Добросовестное доверительное управление ценными бумагами в современной России в отсутствие единого федерального закона: миф или реальность

(Ясус М. В.) ("Законодательство и экономика", 2010, N 8) Текст документа

ДОБРОСОВЕСТНОЕ ДОВЕРИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ В ОТСУТСТВИЕ ЕДИНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА: МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ

М. В. ЯСУС

Мировой финансовый кризис и продолжающаяся деятельность финансовых пирамид в России подтвердили недостаточность регулирования доверительного управления ценными бумагами и денежными средствами на ведомственном уровне. По мнению автора представленной статьи - заместителя директора ОАО "Приангарье", преподавателя Академии труда и социальных отношений (Иркутский филиал), кандидата юридических наук М. В. Ясуса, российскому финансовому рынку нужен федеральный закон, комплексно учитывающий особенности доверительного управления ценными бумагами и защищающий интересы неквалифицированных инвесторов. Автор доказывает несостоятельность отдельных положений правовых актов ФСФР России о регулировании управления ценными бумагами, приводит правовые и экономические аргументы в пользу принятия специального федерального закона, а также определяет предмет его правового регулирования и основные положения.

В настоящее время на законодательном уровне в России отсутствует комплексное регулирование доверительного управления ценными бумагами и средствами инвестирования в ценные бумаги. Мировой экономический кризис продемонстрировал провал в реализации современной государственной политики по отношению к финансовым рынкам, а также показал неспособность современных правительств избегать использования государственного регулирования, которое вредит эффективному функционированию рынка ценных бумаг. Существующий финансовый кризис наглядно продемонстрировал, что управляющие средствами финансовые институты в погоне за получением прибыли перекладывают отрицательные риски доходности на неквалифицированных инвесторов, вовремя не информируют их о возможном снижении стоимости ценных бумаг, а также осуществляют такое инвестирование в ущерб их экономическим интересам. Прокуратурой и Федеральной комиссией по ценным бумагам США уже подготовлены и предъявлены требования в интересах американских инвесторов к международным компаниям, злоупотребившим своим доверительным положением на финансовом рынке США перед инвесторами. Грубое нарушение финансовыми институтами прав и интересов инвесторов характерно и для России. В одной только Иркутской области от деятельности финансовых пирамид, привлекающих финансовые средства граждан, пострадало значительное количество населения. Указанные организации в своей деятельности руководствовались различными ведомственными нормативными актами и отсутствием четких критериев привлечения их к ответственности, что позволило экспроприировать денежные средства в должной мере неосведомленных инвесторов. Отсутствие единого закона о доверительном управлении ценными бумагами и денежными средствами привело к отсутствию комплексной защиты прав и интересов неинституциональных инвесторов, которые не обладают достаточными финансовыми и юридическими познаниями, чтобы самостоятельно защитить свои интересы. Кроме того, отсутствие федерального закона о доверительном управлении ценными бумагами и денежными средствами приводит к тому, что недобросовестные участники рынка вуалируют свои имущественные отношения с инвесторами относительно управления ценными бумагами под другие сходные правовые отношения, не являющиеся, по сути, доверительным управлением, и лишают их тем самым специальной защиты законодательства. Правовое регулирование отношений по управлению ценными бумагами и средствами инвестирования осуществляется разрозненными законодательными актами в отсутствие основополагающего федерального закона, который бы комплексно регулировал указанные отношения, устанавливая единые критерии указанной деятельности и стандарты ответственности доверительных управляющих. Гражданский кодекс исходит из принятия специального закона, который бы регулировал особенности доверительного управления ценными бумагами (ст. 1025 Гражданского кодекса РФ). Между тем правовое регулирование указанных отношений в настоящее время осуществляется спорными по своей легитимности ведомственными нормативными актами, такими как Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР России) от 3 апреля 2007 г. N 07-37/пз-н "Об утверждении Порядка осуществления деятельности по управлению ценными бумагами" и Приказ Центрального банка РФ от 2 июля 1997 г. N 02-287 "Об утверждении Инструкции "О порядке осуществления операций доверительного управления и бухгалтерском учете этих операций кредитными организациями Российской Федерации". Например, возникают сомнения относительно