Правовой режим имущества государственного унитарного предприятия

(Бандурина Н. В., Татанов С. М.) ("Право и политика", 2010, N 10) Текст документа

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ИМУЩЕСТВА ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Н. В. БАНДУРИНА, С. М. ТАТАНОВ

Бандурина Наталья Владимировна - кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права юридического факультета ИЭУП Российского государственного гуманитарного университета.

Татанов Сергей Михайлович - соискатель Российского государственного гуманитарного университета.

Аннотация: В статье рассматриваются правовые аспекты права хозяйственного ведения относительно имущества, передаваемого унитарному предприятию собственником. Авторами исследуются вопросы состава имущества унитарного предприятия, прав предприятия на такое имущество, проблемы распоряжения имуществом и т. д.

Ключевые слова: юриспруденция, унитарное предприятие, государство, собственник, имущество, объект права, субъект права, имущественный комплекс, недвижимость, прибыль.

Legal regime of the property of state unitary enterprise N. V. Bandurina, S. M. Tatanov

Bandurina Natalia Vladimirovna - Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Department of the Financial Law of the Law Faculty of the Russian State Humanitarian University.

Tatanov Sergey Mikhailovich - postgraduate student of the Russian State Humanitarian University.

The article includes analysis of legal aspects of operating control towards the property, which is given to the unitary enterprise by the owner. The authors study the problems of property of unitary enterprise, rights of enterprises to such property, problems of use of property, etc.

Key words: jurisprudence, unitary enterprise, state, owner, property, object of law, subject of law, property complex, immovable property, profit.

Унитарные предприятия являются традиционным инструментом управления государственной или муниципальной собственностью в различных основных отраслях народного хозяйства. При этом эффективность их деятельности зависит от объема имущественной базы, переданной этим предприятиям для управления. Поскольку в соответствии с п. 2 ст. 50 и ст. 113 Гражданского кодекса Российской Федерации <1> (далее - ГК РФ) унитарные предприятия являются коммерческими юридическими лицами, их деятельность направлена на извлечение прибыли в пользу собственника имущества - государства или муниципального образования, а также для покрытия собственных расходов. Кроме того, безусловно, целью деятельности является не извлечение прибыли, а удовлетворение публичных интересов государства, обеспечение государственных нужд <2>. -------------------------------- <1> Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // СЗ РФ. 05.12.1994. N 32. Ст. 3301. <2> См.: Ершова И. В. Правовой режим государственного имущества в хозяйственном обороте: теоретические основы и пути совершенствования. М.: Юриспруденция, 2001. С. 156.

При этом в зависимости от способа закрепления имущества выделяется два вида унитарных предприятий (п. 2 ст. 113 ГК РФ): - унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (ст. 114 ГК РФ); - унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (казенные предприятия) (ст. 115 ГК РФ). В соответствии со ст. 113 ГК РФ унитарное предприятие не наделено правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. При этом экономическая и имущественная самостоятельность унитарных предприятий обеспечена тем, что права собственника имущества, находящегося в их хозяйственном ведении или оперативном управлении, ограничены законом <3>. -------------------------------- <3> См.: Курашко А. Г. Законодательство и доктрина об унитарных предприятиях на современном этапе // Законодательство и экономика. 2006. N 8.

Ст. 11 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" <4> устанавливает, что имущество унитарного предприятия формируется за счет следующих источников, перечень которых остается открытым: -------------------------------- <4> Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" // СЗ РФ. 02.12.2002. N 48. Ст. 4746.

- имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества; - доходов унитарного предприятия от его деятельности; - иных не противоречащих законодательству источников. Более широкий перечень содержится в п. 3.5 Примерного устава федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения <5>: -------------------------------- <5> Приказ Минэкономразвития РФ от 25.08.2005 N 205 "Об утверждении Примерного устава федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения" // Российская газета. N 225. 07.10.2005.

