Секретные изобретения: особенности правовой охраны и использования

(Гатагонова Р. М.)

("Общество и право", 2010, N 3)

Текст документа

СЕКРЕТНЫЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ: ОСОБЕННОСТИ

ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Р. М. ГАТАГОНОВА

Гатагонова Радмила Маирбековна, соискатель кафедры гражданского и предпринимательского права Северо-Осетинского государственного университета.

В статье рассматриваются особенности правовой охраны и использования секретных изобретений в Российской Федерации.

Ключевые слова: секретное изобретение, правовой режим, правовая охрана, использование секретного изобретения.

In article features of a right protection and using confidential inventions in the Russian Federation are considered.

Key words: the confidential invention, legal regime, right protection, use of the confidential invention.

К секретным относятся изобретения, для которых установлена степень секретности "особой важности" или "совершенно секретно", а также на секретные изобретения, которые относятся к средствам вооружения и военной техники и к методам и средствам в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности и для которых установлена степень секретности "секретно" (п. 2 ст. 1401 ГК) [1].

Подача заявки на выдачу патента на секретное изобретение (заявка на секретное изобретение), рассмотрение такой заявки и обращение с ней осуществляются с соблюдением законодательства о государственной тайне (п. 1 ст. 1401 ГК). Указанное законодательство включает в себя прежде всего Закон о государственной тайне [2]. Согласно ст. 2 указанного Закона государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

В ст. 5 указанного Закона установлен перечень сведений, составляющих государственную тайну. В частности, к ним относятся:

1) сведения в военной области:

о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций, стратегическому, оперативному и мобилизационному развертыванию Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, предусмотренных Федеральным законом "Об обороне", об их боевой и мобилизационной готовности, о создании и об использовании мобилизационных ресурсов;

о планах строительства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск Российской Федерации, о направлениях развития вооружения и военной техники, о содержании и результатах выполнения целевых программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и модернизации образцов вооружения и военной техники;

о разработке, технологии, производстве, об объемах производства, о хранении, об утилизации ядерных боеприпасов, их составных частей, делящихся ядерных материалов, используемых в ядерных боеприпасах, о технических средствах и (или) методах защиты ядерных боеприпасов от несанкционированного применения, а также о ядерных энергетических и специальных физических установках оборонного значения;

о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения и военной техники, о свойствах, рецептурах или технологиях производства новых видов ракетного топлива или взрывчатых веществ военного назначения;

о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности режимных и особо важных объектов, об их проектировании, строительстве и эксплуатации, а также об отводе земель, недр и акваторий для этих объектов;

о дислокации, действительных наименованиях, об организационной структуре, о вооружении, численности войск и состоянии их боевого обеспечения, а также о военно-политической и (или) оперативной обстановке;

2) сведения в области экономики, науки и техники:

о содержании планов подготовки Российской Федерации и ее отдельных регионов к возможным военным действиям, о мобилизационных мощностях промышленности по изготовлению и ремонту вооружения и военной техники, об объемах производства, поставок, о запасах стратегических видов сырья и материалов, а также о размещении, фактических размерах и об использовании государственных материальных резервов;

об использовании инфраструктуры Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства;

о силах и средствах гражданской обороны, о дислокации, предназначении и степени защищенности объектов административного управления, о степени обеспечения безопасности населения, о функционировании транспорта и связи в Российской Федерации в целях обеспечения безопасности государства;

об объемах, о планах (заданиях) государственного оборонного заказа, о выпуске и поставках (в денежном или натуральном выражении) вооружения, военной техники и другой оборонной продукции, о наличии и наращивании мощностей по их выпуску, о связях предприятий по кооперации, о разработчиках или об изготовителях указанных вооружения, военной техники и другой оборонной продукции;

о достижениях науки и техники, о научно-исследовательских, об опытно-конструкторских, о проектных работах и технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение, влияющих на безопасность государства;

об объемах запасов, добычи, передачи и потребления платины, металлов платиновой группы, природных алмазов, а также об объемах других стратегических видов полезных ископаемых Российской Федерации (по списку, определяемому Правительством Российской Федерации);

3) сведения в области внешней политики и экономики:

о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;

о финансовой политике в отношении иностранных государств (за исключением обобщенных показателей по внешней задолженности), а также о финансовой или денежно-кредитной деятельности, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;

4) сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности:

о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;

о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность;

об организации, о силах, средствах и методах обеспечения безопасности объектов государственной охраны, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;

о системе президентской, правительственной, шифрованной, в том числе кодированной и засекреченной связи, о шифрах, о разработке, об изготовлении шифров и обеспечении ими, о методах и средствах анализа шифровальных средств и средств специальной защиты, об информационно-аналитических системах специального назначения;

о методах и средствах защиты секретной информации;

об организации и о фактическом состоянии защиты государственной тайны;

о защите Государственной границы Российской Федерации, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

о расходах федерального бюджета, связанных с обеспечением обороны, безопасности государства и правоохранительной деятельности в Российской Федерации;

о подготовке кадров, раскрывающих мероприятия, проводимые в целях обеспечения безопасности государства.

Общие принципы отнесения сведений к государственной тайне и их засекречивания установлены в ст. 6 Закона о государственной тайне. Согласно указанной статье под отнесением сведений к государственной тайне и их засекречиванием понимается введение для сведений, составляющих государственную тайну, ограничений на их распространение и на доступ к их носителям. Отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание осуществляются в соответствии с принципами законности, обоснованности и своевременности.