компетенции ФСФР России устанавливать на уровне ведомственного нормативного акта дополнительные по отношению к установленным в ГК РФ существенные условия договора доверительного управления ценными бумагами, а также обязанность по установлению указанных условий письменно. Такими обязательными условиями, в частности, являются: перечень объектов доверительного управления, которые передаются в управление управляющему, перечень надлежащих объектов доверительного управления, т. е. ценных бумаг, приобретение которых управляющим в состав имущества учредителя управления является правомерным; структура объектов, поддерживать которую в течение всего срока действия договора обязан доверительный управляющий (соотношение между ценными бумагами различных видов и эмитентов; соотношение между ценными бумагами и денежными средствами данного учредителя управления, находящимися в доверительном управлении); виды сделок, которые управляющий вправе заключать с объектами доверительного управления, а также ограничения на совершение отдельных сделок. Порядок деятельности по управлению ценными бумагами, утвержденный ФСФР России, содержит положения, ущемляющие интересы неквалифицированных инвесторов, которые используются недобросовестными управляющими для ухода от ответственности. Так, указанный порядок предусматривает, что подписание учредителем управления отчета о деятельности управляющего или одобрение его иным образом, в том числе без проверки, может рассматриваться в случае спора как одобрение действий управляющего и согласие с результатами управления ценными бумагами. Сложность выявления и доказывания правонарушений на рынке ценных бумаг не дает право считать принятие указанного отчета инвестором одобрением деятельности доверительного управляющего. В соответствии с принятым ФСФР России приказом управляющий имеет право на вознаграждение и возмещение необходимых расходов при осуществлении деятельности по управлению ценными бумагами независимо от получения дохода от осуществления указанной деятельности (п. 2.8 Порядка). Это идет вразрез с положениями ГК РФ, предусматривающими право управляющего на вознаграждение и возмещение расходов только за счет доходов от использования объекта доверительного управления (ст. 1023 ГК РФ). Кроме того, из наименования утвержденного ФСФР России Порядка осуществления деятельности убрано слово "доверительное" при названии управления ценными бумагами. Именно присутствие "доверительного" управления ценными бумагами характеризует наличие высокой степени заботливости управляющего об интересах выгодоприобретателя, высоких требований к его управленческой деятельности, а также повышенной ответственности доверительного управляющего при установлении нарушений. Доверительность в данном случае обусловлена также тем, что порой нарушение при инвестициях в ценные бумаги сложно установить. В связи с этим неквалифицированный инвестор вынужден довериться репутации доверительного управляющего и полагаться на то, что деятельность последнего принесет ожидаемый доход. Кроме того, непрофессиональный инвестор вынужден верить доверительному управляющему, что его имущественные потери от доверительного управления (при наличии таковых) возникли в результате рыночных факторов, связанных с риском, а не в связи с неосмотрительностью доверительного управляющего. Таким образом, складывается впечатление, что утвержденный ФСФР России Порядок осуществления деятельности по доверительному управлению отражает в первую очередь интересы профессиональных доверительных управляющих, а не неквалифицированных инвесторов. В соответствии с пунктом 3 ст. 42 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" ФСФР России разрабатывает и утверждает единые требования к правилам осуществления профессиональной деятельности с ценными бумагами. Согласно статье 40 указанного Закона ФСФР России как уполномоченный федеральный орган по проведению государственной политики в области рынка ценных бумаг определяет порядок деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг. Из изложенного следует, что принимаемые ФСФР России требования должны касаться исключительно самих профессиональных участников рынка ценных бумаг, за неисполнение которых к последним должны применяться установленные законом санкции, например отзыв либо приостановление действия выданной лицензии, административный штраф. Поэтому содержащиеся в нормативных актах ФСФР России нормы гражданского законодательства могут и не иметь юридических последствий для сторон по сделке, которые профессиональными участниками рынка ценных бумаг не являются. Следовательно, несоблюдение обязательных условий договора доверительного управления, предусмотренных приказом ФСФР России, нельзя расценивать как несогласование существенных условий договора доверительного управления и в связи с этим применять такое правовое последствие