Транспортный налог: транспортный налог при простом товариществе

(Семенихин В. В.)

("Налоги" (газета), 2010, N 37)

Текст документа

ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ:

ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ ПРИ ПРОСТОМ ТОВАРИЩЕСТВЕ

В. В. СЕМЕНИХИН

Гражданским законодательством Российской Федерации предусмотрена возможность ведения бизнеса в рамках простого товарищества (договора о совместной деятельности). Существенным условием этого вида договоров является то, что участники договора простого товарищества обязуются объединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица. Вкладом товарищей могут быть деньги, иное имущество, в том числе и транспортные средства.

Следует отметить, что в рамках простого товарищества существует определенная специфика ведения общих дел и, конечно же, уплаты налогов. Об уплате транспортного налога в рамках договора простого товарищества мы и поговорим в этой статье.

Гражданско-правовым основам договора простого товарищества посвящена одноименная гл. 55 "Простое товарищество" Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Договором простого товарищества (договором о совместной деятельности) на основании п. 1 ст. 1041 ГК РФ признается договор, по которому двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной, не противоречащей закону цели. Причем сторонами договора простого товарищества, заключаемого для осуществления предпринимательской деятельности, могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации, что следует из п. 2 ст. 1041 ГК РФ.

Вкладом товарища в соответствии со ст. 1042 ГК РФ признается все то, что он вносит в общее дело, в том числе деньги, иное имущество, профессиональные и иные знания, навыки и умения, а также деловая репутация и деловые связи.

Вместе с тем в силу общего правила, установленного ст. 1043 ГК РФ, имущество, которым товарищи обладали на праве собственности, а также произведенная в результате совместной деятельности продукция и полученные от такой деятельности плоды и доходы признаются их общей долевой собственностью.

В свою очередь, ст. 249 ГК РФ определено, что каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доле участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.

Согласно п. 4 ст. 1043 ГК РФ обязанности по содержанию общего имущества и порядок возмещения расходов, связанных с выполнением этих обязанностей, определяются договором простого товарищества. Порядок покрытия расходов и убытков, связанных с совместной деятельностью товарищей, определяется их соглашением, что установлено ст. 1046 ГК РФ. Если такое соглашение отсутствует, каждый товарищ несет расходы и убытки пропорционально стоимости его вклада в общее дело. Соглашение, полностью освобождающее кого-либо из товарищей от участия в покрытии общих расходов или убытков, ничтожно.

Итак, как мы отметили в начале статьи, вкладом в простое товарищество могут быть и транспортные средства, в отношении которых должен уплачиваться транспортный налог. Но поскольку простое товарищество - объединение субъектов предпринимательства, ведущих совместную деятельность в рамках простого товарищества, - не является юридическим лицом, оно соответственно не может рассматриваться в качестве самостоятельного плательщика налогов. Кто же будет уплачивать транспортный налог? Попробуем разобраться.

Порядок исчисления и уплаты транспортного налога регулируется гл. 28 "Транспортный налог" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Транспортный налог ст. 14 НК РФ отнесен к числу региональных налогов и устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге, вводится в действие законами субъектов и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Вводя транспортный налог, законодательные (представительные) органы субъекта определяют ставку налога в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки его уплаты. Размеры налоговых ставок установлены ст. 361 НК РФ и могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз. Допускается установление дифференцированных ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса. При установлении транспортного налога законами субъектов могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 9 апреля 2003 г. N БГ-3-21/177 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Рекомендации N БГ-3-21/177) утверждены Методические рекомендации по транспортному налогу.

Налогоплательщиками транспортного налога (далее - налогоплательщики) на основании ст. 357 НК РФ признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ.

То есть любой субъект налоговых отношений приобретает статус плательщика транспортного налога, и у него появляется объект налогообложения только в том случае, если приобретенное им транспортное средство будет зарегистрировано в установленном порядке. Обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от регистрации транспортного средства, а не от его фактического использования, а налогоплательщиком признается лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство, т. е. его владелец, на что обращено внимание в письме Минфина России от 6 мая 2006 г. N 03-06-04-04/15.

Следовательно, несмотря на то, что транспортное средство, внесенное в качестве вклада по договору о совместной деятельности, является общей долевой собственностью товарищей, плательщиком транспортного налога признается товарищ, на которого данное транспортное средство зарегистрировано в соответствии с законодательством Российской Федерации, поскольку регистрация транспортных средств одновременно за несколькими лицами не предусмотрена.

