О практике работы военных прокуратур Восточного военного округа по обеспечению законности в сфере жилищно-коммунального хозяйства
(Лукашенко С. Н.) ("Военно-юридический журнал", 2013, N 5) Текст документаО ПРАКТИКЕ РАБОТЫ ВОЕННЫХ ПРОКУРАТУР ВОСТОЧНОГО ВОЕННОГО ОКРУГА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЗАКОННОСТИ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА <*>
С. Н. ЛУКАШЕНКО
-------------------------------- <*> Lukashenko S. N. On the practice of work of military procurator's offices of the Eastern military region with regard to ensuring legitimacy in the sphere of housing-communal economy.
Лукашенко Сергей Николаевич, заместитель военного прокурора Восточного военного округа, полковник юстиции.
В статье перечислены наиболее характерные нарушения, выявленные военными прокурорами в жилищно-коммунальной сфере, приведен анализ причин их совершения, указаны принимаемые меры прокурорского реагирования для их устранения.
Ключевые слова: прокуроры, жилищно-коммунальная сфера, аутсорсинг.
The article lists the most characteristics violations revealed by military procurators in housing-military sphere, analyses the reasons for commission thereof, notes the measures of procurator's reaction taken for elimination thereof.
Key words: procurators, housing-communal sphere, outsourcing.
От состояния жилищно-коммунального хозяйства объектов Минобороны России напрямую зависит социальная защищенность военнослужащих и членов их семей, что не может не влиять на боеготовность армии. Именно поэтому обеспечение законности в этой сфере с учетом суровых климатических условий Дальнего Востока и Сибири является одним из наиболее приоритетных направлений деятельности военной прокуратуры Восточного военного округа. Надзор осуществляется на основании анализа законности и постоянного мониторинга ситуации с коммунальным обеспечением военных городков и воинских частей. На постоянном контроле, прежде всего, находятся вопросы поставки топлива и энергоресурсов, поддержания работоспособности котельных и инженерных сетей, а также технического состояния казарменно-жилищного фонда. Систематически в правоохранительные контролирующие органы от командования и коммунальных компаний поступают сведения о нарушениях в указанной сфере. Только от органов безопасности в войсках в 2012 г. получено свыше 60 сообщений об этом. Всего в минувшем году в ходе надзорного сопровождения деятельности сторонних специализированных организаций (ОАО "Ремонтно-эксплуатационное управление" и ОАО "Славянка") выявлено более 1600 нарушений законов, об их устранении внесено свыше 200 документов прокурорского реагирования, в том числе 5 - руководству Минобороны России, ОАО "Оборонсервис" и входящих в его состав субхолдингов. Возбуждено 6 уголовных дел, 43 - об административных правонарушениях. Мерами прокурорского реагирования восстановлены права свыше 30 тыс. граждан, возмещен причиненный государству ущерб на сумму более 10 млн. руб. Статистика свидетельствует о постоянном росте из года в год нарушений в указанной сфере. Так, если в 2009 г. и 2010 г. надзорными мероприятиями выявлены соответственно 500 и 800 нарушений законов, то уже в 2011 г. прокурорское реагирование осуществлено в отношении 1400 нарушений. На состояние законности в сфере ЖКХ оказывает влияние ряд объективных факторов, в том числе значительное число объектов коммунальной инфраструктуры, длительные сроки их эксплуатации и изношенность, которые характерны для всей системы жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Так, теплоснабжение объектов Минобороны России осуществляется посредством более 1000 котельных, в эксплуатации филиалов ОАО "Славянка" находится свыше 10000 объектов казарменно-жилищного фонда и жилых зданий. К числу таких факторов можно также отнести географическое положение Восточного военного округа, который расположен на огромной, но малонаселенной территории, имеющей слаборазвитую инфраструктуру. В свою очередь, расположение военных объектов характеризуется их большой удаленностью друг от друга и крупных городов, некоторые находятся на островах и обеспечиваются материальными средствами исключительно посредством водного и воздушного транспорта в непродолжительный период навигации. Необходимо отметить, что после проведенной в Минобороны России реформы отлаженная в течение десятилетий система коммунального снабжения