Добросовестность при охране личных авторских прав

(Ситдикова Р. И.) ("Законы России: опыт, анализ, практика", 2010, N 9) Текст документа

ДОБРОСОВЕСТНОСТЬ ПРИ ОХРАНЕ ЛИЧНЫХ АВТОРСКИХ ПРАВ

Р. И. СИТДИКОВА

Ситдикова Роза Иосифовна, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и предпринимательского права Казанского (Приволжского) федерального университета, заведующая Татарстанским отделением кафедры ЮНЕСКО по интеллектуальной собственности.

В статье исследуется значение принципа добросовестности в правовой охране личных авторских прав. Проводится анализ некоторых новых положений авторского права в области правового регулирования охраны и реализации права авторства, права на имя, права на неприкосновенность и обнародование с точки зрения добросовестного осуществления указанных прав самими авторами и иными лицами, управомоченными на их осуществление и защиту после смерти автора.

Ключевые слова: интеллектуальная собственность; авторское право; добросовестность; личные права; право авторства; право на имя; право на неприкосновенность; обнародование.

Good faith in the protection of personal copyright R. I. Sitdikova

Sitdikova Roza Iosifovna, Candidate of Laws, associate professor of Civil and Entrepreneurial law of Kazan (Privolzhsky) federal university, Head of Tatarstan department of UN ESCO department on intellectual property.

The principle of good faith significance in personal copyright legal protection is scrutinized in the article. Several new legal rules of copyright in the sphere of copyright, right on name, right of integrity and revelation legal regulation and realization are analyzed from the point of exercising these rights in good faith by the authors themselves and by third parties entitled to exercise and protect these rights after the author's death.

Key words: intellectual property; copyright; good faith; personal rights; copyright; right on name; right on integrity; revelation.

В соответствии с нормами ст. 1226 части четвертой Гражданского кодекса РФ на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации признаются интеллектуальные права, которые в случаях, предусмотренных законом, наряду с исключительными включают также личные неимущественные и иные права. Наибольшим комплексом личных прав по сравнению с авторами иных объектов интеллектуальной собственности обладают авторы произведений науки, литературы и искусства. Охрана личных прав авторов литературных и художественных произведений провозглашена в ст. 6bis Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений <1>, где закреплено, что "независимо от имущественных прав автора и даже после уступки этих прав он имеет право требовать признания своего авторства на произведение и противодействовать всякому искажению или иному изменению этого произведения, а также любому другому посягательству на произведение, способному нанести ущерб чести или репутации автора". -------------------------------- <1> Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г. // Труд и право. 1999. N 5 - 6.

Признание личных прав за автором творческих произведений является одной из особенностей правового регулирования отношений по поводу создания, использования и охраны результатов интеллектуальной деятельности. Как известно, они принадлежат только автору и обеспечивают тесную связь создателя со своим произведением. Однако практическая реализация указанных прав и обеспечение их эффективной охраны в некоторых случаях зависят от добросовестности лиц, обладающих субъективными правами на произведения науки, литературы и искусства. Эта проблема приобретает особую актуальность и в свете некоторых изменений законодательства Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности в связи с вступлением в силу с 1 января 2008 г. четвертой части Гражданского кодекса РФ. Добросовестность как принцип права, как известно, в Гражданском кодексе прямо не закреплен, однако он является одним из основополагающих принципов, вытекающих из нравственных начал права, и наряду с понятием "разумность" определяет поведение субъектов правоотношений при реализации их прав, разумность и добросовестность которых предполагается. В то же время в юридическом толковании понятия "добросовестность" и особенно в определении пределов его применения, как известно, нет единства мнений. Нередко добросовестность понимается как недопустимость нарушения прав иных лиц или причинения им вреда при осуществлении своих прав, в некоторых случаях содержание понятия "добросовестное поведение" толкуется шире. Так, автору произведения науки, литературы и искусства принадлежит такое личное право, как право на имя. В соответствии со ст. 1265 ГК РФ оно означает право использовать или разрешать использование произведения под каким-либо именем. Реализуя свое право на имя, автор может выбрать любой из способов, предусмотренных законом: путем указания своего имени, псевдонима или без указания имени (анонимно). Псевдоним - это имя вымышленное, однако очевидно, что при выборе псевдонима автор должен соблюдать требования добросовестности и не нарушать права иных лиц, в частности право на имя, закрепленное в ст. 19 ГК РФ. Так, недопустимо использование псевдонима явно оскорбительного характера, нарушающее нормы нравственности или совпадающее с именем другого автора или человека. Указанные ограничения прямо не указаны в законе, но вытекают из общих принципов осуществления гражданских прав, недобросовестное поведение автора при наличии признаков деяния, предусмотренных ст. 10 ГК РФ, может быть расценено как злоупотребление правом. Добросовестность в поведении автора необходима и при реализации им права на обнародование и отзыв произведения. Право на обнародование произведения закреплено в ст. 1268 ГК РФ и действующим законодательством Российской Федерации прямо не отнесено к личным правам автора. Не останавливаясь подробно на анализе природы права на обнародование, отметим, что юридическая доктрина авторского права относит право на обнародование к правам, имеющим личный характер. Право на обнародование означает право автора осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения, т. е. действие по обнародованию может совершить или разрешить только автор и его нельзя к этому принудить. Право автора на обнародование произведения, как отмечает А. П. Сергеев, обеспечивает ему возможность решать вопрос о готовности произведения к суду публики, а также прямо затрагивает его имущественные интересы <2>. Без правомерного обнародования невозможно использование произведения иными лицами никаким способом, что делает невозможным доступ к произведению и с точки зрения общественного интереса, развития культуры, образования, и с точки зрения получения экономической выгоды. Это обстоятельство может создать на практике определенные проблемы, например при создании произведений в рамках выполнения служебных обязанностей или по договору заказа. -------------------------------- <2> См.: Сергеев А. П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: Учебник. Изд. второе, перераб. и доп. М., 2000. С. 752.