- имущество, переданное предприятию по решению уполномоченного федерального органа исполнительной власти; - доходы предприятия от его деятельности, в том числе дивиденды (доходы), поступающие от хозяйственных обществ и товариществ, в уставных капиталах которых участвует предприятие; - заемные средства, в том числе кредиты банков и других кредитных организаций; - целевое бюджетное финансирование, дотации; - иные источники, не противоречащие законодательству Российской Федерации. Необходимо признать, что в состав имущества государственных унитарных предприятий не могут быть включены земельные участки. Такой вывод можно сделать исходя из анализа норм Земельного кодекса Российской Федерации <6> (далее - ЗК РФ), в котором отсутствует право хозяйственного ведения или оперативного управления в качестве основания возникновения права на землю или вообще какого-либо использования земельного участка. -------------------------------- <6> Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ // СЗ РФ. 29.10.2001. N 44. Ст. 4147.

Единственное упоминание такого права содержится в п. 3 ст. 36 ЗК РФ, который предусматривает, что в случае, если в здании, находящемся на неделимом земельном участке, помещения принадлежат одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления или всем лицам на праве хозяйственного ведения, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено ЗК РФ, федеральными законами. При этом договор аренды земельного участка заключается с условием согласия сторон на вступление в этот договор иных правообладателей помещений в этом здании. Таким образом, в отношении земельного участка у унитарного предприятия может возникнуть только право на заключение договора аренды с множественностью лиц на стороне арендатора, что, по нашему мнению, значительно ущемляет свободу хозяйственной деятельности рассматриваемых субъектов. Применительно к ст. 11 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" под имуществом понимаются не только имущественные права и вещи, включая деньги и ценные бумаги, но и неимущественные права, имеющие денежную оценку; за счет такого имущества может формироваться уставный фонд унитарного предприятия <7>. -------------------------------- <7> См.: Басангов Д. А., Шайдуров С. А. Комментарий к Федеральному закону "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях". М.: Деловой двор, 2009. С. 28.

Распространенной позицией является признание имущества унитарного предприятия имущественным комплексом по смыслу ст. 132 ГК РФ <8>. В соответствии с данной статьей предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Поскольку унитарное предприятие является коммерческой организацией, то в целом данный признак может быть аргументом в пользу подобной позиции. -------------------------------- <8> См., например: Ласкина Н. В. Комментарий к Федеральному закону от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (постатейный) // Подготовлен для системы "КонсультантПлюс", 2008; Матвеенко П. В. Хозяйственные общества и унитарные предприятия / Под ред. Ю. Л. Фадеева // Подготовлен для системы "КонсультантПлюс", 2006; Степанов В. Г., Кравченко Н. Н. Унитарное предприятие как имущественный комплекс // Законодательство и экономика. 2003. N 9.

Кроме того, согласно абз. 4 ст. 2 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия. В п. 2 ст. 132 ГК РФ определен состав предприятия как имущественного комплекса, в который входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (коммерческое обозначение, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором. А п. 3 ст. 11 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" вообще прямо содержит указание на то, что не столько имущество унитарного предприятия, переданное собственником в хозяйственное ведение, столько само государственное или муниципальное предприятие при переходе права собственности на него определяется как имущественный комплекс. Некоторые авторы полагают, что деятельность государственного унитарного предприятия заключается в предпринимательском участии в экономическом обороте определенным способом (соответствующим уставу), например через производство определенных товаров или оказание услуг. Имущественный комплекс, таким образом, могут составлять вещи, права и обязанности, права на результаты интеллектуальной деятельности, которые в своей совокупности, назначении и принадлежности задействованы в конкретном, характерном именно для данного государственного унитарного предприятия механизме получения прибыли. В то же время основной особенностью имущественного комплекса является его целостность, невозможность отделения каких-либо составляющих его элементов, если это изменяет экономически выгодное положение предприятия в системе гражданско-правовых отношений и коммерческого оборота <9>. -------------------------------- <9> См.: Забровская И. Г. Гражданско-правовое положение государственных унитарных предприятий. Дис. на соиск. уч. степ. канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2004. С. 115.

Данная позиция представляется недостаточно верной и практически обоснованной в современных экономических условиях хозяйствования, поскольку смешение правовых конструкций унитарного предприятия как юридического лица и предприятия как имущественного комплекса, являющегося объектом гражданского права, не позволяет эффективно реализовывать те задачи, которые перед унитарным предприятием поставил собственник переданного имущества. Кроме того, представляется достаточно проблематичным считать правильным признание предприятия и субъектом, и объектом права <10>. -------------------------------- <10> См.: Лаптев В. В. Проблемы предпринимательской (хозяйственной) правосубъектности // Государство и право. 1999. N 11. С. 15.