войск квартирно-эксплуатационными органами упразднена. В настоящее время вопросы заключения договоров на поставку топлива и их оплаты, выделения финансирования на коммунальные нужды, в том числе проведение ремонтных и аварийных работ, а также выделения материальных средств относятся к исключительной компетенции руководства ОАО "РЭУ" и ОАО "Славянка", находящихся в г. Москве. При этом их филиалы, действующие на территории ВВО, полномочиями, позволяющими оперативно реагировать на возникающие проблемы, фактически не обладают. Негативное влияние на качество коммунального снабжения войск оказывают существенные просчеты и упущения в деятельности руководства ОАО "РЭУ" и ОАО "Славянка", включая организацию мероприятий по подготовке к отопительному сезону. Только по причине несвоевременного заключения ОАО "РЭУ" централизованных контрактов на поставку энергоносителей военными прокурорами в ходе надзора выявлены многочисленные проблемы с его поставками. В результате по состоянию на первую декаду сентября 2012 г. ни на одной из котельных ВВО запасы угля и мазута в полном объеме сформированы не были, топливо стало поступать лишь после планового начала отопительного сезона, а отдельные воинские части были им обеспечены в октябре 2012 г. Несмотря на своевременно направленные руководством поднадзорных филиалов ОАО "Славянка" и ОАО "РЭУ" в головные представительства заявки на денежные и материальные средства, на начало работ по подготовке к отопительному сезону они выделены в размере от 5 до 10% от потребного или не поступили вовсе. В результате коммунальные объекты в полном объеме к зимней эксплуатации подготовлены не были. В таких условиях военной прокуратурой ВВО принимаются действенные меры, направленные на реальное устранение имеющихся нарушений закона, а также защиту прав и законных интересов военнослужащих и членов их семей. Вовремя начатым надзорным сопровождением мероприятий по подготовке к зимней эксплуатации объектов ЖКХ удалось не допустить возникновения чрезвычайных ситуаций на объектах жизнедеятельности в 2012 г. С этой целью военными прокурорами постоянно отслеживается ситуация в жилищно-коммунальной сфере. Еженедельно обновляются сведения о количестве топлива, имеющегося и поступающего на прикотельные площадки, а в случае нехватки энергоресурсов незамедлительно осуществляется реагирование. Например, в соответствии с государственным контрактом N 2-ТХ, заключенным в 2011 г. между Минобороны России и ОАО "РЭУ", к его ведению отнесено решение вопросов поставок топлива на эксплуатируемые котельные. Однако ввиду задолженности в 2012 г. со стороны ОАО "РЭУ" по оплате топлива поставщик - ООО "ИК "Таврический" ограничил поставку угля для нужд Минобороны России в Забайкальском крае и Республике Бурятия, в связи с чем в декабре 2012 г. на котельных Дровянинского гарнизона Забайкальского края не был создан нормативный запас угля. Для предотвращения аварийных ситуаций филиал "Забайкальский" ОАО "РЭУ" был вынужден брать в долг топливо у органов местного самоуправления, при этом понижалась температура в казарменных помещениях, ограничивалась подача горячего водоснабжения. В целях устранения указанных нарушений в декабре 2012 г. военным прокурором гарнизона Дровяная в порядке ст. 45 ГПК РФ в суд направлено исковое заявление о понуждении Минобороны России и ОАО "РЭУ" к созданию и поддержанию нормативного запаса топлива на поднадзорных котельных, которое удовлетворено, поставка необходимых энергоресурсов осуществлена. Результаты прокурорских проверок свидетельствуют, что негативное состояние законности в жилищно-коммунальной сфере также обусловлено ненадлежащим исполнением своих обязанностей работниками поднадзорных филиалов ОАО "РЭУ" и ОАО "Славянка". Наиболее характерными нарушениями являются ненадлежащая эксплуатация и содержание котельного оборудования и инженерных сетей военных городков, их несвоевременный ремонт. К примеру, проведенной 32-й военной прокуратурой гарнизона с привлечением специалистов Ростехнадзора проверкой установлено, что на котельной, отапливающей объекты военного городка "Старосысоевка" Приморского края, филиалом "Приморский" ОАО "РЭУ" не проведено техническое освидетельствование котлов, осмотры здания котельной, не организована безопасная эксплуатация тепловых установок. При этом ненадлежащее состояние теплотрассы создавало предпосылки к возникновению