Роль категории интереса в конституционно-правовом регулировании охраны окружающей среды

(Чуличкова Е. В.) ("Российский юридический журнал", 2010, N 5) Текст документа

РОЛЬ КАТЕГОРИИ ИНТЕРЕСА В КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ <*>

Е. В. ЧУЛИЧКОВА

Чуличкова Евгения Владимировна - соискатель кафедры конституционного права, заместитель начальника юридического отдела Уральской государственной юридической академии (Екатеринбург).

Показано значение категории "интерес" в конституционно-правовом регулировании охраны окружающей среды. Особое внимание обращено на необходимость обеспечения в данной области частных и публичных, а также экологических и экономических интересов.

Ключевые слова: интерес, потребность, мотив, охрана окружающей среды, конституционно-правовое регулирование, баланс интересов.

The meaning of category "interest" in constitutional legal regulation of preservation of the environment is shown in the article. The special attention is brought towards the need of private, public, ecological and economical interests guaranteeing in this sphere.

Key words: interest, need, motive, preservation of the environment, constitutional legal regulation.

Термин "интерес" переводится с латинского языка как значимость и важность чего-либо. Интерес предполагает отношение личности к предмету как к чему-то для нее ценному. Содержание и характер интереса связаны как со строением и динамикой мотивов и потребностей человека, так и с характером форм и средств освоения действительности <1>. В основе любого интереса, будь то интерес отдельного человека или общества, всегда лежат определенные потребности; они имеют объективную природу происхождения, так как порождаются условиями жизни человека в окружающем мире, а также характеризуют отношение человека к этому миру. Вместе с тем, как отмечает В. Н. Лавриненко, "потребности и интересы явления не тождественные" <2>, поскольку "интересы заключают в себе не только потребности, но также пути и средства их удовлетворения" <3>. -------------------------------- <1> Советский энциклопедический словарь. М., 1981. С. 502. <2> Цит. по: Гончарова А. К. Проблема согласования общественных и личных интересов в процессе построения гражданского общества: Моногр. Красноярск, 2001. <3> Там же.

В настоящее время одной из важнейших потребностей человека и общества является сохранение естественной среды обитания. Возникновение этой потребности обусловлено двумя факторами: во-первых, тесной взаимосвязью человека с окружающей природной средой в силу биологической сущности самого человека, а во-вторых, негативным воздействием на природную среду хозяйственной деятельности человека, в результате которой происходит ухудшение качества природной среды, а значит, и условий жизни человека в этой среде. Указанная потребность стала основой для формирования особого интереса, как в мире, так и в нашей стране, к сохранению окружающей природной среды и ее использованию, не создающему угрозу существования человека и одновременно способствующему всестороннему удовлетворению его потребностей не только в настоящем, но и в будущем. Данная область интересов входит в сферу правового регулирования и находит отражение прежде всего в Конституции РФ как в Основном Законе нашего государства, выражающем наиболее значимые интересы российского общества и принципы их урегулирования. При этом сущность и характер входящих в сферу правового регулирования интересов, в том числе в области охраны окружающей среды, раскрываются через содержание конституционных норм и конкретизирующих их норм других отраслей права, регулирующих соответствующие отношения. Следует заметить, что интересы тесно взаимосвязаны с таким элементом правового регулирования, как правоотношения. Проявляется эта взаимосвязь в том, что интересы лежат в основе формирования общественных отношений, возникающих в различных областях человеческой деятельности. Обусловливается это субъективной составляющей интереса, тем, что интерес всегда отражается в сознании, а также имеет "направленность на тот или иной объект действительности" <4>. При этом выражается эта направленность в сознательной (волевой) деятельности людей по преобразованию окружающего их мира, которая и порождает определенные виды общественных отношений, в том числе регулируемых правом. Таким образом, интересы выступают побудительной силой для возникновения, изменения или прекращения правоотношений и одновременно реализуются через эти отношения. -------------------------------- <4> Там же.

