Государственная регистрация перемены имени гражданина
(Пикуза К. Н.)
("Юрист", 2010, N 10)
Текст документа
ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ПЕРЕМЕНЫ ИМЕНИ ГРАЖДАНИНА
К. Н. ПИКУЗА
Пикуза К. Н., главный специалист-эксперт отдела по вопросам правовой помощи Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области.
Самореализация человека является фундаментальной целью гуманного постиндустриального общества. В связи с этим исследование, посвященное реализации права на имя в полном объеме, включающее и право на перемену имени, является весьма актуальным. Выводы автора могут быть использованы в правоприменительной практике.
Ключевые слова: перемена имени, государственная регистрация, гражданин, загс.
State registration of change of name of a citizen
K. N. Pikuza
Self-actualization of a man is a fundamental purpose of humane post-industrial society. In connection with above the study devoted to realization of the right to a name in full including the right to change of name is topical. The author's conclusions might be used in law-application practice.
Key words: change of name, state registration, citizen, civil registry office.
Право на имя является личным неимущественным правом гражданина. Оно включает фамилию, собственно имя и отчество, кроме случаев, когда по обычаю некоторых народностей России отчество не используется. Имя индивидуализирует гражданина и имеет значение для обеспечения и защиты его субъективных гражданских прав. Все гражданские права и обязанности гражданин приобретает под собственным именем. При искажении или использовании имени гражданина способами или в форме, которые затрагивают честь, достоинство или деловую репутацию, применяются нормы о защите личных неимущественных прав.
Согласно п. 2 ст. 19 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин вправе переменить свое имя в порядке, установленном законом. Такой порядок установлен Федеральным законом от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния", кроме того, регламентируется и Семейным кодексом Российской Федерации, предусматривающим, в частности, возможность изменить фамилию при вступлении в брак, расторжении брака, признании его недействительным, установлении отцовства. Также по совместной просьбе родителей до достижения ребенком возраста 14 лет орган опеки и попечительства, исходя из интересов ребенка, вправе разрешить изменить имя ребенку, а также переменить присвоенную ему фамилию на фамилию другого родителя. При раздельном проживании родителей родитель, с которым проживает ребенок, вправе просить органы опеки и попечительства присвоить ему свою фамилию.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 47 Гражданского кодекса Российской Федерации перемена имени подлежит обязательной государственной регистрации в органах записи актов гражданского состояния (далее - орган загса) в порядке, установленном ст. 58 - 63 Федерального закона "Об актах гражданского состояния". Перемена имени и государственная регистрация перемены имени производятся органом загса по месту жительства или по месту государственной регистрации рождения лица, желающего переменить фамилию, собственно имя и (или) отчество. Право выбора органа загса, в котором будет производиться государственная регистрация перемены имени, принадлежит лицам, обращающимся с заявлением о перемене имени. В удостоверение факта государственной регистрации перемены имени заявителю органом загс выдается свидетельство о государственной регистрации перемены имени.
Основанием для принятия решения органа загса о перемене имени гражданина является заявление о перемене имени, подаваемое в орган загса лицом, желающим произвести перемену своего имени. Заявление о перемене имени подается только в письменной форме, с указанием всей требуемой для перемены имени информации. Разумеется, что при подаче заявления о перемене имени должен быть предъявлен документ, удостоверяющий личность заявителя.
