Реорганизация общества с ограниченной ответственностью (Продолжение)

(Тихомиров М. Ю.) ("Законодательство и экономика", 2010, N 10) Текст документа

РЕОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ

М. Ю. ТИХОМИРОВ

(Продолжение. Начало см. "Законодательство и экономика", 2010, NN 4, 5, 6, 7, 8, 9)

Продолжаем публикацию журнального варианта книги М. Ю. Тихомирова "Общество с ограниченной ответственностью: практическое пособие по применению закона в новой редакции" <*>. Автор последовательно разъясняет порядок применения новой редакции Закона "Об обществах с ограниченной ответственностью", установленной федеральными законами, вступившими в силу в период с мая 2008 г. по январь 2010 г. Проводится сравнительный анализ новых положений Закона с редакцией прежних правовых норм, даются практические рекомендации. -------------------------------- <*> Тихомиров М. Ю. Общество с ограниченной ответственностью: практическое пособие по применению закона в новой редакции. М.: Изд. Тихомирова М. Ю., 2010.

Реорганизация: понятие и формы

Статья 51 Закона, определяющая основные правила реорганизации общества, не претерпела изменений, за исключением пункта 5 (абзац первый этого пункта был изложен в новой редакции Федеральным законом N 205-ФЗ). Указанная статья основывается на положениях статей 57 - 59 и 92 ГК РФ. Она имеет основополагающее значение для правил статей 52 - 56 Закона, раскрывающих особенности различных форм реорганизации общества. Правила, установленные в пунктах 2 - 5 ст. 51, сформулированы в императивных нормах. В соответствии с пунктом 1 ст. 51 общество может быть добровольно реорганизовано в порядке, предусмотренном Законом. Другие основания и порядок реорганизации общества определяются ГК РФ и иными федеральными законами. Понятие "реорганизация" означает прекращение реорганизуемого юридического лица с переходом его прав и обязанностей к другим лицам. Особенности правопреемства в зависимости от формы реорганизации юридического лица (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования) установлены в статье 58 ГК РФ. Правопреемство при реорганизации общества с ограниченной ответственностью регулируют также статьями 52 - 56 Закона. Реорганизация общества (за исключением реорганизации в форме присоединения) является также способом создания общества с ограниченной ответственностью наряду с его учреждением вновь. Прекращение общества с ограниченной ответственностью с переходом прав и обязанностей к вновь возникающим юридическим лицам отличает его реорганизацию от ликвидации, не предполагающей правопреемства (ст. 61 ГК РФ, ст. 57 Закона). Правила о трудовых отношениях при реорганизации организации-работодателя установлены в статье 75 Трудового кодекса РФ <1>. -------------------------------- <1> См.: Тихомиров М. Ю. Трудовой договор: практическое пособие для работодателей и работников. М.: Изд-во Тихомирова М. Ю., 2009 (http://www. urkniga. ru); Андрианова М. А. О трудовых отношениях при реорганизации юридического лица // Законы России: опыт, анализ, практика. 2006. N 8. С. 70; Сошников В. В. Проблемы сохранения и прекращения трудовых отношений с работниками при реорганизации работодателя - юридического лица // Законодательство и экономика. 2006. N 11. С. 21.

Нормы статей 51 - 56 Закона регулируют отношения, возникающие при добровольной реорганизации общества с ограниченной ответственностью (т. е. реорганизации, осуществляемой по решению общего собрания участников, - подп. 11 п. 2 ст. 33 Закона). Согласно пункту 8 ст. 37 Закона решение о добровольной реорганизации общества с ограниченной ответственностью принимается всеми его участниками единогласно, причем уставом общества не могут быть установлены иные правила принятия решения о реорганизации. Законодательством предусмотрены и основания принудительной реорганизации юридического лица. В частности, пунктом 2 ст. 57 ГК РФ определено, что в случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда. Прежде всего здесь имеется в виду антимонопольное законодательство. Федеральным законом от 26 июля 2006 г. "О защите конкуренции" <2> определены основания и порядок принудительного разделения или выделения коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность, приносящую им доход (ст. 38). -------------------------------- <2> СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. I). Ст. 3434; 2007. N 49. Ст. 6079; 2008. N 18. Ст. 1941; N 27. Ст. 3126; N 45. Ст. 5141.

Так, в случае систематического осуществления монополистической деятельности занимающей доминирующее положение коммерческой организацией, суд по иску антимонопольного органа (в отношении кредитной организации по иску антимонопольного органа по согласованию с ЦБ РФ) вправе принять решение о принудительном разделении такой организации либо решение о выделении из ее состава одной или нескольких организаций. Созданные в результате принудительного разделения организации не могут входить в одну группу лиц. Решение суда о принудительном разделении коммерческой организации или выделении из ее состава одной или нескольких коммерческих организаций принимается в целях развития конкуренции, если выполняются в совокупности следующие условия: - существует возможность обособления структурных подразделений коммерческой организации; - отсутствует технологически обусловленная взаимосвязь структурных подразделений коммерческой организации (в частности, 30% и менее общего объема производимой структурным подразделением продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг потребляется иными структурными подразделениями этой коммерческой организации); - существует возможность самостоятельной деятельности на соответствующем товарном рынке для юридических лиц, созданных в результате реорганизации. Решение суда о принудительном разделении коммерческой организации либо выделении из ее состава одной или нескольких коммерческих организаций подлежит исполнению собственником или уполномоченным им органом с учетом требований, предусмотренных указанным решением, и в срок, который определен указанным решением (этот срок не может быть менее чем шесть месяцев) (см. также п. п. 1 и 2 ст. 57 ГК РФ). Целесообразно обратить внимание на то, что в случаях, установленных законом, добровольная реорганизация общества в форме слияния и присоединения может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов. Например, в соответствии со статьей 27 Федерального закона от 26 июля 2006 г. "О защите конкуренции" с предварительного согласия антимонопольного органа осуществляются следующие действия: - слияние коммерческих организаций (за исключением финансовых организаций), если суммарная стоимость их активов (активов их групп лиц) по бухгалтерским балансам по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления ходатайства <3>, превышает три миллиарда рублей или суммарная выручка таких организаций (их групп лиц) от реализации товаров за календарный год, предшествующий году слияния, превышает шесть миллиардов рублей либо если одна из таких организаций включена в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов (далее - реестр); -------------------------------- <3> Далее также - последний баланс. В случае представления в антимонопольный орган уведомления последним балансом считается бухгалтерский баланс по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления уведомления.

- присоединение коммерческой организации (за исключением финансовой организации) к иной коммерческой организации (за исключением финансовой организации), если суммарная стоимость их активов (активов их групп лиц) по последним балансам превышает три миллиарда рублей или суммарная выручка таких организаций (их групп лиц) от реализации товаров за календарный год, предшествующий году присоединения, превышает шесть миллиардов рублей либо если одна из таких организаций включена в реестр; - слияние финансовых организаций или присоединение финансовой организации к другой финансовой организации, если суммарная стоимость их активов по последним балансам превышает величину, установленную Правительством РФ (при слиянии или присоединении кредитных организаций такая величина устанавливается Правительством РФ по согласованию с ЦБ РФ) (см. также ст. 31 Закона о защите конкуренции). Отношения, связанные с эмиссией ценных бумаг при реорганизации юридических лиц, урегулированы в Стандартах эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 25 января 2007 г. N 07-4/пз-н <4>. -------------------------------- <4> БНА. 2007. N 25.