Объектом налогообложения транспортным налогом на основании ст. 358 НК РФ признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Перечень транспортных средств, не являющихся объектом налогообложения транспортным налогом, приведен в п. 2 ст. 358 НК РФ.

Государственная регистрация автомототранспортных средств и других видов самоходной техники осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации".

Приказом МВД России от 24 ноября 2008 г. N 1001 утверждены Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила N 1001).

В общем случае транспортные средства регистрируются только за собственниками транспортных средств, указанными в паспортах транспортных средств, заключенных в установленном порядке договорах или иных документах, удостоверяющих право собственности на транспортные средства в соответствии с законодательством Российской Федерации, что установлено п. 20 Правил N 1001. Исключение составляют лизинговые операции, когда транспортное средство может быть зарегистрировано либо за лизингодателем, либо за лизингополучателем.

Правила государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (Гостехнадзора) утверждены Минсельхозпродом России 16 января 1995 г.

Суда могут находиться в любой собственности, и право собственности на судно возникает с момента государственной регистрации такого права, что следует из ст. 15 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ. Регистрация осуществляется в соответствии с Правилами, утвержденными Приказом Минтранса России от 26 сентября 2001 г. N 144 "Об утверждении Правил государственной регистрации судов".

Суда, согласно ст. 33 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ, подлежат регистрации в государственном судовом реестре, в судовой книге, в бербоут-чартерном реестре и в Российском международном реестре судов. Судно может быть зарегистрировано только в одном из реестров судов, что установлено ст. 37 Кодекса торгового мореплавания.

Правила регистрации судов и прав на них в морских торговых портах утверждены Приказом Минтранса России от 21 июля 2006 г. N 87.

Правила регистрации судов рыбопромыслового флота и прав на них в морских рыбных портах утверждены Приказом Госкомрыболовства России от 31 января 2001 г. N 30 "Об утверждении Правил регистрации судов рыбопромыслового флота и прав на них в морских рыбных портах".

Порядок государственной регистрации и государственного учета воздушных судов определен ст. 33 Воздушного кодекса Российской Федерации от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ.

Правила государственной регистрации гражданских воздушных судов Российской Федерации утверждены Приказом Минтранса России от 2 июля 2007 г. N 85.

Государственные воздушные суда регистрируются в соответствии с Федеральными авиационными правилами государственной регистрации государственных воздушных судов, утвержденными Приказом Министра обороны Российской Федерации от 28 ноября 2002 г. N 460.

Государственная регистрация прав на воздушные суда и сделок с ними осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 14 марта 2009 г. N 31-ФЗ "О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними".

Налогоплательщиком в отношении транспортных средств, зарегистрированных на физических лиц до введения в действие гл. 28 "Транспортный налог" НК РФ, т. е. до 29 июля 2002 г., является лицо, указанное в такой доверенности.

Порядок определения налоговой базы по транспортному налогу установлен ст. 359 НК РФ. В отношении транспортных средств, имеющих двигатели, налоговая база определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах, что установлено пп. 1 п. 1 ст. 359 НК РФ. Исключение составляют воздушные транспортные средства, для которых определяется тяга реактивного двигателя.

По водным транспортным средствам при определении налоговой базы учитывается мощность двигателей судна, зарегистрированных за водным транспортным средством. Как отмечено в письме Минфина России от 11 февраля 2005 г. N 03-06-04-04/09, налоговые ставки по транспортному налогу установлены применительно к максимальной мощности двигателя транспортного средства, которая указана в регистрационных документах на основе технической документации на соответствующее транспортное средство, независимо от мощности, развиваемой двигателем при различных режимах эксплуатации.

Итак, мощность двигателя определяется исходя из технической документации на соответствующее транспортное средство и указывается в регистрационных документах. В случае расхождения сведений, представленных государственным органам, осуществляющим государственную регистрацию соответствующих видов транспортных средств, с данными, содержащимися в технической документации на транспортное средство, согласно п. 22 Рекомендаций N БГ-3-21/177 принимаются данные, содержащиеся в технической документации. При отсутствии данных о мощности двигателя в технической документации для определения мощности двигателя к рассмотрению может быть принято экспертное заключение, представленное налогоплательщиком, либо результаты экспертизы, проведенной в соответствии со ст. 95 НК РФ.

