Об организации надзора за исполнением законов в сфере ЖКХ. Выступление прокурора Чувашской Республики В. Г. Метелина

(Редакционный материал)

("Прокурор", 2013, N 2)

Текст документа

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ В СФЕРЕ ЖКХ

ВЫСТУПЛЕНИЕ ПРОКУРОРА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В. Г. МЕТЕЛИНА

О проблемах, связанных с нарушениями законов в сфере жилищно-коммунального хозяйства, мог бы сейчас говорить любой из присутствующих в зале прокуроров. На сегодняшний день эта сфера общественных правоотношений является одной из наиболее неустойчивых к законности. Обусловленные изменениями законодательства, прошедшие в течение последних пяти лет процессы, с одной стороны, сняли серьезно критиковавшуюся монополию органов местного самоуправления по предоставлению жилищно-коммунальных услуг. С другой стороны, на смену десяткам МУПов (муниципальные унитарные предприятия по управлению в сфере ЖКХ, функционировавшие ранее при органах местного самоуправления) пришли сотни управляющих компаний, товариществ собственников жилья и кооперативов, среди которых добрая треть не владела ни теоретическим, ни практическим опытом управления жилищно-коммунальным комплексом и его ресурсами (по Республике действует около 700 организаций, из них 140 управляющих компаний, более 500 ТСЖ и ЖСК). И по прошествии нескольких лет эта ситуация, к сожалению, не улучшилась. Напротив, в систему управления активно стали внедряться коммерческие организации, образованные исключительно с преступной целью хищения денежных средств.

Ни органы государственной власти, ни органы контроля, ни прокуроры не противостояли, к сожалению, начинающим формироваться негативным процессам на их первоначальном этапе. И в том числе поэтому мы получили то, что теперь имеем.

Сейчас мы уже стараемся держать на контроле все основные вопросы сферы ЖКХ - отслеживать правомерность использования денежных потоков, поступающих от граждан за жилищно-коммунальные услуги, своевременность и качество предоставления этих услуг, порядок ценообразования, реализацию адресных программ капитального ремонта многоквартирных жилых домов и другие.

На заседаниях коллегии (коллегия по итогам работы за полугодие и за год в 2011 и 2012 гг.) перед прокурорами Республики поставлены конкретные задачи комплексного взаимодействия при решении всех этих вопросов. Для обеспечения единообразного подхода к проведению надзорных мероприятий мной издано указание (в феврале 2012 г., обновлено 07.12.2012), разработаны и направлены на места методические рекомендации (5) по отдельным направлениям надзора в сфере ЖКХ, по результатам системно проводимой аналитической работы подчиненным прокурорам направляются информационные письма (9), в том числе с распространением положительного опыта.

Взятые в работу документы реализуются прокурорами в повседневной надзорной деятельности. По итогам прошедшего года число актов реагирования и пресеченных ими нарушений законодательства в сфере ЖКХ возросло в 1,5 раза (на 61% - с 1509 до 2434 возросло число выявленных нарушений закона, на 86% - с 22 до 41 больше принесено протестов, на 73% - с 201 до 347 административных дел, на 42% - со 126 до 179 исковых заявлений, на 116% - с 6 до 13 возбужденных уголовных дел по материалам прокурорских проверок).

Налажена четкая схема взаимодействия с органами государственной власти, местного самоуправления, контрольно-надзорными ведомствами.

Проверки законности деятельности управляющих компаний, товариществ собственников жилья, коммунальных и иных организаций, занимающихся обслуживанием жилищного фонда, проводятся совместно с Государственной жилищной инспекцией на системной, плановой основе. Планированию предшествует ежеквартальное проведение сверок динамики роста задолженности по коммунальным услугам между ресурсоснабжающими и управляющими организациями. Представители министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства и Приволжского управления Ростехнадзора задействованы в проверках целевого расходования денежных средств, выделенных на реализацию республиканских адресных программ по капитальному ремонту многоквартирных жилых домов, и соблюдения законов при подготовке объектов ЖКХ к отопительному сезону. Каждым прокурором формируется перечень домов, подлежащих капитальному ремонту, устанавливаются конкретные сроки для проведения работ, отслеживается реальная готовность всех объектов коммунального комплекса к отопительному сезону, в том числе проверяются запасы резервного топлива. Только в прошедшем году по требованиям прокуроров приняты меры по готовности более чем 300 многоквартирных домов, чем обеспечено своевременное начало отопительного периода на территории всех городов и районов Республики.

