К вопросу о правовом аспекте предпринимательской деятельности банков в условиях модернизации российской экономики

(Ручкина Г. Ф.) ("Банковское право", 2010, N 5) Текст документа

К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ АСПЕКТЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ <*>

Г. Ф. РУЧКИНА

Ручкина Гульнара Флюровна, зав. кафедрой гражданского права Всероссийской государственной налоговой академии Минфина России, доктор юридических наук, профессор.

В статье рассматриваются проблемы осуществления банками предпринимательской деятельности. Автор отмечает зависимость иных участников предпринимательской деятельности от эффективной деятельности банков. Констатируется наличие социального аспекта в работе банков и отсутствие четкой концепции взаимодействия между ними и государством. Выявляются законодательные требования и ограничения при осуществлении банками предпринимательской деятельности.

Ключевые слова: модернизация, предпринимательская деятельность банков, банковские риски, социальная ответственность, банки-нерезиденты.

The article considers the problems of effectuation by the banks of entrepreneurial activity. The author notes the dependency of certain participants of entrepreneurial activity on efficient activity of the banks; acknowledges the existence of social aspect in work of banks and absence of concrete conception of interaction between them and the state; reveals legislative requirements and limitations in effectuation by banks of entrepreneurial activity.

Key words: modernization, entrepreneurial activity of banks, bank risks, social responsibility, non-resident banks.

В структуре долгосрочного развития страны до 2020 г. Правительством Российской Федерации намечен переход к инновационному социально ориентированному развитию, модернизации традиционных секторов и развитой инфраструктуре. На необходимость выхода России на новый технологический уровень путем внедрения новейших технологий обращено внимание в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию <1>. -------------------------------- <1> Послание Президента РФ Д. А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. N 214. 2009. 13 ноября.