Налоговая база в отношении воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя, определяется как паспортная статическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная тяга всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы. Такой порядок установлен пп. 1.1 п. 1 ст. 359 НК РФ.

Разъяснения о том, на основе какого документа определяется паспортная статистическая тяга двигателя и учитываются ли при ее определении возможные отклонения, приведены в письме Минфина России от 11 июня 2008 г. N 03-05-05-04/08. В п. 1 названного письма отмечено, что термин "паспортная статистическая тяга двигателей" означает величину замеренной при наземных испытаниях на заводе-изготовителе либо при очередном ремонте на авиационном ремонтном заводе тяги данного экземпляра двигателя, которая внесена в его формуляр. Используемый в пп. 1.1 п. 1 ст. 359 НК РФ термин "паспорт" является эквивалентом термина "формуляр". Термин "статическая" означает, что замер тяги соответствующим заводом осуществлялся на земле в стендовых условиях, а не в условиях полета.

В отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, налоговая база по транспортному налогу на основании пп. 2 п. 1 ст. 359 НК РФ определяется как валовая вместимость в регистровых тоннах. Валовая вместимость определяется исходя из технической документации на соответствующее транспортное средство и указывается в регистрационных документах, на что указано в п. 21 Рекомендаций N БГ-3-21/177.

В отношении всех вышеперечисленных транспортных средств налоговая база на основании п. 2 ст. 359 НК РФ определяется отдельно по каждому транспортному средству.

В отношении водных и воздушных транспортных средств, не перечисленных в пп. 1, 1.1 и 2 п. 1 ст. 359 НК РФ, налоговая база определяется как единица транспортного средства, о чем сказано в пп. 3 п. 1 ст. 359 НК РФ. Причем налоговая база определяется отдельно от налоговой базы по иным транспортным средствам, являющимся объектом налогообложения для налогоплательщика.

Размеры налоговых ставок, которые могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации, приведены в п. 1 ст. 361 НК РФ. Причем налоговые ставки устанавливаются в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.

Установленные п. 1 ст. 361 НК РФ налоговые ставки мы приводить не будем, отметим лишь, что они могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз.

В письме Минфина России от 22 мая 2009 г. N 03-05-06-04/77 обращено внимание на следующее: Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 23 июня 2005 г. N 272-О указал на то, что, принимая во внимание регулируемый федеральным законом объем правомочий субъектов Российской Федерации при введении конкретных ставок транспортного налога, п. 2 ст. 361 НК РФ нельзя рассматривать как ограничивающий конституционные права и свободы налогоплательщиков.

Порядок исчисления суммы транспортного налога и сумм авансовых платежей по налогу определен ст. 362 НК РФ. Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно, что установлено п. 1 ст. 362 НК РФ.

Сумма налога на основании п. 2 ст. 362 НК РФ исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иной порядок не предусмотрен ст. 362 НК РФ. При этом налогоплательщиками определяется разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей, подлежащих уплате в течение налогового периода. Исчисленная сумма и подлежит уплате в бюджет по итогам налогового периода.

Сумма авансовых платежей по налогу исчисляется по истечении каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки. Такой порядок для определения авансовых платежей установлен п. 2.1 ст. 362 НК РФ.

Пунктом 6 ст. 362 НК РФ законодателям субъектов предусмотрено право для отдельных категорий налогоплательщиков не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.

Исчисление суммы налога на основании п. 3 ст. 362 НК РФ производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. Месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия его с регистрации принимаются за полный месяц.

Главой 28 НК РФ установлен различный порядок налогообложения организаций и физических лиц. В Постановлении ФАС Уральского округа от 15 декабря 2008 г. N Ф09-9419/08-С3 по делу N А50-5597/08 отмечено следующее: поскольку в целях применения налогового законодательства под индивидуальными предпринимателями понимаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, индивидуальные предприниматели при уплате транспортного налога (в том числе в части применения льгот) должны руководствоваться порядком, установленным для налогоплательщиков - физических лиц, а не для налогоплательщиков-организаций.