Например, достаточно активно стал использоваться потенциал Росфинмониторинга (МРУ Росфинмониторинга по Приволжскому федеральному округу). Сейчас, к примеру, МВД Республики совместно с этим органом проводится проверка в отношении 24 управляющих компаний, имеющих кредиторскую задолженность, а в отношении 10 таких компаний по результатам совместных мероприятий уже инициированы процессуальные проверки в связи с незаконным использованием денежных средств.

И вообще на данном этапе противодействие незаконному использованию денежных средств, фактам их хищения мы определили самой главной целью совместной работы. И речь идет не только о возбуждении уголовных дел по уже совершившимся преступлениям, у нас таковых 14 за два года (5 в 2011 г. и 9 в 2012 г.), но и о недопущении таких фактов.

Процесс привлечения виновных лиц к уголовной ответственности относительно налажен. Помимо резонансного дела в отношении руководителя управляющей компании по г. Чебоксары ООО "Коммунальные технологии" Лучинкина, совершившего хищение денежных средств на сумму около 900 млн. рублей (сейчас это дело расследуется Следственным департаментом МВД России), правоохранительными органами Республики в суд направлено 4 уголовных дела (среди них дело в отношении бывшего директора управляющей компании г. Новочебоксарска ООО "УК "Новэк" Ющенко, обвиняемого в мошенничестве), еще 2 дела находятся на стадии направления, фигурантам - руководителям органов местного самоуправления предъявлено обвинение, это уголовные дела: 1) в отношении главы Шумшевашского сельского поселения Аликовского района Филимонова и двух руководителей коммерческой фирмы, совершивших хищение бюджетных денежных средств в рамках программы "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилья"; 2) в отношении заместителя главы Цивильского района Николаева и руководителя коммерческой фирмы, совершивших хищение денежных средств, выделенных на капитальный ремонт многоквартирных домов. Два уголовных дела возбуждено за истекший период текущего года (одно из них в отношении руководителя ММПП жилищно-коммунального хозяйства Красночетайского района Львова, который совершил присвоение вверенных ему товарно-материальных ценностей на сумму около 48 тыс. рублей).

При этом остаются пока окончательно не решенными вопросы возмещения ущерба, причиненного преступлениями. Признаюсь, этому направлению мы начали уделять внимание только с 2012 г. (проблемы обсуждены на коллегии прокуратуры Республики 31 января 2012 г. и на заседании Координационного совещания руководителей правоохранительных органов 28 ноября 2012 г.). По этой причине по 3 уголовным делам с общей суммой около 4 млн. 300 тыс. рублей практически упущены возможности по возмещению ущерба. Сейчас же наши подходы изменены. Большинство прокуроров выполняют поставленные задачи по системному отслеживанию и своевременному влиянию на работу органов предварительного расследования по возмещению ущерба по каждому уголовному делу. Наряду с этим прокуроры взыскивают суммы ущерба, руководствуясь ст. 45 ГПК РФ. Поэтому ситуация стала более позитивной - вопрос с наложением ареста на имущество по вновь возбужденным делам стал решаться на первоначальных стадиях расследования. Также по требованию прокуратуры удалось наложить арест на имущество фигурантов, проходящих по ряду дел, возбужденных в начале прошлого года (4), предъявлены и прокурорские иски в суд. При этом суммы арестованного имущества в ряде случаев соответствуют или приближаются к полным суммам причиненного ущерба (например, по уголовному делу в отношении главы Шумшевашского сельского поселения Аликовского района Филимонова (возбуждено 29.02.2012) причиненный ущерб составил 16 млн. рублей, арест наложен на сумму 13 млн. рублей; в отношении заместителя главы администрации Цивильского района Николаева и других лиц по этому делу (возбуждено 04.05.2012) ущерб составил 2,3 млн. рублей, арест наложен на всю сумму причиненного ущерба. В целом же к концу 2012 г. удалось добиться наложения ареста на имущество фигурантов на 61% от общей суммы причиненного ущерба (на 31 млн. 633 тыс. из 51 млн. 686 тыс. рублей).

