Прекращение права общей долевой собственности граждан на земли сельскохозяйственного назначения в связи с изъятием части земельного участка

(Блинов Р. Н.) ("Юридический мир", 2010, N 11) Текст документа

ПРЕКРАЩЕНИЕ ПРАВА ОБЩЕЙ ДОЛЕВОЙ СОБСТВЕННОСТИ ГРАЖДАН НА ЗЕМЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ В СВЯЗИ С ИЗЪЯТИЕМ ЧАСТИ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА <*>, <**>

Р. Н. БЛИНОВ

-------------------------------- <*> Blinov R. N. Termination of right of common share ownership of citizens to the lands of agricultural purpose in connection with exemption of part of land plot. <**> Исследование выполняется при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект РГНФ N 10-03000495а по теме "Ограничение и прекращение прав на земли сельскохозяйственного назначения в общественных интересах").

Блинов Руслан Николаевич, старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса Юридического института ГОУ ВПО "Орловский государственный технический университет", кандидат юридических наук.

Изъятие земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения представляет собой актуальный предмет правового исследования. Автор основывает свои выводы на проведенном анализе нормативной базы, доктринальных позиций. В статье отмечается, что в России должны быть предусмотрены особые правовые условия изъятия земельных участков по аналогии с особыми условиями общей долевой собственности на сельскохозяйственные угодья.

Ключевые слова: земли сельскохозяйственного назначения, земельный участок, общая долевая собственность.

Exemption of land plots from the lands of agricultural purpose is a topical issue of legal research. The author bases his conclusions on the analysis of normative base, doctrinal positions. The article notes that Russia should provide for special legal conditions of exemption of land plots by analogy with special conditions of common share ownership to agricultural lands.

Key words: lands of agricultural purpose, land plot, common share ownership.

Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон об обороте земель) регулирует общественные отношения по владению, пользованию и распоряжению землями сельскохозяйственного назначения, в том числе отношения, связанные с изъятием участков сельскохозяйственного назначения в государственную или муниципальную собственность. Однако ст. 6 Закона об обороте земель предусматривает только механизмы принудительного изъятия земельного участка за допущенные собственником нарушения. Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае ненадлежащего использования или неиспользования в соответствии с целевым назначением в течение трех лет. Из указанного общего положения законодатель делает исключения. В частности, в отношении одного субъекта Российской Федерации - Приморского края законодателем предусмотрен до 1 января 2012 г. упрощенный (ускоренный) порядок изъятия земельных участков (в том числе из земель сельскохозяйственного назначения) и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для размещения объектов, необходимых для проведения встречи глав государств и правительств стран - участников форума "Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество" в 2012 г. [1]. Авторы комментария к данному положению Закона справедливо указывают на то, что установленный порядок изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения применим исключительно по отношению к земельным участкам, находящимся в государственной или муниципальной собственности, что дает основание полагать о применении несколько отличной процедуры изъятия земельных участков, находящихся в собственности физических и юридических лиц [2]. В частности, в Законе от 8 мая 2009 г. N 93-ФЗ говорится, что в случае если решения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для размещения необходимых для проведения саммита объектов приняты в отношении находящихся в долевой собственности земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, такие решения должны быть опубликованы в средствах массовой информации, определенных законом Приморского края для опубликования сообщений в соответствии с Законом об обороте земель (ст. 6, п. 17). Следует отметить, что предусмотренные законодателем самые общие формулировки (а точнее, их отсутствие) по вопросам прекращения права общей долевой собственности граждан на земли сельскохозяйственного назначения в связи с изъятием земельного участка наводят на мысль, что якобы нет никаких особенностей и сложностей при решении данных вопросов. Вместе с тем исключается упрощенный подход к данному вопросу. К такому выводу приводит изучение существующих комментариев и законопроектов. Например, в пояснительной записке к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд" Комитет по строительству и земельным отношениям Государственной Думы указывает на существование многочисленных недостатков действующего законодательства: не установлен перечень документов, обосновывающих необходимость изъятия, а также местоположение изымаемых земельных участков; не ясны основания и порядок прекращения прав на земельные участки лиц, не являющихся собственниками земельных участков (лиц, которым земельные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, на условиях сервитута, аренды); отсутствует возможность одновременно решать вопрос об изъятии земельного участка и о его образовании, в то время как практически все случаи изъятия требуют образования земельных участков в новых границах одновременно с решением вопроса о прекращении прав на существующие земельные участки, и др.) [3]. К сожалению, в числе отмечаемых проблемных вопросов законодательства авторы проекта не предусматривают положения, закрепляющие механизм изъятия земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в общей долевой собственности граждан. Профессор М. И. Козырь одним из первых обратил внимание на то, что в вопросах изъятия для государственных и муниципальных нужд не учитываются положения, регулирующие коллективно-совместную и коллективно-долевую собственность на земельные участки в рамках сельскохозяйственных предприятий [4]. К сожалению, до сегодняшнего дня (а прошло более шестнадцати лет!) этот вопрос остается также без должного внимания. Анализ правоприменительной практики показывает наличие существенного пробела в правовом регулировании изъятия земельных участков из состава сельскохозяйственных угодий. Вопрос становится еще сложнее, если рассматривать изъятие не всего участка, находящегося в общей долевой собственности граждан, а, например, его небольшой части. На практике нередко можно столкнуться с такой ситуацией. Например, строительство новой автомобильной дороги проходит через земельные участки нескольких муниципальных районов. В пересекаемые дорогой участки попадают участки (части участков) из состава земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в общей долевой собственности граждан, которые обременены правами аренды на длительный срок. Возникает вопрос: как провести быстро в соответствии с положениями действующего законодательства изъятие 7 га из массива площадью 4000 га, находящегося в общей долевой собственности 563 граждан? Встречается также общая долевая собственность на земельные участки из состава сельскохозяйственных угодий, принадлежащая более 1000 участникам. Рассмотрим другой аспект. В соответствии с положениями ст. 281 ГК РФ плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок. На практике по истечении некоторого времени (это может быть один месяц или несколько лет) в заключенном ранее договоре аренды земельного участка, который находится на праве общей долевой собственности, могут появиться умершие или сменившие адрес своего места жительства участники долевой собственности. Следовательно, проблематично (а в некоторых случаях просто невозможно) будет заключить с сособственниками участка соглашение об отчуждении части доли в праве общей собственности или части участка, находящегося в общей собственности. Актуальным является также и вопрос согласования волеизъявления большого количества граждан, преследующих различные цели и имеющих разные интересы. Не совсем понятно, как будут учитываться в этой ситуации интересы арендатора, который потратил средства, время (несколько лет) на оформление арендных отношений. Нужно ли будет арендатору вновь переоформлять свои земельные отношения (давать объявления в средствах массовой информации, готовить протоколы собраний, межевые планы, кадастровые паспорта, заключать соглашения об установлении долевой собственности, перезаключать договор аренды и др.)