"Главная цель бизнесменов не экономить, а зарабатывать!"
(Носов А., Харитонова Г.)
("Административное право", 2010, N 3)
Текст документа
"ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ БИЗНЕСМЕНОВ НЕ ЭКОНОМИТЬ, А ЗАРАБАТЫВАТЬ!"
А. НОСОВ, Г. ХАРИТОНОВА
Алексей Носов, генеральный директор, собственник компании "Своя пекарня".
Галина Харитонова, управляющая компании "Своя пекарня".
История бизнеса
Алексей Носов:
- Когда в 1999 году я занялся уличным фастфудом, то практически стал первым, кто взялся за дело в достойном формате. Это произошло случайно. Данным бизнесом занимался мой московский друг, который и посоветовал освоить эту сферу, постепенно мы втянулись. Первые замороженные полуфабрикаты возили из Москвы. Сначала было 5 точек, спустя некоторое время их количество стало быстро расти. Мы приобретали дорогое оборудование, приличные автоприцепы "Купава", которые обходятся в 16 - 19 тысяч евро. Наше дело не было открытием Америки, ведь в Москве в то время уличный фастфуд уже существовал и даже процветал, но для Нижнего Новгорода это было в новинку. В тот момент серьезных проблем не возникало. У наших точек выстраивались бешеные очереди, все были довольны: и мы, и потребители, и чиновники. Проблемы, причем глобального характера, начались позже.
Развитие бизнеса
Алексей Носов:
- В 2000 году была создана розничная сеть "Слоеный пирожок". Основной ассортимент - изделия из слоеного теста. К 2004 году сеть стала одной из самых крупных в России по продаже слоек. Тогда возник вопрос о стабильном обеспечении основным продуктом - слойками. Кроме того, остро встала проблема качества полуфабрикатов - текущие поставщики в погоне за прибылью резко снизили качество поставляемой продукции. Оказавшись перед выбором, мы определили главный принцип своей деятельности: если делаешь ставку на качество, необходимо собственное производство. Первым этапом стала закупка в Швейцарии дорогого оборудования. На втором этапе мы заключили договоры на поставку сырья с крупными поставщиками и осенью 2004 года открыли собственное производство "Своя пекарня", первым "клиентом" которого стала собственная розничная сеть "Слоеный пирожок". Мы постоянно принимали участие в ежегодных форумах российских производителей продуктов питания. В итоге за три года мы значительно расширили географию поставок нашей продукции - это Москва, Казань, Екатеринбург. Были открыты собственные торговые точки в Твери, на очереди и другие города. Процесс расширения происходит спонтанно: в одном городе есть административные ресурсы, в другом нашелся толковый управляющий. Сейчас мы поставляем столичной компании "Ростик'с" слойки с картофельно-грибной и мясной начинкой. Они сразу предупредили, что хотят иметь качественный товар с натуральными начинками - нас это порадовало.
Проблемы
Алексей Носов:
- Увидев, что наш проект имеет большой успех, за дело с присущим только им рвением взялись непрофессионалы. Первым делом в ход пошла курица гриль. Пирожки горе-бизнесмены обходили стороной, поскольку их изготовление требует использования дорогостоящего оборудования, больших усилий и временных затрат. А люди, не имея сертификата и цехов, начали мариновать кур "на коленке" и продавать через свои убогие тонары, бэушные, перекупленные у знакомых и так далее. Одним словом, ситуация приобрела невыгодный для нас оборот. Нас стали ассоциировать с "серой массой" непрофессионалов, работающих в ужасающих с санитарной точки зрения условиях. И где-то около пяти лет назад мы стали замечать давление со стороны СЭС и местных властей. Все в один голос стали говорить "Закрывайтесь, ищите другое место для peaлизации своей продукции". Мы недоумевали, а нам отвечали, что производство осуществляется в грязи, да и товар некачественный. Стоит наша мини-пекарня, рядом пирожками торгует бабушка, чуть поодаль человек неопрятной наружности продает шаурму и курицу, вдалеке расположился продавец чулок и носков.
