Тезисы Методических рекомендаций "Юридическая ответственность руководителей и врачей физкультурно-спортивных организаций" (часть вторая) (Окончание)
(Сараев В. В.) ("Спорт: экономика, право, управление", 2010, N 3) Текст документаТЕЗИСЫ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ "ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И ВРАЧЕЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ" (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)
В. В. САРАЕВ
(Окончание. Начало см. "Спорт: экономика, право, управление", 2010, N 2)
Сараев В. В., руководитель Рабочей группы по толкованию спортивного законодательства Комиссии по спортивному праву Ассоциации юристов России, вице-президент - директор Правового управления Континентальной хоккейной лиги, кандидат юридических наук.
2. При причинении вреда жизни или здоровью человека. При причинении вреда жизни или здоровью человека при проведении спортивных мероприятий физкультурно-спортивная организация и виновные лица несут ответственность, предусмотренную положением (регламентом) о спортивном соревновании, утверждаемым его организатором и (или) в соответствии с законодательством Российской Федерации: 2.1. Спортивно-дисциплинарную. 2.2. Дисциплинарную. 2.3. Гражданско-правовую. 2.4. Административную. 2.5. Уголовную. В соответствии со статьей 41 Конституции Российской Федерации: "1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь" <1>. -------------------------------- <1> Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. N 7-ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. N 4. Ст. 445.
В статье 66 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан <2> определено, что в случаях причинения вреда здоровью граждан виновные обязаны возместить потерпевшим ущерб в объеме и порядке, установленных законодательством Российской Федерации. -------------------------------- <2> См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. N 33. Ст. 1318.
В соответствии со статьей 68 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан: "в случае нарушения прав граждан в области охраны здоровья вследствие недобросовестного выполнения медицинскими и фармацевтическими работниками своих профессиональных обязанностей, повлекшего причинение вреда здоровью граждан или их смерть, ущерб возмещается в соответствии с частью первой статьи 66 настоящих Основ. Возмещение ущерба не освобождает медицинских и фармацевтических работников от привлечения их к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации" <3>. -------------------------------- <3> Там же.
2.1. Спортивно-дисциплинарная ответственность. Продолжая рассматривать в качестве примера Континентальную хоккейную лигу, необходимо отметить, что случаи причинения вреда жизни или здоровью человека при проведении спортивных мероприятий являются предметом тщательных проверок. Выявленные нарушения в последующем могут повлечь спортивно-дисциплинарную ответственность в виде штрафа на руководителя (врача, тренера) и (или) хоккейный клуб или дисквалификации руководителя (врача, тренера) хоккейного клуба в системе клубов и Континентальной хоккейной лиги в целом <4>. -------------------------------- <4> Дисциплинарный регламент. 2009. С. 44.
2.2. Дисциплинарная ответственность. Дисциплинарная ответственность руководителей и врачей как работников физкультурно-спортивной организации наступает при совершении ими дисциплинарных проступков, по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Трудовым кодексом Российской Федерации <5> (далее - ТК РФ). -------------------------------- <5> См.: Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 3896.
Согласно статье 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка, т. е. неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) увольнение по соответствующим основаниям. При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен. Привлечение к дисциплинарной ответственности руководителя организации, руководителя структурного подразделения организации, их заместителей предусмотрено статьей 195 ТК РФ. Важная роль в инициировании привлечения к дисциплинарной ответственности указанных руководителей отведена представительному органу работников организации. Кроме этого, руководитель или врач физкультурно-спортивной организации подлежат материальной ответственности как стороны трудового договора в соответствии с общими нормами главы 39 ТК РФ <6>. -------------------------------- <6> СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 3896.
Согласно разъяснению, данному в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 26 января 2010 г. N 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина": "...9. Ответственность юридического лица или гражданина, предусмотренная пунктом 1 статьи 1068 ГК РФ, наступает за вред, причиненный его работником при исполнении им своих трудовых (служебных, должностных) обязанностей на основании заключенного трудового договора (служебного контракта). На юридическое лицо или гражданина может быть возложена обязанность по возмещению вреда, причиненного лицами, выполнявшими работу на основании гражданско-правового договора, при условии, что эти лица действовали или должны были действовать по заданию данного юридического лица или гражданина и под его контролем за безопасным ведением работ (пункт 1 статьи 1068 ГК РФ)" <7>. -------------------------------- <7> Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26 января 2010 г. N 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина" // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2010. N 3.