Законность отнесения сведений к государственной тайне и их засекречивание заключается в соответствии засекречиваемых сведений положениям статей 5 и 7 Закона о государственной тайне и иному законодательству Российской Федерации о государственной тайне.

Обоснованность отнесения сведений к государственной тайне и их засекречивание заключается в установлении путем экспертной оценки целесообразности засекречивания конкретных сведений, вероятных экономических и иных последствий этого акта исходя из баланса жизненно важных интересов государства, общества и граждан.

Своевременность отнесения сведений к государственной тайне и их засекречивание заключается в установлении ограничений на распространение этих сведений с момента их получения (разработки) или заблаговременно.

Закон о государственной тайне (ст. 7) особо подчеркивает, какие сведения не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию. К ним, в частности, относятся сведения:

о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;

о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;

о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;

о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;

о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации;

о состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации;

о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

Должностные лица, принявшие решения о засекречивании перечисленных сведений либо о включении их в этих целях в носители сведений, составляющих государственную тайну, несут уголовную, административную или дисциплинарную ответственность в зависимости от причиненного обществу, государству и гражданам материального и морального ущерба. Граждане вправе обжаловать такие решения в суд.

Органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации обеспечивают защиту сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с возложенными на них задачами и в пределах своей компетенции. Ответственность за организацию защиты сведений, составляющих государственную тайну, в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях возлагается на их руководителей. В зависимости от объема работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, руководителями органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций создаются структурные подразделения по защите государственной тайны, функции которых определяются указанными руководителями в соответствии с нормативными документами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и с учетом специфики проводимых ими работ [3].

Заявки на секретные изобретения подаются в зависимости от их тематической принадлежности в уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти, Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом" (уполномоченные органы). Заявки на иные секретные изобретения подаются в Роспатент. Возможны ситуации, когда изначально заявка на изобретение, содержащее сведения, составляющие государственную тайну, была подана в Роспатент. В этом случае такая заявка подвергается специальной процедуре засекречивания, порядок которой установлен законодательством о государственной тайне. Засекречивание заявки, поданной иностранными гражданами или иностранными юридическими лицами, не допускается [4].

Секретные изобретения, так же как любые другие изобретения, подлежат регистрации в государственном реестре, и на них выдается патент. Эти функции осуществляются либо Роспатентом, либо уполномоченным министерством или ведомством, в которое была подана заявка. В последнем случае уполномоченное министерство или ведомство должно информировать о регистрации изобретения и выдаче патента Роспатент.

Возможны ситуации, когда степень секретности изобретения изменяется. Согласно п. 2 ст. 1403 ГК при повышении степени секретности изобретения федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности передает документы заявки на секретное изобретение в зависимости от их тематической принадлежности в соответствующий уполномоченный орган. Дальнейшее рассмотрение заявки, не завершенное указанным федеральным органом к моменту повышения степени секретности, осуществляется уполномоченным органом. При понижении степени секретности изобретения дальнейшее рассмотрение заявки на секретное изобретение осуществляется тем же уполномоченным органом, который до этого рассматривал заявку.

Особый порядок действует в тех случаях, когда изобретение вообще перестало быть секретным. В таких случаях, в соответствии с п. 3 ст. 1403 ГК, при рассекречивании изобретения уполномоченный орган передает имеющиеся у него рассекреченные документы заявки на изобретение в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Дальнейшее рассмотрение заявки, не завершенное уполномоченным органом к моменту рассекречивания, осуществляется указанным федеральным органом.

Как и на любое другое изобретение, патент на секретное изобретение может быть признан недействительным по основаниям, предусмотренным в п. 1 ст. 1398 ГК. В частности, согласно указанному пункту патент на изобретение, полезную модель или промышленный образец может быть в течение срока его действия признан недействительным полностью или частично в случаях [5]:

несоответствия изобретения, полезной модели или промышленного образца условиям патентоспособности, установленным ГК РФ;

наличия в формуле изобретения или полезной модели либо в перечне существенных признаков промышленного образца, которые содержатся в решении о выдаче патента, признаков, отсутствовавших на дату подачи заявки в описании изобретения или полезной модели и в формуле изобретения или полезной модели (если заявка на изобретение или полезную модель на дату ее подачи содержала такую формулу) либо на изображениях изделия;

выдачи патента при наличии нескольких заявок на идентичные изобретения, полезные модели или промышленные образцы, имеющие одну и ту же дату приоритета, с нарушением условий, предусмотренных статьей 1383 ГК РФ;

выдачи патента с указанием в нем в качестве автора или патентообладателя лица, не являющегося таковым в соответствии с положениями ГК РФ, или без указания в патенте в качестве автора или патентообладателя лица, являющегося таковым в соответствии с положениями ГК РФ.

Литература

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ // РГ. 22.12.2006. N 289.

2. Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" // РГ. 21.09.1993. N 182.

3. Аксенов С. Г. Организационно-правовые основы обеспечения информационной безопасности органов государственной власти // Налоги. 2008. N 3 (2).

4. Башаратьян М. К. Информация как объект права и содержание права на информацию // Современное право. 2006. N 12.

5. Комлев С. В. Российское законодательство об информации, находящейся в ограниченном обороте // Правовые вопросы связи. 2005. N 1.

------------------------------------------------------------------

Название документа