Восемь лет назад мы пришли к выводу, что достойные предприниматели должны объединиться. Я уверен в стерильной чистоте своих цехов: стены выложены плиткой, установлены пластиковые окна, хорошее холодильное оборудование. Когда я оборудовал цех для маринования кур, мне сказали: "У вас, как в операционной". Одним словом, мы поняли, что нам необходимо позиционировать себя соответствующим образом. Только вместе предприниматели из одной сферы деятельности могут доказать, что такое цивилизованный бизнес, и отстоять свои интересы. В Нижегородскую ассоциацию предприятий быстрого питания вступили приличные люди из ниши стритфуда с современными оборудованными цехами, тонарами, системным подходом к бизнесу. Затем члены Ассоциации вышли с предложением об аккредитации объектов передвижной торговли, чтобы в эту сферу не смог попасть любой желающий. Понятно, что мы можем предложить одну сумму за аренду территории, ведь нам надо окупать тонары, проверяющих, менеджеров, маркетологов, персонал. А менее цивилизованные предприниматели не тратятся на это, поэтому могут позволить себе заплатить за аренду гораздо больше.
Давление на нас стало усиливаться, а затянувшаяся вспышка гепатита в 2006 году стала последней каплей. В городе до эпидемии гепатита работало несколько сетей уличного фастфуда: "Гурман", "Золотая курочка", "Мням-Мням", "Курочка-гриль", "Русские блины", "Хит-Хот-Дог" и "Чудо-слойка". Некоторые предприниматели до сих пор не оправились от потерь, другие только недавно начали полноценно работать. Например, потери за время простоя моего коллеги Сергея Пиногорова ("Русские блины", "Хот-Хит-Дог", "Золотая курочка") составили около 4 млн. рублей. Он не видел перспектив для развития в этой сфере, с трудом начал все сначала. И его точка зрения останется прежней, пока местная власть и контролирующие органы не изменят свое отношение к данному формату. Он считает нецелесообразным идти с блинным форматом на фудкорты, так как в этом случае придется значительно поднять цены.
Эпидемия 2006 года окончательно подтвердила, что создание саморегулируемой организации было верным шагом. Мы, ее участники, ввели общий производственный контроль над участниками рынка. Наша внутренняя ревизионная группа анализирует объекты Ассоциации. При обнаружении недостатков члены Ассоциации штрафуются, а на эти деньги содержится административный ресурс. Далее будем развиваться по этому сценарию. Мы отчетливо понимаем, что Роспотребнадзор и органы власти не имеют возможности общаться с каждым предпринимателем и вникать в его бизнес. Поэтому мы и объединились, установив правило, что в Ассоциацию войдут только те предприниматели, чей бизнес систематизирован: все передвижные точки обеспечены водой, набором чистящих средств, есть фирменная одежда, оборудованные чистые цеха - весь набор необходимых инструментов. Все эти моменты будут жестко контролироваться.
Предприниматели звонят и просят: "Примите нас в Ассоциацию". При ответе на вопрос "Каким образом вы занимаетесь развитием бизнеса?" выясняются моменты, которые нас совершенно не устраивают. Путь таких людей - менять свой бизнес, приобретать дорогое оборудование и т. д. Я, как президент Ассоциации, доверяю ее членам. На момент ее создания уже были известны надежные люди, цивилизованно развивающие свой бизнес. На наш призыв объединиться откликнулись многие. Мы даже приняли в свои ряды человека, который занимается реализацией продуктов питания, решив, что, раз у человека есть желание перенять наш опыт цивилизованной торговли, мы должны ему помочь. Не стоит воспринимать друг друга лишь как конкурентов - только сообща бизнесмены могут лоббировать свои интересы, добиваясь потрясающих результатов.
Члены Ассоциации неоднократно предлагали местным властям ввести аккредитацию предприятий стритфуда с включением нескольких обязательных пунктов. Во-первых, предприятие должно предъявить комиссии готовую торговую точку и цеха по производству полуфабрикатов. Тогда аттестационная комиссия сможет оценить внешний вид тонара, безопасность продукции и прочие важные атрибуты будущей сети. Прошедшие проверку предприятия получают разрешение на работу на территории города.
Второе направление деятельности аккредитационной комиссии - контроль за текущей деятельностью предприятий. Внутренний отдел контроля Ассоциации раз в два дня объезжает торговые точки разных сетей.