Проблемы инноваций и модернизации, технологического отставания России от зарубежных стран связаны не только с недостатком финансирования, но и с отсутствием у субъектов предпринимательской деятельности навыков перевода знания в конкурентоспособные продукты и технологии, востребованные на рынке. Именно создание необходимых экономических, правовых и организационных условий способно обеспечить рост конкурентоспособности и дальнейшее технологическое развитие предпринимательства. Важнейшими субъектами предпринимательской деятельности являются банки. В то же время развитие банков именно как участников предпринимательской деятельности следует считать неэффективным, а банковскую инфраструктуру недостаточно развитой. В законодательстве о банковской деятельности отсутствуют такие важнейшие для современной экономики понятия, как: "предпринимательская деятельность банков", "инновационная деятельность банков", "социальная ответственность банков", более детальной проработки требуют вопросы взаимодействия государства и банков. Предпринимательская деятельность банков является частью более широкого понятия "предпринимательская деятельность", предусмотренного ст. 2 ГК РФ, и представляет собой самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность с целью получения систематической прибыли от банковской и иной деятельности, не запрещенной законом, субъектами, зарегистрированными в установленном законом порядке и наделенными законодательно установленными правами и обязанностями, а также ограничениями, связанными в том числе с необходимостью реализации возложенных на них публичных функций. Инновационная деятельность банков включает комплекс мероприятий, направленных на создание нового или усовершенствованного банковского продукта, использование информационных технологий, специальных технических устройств, внедрение новых технологических средств, проведение маркетинговых исследований, подготовку и переподготовку кадров, создание и развитие инновационной банковской инфраструктуры, а также разработку и адаптацию иных способов повышения эффективности предпринимательской деятельности банков, направленных на минимизацию себестоимости банковских услуг, сокращение издержек на проведение какого-либо вида операций, повышение прибыли или достижение иного экономического или стратегического эффекта при совершении банковских операций и заключении иных сделок. При этом инновационная деятельность банков связана с созданием либо банковских продуктов, обладающих более привлекательными потребительскими свойствами по сравнению с предлагаемыми ранее, либо качественно новых продуктов, способных удовлетворить не охваченные ранее потребности потенциальных клиентов банка, либо использованием более совершенной технологии создания того же банковского продукта. Важность стабильного инновационного развития банковской системы России, необходимость ее экономической безопасности наглядно показали отечественные экономические и мировой финансовый кризисы, при которых негативные экономические факторы, накапливавшиеся длительное время, в первую очередь отразились на финансовой сфере, впоследствии распространившись на производственную и социальную сферы. Причинами кризисных явлений в банковской сфере стали прежде всего внутренние проблемы банковской системы, такие, как: отсутствие четкой государственной политики, направленной на формирование адекватной времени банковской системы; неэффективная предпринимательская деятельность банков; неразвитость на рынке банковских услуг конкуренции; отсутствие корпоративных программ инновационного развития; медленное внедрение новых технологий; недостаточная развитость системы финансового мониторинга, способствующего выявлению правонарушений на ранних стадиях их развития; отсутствие эффективной системы банковского надзора. Серьезную роль сыграло недостаточно квалифицированное управление банковскими рисками (валютным и кредитным в первую очередь), низкая капитализация отдельных российских банков, рост спекулятивных операций на финансовом рынке за счет более трудоемкой и менее прибыльной работы с реальным сектором экономики, недостаточная культура банковской деятельности, предполагающая высокие стандарты обслуживания клиентов, надежности и безупречного выполнения своих обязанностей. Не вызывает сомнений и тот факт, что на кредитный риск банков оказывает влияние низкая финансовая дисциплина заемщиков. Так, из-за невозвратов заемных денежных средств банки теряют до 16% кредитного портфеля. Обозначенные проблемы, актуальные и в настоящее время, подтверждают неготовность большинства российских банков на равных конкурировать с иностранными кредитными организациями. Следует отметить, что от эффективной деятельности российских банков во многом зависит уровень развития иных участников предпринимательской деятельности. Банки являются основными кредиторами в обществе, которые мобилизуют свободные денежные средства юридических и физических лиц и располагают ими, предлагая в качестве кредита лицам, в нем нуждающимся. Задача банка состоит в построении системы кредитования, при которой обеспечивается возврат размещенных в качестве кредита денежных средств и передача их собственникам по договорам банковского вклада и банковского счета по первому требованию в соответствии с условиями договора. Одной из ключевых задач по-прежнему остается обеспечение доступа субъектов предпринимательской деятельности к банковскому кредитованию. В то же время обеспечение финансовыми ресурсами посредством кредитования в большей степени доступно для лиц, имеющих финансовую устойчивость и занимающих стабильное положение на рынке товаров, работ или услуг. Российское предпринимательство существует чуть более двадцати лет, вследствие чего число устойчивых, успешных предпринимателей, имеющих сложившуюся репутацию и кредитную историю, относительно невелико. Предоставлению кредита предшествует большая подготовительная работа, направленная на получение максимально полной информации о потенциальном клиенте - заемщике <2>. Если потенциальным заемщиком является индивидуальный предприниматель, то кредитная организация анализирует платежеспособность клиента, совмещая методы оценки физического лица и субъекта предпринимательской деятельности. Например, учитываются личные расходы физического лица, а также расходы, связанные с непосредственным ведением предпринимательской деятельности. Недостаточное развитие банковских технологий не позволяет снизить возникающие при этом издержки, увеличивая сроки рассмотрения заявок. -------------------------------- <2> Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ "О кредитных историях" // СЗ РФ. 2005. N 1 (часть 1). Ст. 44.

Отсутствие реальной возможности кредитования в отечественных банках вызвало стремительное увеличение внешнего корпоративного долга, что привело к серьезным негативным последствиям. Крупнейший в новейшей России кредит юридическому лицу на сумму 7,5 миллиарда долларов США получила в 2005 г. государственная нефтяная компания "Роснефть" от консорциума зарубежных банков. При этом обеспечением по кредиту выступил 49-процентный пакет акций компании <3>. -------------------------------- <3> Российская газета. N 201. 2005. 9 сентября.