Реорганизация общества может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования. Пункт 2 ст. 51 Закона частично воспроизводит правила, установленные в пункте 1 ст. 57 ГК РФ, называя пять форм реорганизации общества с ограниченной ответственностью. Данные формы реорганизации изложены и в ГК РФ, и в рассматриваемой норме в виде исчерпывающего перечня, что не допускает возможности проведения реорганизации общества с ограниченной ответственностью в иных формах. Согласно статье 12 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. "О бухгалтерском учете" <5> при любых формах реорганизации юридического лица обязательно проводится инвентаризация его имущества и обязательств. -------------------------------- <5> СЗ РФ. 1996. N 48. Ст. 5369; 1998. N 30. Ст. 3619; 2002. N 13. Ст. 1179; 2003. N 1. Ст. 2, 6; N 2. Ст. 160; N 22. Ст. 2066; N 27 (ч. I). Ст. 2700; 2006. N 6. Ст. 636; N 45. Ст. 4635.

Выявленные при инвентаризации имущества общества расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке: - излишек имущества приходуется, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты организации; - недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения, сверх норм - на счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты организации. При проведении инвентаризации целесообразно руководствоваться положениями, содержащимися в Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. N 49 "Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств" <6>. При этом в соответствии с пунктом 1.1 Методических указаний действие данного документа не распространяется на общества, осуществляющие банковскую деятельность. -------------------------------- <6> Экономика и жизнь. 1995. N 29.

В Методических указаниях под имуществом организации понимаются основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства и прочие финансовые активы, а под финансовыми обязательствами - кредиторская задолженность, кредиты банков, займы и резервы. Для оформления инвентаризации необходимо применять формы первичной учетной документации по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Согласно пункту 3 ст. 51 общество считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации. При реорганизации общества в форме присоединения к нему другого общества первое из них считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного общества. Приведенные положения пункта 3 ст. 51 Закона почти дословно воспроизводят нормы пункта 4 ст. 57 ГК РФ, действующие в отношении всех юридических лиц. По общему правилу реорганизация общества с ограниченной ответственностью признается завершенной и влечет юридические последствия (правопреемство) с момента осуществления государственной регистрации созданного в результате реорганизации юридического лица. Поскольку в случае присоединения одного общества к другому вместо двух хозяйственных обществ остается одно, постольку права и обязанности реорганизованного общества переходят к обществу, к которому осуществлялось присоединение, с момента совершения в Едином государственном реестре записи о прекращении присоединенного общества с ограниченной ответственностью. Согласно пункту 4 ст. 51 Закона государственная регистрация обществ, созданных в результате реорганизации, и внесение записей о прекращении деятельности реорганизованных обществ, а также государственная регистрация изменений в уставе осуществляются в порядке, установленном федеральными законами. Общества, возникающие в результате реорганизации общества с ограниченной ответственностью, подлежат государственной регистрации в порядке, который установлен статьей 51 ГК РФ и статьей 13 Закона. В соответствии с пунктом 1 ст. 13.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" юридическое лицо в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации, в том числе о форме реорганизации, с приложением решения о реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц такое уведомление направляется юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации. На основании этого уведомления регистрирующий орган в срок не более трех рабочих дней вносит в Единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо (юридические лица) находится (находятся) в процессе реорганизации. Особенности государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, установлены главой V Закона о государственной регистрации. Документы, представляемые при регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения), перечислены в статье 14 этого Закона. Такими документами являются: - подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти <7>. В заявлении подтверждается, что учредительные документы созданных путем реорганизации юридических лиц соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны, что передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов, что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации и в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления; -------------------------------- <7> Форма N Р12001 "Заявление о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации". Приложение N 2 к Постановлению Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439 // СЗ РФ. 2002. N 26. Ст. 2586; 2003. N 7. Ст. 642; N 43. Ст. 4238; 2004. N 10. Ст. 864; 2005. N 51. Ст. 5546.

- учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); - решение о реорганизации юридического лица; - договор о слиянии в случаях, предусмотренных федеральными законами; - передаточный акт или разделительный баланс; - документ об уплате государственной пошлины; - документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 п. 2 ст. 6 и пунктом 2 ст. 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" <8> и частью 4 ст. 9 ФЗ от 30 апреля 2008 г. N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" <9>. -------------------------------- <8> СЗ РФ. 1996. N 14. Ст. 1401; 2001. N 44. Ст. 4149; 2003. N 1. Ст. 13; 2005. N 19. Ст. 1755; 2007. N 30. Ст. 3754; 2008. N 18. Ст. 1942; N 30 (ч. II). Ст. 3616. <9> СЗ РФ. 2008. N 18. Ст. 1943.

Если в учредительные документы юридического лица, создаваемого путем реорганизации, вносятся изменения, то государственная регистрация таких изменений осуществляется в соответствии с правилами, установленными главой VI Закона о государственной регистрации. Государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения реорганизуемых юридических лиц. Если место нахождения юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, отличается от места нахождения реорганизуемого юридического лица, то порядок взаимодействия регистрирующих органов определяется Правительством РФ. Отметим, что Правила взаимодействия регистрирующих органов при государственной регистрации юридических лиц в случае их реорганизации были утверждены Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. N 110 <10>. -------------------------------- <10> СЗ РФ. 2004. N 10. Ст. 864; 2005. N 51. Ст. 5546; 2006. N 3. Ст. 297; 2008. N 51. Ст. 5958.

Если реорганизация влечет за собой прекращение деятельности одного или нескольких юридических лиц, регистрирующий орган вносит в Единый государственный реестр юридических лиц запись о прекращении деятельности таких юридических лиц по получении информации от соответствующего регистрирующего органа о государственной регистрации вновь возникших юридических лиц, за исключением случаев, указанных в пункте 5 ст. 16 Закона о государственной регистрации. Представление документов юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9, и в сроки, установленные статьей 8 Закона о государственной регистрации. Завершение государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, осуществляется по правилам, установленным статьей 16 Закона о государственной регистрации. Реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а преобразованное юридическое лицо - прекратившим свою деятельность. Реорганизация юридических лиц в форме слияния считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а юридические лица, реорганизованные в форме слияния, считаются прекратившими свою деятельность. Реорганизация юридического лица в форме разделения с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц считается завершенной, а юридическое лицо, реорганизованное в форме разделения, - прекратившим свою деятельность. Реорганизация юридического лица в форме выделения с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц считается завершенной. Реорганизация юридического лица в форме присоединения с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности последнего из присоединенных юридических лиц считается завершенной. Гражданский кодекс РФ предусматривает два основания для отказа в государственной регистрации юридических лиц, возникших в результате реорганизации: непредставление вместе с учредительными документами передаточного акта или разделительного баланса и отсутствие в указанных документах положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица (ст. 59 ГК РФ). Кроме того, в соответствии со статьей 23 Закона о государственной регистрации допускается отказ в государственной регистрации и в других случаях. Передаточный акт и разделительный баланс обязательно должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного общества в отношении всех его кредиторов и должников, в том числе и обязательства, оспариваемые сторонами. Указанные документы утверждаются учредителями (учредителем) общества или органом, принявшим решение о его реорганизации, и представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или изменений в учредительные документы существующих юридических лиц. Согласно пункту 4 Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утвержденных Приказом Минфина России от 20 мая 2003 г. N 44н <11>, передаточный акт или разделительный баланс в соответствии с решением (договором) учредителей могут включать следующие приложения: -------------------------------- <11> Российская газета. 2003. 2 июля.