В декабре 2005 года состоялся губернаторский совет по предпринимательству, в котором приняла участие и Ассоциация предприятий быстрого питания. В процессе работы совета возникло предложение о разработке программы по уличному питанию, не без участия предпринимателей был принят Закон "О торговле". Роспотребнадзор постепенно начинает утверждать серьезные регламенты. Все это затруднит недобросовестным предпринимателям выход на рынок, скоро для них настанут трудные времена. Есть надежда, что при таком развитии событий правила игры будут очевидны на несколько лет вперед и представители стрит-фуда будут иметь возможность смело, прозрачно и стабильно развивать свой бизнес.
В Нижнем Новгороде разрешение на торговлю можно получить максимум на год. Иногда, правда, могут выдать разрешение и на неопределенный срок со словами: "Пока поторгуйте". В Канавинском районе иногда дают разрешение на 2 - 4 недели.
По сути, заниматься в нашем городе уличным фастфудом - настоящее безумие. Ведь человек должен поставить точку, подтянуть электропровод, который по минимальным расчетам стоит около 1,2 тысячи долларов. Поэтому мы имеем то, что имеем, - грязный фастфуд.
В середине декабря прошлого года совместно с сотрудниками Роспотребнадзора мы объезжали город и оценивали качество уличных точек фастфуда. Во многих из них у продавцов не было разрешения на торговлю, даже медицинской книжки. Получается, что на деле "душат" только тех, кто торгует с соблюдением всех правил.
Налицо конфликт интересов: органы власти якобы заботятся о здоровье людей, но почему тогда они совершенно не контролируют несанкционированную торговлю? При этом мы видим, что в Москве прекрасно работают различные сети уличного фастфуда: "Стар Дог", "Крошка-картошка". У нас же ситуация с каждым годом развивается в худшую сторону, "выбить" место под новую точку стало практически нереально.
Одна из целей Ассоциации - развить культуру уличного фастфуда, разрушить стереотип, что это вредно, грязно и некрасиво. Эта сфера отлично развита за границей: лотки с продукцией не прячутся в подворотнях, а располагаются у фонтанов, в красивых скверах. В Германии каждый выходной они выставляются на площади, человек может сесть на лавочку, перекусить горячим бутербродом и соком.
Кризис
Алексей Носов:
- В 2006 году два с половиной месяца мы не работали вообще. В конце декабря нам пришлось вложить серьезную сумму в сертификацию производства по выпечке, чтобы выпекать продукцию централизованно в одном месте. При этом мы приняли решение не распускать персонал, а оплатить все время вынужденного отпуска специалистов. Пришлось также выплатить зарплату продавцам, ведь наши продавцы универсальны, так как являются еще и пекарями. Кроме того, мы оплачивали аренду производственных, офисных помещений, торговых мест, содержали штат производства, насчитывающий порядка 30 человек. Ежемесячные потери составляли более миллиона рублей.
Но мы отстаивали свои права: встречались с мэром города, доказывали состоятельность и чистоплотность нашего бизнеса и с санитарной, и с налоговой точки зрения. 5 декабря 2006 года было подписано соглашение о взаимодействии между Министерством поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области, территориальным управлением Роспотребнадзора и нашей Ассоциацией. Это не означает, что после этого предприниматели уличного фастфуда смогли начать реализацию своей продукции - проблема этим соглашением не была решена. Упакованные в заводскую упаковку пирожки продавать не запрещали в принципе. Но мы столкнулись с тем, что в тот момент у нас не было ни оборудования для отекания, ни упаковочного оборудования, ни сертифицированного производства. Одним словом, бизнес надо было начинать по-новому. Поэтому создание Ассоциации - это серьезный шаг к тому, чтобы нас выделяли из общей массы уличного фастфуда. Единственное, чего нам удалось добиться в конце декабря, - торговать чаем и кофе. Некоторых предпринимателей, занимающихся курами гриль, постигло банкротство. 20 декабря им следовало погасить кредит, а сделать это они не смогли, поскольку их не аккредитовали. В результате из шести предпринимателей осталось трое.
