Роль арбитражных судов в регулировании отношений по обязательному социальному страхованию

(Филиппов В. Н.)

("Трудовое право", 2010, N 11)

Текст документа

РОЛЬ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ В РЕГУЛИРОВАНИИ ОТНОШЕНИЙ

ПО ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ СОЦИАЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ

В. Н. ФИЛИППОВ

Филиппов В. Н., юрист-аналитик по трудовому праву компании "КонсультантПлюс", аспирант кафедры гражданского процесса и социальных отраслей права Российского государственного университета нефти и газа имени И. М. Губкина.

Несмотря на то что арбитражные суды, как правило, не относятся к субъектам трудового права, данные органы нередко участвуют в рассмотрении споров, затрагивающих трудовые права работников. Относительно недавно в судебной практике возникла категория споров, предметом которых стал один интересный правовой феномен: совпадение работника и работодателя в одном лице. Речь идет о тех случаях, когда руководителем организации является единственный участник (учредитель) общества. Следует отметить, что руководитель организации - особая фигура в любой организации. С одной стороны, он выступает представителем работодателя по отношению к другим работникам. Он вправе принимать работников, привлекать их к материальной и дисциплинарной ответственности, увольнять. С другой же стороны, руководитель сам является работником, на которого распространяются нормы трудового права, пусть и с определенными оговорками. Как и у обычного работника, у него могут возникнуть жизненные ситуации, в которых государство должно обеспечить его соответствующими пособиями. На практике возникает очень много споров, связанных как раз с возмещением расходов на пособие по беременности и родам руководителю организации, который одновременно является единственным участником (учредителем) общества.

Как уже было сказано, руководитель организации - непростой работник. Это подчеркивается и на законодательном уровне. Руководителю организации посвящена гл. 43 Трудового кодекса РФ. В соответствии со ст. 273 ТК РФ руководитель организации - это физическое лицо, которое осуществляет руководство организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа.

Частью 2 данной статьи прямо предусмотрено, что положения гл. 43 Трудового кодекса РФ не распространяются на руководителя организации, который является единственным участником (учредителем), членом организации, собственником ее имущества. Исходя из положений данной статьи, у правоприменителей возник вопрос о возможности заключения трудового договора с единственным участником общества. А именно: может ли руководитель организации в таком случае заключить договор сам с собой? Следует отметить, что профильные ведомства заняли такую позицию, что трудового договора в этом случае вообще быть не может. Как указало, в частности, Минздравсоцразвития (Письмо от 18.08.2009 N 22-2-3199), в основе ст. 273 ТК РФ лежит невозможность заключения трудового договора с самим собой, поскольку иных участников (членов, учредителей) у организации просто нет. Такую же позицию ранее высказал и Роструд. В своем Письме от 28.12.2006 N 2262-6-1 он отметил, что подписание трудового договора одним и тем же лицом от имени работника и от имени работодателя не допускается.

К сожалению, такая позиция привела к тому, что органы ФСС пришли к мнению, что на руководителя организации, который является единственным учредителем, вообще не распространяются нормы трудового права и, следовательно, такое лицо не имеет права на получение пособия по беременности и родам и единовременного пособия в связи с рождением ребенка. Такое толкование норм Трудового кодекса стало причиной для ряда судебных споров работодателей с органами ФСС. Надо отметить, что в данной ситуации арбитражные суды встали на сторону руководителя организации, единственного участника (учредителя). Как отметил Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в Постановлении от 11.06.2010 по делу N А45-22775/2009, из содержания норм ст. ст. 11, 273 Трудового кодекса Российской Федерации лицо, назначенное на должность директора общества, является его работником, отношения между обществом и директором регулируются нормами трудового права. Федеральный арбитражный суд Московского округа в Постановлении от 21.04.2010 N КА-А40/3564-10 по делу N А40-107341/09-118-797 указал, что действие ст. 273 Трудового кодекса Российской Федерации ограничивается только рамками положений гл. 43 данного Кодекса об особенностях регулирования труда руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации.

Значит, положения ст. ст. 255 и 256 ТК РФ, согласно которым работник имеет право на отпуск по беременности и родам с выплатой пособий по государственному социальному страхованию в установленном законом размере, в полной мере распространяются и на руководителя организации, единственного участника, учредителя. Стоит отметить, что судебная практика единодушна в своем мнении по этому вопросу (см. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 11.06.2010 по делу N А45-22775/2009, Постановление ФАС Московского округа от 21.04.2010 N КА-А40/3564-10 по делу N А40-107341/09-118-797, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 10.11.2008 N Ф04-4991/2008(15688-А45-25) по делу N А45-14587/2007-49/232, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 30.10.2008 по делу N А11-1435/2008-К2-21/81, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 17.11.2009 по делу N А27-8438/2009). Во всех вышеуказанных решениях суды отметили, что единственный участник (учредитель) обладает такими же правами на пособие на беременности и родам, как и остальные работники. Тем самым арбитражные суды признали позицию Фонда социального страхования незаконной. Именно эта тенденция судебной практики привела к тому, что профильные ведомства сменили свою позицию по этому поводу. Еще в конце 2009 г. ФСС в своем Письме от 21.12.2009 N 02-09/07-2598П отметил, что если отношения между организацией и ее руководителем, являющимся единственным участником (учредителем), членом данной организации и собственником ее имущества, оформлены трудовым договором, то указанный руководитель, исходя из изложенного и сложившейся судебной практики, относится к числу лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и, соответственно, имеет право обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и в связи с материнством в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации.