2.3. Гражданско-правовая ответственность. Статьей 67 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан определены обязанность и порядок возмещения затрат на оказание медицинской помощи гражданам, потерпевшим от противоправных действий. В частности, законодатель указывает: "Средства, затраченные на оказание медицинской помощи гражданам, потерпевшим от противоправных действий, взыскиваются с предприятий, учреждений, организаций, ответственных за причиненный вред здоровью граждан, в пользу учреждений государственной или муниципальной системы здравоохранения, понесших расходы, либо в пользу учреждений частной системы здравоохранения, если лечение проводилось в учреждениях частной системы здравоохранения. Лица, совместно причинившие вред здоровью граждан, несут солидарную ответственность по возмещению ущерба..." <8>. -------------------------------- <8> Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. N 33. Ст. 1318.
Гражданское право определяет, что для возникновения обязательства по возмещению вреда необходим факт причинения вреда, противоправность как действия, так и бездействия, причинная связь между действием (бездействием) и наступившим противоправным результатом и вина причинителя вреда <9>. -------------------------------- <9> См. подробнее: Леонтьев О. В., Багненко С. Ф., Лядов А. О., Искаков И. Ж. Основы права. Правовое обеспечение медицинской деятельности. СПб., 2009. 142 с.
В соответствии с нормами ГК РФ основания и порядок привлечения к гражданско-правовой ответственности в основном регулируются: - статьей 1064 "Общие основания ответственности за причинение вреда"; - статьей 1068 "Ответственность юридического лица или гражданина за вред, причиненный его работником"; - статьей 1084 "Возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина при исполнении договорных либо иных обязательств"; - статьей 1085 "Объем и характер возмещения вреда, причиненного повреждением здоровья"; - статьей 1086 "Определение заработка (дохода), утраченного в результате повреждения здоровья"; - статьей 1101 "Способ и размер компенсации морального вреда". Если будет признано, что потерпевшему причинен вред вследствие недостатков товаров, работ или услуг, то в силу статьи 1097 ГК РФ данный вред, при отсутствии срока годности или срока службы товара (работы, услуги), подлежит возмещению в течение десяти лет со дня производства товара (работы, услуги) <10>. -------------------------------- <10> СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.
Срок же исковой давности в соответствии со статьей 208 ГК РФ не распространяется на требования о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, которые могут быть предъявлены в любое время. При этом требования, предъявленные по истечении трех лет с момента возникновения права на возмещение такого вреда, удовлетворяются за прошлое время не более чем за три года, предшествовавших предъявлению иска. "7. ...Вместе с тем суд вправе взыскать сумму возмещения вреда и за период, превышающий три года, при условии установления вины ответчика в образовавшихся недоплатах и несвоевременных выплатах гражданину" <11>. -------------------------------- <11> Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2010. N 3.
2.4. Административная ответственность. В соответствии с нормами КоАП РФ виновные лица могут быть привлечены к административной ответственности за совершение следующих административных правонарушений: - статья 5.39 "Отказ в предоставлении гражданину информации"; - статья 6.2 "Незаконное занятие частной медицинской практикой, частной фармацевтической деятельностью либо народной медициной (целительством)"; - статья 6.3 "Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательства о техническом регулировании"; - статья 13.17 "Нарушение правил распространения обязательных сообщений". 2.5. Уголовная ответственность. Согласно статье 14 УК РФ преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания <12>. -------------------------------- <12> СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2954; 2008. N 30 (ч. 1). Ст. 3601.
В соответствии с УК РФ руководитель или врач физкультурно-спортивной организации как виновные лица несут уголовную ответственность: - по части 2 статьи 109 "Причинение смерти по неосторожности" за причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей; - по части 2 статьи 118 "Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности" за причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности, совершенное вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей; - по статье 124 "Неоказание помощи больному"; - по статье 201 "Злоупотребление полномочиями"; - по статье 235 "Незаконное занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью"; - по статье 236 "Нарушение санитарно-эпидемиологических правил"; - по статье 237 "Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей"; - по статье 285 "Злоупотребление должностными полномочиями"; - по статье 286 "Превышение должностных полномочий"; - по статье 290 "Получение взятки"; - по статье 292 "Служебный подлог"; - по статье 293 "Халатность" <13>. -------------------------------- <13> См. также о "медицинских преступлениях": Правовое обеспечение профессиональной медицинской деятельности: Учеб. пособие / Н. Ф. Герасименко [и др.]. Ростов н/Д, 2007. С. 56 - 58; Григонис Э. П., Леонтьев О. В. Ответственность за преступления, совершаемые медицинскими работниками: Учеб. пособие. СПб., 2008. 157 с.