Кадры
Галина Харитонова:
- Настоящих профессионалов не хватает во всех сферах бизнеса. Для этого мы открыли свою школу продавцов и пекарей, где людей учат не только вкусно выпекать пирожки, но и грамотно общаться с клиентом: правильно здороваться, позитивно общаться, грамотно продавать. В фастфуде все зависит от продавца. У нас работают и фельдшеры, и преподаватели, и медсестры: их привычка к стерильности отлично сочетается с нашим производством. Кадры мы растим сами. Буквально недавно мы повысили одного из рядовых сотрудников до начальника смены. Мотивируем сотрудников возможностью карьерного роста, премиями, наградами, грамотами. Не стоит занижать значимость нематериальных стимулов: человеку важна ежедневная похвала, ему приятно видеть красиво оформленную грамоту со своей фотографией, подписанную директором компании.
Уровень продаж прямо пропорционален активности продавца. Если они жалуются: "У нас плохо расходятся слойки с картошкой", менеджер по персоналу приезжает на эту точку и говорит: "Выставляй 50 пирожков с картошкой". Он их продает, объясняя покупателям, какая свежая и вкусная картошка в этих пирожках.
Мы разработали обучающую программу по торговле в нашей сети плюс тренинг успешной розничной продажи и тренинг выхода из конфликтной ситуации (не считая тренинга по выпечке). Был период, когда я говорила кадровикам: ищите учителей, медсестер, фельдшеров и врачей. Нам легче обучить персонал заново согласно нашим условиям и требованиям, чем переучивать продавца с набором вредных профессиональных привычек. Многие годы мы вели бизнес при минимальном количестве помощников. С его разрастанием стало видно, сколько вокруг людей, не умеющих вовремя приходить на работу или добросовестно относиться к своим обязанностям. Чтобы избежать хаоса, была выстроена система.
Составляющие бизнеса
Алексей Носов:
- Первая составляющая бизнеса - люди и оборудование. Второй важный фактор развития - месторасположение. В ресторан люди поедут, а наши точки должны располагаться в местах с высокой проходимостью. Человек должен перекусить быстро, вкусно и на ходу.
Инвестиции
Галина Харитонова:
- Слоеный пирожок - качественное изделие. Наш бизнес предполагает дорогое оборудование, например качественная импортная тестораскаточная машина стоит не менее 25 - 27 тысяч долларов. Далее требуется камера шоковой разморозки и дорогие качественные ингредиенты. Чтобы слоеный пирожок получился пышным, воздушным, не сухим и действительно слоеным, требуется отличное знание технологии производства. За нее надо либо платить серьезные деньги, либо вложить много времени и труда. Слоеное изделие требует использования муки высшего сорта (мы берем раменскую и ярославскую муку) с высоким содержанием глекоина, дорогого маргарина и натуральной начинки. Качество муки нижегородских производителей нас не устраивает. Некоторые наши крупные потенциальные клиенты до сих пор не верят, что мы применяем в качестве начинки мясо, натуральный творог и натуральные замороженные ягоды, думая, что используется джем. Мы проверяем состав пирожков и у наших конкурентов - важно быть всегда начеку.
