Джон Трайб. Реформы английского законодательства о несостоятельности: добровольные соглашения с кредиторами, консерваторы и часть 11 USC
(Янковский Р.) ("Предпринимательское право". Приложение "Бизнес и право в России и за рубежом", 2010, N 4) Текст документаДЖОН ТРАЙБ. РЕФОРМЫ АНГЛИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ: ДОБРОВОЛЬНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ С КРЕДИТОРАМИ, КОНСЕРВАТОРЫ И ЧАСТЬ 11 USC <*>
Р. ЯНКОВСКИЙ
-------------------------------- <*> John Tribe. The Reforms of UK Corporate Insolvency Laws: CVAs, the Conservatives and Chapter 11 International Accountant. Vol. 2009. No. 47.
Янковский Р., юридический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова <1>. -------------------------------- <1> Научный консультант - к. ю.н. А. Е. Молотников.
Одна из последних статей Джона Трайба, известного английского специалиста по несостоятельности и лектора в Kingston Law School, в журнале International Accountant представляет собой сокращенную и переработанную версию его эссе "Распространение принципов CVA, применяемых для небольших компаний: ответ на предложения Консервативной партии о реформе корпоративного права" <2>. Статья посвящена актуальным проблемам реформирования реабилитационных процедур несостоятельности в Великобритании. Автор предлагает свое мнение о реформе института соглашений между кредиторами и должником и рассматривает предложение Консервативной партии о введении нового института несостоятельности. -------------------------------- <2> Эссе выйдет в составе монографии "Право несостоятельности: события, задачи, перспективы": Tribe J. The Extension of Small Company Voluntary Arrangements: A Response to the Conservative Party's Corporate Restructuring Proposals / Omar P. (Ed). Insolvency Law: Issues, Themes and Perspectives. Ashgate Publishing (forthcoming).
1. Реформа моратория в рамках процедуры CVA
Сначала следует дать краткую справку о том, что представляет собой институт добровольных соглашений с кредиторами (Company Voluntary Arrangement, CVA) на данный момент. Эта процедура заключения формального <3> соглашения должника с кредиторами появилась в Акте о несостоятельности 1986 г. CVA во многом регулируется договорами между кредиторами и должником, а не законодательными установлениями. Акт о несостоятельности и Правила несостоятельности определяют лишь общие принципы и формальные моменты заключения договоренности между должником и кредитором; непосредственные же договоренности об отсрочке, рассрочке, компенсации долга и т. д. остаются полностью в руках сторон. -------------------------------- <3> Используя термин "формальное соглашение", под неформальным мы понимаем внестатутные соглашения, т. е. заключенные в соответствии с общими принципами частного права.
Заключение CVA дает возможность для компании-должника продолжать свою коммерческую деятельность без вмешательства кредиторов, что способствует восстановлению предприятий, испытывающих лишь временные затруднения. Преимуществом CVA также является то, что оно, как и схемы урегулирования долгов компании, может быть введено без действительной или возможной неплатежеспособности компании. Предложение о введении процедуры CVA составляется советом директоров компании, которые также определяют кандидатуру управляющего. Затем его рассматривает кандидат в управляющие, который в течение 28 дней готовит отчет суду, в котором оценивает целесообразность соглашения и его эффективность. Окончательное решение выносит суд. После одобрения проекта соглашения судом проводятся собрания кредиторов и собрания должников, на которых обсуждается, принять ли предложенное соглашение, и если принять, то с поправками или без. Процедура CVA была серьезно реформирована Актом о несостоятельности 2000 г. <4>, который предоставил возможность небольшим (small) компаниям <5> получить мораторий на действия кредиторов в процессе заключения CVA. Мораторий устанавливается судом на основании ходатайства совета директоров компании. Мораторий может быть наложен на срок соответственно от подачи суду ходатайства до проведения первой встречи с кредиторами <6>. Эффект моратория - запрет на конкурсные процедуры в отношении компании, на введение управления, на применение обеспечительных мер (в частности, истребование заложенного имущества) и так далее. -------------------------------- <4> Insolvency Act 2000 (с. 39). <5> Понятие небольшой компании содержится в статье 382(3) Акта о компаниях 2006 г. Такая компания должна удовлетворять как минимум двум из трех критериев: 1) годовой оборот не более 6,5 миллиона фунтов стерлингов; 2) не более 50 работников; 3) доход не более 3,26 миллиона фунтов в год (Insolvency Act 1986. Sch. Al. Paras. 2 - 4). <6> Insolvency Act 1986. Sch. Al, para. 8.