Проблематику предупреждения противоправных деяний, стабилизации положения дел с задолженностью перед ресурсопоставляющими организациями и банкротства управляющих компаний мы предполагаем решать посредством координации деятельности контрольно-надзорных органов, органов государственной власти и местного самоуправления. Ее форму - создание межведомственной рабочей группы из представителей правоохранительных и контрольно-надзорных органов - Государственной жилищной инспекции, Управления Роспотребнадзора, Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства, Приволжского управления Ростехнадзора по Республике, Государственной службы по конкурентной политике и тарифам нам предложило Управление Генеральной прокуратуры в Приволжском федеральном округе. Формирование такой группы на уровне Республики уже практически завершено. Ее основными задачами станут аналитика, планирование и разработка конкретных предложений для республиканских органов власти (их мы предполагаем выносить на заседания Координационного совещания при Главе Республики по обеспечению правопорядка в Чувашской Республике).

Необходимость объединения представителей основных ведомств в группу для формирования единых подходов к обеспечению законности в сфере ЖКХ, несомненно, назрела. Ведь проводимая органами контроля аналитическая деятельность пока еще далека от совершенства. Частично их ресурсы используются прокурорами при проведении совместных проверок, частично - другими правоохранительными органами при проведении проверочных мероприятий в рамках уголовных дел и материалов проверок. Но свой основной потенциал, на наш взгляд, они тратят практически "вслепую". Вот те же проверки субъектов предпринимательства (к которым относятся и управляющие компании в сфере ЖКХ) в рамках реализации Федерального закона N 294-ФЗ планируются не с учетом имеющихся проблем (нарушений законности) в той или иной области правоотношений, а по принципу "там, где давно не проверяли". Это неправильно, ведь можно проверок провести больше в разы, а проблему в корне так и не решить. Взаимодействие в выявлении реальных проблемных объектов и сотрудничество при проведении проверок пока есть тоже лишь там, где они урегулированы прокурорами. Поэтому мы и попробуем по-новому повлиять на эти процессы. В дальнейшем можно будет создать аналогичные группы в некоторых городах и районах Республики, где проблемы в сфере ЖКХ стали злободневными.

Вспомогательным элементом в упреждении образования задолженности перед ресурсопоставляющими организациями, думается, могло бы стать внесение некоторых коррективов в действующее федеральное законодательство. Мы предложили бы закрепить в нем отсутствующий в настоящее время механизм зачисления поступающих от граждан платежей за жилищно-коммунальные услуги на отдельные расчетные счета (за воду, за электроэнергию, за вывоз бытовых отходов и т. д.) для последующих расчетов с соответствующими поставщиками и одновременно установить административную ответственность управляющих компаний за нарушение такого порядка.

Сейчас такого раздельного учета не существует, все платежи поступают на один счет, а впоследствии используются по усмотрению управляющей компании, например, на погашение долгов перед поставщиком электроэнергии, перед другими же ресурсопоставляющими организациями растет задолженность.

Группа также позволит поднять на более высокий уровень начатую работу по урегулированию ценообразования на рынке предоставления жилищно-коммунальных услуг. В 2012 г. прокуроры возбудили более 60 административных дел за такие нарушения (самовольное увеличение платы за содержание и ремонт жилых помещений, двойное начисление платы за одни и те же расходы, уклонение от возврата излишне начисленных денежных сумм) по ст. 14.6, 14.7 КоАП РФ, должностные лица управляющих компаний оштрафованы на суммы от 10 до 50 тыс. рублей, один директор компании дисквалифицирован.

К примеру, ООО "УК "Деон" жильцам только одного многоквартирного дома в г. Чебоксары за отопление незаконно начислены дополнительные платежи на 188 тыс. рублей. По результатам возбужденного административного дела по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ и внесенного прокурором Ленинского района г. Чебоксары представления произведен соответствующий перерасчет.

Это, несомненно, нужная работа, мы будем ее расширять, а также дополнительно инициируем перед судейским сообществом формирование более жесткой судебной практики (установление ответственности в виде дисквалификации) и по этим, и по другим делам, связанным с финансовыми ресурсами ЖКХ.

