Законодательное обеспечение борьбы с рейдерством в России

(Сухаренко А. Н.) ("Безопасность бизнеса", 2010, N 4) Текст документа

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БОРЬБЫ С РЕЙДЕРСТВОМ В РОССИИ

А. Н. СУХАРЕНКО

Сухаренко А. Н., аспирант кафедры уголовного права ЮИ ДВГУ, старший преподаватель ПИГМУ.

Несмотря на смещение акцентов в стороны борьбы с коррупцией и экстремизмом, проблема организованной преступности не утратила своей остроты. Согласно п. 37 Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г., утвержденной Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537, деятельность преступных организаций является одним из основных источников угроз национальной безопасности <1>. -------------------------------- <1> Российская газета. 2009. 19 мая.

Ежегодно в стране регистрируется около 30 тыс. преступлений, совершенных участниками организованных преступных формирований (ОПФ), более 90% из которых - тяжкие и особо тяжкие. В общей структуре преступности данного вида преобладают преступления экономической направленности - более 50% <2>. Среди них наибольшую опасность представляют незаконные захваты имущественных комплексов юридических лиц (рейдерство). Целью преступников при этом является хищение и распродажа наиболее ликвидных активов (земель, сооружений, транспорта). -------------------------------- <2> См.: Ф. 1-ОП ГИАЦ МВД России за 2007 - 2009 гг.

В борьбе за собственность используются такие методы, как: незаконное завладение контрольным пакетом акций, размывание пакетов акций через дополнительные эмиссии, манипулирование с реестрами юридических лиц, создание параллельных советов директоров, использование процедурных моментов, связанных с организацией проведения общего собрания акционеров и обеспечительных мер, принимаемых судами по искам "миноритарных" акционеров. Нередко смена собственника сопровождается силовым захватом, когда незаконно назначенный директор при поддержке сотрудников ЧОПов самовольно занимает предприятие, в то время как прежний противодействует этому, опираясь на членов трудового коллектива. Все это осуществляется с привлечением разных специалистов - адвокатов, нотариусов, экономистов, сотрудников правоохранительных органов. Кроме перечисленных методов для захвата собственности все чаще используется так называемое гринмейлерство, или корпоративный шантаж. Основная его цель - получение материальной выгоды без установления контроля над предприятием. Механизм гринмейлерства состоит в подаче судебных исков по всевозможным поводам, оспаривании решений собраний акционеров и руководства предприятия, организации негативных публикаций в прессе, проведении акций протеста. Подобные методы воздействия способны парализовать деятельность предприятия или негативно повлиять на его деловую репутацию. Существенным фактором, актуализирующим проблему рейдерства, является то, что преступным посягательствам подвергаются не только объекты малого и среднего бизнеса, но и крупные промышленные предприятия, градообразующего и оборонного значения. Официальная статистика захватов предприятий различных форм собственности сегодня отсутствует. Масштабы рейдерства можно оценить лишь приблизительно. Так, по сведениям Комитета ГД РФ по собственности, за 2002 - 2005 гг. около 5 тыс. компаний сменили своих владельцев в результате рейдерства, в то время как, по оценкам консалтинговых агентств, ежегодно в России совершается 60 - 70 тыс. рейдерских атак <3>. -------------------------------- <3> См.: Волков А. Рассуждение о рейдерстве по методу барона Кювье // Эксперт. 2007. N 18.

Несмотря на отсутствие определения понятия рейдерства в российском законодательстве, деяния "рейдеров" подпадают под признаки составов преступлений, предусмотренных ст. ст. 159, 163, 165, 179, 183, 185, 195, 196, 201, 285, 327 и 330 УК РФ. За 2004 - 2008 гг. число уголовных дел данной категории возросло в 2 раза. Снижение указанного показателя в 2009 г. обусловлено продолжающимся финансовым кризисом.

Таблица 1 <4>. Динамика числа уголовных дел, возбужденных органами внутренних дел по признакам рейдерства, за 2004 - 2009 гг.

-------------------------------- <4> Данные Следственного комитета (СК) при МВД России. При этом следует учитывать высокую латентность таких преступлений. Согласно совместному опросу "ОПОРЫ России" и компании "Бауман Инновейшн", если в марте 2009 г. 13% из 300 компаний из 30 субъектов РФ говорили о подобных случаях, то в апреле 2010 г. - уже 18%.

