Проблемы представления отчетности некоммерческими организациями

(Шибаршина Е. И.)

("Налоги" (газета), 2010, N 42)

Текст документа

ПРОБЛЕМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОТЧЕТНОСТИ

НЕКОММЕРЧЕСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

Е. И. ШИБАРШИНА

Шибаршина Е. И., заместитель начальника отдела регистрации и контроля деятельности некоммерческих организаций Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области.

Как показывает практика, некоммерческие организации в своей деятельности зачастую сталкиваются с вопросом, какую отчетность, в какие органы и в какие сроки они должны представлять. Несмотря на то что данный вопрос регулярно освещается в средствах массовой информации, в сети Интернет, на семинарах и круглых столах, организуемых уполномоченными государственными органами, для многих некоммерческих организаций он остается актуальным.

Остановимся на вопросе, какую отчетность и в какие сроки некоммерческие организации должны представлять в Министерство юстиции Российской Федерации, его территориальные органы, поскольку именно этот федеральный орган исполнительной власти в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 14 июля 2008 г. N 1079 является органом, уполномоченным на принятие решения о государственной регистрации некоммерческих организаций и осуществления контроля за их деятельностью (далее - Минюст России, его территориальные органы - уполномоченный орган).

В соответствии с п. 3 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческие организации до 15 апреля года, следующего за отчетным, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, по формам ОН0001 и ОН0002, утвержденным Приказом Минюста России от 29 марта 2010 г. N 72.

Кроме того, отчет о своей деятельности в объеме сведений, содержащихся в отчете ОН0001, некоммерческие организации обязаны ежегодно размещать в сети Интернет или предоставлять средствам массовой информации для опубликования.

Однако указанные требования обязательны не для всех некоммерческих организаций. От представления отчетов по утвержденным формам освобождены некоммерческие организации, если они соответствуют нижеприведенным условиям:

- если их учредителями (участниками, членами) не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства;

- если некоммерческая организация не имела в течение года поступлений имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства;

- если поступления имущества и денежные средства организации в течение года составили менее 3 млн. руб.

Некоммерческие организации, соответствующие данным условиям, представляют в уполномоченный орган вместо отчетов ОН0001 и ОН0002 заявление, подтверждающее их соответствие указанным условиям, и информацию в произвольной форме о продолжении деятельности. Также данные некоммерческие организации обязаны ежегодно размещать в сети Интернет или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности.

Следует отметить, что в настоящее время существует достаточно большое число форм некоммерческих организаций, и действующее законодательство требует от них представления той или иной отчетности.

Так, общественные объединения в соответствии со ст. 29 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" обязаны ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом. Помимо этого, согласно этой же норме Закона общественные объединения, в том числе профсоюзные организации, в произвольной форме обязаны ежегодно информировать уполномоченный орган о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц. Обязанность по ежегодному информированию уполномоченного органа о продолжении своей деятельности закреплена и за такой формой некоммерческой организации, как религиозная организация (ст. 8 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях").

Кроме того, общественные объединения в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным, обязаны представлять в уполномоченный орган отчет по форме ОН0003, утвержденной Приказом Минюста России от 29 марта 2010 г. N 72, который содержит сведения об объеме полученных в отчетном периоде общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании.

Религиозными организациями в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным, в уполномоченный орган также представляется отчет о деятельности, о персональном составе ее руководящих органов, о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, по форме ОР0001, утвержденной Приказом Минюста России от 29 марта 2010 г. N 72.

Кроме того, все формы некоммерческих организаций, имеющих статус благотворительных, в соответствии со ст. 19 Федерального закона от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" дополнительно к вышеперечисленным отчетам обязаны ежегодно представлять в уполномоченный орган отчет о своей деятельности, содержащий сведения о:

- финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающие соблюдение требований настоящего Федерального закона по использованию имущества и расходованию средств благотворительной организации;

- персональном составе высшего органа управления благотворительной организацией;

- составе и содержании благотворительных программ благотворительной организации (перечень и описание указанных программ);

- содержании и результатах деятельности благотворительной организации;

- нарушениях требований указанного выше Федерального закона, выявленных в результате проверок, проведенных налоговыми органами, и принятых мерах по их устранению.

Особое внимание законодателем уделено такой форме некоммерческой организации, как фонд: независимо от суммы поступивших за год денежных средств и иного имущества фонд обязан ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества (ст. 118 Гражданского кодекса Российской Федерации и п. 2 ст. 7 Федерального закона N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях").