Для более грамотной организации работы необходим хороший анализ поступающих обращений граждан. Значительную помощь в сборе информации о нарушениях в сфере ЖКХ оказало функционирование на территории Чувашии Временной приемной Генерального прокурора Российской Федерации, в которую за период ее двухмесячного функционирования (функционирует с 29 октября 2012 г., цифры по количеству принятых граждан даны на конец 2012 г.) обратилось более 500 граждан (70% по вопросам законности начисления коммунальных платежей, 20% по вопросам содержания, текущего и капитального ремонта жилья). Около 400 обращений было взято в проверки, примерно треть из них удовлетворена, по результатам пресечены различные, в том числе и системные, нарушения, связанные с ценообразованием на тарифы ЖКХ (например, незаконное начисление гражданам в 2012 г. дополнительной платы за отопление в период 2009 - 2010 гг.). Наряду с этим гражданам давались разъяснения действующего законодательства. Одновременно с Общественной приемной во всех прокуратурах городов и районов Республики действовали телефонные горячие линии. Проведенная работа освещалась в СМИ, в том числе по телевидению. Все это позволило, во-первых, восстановить нарушенные права жителей Республики, во-вторых, посредством правового просвещения снять общественное напряжение, а в-третьих, спланировать ряд надзорных мероприятий на текущий год (проверка законности установления тарифов на коммунальные услуги и платежей на содержание и ремонт жилых помещений; проверка соблюдения законов при реализации инвестиционных и производственных программ организациями ЖКХ; проверка полноты использования предоставленных законом полномочий органами государственного и муниципального контроля).

Коллеги, подводя итог сказанному, делаю вывод: у нас есть достаточно большой потенциал для решения проблемных вопросов в сфере ЖКХ, формы надзора могут быть как общеприменяемыми, так и новыми, не опробованными. Главное - консолидировать усилия всех ответственных органов и направить их на решение конкретных, наиболее остро стоящих перед конкретным регионом задач.

Название документа

Интервью: Права граждан в сфере ЖКХ - под жестким контролем прокуроров (интервью с заместителем Генерального прокурора Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Ю. А. Гулягиным)

("Прокурор", 2013, N 2)

Текст документа

ПРАВА ГРАЖДАН В СФЕРЕ ЖКХ - ПОД ЖЕСТКИМ

КОНТРОЛЕМ ПРОКУРОРОВ

ИНТЕРВЬЮ С ЗАМЕСТИТЕЛЕМ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПРОКУРОРА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМ

ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ Ю. А. ГУЛЯГИНЫМ

Проблемы, связанные с жилищно-коммунальным хозяйством, актуальны для каждого российского региона. Этот вопрос находится на особом контроле Генерального прокурора Российской Федерации Ю. Я. Чайки и его заместителей в федеральных округах. О том, какая ситуация складывается в сфере ЖКХ в Дальневосточном федеральном округе, журналу "Прокурор" рассказал заместитель Генерального прокурора Российской Федерации Ю. А. Гулягин.

- Юрий Александрович, какие проблемы в жилищно-коммунальной сфере Вы считаете в настоящее время наиболее острыми?

- Результаты работы прокуроров подтверждают злободневность большинства существующих проблем в области жилищно-коммунального хозяйства. На протяжении последних лет прокуроры ежегодно выявляют огромное количество нарушений в указанной сфере. Сравним прошлый год с 2008-м. Число нарушений в нашем округе возросло почти в 3 раза и превысило 19 тыс. случаев. Более чем в 2 раза увеличилось число актов прокурорского реагирования (12 000), привлеченных к ответственности лиц (2800), в 5 раз возросло число уголовных дел, возбужденных по материалам прокурорских проверок (55).

Нарушения при этом не отличаются особенной новизной. Органы государственной власти, местного самоуправления и организации коммунального комплекса неправильно формируют и применяют тарифы на энергетические ресурсы, при организации теплоснабжения населенных пунктов; не контролируют исполнение графиков проведения ремонтных работ и формирования запасов топлива; не обеспечивают населенные пункты резервными источниками энергоснабжения; предоставляют коммунальные услуги ненадлежащего качества.