А совсем недавно Минздравсоцразвития утвердило официальные разъяснения об обязательном страховом обеспечении по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством руководителей организаций, являющихся их единственными учредителями (участниками), членами организаций и собственниками их имущества (см. Приказ Минздравсоцразвития России от 08.06.2010 N 428н). Это Разъяснение дано в целях единообразного применения Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством". В данном Разъяснении ведомство отметило, что согласно п. 1 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат лица, работающие по трудовым договорам. Как следует из ст. 16 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовые отношения, которые возникают в результате избрания на должность, назначения на должность или утверждения в должности, характеризуются как трудовые отношения на основании трудового договора. При этом руководитель организации, состоящий с данной организацией в трудовых отношениях, а также в случае, когда он является единственным учредителем (участником), членом организации, собственником ее имущества, в целях обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством относится к лицам, работающим по трудовому договору. Указанный руководитель подлежит в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и имеет право на получение страхового обеспечения в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации.

По нашему мнению, судебная практика сыграла не последнюю роль в изменении позиции органов ФСС и Минздравсоцразвития. При этом следует отметить, что арбитражный суд в данном случае выступал полноправным субъектом трудовых отношений. Это вытекает из того, что ст. 1 ТК РФ закреплено, что в предмет трудового права входят отношения по обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами. Субъектами трудового права здесь выступают Фонд социального страхования РФ, работодатель, который уплачивает взносы, и арбитражный суд, который рассматривает возникший между этими субъектами спор. Можно сказать, что позиция судебных органов в данном случае послужила отправной точкой в защите прав работника с "особым статусом": руководителя организации - единственного участника (учредителя). Таким образом, практика арбитражных судов применима и к трудовым отношениям.

------------------------------------------------------------------

Название документа

Интервью: Торговая недвижимость: рост арендных ставок не будет существенным

("Жилищное право", 2010, N 11)

Текст документа

ТОРГОВАЯ НЕДВИЖИМОСТЬ:

РОСТ АРЕНДНЫХ СТАВОК НЕ БУДЕТ СУЩЕСТВЕННЫМ

Н. ОРЕШИНА

Орешина Наталия, генеральный директор компании "Art Properties", председатель Российского комитета Международного совета торговых центров рассуждает о том, почему в некоторые магазины мы ходим с удовольствием, а в некоторые - без радости, о сходстве российских и французских покупателей, о ставках аренды и перспективах.

Кор.: Наталия Николаевна, как Вы оцениваете текущую ситуацию на рынке торговой недвижимости в России и Европе? Преодолевает ли сектор кризисные явления?

- Начну с Европы. За последние два года объем девелоперских проектов снизился, сейчас внимание всех владельцев торговых центров направлено на улучшение существующих объектов. Это может быть реконструкция, изменение состава арендаторов, изменение дизайна, расширение, продвижение посредством маркетинговых кампаний. То есть главной целью является оптимизация существующего денежного потока.

Приблизительно в таком же состоянии находится рынок торговых площадей в России. Но уже появляются первые признаки оживления. Люди снова рассматривают возможность покупки недвижимости, начинают искать новые участки под проекты.

Отмечу, что с начала кризиса и вплоть до текущего момента в активную фазу строительства не вышел ни один проект. Все объекты, появляющиеся на рынке, - это торговые центры, строительство которых было начато до 2008 года.

Кор.: Какова динамика текущих показателей ввода площадей, уровня их заполненности, арендных ставок по сравнению с началом года? Каков прогноз на финал года?

- Если не рассматривать фактор глобального финансового кризиса, то российский рынок торговых площадей, по сути, не насыщен. Несмотря на то что многие компании в 2000-е годы сосредотачивались на освоении доступных пространств в Москве, столица находится в худшем положении по обеспеченности торговыми площадями на душу населения по сравнению со многими другими городами России. Это отражается на заполняемости торговых центров. Хорошо построенные и хорошо расположенные объекты имеют близкое к нулевому количество вакантных площадей, что говорит об огромном потенциале рынка.

