Аутсорсинг по-военному: некоторые вопросы ответственности сторон контракта на оказание услуг, выполнение работ

(Каменная Н. А., Корякин В. М.) ("Право в Вооруженных Силах", 2010, N 10) Текст документа

АУТСОРСИНГ ПО-ВОЕННОМУ: НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СТОРОН КОНТРАКТА НА ОКАЗАНИЕ УСЛУГ, ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ

Н. А. КАМЕННАЯ, В. М. КОРЯКИН

Каменная Н. А., соискатель Юридического института МИИТ.

Корякин В. М., доктор юридических наук.

До недавних пор упомянутый в названии настоящей статьи термин "аутсорсинг" не был известен широкому кругу военнослужащих, в большинстве своем не искушенных в вопросах ведения бизнеса, предпринимательской, хозяйственной деятельности. Однако с весны - лета 2010 г. это понятие для многих воинских частей потеряло свой абстрактный смысл и стало вполне реальным и зримым явлением повседневной практики. Это стало возможным благодаря проведению широкомасштабных преобразований в сфере организации материально-технического и хозяйственного обеспечения повседневной жизнедеятельности военных организаций, осуществляемых в рамках формирования нового облика Вооруженных Сил Российской Федерации. Термин "аутсорсинг" ("outsourcing") происходит от английских слов "outside resource using" - "использование внешних ресурсов" (другой перевод - "сбросить с плеч", "отдать на сторону"). В бизнес-практике этот термин определяет последовательность организационных решений, суть которых состоит в передаче некоторых, ранее самостоятельно реализуемых организацией функций или видов деятельности, внешней организации ("третьей стороне"). В отличие от услуг сервиса и поддержки, имеющих разовый, эпизодический, случайный характер и ограниченных началом и концом, на аутсорсинг передаются обычно функции по профессиональной поддержке бесперебойной работоспособности отдельных систем и инфраструктуры на основе длительного контракта (не менее одного года). На сегодняшний день наиболее распространенной формой реализации аутсорсинга в Вооруженных Силах Российской Федерации является передача воинскими частями сторонним организациям выполнения следующих функций: организация питания личного состава; банно-прачечное обслуживание; хранение и освежение запасов материальных средств; выполнение внутригарнизонных перевозок воинских грузов и военнослужащих; заправка военной техники горючим; погрузочно-разгрузочные работы; хлебопечение; торгово-бытовое обслуживание; химическая чистка и ремонт обмундирования и обуви; эксплуатация зданий и сооружений; содержание и уборка территории и служебных помещений; вывоз мусора; охрана отдельных объектов воинской части; организация подписки на периодические издания, доставка периодических изданий и почтовых отправлений. Аутсорсинг позволяет военной организации сократить издержки и значительно снизить трудоемкость и затраты на реализацию хозяйственных, обеспечивающих функций и сконцентрироваться на главных задачах (поддержание должного уровня боеготовности и боеспособности воинской части, повышение боевой выучки личного состава и т. п.), не отвлекаясь на вспомогательные. К выгодам применения аутсорсинга можно отнести: - освобождение внутренних ресурсов военной организации для реализации ее главных целей (возможен синергетический эффект) <1>; -------------------------------- <1> Синергия (от греч. synergos - /syn/ вместе; /ergos/ действующий, действие), т. е. суммирующий эффект; взаимодействие двух или более факторов, характеризующееся тем, что их действие существенно превосходит эффект каждого отдельного компонента в виде их простой суммы.