Годы 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Количество уголовных дел 171 346 367 512 352 53

Примечание. Наибольшее количество уголовных дел о рейдерских захватах возбуждается в ЦФО, преимущественно в Москве, Санкт-Петербурге, Ленинградской, Свердловской и Тюменской областях. Расследованием фактов рейдерства занимается также Следственный комитет при прокуратуре (СКП) РФ. В производстве следователей СКП с момента образования Следственного комитета находилось 110 уголовных дел о рейдерстве, в суды были направлены 35 дел, а по 16 - уже вынесены обвинительные приговоры. В частности, в 2009 г. следователи СКП расследовали 79 таких уголовных дел, сумма материального ущерба по которым составила более 2,5 млрд. рублей.

В целях предупреждения рейдерства принят Федеральный закон от 19 июля 2009 г. N 205-ФЗ, устранивший существовавшие пробелы в корпоративном законодательстве. Так, Законом внесены изменения в Федеральные законы "О сельскохозяйственной кооперации", "Об акционерных обществах", "О рынке ценных бумаг", "О производственных кооперативах" в части урегулирования корпоративных споров. Уточнены положения Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью", Основ законодательства РФ о нотариате и Налогового кодекса РФ, касающиеся нотариального удостоверения сделок с долями или частями долей в уставном капитале ООО. Ряд существенных дополнений внесен в Арбитражный процессуальный кодекс (АПК) РФ. Целью введения гл. 28.1 АПК РФ "Рассмотрение дел по корпоративным спорам" явилась необходимость разграничения компетенций арбитражных судов и судов общей юрисдикции по спорам с участием акционеров. Некоторые особенности рассмотрения споров также установлены гл. 28.2 АПК РФ "Рассмотрение дел о защите прав и законных интересов группы лиц". Согласно Закону акционер вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием, в случае, если он не принимал участие в общем собрании или голосовал против принятия такого решения и таким решением нарушены его права. Суд с учетом всех обстоятельств дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если голосование данного акционера не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и решение не повлекло за собой причинение убытков данному акционеру. Заявление о признании недействительным решения общего собрания акционеров может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда акционер узнал или должен был узнать о принятом решении и об обстоятельствах, являющихся основанием для признания его недействительным. Предусмотренный срок обжалования решения общего собрания акционеров в случае его пропуска восстановлению не подлежит, за исключением случая, если акционер не подавал указанное заявление под влиянием насилия или угрозы. В целях предотвращения инициирования в различных судах корпоративных споров, тесно связанных между собой, и соответственно принятия судами противоречащих друг другу судебных решений законодатель указал, что все подобные споры должны рассматриваться арбитражным судом по месту нахождения соответствующего юридического лица <5>. -------------------------------- <5> Российская газета. 2009. 22 июля.

Следует также вспомнить, что с 1 июля 2009 г. вступил в силу Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 312-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации" <6>, который весьма существенно изменил правовое регулирование деятельности обществ с ограниченной ответственностью. Законом были введены понятия списка участников общества и соответственно регистрационный порядок перехода прав на доли. С принятием этих изменений надлежащим способом защиты для участника общества стало заявление исковых требований о признании права собственности на долю и истребовании ее из чужого незаконного владения. -------------------------------- <6> Российская газета. 2008. 31 дек.

С 1 января 2010 г. вступил в силу Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. N 272-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в сфере частной охранной и детективной деятельности". Согласно Закону органы внутренних дел вправе приостанавливать действие лицензии ЧОПа в случае выявления неоднократных нарушений или грубого нарушения им лицензионных требований и условий. В случае если в течение месяца ЧОП не устранил нарушение, орган внутренних дел обязан обратиться в суд с заявлением о приостановлении действия лицензии на срок до шести месяцев либо об аннулировании лицензии. Лицензия может быть аннулирована в случае, если нарушение лицензионных требований и условий повлекло за собой нарушение прав, законных интересов, нанесение ущерба здоровью граждан, обороне и безопасности государства, а также в случае неустранения им в установленный срок выявленных нарушений. Одновременно с подачей заявления в суд орган внутренних дел вправе приостановить действие лицензии на период до вступления в силу решения суда <7>. -------------------------------- <7> Российская газета. 2008. 26 дек. В стране зарегистрировано 29 тыс. негосударственных охранных структур общей численностью 762 тыс. человек. На их балансе состоит 118 тыс. единиц служебного оружия. В 2009 г. в этой сфере выявлено более 50 тыс. нарушений, за которые к административной ответственности привлечено 28 тыс. сотрудников ЧОП и аннулировано более 40 тыс. удостоверений частного охранника.