Действительно, унитарное предприятие, как было показано выше, представляет собой установленную в законодательстве организационно-правовую форму юридического лица, что свидетельствует о том, что унитарное предприятие является субъектом гражданского и предпринимательского права, однако не наделенным правом собственности на переданное ему учредителями имущество, а реализующим в отношении его право хозяйственного ведения или оперативного управления. Следует отметить, что нынешний законодатель четко использует термин "предприятие" в названии одной из организационно-правовых форм юридического лица, включая его в устойчивое словосочетание "государственные и муниципальные унитарные предприятия" <11>. -------------------------------- <11> См.: Курашко А. Г. Законодательство и доктрина об унитарных предприятиях на современном этапе // Законодательство и экономика. 2006. N 8.

Относительно неделимости имущества унитарного предприятия следует обратиться к положениям ст. 18 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", в соответствии с которой государственное или муниципальное предприятие распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно, за исключением случаев, установленных данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Кроме того, п. 2 ст. 18 устанавливает, что государственное или муниципальное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества государственного или муниципального предприятия. Без согласия собственника имущества унитарное предприятие также не вправе совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества. Таким образом, закон предоставляет право унитарным предприятиям, хотя и достаточно ограниченное, на совершение сделок с принадлежащим им имуществом, разделяя его, если подобные сделки будут одобрены собственником. Полагаем, что в этом положении и заключены основные противоречия относительно неделимости имущества унитарного предприятия, которое выступает все-таки как субъект права, а не объект. В п. 3 ст. 18 содержится положение о том, что движимым и недвижимым имуществом государственное или муниципальное предприятие может распоряжаться только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия. Примерный устав федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, утвержденный Приказом Минэкономразвития РФ от 25.08.2005 N 205, в п. 3.6 дает возможность собственнику предоставить право предприятию распоряжаться движимым и недвижимым имуществом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены Уставом, а также осуществлять сделки, перечень которых предусмотрен в данном Уставе. Согласно п. 3.9 Примерного устава предприятие может распоряжаться результатами производственной деятельности, выпускаемой продукцией (кроме случаев, установленных законодательными актами Российской Федерации), полученной чистой прибылью, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты установленных законодательством Российской Федерации налогов и других обязательных платежей и перечисления в федеральный бюджет части прибыли предприятия в соответствии с программой деятельности предприятия. Часть чистой прибыли, остающаяся в распоряжении предприятия, может быть направлена на увеличение уставного фонда предприятия. Доходы от аренды недвижимого имущества предприятия перечисляются в федеральный бюджет в установленном порядке. Следует отметить, что позиция законодателя зачастую подвергается критике, поскольку, как считают ученые-практики, сама форма хозяйственного ведения крайне неэффективна и обременительна для собственника имущества, т. к. после заключения договора с руководителем предприятия органы власти и местного самоуправления, осуществляющие права собственников, фактически не вправе вмешиваться в его хозяйственную деятельность, кроме случаев, оговоренных законодательством и уставом предприятия <12>. Руководители государственных (муниципальных) предприятий действуют практически бесконтрольно, и нередко неэффективное управление такими предприятиями приводит к тому, что имущество предприятия описывается за долги судебными приставами и, таким образом, утрачивается государственная или муниципальная собственность, а собственники не вправе воспрепятствовать этому. В силу этого высказываются мнения о необходимости постоянного и жесткого административного и финансового контроля за деятельностью государственных (муниципальных) предприятий путем реформирования таких предприятий <13>. -------------------------------- <12> См.: Ласкина Н. В. Комментарий к Федеральному закону от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (постатейный) // Подготовлен для системы "КонсультантПлюс", 2008. С. 43. <13> См.: Система муниципального управления: Учебник для вузов / Под ред. В. Б. Зотова (издание третье, дополненное и переработанное). СПб.: ООО "Питер Пресс", 2007.

В соответствии с п. 2 ст. 11 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" право на имущество, закрепляемое за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества, возникает с момента передачи такого имущества унитарному предприятию, если иное не предусмотрено федеральным законом или не установлено решением собственника о передаче имущества унитарному предприятию. Передача имущества унитарному предприятию осуществляется специально уполномоченными федеральными государственными органами (в частности, Федеральным агентством по управлению государственным имуществом и его территориальными органами <14>), государственными органами субъектов РФ (например, Департаментом имущества г. Москвы) либо органами местного самоуправления (различные комитеты по управлению муниципальным имуществом). -------------------------------- <14> Постановление Правительства РФ от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" // СЗ РФ. 09.06.2008. N 23. Ст. 2721.

