Индивидуальный предприниматель - налоговый агент

(Семенихин В. В.)

("Налоги" (газета), 2010, N 44)

Текст документа

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ - НАЛОГОВЫЙ АГЕНТ

В. В. СЕМЕНИХИН

При ведении бизнеса индивидуальный предприниматель может выступать не только самостоятельным плательщиком налогов и сборов, но и выполнять функции налогового агента. Причем чаще всего статусом налогового агента коммерсанты обладают по такому налогу, как налог на доходы физических лиц. Согласитесь, что вести бизнес в одиночку под силу далеко не всем, вследствие чего коммерсанты активно используют труд наемных работников по трудовым и гражданско-правовым договорам. При выплате заработной платы или вознаграждения по договору физическим лицам у индивидуального предпринимателя возникают обязанности налогового агента по НДФЛ.

В п. 1 ст. 24 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) определено, что налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

Порядок исчисления и уплаты такого налога, как налог на доходы физических лиц, определен одноименной гл. 23 НК РФ, в соответствии с которой плательщиками указанного налога признаются физические лица - резиденты Российской Федерации, а также нерезиденты, получающие доходы в Российской Федерации. Мы уже отметили, что индивидуальные предприниматели сегодня активно используют наемный труд, как по трудовым, так и по гражданско-правовым договорам. Любая работа требует оплаты. Если это трудовой договор, то коммерсант выплачивает заработную плату работнику, если речь идет о труде в рамках гражданско-правового соглашения, то имеет место выплата вознаграждения по договору.

И то и другое в целях налогообложения рассматривается как доход физического лица, с которого он обязан заплатить налог. Однако физические лица в большинстве своем сами этот налог не уплачивают, за них это делают налоговые агенты - субъекты, выплачивающие им доходы. Аналогичные разъяснения на этот счет содержатся и в письме Минфина России от 16 июня 2008 г. N 03-04-06-01/169.

Причем при наличии соответствующих обстоятельств налоговыми агентами признаются не только организации, но и индивидуальные предприниматели. Как сказано в ст. 226 НК РФ, индивидуальные предприниматели, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму НДФЛ в бюджет.

Причем при исчислении налога, подлежащего удержанию у физического лица, а также при уплате его в бюджет индивидуальный предприниматель - налоговый агент обязан руководствоваться правилами ст. 226 НК РФ.

Пунктом 2 указанной статьи определено, что исчисление сумм и уплата НДФЛ производится коммерсантом в отношении всех доходов физического лица, источником которых является сам индивидуальный предприниматель. Исключение составляют лишь доходы, исчисление и уплата налога по которым осуществляется в соответствии со ст. ст. 214.1, 227, 227.1 и 228 НК РФ с зачетом ранее удержанных сумм налога.

Отметим, что ст. 224 НК РФ предусмотрено несколько действующих ставок налога, а именно: 13%, 9%, 15%, 30% и 35%. При этом общей ставкой налога является ставка налога 13%, все остальные ставки специальные и применяются в зависимости от налогового статуса физического лица и вида полученного им дохода.

В частности, по ставке 9% налог удерживается с дивидендных доходов физических лиц или с процентов, полученных гражданами по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 г. Под 15-процентную ставку подпадают дивиденды, выплачиваемые российскими фирмами гражданам-нерезидентам, 30-процентная ставка применяется в общем случае по всем иным доходам физических лиц, не являющихся резидентами России. Доходы в виде призов, выигрышей, получение процентов по рублевым вкладам в банках и прочие облагаются налогом по максимальной ставке.

В соответствии с п. 3 ст. 226 НК РФ исчисление сумм налога, подлежащего удержанию по ставке 13%, производится коммерсантом ежемесячно нарастающим итогом с начала налогового периода. При этом предусмотрен зачет удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.

Обратите внимание!

Из п. 3 ст. 226 НК РФ вытекает, что это правило применяется ко всем доходам физического лица, начисленным ему за данный период.

Причем п. 4 ст. 226 НК РФ установлено, что налог удерживается налоговым агентом непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. При этом данное правило применяется во взаимоувязке со ст. 223 НК РФ, определяющей даты получения доходов физическим лицом.

В этой связи при выплате заработной платы своим работникам, коммерсанту следует обратить внимание на п. 2 ст. 223 НК РФ, из которого следует, что при получении дохода в виде оплаты труда датой фактического получения налогоплательщиком такого дохода признается последний день месяца, за который ему был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом).