Приведу такой пример. На контроле управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе продолжает оставаться ситуация, сложившаяся в поселке Тикси Республики Саха (Якутия). В результате грубых нарушений при эксплуатации государственным унитарным предприятием "Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)" котельной ТЭЦ Тикси объект теплоснабжения вышел из строя, что привело к частичному разморожению сетей тепло-, водоснабжения в жилых домах. Надо ли говорить о том, как грубо были нарушены права граждан в условиях жестокой зимы. Естественно, что по материалам прокурорской проверки возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 238 УК РФ за оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей. В настоящее время по делу проводятся следственные действия.

- Как обстоят дела с численностью проверок по обращениям граждан в сфере ЖКХ, которая на данный момент остается наиболее проблемной?

- На территории округа деятельность в жилищно-коммунальной отрасли осуществляют более 1,5 тыс. коммунальных организаций. Это более 500 - теплоснабжающих, 441 - водоснабжающая, 143 - электроснабжающих, 26 - газоснабжающих, 131 организация, оказывающая услуги по водоотведению, 99 - по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов, 174 - многофункциональные. Кроме того, услуги по содержанию и ремонту многоквартирных домов осуществляют 1290 управляющих компаний и ТСЖ.

Так вот численность обращений, поступивших в управление Генеральной прокуратуры РФ в Дальневосточном федеральном округе, значительно увеличилась. Если два года назад в управление поступило 82 обращения о нарушениях прав граждан в сфере ЖКХ, то в 2012 г. их уже около 400. Разумеется, возросло и количество проведенных проверок. Полагаю, происходит это потому, что в ряде субъектов Федерации округа до настоящего времени не выстроена четкая система контроля и надзора в означенной сфере.

Несмотря на проводимые уполномоченными органами многочисленные проверки, нарушения прав граждан допускаются управляющими компаниями повсеместно и массово. В 2012 г. только государственными жилищными инспекциями проведено более 12 тыс. проверок, выявлено около 20 тыс. нарушений. Это соизмеримо с их количеством, выявляемым в названной сфере прокурорами. При том условии, что это не единственное направление прокурорской деятельности.

- Состояние законности в области регулирования тарифов на услуги ЖКХ по-прежнему не выдерживает никакой критики у граждан. Население все больше недовольно работой управляющих компаний, в том числе ТСЖ. Какие меры принимаются к виновным лицам?

- В рамках реализации надзорных полномочий прокурорами на системной основе проводятся проверки исполнения законодательства в деятельности органов тарифного регулирования и управляющих компаний. Дается принципиальная оценка случаям необоснованного повышения тарифов, хищения средств, невыполнения обязательств по перечислению полученных от граждан средств поставщикам коммунальных услуг.

Например, в 2012 г. выявлено более 560 нарушений законодательства о регулировании тарифов. Для их устранения внесено 132 представления, к дисциплинарной и административной ответственности привлечено 168 виновных лиц, опротестовано 46 незаконных нормативных правовых актов. В суд направлено 205 заявлений. Хочу подчеркнуть: эти данные превышают показатели 2011 г. на 30%.

Нами установлено, что органы тарифного регулирования включают в коммунальные платежи расходы предприятий, напрямую не связанные с производственным процессом, и не контролируют исполнение заявленных организациями коммунального комплекса производственных программ.

К примеру, в Хабаровском крае выявлено неправомерное установление Комитетом по ценам и тарифам Правительства края оплаты тепловой энергии на 2013 г. для ООО "Тепловик+". Не была учтена экономия в 2012 г. средств по статье расходов "Вода на технологические цели".

Гарантирующему поставщику ОАО "Дальневосточная энергетическая компания" (филиал "Хабаровскэнергосбыт") при установлении сбытовой надбавки на 2012 г. неправомерно в состав расходов включены затраты на добровольное страхование транспорта (каско) в размере свыше 700 тыс. рублей, расходы на социальные нужды в размере 24 млн. рублей. Сами по себе подобные расходы предусмотрены Отраслевым тарифным соглашением в электроэнергетике Российской Федерации на 2009 - 2012 гг., однако документы, обосновывающие объемы данных расходов, регулирующим органом не представлены.