- повышение качества получаемых продуктов и услуг; - использование исполнителем специализированного оборудования, специальных знаний и технологий, которые у воинской части отсутствуют; - использование конкуренции на рынке исполнителей, когда имеется возможность заключить контракт на оказание услуг методом аутсорсинга с наиболее выгодными для военной организации условиями; - разделение и частичная передача другой организации, с которой заключен контракт, рисков хозяйственной деятельности. Вместе с тем использование аутсорсинга в Вооруженных Силах Российской Федерации может сопровождаться негативными явлениями: а) уровень профессионализма сотрудников аутсорсинговой компании - аутсорсера (как исполнителя, так и его руководителя) может оказаться недостаточным для выполнения работ или оказания услуг на должном уровне; б) недостаточность у воинской части рычагов контролирующего, управляющего воздействия на организацию, поставляющую услуги, что может привести к снижению качества услуг и увеличению затрат; в) наличие рисков нарушения сохранности военного имущества, безопасности и утечки сведений конфиденциального характера и сведений, составляющих государственную тайну, вследствие предоставления права доступа сторонних организаций и их представителей на территорию военных объектов, к документам, к информации и материальным ценностям военных организаций; г) затрудненность, а зачастую невозможность использования данного способа оказания услуг вне места постоянной дислокации воинской части, в период учений, выходов кораблей в море, выполнения воинской частью учебно-боевых и боевых задач, а также в воинских частях, дислоцированных в отдаленных, малонаселенных местностях, где отсутствуют какие-либо гражданские структуры, с которыми можно было бы заключить соответствующие договоры. Отношения между организацией - получателем услуг и организацией - поставщиком этих услуг (аутсорсером) возникают на основании договора аутсорсинга, под которым в научной литературе понимается соглашение, в результате которого одна сторона (заказчик) за вознаграждение передает свои функции или виды деятельности (производственные, сервисные, информационные, финансовые, управленческие и пр.) либо бизнес-процессы (организационные, финансово-экономические, производственно-технологические, маркетинговые и пр.) другой стороне (аутсорсеру), располагающей необходимым для этого квалифицированным персоналом (ресурсами), для участия в производственном процессе, управлении производством либо для выполнения иных задач, связанных с производством и (или) реализацией товаров заказчика <2>. Это взаимообязывающий, возмездный, длящийся договор. Его особенностью является то, что действия обязанного лица индивидуализируются путем уточнения характеристик как самой деятельности (действий) персонала аутсорсера, так и его профессиональных качеств (наличие специального образования, профиля деятельности, стажа работы и т. д.). -------------------------------- <2> Ещенко И. А. Договор аутсорсинга в гражданском праве: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. С. 8.

Концепция применения аутсорсинга сводится к трем основным принципам: 1) каждый должен заниматься своим делом и иметь возможность сконцентрироваться только на нем; 2) решение сопутствующих и второстепенных задач нужно поручить тому, кто справится с ними эффективнее; 3) такое распределение работы экономит средства заказчика и приносит доход исполнителю (аутсорсеру) <3>. -------------------------------- <3> Там же. С. 13 - 14.

Использование аутсорсинга в условиях воинской деятельности имеет ряд характерных особенностей, которые заключаются в том, что: - во-первых, экономическая выгода не является определяющей целью его применения в Вооруженных Силах Российской Федерации; главная его цель - высвобождение материальных и людских ресурсов воинской части для выполнения ею основных задач: поддержания требуемого уровня боевой готовности, полноценной боевой подготовки личного состава, повышения качества обслуживания вооружения и военной техники; - во-вторых, оплата предоставляемых аутсорсером услуг осуществляется за счет средств федерального бюджета, что предопределяет необходимость и возможность вмешательства государства в лице его контролирующих органов в отношения между сторонами данного договора; - в-третьих, выбор поставщика услуг (аутсорсера) осуществляется военной организацией, воинскими должностными лицами не по своему субъективному усмотрению, а на основе конкурсных (аукционных) процедур в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Применение аутсорсинга в Вооруженных Силах Российской Федерации не является чем-то принципиально новым в материальном обеспечении армии. Это давно проверенная практика хозяйственной деятельности армий многих западных государств. Как сообщается в печати, в настоящее время на аутсорсинге по всем вопросам материально-технического обеспечения находится весь контингент армий США и НАТО в Афганистане и Ираке. Гражданские специалисты коммерческих структур этих стран работают как в воинских частях в местах постоянной дислокации, так и в "горячих точках". В частности, в вооруженных силах Франции с гражданскими структурами заключаются долгосрочные контракты на 25 - 30 лет. Поставщики услуг, имея на руках такие контракты, очень серьезно и ответственно подходят к их исполнению, разумеется, гарантируя себе стабильный доход <4>. -------------------------------- <4> См.: Апальков Ю. Полевой аутсорсинг // Красная звезда. 2010. 22 июня; Владыкин О. И в поле хочется комфорта // Независимое военное обозрение. 2010. 2 июля.