Датой получения дохода при выплате вознаграждения по гражданско-правовому договору по общему правилу признается день его выплаты, в том числе перечисления на счета налогоплательщика в банках либо по его распоряжению на счета третьих лиц, на что указывает пп. 1 п. 1 ст. 223 НК РФ.

Сумма НДФЛ применительно к доходам, налогообложение которых производится по специальным ставкам, исчисляется индивидуальным предпринимателем - налоговым агентом отдельно по каждой сумме указанного дохода, начисленного налогоплательщику.

Как уже было отмечено, удержать сумму налога коммерсант обязан непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. При этом законодательно определено, что удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых им налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50 процентов суммы выплаты.

Поэтому если доход выдается в натуральной форме, то произвести удержание налога коммерсант обязан при первой выплате физическому лицу любых денежных средств - заработной платы, отпускных и так далее. Аналогичные разъяснения на этот счет приведены в письме финансистов от 28 ноября 2007 г. N 03-04-06-01/420.

Если у коммерсанта нет возможности удержать сумму налога у налогоплательщика, то он обязан сообщить об этом факте в свою налоговую инспекцию. Причем уведомить налоговиков о невозможности удержания налога, а также о сумме задолженности налогоплательщика нужно письменно! Как следует из п. 5 ст. 226 НК РФ, соответствующую форму сообщения о невозможности удержания налога должна разработать ФНС России. Раз такая форма указанным ведомством пока не утверждена, так и нет и порядка ее представления. Поэтому индивидуальный предприниматель может написать сообщение о невозможности удержания налога в произвольной форме и вместе со справкой 2-НДФЛ "Справка о доходах физического лица за 200_ год" направить в налоговую инспекцию, именно так рекомендуют поступать сами налоговые органы в письме ФНС России от 18 сентября 2008 г. N 3-5-03/513@.

Это сообщение коммерсант должен направить налоговикам не позднее одного месяца со дня окончания соответствующего налогового периода, после чего его обязанности налогового агента в отношении данного налогоплательщика прекращаются, на что, в частности, указывает письмо Минфина России от 5 апреля 2010 г. N 03-04-06/10-62.

Выступая налоговым агентом по НДФЛ, индивидуальный предприниматель обязан перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.

В иных случаях перечисление суммы исчисленного и удержанного налога производится коммерсантом не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода, - для доходов, выплачиваемых в денежной форме, а также дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога, - для доходов, полученных налогоплательщиком в натуральной форме либо в виде материальной выгоды.

Отметим, что совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная индивидуальным предпринимателем у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается коммерсантом по месту своего учета.

Обратите внимание!

Если совокупная сумма налога, удержанная коммерсантом, составляет более 100 руб., то ее уплата производится в бюджет в общем порядке. Если же совокупная сумма налога не превышает указанного предела, то коммерсанту следует ее добавить к сумме налога, который подлежит уплате в следующем месяце, но не позднее декабря текущего года. Такие правила предусмотрены п. 8 ст. 226 НК РФ.

Имейте в виду, что уплата НДФЛ за счет средств налогового агента, то есть за счет средств индивидуального предпринимателя, не допускается, на это прямо указывает п. 9 ст. 226 НК РФ. Подтверждает это и Минфин России в своем письме от 19 февраля 2010 г. N 03-02-07/1-69. При этом в п. 9 ст. 226 НК РФ определено, что при заключении договоров и иных сделок запрещается включение в них налоговых оговорок, в соответствии с которыми выплачивающие доход налоговые агенты принимают на себя обязательства нести расходы, связанные с уплатой налога за физических лиц.

Индивидуальному предпринимателю - налоговому агенту по НДФЛ следует помнить о том, что неисполнение им возложенных на него обязанностей налогового агента может повлечь за собой привлечение его к различным видам ответственности - налоговой, административной и даже к уголовной.

Так, в соответствии со ст. 123 НК РФ неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению индивидуальным предпринимателем - налоговым агентом, может закончиться взысканием штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению.

Обратите внимание!

Согласно письму ФНС России от 26 февраля 2007 г. N 04-1-02/145@ "Об ответственности налогового агента за неперечисление налога в установленный срок", налоговый агент, удержавший у налогоплательщика НДФЛ, но не перечисливший его вовремя в бюджет, подлежит привлечению к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного ст. 123 НК РФ.