Для повышения персональной ответственности судебных приставов по противодействию рейдерским захватам Федеральной службы судебных приставов (ФССП России) издан Приказ от 27 февраля 2008 г. N 101 "Об организации работы по исполнению исполнительных документов по корпоративным спорам". С целью исключения фактов предъявления на исполнение поддельных исполнительных листов Постановлением Правительства РФ от 31 июля 2008 г. N 579 утверждены формы бланков исполнительных листов, а также порядок их изготовления, учета, хранения и уничтожения <8>. -------------------------------- <8> Российская газета. 2008. 1 авг.

Рейдерским захватам подвергается не только недвижимое имущество компаний, но и товарные активы. Как правило, это крупные партии ликвидного товара (компьютеры, мобильные телефоны, бытовая техника, алкогольная продукция), которые легко реализовать в относительно короткие сроки. Для противодействия товарному рейдерству (изъятию имущества под предлогом следственных действий по фальсифицированным уголовным делам) принят Федеральный закон от 22 апреля 2010 г. N 62-ФЗ "О внесении изменений в статьи 29 и 82 Уголовно-процессуального кодекса РФ". Согласно Закону решение о реализации или уничтожении крупных или скоропортящихся вещественных доказательств может быть принято только с согласия их владельца либо по решению суда. Вещественные доказательства в виде больших партий товаров, хранение которых затруднено или издержки по обеспечению специальных условий хранения которых соизмеримы с их стоимостью, могут быть переданы владельцу на ответственное хранение. Закон также обязывает проводить оценку стоимости изымаемых крупногабаритных и скоропортящихся вещдоков <9>. Кроме того, Правительство РФ наделяется полномочиями определять порядок уничтожения вещдоков в виде скоропортящихся товаров и продукции, подвергающегося быстрому моральному старению имущества <10>. -------------------------------- <9> Оценка и передача для реализации вещественных доказательств осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 20 августа 2002 г. N 620. <10> Российская газета. 2010. 26 апр.

В целях ужесточения уголовной ответственности за рейдерские захваты принят Федеральный закон от 1 июня 2010 г. N 147-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ". Данный Закон дополняет ст. 185.2 УК РФ частью третьей, устанавливающей ответственность за внесение в реестр владельцев ценных бумаг заведомо недостоверных сведений, а равно за умышленное уничтожение или подлог документов, на основании которых были внесены запись, изменение в реестр владельцев ценных бумаг, если обязательное хранение этих документов предусмотрено законодательством РФ. Указанные действия наказываются штрафом в размере до 300 тыс. рублей или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от 1 до 2 лет либо лишением свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на тот же срок со штрафом в размере до 100 тыс. рублей или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до шести месяцев. Также в УК РФ введена ст. 170.1 "Фальсификация единого государственного реестра юридических лиц или реестра владельцев ценных бумаг", согласно которой за представление в орган, осуществляющий госрегистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов с ложными сведениями в целях приобретения права на чужое имущество предусматривается штраф от 100 до 300 тыс. рублей либо лишение свободы на срок до 2 лет со штрафом в размере до 100 тыс. рублей или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до шести месяцев. За внесение в реестр владельцев ценных бумаг недостоверных сведений, если это сопряжено с неправомерным доступом к реестру, предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет со штрафом в размере до 300 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет. Если это деяние было сопряжено с насилием или с угрозой его применения, то оно наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до 500 тыс. рублей или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового. Кроме того, УК РФ дополнен ст. 185.5 "Фальсификация решения общего собрания акционеров (участников) хозяйственного общества или решения совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества", предусматривающей ответственность за умышленное искажение результатов голосования или воспрепятствование реализации свободного права при принятии решения на общем собрании акционеров, общем собрании участников общества с ограниченной ответственностью либо на заседании совета директоров. Указанные действия наказываются штрафом в размере до 300 тыс. рублей или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от 1 до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от шести месяцев до трех лет либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере до 300 тыс. рублей или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет. Если эти же действия были совершены путем принуждения акционера общества, участника общества с ограниченной ответственностью, то они наказываются штрафом в размере от 100 до 500 тыс. рублей или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере от 100 до 300 тыс. рублей или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет. Законом также введена уголовная ответственность должностных лиц за умышленное внесение изменений в Единый государственный реестр юридических лиц, уничтожение или подлог документов, на основании которых были внесены запись или изменение в указанные единые государственные реестры (ст. 285.3 УК РФ). За такие действия предусмотрен штраф до 80 тыс. рублей, либо запрет занимать определенные должности сроком до пяти лет, либо лишение свободы до четырех лет. Если они повлекли тяжкие последствия, то лишение свободы предусмотрено на срок до 10 лет <11>. -------------------------------- <11> Российская газета. 2010. 5 июля.

------------------------------------------------------------------

Название документа