Таким образом, в Хабаровском крае в тарифы на электро - и теплоснабжение включаются расходы на содержание детей работников в дошкольных образовательных учреждениях, на приобретение детям путевок в оздоровительные лагеря, единовременную материальную помощь в случае смерти работника, участие в улучшении жилищных условий работников и финансирование иных льгот. И все это оплачивает население края, наши потребители, определенная часть из которых относится к социально незащищенным категориям граждан и имеет доходы явно скромнее, чем работники предприятий энергетики.

Или еще почти вопиющий факт на эту же тему. Некоторое время назад ресурсоснабжающие организации Амурской области за счет средств, учитываемых в тарифе, содержали футбольную команду.

В настоящее время прокуратура Хабаровского края оспаривает в судебном порядке установленные для ОАО "Дальневосточная энергетическая компания" тарифы.

На контроле управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе продолжает оставаться ситуация, сложившаяся в поселке Тикси Республики Саха (Якутия).

- Переход управления многоквартирными домами от государственных к частным управляющим организациям нередко происходит по подложным решениям собраний собственников жилья. Скажите, кто уполномочен следить за порядком решений этих вопросов? Какая предусмотрена ответственность за неправомерные действия управляющих организаций?

- Действительно, прокурорами во всех субъектах Федерации округа в 2012 г. выявлялись случаи нарушения прав граждан при выборе управляющих компаний и ТСЖ. Просто органы местного самоуправления не проводили конкурсы по выбору управляющей компании. Или подделывали подписи собственников при проведении общих собраний по смене способа управления многоквартирным домом.

Так, в Магаданской области судом в ноябре 2012 г. удовлетворены четыре иска прокуратуры Магадана о ликвидации ТСЖ в связи с выявленными нарушениями при оценке протоколов и решений собственников, наделении полномочиями председателя товарищества.

Если собственники полагают, что подписи в протоколе общего собрания поддельные, они могут обратиться в органы государственного жилищного надзора и органы муниципального жилищного контроля, которые наделены полномочиями по проведению проверок в указанной сфере.

Прокуратура также может провести проверку по данному факту и при наличии оснований передать материалы в правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела. Статья 46 Жилищного кодекса РФ предусматривает право собственников на обращение в суд.

Полагаю, что складывающаяся в данной сфере ситуация диктует необходимость на законодательном уровне рассмотреть вопрос об уголовной ответственности за воспрепятствование волеизъявлению собственников жилья по управлению многоквартирным домом, в том числе путем подделки решений собраний жильцов, их невыполнения, других противоправных действий. Надеюсь, указанные меры способствовали бы пресечению таких нарушений в жилищно-коммунальной сфере.

- Как устраняются нарушения прав граждан при необоснованном начислении и взимании с них платы за коммунальные услуги управляющими организациями за фактически не оказанные услуги?

- Для реального восстановления прав граждан прокуроры принимают соответствующие меры реагирования. В частности, вносят представления или обращаются в суд, обязывая организации ЖКХ производить гражданам перерасчеты.

Так, прокурором Советского района Владивостока установлено, что 11 управляющими компаниями в нарушение требований Жилищного кодекса Российской Федерации в одностороннем порядке, без проведения общего собрания собственников жилых помещений повышена плата за содержание и ремонт жилья жителям более 270 домов города. Руководителям управляющих компаний прокурором внесены представления, по результатам рассмотрения которых произведен перерасчет незаконно повышенной платы.

В Хабаровском крае и Магаданской области средства, перечисленные собственниками на капитальный ремонт многоквартирного дома, при смене управляющих компаний вновь избранной не передавались. В результате вмешательства прокурора Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края управляющей организацией ООО "Резонанс Сервис" после прекращения действия договоров управления многоквартирными домами по пр. Ленина, 34/2, и ул. Аллея Труда, 3, возвращены денежные средства в размере более 100 тыс. рублей, собранные с граждан на указанные цели.

Прокуратура Магдагачинского района Амурской области установила, что управляющая компания "Буреягэсстрой-ЖКХ" в нарушение требований жилищного законодательства жителям 91 многоквартирного дома в период с 15 по 26 сентября 2012 г. начислила лишнюю плату за отопление в размере более 520 тыс. рублей. А такой услуги жильцам вообще не предоставлялось. По иску прокурора суд признал начисление управляющей компанией платы за теплоэнергию незаконным и обязал произвести ее перерасчет.