Причем независимо от последующего перечисления таких сумм налога в более поздние сроки, в том числе во время или после выездной налоговой проверки (при отсутствии обстоятельств, исключающих привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения или исключающих вину лица в совершении налогового правонарушения).

Вместе с тем арбитражная практика не согласна с таким подходом. По мнению арбитров, если налоговый агент перечислит налог в более поздние сроки, но до вынесения решения налоговиков, то привлечь его к ответственности по ст. 123 НК РФ нельзя. Такой вывод арбитров содержится в Постановлении ФАС Уральского округа от 9 марта 2010 г. N Ф09-1294/10-С3, Постановлении Северо-Западного округа от 18 января 2010 г. по делу N А44-2439/2009 и других.

Привлечь к налоговой ответственности налогового агента можно и по ст. 126 НК РФ.

Так, если коммерсант не представит в установленные сроки в налоговые органы документы и (или) иные сведения, предусмотренные НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, то его оштрафуют. Причем заплатить штраф придется в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ. На это указывает п. 1 ст. 126 НК РФ.

Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 126 НК РФ непредставление налоговикам сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе коммерсанта представить имеющиеся у него документы, предусмотренные НК РФ, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от представления таких документов либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренного ст. 135.1 НК РФ, может привести к штрафу в размере 5000 руб.

Не стоит забывать и о представлении документов в ходе налоговых проверок.

Если при проведении налоговой проверки индивидуальный предприниматель отказывается представить запрашиваемые контролерами документы или не представляет их в установленные сроки, то должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, производит выемку необходимых документов в порядке, предусмотренном ст. 94 НК РФ. Такие действия индивидуального предпринимателя также приведут к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 126 НК РФ, на что, в частности, указывает п. 4 ст. 93 НК РФ.

Помимо всего прочего, налогового агента фискалы могут оштрафовать на основании ст. 120 НК РФ.

Напомним, что в соответствии с п. 3 ст. 24 НК РФ индивидуальный предприниматель должен в течение четырех лет хранить документы, необходимые для исчисления, удержания и перечисления налогов. В том случае, если у коммерсанта таких документов не будет, фискалы могут привлечь индивидуального предпринимателя к ответственности по ст. 120 НК РФ. При этом штраф может составлять от 5000 до 15 000 руб.

Имейте в виду, что при несвоевременной уплате налога в бюджет коммерсанту придется заплатить и сумму пеней. Пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате удержанной суммы НДФЛ. Пени взыскиваются принудительно, в порядке, предусмотренном ст. ст. 46 - 48 НК РФ. Пени за несвоевременную уплату не удержанного с налогоплательщика налога могут быть взысканы с индивидуального предпринимателя за счет его денежных средств и иного имущества.

Отметим, что несвоевременное перечисление налога в бюджет может быть обусловлено ошибкой в платежном поручении на перечисление суммы НДФЛ.

В случае совершения ошибок при оформлении платежного поручения введен специальный порядок проведения сверки с налоговыми органами. Так, если в платежке указан правильный счет Федерального казначейства, на который и был перечислен налог, но ошибка обнаружена в иных реквизитах (в том числе и в КБК (код бюджетной классификации), на который зачисляется НДФЛ), можно подать в налоговую инспекцию заявление о допущенной ошибке с просьбой уточнить соответствующие показатели и провести сверку платежей. К такому заявлению прилагаются документы, которые подтверждают перечисление налога, такие правила предусмотрены абз. 2 и 3 п. 7 ст. 45 НК РФ.

По результатам проведенной сверки налоговый орган принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства и производит перерасчет пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджет на соответствующий счет Федерального казначейства до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа, на это указывает абз. 5 п. 7 ст. 45 НК РФ.

Обратите внимание!

По мнению Минфина России, изложенному в письме от 14 августа 2007 г. N 03-02-07/1-377, возможность учесть осуществленный платеж в установленном порядке без начисления пеней имеется только в том случае, если сумма налога была зачислена в надлежащий бюджет.

Коммерсанту следует помнить о том, что при непредставлении им сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, он может привлекаться не только к налоговой, но и к административной ответственности. На это указывает ст. 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Так, в соответствии с п. 1 указанной статьи КоАП РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 15.6 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на индивидуального предпринимателя в размере от трехсот до пятисот рублей.