В связи с этим с целью защиты общественных интересов и интересов иных лиц законодатель вводит некоторые ограничения прав авторов на обнародование произведений. Так, в п. 2 ст. 1268 закрепляется, что автор, передавший другому лицу по договору произведение для использования, считается согласившимся на обнародование этого произведения. Такое ограничение представляется вполне оправданным с точки зрения защиты общественных интересов, интересов работодателя и обеспечения устойчивости гражданского оборота. Право на отзыв в соответствии со ст. 1269 ГК РФ означает право автора отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения. При этом автор вправе изъять из обращения ранее выпущенные экземпляры произведения. Как видим, автору предоставлены достаточно широкие полномочия при определении судьбы своего произведения, предполагается, что он ими будет пользоваться добросовестно. Однако законом предусмотрены определенные меры для защиты иных лиц от недобросовестного поведения автора, в частности для случаев, когда автор примет решение отозвать ранее опубликованное произведение. Автор, конечно, вправе это сделать, он вправе также изъять из обращения ранее выпущенные экземпляры произведения, однако в соответствии с нормами названной статьи автор обязан возместить убытки, причиненные решением об отзыве произведения, кроме того, он обязан оповестить об отзыве произведения. Указанные меры направлены не только на защиту интересов иных лиц, но и в какой-то мере стимулируют добросовестное поведение автора. Законом также предусмотрены случаи прямого ограничения права автора на отзыв. Так, нормы ст. 1269 ГК РФ не применяются к программам для ЭВМ, к служебным произведениям и к произведениям, вошедшим в сложный объект. Как видим, предоставляя автору право на отзыв, закон установил определенные ограничения этого права, создавая тем самым справедливый баланс между интересами автора, общественными интересами и интересами иных лиц, участвующих в авторско-правовых отношениях. Указанные меры направлены не только на защиту интересов иных лиц, но и в какой-то мере способствуют добросовестному поведению автора, поскольку в противном случае для самого автора также наступают неблагоприятные последствия. Возможно поэтому случаи об отзыве обнародованного произведения по воле автора очень редки. В других случаях понятие добросовестного поведения является более широким и включает в себя не только недопустимость злоупотребления правом, а в целом надлежащее поведение в соответствии с нормами нравственности и морали. Как отмечает судья Конституционного Суда РФ, профессор, доктор юридических наук Г. А. Гаджиев, "признание конституционного принципа добросовестности означает необходимость "включения" в правовое регулирование гражданского оборота все большего числа моральных постулатов" <3>. -------------------------------- <3> Гаджиев Г. А. Конституционные принципы российской экономики (развитие основ гражданского права в решениях Конституционного Суда Российской Федерации). М.: Юристъ, 2004.