как его незаключенность. Несоблюдение установленных вышеупомянутым Приказом указанных обязательных требований может повлечь лишь последствия в отношении профессионального доверительного управляющего, в частности привлечение его к установленной ответственности. В последнее время развитие финансового рынка и институциональных механизмов в России нашло отражение в принятии ряда законодательных актов, укрепляющих его правовые основы и содержащих нормы о доверительном управлении ценными бумагами либо средствами инвестирования в ценные бумаги. К таким нормативным актам, в частности, относятся Федеральные законы "Об инвестиционных фондах", "О негосударственных пенсионных фондах", "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации", "Об ипотечных ценных бумагах". Они содержат разрозненные и отличающиеся нормы о доверительном управлении ценными бумагами. Между тем закон, к которому отсылает ГК РФ для определения особенностей доверительного управления ценными бумагами, так и не принят. Однако наличие особенностей доверительного управления ценными бумагами и денежными средствами предполагает комплексное регулирование отношений по доверительному управлению ценными бумагами одним законодательным актом. В связи с этим отсутствие закона, осуществляющего комплексное регулирование доверительного управления ценными бумагами, тормозит развитие этих отношений, а отсутствие единого законодательного подхода к регулированию доверительного управления ценными бумагами приводит порой к неправильному регулированию указанных отношений разрозненными законодательными актами. Принятие комплексного закона о доверительном управлении ценными бумагами предполагает соответствие ему норм о доверительном управлении, содержащихся в других нормативных актах. Единообразный подход к законодательному регулированию отношений по доверительному управлению ценными бумагами и средствами инвестирования позволяет осуществлять финансовые сделки между инвесторами и получателями инвестиций с минимальными финансовыми затратами, что способствует росту эффективности рынка ценных бумаг. Постараемся определить основные положения и предмет регулирования будущего закона о доверительном управлении ценными бумагами и средствами инвестирования. К предмету регулирования указанного Закона должна относиться деятельность по профессиональному доверительному управлению ценными бумагами либо денежными средствами, осуществляемая на финансовом рынке. Данный Закон должен определять: - форму и существенные условия договора доверительного управления ценными бумагами и денежными средствами; - порядок передачи ценных бумаг в доверительное управление и особенности заключения договоров доверительного управления ценными бумагами или денежными средствами; - стандарты деятельности, которым должен следовать профессиональный доверительный управляющий при управлении, и основания для привлечения его к ответственности, в том числе ограничения, накладываемые на доверительного управляющего; - требования к профессиональному доверительному управляющему на рынке ценных бумаг; - права и обязанности профессионального доверительного управляющего; - права учредителя управления и выгодоприобретателя; - основания прекращения договора доверительного управления ценными бумагами; - порядок учета операций по доверительному управлению ценными бумагами и денежными средствами; - перечень объектов инвестирования и требования к структуре активов, составляющих предмет доверительного управления. В данном Законе должны быть отражены следующие положения, которые в силу присущим доверительному управлению ценными бумагами особенностям по-иному формулируют правила о доверительном управлении по сравнению с главой 53 ГК РФ. Поскольку доверительное управление ценными бумагами сопряжено со значительным риском получения отрицательной прибыли, обусловленной колебанием их рыночной стоимости по сравнению с доверительным управлением другим имуществом, нет оснований применять к доверительному управлению ценными бумагами положения пункта 3 ст. 1022 ГК РФ в части обращения взыскания на имущество учредителя доверительного управления, не переданное в доверительное управление. В связи с тем, что доверительное управление ценными бумагами и денежными средствами учреждается вследствие необходимости постоянного осуществления управленческих действий, пятилетний срок договора доверительного управления является недостаточным для удовлетворения потребности в постоянном доходе. Поэтому срок договора доверительного управления ценными бумагами или денежными средствами должен составлять не более 15 лет. Инвестиционная декларация должна являться неотъемлемой частью договора доверительного управления ценными бумагами. В ней необходимо определять цель инвестирования средств с учетом принимаемой учредителем доверительного управления степени риска и размера