- бухгалтерскую отчетность в составе, установленном Законом о бухгалтерском учете, в соответствии с которой определяется состав имущества и обязательств реорганизуемой организации, а также их оценка на последнюю отчетную дату перед датой оформления передачи имущества и обязательств в установленном законодательством порядке; - акты (описи) инвентаризации имущества и обязательств реорганизуемой организации, проведенной в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами перед составлением передаточного акта или разделительного баланса, подтверждающих их достоверность (наличие, состояние и оценку имущества и обязательств); - первичные учетные документы по материальным ценностям (акты (накладные) приемки-передачи основных средств, материально-производственных запасов и др.), перечни (описи) иного имущества, подлежащего приемке-передаче при реорганизации организаций; - расшифровки (описи) кредиторской и дебиторской задолженностей с информацией о письменном уведомлении в установленные сроки кредиторов и дебиторов реорганизуемых организаций о переходе с момента государственной регистрации организации имущества и обязательств по соответствующим договорам и контрактам к правопреемнику, расчетов с соответствующими бюджетами, государственными внебюджетными фондами и др.; - документы, подтверждающие факт внесения соответствующей записи регистрирующего органа в Единый государственный реестр юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации (о вновь возникших организациях при реорганизации в форме слияния, выделения, разделения и преобразования; о прекращении деятельности последней из присоединенных организаций при реорганизации в форме присоединения и др.). При решении вопросов, связанных с государственной регистрацией юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации, на практике полезно иметь в виду следующее: письмом ФНС России от 27 мая 2005 г. N ЧД-6-09/440 "О реорганизации юридических лиц" <12> для использования в работе налоговых органов были направлены временные Методические рекомендации для территориальных органов ФНС России при осуществлении ими государственной регистрации юридических лиц и ведении Единого государственного реестра юридических лиц. -------------------------------- <12> Нормативные акты для бухгалтера. 2005. 28 июня.

Абзац первый п. 5 ст. 51 Закона применяется в редакции Закона N 205-ФЗ, которая соответствует новым положениям, установленным в статье 13.1 Закона о государственной регистрации. Реорганизуемое общество после внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц помещает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о его реорганизации. В случае если в реорганизации участвуют два и более общества, сообщение о реорганизации опубликовывается от имени всех участвующих в реорганизации обществ обществом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным договором о слиянии или договором о присоединении. При этом кредиторы общества не позднее чем в течение 30 дней с даты последнего опубликования сообщения о реорганизации общества вправе потребовать в письменной форме досрочного исполнения соответствующего обязательства должником, а при невозможности досрочного исполнения такого обязательства - его прекращения и возмещения связанных с этим убытков. Одним из условий реорганизации хозяйственного общества является соблюдение прав его кредиторов. Гарантии прав кредиторов юридического лица при его реорганизации предусмотрены статьей 60 ГК РФ. Развивая эти нормы, пункт 5 ст. 51 Закона определяет правила уведомления кредиторов общества при его реорганизации, а также сроки, в течение которых кредиторы вправе потребовать от общества досрочного прекращения или исполнения обязательств, по которым оно является должником, и возмещения убытков. В соответствии с пунктом 2 ст. 13.1 Закона о государственной регистрации в уведомлении о реорганизации, которое подлежит обязательному опубликованию, указываются сведения о каждом участвующем в реорганизации, создаваемом (продолжающем деятельность) в результате реорганизации юридическом лице, форма реорганизации, описание порядка и условий заявления кредиторами своих требований, иные сведения, предусмотренные федеральными законами. В новой редакции абзаца первого п. 5 ст. 51 Закона более не упоминается об обязанности общества персонально письменно уведомить своих кредиторов о принятии решения о реорганизации. Однако это не означает, что общество освобождается от указанной обязанности. Согласно пункту 2 ст. 13.1 Закона о государственной регистрации реорганизуемое юридическое лицо в течение пяти рабочих дней после даты направления уведомления о начале процедуры реорганизации в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в письменной форме уведомляет известных ему кредиторов о начале реорганизации, если иное не предусмотрено федеральными законами. Помимо письменного уведомления каждого из кредиторов общества по правилам пункта 2 ст. 13.1 Закон требует также опубликования сообщения о принятом обществом решении в органе печати, публикующем данные о государственной регистрации юридических лиц. Таким образом, требование об уведомлении кредиторов реорганизуемого общества является комплексным, и его можно считать выполненным, только если общество уведомило своих кредиторов обоими названными способами. Согласно Приказу ФНС России от 16 июня 2006 г. N САЭ-3-09/355@ "Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации" <13> сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с законодательством о государственной регистрации, публикуются в журнале "Вестник государственной регистрации". -------------------------------- <13> БНА. 2006. N 6.

Государственная регистрация обществ, созданных в результате реорганизации, и внесение записей о прекращении деятельности реорганизованных обществ осуществляются только при представлении доказательств уведомления кредиторов в порядке, установленном абзацем вторым п. 5 ст. 51 Закона. Эти правила определяют особенности государственной регистрации обществ с ограниченной ответственностью, возникающих в результате реорганизации (см. также ст. 13 Закона), предусматривая обязательное представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, помимо прочих документов, необходимых для регистрации вновь создаваемых обществ и внесения записей о прекращении реорганизованных обществ, также доказательств надлежащего уведомления кредиторов реорганизованных обществ. Представление таких доказательств является необходимым условием государственной регистрации. Доказательства уведомления кредиторов могут быть представлены в регистрирующий орган в виде: - копий соответствующих писем юридического лица, направленных в адрес его кредиторов, и документов, подтверждающих вручение этих писем адресатам; - копии публикации в печатном издании, в котором опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц; - сведений, содержащихся в передаточном акте, разделительном балансе. При отсутствии указанных доказательств регистрирующий орган принимает решение об отказе в государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, в соответствии с подпунктом "а" п. 1 ст. 23 Закона о государственной регистрации. При отсутствии доказательств публикации сведений о реорганизации юридического лица в установленном порядке регистрирующий орган также принимает решение об отказе в государственной регистрации <14>. -------------------------------- <14> См.: письмо ФНС России от 27 мая 2005 г. N ЧД-6-09/440 "О реорганизации юридических лиц" // Нормативные акты для бухгалтера. 2005. 28 июня.

В случае предъявления кредитором требования к реорганизуемому обществу оно не вправе без согласия кредитора перевести долг на другое лицо, например, на общество, создаваемое в результате реорганизации <15>. -------------------------------- <15> См.: Постановление Президиума ВАС РФ от 31 октября 2000 г. N 796/00 // Вестник ВАС РФ. 2001. N 1. С. 55.