Целевая аудитория
Галина Харитонова:
- Целевая аудитория различна: студенты, пенсионеры, учителя, даже предприниматели. Именно ставка на целевую аудиторию помогла нам спасти бизнес, когда в городе бушевал гепатит. Мы наняли профессиональных журналистов и фотографов, верстальщиков для изготовления буклета, который лег на столы всех крупных чиновников и сотрудников Роспотребнадзора. В нем мы показали, что наш бизнес имеет и социальную составляющую. В чем она заключается? В нескольких аспектах. Во-первых, единственная возможность организовать цивилизованное быстрое питание людей на улице - открыть сеть автокафе (или закусочных на колесах). Они удовлетворяют всем санитарным нормам (наличие воды, оборудования и прочее) и имеют сертификаты (которые, кстати, получить сложно) на быстрое уличное питание. Социальная сторона этой сферы состоит также в том, что недорогая качественная еда доступна большинству нижегородцев, в том числе малообеспеченным слоям населения: врачам, студентам, пенсионерам, милиционерам. При этом мы говорим именно о горячем питании - человек покупает чай и пирожок. Круглосуточная работа автокафе помогает людям, которые по специфике своей работы вынуждены находиться на улице ночью: водителям, милиционерам, охранникам и др., а большинство супермаркетов заканчивают свою работу в 22 - 23 часа. Скорость обслуживания - это характерная черта уличного питания. Человек по стандартам получает горячую продукцию в течение 3 - 4 минут после заказа. Хот-дог или слоеный пирожок можно съесть на ходу или за специально установленными рядом с автокафе столиками. Только услугами предприятий Ассоциации быстрого питания ежемесячно пользуются 263000 человек. Мы даже вели переговоры с МЧС, где официально подтвердили, что автокафе - единственная возможность быстро обеспечить горячим питанием людей, пострадавших в техногенных катастрофах. Деятельность предприятий Ассоциации быстрого уличного питания (около ста точек) ежегодно пополняет городской бюджет на 15 млн. рублей. Это платежи за места и налоговые отчисления. Кроме того, всем районам города оказывается благотворительная помощь. На наших предприятиях около 1500 рабочих мест. При этом люди проходят профессиональное обучение и обеспечиваются служебным питанием.
Рентабельность бизнеса
Галина Харитонова:
- Больше прибыли приносят сладкие, а не сытные (картофель, мясо, грибы, курица) пироги. Средний чек в сети "Слоеный пирожок" составляет 50 рублей. Хитами продаж являются пироги с ветчиной и сыром, мясом, курицей. Из сладких - пироги с вишней и клубникой.
Развитие бизнеса по франшизе
Алексей Носов:
- Мы стараемся развивать бизнес по франшизе, но этот способ еще не прижился в России, а особенно на региональных рынках. Интересы и той и другой стороны зачастую оказываются ущемленными. Далеко не все, кто хочет заняться развитием своего дела по франшизе, понимают, что, купив готовую технологию, формат, процесс обучения, сразу начнут зарабатывать деньги. Я проводил много переговоров на тему франчайзинга, поэтому мне понятна эта проблема. Причем в отличие от других франчайзеров мы не получаем процент от выручки. Наше главное условие заключается в том, чтобы они приобретали только наши полуфабрикаты.
Мы объясняем, что главная цель франчайзи как бизнесменов не экономить, а зарабатывать. Но люди хотят сначала экономить - тогда продажа франшизы встает намертво. Они говорят: "Зачем нам дорогой тонар "Купава" за 7 тысяч евро? Мы лучше купим бэушный, за тысячу". Они полгода будут искать тонар, устроят на работу всех своих родственников, превратят заведение в забегаловку, заставят все полки пивом, соком, чипсами и непонятными пирожками, и начнется бизнес... по-нижегородски.
Мы гордимся своими пирожками и качественными ингредиентами, показывая их потенциальным партнерам. Но многие предпочитают продавать не качественные пирожки по 20 - 25 рублей, а бог знает что за 5 - 6. Спрос-то есть. Большинству удобнее приобрести некачественный товар за 3 рубля, а продать за 7. Наши франчайзеры по большей части нас устраивают. Самая успешно работающая по франшизе точка расположена в Арзамасе. Это большая заслуга местных менеджеров, поэтому мы все стараемся поощрять их премиями. Сегодня все новые идеи мы сначала отрабатываем именно в этом городе.
Подход к бизнесу
Алексей Носов:
- Я человек с системным подходом к жизни и, соответственно, к бизнесу, поэтому мне ближе такая форма, как "Макдональдс", "Ростикс", а не рестораны в их чистом виде. Мне интереснее заниматься одним делом, производить продукцию одного уровня. До кризиса все бросились в сферу общепита одно за другим открывались и так же быстро закрывались небольшие кафе. Но мой взгляд на быстрое и беспроблемное развитие рынка уличного фастфуда не однозначно оптимистичен, для этого надо преодолеть стереотип, что уличный фастфуд - это грязно, вредно и невкусно. Я считаю, что бум на нижегородский уличный фастфуд не наступит никогда. Население не будет покупать сосиски качественной московской сети "Стар Дог" за 60 - 70 рублей. У нас пользуются спросом круассаны за 10 рублей, хотя это изначально обман. Ведь круассан - это слоеное изделие из высококачественной муки, и он не может стоить дешевле 20-25 рублей.