В сфере охраны окружающей среды интересы общества направлены на сохранение благоприятного для здоровья человека и развития общества качества окружающей природной среды, а также на рациональное использование природных ресурсов и проявляются в отношениях, называемых экологическими или природоохранительными. Характер интересов в области охраны окружающей среды, принципы их регулирования, а также значение для правового регулирования экологических отношений позволяют определить в первую очередь положения ст. 9, 36, 42 и 58 Конституции РФ. Так, согласно ч. 1 ст. 9 земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в России как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Значимость указанной нормы, а также ее взаимосвязь с другими конституционными положениями, касающимися охраны окружающей среды, Конституционный Суд РФ охарактеризовал в Постановлении от 14 мая 2009 г. N 8-П по делу о проверке конституционности положения подпункта "б" пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" в связи с запросом Верховного суда Республики Татарстан <5>. -------------------------------- <5> СЗ РФ. 2009. N 22. Ст. 2752.

В частности, Суд указал, что приведенное конституционное положение в единстве с провозглашенными в преамбуле Конституции РФ целью обеспечения благополучия нынешнего и будущих поколений и ответственностью перед ними определяет взаимообусловленность закрепленных Основным Законом права каждого на благоприятную окружающую среду (ст. 42) и обязанности сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58). Это выражает один из основных принципов правового регулирования отношений в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности - принцип приоритета публичных интересов. Следовательно, правовые основы государственной политики в этой сфере (исходя из того, что ценность сохранения природы и окружающей среды утверждается на конституционном уровне) должны определяться таким образом, чтобы через реализацию указанной конституционной обязанности, имеющей всеобщий характер, при решении социально-экономических задач обеспечивался баланс интересов субъектов хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду, и интересов человека и общества в целом и гарантировались соблюдение и защита экологических прав граждан. Таким образом, из содержания Конституции и указанной правовой позиции Конституционного Суда РФ вытекает, что охрана окружающей среды входит в сферу публичных интересов. При этом публичные интересы включают государственные интересы в той их части, которая отражает природоохранные интересы общества в целом, а также общественные интересы, понимаемые как интересы гражданского общества. Одновременно общественные интересы в области охраны и использования окружающей среды (иначе говоря, экологические интересы) соприкасаются с частными интересами лиц, в основном в сфере собственности на землю и природные ресурсы, а также с экономическими интересами общества. Взаимодействие экологических интересов с другими группами интересов определяет специфику правового регулирования экологических отношений. Публичный характер интересов в области охраны окружающей среды свидетельствует о том, что соответствующие отношения также должны полагаться публично-правовыми. Кроме того, принцип приоритета публичных интересов в сфере правового регулирования охраны окружающей среды обусловливает преобладание и приемлемость административного метода регулирования указанной области отношений наряду с гражданско-правовым методом. При этом названный принцип создает основу для расширения области применения административного метода в рассматриваемой сфере, а также для применения в рамках этого метода таких способов регулирования, как запрещение и ограничение прав. Как отмечают специалисты-экологи, необходимость расширения сферы применения административного метода в настоящее время обусловлена отсутствием "действенных регуляторов рыночного типа в условиях современной российской экономики, когда запретительно-обязывающее регулирование, несмотря на неэффективность государственного принуждения в сфере охраны окружающей среды, остается едва ли не единственно возможным" <6>. Однако такое положение дел не исключает дальнейшей разработки новых и совершенствования существующих способов экономического стимулирования, которые могут создаваться в сфере как частноправового, так и публично-правового регулирования. -------------------------------- <6> Васильева М. И. О методах, средствах и способах правового регулирования экологических отношений // Экологическое право. 2009. N 2/3. Спец. вып.