В абзаце третьем п. 5 ст. 51 воспроизводится применительно к обществу с ограниченной ответственностью норма ГК РФ, установленная в пункте 3 ст. 60: если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного общества, юридические лица, созданные в результате реорганизации, несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного общества перед его кредиторами. Данная норма является императивной. Согласно статье 323 ГК РФ, кредитор вправе потребовать исполнения обязательства реорганизованного общества с ограниченной ответственностью и возмещения убытков, а также уплаты неустойки от любого из созданных в результате реорганизации юридических лиц полностью или от всех этих юридических лиц совместно (о солидарной ответственности см. ст. 322, о возражениях против требований кредитора при солидарной обязанности - ст. 324, об исполнении солидарной обязанности одним из должников - ст. 325 ГК РФ). При толковании аналогичной нормы Закона об акционерных обществах (абзац третий п. 6 ст. 15) Пленум ВАС РФ в пункте 22 Постановления от 18 ноября 2003 г. N 19 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах" <16> указал: к солидарной ответственности должны также привлекаться созданные в результате реорганизации общества (включая то, из которого выделилось новое общество), если из разделительного баланса видно, что при его утверждении допущено нарушение принципа справедливого распределения активов и обязательств реорганизуемого общества между его правопреемниками, приводящее к явному ущемлению интересов кредиторов этого общества (п. 1 ст. 6 и п. 3 ст. 60 ГК РФ). -------------------------------- <16> Вестник ВАС РФ. 2004. N 1.

Слияние обществ

Статья 52 Закона, определяющая особенности реорганизации в форме слияния, действует в прежней редакции, за исключением пункта 3, который с 1 июля 2009 г. применяется в редакции Закона N 312-ФЗ. В пункте 1 ст. 52 Закона дается понятие слияния двух или нескольких обществ как одной из форм реорганизации. Данная форма базируется на положениях статей 57 - 59, 92 ГК РФ, но при этом существенно конкретизирует их и устанавливает новые правила. Слиянием обществ признается создание нового общества с передачей ему всех прав и обязанностей двух или нескольких обществ и прекращением последних. При слиянии обществ все права и обязанности каждого общества, участвовавшего в слиянии, переходят к обществу с ограниченной ответственностью, которое возникает в результате слияния. Общества, участвовавшие в слиянии, прекращают свое существование в качестве юридических лиц. В результате слияния возникает новое общество с ограниченной ответственностью, подлежащее государственной регистрации в установленном порядке. Факт государственной регистрации такого общества влечет возникновение нового общества с ограниченной ответственностью в качестве юридического лица, и с этого момента к нему переходят права и обязанности всех обществ, участвовавших в слиянии. Согласно пункту 3 ст. 57 ГК РФ в случаях, установленных законом, слияние обществ может быть осуществлено лишь с согласия уполномоченных государственных органов. Здесь прежде всего имеются в виду органы, предусмотренные антимонопольным законодательством. В случаях, указанных в статье 27 Федерального закона от 26 июля 2006 г. "О защите конкуренции", слияние обществ осуществляется с предварительного согласия антимонопольного органа. Особенности слияния кредитных организаций определяются Положением ЦБ РФ от 4 июня 2003 г. N 230-П "О реорганизации кредитных организаций в форме слияния и присоединения" <17>. -------------------------------- <17> Вестник Банка России. 2003. N 39; 2005. N 64; 2006. N 39, 73; 2007. N 32, 71; 2008. N 41; 2009. N 8.

В пункте 2 ст. 52 Закона определен круг вопросов, разрешаемых на общих собраниях участников каждого из обществ, участвующих в слиянии. В повестку дня общего собрания каждого из обществ, участвующих в слиянии, в обязательном порядке включаются как минимум все вопросы, указанные в данном пункте. Общее собрание участников каждого общества, участвующего в реорганизации в форме слияния, принимает решение о такой реорганизации, об утверждении договора о слиянии и устава общества, создаваемого в результате слияния, а также об утверждении передаточного акта. Решение о реорганизации принимается единогласно всеми участниками соответствующего общества (см. ст. 33 и п. 8 ст. 37 Закона). Те же правила принятия решения действуют и при утверждении договора о слиянии и устава создаваемого в результате слияния общества. Обратим внимание, что договор о слиянии более не является учредительным документом создаваемого путем слияния общества (п. 3 ст. 52 Закона). Поскольку участники каждого общества, участвующего в слиянии, являются учредителями (участниками) нового общества, возникающего в результате слияния, действует правило, обусловленное самой природой учредительных документов. Согласно статье 52 ГК РФ устав юридического лица утверждается его учредителями (участниками). Иными словами, устав может рассматриваться в качестве учредительного документа только при условии его единогласного одобрения всеми участниками соответствующего юридического лица (см. также ст. 11 Закона). Решение об утверждении передаточного акта в пункте 2 ст. 52 Закона формально названо в качестве самостоятельного решения. Однако по сути оно зависимо от решения о реорганизации общества и является вторичным по отношению к указанному решению. Поэтому представляется, что в отношении решения об утверждении передаточного акта должны применяться правила принятия решения о реорганизации общества (см. также п. 5 ст. 52). Отсутствие единогласия участников общества, участвующего в слиянии, при голосовании по вопросам, включенным в повестку дня общего собрания, посвященного реорганизации, делает невозможным участие данного общества в слиянии. В соответствии с пунктом 3 ст. 52 общества, участвующие в слиянии, заключают договор о слиянии, в котором определяются порядок и условия слияния, порядок обмена долей в уставном капитале каждого общества на доли в уставном капитале нового общества. В новой редакции пункта 3, установленной Законом N 312-ФЗ, нет положения о том, что договор о слиянии является учредительным документом общества, создаваемого в результате слияния, так как в настоящее время общество с ограниченной ответственностью должно иметь только один учредительный документ - устав (ст. 12 Закона). Требования о заключении договора о слиянии обществ и требования, предъявляемые к содержанию данного договора (п. 3 ст. 52), следует считать императивными. Перечень требований к содержанию договора о слиянии в пункте 3 сформулирован как исчерпывающий, однако фактически он таковым не является (см. последнее предложение абзаца первого п. 4 ст. 52). Целесообразно, чтобы в дальнейшем законодатель исправил этот дефект законодательной техники. При слиянии обществ доли в уставных капиталах обществ, принадлежащие другим участвующим в слиянии обществам, погашаются. В случае принятия общим собранием участников каждого общества, участвующего в реорганизации в форме слияния, решения о такой реорганизации и об утверждении договора о слиянии, устава общества, создаваемого в результате слияния, и передаточного акта избрание исполнительных органов общества, создаваемого в результате слияния, осуществляется на совместном общем собрании участников обществ, участвующих в слиянии. Сроки и порядок проведения такого общего собрания определяются договором о слиянии. Таким образом, если всеми обществами, участвующими в слиянии, выполнены требования пунктов 2 и 3 ст. 52 Закона, то реорганизация в форме слияния вступает во вторую стадию. Поскольку решения о реорганизации в форме слияния предполагаются принятыми, а учредительный документ создаваемого в процессе слияния нового общества и передаточные акты - утвержденными (подписанными), постольку на совместном общем собрании участников создаваемого общества формируются его исполнительные органы. При этом должны учитываться положения статьи 40 и, в случае образования также коллегиального исполнительного органа общества, статьи 41 Закона. Если полномочия единоличного исполнительного органа общества решено передать коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю (управляющему), то на совместном общем собрании участников нового общества утверждаются такой управляющий и условия договора с ним с соблюдением правил, установленных статьей 42 Закона. После вступления в силу решения о единоличном исполнительном органе создаваемого путем слияния общества указанный орган обязан осуществить необходимые действия, связанные с государственной регистрацией нового общества. Порядок проведения совместного общего собрания участников обществ, участвующих в слиянии, регулируется договором о слиянии. Указанный порядок может определяться, например, в пределах правил, регулирующих порядок проведения внеочередного общего собрания, установленных в статье 35 Закона. Положения уставов каждого из обществ, участвующих в слиянии, регулирующие особенности проведения таких собраний, отличные от правил, установленных договором о слиянии, по нашему мнению, в данном случае применяться не должны. При слиянии обществ все права и обязанности каждого из них переходят к обществу, созданному в результате слияния, в соответствии с передаточными актами. Требования к содержанию передаточного акта установлены пунктом 1 ст. 59 ГК РФ. Данный документ должен включать весь комплекс обязательств реорганизуемого общества (в том числе и такие, по которым не наступил срок исполнения, а также оспариваемые обязательства) с указанием лица, которому передаются соответствующие права и обязанности. Передаточные акты утверждают участники обществ, участвующих в слиянии, или орган, принявший решение о слиянии обществ. О приложениях к передаточному акту говорилось выше. При слиянии обществ правопреемство является общим (универсальным), т. е. к вновь возникшему в результате такой реорганизации обществу с ограниченной ответственностью переходят все права и все обязанности участвовавших в слиянии обществ.