В отношении подлежащих указанию в заявлении причин перемены имени следует отметить следующее. Требование о том, что разрешение на перемену фамилии, имени, отчества выдается лишь в тех случаях, когда для этого имеются веские уважительные причины (неблагозвучность фамилии, имени, отчества или трудность их произношения; желание супруга носить общую с другим супругом фамилию или вернуть свою добрачную фамилию, если об этом не было заявлено при разводе; желание носить фамилию отчима (мачехи), воспитавшего заявителя, или отчество по имени отчима, когда усыновление не может быть оформлено, и др.), было закреплено в п. 2 Положения о порядке рассмотрения ходатайств о перемене гражданами СССР фамилий, имен и отчеств от 20 августа 1971 г. N 587. Однако данный документ в связи с принятием Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" признан не действующим на территории Российской Федерации. В то же время существует письмо Минюста СССР от 7 февраля 1977 г. "По вопросам перемены гражданами СССР фамилий, имен и отчеств", которым сообщается примерный перечень причин, которые должны признаваться органами загса обоснованными для государственной регистрации перемены имени. Разумеется, данное письмо Минюста СССР не является актом законодательства об актах гражданского состояния, вместе с тем на практике органы загса руководствуются данным письмом при рассмотрении заявления о перемене имени. В качестве таких причин в данном письме указано следующее:
а) неблагозвучность фамилии, имени, отчества;
б) трудность произношения фамилии, имени, отчества;
в) желание супруга носить общую с другим супругом фамилию, если при регистрации брака они остались на добрачных фамилиях;
г) желание супруга вернуть добрачную фамилию, если об этом не было заявлено при расторжении брака;
д) желание носить добрачную фамилию, одинаковую с детьми от первого брака, в тех случаях, когда брак не расторгается;
е) желание носить добрачную фамилию, если супруг умер;
ж) желание носить общую с детьми фамилию, если супруг умер, а заявитель был на добрачной фамилии;
з) желание носить фамилию матери (отца), если отец (мать) не принимал участия в воспитании заявителя;
и) желание носить фамилию отчима (мачехи), воспитавшего заявителя, или отчество по имени отчима, когда усыновление не может быть оформлено;
к) желание носить фамилию деда, бабушки или другого лица, фактически воспитавшего заявителя, если родители не принимали участия в воспитании заявителя, а усыновление не может быть оформлено;
л) желание носить отчество по имени лица, фактически воспитавшего заявителя, если отец не принимал участия в воспитании заявителя;
м) желание носить фамилию и имя, соответствующие избранной заявителем национальности (разные национальности родителей).
Поэтому в случае указания в заявлении о перемене имени одной из приведенных выше причин перемены имени возникновение споров по вопросу о допустимости перемены имени будет исключено.
В соответствии со ст. 59 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" при подаче заявления о перемене имени заявитель вместе с заявлением обязан представить свидетельство о рождении; свидетельство о заключении брака в случае, если заявитель состоит в браке; свидетельство о расторжении брака в случае, если заявитель ходатайствует о присвоении ему добрачной фамилии в связи с расторжением брака, а также свидетельство о рождении каждого из детей заявителя, не достигших совершеннолетия. Кроме того, орган загса, в который подано заявление о перемене имени, для правильного решения вопроса о перемене имени (фамилии, имени, отчества), а также для внесения всех необходимых изменений в актовые записи в обязательном порядке должен истребовать копию записи акта о рождении заявителя, копию записи акта о заключении брака, если заявитель состоит в браке, и копии записей о рождении его несовершеннолетних детей. При этом следует отметить, что, если при рассмотрении вопроса о перемене имени лица орган загса установит, что актовые записи, в которые необходимо внести изменения, утрачены либо в представленных вместе с заявлением документах и поступивших копиях записей актов гражданского состояния имеются несоответствия сведений, он вправе отказать заявителю в удовлетворении его заявления о перемене имени. При отсутствии необходимых для перемены имени актовых записей орган загса возвращает заявителю заявление о перемене имени со всеми приложенными документами и разъясняет необходимость восстановления утраченных актовых записей и порядок их восстановления, а в случае несоответствия сведений указывает на устранение выявленных несоответствий в порядке, предусмотренном для внесения исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния.
Общий срок рассмотрения органом загса заявления о перемене имени составляет один месяц с момента подачи такого заявления. Этот срок может быть продлен руководителем органа загса, но не более чем на два месяца в случае, если в течение месяца органом загса не получены копии записей актов гражданского состояния, в которые необходимо внести изменения, или других документов, необходимых для государственной регистрации перемены имени. Установленный срок для рассмотрения заявления о перемене имени приостанавливается до решения вопроса о восстановлении либо об исправлении или изменении записи акта гражданского состояния, после чего продолжает исчисляться далее.
Необходимо отметить, что за государственную регистрацию перемены имени, включающего в себя фамилию, собственно имя и (или) отчество, включая выдачу свидетельства о перемене имени, уплачивается государственная пошлина в соответствии со ст. 333.26 Налогового кодекса Российской Федерации в размере одной тысячи рублей. Квитанция об уплате государственной пошлины подается вместе с заявлением о перемене имени в орган загса.