Банковской деятельности присущ рисковый характер. Поэтому актуальным является вопрос о возможном полном или частичном неисполнении заемщиком своих обязательств по договору, а также о возможности возникновения иных факторов, влекущих убытки кредитной организации. Требование по формированию резервов на покрытие возможных потерь по предоставленным кредитам предусмотрено ЦБ РФ <4>, обусловлено кредитными рисками в деятельности банков и зависит от финансового состояния и устойчивости заемщика. Нормативное регулирование рисков в деятельности кредитных организаций необходимо для обеспечения стабильности банковской системы и защиты интересов вкладчиков и кредиторов кредитных организаций. -------------------------------- <4> Положение ЦБ РФ N 254-П // Вестник Банка России. 2004. N 28.

В соответствии с Положением Банка России от 16 декабря 2003 г. N 242-П "Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах" <5> под банковским риском понимается присущая банковской деятельности возможность (вероятность) понесения кредитной организацией потерь и (или) ухудшения ликвидности вследствие наступления неблагоприятных событий, связанных с внутренними факторами (сложность организационной структуры, уровень квалификации служащих, организационные изменения, текучесть кадров и т. д.) и (или) внешними факторами (изменение экономических условий деятельности кредитной организации, применяемые технологии и т. д.). -------------------------------- <5> Вестник Банка России. 2004. N 7.

При этом кредитная организация как субъект публично-правовых отношений не имеет права рисковать привлеченными средствами. Риски кредитной организации как субъекта предпринимательской деятельности не должны полностью перекладываться на клиентов кредитной организации. Возложение публичных функций предопределяют установленные законодательством требования и ограничения при осуществлении предпринимательской деятельности банками. К законодательно установленным следует отнести требования: к организационно-правовой форме, к учредительным документам, к органам управления, к фирменному наименованию, формированию уставного капитала, государственной регистрации, лицензированию, минимальному размеру собственных средств, предоставлению информации о деятельности, нормативов обязательных резервов, банковской тайны, предоставлению информации для формирования бюро кредитных историй, соблюдению антимонопольных правил, принятию мер по взысканию задолженности, страхованию вкладов физических лиц, ежегодной аудиторской проверке и др. Ограничениями, налагаемыми в связи с осуществлением банками предпринимательской деятельности, являются: - ограничение на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности. Так, кредитной организации запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью; - ограничения, налагаемые на органы управления кредитной организации. В соответствии со ст. 11.1 ФЗ "О банках и банковской деятельности" единоличный исполнительный орган, его заместители, члены коллегиального исполнительного органа, главный бухгалтер кредитной организации, руководитель ее филиала не вправе занимать должности в других организациях, являющихся кредитными или страховыми организациями, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а также в организациях, занимающихся лизинговой деятельностью или являющихся аффилированными лицами по отношению к кредитной организации, в которой работают ее руководитель, главный бухгалтер, руководитель ее филиала, за исключением случая, когда кредитные организации являются по отношению друг к другу основным и дочерним хозяйственными обществами. К числу фундаментальных нерешенных проблем в банковской сфере следует отнести отсутствие разработанной концепции взаимодействия государства и банковского сектора страны. Банковский кризис выявил неспособность банков самостоятельно и эффективно противостоять рискам, связанным с колебаниями на международном валютном и финансовом рынках. Банковское законодательство не содержит норм, позволяющих разграничить публичные интересы и частные интересы банка как субъекта предпринимательской деятельности. Недостаточный учет в правовом обеспечении банковской деятельности именно публичного аспекта стал одной из причин экономического кризиса. Банки призваны выполнять не только экономические, но и социальные функции, что предопределяет их особую, в том числе и социальную, ответственность. В этой связи в корпоративной экономике России, сложившейся в ходе приватизации и в последующие годы реформ, для социального равновесия и решения социальных задач необходимы уточнение именно социальных функций банков, усиление их социальной ответственности, которая должна быть интегрирована в социальную политику государства. Необходимо нормативное закрепление социальной ответственности банков в качестве принципа осуществления ими предпринимательской деятельности. Потребность такого регулирования обусловлена стратегическими интересами социально-экономического развития государства, заключающимися в переходе к инновационной социально ориентированной экономике <6>. -------------------------------- <6> Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р.