Присоединение общества

Статья 53 Закона развивает и конкретизирует нормы, содержащиеся в статье 57, пункте 2 ст. 58, статьях 59 и 92 ГК РФ. Законом N 312-ФЗ в пункт 3 ст. 53 Закона были внесены изменения. Кроме того, статья дополнена новым пунктом 3.1. Присоединением общества признается прекращение одного или нескольких обществ с передачей всех их прав и обязанностей другому обществу. Присоединение представляет собой форму реорганизации, при которой возникает не новое юридическое лицо (таковым уже является хозяйственное общество, к которому осуществляется присоединение), а изменяется статус (объем прав и обязанностей) общества, к которому присоединились одно или несколько других обществ. Государственной регистрации в этом случае подлежит не общество, к которому осуществлялось присоединение, а изменения и дополнения к его учредительным документам. Такая регистрация осуществляется в соответствии с правилами, установленными главой VI Закона о государственной регистрации. Само же общество, к которому осуществлялось присоединение, считается реорганизованным не с момента государственной регистрации (как это имеет место при других формах реорганизации), а с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного (присоединенных) общества (обществ). Если к обществу присоединяется не одно, а два или более обществ, то внесение записей об их прекращении в государственный реестр вполне может быть совершено не в один день. В такой ситуации моментом завершения реорганизации общества, к которому осуществлялось присоединение, следует считать момент внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности последнего из присоединенных обществ. Присоединившиеся общества (общество) с этого момента прекращают свое существование. В этом заключается главное отличие реорганизации в форме присоединения от имевшей место до вступления в силу ГК РФ реорганизации в форме поглощения. Например, при поглощении акционерного общества выкупались 100% акций поглощаемого общества, но само оно могло сохранять права юридического лица. Между тем российские цивилисты традиционно рассматривали поглощение как форму слияния, при которой поглощенное товарищество (общество) прекращается <18>. ГК РФ, а впоследствии Закон об акционерных обществах и Закон, устанавливая обязательность прекращения присоединяемого общества, становятся ближе к традиционной позиции. -------------------------------- <18> См., например: Шершеневич Г. Ф. Учебник торгового права (по изданию 1914 г.). М.: Спарк, 1994. С. 165.

Для реорганизации общества в форме присоединения, так же как и для слияния обществ, ГК РФ (ст. 57) и другие законы предусматривают случаи, когда такая реорганизация может быть осуществлена только с согласия уполномоченных государственных органов. Например, при наличии условий, указанных в статье 27 Федерального закона от 26 июля 2006 г. "О защите конкуренции", присоединение осуществляется с предварительного согласия антимонопольного органа. Особенности присоединения кредитных организаций определяются в соответствии с Положением ЦБ РФ от 4 июня 2003 г. N 230-П "О реорганизации кредитных организаций в форме слияния и присоединения". Пункт 2 ст. 53 Закона императивно устанавливает круг вопросов, разрешаемых на общих собраниях участников обществ, участвующих в присоединении, и на общем собрании участников присоединяемого (присоединяемых) общества (обществ). Общее собрание участников каждого общества, участвующего в реорганизации в форме присоединения, принимает решение о такой реорганизации, об утверждении договора о присоединении, а общее собрание участников присоединяемого общества также принимает решение об утверждении передаточного акта. Правила принятия решения о реорганизации и решения об утверждении передаточного акта были рассмотрены выше. Поскольку при реорганизации в форме присоединения новое юридическое лицо не возникает, постольку отсутствует необходимость в подготовке нового устава общества, к которому осуществляется присоединение. Однако наличие договора о присоединении является юридическим основанием для внесения соответствующих изменений и дополнений в устав общества, к которому осуществляется присоединение. В соответствии с пунктом 3 ст. 53 Закона совместное общее собрание участников обществ, участвующих в присоединении, вносит в устав общества, к которому осуществляется присоединение, изменения, предусмотренные договором о присоединении, а также при необходимости решает иные вопросы, в том числе вопросы об избрании органов общества, к которому осуществляется присоединение. Сроки и порядок проведения такого общего собрания определяются договором о присоединении. Обратим внимание, что Законом N 312-ФЗ в пункте 3 ст. 53 слова "учредительные документы" заменены словом "устав", слова "изменения, связанные с изменением состава участников общества, определением размеров их долей, иные" исключены. Изменения и дополнения в устав общества, к которому осуществляется присоединение, утверждаются на совместном общем собрании участников присоединяемого общества (обществ) и общества, к которому осуществляется присоединение, так как с момента завершения реорганизации в форме присоединения все участники обществ, участвовавших в нем, становятся участниками одного общества. Строго говоря, совместное общее собрание, о котором говорится в пункте 3 ст. 53, не является высшим органом общества, к которому осуществляется присоединение (в том смысле, который вкладывают в понятие общего собрания участников общества статьи 32 - 38 Закона), так как в нем принимают участие с правом решающего голоса лица, которые в момент проведения собрания не являются участниками данного общества (участники присоединяемых обществ). Совместному общему собранию присущи определенные черты собрания учредителей, хотя собранием учредителей оно тоже не является (в данном случае нет юридического лица, которое подлежит учреждению). Природа совместного общего собрания, о котором идет речь в статье 53 Закона, имеет, скорее всего, договорное происхождение. Изменения, вносимые совместным общим собранием в устав общества, к которому осуществляется присоединение, основываются на положениях договора о присоединении, который должен определять также порядок и сроки проведения такого собрания. Поэтому вряд ли правомерно говорить о возможности непосредственного применения к совместному общему собранию правил, установленных статьями 32 - 38 Закона. Тем не менее статья 53 не содержит прямых указаний о правилах принятия решений по вопросам, включаемым в повестку дня совместного общего собрания в соответствии с пунктом 3 указанной статьи. Поэтому здесь допустима аналогия - в договоре о присоединении возможно установить количество голосов, необходимых для принятия указанных решений, руководствуясь пунктом 8 ст. 37 Закона. Новый пункт 3.1 полностью состоит из императивных правовых норм. Как и при слиянии обществ (п. 3 ст. 52), при реорганизации в форме присоединения происходит погашение долей в уставном капитале по правилам, установленным Законом. При присоединении общества подлежат погашению: - принадлежащие присоединяемому обществу доли в уставном капитале общества, к которому осуществляется присоединение; - доли в уставном капитале присоединяемого общества, принадлежащие этому обществу; - доли в уставном капитале присоединяемого общества, принадлежащие обществу, к которому осуществляется присоединение; - принадлежащие обществу, к которому осуществляется присоединение, доли в уставном капитале этого общества. В договоре о присоединении нельзя установить иные правила погашения долей. При присоединении одного общества к другому к последнему переходят все права и обязанности присоединенного общества в соответствии с передаточным актом. Как и при слиянии обществ, правопреемство в случае реорганизации в форме присоединения осуществляется в соответствии с передаточным актом. Однако если при слиянии обществ передаточный акт подлежит утверждению общим собранием участников каждого общества, участвующего в слиянии, то в случае присоединения - только общим собранием участников присоединяемого общества, так как именно оно передает все свои права и обязанности обществу, к которому осуществляется присоединение, в порядке общего правопреемства.