Отчет по бюджету Великобритании на 2009 г. содержал положения, согласно которым Служба по делам о несостоятельности (Insolvency Service) прорабатывает возможность распространения моратория, предоставляемого CVA, на время заключения соглашений средними и крупными компаниями, чтобы "таким образом дать им передышку, возможность попробовать договориться с кредиторами" <7>. -------------------------------- <7> Financial Statement and Budget Report: Budget 2009: Building Britain's Future. House of Commons papers Series. The Stationery Office, 2009. P. 75.
Почему вопрос распространения моратория стал актуальным? Как уже упоминалось выше, мораторий от действий кредиторов на время заключения CVA был возможен только для небольших компаний. Средние и крупные компании, как считалось, при давлении со стороны кредиторов могли воспользоваться мораторием, предоставляемым в рамках более сложной и дорогой процедуры управления (administration). Но указанные недостатки моратория в рамках управления - его сложность, дороговизна всей процедуры, а также недостатки всей процедуры управления по сравнению с CVA (потеря управления компанией ее руководством, меньшая диспозитивность процедуры и т. д.) - подтолкнули законодателя к поискам альтернатив. И хотя в доктрине мораторий на действия кредиторов традиционно считался уменьшающим имущество компании и соответственно доходы кредиторов (так как за время моратория она может понести значительные потери), Служба по делам о несостоятельности, по-видимому, учла иные мнения некоторых ученых <8>, приняв решение проработать данный вопрос более детально. -------------------------------- <8> Tribe J. Company voluntary arrangements and rescue: a new hope and Tudor orthodoxy // The Journal of Business Law. 2009. N 5. P. 454 - 487.
2. Предложение Консервативной партии о введении новой реабилитационной процедуры
На сформулированное таким образом намерение законодателя реформировать CVA свой "ответ" дала партия консерваторов в лице ее главы Дэвида Кэмерона и "теневого" канцлера Джорджа Осборна. Программа реформирования системы несостоятельности, предлагаемая в рамках "Плана консерваторов по восстановлению экономики" <9>, озаглавлена "Помощь бизнесу во время спада: реформы британской системы несостоятельности". На этом документе следует остановиться подробнее. -------------------------------- <9> Conservative Economic Recovery Plan.
Во вводной части программы авторы описывают проблемы, с которыми сталкивается современное законодательство о несостоятельности. Основная причина, по которой законодательство о несостоятельности должно реформироваться, по их мнению, - большое количество безработных, потерявших свои места вследствие процедур несостоятельности. Заметим, что авторы программы - далеко не первые, кто предлагает изменить английское законодательство о несостоятельности ради уменьшения высоких социальных рисков <10>. -------------------------------- <10> См.: Янковский Р. М. "Культура спасения" - движущая сила реформ английского законодательства о несостоятельности // Труды молодых исследователей по сравнительному праву. 2009. N 4. С. 33 - 39.
Затем документ описывает недостатки действующей системы, которые не позволяют ей решать проблемы, указанные в предыдущей части программы. Трайб отмечает, что многие из данных "недостатков" не только не подкреплены достаточными свидетельствами из доктрины или практики, но даже абсурдны и смешны. Например, применительно к процедурам управления и ликвидации авторы программы замечают, что "часто предприятиям ничего не остается, кроме как закрываться, разрушая источники людей к существованию и отнимая у них рабочие места" <11>. Что касается ликвидации, то это действительно так; процедура же управления имеет целью именно сохранение рабочих мест и действующих предприятий, и, таким образом, претензии авторов совершенно необоснованны. -------------------------------- <11> URL: http:// www. conservatives. com/ News/ Speech-es/ 2008/ 07/ David_ Cameron_ Speech_ to_ the_ CBI. aspx.
Теперь обратимся непосредственно к основной части программы консерваторов, а именно к предложению ввести новую, ускоренную судебную восстановительную процедуру. Авторы предлагают ее в качестве альтернативы управлению. Ключевым моментом новой процедуры будет возможность для компании получить "передышку, чтобы совет директоров смог составить план восстановления либо реструктуризации компании" <12>. -------------------------------- <12> Britain's Insolvency System at page 2.