- Зимой прошлого года на оперативном совещании Вы объявили предостережение министру ЖКХ Хабаровского края о недопустимости нарушения закона. В Верхнебуреинском районе не были утверждены нормативы предоставления жителям многоквартирных домов ресурсов ЖКХ, однако счета за это исправно выставлялись. Что сделано за это время, какие сейчас там нормативы?

- Объявление предостережения позволило ускорить разработку и принятие органами государственной власти нормативов потребления коммунальных услуг для населения Верхнебуреинского района. Правительством Хабаровского края издано Постановление N 430-пр "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению", которым в том числе утверждены нормативы по отоплению для муниципальных образований Верхнебуреинского района. А вот оснований для перерасчета не установлено.

- Такие же предостережения в прошлом году были объявлены главам нескольких сельских поселений края, где котельные не оборудованы резервными источниками питания. Что сделано в этом направлении? И почему каждый год подобная ситуация повторяется? Такое впечатление, что для многих глав поселений зима наступает неожиданно.

- Да, ежегодно органы государственной власти всех субъектов Федерации округа докладывают о готовности 4030 котельных, коммунальных сетей и жилого фонда к отопительному периоду. Однако отдельные должностные лица недооценивают свою личную ответственность при реализации полномочий по организации тепло-, электро - и водоснабжения населения. Они как бы полагают, что их обязанность заключается лишь в подписании договоров о сдаче в аренду муниципального имущества коммунального назначения.

Мерами прокурорского реагирования на органы местного самоуправления и организации возлагается обязанность по обеспечению надлежащего состояния коммунальных сетей и оборудования. Так, во исполнение решения Пожарского районного суда Приморского края, вынесенного по заявлению прокурора района, на администрацию Светлогорского сельского поселения возложена обязанность по проведению капитального ремонта либо замене ветхих сетей теплоснабжения. Исполнение решения контролируется прокуратурой.

- Как Вы оцениваете результаты работы Временной приемной Генерального прокурора РФ по вопросам ЖКХ? Сколько граждан за период работы приемной обратилось за помощью?

- Считаю, что такая форма работы, как временная приемная, показала свою результативность и эффективность, позволила выявить массовые нарушения прав граждан при расчетах за потребленные коммунальные ресурсы.

Всего во Временную приемную Генерального прокурора Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе со дня ее открытия поступило 560 заявлений.

Вопросы, затронутые гражданами, в основном касались законности деятельности управляющих компаний, некачественного и несвоевременного оказания услуг ЖКХ, правомерности расчета и начисления платы за ОДН, неисполнения жилищно-коммунальными организациями обязательств по содержанию общего имущества многоквартирных домов, а также их ненадлежащего капитального ремонта.

По ряду обращений проверки уже завершены. Доводы заявителей в большинстве случаев подтвердились. В этой связи прокурорами приняты нужные меры реагирования.

В ходе проверок по поступившим обращениям выявлено 307 нарушений федерального законодательства. Для их устранения внесено 168 представлений, вынесено 100 постановлений о возбуждении дел об административных правонарушениях, из них 51 - по ст. 7.22 КоАП РФ (нарушение правил содержания жилых домов и (или) жилых помещений). В суды направлено 40 исков, объявлено 8 предостережений о недопустимости нарушения закона. Основное число актов прокурорского реагирования в настоящее время находится на рассмотрении. Органами предварительного расследования по заявлениям граждан проводится 18 процессуальных проверок.

- Какими рычагами обладает прокуратура, чтобы обеспечить законные интересы граждан, наказать виновных лиц?

- Наши прокуроры, к примеру, только в 2012 г. направили в суды свыше 2,5 тыс. заявлений. При этом возросло число удовлетворенных и прекращенных дел ввиду добровольного удовлетворения требований прокурора.