Разделение общества

Статья 54 Закона, содержащая правила о разделении общества, действует в прежней редакции, за исключением пункта 3, в который Законом N 312-ФЗ были внесены изменения. Статья 54 основана на нормах, содержащихся в статьях 57 - 59 и 92 ГК РФ. Разделением общества признается прекращение общества с передачей всех его прав и обязанностей вновь созданным обществам. В результате реорганизации общества с ограниченной ответственностью в форме разделения реорганизованное общество прекращает свое существование в качестве юридического лица. При разделении данного хозяйственного общества возникают как минимум два новых общества, каждое из которых подлежит государственной регистрации в установленном порядке (ст. ст. 13 и 51 Закона). Все права и обязанности разделенного общества с ограниченной ответственностью как юридического лица переходят к вновь создаваемым в процессе его реорганизации обществам на основании разделительного баланса (п. 4 ст. 54 Закона). Вновь возникшие общества обязаны солидарно отвечать по имущественным обязательствам разделенного общества в случае, если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемников такого общества (о солидарной ответственности см. ст. 323 ГК РФ). В таком случае кредитор вправе предъявить свои требования ко всем обществам, возникшим в результате разделения общества с ограниченной ответственностью, или к одному из них в полном объеме. По-видимому, если одно из вновь созданных обществ примет на себя удовлетворение всех требований кредитора, оно вправе впоследствии в порядке регресса потребовать от других (другого) таких обществ долевого участия в произведенных им затратах. Закон определяет правила добровольного разделения общества с ограниченной ответственностью по решению общего собрания его участников. Но целесообразно иметь в виду, что согласно статье 57 ГК РФ реорганизация юридического лица (в том числе в форме разделения) может осуществляться также по решению уполномоченного государственного органа или по решению суда. Например, основания и порядок принудительного разделения коммерческих организаций определены в статье 38 Закона о защите конкуренции. Пункт 2 ст. 54 Закона императивно определяет перечень вопросов, подлежащих разрешению общим собранием участников общества, реорганизуемого в форме разделения. Такое общее собрание принимает решение о реорганизации в форме разделения, о порядке и об условиях разделения общества, о создании новых обществ и об утверждении разделительного баланса. В отличие от совместных общих собраний участников, о которых говорилось в статьях 52 и 53 Закона, общее собрание участников общества, о котором идет речь в пункте 2 ст. 54, является высшим органом управления общества, реорганизуемого путем разделения. Поэтому в части созыва, порядка проведения и принятия решений на такое собрание в полной мере распространяют свое действие нормы, установленные в статьях 32 - 38 Закона. Согласно пункту 3 ст. 54 общее собрание участников каждого общества, создаваемого в результате разделения, утверждает устав и избирает органы общества. Закон N 312-ФЗ исключил первое предложение пункта 3 ст. 54, содержавшее правило о том, что участники каждого общества, создаваемого в результате разделения, подписывают учредительный договор. Общее собрание участников каждого из вновь создаваемых в результате разделения обществ, по сути, является собранием учредителей. Поэтому, по нашему мнению, при проведении таких собраний можно руководствоваться требованиями статьи 11 Закона. При разделении общества все его права и обязанности переходят к обществам, созданным в результате разделения, в соответствии с разделительным балансом. Согласно статье 59 ГК РФ разделительный баланс должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам общества, реорганизуемого в форме разделения, в отношении всех его кредиторов и должников, в том числе обязательствам, оспариваемым сторонами. Разделительный баланс относится к числу документов, которые должны быть представлены в регистрирующий орган для государственной регистрации обществ, вновь возникающих в результате разделения общества с ограниченной ответственностью. К правам и обязанностям, передаваемым в порядке правопреемства, могут относиться не только имущественные, но и неимущественные права (например, права на фирменное наименование, на пользование зарегистрированным в установленном порядке товарным знаком и др.). Составлению разделительного баланса должна предшествовать полная инвентаризация имущества и обязательств общества, подлежащего разделению. О документах, которые могут прилагаться к разделительному балансу, говорилось выше. После принятия решения о разделении общества оно не вправе распоряжаться своими основными и оборотными средствами иным образом, кроме как передать их вновь создаваемым на его основе обществам по разделительному балансу.