Сам механизм применения новой процедуры в документе описан весьма туманно. Например, в отношении лиц, имеющих право подачи заявления о введении новой процедуры, указано лишь, что это могут быть только "члены совета директоров или кредиторы". Кредиторы по каким обязательствам могут обращаться с заявлением? Существует ли минимальный размер долга для обращения кредитора в суд? Ответа на подобные вопросы ждать от программы не приходится. Общий срок процедуры предполагается достаточно коротким, а именно несколько месяцев, в течение которых компания должна закончить реорганизацию. Нетрудно заметить, что этого времени недостаточно для проведения такого рода процедур: даже разработка и заключение CVA занимают 28 дней, не говоря о более сложной процедуре управления. Управление новой процедурой предлагается осуществлять по американской модели "должник во владении" (debtor in posession). Это также вызывает некоторые нарекания <13>. -------------------------------- <13> См. подробнее: Tribe J. The Extension of Small Company Voluntary Arrangements: A Response to the Conservative Party's Corporate Restructuring Proposals / Omar P. (Ed). Insolvency Law: Issues, Themes and Perspectives. Ashgate Publishing (forthcoming).
Трайб приводит четыре принципиальных нарекания к новой реформе. Во-первых, создание новых процедур всегда занимает длительное время (особенно в такой приверженной традициям стране, как Великобритания). Акт о несостоятельности 1986 г. разрабатывался около 10 лет перед тем, как был принят <14>; реформы CVA 2000 г. также прорабатывались с начала 90-х <15>. При условии известной инертности законодательного процесса не следует ожидать крупных реформ английского законодательства о несостоятельности в ближайшее время <16>. -------------------------------- <14> Янковский Р. М. Указ. соч. С. 34 - 35. <15> Tribe J. Op. cit. <16> Эту мысль озвучила член парламента Хэрриет Харман, отвечая на вопрос о несостоятельности: "Мы уже меняли законодательство о несостоятельности в интересах предпринимателей, в рамках Акта о предпринимательстве 2003 года".
Во-вторых, предложенная консерваторами модель должника во владении предполагает отсутствие наделенного властными полномочиями управляющего, что может привести к недоверию предпринимателей и ограниченному проведению новой процедуры (как это произошло с CVA после ее создания в 1986 г.). Также новая процедура усложнит имеющееся законодательство (которое уже имеет три статутных восстановительных процедуры), на негативную тенденцию растущей сложности которого консерваторы ранее обращали внимание законодателя. В-третьих, использование судов в процедуре повлечет увеличение нагрузки на суды и, следовательно, затраты государства. Как авторы проекта это компенсируют? Кто будет оплачивать возросшие расходы? Об этом программа не говорит, хотя при разработке серьезных проектов традиционно создатели должны учитывать описанную проблему. В-четвертых, Трайб считает, что именно ориентация на суд, создание новой процедуры именно как судебной ставит крест на осуществимости предложенной реформы. Суды в Великобритании разрешают споры, а не принимают решения по управлению компанией; тенденции последних преобразований процесса несостоятельности - в первую очередь отход от участия суда в процессе несостоятельности и принятие деловых, экономических решений исключительно профессиональными управляющими. Предложенная программа идет вразрез с указанными тенденциями в развитии несостоятельности. Подводя итог, Трайб отмечает, что на данный момент введения новых восстановительных процедур в английском законодательстве не требуется. Законодатель должен провести реформу существующих процедур, в частности изменить применение моратория в рамках CVA, распространив его на все виды компаний. Для введения новых режимов несостоятельности, в частности новых реабилитационных процедур, Трайб предлагает соблюдать следующие правила (которые, по нашему мнению, подошли бы и для российского законодательства). А. Новые режимы несостоятельности должны быть подобны существующим, учитывать те же принципы правового регулирования, чтобы без проблем встраиваться в существующий состав процедур. Б. Следует принимать во внимание все риски сторон, в частности возможные потери кредиторов в ходе реабилитационных процедур. В. Следует обращать внимание на сроки осуществления новой процедуры. Чем крупнее компания, тем дольше длится ее реорганизация. Г. Принятием важных решений должны заниматься квалифицированные управляющие. Следует учитывать сложности при переходе от одной процедуры к другой. Д. Элементы процедуры несостоятельности, особенно предоставляющие преимущества одной из сторон, должны прорабатываться с тем, чтобы не допускать бессмысленных и дорогостоящих судебных процедур.
------------------------------------------------------------------
Название документа