? Ситуация на практике может быть еще и осложнена залогом права аренды под обеспечение возврата сельхозпредприятием долгосрочного кредита. Следует констатировать, что в отношении земель сельскохозяйственного назначения не работают общие механизмы изъятия земельного участка (или его части), которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством. Еще Г. Ф. Шершеневич считал, что общая собственность - явление весьма частое, представляет значительные трудности для уяснения ее юридической природы [5]. На современном этапе трудности превращаются нередко в непреодолимые юридические препятствия, если вопрос касается изъятия части земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, из состава сельскохозяйственных угодий. Дело в том, что в земельном законодательстве отсутствует само понятие общей долевой собственности на земельный участок из состава сельскохозяйственных угодий. Гражданское законодательство дает понятие общей собственности, которое применимо и к землям сельскохозяйственного назначения (сельскохозяйственным угодьям). В соответствии с положениями ст. 244 ГК РФ имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. В то же время общая долевая собственность на земельный участок из состава сельскохозяйственных угодий имеет свои особенности, неизвестные гражданскому праву. Анализ норм Закона об обороте земель позволяет утверждать, что общая долевая собственность на земельные участки из состава сельскохозяйственных угодий является особой разновидностью общей собственности, существенно отличающейся от долевой собственности, предусмотренной Гражданским кодексом РФ. Общая долевая собственность на земельные участки сельскохозяйственного назначения (если число сособственников более пяти) характеризуется следующими особенностями: особый порядок возникновения общей долевой собственности; установление особенностей осуществления преимущественного права на приобретение земельной доли (доли в праве); установление особого порядка выделения доли из общей собственности; в вопросах владения и пользования земельным участком, находящимся в общей долевой собственности, не обязательно единогласие участников долевой собственности; разделение сделок с долями в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения возможно на две группы: сделки, которые можно совершить без выделения доли (установлен исчерпывающий перечень), и сделки, совершаемые после выделения земельного участка в счет земельной доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения. Представляется, что в отношении изъятия земельных участков (или их частей) из земель сельскохозяйственного назначения должны быть предусмотрены особые условия изъятия (по аналогии с особыми условиями общей долевой собственности на сельскохозяйственные угодья). В целях урегулирования отношений по изъятию земельного участка (части) из состава земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в общей долевой собственности более пяти сособственников, предлагается учитывать следующие особенности. Во-первых, порядок извещения при осуществлении общей процедуры изъятия участков должен обязательно включать положения, касающиеся извещения в СМИ участников долевой собственности, земельные участки (части) которых из состава земель сельскохозяйственного назначения подлежат изъятию для государственных или муниципальных нужд. Во-вторых, в большинстве случаев должен быть использован принудительный судебный порядок изъятия части земельного участка, находящегося в общей долевой собственности граждан, поскольку в данных отношениях участвует большое количество участников долевой собственности. При этом должно выполняться условие предварительного и равноценного возмещения рыночной стоимости участка (части), подлежащего изъятию. Например, 1000 участников имеют на праве долевой собственности 5000 га, т. е. у каждого участника по 1/1000 доли в праве (в натуральном выражении доля равняется 5 га). Для государственных нужд требуется изъять 50 га. Следовательно, новый участок у участников долевой собственности будет площадью 4950 га, у каждого останется 1/1000 доли в праве (но измененная в натуральном выражении - 4,95 га). То есть каждый участник долевой собственности получит компенсацию за предполагаемое изъятие у него 0,05 га. Представляется, что расчет по методике изъятия части доли в праве в данном случае не совсем удобен, поскольку необходимо у каждого участника долевой собственности сначала "забрать" по 1/100 000 доли в праве, а оставшиеся 99/100 000 доли в праве каждого участника впоследствии перераспределить между участниками в связи с уменьшением площади участка после проведенного изъятия части участка. В-третьих, при использовании принудительного порядка изъятия необходимо расширить полномочия органов, осуществляющих изъятие, предоставив им право обращения в учреждения Росреестра с заявлениями об изменении: площади земельного массива (участка) и (или) доли в праве участников долевой собственности, и (или) прекращения права аренды земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, и (или) изменении предмета договора аренды в связи с изъятием части земельного участка для государственных или муниципальных нужд по решению суда. Заслуживают поддержки имеющиеся в настоящее время предложения в различных законопроектах [6] по наделению органов власти, осуществляющих изъятие земельных участков (частей), такими полномочиями, как обращение от имени правообладателей без доверенности с заявлением о проведении кадастрового учета земельных участков, подлежащих изъятию, или с заявлением об уточнении границ земельных участков, подлежащих изъятию. Наличие подобных полномочий также будет способствовать совершенствованию механизма изъятия части земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в общей долевой собственности граждан. Полагаем, что в Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" необходимо внести изменения и дополнения, направленные на совершенствование механизма изъятия земельного участка (его части) из состава земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в общей долевой собственности граждан.

Литература

1. Федеральный закон от 8 мая 2009 г. N 93-ФЗ "Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран - участников форума "Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество" в 2012 году, о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СПС "Гарант". 2. Петров М. И. Комментарий к ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" // СПС "Гарант". 3. Законопроект внес депутат Государственной Думы М. Л. Шаккум. URL: http:// asozd2.duma. gov. ru/ main. nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN= 300290-5&12. 4. Козырь М. И. Правовые проблемы выкупа земельных участков у сельскохозяйственных товаропроизводителей при их изъятии для государственных и муниципальных нужд // Право собственности на землю в сельском хозяйстве Российской Федерации. М., 1996. С. 106. 5. Шершеневич Г. Ф. Учебник русского гражданского права. М., 1995. 6. Например, законопроект N 304493-5, внесенный депутатом Государственной Думы О. Д. Валенчуком. URL: http:// asozd2.duma. gov. ru/ main. nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN= 304493-5&02.

------------------------------------------------------------------

Название документа