Выделение общества

Особенности реорганизации общества в форме выделения определяет статья 55 Закона. Она основана на нормах, установленных в статьях 57 - 59 и 92 ГК РФ. В пункте 1 ст. 55 дается нормативное определение такой формы реорганизации обществ, как выделение. Выделением общества признается создание одного или нескольких обществ с передачей ему (им) части прав и обязанностей реорганизуемого общества без прекращения последнего. При реорганизации в форме выделения вновь создается одно или более обществ с ограниченной ответственностью. В отличие от разделения (ст. 54 Закона), при выделении реорганизованное общество продолжает действовать в качестве юридического лица. Вторым отличием является то, что при выделении передаются не все, а только часть прав и обязанностей реорганизуемого общества. Определенные права и обязанности сохраняются за обществом, реорганизуемым в данной форме. Государственной регистрации при выделении общества (обществ) подлежит вновь созданное в результате выделения общество (общества). Что касается общества, из которого выделилось одно или несколько новых обществ, то в его устав вносятся изменения, предусмотренные в решении о выделении (например, об изменении размера уставного капитала и др.). Указанные изменения устава подлежат государственной регистрации в установленном порядке (п. 4 ст. 12 Закона). Статья 55 Закона регулирует порядок осуществления добровольного выделения общества по решению его участников. Но как и при других формах реорганизации юридических лиц, в соответствии со статьей 57 ГК РФ возможно выделение общества по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда. В частности, в статье 38 Закона о защите конкуренции установлены основания и порядок принудительного выделения коммерческих организаций. Пункт 2 ст. 55 Закона определяет перечень вопросов, выносимых на решение общего собрания участников реорганизуемого в форме выделения общества. Общее собрание участников общества, реорганизуемого в форме выделения, принимает решение о такой реорганизации, о порядке и об условиях выделения, о создании нового общества (новых обществ) и об утверждении разделительного баланса, вносит в устав общества, реорганизуемого в форме выделения, изменения, предусмотренные решением о выделении, а также при необходимости решает иные вопросы, в том числе вопросы об избрании органов общества. Данная норма сформулирована в виде открытого перечня, что означает, с одной стороны, что в повестку дня соответствующего общего собрания обязательно включаются те вопросы, которые прямо указаны в пункте 2 ст. 55 Закона, а с другой - на общем собрании могут быть рассмотрены при необходимости и иные вопросы, связанные с выделением общества (обществ). Законом N 312-ФЗ в пункт 2 ст. 55 были внесены изменения. Во-первых, в первом абзаце слова "учредительные документы" заменены словом "устав", слова "изменения, связанные с изменением состава участников общества, определением размеров их долей, и иные" исключены. Таким образом, вносимые в устав изменения в настоящее время определяются решением о выделении. Во-вторых, исключено первое предложение второго абзаца, которое обязывало участников выделяемого общества подписывать учредительный договор. В абзаце первом п. 2 ст. 55 речь идет об общем собрании участников реорганизуемого общества как о высшем органе управления данного общества, хотя на таком собрании разрешаются и вопросы создания нового общества (обществ), что характерно для собрания учредителей. Тем не менее при подготовке и проведении общего собрания участников реорганизуемого общества, а также принятии соответствующих решений применяются правила, предусмотренные статьями 32 - 38 Закона. Абзац второй п. 2 ст. 55 определяет круг вопросов, разрешаемых исключительно участниками создаваемого путем выделения нового общества (обществ). Общее собрание участников выделяемого общества утверждает его устав и избирает органы общества. При принятии решений об утверждении устава и формировании органов нового общества должны применяться правила статьи 11 Закона. При рассмотрении общим собранием участников реорганизуемого общества вопроса о создании нового общества (обществ) оно не должно решать вопросы, отнесенные Законом (абзацем вторым п. 2 ст. 55) к компетенции общего собрания участников выделяемого общества. В данном случае вопрос о создании нового общества (обществ) в принципе решается: с позиций собственников, передающих часть своего имущества в виде оплаты долей в уставном капитале создаваемого юридического лица, и с позиций реорганизуемого юридического лица, передающего часть своих прав и обязанностей другому лицу. В качестве собственно участников нового общества (обществ) в данном случае могут выступать, например, участники реорганизуемого общества с ограниченной ответственностью, само реорганизуемое общество, граждане - члены трудового коллектива выделяемого структурного подразделения и другие лица. Именно указанные лица (их представители) участвуют в собрании участников выделяемого общества (обществ), разрешающем вопросы, указанные в абзаце втором п. 2 ст. 55 Закона. В абзаце третьем п. 2 ст. 55 установлены специальные нормы для случая, когда единственным участником выделяемого общества (обществ) и его единственным учредителем является само реорганизуемое общество с ограниченной ответственностью. В этом случае общее собрание реорганизуемого общества принимает решение о реорганизации общества в форме выделения, о порядке и об условиях выделения, а также утверждает устав выделяемого общества и разделительный баланс, избирает органы выделяемого общества. Перечень указанных вопросов является исчерпывающим. В пункте 3 ст. 55 установлены особенности правопреемства при реорганизации общества с ограниченной ответственностью в форме выделения нового общества (обществ). При выделении из общества одного или нескольких обществ к каждому из них переходит часть прав и обязанностей реорганизованного общества в соответствии с разделительным балансом. Права и обязанности создаваемого в результате выделения общества (обществ) должны быть точно указаны в разделительном балансе, являющемся юридическим документом, обусловливающим их наличие.

Преобразование общества

Преобразованию общества с ограниченной ответственностью посвящена статья 56 Закона. При этом Законом N 312-ФЗ пункт 1 ст. 56 изложен в новой редакции, в пункт 2 данной статьи внесены изменения. По новым правилам общество вправе преобразоваться в хозяйственное общество другого вида, хозяйственное товарищество или производственный кооператив. Преобразование общества с ограниченной ответственностью представляет собой изменение организационной формы такого общества, в результате которого возникает юридическое лицо другого вида, предусмотренного законодательством. В современной редакции пункта 1 ст. 56 дословно воспроизводится норма пункта 2 ст. 92 ГК РФ (которая также действует в редакции Закона N 312-ФЗ). В свою очередь, данная норма ГК РФ исходит из правила о том, что хозяйственные общества могут по решению общего собрания их участников преобразовываться в хозяйственные товарищества и общества другого вида или в производственные кооперативы (п. 1 ст. 68 ГК РФ). Однако акционерное общество может быть преобразовано только в общество с ограниченной ответственностью или производственный кооператив, а также в некоммерческое партнерство при условии единогласия по этому вопросу всех акционеров (п. 1 ст. 20 Закона об акционерных обществах). По сравнению с предыдущей редакцией пункт 1 ст. 56 Закона расширяет перечень юридических лиц, в которые может преобразоваться общество с ограниченной ответственностью. В настоящее время такое хозяйственное общество может быть преобразовано в общество с дополнительной ответственностью, открытое или закрытое акционерное общество, полное товарищество, товарищество на вере (коммандитное товарищество) или производственный кооператив. В случае преобразования общества с ограниченной ответственностью государственной регистрации подлежит вновь возникшее юридическое лицо, к которому с этого момента переходят все имущественные (а в ряде случаев и неимущественные) права и обязанности общества с ограниченной ответственностью как субъекта гражданско-правовых отношений. С момента государственной регистрации созданного в результате преобразования юридического лица общество с ограниченной ответственностью, реорганизованное путем преобразования, перестает существовать в качестве юридического лица, и запись о нем как об обществе с ограниченной ответственностью исключается из Единого государственного реестра юридических лиц. Новое юридическое лицо является правопреемником общества с ограниченной ответственностью, в результате преобразования которого возникло такое юридическое лицо (п. 4 ст. 56). Права, которые могут принадлежать только юридическому лицу соответствующего вида, не переходят в порядке правопреемства, а возникают в силу закона и учредительных документов созданного юридического лица. Напомним, что хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности (п. 1 ст. 66 ГК РФ). Общество с дополнительной ответственностью представляет собой самостоятельный вид хозяйственных обществ несмотря на схожесть его правового регулирования с правовым регулированием обществ с ограниченной ответственностью. Обществом с дополнительной ответственностью признается общество, уставный капитал которого разделен на доли; участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их долей, определенном уставом общества. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам, если иной порядок распределения ответственности не предусмотрен учредительными документами общества. К обществу с дополнительной ответственностью применяются правила ГК РФ об обществе с ограниченной ответственностью (ст. ст. 87 - 94) и Закона, поскольку иное не предусмотрено статьей 95 Кодекса. Акционерным обществом признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Акционеры, не полностью оплатившие акции, несут солидарную ответственность по обязательствам акционерного общества в пределах неоплаченной части стоимости принадлежащих им акций. Правовое положение акционерного общества и права и обязанности акционеров определяются в соответствии с ГК РФ и Законом об акционерных обществах. В п. 25 Постановления от 9 декабря 1999 г. N 90/14 содержится указание на то, что при преобразовании общества с ограниченной ответственностью в акционерное общество возможно применение, в частности, норм Федерального закона от 19 июля 1998 г. "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)" <19>. Однако в связи с этим возникают существенные теоретические и практические проблемы <20>. -------------------------------- <19> СЗ РФ. 1998. N 30. Ст. 3611; 2002. N 12. Ст. 1093. ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Комментарий к Федеральному закону "Об акционерных обществах" в новой редакции (под ред. М. Ю. Тихомирова) включен в информационный банк согласно публикации - Издательство Тихомирова М. Ю., 2007. ------------------------------------------------------------------ <20> См.: Комментарий к Федеральному закону "Об акционерных обществах" в новой редакции. 2-е изд., с изм. и доп. / Под ред. М. Ю. Тихомирова. М.: Изд-во Тихомирова М. Ю., 2008 - 2009 (http://www. urkniga. ru).