При этом, участвуя в решении социальных проблем, банки вправе рассчитывать на прямую государственную поддержку в необходимых случаях, например в кризисных ситуациях или при выходе на мировые рынки, и соответственно такая поддержка должна оказываться только социально ответственным банковским кредитным организациям. Развитию предпринимательской деятельности банков способствует и привлечение иностранного капитала. Снятие ограничений для притока иностранного капитала, в том числе и в банковский сектор в виде возможности создания филиалов иностранных банков при соблюдении задач национальной безопасности, является необходимым условием вступления России в ВТО. Некоторые государства опасаются активного привлечения иностранных инвестиций в те отрасли экономики, которые имеют важное значение для национальной безопасности или составляют ее основу. В отдельных случаях правительства государств проводят протекционистскую политику, направленную на защиту от иностранной конкуренции. С этой целью в ряде стран устанавливаются ограничения или особые условия допуска прямых иностранных инвестиций в определенные отрасли экономики. Изъятия ограничительного характера, как правило, устанавливаются на стадии создания коммерческой организации с иностранными инвестициями. В процессе же осуществления хозяйственной деятельности статус коммерческой организации с иностранными инвестициями максимально приближен к статусу иных коммерческих организаций. Одним из таких ограничений является введение квоты на участие иностранного капитала. Так, в банковской сфере установленная квота в 12% была отменена в 2002 г. <7>. Применить установленную квоту на практике так и не пришлось, в связи с тем что в период ее действия доля иностранного капитала в банковской сфере была менее 12%. Отмена формального ограничения стала показательным шагом к открытию рынка банковских услуг для иностранного капитала, хотя в ФЗ от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" <8> право на введение квоты сохраняется. Размер (квота) участия иностранного капитала в банковской системе Российской Федерации устанавливается федеральным законом по предложению Правительства Российской Федерации, согласованному с Банком России (абз. 1 ст. 18 Закона). Указанная квота рассчитывается как соотношение суммарного капитала, принадлежащего нерезидентам в уставных капиталах кредитных организаций с иностранными инвестициями, и капитала филиалов иностранных банков к совокупному уставному капиталу кредитных организаций, зарегистрированных на территории Российской Федерации. В настоящее время в ходе переговоров о вступлении России в ВТО российское правительство получило право при необходимости вводить квоту. Такая квота может быть установлена на уровне 50% иностранного участия в совокупном уставном капитале российских банков. При этом в иностранной доле не будут учитываться иностранные инвестиции, вложенные в российскую банковскую систему до 1 января 2007 г. <9>. Доля иностранного капитала в банковской сфере невелика, что свидетельствует о ее низкой инвестиционной привлекательности. Так, по состоянию на 1 января 2010 г., лицензию на осуществление банковских операций имели 226 кредитных организаций с участием нерезидентов, при общем количестве действующих кредитных организаций - 1036 (в том числе 978 банков). Совокупный зарегистрированный уставный капитал всех действующих кредитных организаций на 1 января 2010 г. составил 1 244 364 млн. рублей и за год увеличился на 363 014 млн. рублей, или на 41,2%. Общая сумма инвестиций нерезидентов в уставные капиталы действующих кредитных организаций на 1 января 2010 г. составила 305 195,6 млн. рублей. Доля нерезидентов в совокупном зарегистрированном уставном капитале всех кредитных организаций на 1 января 2010 г. уменьшилась и составила 24,53% против 28,49% на 1 января 2009 г. Количество зарегистрированных кредитных организаций со 100-процентным иностранным участием в капитале составило 82, свыше 50% - 25. -------------------------------- <7> Указание Центрального банка РФ от 4 ноября 2002 г. N 1204-У "О признании утратившим силу пункта 3 Положения Банка России..." // Вестник Банка России. 2002. N 62. <8> ВСНД РСФСР. 1990. N 27. Ст. 357. <9> Информационный лист "Об основных результатах переговоров по доступу на рынки товаров и услуг в рамках присоединения России к Всемирной торговой организации", Министерство экономического развития и торговли, 2007 г. // URL: www. economy. gov. ru.