Как уже отмечалось, с 1 января 2008 г. введены в действие новые положения, в соответствии с которыми лица, обладающие исключительным правом на произведение, после смерти автора наделяются определенными полномочиями, которые по своей сути входят в состав личных прав автора. Эти нововведения касаются права на обнародование и права на неприкосновенность произведения. Право на неприкосновенность относится к важнейшим личным правам автора на произведение, оно закреплено в п. 1 ст. 1266 ГК РФ и означает право на целостность произведения и защиту его от разного рода искажений. То есть не допускается без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями. Это право автора требовать использования произведения только в том виде, в котором он представил его для всеобщего пользования. В п. 2 ст. 1266 специально подчеркивается, что извращение, искажение или иное изменение произведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию автора, равно как и посягательство на такие действия, дают автору право требовать защиты его чести, достоинства или деловой репутации в соответствии с правилами ст. 152 Гражданского кодекса. Однако теперь в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 1266 ГК РФ лицо, обладающее исключительным правом на произведение, при использовании произведения после смерти автора вправе разрешить внесение в произведение изменений, сокращений или дополнений при условии, что этим не искажается замысел автора и не нарушается целостность восприятия произведения и это не противоречит воле автора, определенно выраженной им в завещании, письмах, дневниках или в иной письменной форме. Очевидно, что практическая реализация указанных положений невозможна без соблюдения требований добросовестности при осуществлении управомоченными лицами этих достаточно широких полномочий. Необходимость введения таких положений в законодательство Российской Федерации может быть оправданна в отношении отдельных объектов авторского права, таких, например, как компьютерные программы, произведения архитектуры, карты, когда это обусловлено назначением произведения. Однако в отношении произведений искусства это не представляется целесообразным. С какой целью иные лица, обладающие исключительным правом, будут вносить изменения, сокращения или дополнения в произведение после смерти самого автора, если он при жизни сам этого не сделал? Кроме того, исключительным правом на произведение могут обладать не только наследники, но и лица, очень далекие от автора, получившие это право на основании переуступки исключительного права, которые могут не знать о содержании писем, дневников и иных письменных документов, которые остались после автора. К тому же критерии возможности внесения изменений, сокращений и дополнений носят оценочный характер, сложно достоверно оценить, искажается ли замысел автора, если автора уже нет. В определенной степени на защиту от недобросовестного поведения названных лиц направлены нормы ст. 1267 ГК РФ, которая специально регламентирует охрану авторства, имени автора и неприкосновенности произведения после смерти автора. В соответствии с нормами ст. 1267 автор вправе в порядке, предусмотренном для назначения исполнителя завещания, указать лицо, на которое он возлагает охрану авторства, имени автора и неприкосновенности произведения после своей смерти. Это лицо осуществляет свои полномочия пожизненно. При отсутствии таких указаний или в случае отказа назначенного автором лица от исполнения соответствующих полномочий, а также после смерти этого лица охрана авторства, имени автора и неприкосновенности произведения осуществляется наследниками автора, их правопреемниками и другими заинтересованными лицами. Заметим, что специальное закрепление в законе порядка осуществления защиты авторства, имени автора и неприкосновенности произведения после смерти автора, конечно же, способствует практической реализации охраны провозглашенных личных авторских прав, что способствует усилению их охраны. Отсутствие в ранее действовавшем Законе РФ "Об авторском праве и смежных правах" указанных механизмов существенно снижало эффективность охраны личных прав, особенно права на неприкосновенность произведения. Кроме того, в этом случае усиление охраны прав автора способствует также охране и общественных интересов, так как провозглашает и обеспечивает уважение к автору, его произведениям и в целом к творчеству. В п. 1 ст. 1267 ГК РФ дополнительно закрепляется положение о том, что авторство, имя автора и неприкосновенность произведения охраняются бессрочно. В случае, когда извращение, искажение или иное изменение произведения носят характер, порочащий честь, достоинство и деловую репутацию автора, или посягают на такие действия, после смерти автора допускается защита чести и достоинства автора заинтересованными лицами в соответствии с правилами ст. 152 ГК РФ. Однако не исключена ситуация, когда и лицом, которое обладает правом вносить изменения, дополнения и сокращения в произведение, и лицом, на которое возложено право и обязанность охраны личных прав автора, будет одно лицо - обладатель исключительного права, наследник или иной правообладатель. В этом случае только добросовестное поведение этого лица обеспечит соблюдение прав автора творческого произведения. В связи с этим представляется целесообразным среди лиц, обладающих правом на осуществление охраны авторства, имени автора и неприкосновенности произведения после смерти автора, указать и специальные государственные или иные организации, например организации по управлению авторскими и смежными правами на коллективной основе, что послужило бы гарантией охраны личных прав авторов после их смерти и защитой от возможного недобросовестного поведения правопреемников и иных лиц. Особенно это актуально сегодня, когда довольно широкое распространение получили разного рода заимствования, искажения, вольные переработки, иное не всегда добросовестное использование произведений без согласия автора и учета норм этики. В п. 3 ст. 1268 ГК РФ содержится еще одно нововведение, в соответствии с которым произведение, не обнародованное при жизни автора, может быть обнародовано после его смерти лицом, обладающим исключительным правом на произведение, если обнародование не противоречит воле автора произведения, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и т. п.). Очевидно, что указанная норма на практике открывает возможность для злоупотреблений, поскольку отсутствуют нормативные механизмы противодействия недобросовестному поведению и защиты права на обнародование. По общему правилу право на защиту предоставлено лицу, обладающему исключительным правом на произведение, он же обладает и правом на обнародование в случаях, предусмотренных в п. 3 ст. 1268 ГК РФ. В ст. 1267 ГК РФ, где закрепляется порядок охраны после смерти автора права авторства, имени автора и неприкосновенности произведения, право на обнародование произведения не упоминается. Кроме того, законом теперь предусмотрена еще одна возможность обнародования произведения не самим автором, а иными лицами после его смерти. В соответствии со ст. 1337 ГК РФ перешедшее в общественное достояние необнародованное произведение может быть обнародовано любым лицом, если только обнародование произведения не противоречит воле автора, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и т. п.). Права гражданина, который правомерно обнародовал такое произведение, относятся к смежным и определяются в соответствии с гл. 71 Гражданского кодекса. С одной стороны, указанные новеллы открывают доступ общества к новым произведениям науки, культуры и искусства, предоставляют возможность их использования. С другой стороны, фактически это означает существенное ослабление охраны личных прав авторов произведений науки, литературы и искусства, поскольку предоставляется возможность обнародования произведения и внесения в него различного рода изменений без ведома автора, что не всегда отвечает его интересам. Важно, чтобы лица, наделенные в силу закона указанными правами после смерти автора, пользовались своими правами добросовестно и не злоупотребляли ими. В то же время отсутствие критериев недобросовестного поведения может вызвать весьма существенные трудности при оценке действий по обнародованию произведений после смерти автора, а также при внесении в произведение дополнений, изменений, сокращений и т. д. Фактически наследники или иные лица, обладающие исключительным правом на произведение, после смерти автора по своему усмотрению могут изменить, дописать, сократить произведение или обнародовать произведение, которое автор, по разным причинам, может быть, не хотел делать достоянием общественности, но не успел об этом прямо выразить в какой-либо письменной форме. Указанные действия обладателями исключительных прав могут совершаться не с намерением причинить вред автору, но они могут не совпадать с замыслом автора или с его представлением о целостности произведения. В этом случае только такое понимание принципа добросовестности, которое очень образно раскрыто Г. А. Гаджиевым, может помочь в обеспечении охраны личных прав авторов: "Принцип доброй совести обладает признаками объективного мерила и является известной сдержкой эгоизма в юридических отношениях. Добрая совесть, по этимологическому смыслу, таит в себе такие элементы, как: знание о другом, о его интересах; знание, связанное с известной доброжелательностью; элемент доверия, уверенность, что нравственные основы оборота принимаются во внимание, что из них исходит каждый в своем поведении" <4>. -------------------------------- <4> Гаджиев Г. А. Указ. соч.