Вот самые распространенные требования: обеспечение котельных резервными источниками энергоснабжения; перерасчет платы за электроэнергию; признание незаконным бездействия органа местного самоуправления; понуждение его к действию; разработка и принятие муниципальных программ в области энергоснабжения; понуждение к проведению ремонтных работ линии электропередачи, теплотрасс; принятие мер по техническому обслуживанию лифтового оборудования, о проведении перерасчета платы за коммунальные услуги, об организации проведения ремонтных работ и т. д. Хочу отметить, что исполнение решений судов по искам прокуроров тщательно контролируется.

К примеру, судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда удовлетворила требования прокурора Бурейского района. ОАО "Дальневосточная энергетическая компания" в лице филиала "Амурэнергосбыт" запрещено на период отопительного сезона прекращать подачу электроэнергии на котельные, подающие энергию в жилые дома и социальные объекты района.

За нарушение законодательства в сфере ЖКХ в 2012 г. к различным видам ответственности привлечено более 3,1 тыс. виновных лиц. Кроме того, на основании прокурорских проверок в следственные органы направлено 67 постановлений. По их результатам возбуждено 55 уголовных дел. В Амурской области в январе 2013 г. прокурором города Благовещенска в суд направлено уголовное дело по обвинению генерального директора ряда управляющих компаний города по ч. 1 ст. 201 УК РФ (злоупотребление полномочиями). Собираемые с населения денежные средства на электроэнергию и теплоснабжение обвиняемый расходовал по своему усмотрению, что привело к задолженности перед ресурсоснабжающими организациями в размере 15,5 млн. рублей.

- Что, по Вашему мнению, необходимо предпринять, чтобы стабилизировать обстановку в сфере ЖКХ?

- Недостатки в указанной сфере обусловлены значительным числом нарушений, допускаемых органами государственной власти и местного самоуправления при осуществлении нормотворческой деятельности. Прокурорами в 2012 г. выявлено 789 незаконных правовых актов, на которые принесено 787 протестов. Из них 656 приведены в соответствие с действующим законодательством. Наиболее часто основанием для оспаривания нормативных правовых актов служили превышение компетенции при принятии адресных программ и тарифов, несоблюдение сроков начала и завершения отопительного периода, порядка признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и другие.

В этой связи для обеспечения своевременной разработки и принятия законов и иных нормативных правовых актов органам государственной власти и местного самоуправления необходимо на систематической основе осуществлять мониторинг изменений в действующем законодательстве, совершенствуя нормативную базу.

Прошедший отопительный сезон показал слабую защищенность отдельных котельных от пожаров. По причине возгораний на котельных имели место сбои в теплоснабжении поселений в Республике Саха (Якутия) и Камчатском крае. Органам пожарного надзора необходимо проверять защищенность объектов коммунальной инфраструктуры на системной основе.

Еще одним из направлений совместных действий всех органов, обеспечивающих соблюдение законности в жилищно-коммунальной сфере, является сокращение дебиторской задолженности в округе. К сожалению, она не снижается. На конец 2012 г. составила 22,5 млрд. рублей. Поэтому прокуроры вынуждены принимать меры в отношении распорядителей бюджетных средств, понуждая их исполнять обязательства перед организациями коммунального комплекса.

Наряду с активизацией претензионной работы с собственниками жилых помещений, а также должниками - нанимателями муниципального жилищного фонда необходимо принимать меры к своевременному проведению инвентаризации обязательств и законному списанию дебиторской задолженности.

В перспективе предстоит подготовка к отопительному периоду 2013 - 2014 гг. Мероприятия и ремонтные программы должны утверждаться и корректироваться уже сегодня с учетом результатов прохождения осенне-зимнего сезона.

Органам государственной власти, местного самоуправления и организациям коммунального комплекса необходимо эффективно реализовывать свои полномочия в сфере тепло - и электроснабжения.

Надзирающим и контролирующим органам необходимо серьезно проанализировать ситуацию. Разработать новые формы и методы организации работы по обеспечению законных прав и интересов граждан в сфере ЖКХ. Своевременно выявлять и пресекать факты неисполнения органами местного самоуправления и организациями коммунального комплекса возложенных на них функций.

Требуется консолидация усилий всех ветвей власти, чтобы обеспечить законные интересы граждан, государства и хозяйствующих субъектов в жилищно-коммунальной сфере.

Я лично всегда держу этот вопрос под контролем.

Название документа