ожидаемой прибыли, перечень объектов инвестирования и требования к структуре инвестиционного портфеля с учетом диверсификации и распределения риска. Должно даваться понятие конфликта интересов и определяться обязательства доверительного управляющего по недопущению его возникновения. Обязательства доверительного управляющего по недопущению конфликта интересов в своей профессиональной деятельности по доверительному управлению ценными бумагами должны следовать из общей обязанности, также устанавливаемой указанным Законом, по соблюдению беспристрастности в осуществлении переданных ему прав. Доверительным управляющим по договору доверительного управления ценными бумагами или денежными средствами может являться профессиональный участник рынка ценных бумаг, соответствующий установленным требованиям по достаточности собственных средств. Доверительный управляющий ценными бумагами либо денежными средствами должен являться юридическим лицом. В федеральном законе необходимо конкретизировать обязательства доверительного управляющего по предоставлению отчета о своей деятельности. В частности, должны определяться порядок и сроки раскрытия доверительным управляющим информации об инвестировании средств, переданных в доверительное управление, о доходах, полученных в результате доверительного управления, об аннулировании или о приостановлении действия лицензии, о существенных изменениях в учредительных документах доверительного управляющего, о персональном составе органов управления, составе персонала и составе аффилированных лиц, о порядке и сроках доверительного управления, которые устанавливаются договором доверительного управления. В Гражданском кодексе РФ упущено одно из оснований прекращения договора доверительного управления - приостановление либо аннулирование лицензии доверительного управляющего. Между тем приостановление действия лицензии у доверительного управляющего влечет негативные последствия для бенефициара, поскольку в связи с перерывом управленческой деятельности, носящим длящийся характер, теряется доходность доверительного управления. Поэтому федеральный закон должен дополнить обязательства доверительного управляющего ценными бумагами обязанностью по соблюдению лицензионных требований и условий, выполнение которых является обязательным при осуществлении лицензируемых видов деятельности. Федеральный закон должен определять в качестве одной из основных обязанностей доверительного управляющего обеспечение способами, предусмотренными гражданским законодательством, возврата переданных ему денежных средств по договору доверительного управления. Общие положения ГК РФ о доверительном управлении практически не определяют обязанности доверительного управляющего, возникающие в связи с осуществлением доверительного управления, что влечет частые злоупотребления на практике. Поэтому закон должен конкретизировать основные обязанности доверительного управляющего, к числу которых относятся: - инвестирование переданных в управление средств исключительно в интересах бенефициара; - несение установленной законом и договором доверительного управления ответственности за сохранность средств, переданных в управление; - поддержание достаточности собственных средств (капитала), рассчитанных в соответствии с требованиями Федеральной службы по финансовым рынкам, относительно объема обслуживаемых активов в установленном порядке; - соблюдать лицензионные требования и условия, выполнение которых является обязательным при осуществлении лицензируемых видов деятельности; - осуществление инвестирования переданных в управление средств разумно и добросовестно, исходя из необходимости обеспечения принципов надежности, ликвидности, доходности и диверсификации; - открытие банковских счетов и осуществление операций с переданными в управление средствами в кредитных организациях, удовлетворяющих установленным повышенным требованиям, расторжение договоров, закрытие счетов и принятие мер по истребованию денежных средств, если кредитные организации перестали удовлетворять указанным требованиям; - ежедневное определение текущей рыночной стоимости и стоимости чистых активов, находящихся в доверительном управлении для определения правильности выбранных объектов инвестирования, предотвращения понижения их стоимости и своевременного осуществления управленческих действий; - отчуждение ценных бумаг, находящихся в управлении, как правило, по цене не ниже рыночной, а также приобретение ценных бумаг, как правило, по цене не выше рыночной; - принятие и неукоснительное соблюдение кодекса профессиональной этики, соответствующего требованиям, установленным в законе; - осуществление сделок со средствами, переданными в управление, используя услуги брокеров, отвечающих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами ФСФР России, расторжение договоров и принятие мер по истребованию