Форма и порядок передачи имущества собственником унитарному предприятию в законодательстве не установлены. Как правило, передача имущества унитарному предприятию осуществляется на основании распорядительного акта, принятого в соответствии с компетенцией вышеназванных органов, установленной актами, определяющими статус этих органов. В качестве названного распорядительного акта могут рассматриваться приказы, распоряжения, постановления, содержащие указание на закрепление определенного состава имущества за тем или иным унитарным предприятием на праве оперативного управления или хозяйственного ведения. Конкретный вид распорядительного акта определяется в зависимости от статуса органа, издавшего его <15>. -------------------------------- <15> См.: Ласкина Н. В. Комментарий к Федеральному закону от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (постатейный) // Подготовлен для системы "КонсультантПлюс", 2008. С. 47.

Норма п. 2 ст. 11 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", как было показано выше, является диспозитивной, так как содержит указание на возможность определения момента перехода имущества не только в распорядительных документах собственника, но и в соответствии с нормами закона, что напрямую применимо к передаче унитарному предприятию недвижимого имущества. В отношении недвижимого имущества вообще и передаваемого унитарному предприятию в частности действует порядок ст. 131 ГК РФ, согласно которой право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК РФ и иными законами. Аналогичное положение, а также непосредственно порядок регистрации перечисленных прав на недвижимое имущество и сделок с ним установлены в Федеральном законе "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" <16>. Ст. 2 данного Закона определяет, что государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. -------------------------------- <16> Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" // СЗ РФ. 28.07.1997. N 30. Ст. 3594.

В то же время в Федеральном законе "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" в ч. 2 п. 2 ст. 11 сделана специальная оговорка относительно особенностей осуществления права хозяйственного ведения и права оперативного управления в отношении недвижимого имущества, находящегося за пределами Российской Федерации и являющегося федеральной собственностью, а также ценных бумаг, долей, паев в находящихся за пределами Российской Федерации юридических лицах. Так, правомочия собственника по поводу данных видов имущества устанавливаются Правительством РФ, в частности в Постановлении Правительства РФ от 05.01.1995 N 14 "Об управлении федеральной собственностью, находящейся за рубежом" <17>, в Постановлении Правительства РФ от 12.09.2001 N 672 "Об утверждении Порядка распределения доходов от использования федерального недвижимого имущества, расположенного за пределами Российской Федерации" <18> и др. -------------------------------- <17> Постановление Правительства РФ от 05.01.1995 N 14 "Об управлении федеральной собственностью, находящейся за рубежом" // СЗ РФ. 16.01.1995. N 3. Ст. 203. <18> Постановление Правительства РФ от 12.09.2001 N 672 "Об утверждении Порядка распределения доходов от использования федерального недвижимого имущества, расположенного за пределами Российской Федерации" // СЗ РФ. 17.09.2001. N 38. Ст. 3745.

В соответствии с п. 5 ст. 113 ГК РФ и ст. 7 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Унитарное предприятие не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества, а именно: Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования. Кроме того, Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование не несут ответственности по обязательствам государственного или муниципального предприятия, за исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества. В указанных случаях на собственника при недостаточности имущества государственного или муниципального предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий при недостаточности их имущества. При этом не вызывает сомнений тот факт, что у собственника имущества при направлении такового в управление унитарному предприятию сохраняется право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении такого предприятия (ст. 17 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"). Государственное или муниципальное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления <19>. -------------------------------- <19> Постановление Правительства РФ от 10.04.2002 N 228 "О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий" (вместе с Правилами разработки и утверждения программ деятельности и определения подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий) // СЗ РФ. 15.04.2002. N 15. Ст. 1440.