Контроль качества
Алексей Носов:
- Автоприцепы "Купава", по сути, являются пекарнями, в которых осуществляется настоящий цикл: разморозка, расстойка, выпечка. Мы тщательно контролируем количество слоев, цвет и вес пирожка. Это и есть системный подход, при котором не бывает мелочей: один пирожок должен быть похож на второй, третий и так далее. Системный бизнес подразумевает, что должен быть выработан алгоритм управления. В перечень обязанностей менеджеров входит слежение по определенному стандарту за выпечкой, за порядком (все точки должны выглядеть одинаково), за формой персонала, за четкой, осмысленной раскладкой товара. Это то, что называется единой корпоративной культурой.
Новые направления бизнеса
Галина Харитонова:
- Год назад, в разгар кризиса, мы решили развивать совершенно новые для себя направления - организацию обедов и бизнес-ланчей в офисах нижегородских компаний и выпуск линеек продуктов премиум-класса для сетей супермаркетов. Завершена разработка линеек готовых замороженных первых и вторых блюд. Логичным итогом развития стало объединение всех существующих брендов компании под главной торговой маркой NOSOV FOOD. Все последние годы мы отрабатывали технологию производства и разрабатывали рецептуру. Мы нашли оптимальные пути решения производственных проблем. Постоянное направление специалистов компании на обучение позволяет совершенствовать собственные разработки и технологию производства. Вся продукция сертифицирована и проходит ежедневный контроль качества на каждом этапе производства. Имея мощную производственную базу, мы решили сделать ставку на инновации. В качестве ингредиентов используется продукция не только российских, но и зарубежных производителей.
Производство
Галина Харитонова:
- С самого начала мы сделали ставку на качественное оборудование, которое приобрели у швейцарской фирмы RONDO DOGE. Оно отвечает современным требованиям и позволяет производить разнообразную высококачественную продукцию.
Производственные площади были подготовлены в полном соответствии со всеми требованиями и нормами СЭС, это позволило избежать проблем с установкой импортного оборудования. Если с самого начала все делаешь по совести, не экономишь, то дело пойдет.
Направления и развитие
Галина Харитонова:
- Мы работаем и развиваемся в нескольких направлениях. Бизнесмену важно не только расширять сферы деятельности, но и постоянно совершенствоваться в каждой из них. Наши текущие направления - полуфабрикаты, преимущественно из слоеного теста, и замороженная готовая продукция, от готовых обедов до хлеба 90%-ой готовности для ресторанов и кафе. Если сначала мы делали ставку только на пироги, то теперь разнообразили ассортимент: предприятие выпускает булочки для гамбургеров и хот-догов, шаурму, пиццу и чебуреки. Благодаря используемым технологическим ноу-хау готовая выпеченная продукция имеет срок реализации 72 часа.
В данный момент мы активно занимаемся доставкой обедов и бизнес-ланчей, продукции нашего производства в магазины в фирменной упаковке. Кроме того, развивается новая сеть "Точка" в городе Арзамасе. Также мы разработали стритфуд нового формата "Хот Стар" и передвижные мини-юниты "Хот Дог".
Структура компании
Галина Харитонова:
- В настоящее время компания "Своя пекарня" реализует продукцию через торговые точки нескольких форматов: автокафе "Слоеный пирожок", автокафе "Бургер Стрит", стационарные торговые точки, автокафе "Точка", автокафе "Мороженое", ресторан быстрого обслуживания "Мак Кинг", мини-юниты "Бургер Стрит". Таким образом, мы привлекаем различную целевую аудиторию и по возрастному, и по социальному цензу. В этом - большой секрет успешного бизнеса. Если человек лоялен к твоим слойкам, то и мороженое, и пельмени, и торт купит у тебя.
Фирменный стиль
Алексей Носов:
- Фирменный стиль - важная составляющая любого бизнеса, часть его имиджа. Мы разработали характерные черты торговых точек, которые призваны формировать узнаваемость бренда. В фирменный стиль входят несколько важных деталей: запоминающееся название, отражающее направление деятельности торговых точек, яркое цветовое решение, единство оформления торговых точек: меню, ценники, фирменная одежда продавцов, широкий ассортимент предлагаемой продукции. И последнее - внимательное отношение продавцов к покупателям.