денежных средств в случаях, если брокеры перестали удовлетворять указанным требованиям; - осуществление права акционера в порядке, установленном соответствующим законодательством об акционерных обществах, исключительно в целях обеспечения законных прав и интересов бенефициара; - осуществление за счет средств, находящихся в управлении, выплат бенефициару в порядке и сроки, которые установлены договором доверительного управления в соответствии с законом; - представление уполномоченному федеральному органу отчета об инвестировании денежных средств, а также о доходах от инвестирования в порядке и сроки, которые установлены договором доверительного управления; - раскрытие информации о структуре и составе акционеров (участников) доверительного управляющего в порядке и сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом; - страхование риска ответственности, которая может наступить вследствие нарушения договора доверительного управления ценными бумагами или денежными средствами в порядке и на условиях, которые предусмотрены законом; - не являться аффилированным лицом учредителя управления и контрагентов по сделкам, заключаемым в процессе доверительного управления. Банкротство доверительного управляющего по обязательствам, возникшим не в связи с доверительным управлением ценными бумагами, влечет достаточно негативные последствия для учредителя управления. В связи с господствующей трактовкой безналичных денежных средств как обязательственных прав требования учредитель управления не сможет истребовать переданные им в управление денежные средства из общей конкурсной массы при несостоятельности доверительного управляющего <1>. В этом случае требования учредителя управления могут быть удовлетворены только в порядке общей очередности. В федеральном законе следует исключить из общей конкурсной массы денежные средства, переданные в доверительное управление и обособленные на отдельном балансе в случае банкротства доверительного управляющего по долгам, не возникшим в связи с доверительным управлением, потому что в этом случае интересы личных кредиторов доверительного управляющего не будут ущемлены. Личные кредиторы доверительного управляющего (по обязательствам, возникшим не в связи с доверительным управлением) при заключении сделки не учитывали и не должны учитывать обеспеченность своих прав требования имуществом, не принадлежащим доверительному управляющему, хотя и находящимся в его управлении. Однако если несостоятельность доверительного управляющего наступила по обязательствам, возникшим в связи доверительным управлением, переданные доверительному управляющему денежные средства учредителя управления должны находиться в составе общей конкурсной массы и могут быть истребованы учредителем управления только в порядке общей очереди. Данный вывод основан на общем правиле, в соответствии с которым долги по обязательствам, возникшим в связи с доверительным управлением имуществом, погашаются за счет этого имущества (п. 3 ст. 1022 ГК РФ). -------------------------------- <1> Иншев А. Доверительное управление денежными средствами // Право и экономика. 2000. N 10. С. 31.

Указанный федеральный закон не должен регулировать как профессиональный вид деятельности на рынке ценных бумаг отношения, которые связаны с передачей ценных бумаг в управление исключительно для осуществления прав акционера, предусмотренных законодательством об акционерных обществах. Такие отношения вряд ли могут считаться доверительным управлением и подпадают больше под отношения, регулируемые договорами поручения либо агентирования. Доверительное управление ценными бумагами предполагает активные действия доверительного управляющего, направленные на совершение различных гражданско-правовых сделок с предметом доверительного управления, в результате осуществления которых достигается увеличение его рыночной стоимости. Осуществление только прав акционера предполагает пассивное ожидание получения прибыли от управленческих действий, совершаемых органами управления юридического лица, а также осуществление в отношении их контрольных функций. Права акционера (голосование на общем собрание акционеров по вопросам назначения и досрочного прекращения полномочий органов управления) хотя в отдельных случаях и способно предотвратить уменьшение стоимости данных ценных бумаг, причиненного неправомерными поступками менеджмента, само по себе вряд ли способно обеспечить получение бенефициаром постоянного дохода по ценным бумагам и уменьшить риск колебания их стоимости. Голосование акциями не позволяет совершать в отношении ценных бумаг активные юридические действия, направленные на предотвращение уменьшения их рыночной стоимости в результате изменения рыночной конъюнктуры (условий рынка), и ограничивается лишь недопущением нарушения прав акционера. В связи с этим Закон о рынке ценных бумаг