Таким образом, предоставление в правовой охране личных прав авторов в ряде случаев достаточно широких полномочий как самим авторам, так и иным лицам создает необходимость обеспечения должного поведения соответствующих субъектов. Важнейшим критерием оценки такого поведения является добросовестность как общий принцип гражданского права. Вместе с тем следует согласиться с оценкой общих положений действующего гражданского законодательства Российской Федерации, которая дана в Концепции развития гражданского законодательства, разработанной в соответствии с Указом Президента РФ от 18 июля 2008 г. о том, что ссылки на добросовестность, имеющиеся в Гражданском кодексе РФ, оказываются недостаточными для эффективного правового регулирования. В связи с этим обоснованным представляется предложение, что принцип добросовестности должен быть сформулирован в качестве общего начала гражданского права, что позволит придать ему более весомое значение в гражданском законодательстве. Нормативное закрепление названного принципа позволит не только установить важнейшие ориентиры поведения субъектов права, но и более широко применять меры гражданско-правовой защиты в случае недобросовестных действий участников оборота. Однако, как видим, в некоторых случаях даже прямое закрепление необходимости добросовестного поведения может оказаться недостаточным, нужны и меры обеспечения добросовестного поведения соответствующих субъектов права. Думается, что только сочетание всех правовых механизмов и мер воздействия вместе с повышением правовой культуры общества позволит добросовестное поведение всех участников гражданско-правовых отношений, в том числе и авторско-правовых, сделать нормой поведения.

Библиографический список

1. Гаджиев Г. А. Конституционные принципы российской экономики (развитие основ гражданского права в решениях Конституционного Суда Российской Федерации). М.: Юристъ, 2004. 2. Сергеев А. П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: Учебник. Изд. второе, перераб. и доп. М., 2000.

------------------------------------------------------------------

Название документа