Часто предприниматели заботятся о внешнем виде, имидже только тех людей, которые на виду - продавцов, топ-менеджеров. У нас даже на производстве каждый сотрудник ходит в фирменной одежде, соблюдает распорядок дня. Общая картина компании складывается с самого низа. Если сделать людей с производства отщепенцами, они будут чувствовать себя отвергнутыми, а это сразу отразится и на имидже компании на внутреннем и внешнем рынке, и на качестве продукции.
Охват всех ниш
Алексей Носов:
- Сегодня "Слоеный пирожок" - самая многочисленная региональная сеть по количеству торговых точек (насчитывает 37 автокафе), в которых осуществляется реализация слоек с сытными и сладкими начинками. Ассортимент "Бургер Стрит" включает не только выпечку, но и чизбургеры, хот-дог датский и французский, картофель фри и готовые супы, подвергнутые шоковой заморозке. По нашим исследованиям, клиентами сети являются дети и подростки. Направление "гамбургеры, чизбургеры и картошка фри" было разработано в первую очередь для этой части населения.
Автокафе "Курочка-гриль" (которые в ближайшее время трансформируются в новую сеть "Бургер Стрит") представлены в двух вариантах - круглосуточные и дневные. Ассортимент круглосуточных автокафе, которые приносят около 40% прибыли, помимо кур гриль, составляют гамбургеры, чизбургеры, хот-доги, чебуреки, шаурма. Так как Арзамас - самый успешный для нас регион, мы решили ввести там и автокафе "Мороженое", а также ресторан быстрого обслуживания в секторе фастфуд "Мак Кинг". Это семейный ресторан, данная ниша в городе и области пока свободна. Мини-юниты "Бургер Стрит", мобильный фастфуд на центральных улицах города - это совместный проект с моим коллегой по цеху Сергеем Пиногоровым.
Четыре года назад мы решили занять все ниши: охватить рядовых потребителей, рынок HoReCa и премиум-сегмент потребителей. Новое направление в работе нашей компании - линейки замороженных готовых обедов, которые включают супы и вторые блюда. Далее мы стали занимать нишу полуфабрикатов, теперь в ассортименте компании пельмени, блины. Потом освоили класс премиум-клиентов: торты и заказные пельмени, блины на заказ. При этом HoReCa быстро оценила преимущества заказа продукции у сторонней компании. Когда предприниматель занимает все ниши, это дает массу преимуществ: серьезно повышается имидж компании, появляется возможность расширить географию клиентов, реклама компании и ее лидера передается со скоростью ветра с помощью "сарафанного радио". Если тебя знают в одной сфере, скоро узнают и в "соседней". Кроме того, возможность создавать новые продукты и находить новые каналы дистрибуции дает много энергии для творчества и роста как компании, так и ее руководителя.
Работа с потенциальными клиентами
Галина Харитонова:
- Некоторые крупные клиенты (например, "Ростикс") находят нас сами, сказывается репутация компании, грамотно сделанный сайт и расширенная география поставок. С предприятиями из сферы HoReCa приходится работать. Мы рассказываем о преимуществах сотрудничества, а предпринимателю всегда важно услышать, какие затраты он сможет оптимизировать. Если предприятие общественного питания самостоятельно производит первые блюда, возникают большие расходы, связанные с закупкой сырья, оплатой транспортных расходов, труда работников, задействованных в производстве. В огромные суммы выливается оплата аренды производственных площадей, электроэнергии. Далее мы говорим о большой зависимости предприятия от человеческого фактора, поскольку качество продукции напрямую зависит от персонала.
В среднем в бюджет ежемесячно выплачивается налогов на сумму 300000 рублей, а в администрации районов за право пользования торговыми местами - 400000 рублей.
Ассоциация предприятий быстрого питания также активно сотрудничает с администрациями районов Нижнего Новгорода, участвуя в инвестиционных проектах, благоустройстве города.
------------------------------------------------------------------
Название документа