------------- <6> URL: http:// www. azerbaijan. az/ _Economy/ _OilStrategy/ oilStrategy_07_r. html.

Вопросы правового статуса хозяйствующих субъектов, особенно крупных унитарных предприятий, представляют как научно-теоретический, так и практический интерес в силу того, что они играют порой ключевую роль не только в становлении и укреплении национальной экономики, но и ее интеграции в мировую. Поэтому очень важно рассмотреть аспекты правового регулирования деятельности таких субъектов, одним из которых в Азербайджане, и, пожалуй, основным, является ГНКАР. Включение экономики Азербайджана в мировой коммерческий оборот и соответственно решение задач переустройства экономики позволят выявить конкретные результаты экономических реформ и правового регулирования экономических отношений, участниками которых выступают государственные предприятия, являющиеся активными субъектами предпринимательской деятельности, отражающие одновременно как частные интересы компании, так и публичные интересы государства (от ее эффективной деятельности в целом зависит энергетическая безопасность страны, выполнение Государственной программы развития топливно-энергетического комплекса на 2005 - 2015 годы и успешность реализации крупных международных энергетических проектов в регионе). Поэтому концепция создания эффективного правового положения предприятий как неотъемлемого института экономической стабилизации в Азербайджане представляется актуальной задачей. Несмотря на то что в Конституции АР закреплено положение о признании и защите всех форм собственности (ст. 13), недостаточно уделено внимания изучению роли государственных предприятий в становлении рыночных отношений и формировании соответствующих институтов. Недостаточная изученность многих теоретических и практических вопросов правового положения государственных унитарных предприятий, некоторые из которых находятся вне поля зрения законодателя, обусловливает необходимость научного осмысления правового статуса таких предприятий, действующих на основе положений не только гражданского права, но и иных отраслей права, нормы которых порой противоречат друг другу. Во-первых, они занимают прочное место в экономической структуре государства и обеспечивают его потребности в наиболее значимой продукции, носящей стратегический и национальный характер. Во-вторых, государственное унитарное предприятие, собственником имущества которого является, как правило, государство, вступает не только в гражданско-правовые, но и в административно-правовые, государственно-правовые и трудовые отношения. Нормы гражданского права регулируют общественные отношения, реально существующие в обществе. В результате такого воздействия они обретают вид гражданских правоотношений <7>. Как субъект гражданских правоотношений юридическое лицо является участником разнообразных отношений, правовому положению которого посвящены нормы четвертой главы Гражданского кодекса (ГК) АР. В соответствии со ст. 43.5 ГК все юридические лица делятся на коммерческие и некоммерческие организации. Коммерческими организациями признаются юридические лица, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, которые наделены общей правоспособностью и могут осуществлять любые виды предпринимательской деятельности, не запрещенные законом. -------------------------------- <7> См.: Основы государства и права / Под ред. О. Е. Кутафина. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрист, 1994. С. 190.

ГНКАР - коммерческое юридическое лицо, Устав и структура которого утверждены Указом главы государства. В компанию входят 20 структурных единиц со статусом юридического лица, среди которых производственные объединения, заводы, управления, тресты, институты. Фактически ГНКАР - холдинговая компания, хотя гражданское законодательство не регулирует вопросы организационно-юридического единства таких субъектов права, которое могло бы выразиться в определении целей и задач таких организаций, в установлении их внутренней структуры, компетенции органов управления и порядке их деятельности. ГНКАР можно отнести к унитарным предприятиям, хотя такого понятия гражданское законодательство АР, в отличие, например, от ГК РФ, не содержит. Так, согласно п. 6 ст. 113 ГК РФ правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий определяется ГК РФ (ст. ст. 113, 114, 294, 295, 299, 300) и Законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях. На основании прямого указания п. 6 ст. 113 ГК РФ был принят Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" <8>. Закон является специальным актом гражданского законодательства, регулирующим правовое положение государственного унитарного предприятия и муниципального унитарного предприятия, права и обязанности собственников его имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия, а также ряд других отношений. Закон развивает и конкретизирует нормы ГК РФ, регулирующие правовое положение юридических лиц (ст. ст. 48 - 65 ГК РФ), применительно к унитарным предприятиям. -------------------------------- <8> Российская газета. 2002. 3 дек.