К требованиям и ограничениям при создании коммерческой организации с иностранными инвестициями можно отнести обязанность получить предварительное разрешение компетентного органа на создание коммерческой организации с иностранными инвестициями путем увеличения уставного капитала за счет средств иностранного инвестора или приобретения им долей. Таким государственным органом выступает Правительство Российской Федерации <10> совместно с отраслевым контролирующим органом. Кроме того, контроль над экономической концентрацией осуществляет Федеральная антимонопольная служба <11>. -------------------------------- <10> Статья 14 ФКЗ от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (с изм. от 2 марта 2007 г.) // СЗ РФ. 1997. N 51. Ст. 5712. <11> ФЗ от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" // СЗ РФ. 2006. N 31 (часть 1). Ст. 3434.

Приказом ЦБ РФ от 23 апреля 1997 г. N 02-195 введено в действие Положение "Об особенностях регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями и порядке получения предварительного разрешения Банка России на увеличение уставного капитала зарегистрированной кредитной организации за счет средств нерезидентов" <12>. В соответствии с Положением Банк России выдает предварительное разрешение на создание кредитной организации с иностранными инвестициями. При рассмотрении вопроса о выдаче разрешения учитываются: уровень использования квоты участия иностранного капитала в банковской системе России; финансовое положение и деловая репутация учредителей-нерезидентов; очередность подачи заявления. -------------------------------- <12> Вестник Банка России. 1997. N 25.

Банк России может принимать во внимание размер иностранных инвестиций в банковской системе России из государств места нахождения учредителей, а также характер двусторонних отношений между Россией и государством места нахождения каждого из учредителей. Помимо обозначенных моментов, порядок создания кредитной организации с иностранными инвестициями аналогичен обычному порядку создания кредитной организации. Необходимо обозначить и требования, связанные с государственной регистрацией коммерческих организаций с иностранными инвестициями. Применительно к отдельным сферам законодательство по-прежнему предусматривает необходимость предоставить в регистрирующие органы дополнительные документы. Прежде всего это касается организаций, создаваемых в разрешительном порядке. Так, иностранное юридическое лицо дополнительно представляет: решение о своем участии в создании кредитной организации на территории РФ или об открытии филиала банка; документ, подтверждающий регистрацию юридического лица; балансы за три предшествующих года, подтвержденные аудиторским заключением; письменное согласие соответствующего контрольного органа. Иностранное физическое лицо представляет подтверждение своей платежеспособности (ст. 17 Закона о банках). Что касается формирования уставного капитала, то в отношении организаций с иностранным участием повышенный размер уставного капитала ранее являлся дополнительным требованием. Так, Закон о банках предусматривал право Центрального банка Российской Федерации устанавливать дополнительные требования относительно минимального размера уставного капитала вновь регистрируемых кредитных организаций с иностранными инвестициями. Минимальный размер уставного капитала для кредитных организаций с иностранными инвестициями составлял 10 млн. евро <13>. Эта норма перестала действовать с 1 января 2007 г. <14>. В настоящее время требование о повышенном размере уставного капитала коммерческих организаций с иностранными инвестициями отменено либо не применяется. С 20 марта 2002 г. Центральный банк Российской Федерации ежегодно устанавливает для всех вновь создаваемых кредитных организаций одинаковый размер уставного капитала независимо от наличия или отсутствия в них иностранного участия. В настоящее время минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемого банка составляет 180 млн. рублей. -------------------------------- <13> Пункт 12 Приказа ЦБ РФ от 23 апреля 1997 г. N 02-195 "О введении в действие Положения об особенностях регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями..." // Вестник Банка России. 1997. N 25. <14> ФЗ от 3 мая 2006 г. N 60-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" и Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" // Российская газета. N 96. 2006. 6 мая.

Таким образом, в рамках намеченного Правительством перехода к инновационному социально ориентированному развитию представляется необходимой работа по дальнейшему укреплению банковской системы, уменьшению банковских рисков и увеличению социальной ответственности банков.

Название документа