Необходимо учитывать следующее: - если физкультурно-спортивная организация не является государственным или муниципальным учреждением (что исключает применение статей 285 и 286 УК РФ в отношении исполнения должностных полномочий), деяния руководителя или врача (руководителя медицинского подразделения) коммерческой или иной организации могут быть квалифицированы по статье 201 УК РФ, в том числе через исполнение врачом (руководителем медицинского подразделения) организационно-распорядительных функций <14>; -------------------------------- <14> Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19 "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий" // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2009. N 12. "11. Судам следует отграничивать преступные действия должностных лиц от деяний других лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации, ответственность которых за злоупотребление своими полномочиями установлена статьей 201 УК РФ. Субъектами указанного преступления являются лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли, а также в некоммерческой организации, которая не является государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, государственной корпорацией. К лицам, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, относятся лица, выполняющие функции единоличного исполнительного органа, члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа, а также лица, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в этих организациях (например, директор, генеральный директор, член правления акционерного общества, председатель производственного или потребительского кооператива, руководитель общественного объединения, религиозной организации). В тех случаях, когда указанные лица используют свои полномочия вопреки законным интересам коммерческой или иной организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, они подлежат ответственности по статье 201 УК РФ, если это деяние повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества и государства".
- наличие медицинского подразделения, и следовательно, и его руководителя, обладающего организационно-распорядительными функциями, фактически вытекает из обязанности лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой физкультурно-спортивной организацией <15>. -------------------------------- <15> См. об этом: Сараев В. В. Тезисы Методических рекомендаций "Юридическая ответственность руководителей и врачей физкультурно-спортивных организаций" (часть первая). Москва, 2010 г. (Начало) // Спорт: экономика, право, управление. 2010. N 2. С. 23 - 25.
------------------------------------------------------------------
Название документа Интервью: На вопросы читателей отвечает С. В. Алексеев ("Спорт: экономика, право, управление", 2010, N 3) Текст документа
НА ВОПРОСЫ ЧИТАТЕЛЕЙ ОТВЕЧАЕТ С. В. АЛЕКСЕЕВ
С. В. АЛЕКСЕЕВ
Алексеев Сергей Викторович, председатель Комиссии по спортивному праву Ассоциации юристов России, доктор юридических наук, профессор Московской государственной юридической академии им. О. Е. Кутафина.
На страницах предыдущих номеров журнала Вы начали рассказ о тенденциях и перспективах юридического упорядочения в нашей стране турнирного покера, до недавнего времени входившего во Всероссийский реестр видов спорта. При этом Вы указали на необходимость принятия в России специального федерального законодательства об интеллектуально-коммерческих играх. Каковы социально-экономические, политические, юридические и иные последствия создания и реализации данного законодательства? Действительно, в связи с выведением турнирного покера, которым увлекается в России свыше 3 млн. граждан, из Всероссийского реестра видов спорта необходимо ввести в правовое поле этот не урегулированный на данный момент участок общественных отношений путем принятия поправок в Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее также - законодательство об интеллектуально-коммерческих играх). Ведь интеллектуально-коммерческие игры, прежде всего турнирный покер, - это умственные игры между людьми, которые способствуют интеллектуальному развитию населения, являются способом коммуникации, отдыха, полезной и приятной формой организации времяпрепровождения граждан, способом самореализации человека, его самовыражения и развития, фактором, формирующим свойства личности, а также средством отвлечения населения от его насущных проблем и борьбы против асоциальных явлений. Именно поэтому за последние годы место интеллектуально-коммерческих игр в системе ценностей современной культуры резко возросло. Интеллектуально-коммерческие игры как неотъемлемый элемент современной культуры, социальный феномен, достойное увлечение, уважаемое и почетное дело приобретает все большую популярность и распространение в России. Упорядочение и законодательная регламентация интеллектуально-коммерческих игр в России позволят наиболее эффективно регламентировать и контролировать деятельность всего сообщества любителей турнирного покера; способствовать отвлечению людей от порочных занятий, таких, как алкоголизм, наркомания, преступность (сейчас приоритетная цель государства - сохранить здоровье нации), создать условия для организации полезного