правомерно не требует наличия лицензии на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами, если доверительное управление связано только с осуществлением управляющим прав по ценным бумагам (ст. 5). Вместе с тем указанный Закон ошибочно именует указанную деятельность доверительным управлением ценными бумагами. В силу экономического характера возникающих в данном случае отношений вряд ли всего лишь осуществление прав по ценным бумагам может считаться доверительным управлением. С целью уменьшения и без того значительного количества правонарушений на рынке ценных бумаг в законе следует отменить ограниченную ответственность доверительного управляющего, установленную статьей 1022 ГК РФ, в которой разработчики, скорее всего, случайно забыли предусмотреть такую составную часть убытков, как расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права. Кроме того, необходимо устранить коллизии между частями 1 и 2 п. 1 ст. 1022 ГК РФ о якобы виновной ответственности доверительного управляющего путем установления законодательной презумпции, когда непроявление должной заботливости об интересах бенефициара должно предполагаться. В частности, непроявление должной заботливости должно предполагаться в случае уменьшения стоимости предмета доверительного управления по сравнению с существующей на момент заключения договора доверительного управления. Данная презумпция может быть опровергнута доверительным управляющим доказыванием совершения всех необходимых разумных действий, которое бы совершило третье лицо на его месте, направленных на поддержание стоимости переданных в управление ценных бумаг. В законе должен быть определен общий перечень объектов инвестирования, которые правомочен использовать доверительный управляющий при осуществлении деятельности по доверительному управлению. Доверительный управляющий может выходить за пределы определенного законодателем перечня ценных бумаг только в случае, когда иные объекты инвестирования прямо предусмотрены договором доверительного управления. Целью законодательного установления перечня ценных бумаг является существование конфликта экономических интересов доверительного управляющего и выгодоприобретателя, который может привести к принятию доверительным управляющим неоправданно высокого риска при осуществлении инвестиций в ценные бумаги. Доверительный управляющий стремится к инвестициям в более рискованные ценные бумаги, которые в случае наступления благоприятных обстоятельств могут дать максимальную прибыль, тем самым увеличивая вознаграждение доверительного управляющего. Между тем это делается за счет благосостояния бенефициара по причине перекладывания на него доверительным управляющим риска наступления неблагоприятных обстоятельств (отрицательного результата), приводящего вместо ожидаемой высокой прибыли к значительным убыткам. Таким образом, при инвестициях в рискованные ценные бумаги доверительный управляющий участвует в прибыли в случае наступления положительных рыночных обстоятельств, приведших к доходу по ценным бумагам, между тем в случае наступления неблагоприятных рыночных обстоятельств бремя убытков от инвестиций в рискованные ценные бумаги несет бенефициар один. Поэтому при отсутствии законодательного ограничения доверительные управляющие будут стремиться к инвестициям в ценные бумаги с неоправданно высокой степенью риска. Следовательно, федеральный закон о доверительном управлении ценными бумагами должен ограничивать инвестиции доверительного управляющего в наиболее рискованные ценные бумаги, к коим относятся обыкновенные акции российских эмитентов. Например, согласно закону не более половины средств, переданных в доверительное управление, могут быть инвестированы в обыкновенные акции российских эмитентов. Кроме того, с целью избежать возложения на выгодоприобретателя неоправданно высокого риска получения отрицательной прибыли от инвестиций, инвестиции в ценные бумаги не всех эмитентов могут быть санкционированы законом. Так, если договором доверительного управления не установлено иное, закон должен разрешать инвестиции только в обыкновенные акции устоявшихся на рынке эмитентов, которые имеют достаточно прочную финансовую базу и положительную историю на рынке ценных бумаг. Например, закон может разрешить доверительным управляющим инвестиции в обыкновенные акции эмитентов, которые: - имеют капитализацию не меньше ста тысяч условных единиц; - выплачивали дивиденды по своим обыкновенным акциям в течение трех последовательных лет, предшествующих осуществлению инвестиций; - имеют котировки своих обыкновенных акций на фондовой бирже; - не нарушали права миноритарных акционеров на протяжении трех предыдущих совершению инвестиций лет, что подтверждается отсутствием судебных актов, устанавливающих нарушение прав миноритарных акционеров. Федеральный закон о доверительном управлении ценными