При неисполнении обязанностей налогового агента индивидуальный предприниматель может привлекаться даже к уголовной ответственности, на это указывает ст. 199.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ).

Из ст. 199.1 УК РФ вытекает, что неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд), совершенное индивидуальным предпринимателем в крупном размере, наказывается штрафом в размере от 100 000 до 300 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от года до двух лет, либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Аналогичные деяния, совершенные коммерсантом в особо крупном размере наказываются штрафом в размере от 200 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти лет либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Обратите внимание!

При этом в ст. 199.1 УК РФ крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 2 млн. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 6 млн. руб. В свою очередь, особо крупным размером признается сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 10 млн. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 30 млн. руб.

В обязанности индивидуального предпринимателя - налогового агента по НДФЛ входит ведение учета доходов, выплаченных физическим лицам, на это указывает п. 1 ст. 230 НК РФ. Причем вести учет выплаченных доходов коммерсант обязан отдельно по каждому физическому лицу по форме, которую должен утвердить Минфин России. Однако до сих пор соответствующая форма не утверждена, поэтому коммерсант вправе либо разработать свою форму учета, либо использовать соответствующие разделы налоговой карточки 1-НДФЛ, утвержденной Приказом МНС России от 31 октября 2003 г. N БГ-3-04/583. Аналогичные разъяснения приведены в письме финансистов от 21 января 2010 г. N 03-04-08/4-6.

Отметим, что карточка 1-НДФЛ является первичным документом налогового учета, причем она ведется в Порядке, утвержденном также Приказом МНС России от 31 октября 2003 г. N БГ-3-04/583.

Налоговая карточка предназначена для учета:

- доходов налогоплательщика, полученных им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходов в виде материальной выгоды, подлежащих включению в налоговую базу для исчисления сумм НДФЛ;

- налоговой базы отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки;

- суммы налоговых вычетов, уменьшающих налоговую базу;

- сумм исчисленного и удержанного налога по каждому виду налоговой базы и общей суммы налога, исчисленной и удержанной за текущий налоговый период;

- сумм доходов, полученных налогоплательщиком от реализации имущества, принадлежащего ему на праве собственности, независимо от вида имущества и суммы полученного дохода;

- результатов перерасчета налоговой базы и суммы налога за прошлые налоговые периоды, произведенного в отчетном налоговом периоде.

Данные по каждому налогоплательщику - физическому лицу заносятся в карточку индивидуальным предпринимателем - налоговым агентом ежемесячно исходя из всех произведенных им выплат.

Обратите внимание!

Доходы, определяемые в соответствии со ст. 217 НК РФ как доходы, не подлежащие налогообложению НДФЛ, независимо от их суммы, в налоговой карточке не отражаются.

Также не учитываются суммы, удержанные из заработной платы (иного дохода) налогоплательщика по его распоряжению, либо по решению суда или иных органов (например, алименты, суммы возмещения вреда и прочее), так как они не влияют на расчет налоговой базы и вычитаются из дохода уже после удержания НДФЛ, на что, в частности, указывает п. 1 ст. 210 НК РФ.

Если налогоплательщик работает где-то по совместительству или он в течение года сменил место работы, то в налоговой карточке коммерсант - налоговый агент указывает только те доходы, которые выплачивает он сам, на это указывает п. 3 ст. 226 НК РФ.

В налоговой карточке все суммовые показатели отражаются в рублях и копейках через десятичную точку. Исключением являются сами суммы НДФЛ, их нужно исчислять в полных рублях, при этом значения до 50 коп. отбрасываются, а 50 коп. и более - округляются до целого рубля.

Заметим, что вести налоговые карточки коммерсант может как на бумажных носителях, так и в виде электронной информации на магнитных носителях с возможностью вывода на печать. Такие разъяснения дают финансисты в своем письме от 10 июля 2006 г. N 03-05-01-04/206. Однако в любом случае обеспечить сохранность этих данных индивидуальный предприниматель обязан в течение четырехлетнего срока, что вытекает из пп. 5 п. 3 ст. 24 НК РФ.

Практика показывает, что иногда индивидуальные предприниматели - налоговые агенты по НДФЛ игнорируют требование о ведении налоговых карточек и сумм исчисленного налога с выплаченных доходов.

Нужно отметить, что само по себе отсутствие такого учета не влечет налоговой ответственности для коммерсанта. Однако налоговые органы могут затребовать документы, содержащие такие сведения, при проведении налоговой проверки. Непредставление в установленный срок в налоговые органы документов и (или) иных сведений, как уже было отмечено, влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.

Ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, индивидуальные предприниматели - налоговые агенты по НДФЛ представляют в свою налоговую инспекцию сведения о доходах физических лиц по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Указанные сведения подаются ими по форме 2-НДФЛ "Справка о доходах физического лица за 200_ год" (далее - справка), утвержденной Приказом ФНС России от 13 октября 2006 г. N САЭ-3-04/706@ "Об утверждении формы сведений о доходах физических лиц". Этим же Приказом утверждены приложения "Рекомендации по заполнению сведений о доходах физических лиц по форме N 2-НДФЛ "Справка о доходах физического лица за 200_ год" и Справочники, необходимые для ее заполнения, а также формат сведений о доходах по форме 2-НДФЛ в электронном виде.

Отметим, что такие сведения коммерсанты - налоговые агенты подают либо на магнитных носителях, либо с использованием средств телекоммуникаций. И только в том случае, если в течение года число физических лиц, которым индивидуальный предприниматель выплатил доходы, не превысило 10 человек, то справки 2-НДФЛ могут представляться им в налоговую инспекцию в бумажном виде.

Имейте в виду, что помимо налоговой инспекции индивидуальный предприниматель - налоговый агент обязан выдавать справки о полученных доходах и самим физическим лицам, получившим от него доход, например, для получения социального налогового вычета, при оформлении кредитов и так далее. Выдается такая справка по заявлению самого физического лица, на что указывает п. 3 ст. 230 НК РФ.

При этом необходимо учесть, что при выдаче справок в бумажном виде они заполняются разборчивым почерком либо печатаются на принтере или пишущей машинке.

Справки представляются налоговыми агентами по каждому физическому лицу, получившему доходы от данного налогового агента, отдельно по каждой ставке налога.

То есть если физическое лицо получило доход по ставке 9% и 13%, то по окончании налогового периода налоговый агент заполняет две отдельные справки: одну по ставке 9%, другую - по ставке 13%.

Все суммовые показатели в справке отражаются в рублях и копейках через десятичную точку, за исключением сумм налога. Суммы налога исчисляются и отражаются в полных рублях. Сумма налога менее 50 коп. отбрасывается, а 50 коп. и более округляются до полного рубля.

В случае если какие-либо разделы (пункты) справки не заполняются, то и наименования этих разделов (пунктов) можно не приводить в справке. При этом нумерация разделов не изменяется.

Заполненная справка подписывается индивидуальным предпринимателем. Подпись не должна закрываться печатью при ее наличии. Печать проставляется в отведенном месте.

Если сведения о доходах физического лица по форме 2-НДФЛ налоговым агентом подаются в налоговый орган в электронном виде, то эти сведения представляются в виде XML-файлов.

Порядок представления справок 2-НДФЛ в электронном виде должен определяться Минфином России, на что указывает п. 2 ст. 230 НК РФ. В то же время пока такой порядок Минфином России не разработан. В связи с этим финансисты в своем письме от 18 декабря 2006 г. N 03-05-01-03/157 разъяснили, что до утверждения соответствующего порядка применяется Порядок передачи сведений, изложенный в Приказе МНС России от 31 октября 2003 г. N БГ-3-04/583 "Об утверждении форм отчетности по налогу на доходы физических лиц за 2003 год".

В свою очередь налоговые органы направляют представленные сведения налоговым органам по месту жительства физических лиц.

Обратите внимание!

При выплате доходов таким физическим лицам, как индивидуальные предприниматели, например при приобретении у них товаров (работ, услуг), индивидуальный предприниматель не является налоговым агентом по НДФЛ.

Однако прежде чем игнорировать свои обязанности налогового агента в отношении таких физических лиц, коммерсанту следует убедиться, что они действительно зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей. Если на просьбу индивидуального предпринимателя физическое лицо предъявило ему соответствующий документ, например свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или же документ о постановке на налоговый учет, то коммерсанту не нужно в отношении такого лица исчислять и удерживать сумму налога, а также подавать сведения в налоговую инспекцию.

В том случае, если выплата в пользу такого гражданина осуществляется по иным основаниям, не связанным с бизнесом, например по трудовому договору, то обязанности налогового агента у индивидуального предпринимателя возникают в общем порядке.

------------------------------------------------------------------

Название документа