проведения досуга гражданами, направленного на развитие интеллектуальных способностей граждан; создать дополнительные доходы в бюджеты, а также обеспечить дополнительные отчисления покерной индустрии на развитие спортивной отрасли и другие социально значимые явления; создать дополнительные рабочие места; уменьшить количество нелегальных игорных заведений и будут способствовать борьбе с ними; способствовать развитию туризма в России за счет проведения международных турниров; создадут условия для подготовки высококвалифицированных игроков, в частности для представления интересов РФ на международных соревнованиях, тем самым повысят международный авторитет России. Принятие поправок об интеллектуально-коммерческих играх в Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 244-ФЗ потребует внесения соответствующих изменений в Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", касающихся лицензирования интеллектуально-коммерческих игр. В целях обязать физических лиц самостоятельно исчислять и уплачивать НДФЛ от их участия в интеллектуально-коммерческих играх необходимо дополнить часть 1 статьи 228 Налогового кодекса РФ пунктом 8 в следующей редакции: "Физические лица, получающие выигрыши, выплачиваемые организаторами интеллектуально-коммерческих игр, - исходя из сумм таких выигрышей". В целях освободить организаторов интеллектуально-коммерческих игр от обязанности применения контрольно-кассовой техники необходимо внести соответствующие изменения в Федеральный закон от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".
На кого будет распространяться действие поправок об интеллектуально-коммерческих играх? Поправки будут распространять свое действие на: - организаторов и заведения интеллектуально-коммерческих игр; - лиц (игроков), играющих в интеллектуально-коммерческие игры, турнирных судей и других участников интеллектуально-коммерческих игр; - органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять государственное регулирование и контроль в сфере интеллектуально-коммерческих игр.
Какие федеральные органы исполнительной власти будут осуществлять государственное регулирование интеллектуально-коммерческих игр? Государственное регулирование деятельности по организации и проведению интеллектуально-коммерческих игр должно осуществляться Правительством Российской Федерации, а также федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством РФ на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию и контролю в данной сфере, иными федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации в пределах их компетенции. Передовой зарубежный опыт, а также российская практика успешного регулирования смежных видов деятельности свидетельствуют о том, что наиболее эффективными федеральными органами исполнительной власти, которые бы осуществляли функции по нормативно-правовому регулированию и контролю данной деятельности (далее - уполномоченные органы), являются Министерство финансов России и Федеральная налоговая служба, находящаяся в ведении Министерства финансов.
Какие юридические принципы должны лечь в основу законодательства об интеллектуально-коммерческих играх? Основу законодательства об интеллектуально-коммерческих играх должны составить следующие принципы: 1) единство нормативной правовой базы по организации и проведению интеллектуально-коммерческих игр на всей территории Российской Федерации; 2) сочетание государственного регулирования отношений в области организации и проведения интеллектуально-коммерческих игр с саморегулированием таких отношений организаторами интеллектуально-коммерческих игр; 3) установление государственных гарантий прав граждан на занятия интеллектуально-коммерческими играми; 4) обеспечение права каждого на свободный доступ к занятиям интеллектуально-коммерческими играми как к условиям самореализации и развития умственных способностей личности; 5) использование интеллектуально-коммерческих игр для организации полезного и приятного досуга граждан, в профилактике вредных привычек и асоциальных форм поведения, формировании здорового образа жизни населения, разностороннем интеллектуальном совершенствовании граждан. Создание полезных форм проведения свободного времени гражданами является важнейшей составляющей государственной политики. В одном из своих выступлений на тему оздоровления нации Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев отметил: "Нужны новые программы, которые обеспечат нормальный человеческий досуг и воспитание, когда люди знают, чем себя занять". Этой теме было посвящено заседание Государственного Совета "О молодежной политике в Российской Федерации" 17 июля 2009 года в Кремле; 6) содействие развитию всех видов и составных частей интеллектуально-коммерческих игр с учетом их уникальности, социальной и образовательной функций; 7) взаимосвязь движения интеллектуально-коммерческих игр с соревновательной деятельностью и физкультурно-спортивным движением; 8) направленность на организацию на территории Российской Федерации национальных и международных соревнований по интеллектуально-коммерческим играм; 9) обеспечение эффективной подготовки к соревнованиям, участия в соревновательной деятельности и достижения российскими