Пунктом 1 ст. 362 НК РФ определено, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - индивидуальными предпринимателями, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, представляемых им органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. Уплата налога осуществляется на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Форма налогового уведомления на уплату транспортного налога физическими лицами утверждена Приказом ФНС России от 31 октября 2005 г. N САЭ-3-21/551@ "Об утверждении форм налоговых уведомлений". Налоговые органы должны направлять налогоплательщикам налоговые уведомления одновременно с платежными документами ПД (налог).

Пунктом 1 ст. 360 НК РФ определено, что налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год, т. е. период с 1 января по 31 декабря. Согласно п. 2 ст. 360 НК РФ отчетными периодами по транспортному налогу для налогоплательщиков, являющихся организациями, являются первый квартал, второй квартал и третий квартал. Но законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, вводя транспортный налог, руководствуясь п. 3 ст. 360 НК РФ, вправе не устанавливать отчетные периоды.

Налоговые расчеты по авансовым платежам, согласно п. 3 ст. 363.1 НК РФ, представляются налогоплательщиками в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Форма налогового расчета по авансовым платежам по транспортному налогу утверждена Приказом Минфина России от 23 марта 2006 г. N 48н "Об утверждении формы налогового расчета по авансовым платежам по транспортному налогу и Рекомендаций по ее заполнению".

По разъяснениям Минфина России, содержащимся в письме от 15 марта 2006 г. N 03-06-04-04/08, у налогоплательщиков, у которых не возникает обязанность уплачивать в течение налогового периода авансовые платежи по транспортному налогу, отсутствует обязанность представлять в налоговые органы соответствующие налоговые расчеты по авансовым платежам.

Налоговую декларацию по истечении налогового периода следует представить в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств, что определено п. 1 ст. 360 НК РФ. Местом нахождения имущества на основании п. 5 ст. 83 НК РФ признается:

1) для морских, речных и воздушных транспортных средств - место (порт) приписки, при отсутствии такового - место государственной регистрации, а при отсутствии таковых - место нахождения собственника имущества;

2) для транспортных средств, не указанных в предыдущем подпункте, - место государственной регистрации, а при отсутствии такового - место нахождения собственника имущества.

Поскольку в регулирующих государственную регистрацию воздушных судов актах место государственной регистрации не определено, а понятие "место (порт) приписки" используется только для учета и регистрации водных транспортных средств, по мнению Минфина России, изложенному в письме от 6 апреля 2009 г. N 03-05-05-01/22, местом нахождения воздушных судов является место нахождения собственника (правообладателя) транспортного средства, в связи с чем уплата транспортного налога в отношении воздушных судов должна производиться по местонахождению собственника (правообладателя) воздушного судна. Соответственно, и налоговая декларация должна представляться туда же.

Налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации по транспортному налогу в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков, что определено п. 4 ст. 363.1 НК РФ.

Обратите внимание!

В соответствии с абз. 4 п. 3 ст. 80 НК РФ налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших, представляют все налоговые декларации, которые они обязаны представлять в соответствии с НК РФ, в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков по установленным форматам в электронном виде, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации.

Форма налоговой декларации по налогу и Порядок ее заполнения утверждены Приказом Минфина России от 13 апреля 2006 г. N 65н "Об утверждении формы налоговой декларации по транспортному налогу и Порядка ее заполнения".

По разъяснениям ФНС России, содержащимся в письме от 22 ноября 2007 г. N 11-0-09/1357 "О транспортном налоге", в верхнем поле каждой страницы налоговой декларации по транспортному налогу указывается КПП, присвоенный организации тем налоговым органом, в который представляется соответствующая форма налоговой отчетности по транспортному налогу.

В соответствии с п. 3 ст. 363.1 НК РФ налоговые декларации по налогу должны быть представлены налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Итак, мы определили, что плательщиком транспортного налога в отношении транспортного средства, внесенного в качестве вклада в простое товарищество, будет являться организация или индивидуальный предприниматель, на которого зарегистрировано это транспортное средство.

Но транспортное средство может быть приобретено и в рамках ведения деятельности по договору простого товарищества. Несмотря на то что приобретенное совместно транспортное средство также будет являться общей долевой собственностью товарищей, зарегистрировано оно может быть лишь на одного из них. Решение о том, на кого будет осуществлена такая регистрация, принимается общим собранием товарищей. Не следует забывать о том, что необходимо предусмотреть и порядок возмещения расходов по уплате транспортного налога лицу, которое будет осуществлять уплату этого налога.

Название документа