Полным признается товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом. Лицо может быть участником только одного полного товарищества. Полное товарищество создается и действует на основании учредительного договора, подписываемого всеми его участниками (ст. ст. 69 - 81 ГК РФ). Товариществом на вере (коммандитным товариществом) признается товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников-вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности. Положение полных товарищей, участвующих в товариществе на вере, и их ответственность по обязательствам товарищества определяются правилами ГК РФ об участниках полного товарищества. Лицо может быть полным товарищем только в одном товариществе на вере. Участник полного товарищества не может быть полным товарищем в товариществе на вере. Полный товарищ в товариществе на вере не может быть участником полного товарищества. К товариществу на вере применяются правила ГК РФ о полном товариществе постольку, поскольку это не противоречит правилам Кодекса о товариществе на вере. Товарищество на вере создается и действует на основании учредительного договора, который подписывается всеми полными товарищами (ст. ст. 82 - 86 ГК РФ). Производственным кооперативом (артелью) признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Законом и учредительными документами производственного кооператива может быть предусмотрено участие в его деятельности юридических лиц. Производственный кооператив является коммерческой организацией. Члены производственного кооператива несут по обязательствам кооператива субсидиарную ответственность в размерах и в порядке, предусмотренных законом о производственных кооперативах и уставом кооператива. Правовое положение производственных кооперативов и права и обязанности их членов определяются в соответствии с ГК РФ законами о производственных кооперативах. Федеральный закон от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ "О производственных кооперативах" <21>, основываясь на положениях статей 107 - 112 ГК РФ, подробно регулирует общие правила о производственных кооперативах, порядок их образования, права и обязанности членов, имущество кооператива и правила организации управления в нем, трудовые отношения в кооперативе, учет и отчетность, порядок реорганизации и ликвидации кооператива и другие существенные отношения. -------------------------------- <21> СЗ РФ. 1996. N 20. Ст. 2321; 2001. N 21. Ст. 2062; 2002. N 12. Ст. 1093; 2006. N 52 (ч. I). Ст. 5497; 2009. N 29. Ст. 3642.

Из законов о производственных кооперативах был принят также Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" <22>, регулирующий, в частности, отношения производственной кооперации в сельском хозяйстве. В статье 3 этого Закона содержится понятие сельскохозяйственного производственного кооператива, указание о том, что такой кооператив является коммерческой организацией, а также определяются виды производственных кооперативов, действующих в сельском хозяйстве. К ним относятся сельскохозяйственная артель (колхоз), рыболовецкая артель (колхоз) и кооперативное хозяйство (коопхоз), а также иные кооперативы, созданные в соответствии с требованиями пункта 1 ст. 3 Закона о сельскохозяйственной кооперации. Данный Федеральный закон регулирует особенности образования сельскохозяйственных производственных кооперативов (гл. II), в том числе порядок образования кооперативов при реорганизации сельскохозяйственных организаций (ст. 10). -------------------------------- <22> СЗ РФ. 1995. N 50. Ст. 4870; 1997. N 10. Ст. 1120; 1999. N 8. Ст. 973; 2002. N 12. Ст. 1093; 2003. N 2. Ст. 160, 167; N 24. Ст. 2248; 2006. N 45. Ст. 4635; N 52 (ч. I). Ст. 5497; 2008. N 49. Ст. 5748; 2009. N 29. Ст. 3642.

В пункте 2 ст. 56 Закона определен перечень вопросов, выносимых на решение общего собрания участников общества при преобразовании общества с ограниченной ответственностью. Общее собрание участников общества, реорганизуемого в форме преобразования, принимает решение о такой реорганизации, о порядке и об условиях преобразования, о порядке обмена долей участников общества на акции акционерного общества, доли участников общества с дополнительной ответственностью, доли или вклады в складочный капитал хозяйственного товарищества или паи членов производственного кооператива, об утверждении устава создаваемого в результате преобразования юридического лица, а также об утверждении передаточного акта. Законом N 312-ФЗ пункт 2 ст. 56 Закона после слов "доли участников общества с дополнительной ответственностью" был дополнен словами "доли или вклады в складочный капитал хозяйственного товарищества", слова "акционерного общества, общества с дополнительной ответственностью или производственного кооператива" заменены словами "юридического лица". Эти изменения обусловлены содержанием новых правил пункта 1 этой статьи, о которых говорилось выше. Общее собрание участников реорганизуемого общества в данном случае выступает как его высший орган управления. Одновременно на общем собрании разрешаются и вопросы создания нового юридического лица - акционерного общества, общества с дополнительной ответственностью или производственного кооператива, что характерно для собрания учредителей. Поэтому при подготовке и проведении общего собрания участников преобразуемого общества, а также при принятии соответствующих решений применяются правила, предусмотренные статьями 32 - 38 Закона. Участники юридического лица, создаваемого в результате преобразования, принимают решение об избрании его органов в соответствии с требованиями федеральных законов о таких юридических лицах и поручают соответствующему органу осуществить действия, связанные с государственной регистрацией юридического лица, создаваемого в результате преобразования (п. 3 ст. 56 Закона). Указанные федеральные законы были перечислены выше. Пункт 3 ст. 56 специально не выделяет вопросы создания конкретного юридического лица, которые тоже должны быть разрешены (например, заключение между учредителями договора о создании акционерного общества; заключение учредительного договора участниками полного или коммандитного товарищества; решение вопросов организации и др.). Причина заключается в том, что подобные отношения находятся вне сферы регулирования Закона и регламентируются специальными актами гражданского законодательства. Состав участников (членов) юридического лица, возникающего на основе преобразуемого общества с ограниченной ответственностью, может не совпадать с составом участников преобразуемого общества. В таких случаях лица, участвующие в создании нового юридического лица, могут провести совместное заседание. Данное совместное заседание можно рассматривать как собрание учредителей, если при его проведении будут учтены требования федеральных законов, предъявляемые к собранию учредителей юридического лица соответствующего вида. При преобразовании общества к юридическому лицу, созданному в результате преобразования, переходят все права и обязанности реорганизованного общества в соответствии с передаточным актом. Под правами и обязанностями, о которых идет речь в пункте 4 ст. 56, следует понимать имущественные и некоторые неимущественные права реорганизуемого общества как коммерческой организации, которые не связаны с теми правами реорганизованного общества с ограниченной ответственностью, которые могут принадлежать только данному виду коммерческих организаций.

Библиография

Андрианова М. А. О трудовых отношениях при реорганизации юридического лица // Законы России: опыт, анализ, практика. 2006. N 8. ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Комментарий к Федеральному закону "Об акционерных обществах" в новой редакции (под ред. М. Ю. Тихомирова) включен в информационный банк согласно публикации - Издательство Тихомирова М. Ю., 2007. ------------------------------------------------------------------ Комментарий к Федеральному закону "Об акционерных обществах" в новой редакции. 2-е изд., с изм. и доп. / Под ред. М. Ю. Тихомирова. М.: Изд-во Тихомирова М. Ю., 2008 - 2009 (http://www. urkniga. ru). Сошников В. В. Проблемы сохранения и прекращения трудовых отношений с работниками при реорганизации работодателя - юридического лица // Законодательство и экономика. 2006. N 11. Тихомиров М. Ю. Трудовой договор: практическое пособие для работодателей и работников. М.: Изд-во Тихомирова М. Ю., 2009 (http://www. urkniga. ru).

(Окончание см. "Законодательство и экономика", 2010, N 10)

------------------------------------------------------------------

Название документа