игроками высоких результатов на национальных и международных соревнованиях; 10) стимулирование участников интеллектуально-коммерческих игр за достижение высоких турнирных результатов на официальных национальных и международных соревнованиях; 11) обеспечение безопасной организации и проведения интеллектуально-коммерческих игр для участников интеллектуально-коммерческих игр, а также других субъектов интеллектуально-коммерческих игр; 12) обеспечение проведения научных исследований в области интеллектуально-коммерческих игр. Поощрение исследовательской работы на национальном и международном уровнях, направленной на улучшение понимания комплекса вопросов, связанных с содержанием и порядком интеллектуально-коммерческих игр, правилами интеллектуально-коммерческих игр, их совершенствованием и унификацией, выявлением, анализом и предотвращением случаев их нарушения; 13) учет направленности национального и международного движения интеллектуально-коммерческих игр на сближение между людьми, консолидацию общества, укрепление мира и международного сотрудничества; 14) обеспечение развития нравственной и этической базы интеллектуально-коммерческих игр, распространения и соблюдения ценностей и правил справедливой игры и соревнования. В законодательстве об интеллектуально-коммерческих играх следует установить обязанность организаторов интеллектуально-коммерческих игр делать обязательные отчисления на социально значимые, в том числе физкультурно-спортивные, нужды государства в соответствии с правилами и в порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Какие требования к интеллектуально-коммерческим играм должны предусматриваться рассматриваемыми поправками? Какая-либо игра для того, чтобы получить статус интеллектуально-коммерческой игры, должна быть в официальном порядке признана уполномоченным органом. Порядок признания утверждается уполномоченным органом. Интеллектуально-коммерческая игра должна содержать следующие признаки: - игра должна способствовать интеллектуальному развитию способностей человека; - участники игры соревнуются исключительно между собой (организатор игры не может быть участником игры); - результат игры в большей степени обусловлен интеллектуальными качествами соревнующихся (т. е. не основан на риске), что подтверждается математическим заключением учреждения, аккредитованного уполномоченным государственным органом по надзору в сфере образования и науки в качестве учреждения высшего профессионального образования либо в качестве научно-исследовательского учреждения; - в игре присутствует соглашение о выигрыше, денежные средства являются инструментом игры; - игра должна иметь собственные правила, используемое оборудование и инвентарь. Интеллектуально-коммерческая игра может иметь разновидности, дисциплины. Специфика дисциплин должна быть закреплена в правилах интеллектуально-коммерческой игры. Официальное признание игры оформляется решением уполномоченного органа. Уполномоченный орган ведет соответствующий реестр интеллектуально-коммерческих игр и их дисциплин. Правила интеллектуально-коммерческих игр подлежат обязательному утверждению уполномоченным органом. Налоговым кодексом РФ должен устанавливаться объект налогообложения для каждого вида интеллектуально-коммерческих игр, в частности, для покера это покерный стол.
Как будет осуществляться лицензирование деятельности по организации и проведению интеллектуально-коммерческих игр? Заведения интеллектуально-коммерческих игр могут быть открыты исключительно на основании лицензии, выданной организатору на право осуществления деятельности по организации и проведению интеллектуально-коммерческих игр. Лицензия дает право организатору на открытие исключительно одного заведения интеллектуально-коммерческих игр. Эта норма направлена на недопущение открытия сетей заведений, оформленных на одного организатора и пользующихся его лицензией. Претендент на получение лицензии должен соответствовать ряду требований. В силу специфики интеллектуально-коммерческих игр к их организаторам предъявляются особые требования, которые должны гарантировать финансовую состоятельность организатора, его безупречную репутацию, социальную значимость его бизнеса, а также должны препятствовать "отмыванию" денежных средств, способствовать предотвращению возможных негативных социальных последствий. Повышенные требования преследуют цель оградить рынок от недобросовестных предпринимателей, существенно ограничить количество заведений, что позволит эффективно контролировать их деятельность. Основные требования: - организаторами интеллектуально-коммерческих игр могут выступать исключительно юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке на территории Российской Федерации; - в уполномоченный орган должны быть переданы сведения об учредителях юридического лица организатора и о конечных выгодополучателях, если учредителем является юридическое лицо; - стоимость чистых активов организатора в течение всего периода осуществления деятельности по организации и проведению интеллектуально-коммерческих игр не может быть менее 30 миллионов рублей; - может быть установлен разовый сбор за выдачу лицензии - 1 миллион рублей. Срок действия лицензии - 5 лет.