Именно запретительно-обязывающее регулирование позволяет наиболее эффективно решить задачу сбалансирования частных и публичных интересов в сфере охраны окружающей среды, но одновременно порождает проблему определения пределов и критериев установления того или иного вида ограничений и запрещений, что является предметом отдельного теоретического исследования. Следует отметить, что приведенная правовая позиция Конституционного Суда РФ имеет особое значение, потому что принцип приоритета публичных интересов прямо не закреплен ни в Конституции РФ, ни в Федеральном законе от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и вытекает только из смысла положений Конституции и иных нормативных актов, принятых в ее развитие, в частности из закрепления принципа приоритета охраны жизни и здоровья человека в Земельном кодексе РФ, а также в Федеральном законе от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха". Кроме вопроса о соотношении публичных и частных интересов в сфере охраны окружающей среды, особое место занимает вопрос о соотношении экологических и экономических интересов общества. Эта проблема обусловлена закреплением в Конституции наряду с положениями об охране окружающей среды норм об экономических основах конституционного строя, а также ряда экономических прав, например положений о свободе экономической деятельности и многообразии форм собственности на землю и природные ресурсы. Отсутствие в Конституции положений о приоритете одних интересов перед другими свидетельствует о том, что экологические и экономические интересы одинаково значимы для общества и регулируются на основе принципа их сочетания. При этом необходимо учитывать, что такая конструкция закрепления общественных интересов обусловлена самой сущностью Основного Закона, ибо Конституция является формой отражения социальных противоречий и одновременно призвана обеспечивать разумный баланс между разными социально значимыми интересами. В то же время специалисты в области охраны окружающей среды отмечают, что в настоящий период экономические и экологические интересы перестали быть равноценными по качеству и полноте их правового регулирования, а также по степени защищенности, что выражается в доминирующем положении первых и ущемлении вторых. С точки зрения теории права сложившуюся ситуацию можно охарактеризовать словами Н. М. Коркунова, которые были сказаны еще в начале XX в. В своем труде по общей теории права он говорил, что неодинаковые, но равноценные интересы могут быть совместимыми и сбалансированными только в том случае, если для отстаивания каждого из них прилагается не одинаковое, но пропорциональное этим интересам количество сил посредством их нормативного регулирования <7>. Применительно к рассматриваемой ситуации из изложенного вытекает, что экологические и экономические интересы, судя по их правовому регулированию и степени защищенности, неравноценны. В результате, если эти интересы сталкиваются или конфликтуют, возникает потребность в обращении к основным началам правового регулирования, в данном случае к принципу приоритетности. -------------------------------- <7> Подробнее см.: Коркунов К. М. Лекции по общей теории права. 2-е изд. СПб., 2004. С. 167 - 171.

М. И. Васильева справедливо отмечает, что необходимо не только ориентироваться на принцип сочетания названных интересов, но и оставлять "в ряде случаев преимущества за публичными экологическими интересами", а также обсуждать сбалансирование экономических и экологических интересов "под углом приоритетной правовой защиты ущемляемых интересов (а публичные экологические интересы часто таковыми и являются)" <8>. -------------------------------- <8> Васильева М. И. Указ. соч.

Также можно согласиться с ее мнением по поводу того, что "идея сочетания может быть продуктивна лишь постольку, поскольку различные интересы имеют равную правовую защищенность и государственную поддержку, в противном же случае сочетание приведет, скорее всего, лишь к дальнейшему наращиванию отставания наименее защищенных из них. Вполне очевидно, что законодательство должно быть сориентировано на приоритетную поддержку, а где-то даже вынужденный протекционизм именно экологического общественного интереса, и такой крен вполне допустим, если учитывать глубину диспропорций, уже сложившихся явно не в его пользу". Таким образом, категория интереса является "важнейшим элементом механизма правового регулирования" отношений в области охраны окружающей среды, который предопределяет природу и характер этих отношений, а также методы их регулирования <9>. Одновременно в сфере правового регулирования охраны окружающей среды имеет место сложное сочетание различных интересов, определяющим из которых является публичный (общественный) интерес. При этом правовое регулирование экологических отношений базируется на применении параллельно двух основных принципов урегулирования общественных интересов: принципа сочетания интересов и принципа приоритетности публичного интереса. Причем указанная приоритетность определяет совокупный правовой смысл обоих принципов, что необходимо учитывать при их применении в конституционно-правовом регулировании охраны окружающей среды, а также в правотворческой деятельности и правоприменительной практике. -------------------------------- <9> Субочев В. В. Законные интересы: основы теории // Государство и право. 2009. N 5. С. 19.

Название документа