Следует отметить, что, судя по публикациям печати, официальные лица Минобороны России оценивают данный новый способ осуществления хозяйственной деятельности исключительно в положительных, а порой даже в восторженных тонах. Так, например, относительно применения аутсорсинга при организации питания военнослужащих отмечается существенное улучшение качества пищи, расширение ассортимента блюд, повышение культуры обслуживания личного состава в армейских столовых. "Мы лишь контролируем качество и полноту доведения норм до военнослужащих", - отмечает руководитель Департамента планирования и координации тылового обеспечения Минобороны России генерал-лейтенант С. Жиров <5>. -------------------------------- <5> Цит. по: Доронина Н. Гражданка в казарме: на учениях "Восток-2010" испытали систему аутсорсинга // Рос. газ. - Экономика Дальнего Востока. 2010. 15 июля.

Однако, как известно, контроль - это институт административного права; отношения же между воинской частью и поставщиком услуг (аутсорсером) строятся на началах не административного, а гражданского права, одним из важнейших принципов которого является равное правовое положение и независимость (автономность) субъектов гражданских правоотношений. Если, к примеру, в обычных условиях организации питания военнослужащих проворовавшегося начальника столовой или повара, не докладывающего мясо в тарелку солдата, командир может (и обязан) отстранить от должности и заменить другими военнослужащими (лицами гражданского персонала), применив к правонарушителям соответствующие санкции юридической ответственности, то в отношении таких же специалистов организации, с которой заключен договор (контракт) аутсорсинга, какими-либо административными, дисциплинарными полномочиями командир воинской части не обладает. Здесь действуют совсем другие законы - законы гражданско-правовой ответственности. Поэтому командиры, иные должностные лица, отвечающие за вопросы тылового, материально-технического обеспечения воинских частей, должны обладать достаточными познаниями в области гражданско-правовых отношений и уметь с помощью гражданско-правовых средств решать возникающие проблемы. Гражданско-правовая ответственность сторон договора (контракта) аутсорсинга относится к категории договорной ответственности и может наступать: а) за нарушение сроков выполнения работ, предоставления услуг (например, вместо предусмотренной контрактом ежедневной уборки территории воинской части организация-аутсорсер предоставляет данную услугу только в рабочие дни; вместо предусмотренного контрактом 5-дневного срока перечисления воинской частью денежных средств исполнителю за предоставленные услуги расчет производится в 10-дневный срок со дня предоставления всех необходимых для расчетов документов); б) за нарушения, связанные с количеством выполненных работ, предоставленных услуг (например, вместо предусмотренных контрактом восьми рейсов в день по доставке военнослужащих от места жительства к месту прохождения службы организация, предоставляющая транспортные услуги, обеспечивает лишь шесть рейсов; вместо предусмотренного контрактом ежедневного включения в меню не менее двух первых и двух вторых блюд организация, предоставляющая воинской части услуги по организации питания личного состава, обеспечивает лишь единообразное меню - одно первое и одно второе блюдо); в) за нарушения, связанные с качеством и комплектностью товаров, работ, услуг (например, использование организацией-аутсорсером при приготовлении пищи для личного состава продуктов, не соответствующих санитарно-эпидемиологическим требованиям; предоставление услуг по помывке военнослужащих воинской части в бане без обеспечения их соответствующими принадлежностями - мылом, мочалками, полотенцами и т. п. - в оговоренном ассортименте); г) за нарушения порядка оплаты выполненных работ, предоставленных услуг (например, вместо предусмотренного контрактом авансирования оплата производится воинской частью только по факту выполнения работ, предоставления услуг и т. п.). Гражданско-правовая ответственность сторон договора (контракта) аутсорсинга может быть реализована в различных формах, основными из которых являются возмещение убытков, уплата неустойки (пени, штрафа), возмещение вреда в натуре. Возмещение убытков как форма гражданско-правовой ответственности заключается в обязанности виновной стороны договора в денежной форме возместить убытки, причиненные другой стороне (например, по вине организации-аутсорсера, обеспечивающей хранение продовольствия для питания личного состава воинской части, вследствие ненадлежащих условий хранения была допущена порча картофеля и овощей, что повлекло убытки воинской части в виде дополнительных расходов на их закупку). Взыскание неустойки (пени, штрафа) как форма гражданско-правовой ответственности имеет определенные преимущества в сравнении с другими формами ответственности, так как применяется независимо от причинения убытков, что снимает с истца обязанность доказывать иные обстоятельства, кроме как сам факт нарушения обязательства. ГК РФ определяет неустойку как определенную законом или договором денежную сумму, подлежащую уплате должником кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства (п. 1 ст. 330 ГК РФ). Следует отметить, что взыскание неустойки представляет собой не только форму ответственности и способ защиты гражданских прав (что характерно и для возмещения убытков), но и один из важнейших способов обеспечения исполнения обязательств договора аутсорсинга. Чаще всего уплата неустойки предусматривается за просрочку исполнения договорных обязательств (например, за нарушение установленной контрактом периодичности вывоза мусора с территории воинской части организацией, с которой заключен контракт об оказании услуг по уборке территории и вывозу твердых бытовых отходов). Важно отметить, что в отношениях по выполнению работ, оказанию услуг для государственных нужд (для нужд военных организаций) включение в государственный контракт положений, связанных с уплатой неустойки, является обязательным его условием, причем размер неустойки установлен законодательно. Так, согласно п. 11 ст. 9 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в случае просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, заказчик вправе потребовать уплату неустойки (штрафа, пеней). Неустойка (штраф, пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки (штрафа, пеней) устанавливается контрактом в размере не менее одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пеней) ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации <6>. Поставщик (исполнитель, подрядчик) освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пеней), если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине заказчика. -------------------------------- <6> С 1 июня 2010 г. ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации составляет 7,75% (указание от 31 мая 2010 г. N 2450-У Банка России "О размере ставки рефинансирования Банка России").

