По единой технологии

(Петров Д.)

("ЭЖ-Юрист", 2010, N 35)

Текст документа

ПО ЕДИНОЙ ТЕХНОЛОГИИ

Д. ПЕТРОВ

Дмитрий Петров, кандидат юридических наук, доцент кафедры коммерческого права юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета.

Законодатель ввел в российскую правовую систему понятие единой технологии. Это выраженный в объективной форме результат научно-технической деятельности, включающий в себя в том или ином сочетании изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ или другие результаты интеллектуальной деятельности, подлежащие правовой охране, и способный служить технологической основой определенной практической деятельности в гражданской или военной сфере. Такой трактовкой была сужена сфера применения данного термина, который ограничили: с одной стороны, отношениями, связанными с правом на технологию гражданского, военного, специального или двойного назначения, а с другой - источником и способом финансирования (ст. ст. 1542, 1543 ГК РФ).

Факультативно в состав единой технологии могут входить также результаты интеллектуальной деятельности, не подлежащие правовой охране на основании правил ГК РФ о единых технологиях, в том числе технические данные и другая информация.

Названные правила обусловили целый ряд особенностей, включая связанные с установлением специфики в договорно-правовом регулировании.

В ст. ст. 9 и 11 Федерального закона от 25.12.2008 N 284-ФЗ "О передаче прав на единые технологии" (Закон о единых технологиях), помимо договоров, имеющих целью обеспечить передачу права на единые технологии, предусмотрена возможность заключения договора о выполнении дополнительных работ (ДР) по доведению единой технологии до стадии практического применения с учетом потребностей заинтересованного лица.

Понятие договора

Этот договор не поименован в ГК РФ, но в не урегулированной Законом о единых технологиях части должны применяться нормы главы 38 ГК РФ с учетом особенностей, закрепленных ч. 4 ГК РФ. Ведь в процессе выполнения ДР может быть получен результат интеллектуальной деятельности (ИД), способный к правовой охране и подлежащий передаче заинтересованному лицу, или возникнуть потребность в проведении патентных исследований, использовании охраняемых результатов ИД, принадлежащих третьим лицам, приобретении прав на их использование и пр.

В силу договора о выполнении ДР исполнитель обязуется проводить ДР, а лицо, заинтересованное в доработке единой технологии с учетом его потребностей, - осуществлять финансирование этих работ в объеме и на условиях, которые определены договором; лицо, от имени РФ или субъекта РФ распоряжающееся правом на единую технологию, по завершении ДР обязуется заключить с лицом, заинтересованным в доработке единой технологии с учетом его интересов, договор об отчуждении права на единую технологию.

Обязанность правообладателя заключить в будущем договор об отчуждении права на технологию означает, что договор о выполнении ДР содержит элементы предварительного договора.

Договор о выполнении ДР подписывается после череды признанных несостоявшимися и проводимых в общем порядке конкурса и аукциона, то есть после установления невозможности применения на практике предлагаемой единой технологии. Это влечет необходимость ее приспособления (доработки) применительно к интересам лиц, участвовавших в торгах, и выступает единственной целью заключения договора о выполнении ДР.

Поэтому в п. 4 Методических рекомендаций по признанию результатов интеллектуальной деятельности единой технологией, утвержденных Минобрнауки России 01.04.2010, рекомендуется в договоре заранее предусматривать требование о создании результата научно-технической деятельности, соответствующего признакам единой технологии и способного быть идентифицированным в качестве единой технологии.

Форма и способ заключения

Договор о выполнении ДР заключается в простой письменной форме. Частью 3 ст. 11 Закона о единых технологиях закреплено, что примерная форма такого договора по доведению единой технологии до стадии практического применения с учетом потребностей заинтересованного лица утверждается Правительством РФ. Примерная форма договора утверждена Постановлением Правительства РФ от 31.10.2009 N 880.

В первую очередь обращает на себя внимание крайне неудачная формулировка части 3 ст. 11 Закона о единых технологиях, предусматривающая утверждение примерной формы.

Кстати, подобная ошибка законодателя не единична. Часть 4 ст. 32 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" делегирует Правительству РФ право утверждения примерной формы договора, на основании которого осуществляется переход права на добычу (вылов) водных биоресурсов от одного лица к другому. Распоряжением Правительства РФ от 21.07.2008 N 1029-р эта форма утверждена.

Другим примером правотворчества уже со стороны Правительства РФ является распоряжение от 11.09.2008 N 1307-р, которым утверждена примерная форма государственного контракта на профессиональную переподготовку и повышение квалификации федеральных государственных гражданских служащих.

Формой сделки в доктрине признается способ выражения воли сторон и официального ее засвидетельствования. Статьи 158 - 165 ГК РФ определяют формы сделок, общие правила их применения и последствия несоблюдения установленной формы сделки. Поэтому в части "установления примерной формы" норма ч. 3 ст. 11 Закона о единых технологиях представляется бессмысленной.

По всей видимости, законодатель в этом случае имел в виду совсем не форму договора. Поскольку указанным Постановлением Правительства РФ закреплено содержание договора о выполнении ДР, представляется, что законодатель полагал необходимым утвердить не способ выражения воли сторон и официального ее засвидетельствования при заключении соответствующего договора, а примерные условия договора о выполнении ДР (ст. 427 ГК РФ), которые могут быть изложены в форме договора или иного документа, содержащего эти условия.

Здесь термин "форма" используется не для обозначения формы договора (способ выражения воли сторон и официального ее засвидетельствования), а в контексте способа изложения условий договора. Поэтому с учетом требований ст. 427 ГК РФ правильно говорить не об утверждении примерной формы договора о выполнении ДР, а об утверждении примерных условий договора.

Следовательно, утвержденную Постановлением Правительства РФ N 880 примерную форму договора нужно понимать как обязательную к применению и устанавливающую дополнительные по сравнению с Законом о единых технологиях требования к содержанию договора, изменение которых недопустимо.

И хотя подавляющая часть условий договора заранее определена и изменению не подлежит, говорить о заключении договора о выполнении ДР путем присоединения необоснованно, поскольку договором присоединения (п. 1 ст. 428 ГК РФ) признается договор, условия которого прописаны одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом. В данном случае ни одна из сторон условия договора не определяла.

Порядок заключения

Характерной особенностью договора, опосредующего проведение дополнительных работ, является особый порядок его заключения - посредством проведения торгов в форме конкурса.

Проведение конкурса на право заключения договоров о выполнении ДР обусловливается тем обстоятельством, что ранее проведенный аукцион на право заключения договора об отчуждении права на единую технологию признан несостоявшимся (п. 15 ст. 6 Закона о единых технологиях). В свою очередь, этот аукцион вторичен и проводится, когда невозможно отчуждение права на единую технологию на конкурсной основе в связи с признанием конкурса несостоявшимся (п. 3 ст. 4 Закона о единых технологиях).

В Законе о единых технологиях процедурные вопросы проведения публичных торгов освещаются довольно подробно (ст. ст. 4 - 6, 9, 10), но все же явно недостаточно. В связи с этим полагаем возможным применять тот общий порядок организации и проведения торгов, который закреплен в Федеральном законе от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Непосредственно об этом в Законе о единых технологиях не говорится. Тем не менее в нем используется термин "государственный заказчик" применительно к ст. 14, устанавливающей особенности передачи прав на единые технологии гражданского назначения, созданные за счет бюджетных средств или с их привлечением, для использования на территориях иностранных государств. А это косвенно подтверждает возможность применения законодательства о размещении заказов.

------------------------------------------------------------------

Название документа