В последние несколько кварталов арендные ставки потихоньку растут. Впрочем, профессиональные, давно работающие на рынке и представляющие качественные бренды компании-арендаторы довольно четко представляют себе, какую ставку они готовы платить. Поскольку надежность оператора - его платежеспособность, способность исполнять все условия договоров в соответствии с первоначальными договоренностями - во время кризиса встала на первое место, надежные операторы не готовы идти на переговоры об изменении ставок и повышении цен.

Мой прогноз на финал года консервативен: рост ставок если и произойдет, то не будет существенным. Я не склонна соглашаться с некоторыми участниками рынка, утверждающими что в 2010 году по сравнению с прошлым годом ставки выросли на 10 - 15%. Это слишком амбициозные высказывания. Такое может случиться с единичными компаниями, но их результаты вряд ли стоит экстраполировать на рынок в целом.

Кор.: В каких городах России не хватает качественных торговых площадей? В каких районах Москвы?

- Москва - это огромный мегаполис, который быстро развивается и расширяется. Он центростремителен, испытывает дефицит площадей в центре, при этом его спальные районы с точки зрения развития современных форматов торговли освоены слабо. Из-за транспортных проблем центр города не всегда доступен для покупателей. Такие торговые центры, как "Европейский", "Атриум", являются наиболее популярными у москвичей, имеют высокую посещаемость и высокие продажи именно потому, что расположены в зоне хорошей транспортной доступности и оптимальны для множества людей, живущих в разных районах города.

Новые объекты появляются в основном на третьем транспортном кольце, в будущем та же судьба ожидает четвертое транспортное кольцо. Из-за лучевой системы организации города торговые центры тяготеют к точкам пересечения МКАД и шоссе, ведущих в область. Принимая во внимание бурное развитие коттеджных поселков в Подмосковье, постепенную миграцию в них населения, можно прогнозировать успешное будущее пригородных торговых центров.

Что касается регионов России, то ситуация в них в среднем хуже, чем в Москве. Прослойка так называемого среднего класса там гораздо тоньше, значительная часть активного с точки зрения возможности зарабатывания денег населения мигрировала ближе к центру, в Москву и Санкт-Петербург. В регионах существует бизнес-х соотношениях люди смогут сесть за стол переговоров и прийти к единому знаменателю.

Кор.: Каков идеальный торговый центр? Где он должен быть расположен? Кто его арендаторы?

- Идеальный торговый центр должен быть расположен на пересечении максимального количества транспортных потоков: метро, автомагистралей, железнодорожных путей. Это главное правило.

Хороший арендатор сегодня - это профессионально управляемая компания, в которой есть хороший состав менеджеров, имеющих долгосрочные цели развития, а не старающихся громко заявить о себе, заработать денег и уехать в Монако.

В составе арендаторов должно быть максимальное количество присутствующих на рынке компаний. Ритейл - это краткосрочный, очень уязвимый бизнес. Ситуация меняется быстро, бизнесы разоряются и возобновляют свою деятельность, происходят слияния и поглощения. Чем больше у вас хороших брендов, тем стабильнее ваше будущее.

Кор.: Можете ли вы привести несколько примеров торговых центров, которые не смогли оправдать надежды инвесторов? Почему так получилось?

- Такие центры есть, но я не хотела бы их называть. Это не совсем корректно. На вопрос, почему так получается, отвечу.

Иногда строительством торговых центров и управлением ими занимаются люди, пришедшие совершенно из другого бизнеса. Им кажется, что зарабатывать на торговых площадях просто, что здесь можно сделать быстрые деньги. А это не так.

Раз в год журнал "Форбс" печатает рейтинг самых успешных рантье. Во время кризиса состав его участников кардинально поменялся. На первые места вышли компании, принадлежащие какому-то одному человеку: "Крокус-групп", "Икея", "Ташир". Этим компаниям не нужно раз в год удивлять широкий круг инвесторов прекрасным отчетом. Они сосредоточены на решении долгосрочных задач и отвечают своей репутацией за то, что строят. Поэтому побеждают.

Кор.: Какие якорные арендаторы обязательно должны быть в торговом центре?

- Россия следует французской модели развития ритейла. Основным двигателем торговли у нас является продуктовый магазин. В Англии, например, ситуация совершенно другая, там все сосредоточено вокруг универсального магазина. У нас универмаги как концепция практически отсутствуют на рынке, есть лишь "Стокманн", он работает в стране 12 лет, но имеет 5 магазинов.

Важен развлекательный компонент. В силу национальных особенностей русские люди любят гулять и тратить деньги на развлечения: кино, боулинг, каток и пр. Современному торговому центру необходима такая инфраструктура. Даже если она не приносит доходов, то генерирует покупательский трафик.

------------------------------------------------------------------

Название документа