бумагами и средствами инвестирования с определением санкционированного перечня объектов инвестирования должен также возлагать вытекающие в связи с этим дополнительные обязательства на доверительного управляющего. Во-первых, при осуществлении инвестиций доверительный управляющий должен обеспечивать соблюдение требования диверсификации с целью уменьшения риска получения отрицательной прибыли от вложенных ценных бумаг. Во-вторых, доверительный управляющий должен принять меры по определению объекта инвестиций как подходящего с точки зрения конкретных интересов бенефициара. Например, с учетом интересов бенефициара доверительный управляющий может выбрать для инвестиций ценные бумаги, по которым выплачиваются дивиденды, либо ценные бумаги, по которым дивиденды не выплачиваются, но имеют прирост в их рыночной стоимости. При доверительном управлении средствами инвестирования в ценные бумаги возникает вопрос, насколько условия российского рынка ценных бумаг требуют того, чтобы доверительный управляющий в указанном случае являлся профессиональным участником рынка, имеющим лицензию. Закон о рынке ценных бумаг считает возможным осуществление доверительного управления денежными средствами, предназначенными для инвестирования в ценные бумаги, только в качестве профессионального вида деятельности, требующего наличия соответствующей лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг у доверительного управляющего (ст. ст. 5 и 38 Закона). При всех положительных моментах данного Закона такой подход ведет к уменьшению доверительности в отношениях по доверительному управлению, посредством которой снижается риск ненадлежащего исполнения обязательств управляющим. Между тем эффективное инвестирование средств в ценные бумаги требует соответствующих профессиональных знаний, которые отсутствуют у обычного лица. Учитывая изложенное, можно предложить модель доверительного управления средствами инвестирования в ценные бумаги, которая сочетает два указанных начала: профессиональный и доверительный. Поэтому в отдельных случаях в законе следует разрешить передачу ограниченного количества денежных средств для инвестирования в ценные бумаги непрофессиональному доверительному управляющему при условии возложения на него обязательства по обращению за заключением к профессиональному участнику рынка ценных бумаг для определения удовлетворительности ценных бумаг как объекта инвестиций. Предметом обращения должны быть разъяснения, насколько инвестиции в конкретные ценные бумаги являются удовлетворительными с точки зрения бенефициара и соответствуют степени риска и размеру ожидаемой прибыли, которые он готов понести. Заключение относительно удовлетворительности инвестиций в конкретные ценные бумаги должно выдаваться с учетом экономического положения эмитента ценных бумаг, предыдущей истории по выпуску ценных бумаг и выплаты дивидендов. Такое обязательство по получению консультации от профессионального участника относительно удовлетворительности инвестиций должно сохраняться за доверительным управляющим на протяжении всего периода управления ценными бумагами. Инвестиции в ценные бумаги, будучи удовлетворительными с точки зрения бенефициара на начальном этапе, могут перестать быть удовлетворительными позднее в связи с изменением рыночной конъюнктуры либо по другим причинам. При отсутствии обращения за консультацией к профессиональному участнику рынка ценных бумаг при совершении инвестиций в ценные бумаги непрофессиональный доверительный управляющий должен быть привлечен к ответственности за причиненные неудовлетворительными инвестициями убытки. Таким образом, для снижения рисков недобросовестного доверительного управления и дальнейшего развития рынка ценных бумаг, России необходим федеральный закон о доверительном управлении ценными бумагами и средствами инвестирования, который бы комплексно защищал интересы неквалифицированных инвесторов.

Библиография

Константинов Г. Л. О некоторых аспектах правового статуса сторон договора доверительного управления на рынке ценных бумаг в России // Банковское право. 2009. N 5. Камышанский В. П., Соловьев А. М. Формы доверительного управления имуществом на рынке ценных бумаг // Законы России: опыт, анализ, практика. 2008. N 9. Муравьева Е. С. Объединение ценных бумаг при доверительном управлении // Цивилист. 2007. N 3. Муравьева Е. Правовое регулирование деятельности по доверительному управлению ценными бумагами // Современное право. 2007. N 6. Ткач А. Н. Договор доверительного управления эмиссионными ценными бумагами // Банковское право. 2002. N 1. Анисимова Т. В. К вопросу о возможности доверительного управления ценными бумагами // Юрист. 2001. N 9. Иншев А. Доверительное управление денежными средствами // Право и экономика. 2000. N 10.

------------------------------------------------------------------

Название документа