Однако проблема представления отчетности, встающая перед некоммерческими организациями, - это одна сторона медали, другая - это проблема непредставления отчетности некоммерческими организациями, встающая перед уполномоченным органом. Причем, как показывает практика, не исполняют свою обязанность по представлению в уполномоченный орган отчетности не те организации, которые были созданы недавно, а как раз, наоборот, - осуществляющие свою деятельность довольно длительный период. Причины непредставления отчетности различны, но в основном сводятся к следующему:

- неинформированность. Часто встречается у некоммерческих организаций, не получавших писем и предупреждений уполномоченного органа, переданных из налоговых органов. Причем письма и предупреждения данные организации не получают также по причине неисполнения требований законодательства, а именно: в трехдневный срок не информируют уполномоченный орган об изменении сведений о своем местонахождении;

- забывчивость. Часто встречается у общественных объединений и религиозных организаций, которые связывают представление отчетности исключительно с получением писем или предупреждений уполномоченного органа.

Кроме того, большинству некоммерческих организаций документы для регистрации, в том числе уставы, готовят юридические фирмы, которые не доводят до сведения своих клиентов, в соответствии с какими нормативными актами они должны осуществлять свою деятельность, а некоммерческие организации, в свою очередь, получив документы о своей регистрации, забывают о том, что у них есть устав, требования которого обязательны для исполнения, и в котором, как правило, имеется ссылка на соответствующий закон.

Хочется отметить, что осуществление контроля за соблюдением некоммерческими организациями законодательства Российской Федерации, в частности представления ими отчетности, является одним из основных направлений реализации контрольных функций Минюста России (его территориальных органов). В случае неоднократного непредставления некоммерческой организацией в установленный срок отчетности уполномоченный орган вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации, а в случае с общественными объединениями - о признании данного общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц.

Так, в связи с неисполнением некоммерческими организациями обязанности по представлению в уполномоченный орган отчетности Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области в рамках реализации своих полномочий в 2009 г. было вынесено 1266 письменных предупреждений, направлено в суды 55 исковых заявлений; в I полугодии 2010 г. некоммерческим организациям направлено 545 предупреждений, в суды - 141 исковое заявление о ликвидации некоммерческих организаций и прекращении деятельности общественных объединений в качестве юридического лица.

К сведению некоммерческих организаций: образцы форм, в соответствии с которыми они обязаны представлять в уполномоченный орган отчетность, размещены на сайте Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области: www. minust66.ru.

------------------------------------------------------------------

Название документа

Вопрос: Гражданину на праве собственности принадлежит квартира. При этом он постоянно проживает с женой в принадлежащей ей квартире, которая была приобретена до брака. Возможно ли обратить взыскание по исполнительным документам на квартиру, принадлежащую гражданину?

(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2010)

Текст документа

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

Вопрос: Гражданину на праве собственности принадлежит квартира. При этом он постоянно проживает с женой в принадлежащей ей квартире, которая была приобретена до брака. Возможно ли обратить взыскание по исполнительным документам на квартиру, принадлежащую гражданину?

Ответ: Обращение взыскания на квартиру гражданина возможно.

Обоснование: Имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак, а также полученное одним из супругов во время брака в дар или в порядке наследования, является его индивидуальной собственностью (п. 1 ст. 36 СК РФ, п. 2 ст. 256 ГК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 45 СК РФ и п. 3 ст. 256 ГК РФ по обязательствам одного из супругов взыскание может быть обращено лишь на имущество этого супруга.

В рассматриваемом случае у гражданина-должника имеется в собственности одна квартира. Квартира, принадлежащая его супруге, в силу ст. 36 СК РФ и ст. 256 ГК РФ не является общей собственностью супругов.

Взыскание не может быть обращено на принадлежащее должнику-гражданину на праве собственности имущество, перечень которого приведен в Гражданском процессуальном кодексе РФ. Такая норма установлена п. 1 ст. 79 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

В силу ч. 1 ст. 446 ГПК РФ взыскание по исполнительным документам не может быть обращено на принадлежащее гражданину на праве собственности жилое помещение (его части), если для гражданина-должника и членов его семьи, совместно проживающих в данном помещении, оно является единственным пригодным для постоянного проживания местом.

В рассматриваемом случае гражданин-должник постоянно проживает в квартире, принадлежащей его супруге.

Согласно п. 1 ст. 20 ГК РФ место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает, признается местом его жительства.

Пункт 3 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию (утв. Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713) определяет место жительства следующим образом. Это место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ. Местом жительства может быть жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких и престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и др.), а также иное жилое помещение.

В рассматриваемом случае местом постоянного жительства гражданина-должника является квартира его супруги.

Таким образом, квартира должника не является единственным пригодным для его постоянного проживания помещением. Соответственно, обращение взыскания на эту квартиру возможно.

А. В.Авакян

Эксперт КонсультантПлюс

Подписано в печать

11.10.2010

------------------------------------------------------------------

Название документа