чрезвычайных ситуаций в период зимней эксплуатации. Об устранении отмеченных нарушений закона военным прокурором 32-й военной прокуратуры гарнизона директору филиала "Приморский" ОАО "РЭУ" внесено представление. Одновременно в отношении начальника котельной гражданина В. И. Горлыча возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.11 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которого территориальным органом Ростехнадзора тот оштрафован. В рамках реализации представления выявленные нарушения устранены. Нарушения в деятельности филиалов ОАО "Славянка" также носят не единичный характер, в основном заключаются в несвоевременной уборке территории военных городков и вывозе твердых бытовых отходов, ненадлежащем содержании объектов казарменно-жилищного фонда, непринятии мер к текущему ремонту коммунальных объектов. Так, проведенной военной прокуратурой гарнизона Комсомольска-на-Амуре проверкой в военном городке "Хурба-2" Хабаровского края выявлены нарушения требований Федеральных законов "Об охране окружающей среды" и "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", допущенные начальником ремонтно-эксплуатационного участка N 3 филиала "Комсомольский" ОАО "Славянка" С. А. Рябовой, которой не принимались меры к своевременному вывозу твердых бытовых отходов с его территории. Причиной допущенных С. А. Рябовой нарушений явилась также бесконтрольность за ее деятельностью со стороны начальника ремонтно-эксплуатационного района N 1 "Комсомольский" филиала "Комсомольский" ОАО "Славянка" А. В. Малинина, который выполнение мероприятий, направленных на предотвращение вреда окружающей среде и санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, не обеспечил. Военным прокурором гарнизона Комсомольск-на-Амуре директору филиала "Комсомольский" ОАО "Славянка" внесено представление об устранении нарушений закона, А. В. Малинину объявлено предостережение о недопустимости нарушения закона, в отношении С. А. Рябовой возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 КоАП РФ. Практика показывает, что возбуждение дел об административных правонарушениях в отношении недобросовестных работников коммунальных компаний является эффективной мерой реагирования на выявленные нарушения закона и активно используется военными прокурорами Восточного военного округа. К примеру, в связи с ненадлежащим содержанием жилищных объектов Минобороны России в г. Южно-Сахалинске, выразившимся в многочисленных протечках инженерных сетей, захламлении подъездов, подтоплением подвальных помещений хозяйственными стоками и т. д., военным прокурором 318-й военной прокуратуры гарнизона в отношении директора филиала "Южно-Сахалинский" ОАО "Славянка" А. В. Васягина возбуждено три дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения которых жилищной инспекцией Сахалинской области он привлечен к ответственности в виде штрафов на общую сумму 90 тыс. руб. Подобные меры прокурорского реагирования применяются к действующим на территории Восточного военного округа работникам филиалов ОАО "РЭУ". Так, в декабре 2012 г. - январе 2013 г. военной прокуратурой ВВО с привлечением специалистов Ростехнадзора проведены масштабные проверки исполнения филиалами ОАО "РЭУ" законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов при эксплуатации котельного оборудования. Надзорными мероприятиями выявлены нарушения Федеральных законов "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и "О пожарной безопасности", изданных в их развитие Правил устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 11 июня 2003 г. N 88. В связи с этим военными прокурорами в отношении виновных работников ОАО "РЭУ" возбуждено 27 дел об административных правонарушениях. В частности, проверкой, проведенной военной прокуратурой Биробиджанского гарнизона, установлено, что начальниками котельных В. И. Стальмаковым и О. Р. Бараном не принимались меры к своевременному проведению профилактических работ на котельном оборудовании. По результатам проверки военным прокурором гарнизона в их отношении возбуждены дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые рассматриваются территориальными органами Ростехнадзора. Надзорная деятельность обозначила проблему, заключающуюся в том, что централизация полномочий в сфере жилищно-коммунального хозяйства непосредственно в ОАО "РЭУ" и ОАО "Славянка" и, таким образом, сужение возможностей