Возмещение вреда в натуре как форма гражданско-правовой ответственности в отношениях по договору (контракту) аутсорсинга представляет собой обязанность стороны, по вине которой причинен вред имуществу другой стороны, предоставить пострадавшей стороне вещь того же рода и качества либо исправить поврежденную вещь за счет собственных средств. Например, организация, оказывающая услуги по организации питания военнослужащих, обязуется за счет собственных средств обеспечить ремонт либо приобретение нового оборудования столовой, переданного ей в пользование воинской частью (при условии если выход из строя или порча этого оборудования произошли по вине работников данной организации-аутсорсера). Как своеобразную форму гражданско-правовой ответственности, специфическую санкцию за нарушение обязательств по договору аутсорсинга следует рассматривать включение виновных в ненадлежащем исполнении обязательств организаций в реестр недобросовестных поставщиков. Данная санкция является крайней мерой и, согласно законодательству, может быть применена в двух случаях: 1) в случае отказа организации, признанной победителем конкурса, от заключения контракта; 2) в случае досрочного расторжения государственного контракта вследствие ненадлежащего исполнения его условий стороной, признанной победителем конкурса <7>. -------------------------------- <7> Более подробно см.: Каменная Н. А., Корякин В. М. Включение в реестр недобросовестных поставщиков как мера гражданско-правовой ответственности участников размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд военных организаций (практические рекомендации) // Право в Вооруженных Силах. 2010. N 5.

Включение в контракт аутсорсинга норм об ответственности исполнителя работ, поставщика услуг за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, является обязательным, законодательно установленным требованием (п. 10 ст. 9 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"). Кроме того, согласно п. 12 ст. 9 указанного Федерального закона в контракт включается обязательное условие о порядке осуществления заказчиком проверки поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг на соответствие их количества, комплектности, объема и качества требованиям, установленным в таком контракте. Для проверки соответствия качества поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг требованиям, установленным контрактом, заказчик вправе привлекать независимых экспертов. Резюмируя сказанное, отметим, что с учетом новизны рассматриваемой формы материально-технического, тылового обеспечения повседневной жизнедеятельности соединений и воинских частей, отсутствия у должностных лиц соответствующего опыта организации этой деятельности имеется настоятельная потребность в организации соответствующих курсов повышения квалификации, в издании различного рода памяток, инструкций, методических рекомендаций для командиров, работников тыловых служб, должностных лиц подразделений юридической службы по изучению теории и практики применения аутсорсинга в Вооруженных Силах Российской Федерации.

------------------------------------------------------------------

Название документа