Перемена имени и государственная регистрация перемены имени влекут за собой изменение записей актов гражданского состояния, которые были ранее составлены в отношении лица, переменившего свое имя. При этом гражданину, переменившему имя, выдаются новые свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния, с учетом внесенных в записи актов гражданского состояния изменений. Особо следует отметить, что орган загса обязан внести изменение в сведения о родителях, указанных в записи акта о рождении ребенка, если родители этого ребенка переменили имя, а ребенок на момент государственной регистрации перемены имени его родителей не достиг совершеннолетия. Также необходимо отметить, что обязанностью органа загса является изменение фамилии ребенку, не достигшему возраста четырнадцати лет, в записи акта о его рождении, если оба родителя переменили свою фамилию, а также отчества ребенка в случае, если его отец переменил собственно имя.
Изменение имени ребенка, а также фамилии ребенка на фамилию другого родителя по совместной просьбе родителей возможно лишь до достижения ребенком четырнадцатилетнего возраста и только с разрешения органа опеки и попечительства и исходя из интересов ребенка. Во всех случаях перемены имени и (или) фамилии ребенка по совместной просьбе родителей или только одного из родителей ребенка обязательным является согласие ребенка на изменение его фамилии и имени после достижения им десятилетнего возраста, когда он уже может самостоятельно дать оценку последствий подобного решения для себя. Однако после достижения несовершеннолетним ребенком возраста четырнадцати лет вопрос о перемене им имени решается по его собственному заявлению в соответствии с требованиями действующего законодательства. В частности, согласно п. 3 ст. 58 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" перемена имени лицом, не достигшим совершеннолетия, производится при наличии согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя, а при отсутствии такого согласия на основании решения суда, - за исключением случаев приобретения лицом полной дееспособности.
Необходимо отметить и случаи отказов органов загса в государственной регистрации перемены имени. По общему правилу, закрепленному в п. 2 ст. 11 Федерального закона "Об актах гражданского состояния", руководитель органа загса обязан сообщить в письменной форме причину отказа в государственной регистрации акта гражданского состояния заявителю только в том случае, если заявитель потребовал этого. Исключением из данного правила является п. 5 ст. 60 данного Закона, так как при отказе в государственной регистрации перемены имени руководитель органа загса обязан сообщить причину отказа в письменной форме вне зависимости от того, потребовал ли это заявитель. Специальной формы письменного сообщения о причинах отказа в государственной регистрации перемены имени не установлено. Соответственно в случаях такого отказа подлежит применению общая форма извещения органа загса о причинах отказа в государственной регистрации акта гражданского состояния.
Извещение об отказе в перемене имени подписывается руководителем органа загса. Одновременно с направлением извещения об отказе в перемене имени заявителю возвращаются все документы, приложенные им к заявлению о перемене имени на момент его подачи. В случае несогласия лица, подавшего заявление о перемене имени, с основаниями, изложенными органом загса в извещении об отказе в государственной регистрации перемены имени, заявитель имеет право обратиться в суд. При удовлетворении судом заявления гражданина об изменении фамилии, имени, отчества орган загса не имеет права отказать в государственной регистрации перемены имени по каким-либо причинам.
После государственной регистрации перемены имени орган загса обязан сообщить о государственной регистрации перемены имени в территориальный орган Федеральной миграционной службы Российской Федерации по месту жительства заявителя в семидневный срок со дня государственной регистрации перемены имени.
В заключение следует отметить тот факт, что перемена гражданином имени не является основанием для прекращения или изменения его прав и обязанностей, приобретенных под прежним именем. Гражданин обязан принимать необходимые меры для уведомления своих должников и кредиторов о перемене своего имени. Если гражданин проигнорировал извещение своих кредиторов о перемене имени, все риски, связанные с неисполнением данного предписания закона, лежат на лице, переменившем имя. При этом в зависимости от ситуации кредитор может рассматривать перемену гражданином имени как способ уйти от исполнения гражданско-правовых обязательств (например, по договору). С другой стороны, надлежащее извещение своих должников о перемене имени дает гражданину возможность нести меньший риск последствий, которые могут возникнуть в результате перемены имени.
------------------------------------------------------------------
Название документа