их территориальных филиалов не всегда позволяют в рамках реализации документов прокурорского реагирования в полной мере устранить выявленные нарушения закона. В этих условиях военными прокурорами Восточного военного округа активно используются полномочия по понуждению в судебном порядке Минобороны России ОАО "Славянка" и ОАО "РЭУ" к проведению капитального и текущего ремонтов объектов теплоснабжения и казарменно-жилищного фонда, созданию нормативных запасов топлива и т. д. Всего в 2012 - 2013 гг. в суды направлены свыше 70 исков этой категории, которые в большинстве своем судами рассмотрены и удовлетворены. К примеру, в октябре 2012 г. Центральный районный суд г. Читы удовлетворил иск военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона о понуждении к ремонту котельной, обеспечивающей теплом и горячим водоснабжением 14 жилых домов и детский сад, которые расположены в г. Улан-Удэ Республики Бурятия. В настоящее время на котельной проведены необходимые ремонтные работы. В постоянном поле зрения находится надзор за законностью использования денежных средств, выделяемых на коммунальное обслуживание. Например, военной прокуратурой Хабаровского гарнизона установлено, что исполняющий обязанности начальника филиала "Санаторий "Хабаровский" ФБУ "Санаторно-курортный комплекс "Дальневосточный" Минобороны России А. В. Костюков утвердил недостоверные акты филиала "Хабаровский" ОАО "Славянка" об оказании услуг по санитарному содержанию прилегающей территории санатория, которое на самом деле не осуществлялось. В результате коммерческой организации незаконно перечислено свыше 2 млн. руб. По результатам прокурорской проверки в отношении А. В. Костюкова возбуждено и расследуется уголовное дело по признакам преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 286, ч. 1 ст. 292 УК РФ. Представляется, что одним из условий, способствовавших совершению А. В. Костюковым противоправных действий, явилась ликвидация ранее действовавших на территории ВВО подразделений Департамента расквартирования Минобороны России, отвечавших за прием оказанных ОАО "РЭУ" и ОАО "Славянка" услуг. Теперь согласно Директиве Министра обороны Российской Федерации от 3 ноября 2011 г. N Д-37 "Об организации обеспечения потребителей Министерства обороны Российской Федерации, финансируемых за счет средств федерального бюджета, электрической, тепловой энергией, услугами водоснабжения, водоотведения, услугами по обслуживанию, содержанию и эксплуатации фондов" функции указанного Департамента при исполнении государственных контрактов, заключенных с эксплуатирующими организациями, возложены на командиров воинских частей, начальников организаций, старших военных городков, военных комиссаров. Таким образом, командованию вновь переданы несвойственные им полномочия, освобождение от которых было одной из целей введения в Вооруженных Силах Российской Федерации системы аутсорсинга. Установлено, что возможность их реализации командирами и начальниками существенно осложняется отсутствием штатных специалистов по каждому отдельному виду услуг. По этим причинам они не имеют возможности собственными силами и средствами качественно проверить фактическое выполнение работ по текущему ремонту объектов ЖКХ, произвести обмеры, выявить допущенные нарушения и недостатки. Изложенное также является коррупциогенным фактором и создает реальные предпосылки к должностным злоупотреблениям. В целях минимизации нарушений в указанной сфере военной прокуратурой Восточного военного округа эффективно используются полномочия по координации деятельности поднадзорных должностных лиц. Так, в декабре 2011 г. проведено межведомственное оперативное совещание, в ходе которого заслушаны представители командования поднадзорных войск, а также руководители филиалов ОАО "Славянка и ОАО "РЭУ", выработаны конкретные меры к решению имевшихся проблемных вопросов. С учетом значительного числа нарушений закона при организации коммунального снабжения войск округа в октябре 2012 г. проведена коллегия военной прокуратуры Восточного военного округа по вопросам дальнейшего совершенствования надзорной деятельности в данном направлении. Принятыми военной прокуратурой Восточного военного округа мерами удалось не допустить чрезвычайных ситуаций в отопительном периоде 2012 - 2013 гг.
------------------------------------------------------------------
Название документа