Каковы требования к деятельности по организации и проведению интеллектуально-коммерческих игр? Не менее жесткими должны быть требования к деятельности по организации и проведению интеллектуально-коммерческих игр в действующих заведениях, т. е. к владельцам лицензий. Организатор, прошедший сложную процедуру получения лицензии, осуществляет деятельность по организации и проведению интеллектуально-коммерческих игр в строгом соответствии со специальными требованиями (лицензионными требованиями). К числу таких требований должны относиться: обязательная идентификация (необходимость предъявления документа, удостоверяющего личность) и регистрация посетителей (игроков). При этом посетителями не могут являться лица, не достигшие возраста восемнадцати лет. Информация о посетителе и его финансовых операциях должна храниться не менее трех лет; требования к размещению заведений интеллектуально-коммерческих игр. Не более 1 (одного) заведения разрешается открывать в населенных пунктах с населением менее 500 000 человек. На населенные пункты с населением свыше 500 000 человек вышеуказанное ограничение не распространяется (при этом, если население города уменьшилось, но открыто несколько заведений, они продолжают функционировать); требования к помещению заведений интеллектуально-коммерческих игр. Площадь помещения для проведения интеллектуально-коммерческих игр не может быть менее чем 500 квадратных метров. Необходимость оборудовать помещение видеозаписывающей системой, позволяющей фиксировать процесс игры, действия посетителей и сотрудников заведения; требования к количеству оборудования и к оборудованию. В заведении интеллектуально-коммерческих игр должно располагаться не менее 20 единиц оборудования для игр (под единицей оборудования следует понимать установленный для каждой конкретной игры объект налогообложения, например, для покера это покерный стол). Оборудование для интеллектуально-коммерческих игр подлежит обязательной сертификации.
Предусматриваются ли какие-нибудь особые требования к рекламе деятельности по организации и проведению интеллектуально-коммерческих игр? Необходимо внести дополнения в главу 3 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе". Внести отдельную статью о рекламе интеллектуально-коммерческих игр, установив для них ряд ограничений. В частности, данная реклама не должна обращаться к несовершеннолетним; создавать впечатление, что получение выигрышей гарантировано; данная реклама должна допускаться в теле - и радиопрограммах с 22 до 7 часов местного времени.
Какие финансовые особенности и специфика налогообложения деятельности по организации и проведению интеллектуально-коммерческих игр заложены в поправки? Учитывая специфику деятельности по организации и проведению интеллектуально-коммерческих игр, для нее необходимо установить особое налогообложение. Каждый организатор интеллектуально-коммерческих игр обязан при открытии заведения и в процессе его функционирования регистрировать в уполномоченном органе объекты налогообложения, которые он использует в своей деятельности (например, для покера это покерные столы). Налоговая база определяется как общее количество соответствующих объектов налогообложения. Налоговым периодом является календарный месяц. Налоговая ставка устанавливается в размере 20 000 рублей. Финансовые особенности деятельности, как уже вкратце отмечалось выше, предполагают следующие условия. Обязать физических лиц самостоятельно исчислять и уплачивать НДФЛ от их участия в интеллектуально-коммерческих играх, т. е. освободить организаторов интеллектуально-коммерческих игр от обязанности налоговых агентов. Освободить организаторов интеллектуально-коммерческих игр от обязанности применения контрольно-кассовой техники. Включить организаторов интеллектуально-коммерческих игр в список организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом в понятии Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", дополнив статью 5 данного Закона следующим содержанием: "Организации, организующие и проводящие интеллектуально-коммерческие игры, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть Интернет".
------------------------------------------------------------------
Название документа