Таким образом, прибыль унитарного предприятия, созданного на основе права хозяйственного ведения, распределяется следующим образом и в следующем порядке: 1. Предприятие уплачивает налоги и иные обязательные платежи в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации. 2. Унитарное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются соответственно Правительством РФ для федеральных государственных предприятий, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации для государственных предприятий субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления для муниципальных предприятий. Такой механизм перечисления прибыли является гражданско-правовым, поскольку в своей основе имеет субъективное право собственника на получение части прибыли. Часть перечисленной собственнику прибыли (после уплаты налогов и иных обязательных платежей) учитывается в доходах соответствующих бюджетов (п. 1 ст. 42, п. 1 ст. 51, ст. 57, ст. 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации <20>). Имущество, учтенное в соответствующем бюджете, меняет свой правовой режим, т. е. право хозяйственного ведения на него прекращается (п. 3 ст. 299 ГК РФ) и имущество составляет государственную казну (абз. 2 п. 4 ст. 214 ГК РФ) или муниципальную казну (абз. 2 п. 3 ст. 215 ГК РФ) соответственно <21>. -------------------------------- <20> Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ // СЗ РФ. 03.08.1998. N 31. Ст. 3823. <21> См.: Алексеев С. С., Бекленищева И. В., Беляев К. П., Захаров В. А., Кравчук Н. Р., Кудреватых С. А., Рябова С. Э., Степанов С. А. Научно-практический комментарий к Федеральному закону "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (постатейный). М.: Статут, 2003. С. 25.

3. Оставшаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, а также после перечисления собственнику часть полученной прибыли сохраняется за предприятием и идет на формирование резервного и иных фондов предприятия, создание которых предусмотрено его уставом, на развитие и расширение финансово-хозяйственной деятельности предприятия, на обучение и повышение квалификации его сотрудников, на инвестирование, внедрение и освоение новой техники и технологий, на рекламу и другие цели, не противоречащие уставу. Направления расходования таких средств определяются самим предприятием. Прибыль, оставшаяся у предприятия, сохраняется за последним, как и все его имущество, на праве хозяйственного ведения (п. 2 ст. 113 ГК РФ). Федеральные государственные предприятия, права собственника имущества которых осуществляются в соответствии с Федеральным законом "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" <22>, часть прибыли, остающейся в их распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, перечисляют в доход Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" в порядке, размере и сроки, которые установлены этой Государственной корпорацией в соответствии с указанным Федеральным законом. -------------------------------- <22> Федеральный закон от 01.12.2007 N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" // СЗ РФ. 03.12.2007. N 49. Ст. 6078.

Таким образом, можно заключить, что унитарные предприятия являются юридическими лицами, субъектами права с ограниченными правами в отношении переданного им имущества, имеющими возможность осуществлять ряд сделок, предусмотренных законодательством и учредительными документами предприятия.

Библиография:

1. Алексеев С. С., Бекленищева И. В., Беляев К. П., Захаров В. А., Кравчук Н. Р., Кудреватых С. А., Рябова С. Э., Степанов С. А. Научно-практический комментарий к Федеральному закону "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (постатейный). М.: Статут, 2003. 2. Басангов Д. А., Шайдуров С. А. Комментарий к Федеральному закону "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях". М.: Деловой двор, 2009. 3. Ершова И. В. Правовой режим государственного имущества в хозяйственном обороте: теоретические основы и пути совершенствования. М.: Юриспруденция, 2001. 4. Забровская И. Г. Гражданско-правовое положение государственных унитарных предприятий. Дис. на соиск. уч. степ. канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2004. 5. Курашко А. Г. Законодательство и доктрина об унитарных предприятиях на современном этапе // Законодательство и экономика. 2006. N 8. 6. Лаптев В. В. Проблемы предпринимательской (хозяйственной) правосубъектности // Государство и право. 1999. N 11. 7. Ласкина Н. В. Комментарий к Федеральному закону от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (постатейный) // Подготовлен для системы "КонсультантПлюс", 2008. 8. Матвеенко П. В. Хозяйственные общества и унитарные предприятия / Под ред. Ю. Л. Фадеева // Подготовлен для системы "КонсультантПлюс", 2006. 9. Система муниципального управления: Учебник для вузов / Под ред. В. Б. Зотова (издание третье, дополненное и переработанное). СПб.: ООО "Питер Пресс", 2007. 10. Степанов В. Г., Кравченко Н. Н. Унитарное предприятие как имущественный комплекс // Законодательство и экономика. 2003. N 9.

------------------------------------------------------------------

Название документа