Таким образом, по российскому законодательству унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности государству. В случае с ГНКАР понятие "унитарное предприятие" приобретает особый смысл, своеобразие которого заключается в том, что компания, будучи 100-процентным государственным предприятием, является собственником своего имущества. Так, согласно Уставу ГНКАР имущество Компании, одним из источников формирования которого является и имущество, предоставленное Азербайджанской Республикой (п. 3.3), состоит из основных фондов, оборотных средств, других материальных и нематериальных активов, в отношении которых Компания осуществляет права владения, пользования и распоряжения (п. 3.2). Как представляется, именно такая модель соотношения между государством-учредителем и унитарным предприятием является самой приемлемой и отвечает требованиям взаимоотношений, обусловленных рыночной экономикой. Хозяйствующий субъект должен быть самостоятельным участником рыночных отношений. Компания не отвечает по обязательствам государства, в свою очередь, государство не несет ответственности по обязательствам Компании, за исключением случаев, предусмотренных законодательством (п. 1.7). Большинство национальных нефтегазовых компаний учреждено в одной из предусмотренных законом организационно-правовых форм - "Газпром" относится к категории открытых акционерных обществ, национальная нефтегазовая компания Венесуэлы - PDVSA - является акционерным обществом <9>. -------------------------------- <9> См.: Decreto N 2.184, Mediante El Cual Se Establece El Acta Constitutiva y Los Estatutos De La Empresa Estatal Petroleos De Venezuela Sociedad Anonima (PDVSA)// Gaceta Oficial N 37.588 de fecha 10 de diciembre de 2002.

ГНКАР является государственным предприятием. Такая организационно-правовая форма уже не предусмотрена (в свое время Компания учреждалась как государственное предприятие) действующим гражданским законодательством Азербайджанской Республики <10>. Отсутствие такой организационно-правовой формы, как государственное предприятие, при наличии и фактической деятельности таковых, создает определенные сложности организационно-юридического характера. Тем не менее в нормативно-правовых актах встречаются как термин "государственное предприятие" (Указ Президента Азербайджанской Республики от 10 августа 2000 г. N 383 "Об утверждении II Государственной программы приватизации государственного имущества в Азербайджанской Республике"), так и его дефиниция (Указ Президента Азербайджанской Республики от 6 июня 2007 г. N 586 "Об утверждении Государственной программы по усовершенствованию управления государственным имуществом в Азербайджанской Республике"), определяемая как "юридическое лицо, полностью находящееся в государственной собственности, и юридическое лицо, более 2/3 акций (долей) либо имущества которого прямо или косвенно принадлежит государству". -------------------------------- <10> Такое положение содержалось в Законе АР от 1 июля 1994 г. "О предприятиях", в котором государственное предприятие рассматривалось как самостоятельная организационно-правовая форма, но этот закон утратил свою силу 23 апреля 2002 г.

Вместе с тем необходимость дальнейшего совершенствования системы и структуры управления ГНКАР и реализация поставленных перед ней задач требуют более эффективного правового регулирования своей деятельности как государственного предприятия. С учетом вышесказанного, невыведение из нормативной лексики понятия "государственное предприятие", а также сохранение исключительного правового положения государственных предприятий можно характеризовать как заинтересованность государства в правовом обеспечении деятельности унитарных госпредприятий, что вселяет надежду на то, что будут внесены соответствующие изменения в гражданское законодательство. За основу же элементов правового статуса унитарных государственных предприятий как образец могло бы быть принято правовое положение ГНКАР.

Название документа